Интервью по картине водитель валя. Сочинение по картине Репки «Водитель Валя

Издавна художники прославляли дам с белыми руками и пышными формами, светских львиц в прекрасных платьях, самых лучших женщин России. Картина В. Репки «Водитель Валя» была написана в более позднюю эпоху, когда наша страна была частью Советского Союза. На ней изображена простая девушка, ставшая водителем общественного транспорта.

На переднем плане картины изображена девушка - водитель троллейбуса. Девушка обеими руками держит большой руль транспортного средства. На ней надет светлый свитер, волосы собраны в хвост. Её выражения лица с приподнятым от гордости носиком, говорит о том, что девушка очень любит свою работу. Кроме этого, она держит спину ровно. Серьезный взгляд девушки устремлен вдаль. Видно, что она внимательно следит за дорожной обстановкой, чтобы обеспечит безопасность своим пассажирам. Валя - хрупкая и худенькая девушка, но тем ни менее, она работает наравне со многими мужчинами своего времени.

На картине художник изображает трудолюбивую девушку, которая не боится встать рано утром и возить пассажиров весь день. Она приносит свой вклад в общество, что было одной из базовых ценностей советской эпохи.

Понравилось сочинение? Расскажи о нём друзьям!

8 класс

Сочинение по картине В. Репки «Водитель Валя»

Вариант 1

План:

1. Вступление.

2. Композиция картины.

3. Мое отношение к картине.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затухает,

и боль, что скворчонком стучала в виске,

стихает,

стихает.

Б. Ш. Окуджава

Мое сочинение посвящено картине современной украинской художницы Веры Репки «Водитель Валя». Юная девушка водит троллейбус. Картина вполне может быть символом нашего времени, когда практически стерты грани между мужскими и женскими профессиями. Ведь профессия водителя или шофера всегда воспринималась истинно мужской.

Композиция картины очень проста. В центре мы видим молодую девушку за рулем троллейбуса. За окном мелькает городской пейзаж. Девушка (мы знаем, что ее зовут Валя) уверенно держится за руль. Большая машина подчиняется хрупкой девушке. Мы видим, что вести троллейбус для Вали - дело привычное. По-видимому, работа нравится девушке. На ее лице написана спокойная уверенность. Сразу вспоминаются строчки Булата Окуджавы о полночном троллейбусе:

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний,

в случайный.

Полночный троллейбус, по улице мчи,

верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

крушенье,

крушенье.

Правда, поэт говорил о троллейбусе, который курсирует по улицам города в полночь. А на картине мы видим яркий светлый день. Впрочем, одно другому не мешает. Вполне возможно, что и ночью водителю Вале приходится так же, как и днем, ездить по городу. И не исключено, что такая же юная красавица за рулем троллейбуса, похожая на водителя Валю, вдохновила поэта на создание чудесных строк:

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

Я знаю, как в зябкую полночь

твои пассажиры - матросы твои -

приходят

на помощь.

Я с ними не раз уходил от беды,

я к ним прикасался плечами...

Как много, представьте себе, доброты

в молчанье,

в молчанье.

Девушка, изображенная на картине, нежна, миловидна, изысканна. Она одета неброско, но в то же время красиво. Она вполне может быть названа Прекрасной Дамой нашего времени, невзирая на то, что красавице приходится не пребывать в праздности, а выполнять довольно-таки непростую работу. Но, судя по спокойному лицу Вали, она воспринимает свою работу как нечто само собой разумеющееся. Девушка привыкла к ней и не мыслит своей жизни без ставшей столь необходимой работы. Как тут не вспомнить высказывание В. Брюсова: «Великая радость - работа. Все счастье земли - за трудом!»

Кабина водителя Вали освещена солнцем. Художница не жалеет ярких красок, изображая девушку за рулем троллейбуса. Валя стройна, изящна. Светлый джемпер с узорами подчеркивает хрупкость девичьей фигурки. Пышные волосы Вали собраны в хвост. В облике юной девушки нет ничего искусственного, нарочитого, фальшивого. При взгляде на нее невольно вспоминается высказывание: «Простота - залог элегантности». В самом деле, девушку на картине с полным правом можно назвать изысканной и элегантной, пусть даже скромен ее наряд. Скромность наряда не может восприниматься как недостаток, напротив, мы можем с полной уверенностью говорить о современном стиле. А ведь законодательница мод Коко Шанель говорила: «Мода проходит, стиль остается».

Можно ли назвать Валю настоящей красавицей? Безусловно. Правильные черты лица, высокий лоб, гордая осанка - на девушку невозможно не обратить внимание. «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально», - говорил Унгаро.

