Исторические предания: Сказание о невидимом граде Китеже. Сообщение "светояры"-легенды о китеже граде

Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Нижегородская земля богата полезными ископаемыми, разве что нефти и алмазных россыпей в ней до поры-до времени не находили геологи. Однако три с половиной десятилетия назад геологоразведочная партия из Ярославля при бурении скважины неподалеку от села Воротилово (Ковернинский район) обнаружила «камешки»! На полуторакилометровой глубине залегли черные кристаллы неправильной формы. Они оказались техническими алмазами. Такие встречаются в Заполярье и Якутии. Эти драгоценные камни пластинчатые, чего не бывает у традиционных алмазов. И ученым пока непонятно, каким образом они возникли. Ясно одно: без воздействия высоких температур и геологических подземных сдвигов тут не обошлось. Ковернинские алмазы нельзя превратить в бриллианты, огранке они не поддаются из-за своей пластинчатой структуры. Но прочность эти камни имеют такую же, как и обычные минералы, и их можно использовать в производстве или в ювелирном деле для шлифовки кубических алмазов. Специалисты считают, что геологоразведку на севере области необходимо продолжать, так как, возможно, эти места входят в Алмазный пояс России.

  • Город рядом с вулканом

    Откуда бы это алмазам-то с нефтью взяться в заволжских лесах? Их появление зависело от изменения температуры в недрах земли, в перемещениях пластов и пород, происходивших в незапамятные времена. Недра и поныне «не дремлют».

    Геологоразведчики много интересного могут поведать о явлениях , которые и сегодня влияют на нашу жизнь. Так специалисты «Волгогеологии» из Ярославля вместе с алмазами обнаружили в ковернинской глуши вулкан. Точнее сказать – кратер вулкана на пятидесятиметровой глубине.


    Исследования образцов пород поведали, что этот огнедышащий исполин потух еще тогда, когда по территории нашей местности разгуливали . А перед смертью «дракон» выплевывал потоки лавы, которые доползали до сегодняшней Балахны. После того, как исполин взорвался, из его недр вырвалось такое количество породы, что она засыпала жерло.

    Знаете ли вы?

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». Эта книга, по мнению ученых, была написана в конце семнадцатого века

    Воротиловский выступ

    Представить себе эту картину сложно: огромные камни весом в несколько тонн и диаметром до ста метров катились с вершины. Потом они оказались разбросаны по территории Чкаловского, Ковернинского, Сокольского и Городецкого районов.


    Все они надежно погребены под наслоениями почвы вместе с кратером вулкана. Это образование называется Воротиловский выступ. Как утверждают геологи, выступ очень похож на африканский вулкан Камерун. Именно там находится крупнейшее алмазное месторождение на планете.

    Вдруг и у нас обнаружится нечто подобное? Камерун также расположен на равнине, а не в горной местности, как большинство огнедышащих гор. Есть ли вероятность тог, что вулкан проснется?
    - Нет! – отвечают геологи. Великан заснул миллионы лет назад вечным сном.

    Знаете ли вы?

    Длина озера Светлояр - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров

    Качая люстрами, танцует дом

    Геологи находят объяснение и странным подземным толчкам в «устойчивых» районах срединной России. Лет сорок назад нижегородцы с удивлением и страхом смотрели на дребезжащую посуду в своих шкафах и качающиеся люстры.


    Особенно сильный полтергейст был заметен в Сормово и Щербинках. Как оказалось, в тот момент в городе зафиксировали землетрясение. К счастью, толчки оказались слабыми, больше похожими на отзвук какой-то дальней . И никто тогда не задумался, отчего же нас стало трясти (кстати, уже второй раз за последнее время), что за катаклизм прислал в наши края свое грозное эхо? Оказалось, зря не задумались. Случайностей в природе нет. По мнению геологов, повторение подземных толчков очень вероятно в будущем.