Персонаж картины «Водитель Валя» не может восприниматься нами в отрыве от современности. Прекрасная Дама наших дней не прячется от реалий окружающего мира в неприступных дворцах и крепостях. Она может быть какой угодно - весе лой или задумчивой, серьезной или мечтательной. Но в любом случае она живет рядом с нами, ее волнуют те же проблемы, что и всех нас.

Украинская художница Вера Репка в своем творчестве подмечает самые простые и оттого привычные детали нашей жизни. Мы уже привыкли к тому, что нас окружает. Но перо живописца подчас заставляет иначе взглянуть на привычную действительность. Эжен Делакруа, французский живописец и график (1798-1863) однажды сказал: «Какое чудо - восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!» В самом деле, в суете повседневности мы можем каждый день видеть за рулем троллейбуса или трамвая хрупкую девушку, но не обратим на нее ровным счетом никакого внимания. Слишком обычным покажется нам любой обыденный сюжет большого города. Но если мы увидим ту же самую девушку на полотне художника, это заставит нас задуматься о многом. Такова сила искусства, и спорить с этим невозможно.

Мне очень понравилась картина В. Репки «Водитель Валя». Полотно художницы у меня вызвала положительные ассоциации. Сразу вспоминается солнечное утро, когда все спешат по своим делам. И троллейбус, за рулем которого обычная девушка, наша современница, приходит как нельзя вовремя. День обещает быть хорошим. Каждый приступает к своим делам, привычным и, может быть, даже чуточку надоевшим. Но все равно привычные дела стали чем-то необходимым и само собой разумеющимся в нашей жизни. Привычный ритм большого города заставляет нас всех куда-то спешить. В спешке мы о многом забываем.

За окном троллейбуса мелькает городской пейзаж, давно знакомый и привычный. Каждая деталь большого города нам хорошо знакома. Но, с другой стороны, каждый день мы находим в этом привычном пейзаже что-то новое. Можно обратить внимание на краски, которые приобретает город летом, весной, зимой или осенью. Каждое время года дарит нам новые цвета и оттенки. Внимательный человек, тонко чувствующий прекрасное, не может всего этого не заметить. А умение подмечать детали свидетельствует о творческих способностях, пусть даже в обыденной жизни этот талант никак себя не проявляет...

Вариант 2

На свете огромное число художественных полотен, прославляющих красоту женщины. В каждое из времен существования человечества идеал женской красоты был, конечно, свой. Мы помним полотна П. Рубенса, тончайшие по своей прозрачной живописи, героинями которых были Мария Медичи, камеристка инфанты Изабеллы и многие другие, помним «Джоконду» Леонардо да Винчи, женщин, в изображении С. Дали, женские портреты В. Серова... Для каждой эпохи и для каждого художника женская красота открывалась с разных точек зрения, в том числе с точки зрения социальной принадлежности героинь, рода их занятий.

XX в. принес миру иной взгляд на роль женщины в жизни общества. Образ женщины-домохозяйки, женщины высшего света постепенно вытеснялся из сознания людей образом женщины, занимающей столь же важное место в жизни общества, как и мужчины. Женщина XX в. изменилась: она стала работать там, где раньше работали только мужчины. Слабый пол принял участие в управлении страной, стал получать образование, занимать руководящие посты. Женщина отстояла свое право вести не только кухонно-салонную жизнь. Она стала работающей.

Перемены в положении женщины, конечно, стали отражаться в искусстве, в том числе в живописи. Полотно Веры Репки «Водитель Валя» - яр кое тому подтверждение. Художник изобразила на своей картине молодую девушку Валю, работающую водителем троллейбуса. Валя занимается работой, которая изначально считалась мужской. Но эмансипация, повышение самосознания женщины сделали свое дело - женщина стала выполнять практически всю работу наравне с мужчинами, в том числе водить транспорт.

Валя - девушка своего времени. Она, хрупкая и нежная, изображена художником в кабине, на своем рабочем месте. Ее тонкие изящные руки держат большой руль троллейбуса. Она изображена в профиль: ее темные волосы собраны в хвост, чтобы не мешать работе, подбородок слегка приподнят - Валя сосредоточенно смотрит на дорогу. Ее лицо, с точеным профилем привлекательно: у девушки большие карие глаза, слегка вздернутый носик. На ней белый с черным геометрическим рисунком свитер.

Валя выглядит как школьница - она молода, стройна, грациозна. В тоже время мы понимаем, что работа, которой занимается девушка серьезная и небезопасная. Все это вместе заставляет восхищаться героиней работы В. Репки.



В данной статье ознакомимся с краткой биографией украинской талантливой художницы Репки Веры Александровны, одной из известных работ которой является полотно «Водитель Валя». Сочинение по картине написано в произвольной форме.

Биография художницы в краткой форме

Летом 1942 года в солнечной Феодосии родилась будущая художница, мастер портретного и пейзажного жанра, Вера Александровна Андриевская. В Крымском художественном училище молодая талантливая художница получала образование в 60-х годах. 1964 год стал для Веры судьбоносным: она вышла замуж за Заслуженного художника Украины Репку Сергея Никаноровича.

Персональные выставки художницы проходили в Киеве. Также картины были представлены в странах дальнего и ближнего зарубежья: Канаде, Японии, Германии, в Соединенных Штатах Америки. Картина В. А. Репки «Водитель Валя» была написана в 1971 году.

Детальное описание картины

Вашему вниманию представлено полотно времен советской эпохи, написанное талантливой Верой Александровной Репкой, - «Водитель Валя». Сочинение по картине будет отображением эпохи социализма.

Жизнь не стоит на месте, мир постоянно меняется и развивается, поражает своим многообразием. Так и в искусстве: глядя на картины мастеров разных эпох, хотелось бы отметить, как меняются люди. В прошлом остались красавицы с пышными формами, дамы в затянутых корсетах, томные барышни в тенистых беседках. Творчество Веры Александровны пришлось на 60-80-е годы, в те времена советские девушки уже не стремились быть только домохозяйками, активно осваивали мужские профессии, пример тому - произведение «Водитель Валя».

В. А. Репки как раз и затрагивает подобные моменты. На полотне изображена девушка за рулем троллейбуса. Взгляд ее устремлен вперёд, она внимательна и собрана. Тонкие девичьи руки держат руль тяжелой машины. Профиль героини картины красивый, четко очерченный. Темные волосы собраны в высокий хвост. Серьёзная и строгая девушка выбрала черно-белый свитер, который очень ей идет. Она похожа на шахматную королеву. Сочинение по картине «Водитель Валя» должно отобразить дух советской эпохи. Девушка сидит в кресле водителя, уверенная, спокойная. Видно, что работа ей нравится, и чувствует она себя на своем месте.

Мастер хотела донести до зрителя свои мысли, изображая девушку, освоившую мужскую профессию. За внешней хрупкостью скрывается сильная, волевая личность. За окном троллейбуса осень, видны деревья, одетые в желтую листву. В общем, пейзаж скучный, серый и однообразный. Только красивый профиль девушки, её напряженный взгляд освежают картину, наполняют полотно энергией. Мы видим, что автор относится к своей героине с теплотой и восхищением.

Впечатления, полученные от просмотра картины

Сила искусства огромна. Именно она заставляет увидеть что-то необычное и удивительное в повседневности. Мы торопимся по своим делам и не обращаем внимание на происходящее. А благодаря искусству можем насладиться реальным, настоящим миром вокруг нас и оценить его красоту.

Именно эта мысль и отображается в сочинении по картине «Водитель Валя». 8 класс школы - это именно тот возраст, когда дети начинают задумываться о будущей профессии. За рулем троллейбуса девушка, наша с вами современница, которая занимается своим привычным делом. Это водитель Валя. Сочинение по картине Веры Репки заставляет задуматься о многом: ритме жизни, силе искусства, вызывает очень теплые и положительные эмоции.

Заключение. Итог

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что именно благодаря этому произведению зритель может разглядеть в знакомых пейзажах что-то новое и особенное, по-другому увидеть обыденную жизнь большого города. Сочинение по картине «Водитель Валя» не представляет в написании особой сложности. Главное, правильно выдержать структуру текста (вступление, основная часть, вывод) и грамотно, развернуто изложить на бумаге свое видение написанного художницей.

Мастеру своего дела удалось донести до зрителя свои мысли и заставить задуматься о многих вещах. В этом вся сила искусства, и с этим невозможно спорить.

Во все времена были разные идеалы женщин. В одно время художники восхваляли пышные женские формы, а в другое изысканную красоту стройных великосветских дам. На картине «Водитель Валя» другая, советская эпоха. В это время женщины не стремились быть домохозяйками, а хотели работать наравне с мужчинами. Они осваивали те сферы деятельности, в которых раньше были задействованы только мужчины. Так и девушка Валя, героиня картины работает водителем троллейбуса.