    Версии

    До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро Светлояр. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита

    Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

    Вообще, нижегородцы ступают по своим улицам, дорогам, полям, уверенно, считая, что тверже их под ногами ничего нет. Ведь в свое время каждый читал в учебнике географии об устойчивости платформы, на которой расположена наша область.

    Однако геологи знают: она неумолимо опускается на 3-4 миллиметра в год. Похожа эта платформа на гигантскую блочную стену, которая лежит горизонтально и засыпана толстым слоем почвы. Стык ее литосферных плит проходит под Нижегородской областью, по руслу Волги и Оки.


    Это хорошо заметно обычному глазу: правый берег водных артерий высоко поднят, а левый низкий, равнинный. Этот стык постепенно расходится, очень медленно превращаясь в трещину. Мелкими трещинами испещрены и сами литосферные плиты. Вся конструкция двигается и вызывает легкие землетрясения в наших краях. Много лет назад эти природные явления были разрушительны.

    Легенда

    Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Тогда святой понял, что спасение Китежа - не его задача и отступил

    После одного из них, которое произошло в 493 году , перепуганные люди ушли с территории Волго-Вятского региона.


    Сейчас землетрясения намного слабее, но все-таки ощутимы, судя по событиям начала века. В течение нового века нижегородцам угрожают только – в крайнем случае - лопающиеся стекла, хлопающие сами собой двери, останавливающиеся часы. Не более.

    Впрочем, даже маститые ученые не знают всех тайн природы, которая преподносит людям неожиданные сюрпризы. Сильные колебания недр нам не нужны еще и из-за оползней. Многие нижегородцы помнят, как обрушился один из глиняных склонов Дятловых гор в 1974 году. Земля полностью перекрыла Окский съезд.


    Светлояр озеро. Воскресенский район

    У соседей-кировчан уже давно проблемы, связанные с землетрясениями. Природные катаклизмы не давали им покоя пять раз на протяжении . Одно из землетрясений было силой в шесть баллов по шкале Рихтера!

    Легенда

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею. «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

    А такие толчки не ограничиваются раскачиванием люстр, они передвигают по комнате мебель, чертят на поверхности земли глубокие расселины и овраги, разрушают дома. И это уже совсем не похоже на затихающую ударную волну, которая, якобы, докатилась до северных районов из неблагополучных в сейсмическом отношении южных широт.

    Поневоле приходит мысль, что очаг подземных толчков где-то рядом. Кстати, ходила ходуном территория средней полосы России и прежде.


    Летописцы не однажды отмечали такие факты. Некоторые гидробиологи сегодня даже полагают, что знаменитое озеро Светлояр образовалось в результате землетрясения 1230 года.

    Китеж град. Легенда, интересные факты

    Легенд о граде Китеже, на месте которого сегодня находится озеро Светлояр превеликое множество. По одной из них его построили всего за три года, был он полностью каменным, что для Руси тех лет было явлением невиданным. В городе не было ни торговцев, ни ремесленников, ни знати, а жили за его каменными стенами люди исключительно праведные, , философы, духовные учителя. Здесь же хранились святыни земли русской.

    Легенда

    Согласно легенде Китеж должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж


    Князь Владимиро-Суздальский Юрий Всеволодович

    В тринадцатом веке князь Юрий Всеволодович столкнулся с ордой татар и вступил с ними в бой недалеко от другого города с похожим названием Малый Китеж. Сражение князем было проиграно, и он с небольшим отрядом тайными тропами пробрался в Большой Китеж. По официальной версии там же он и был убит противником, который нагнал его. Однако Китежский летописец утверждает, что князь выжил. Он вошел в город, после чего тот под звон колоколов.


    По другой версии, Китеж не растворился, а опустился на дно Светлояра, где находится и по сей день.

    Третья легенда рассказывает, что прежде на месте озера было поселение народа, который поклонялся богине Турке. Но после того как Турка прогневилась, ее конь ударил копытом о землю. На этом месте тут же забил родник, из которого и образовалось озеро.