Весь ее внешний вид говорит о том, что она серьезная, смелая и бесстрашная девушка. Ее темные волосы собраны в высокий хвост. Такая прическа не мешает ее работе. Голова приподнята, губы сжаты, а взгляд устремлен на дорогу. Она всегда следит за ситуацией на дороге и готова найти выход из любой ситуации. Ее тонкие изящные женские руки уверенно держат баранку руля и поворачивают руль в нужном направлении.

Строгость девушки подчеркивает и черно-белый свитер с геометрическим узором. Водитель держит спину прямо и гордо, судя по всему, эта профессия Вале по душе. С таким серьезным и старательным водителем, пассажирам можно ничего не бояться. У троллейбуса большое зеркало заднего вида, глядя в которое девушка оценивает ситуацию на дороге.

В кабине водителя большие окна, открывающие обзор на всю дорогу. В окнах можно увидеть деревья, листья которых уже желтеют, а значит на дворе осенняя пора. Да и свитер Вали указывает на то, что погода прохладная. Молодая девушка такая худенькая и грациозная, что встретив ее на улице, не поверишь, что она работает водителем. Такое ощущение, что она совсем недавно окончила школу, настолько она юная и изящная. У нее красивый, четко очерченный профиль, слегка вздернутый носик и карие глаза. Она настоящая русская красавица и это совершенно не вяжется с мужской работой водителя.


Сочинение по картине Репки "Водитель Валя"


На свете огромное число художественных полотен, прославляющих красоту женщины. В каждое из времен существования человечества идеал женской красоты был, конечно, свой. Мы помним полотна П. Рубенса, тончайшие по своей прозрачной живописи, героинями которых были Мария Медичи, камеристка инфанты Изабеллы и многие другие, помним "Джоконду" Леонардо да Винчи, женщин, в изображении С. Дали, женские портреты В. Серова. Для каждой эпохи и для каждого художника женская красота открывалась с разных точек зрения, в том числе с точки зрения социальной принадлежности героинь, рода их занятий.
XX в. принес миру иной взгляд на роль женщины в жизни общества. Образ женщины-домохозяйки, женщины высшего света постепенно вытеснялся из сознания людей образом женщины, занимающей столь же важное место в жизни общества, как и мужчины. Женщина XX в. изменилась: она стала работать там, где раньше работали только мужчины. Слабый пол принял участие в управлении страной, стал получать образование, занимать руководящие посты. Женщина отстояла свое право вести не только кухонно-салонную жизнь. Она стала работающей.
Перемены в положении женщины, конечно, стали отражаться в искусстве, в том числе в живописи. Полотно Веры Репки "Водитель Валя" - яркое тому подтверждение. Художник изобразила на своей картине молодую девушку Валю, работающую водителем троллейбуса. Валя занимается работой, которая изначально считалась мужской. Но эмансипация, повышение самосознания женщины сделали свое дело - женщина стала выполнять практически всю работу наравне с мужчинами, в том числе водить транспорт.
Валя - девушка своего времени. Она, хрупкая и нежная, изображена художником в кабине, на своем рабочем месте. Ее тонкие изящные руки держат большой руль троллейбуса. Она изображена в профиль: ее темные волосы собраны в хвост, чтобы не мешать работе, подбородок слегка приподнят - Валя сосредоточенно смотрит на дорогу. Ее лицо, с точеным профилем привлекательно: у девушки большие карие глаза, слегка вздернутый носик. На ней белый с черным геометрическим рисунком свитер.
Валя выглядит как школьница - она молода, стройна, грациозна. В тоже время мы понимаем, что работа, которой занимается девушка серьезная и небезопасная. Все это вместе заставляет восхищаться героиней работы В. Репки.

Сочинение по картине В. Репки "Водитель Валя".
План сочинения.
Вступление
Композиция картины
Мое отношение к картине
Мое сочинение посвящено картине современной украинской художницы Веры Репки "Водитель Валя". Юная девушка водит троллейбус. Картина вполне может быть символом нашего времени, когда практически стерты грани между мужскими и женскими профессиями. Ведь профессия водителя или шофера всегда воспринималась истинно мужской.
Композиция картины очень проста. В центре мы видим молодую девушку за рулем троллейбуса. За окном мелькает городской пейзаж. Девушка (мы знаем, что ее зовут Валя) уверенно держится за руль. Большая машина подчиняется хрупкой девушке. Мы видим, что вести троллейбус для Вали - дело привычное. По-видимому, работа
нравится девушке. На ее лице написана спокойная уверенность. Сразу вспоминаются строчки Булата Окуджавы о полночном троллейбусе:
Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Правда, поэт говорил о троллейбусе, который курсирует по улицам города в полночь. А на картине мы видим яркий светлый день. Впрочем, одно другому не мешает. Вполне возможно, что и ночью водителю Вале приходится так же, как и днем, ездить по городу. И не исключено, что такая же юная красавица за рулем троллейбуса, похожая на водителя Валю, вдохновила поэта на создание чудесных строк: Полночный троллейбус, мне дверь отвори! Я знаю, как в зябкую полночь твои пассажиры - матросы твои - приходят на помощь. Я с ними не раз уходил от беды, я к ним прикасался плечами. Как много, представьте себе, доброты в молчанье, в молчанье.
Девушка, изображенная на картине, нежна, миловидна, изысканна. Она одета неброско, но в то же время красиво. Она вполне может быть названа Прекрасной Дамой нашего времени, невзирая на то, что красавице приходится не пребывать в праздности, а выполнять довольно-таки непростую работу. Но, судя по спокойному лицу Вали, она воспринимает свою работу как нечто само собой разумеющееся. Девушка привыкла к ней и не мыслит своей жизни без ставшей столь необходимой работы. Как тут не вспомнить высказывание В. Брюсова: "Великая радость - работа. Все счастье земли - за трудом!"
Кабина водителя Вали освещена солнцем. Художница не жалеет ярких красок, изображая девушку за рулем троллейбуса. Валя стройна, изящна. Светлый джемпер с узорами подчеркивает хрупкость девичьей фигурки. Пышные волосы Вали собраны в хвост. В облике юной девушки нет ничего искусственного, нарочитого, фальшивого. При взгляде на нее невольно вспоминается высказывание: "Простота - залог элегантности". В самом деле, девушку на картине с полным правом можно назвать изысканной и элегантной, пусть даже скромен ее наряд. Скромность наряда не может восприниматься как недостаток, напротив, мы можем с полной уверенностью говорить о современном стиле. А ведь законодательница мод Коко Шанель говорила: "Мода проходит, стиль остается". Можно ли назвать Валю настоящей красавицей? Безусловно. Правильные черты лица, высокий лоб, гордая осанка - на девушку невозможно не обратить внимание. "Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально", - говорил Унгаро. Персонаж картины "Водитель Валя" не может восприниматься нами в отрыве от современности. Прекрасная Дама наших дней не прячется от реалий окружающего мира в неприступных дворцах и крепостях. Она может быть какой угодно - веселой или задумчивой, серьезной или мечтательной. Но в любом случае она живет рядом с нами, ее волнуют те же проблемы, что и всех нас.
Украинская художница Вера Репка в своем творчестве подмечает самые простые и оттого привычные детали нашей жизни. Мы уже привыкли к тому, что нас окружает. Но перо живописца подчас заставляет иначе взглянуть на привычную действительность. Эжен Делакруа, французский живописец и график (1798 - 1863) однажды сказал: "Какое чудо - восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!" В самом деле, в суете повседневности мы можем каждый день видеть за рулем троллейбуса или трамвая хрупкую девушку, но не обратим на нее ровным счетом никакого внимания. Слишком обычным покажется нам любой обыденный сюжет большого города. Но если мы увидим ту же самую девушку на полотне художника, это заставит нас задуматься о многом. Такова сила искусства, и спорить с этим невозможно. Мне очень понравилась картина В. Репки "Водитель Валя". Полотно художницы у меня вызвала положительные ассоциации. Сразу вспоминается солнечное утро, когда все спешат по своим делам. И троллейбус, за рулем которого обычная девушка, наша современница, приходит как нельзя вовремя. День обещает быть хорошим. Каждый приступает к своим делам, привычным и, может быть, даже чуточку надоевшим. Но все равно привычные дела стали чем-то необходимым и само собой разумеющимся в нашей жизни. Привычный ритм большого города заставляет нас всех куда-то спешить. В спешке мы о многом забываем.
За окном троллейбуса мелькает городской пейзаж, давно знакомый и привычный. Каждая деталь большого города нам хорошо знакома. Но, с другой стороны, каждый день мы находим в этом привычном пейзаже что-то новое. Можно обратить внимание на краски, которые приобретает город летом, весной, зимой или осенью. Каждое время года дарит нам новые цвета и оттенки. Внимательный человек, тонко чувствующий прекрасное, не может всего этого не заметить. А умение подмечать детали свидетельствует о творческих способностях, пусть даже в обыденной жизни этот талант никак себя не проявляет.