    Знаете ли вы?

    Легенда о граде Китеже волновала умы литераторов, музыкантов и художников. Писатель Мельников-Печерский, рассказал его легенду в романе «В лесах». Озеро посещали и писали о нём Максим Горький, Владимир Короленко, Михаил Пришвин

    Еще один вариант исчезновения города таков. О Китеже прослышал хан Батый и загорелся желанием его завоевать. От пленного русского воина татары узнали про тайные тропы, ведущие к чудесному граду. Когда войско Баты подошло к месту, они увидели, что город не укреплен. В предвкушении быстрой и легкой победы хан двинул орду к стенам. Но тут же из-под земли вырвались струи воды, под которой и скрылся волшебный город.


    Люди из параллельных миров. Факты

    Более поздние и продвинуты версии говорят, что в озере образовался тоннель, который ведет в . В доказательство они приводят рассказы местных жителей, которые видели и не раз здесь людей в странных одеждах. Последний такой случай был зафиксирован в 2015 году. Некоторые из них даже заходили в магазин, удивлялись диковинным лакомствам в ярких упаковках с картинками, но покупать отваживались только хлеб и крупы, пытаясь расплатиться старинными серебряными монетами.


    Утверждают также, что озеро таинственным образом связано с Шамбалой. Так или иначе, но каждое лето сюда прибывают тысячи людей из разных стран и разных городов. Говорят, что вода здесь святая, вылечивает от множества заболеваний.

    Знаете ли вы?

    Озеро Светлояр рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    Но по версии ученых-гидробиологов погубили град Китеж (если таковой был) не злые намерения хана Батыя, а два глубинных разлома почвы. На их узле как раз и находится самый загадочный водоем Нижегородской области.

    Эта версия звучит весьма правдоподобно. Всем известно, что при сильном землетрясении провалы поглощают целые кварталы современных городов. А уж небольшой населенный пункт с деревянными домами в результате природной катастрофы легко мог исчезнуть с поверхности.


    В истории прошлого существует множество упоминаний об уникальных цивилизациях и легендарных затерянных городах, таких, например, как Атлантида. Однако история о ней не является единственной в своём роде. В других культурах также есть похожие истории об исчезнувших городах-призраках. Некоторые из них опустились на дно моря, а другие были засыпаны песками пустынь. Большинство так и не были найдены.

    Легенда о Китеже

    В Центральной России есть озеро Светлояр, являющееся украшением русской природы. Очень часто его называют «русской Атлантидой». История появления озера овеяна мистическими событиями. Согласно легенде, озеро находится в чаще леса, «его воды днём и ночью остаются застывшими. Только иногда лёгкий ветерок маленькой рябью скользит по ним. Иногда до берегов озера доносится колокольный звон».

    Ещё до вторжения татаро-монгол, русский князь Георгий Всеволодович построил на Волге город под названием Малый Китеж. Затем за рекой нашёл место, которое ему приглянулось, и построил другой город – Большой Китеж-град с несколькими златоглавыми церквями.

    Хан Батый после начала завоевания русских земель услышал о красоте Китежа и захотел завладеть ним. Придя с ордой к Малому Китежу, Батый убил брата князя, а сам князь с остатками дружины добрался до Китеж-града. Один из воинов, попавший в плен к хану, не выдержал пытки и раскрыл секретные проходы к лесному городу. Огромное войско татар окружило город и попыталось его захватить. Однако когда они подошли ближе к стенам, то сильно удивились: никаких укреплений вокруг города не было, никто не думал защищаться. Все жители города горячо и громко молились.

    Когда татары ринулись в атаку, неожиданно вокруг города забили сильные водные источники. Вода всё прибывала и покрывала город. Татары, объятые страхом, в панике отступили. Когда водная преграда, защищавшая Китеж, опустилась — его уже никто не видел. На месте города появилось озеро, а в самой середине блестел одинокий крест верхушки собора, да и тот медленно погружался под воду.

    С тех пор город больше никто не видел, однако легенда гласит, что он стал невидимым и находится под водой. Китеж остался целым – татары его не разграбили. К озеру есть проход, который в народе называется тропой Батыя. По ней может пройти только чистый душой человек и разглядеть на глубине мерцающие огни домов и церквей. А рано утром на берегу можно слышать сладкий колокольный звон соборов Китеж-града.

    Истоки легенды о священном Китеже

    Согласно легенде, город Китеж исчез во время первого нашествия татаро-монгол на территорию России, в период между 1236 – 1242 гг. Мистическое озеро Светлояр, накрывшее своими водами святой город Китеж, располагается на территории Поволжья и известно с древних времён, как центр языческого верования. Когда-то возле озера жили берендеи, потомки которых сохранили поверье, что Китеж являлся крупнейшим религиозным сердцем культа бога Ярилы. Поэтому озеро всегда почиталось русскими князьями и было для них священным.

    После крещения Руси языческий Китеж-град превратился в центр православия, однако для князей это ничего не изменило. Они продолжали посещать его.

    По мнению некоторых учёных, Озеро Светлояр, поглотившее легендарный город, отличается сильной положительной энергетикой. И хотя боги берендеев заменились именами православных святых, само место поклонения является особенным для верующих, и обладает волшебной энергией, которая способна исцелять. Поэтому сегодня с этим легендарным местом связано много загадочных историй и чудесных примеров исцеления.

    История Китежа в христианских летописях

    В христианских летописях говорится, что Китеж основал правитель Юрий Всеволодович — сын Всеволода «Большое гнездо». В великом городе было построено множество соборов и церквей. Весь Китеж был возведён из белого камня, что говорило о чистоте и могуществе города. Хан Батый мечтал о мировом господстве и хотел вести орду к Средиземному морю, однако боялся, что в тылу остался непобеждённый русский князь. Именно поэтому Батый приказал всячески пытать пленных воинов с целью выведать секретные проходы к Китежу. Молчали все, ведь осознавали: если выдать местоположение города, это приведёт к полному уничтожению последних русских. Но один из воинов — Гришка Кутерьма, не выдержал изощрённых издевательств, дав согласие провести врага тайными тропами к святому городу.

    Орда шла через непроходимые болота и лесные чащи, но предатель знал все тропы, поэтому вывел войско хана Батыя к Китежу. Когда жители города увидели надвигающуюся орду, они собрались вместе и стали горячо молиться Богу о спасении. Молитва была услышана и враги в страхе наблюдали, как священный Китеж опускался под воду. Так легендарный город не достался беспощадным татарам, желающим разграбить и обесчестить его.

    Духовная ценность Китеж-града

    Как отмечают историки, некоторые обстоятельства в легенде о священном городе вызывают сомнения. Ведь дружина князя, а вернее её остатки, никакой опасности для Батыя с его многочисленной ордой не представляла. Зачем хану нужно было вести армию через болотистую местность к городу, который даже тогда считался мифическим? Дело в том, что величавый город имел для Руси особую ценность, так как являлся её духовной основой. В исторических летописях о Китеже есть сведения, что практически вся территория города была в постройках церквей и храмов, а это говорило о самом огромном объединении православной веры.

    Историки выдвинули версию, что Китеж представлял собой не политическую основу русских, а духовную. Именно поэтому Батый решил стереть с лица земли православие, а также лишить русских надежды на будущее восстановление веры. Но священный город не достался врагу.

    Экспедиция на озеро и загадки для учёных

    Легенда о Китеж-граде живёт по сегодняшний день. Люди, проживающие недалеко от озера, рассказывают загадочные истории о странно одетых людях, которые возникают внезапно в разных местах. Также из уст местных жителей можно услышать истории о загадочных исчезновениях людей, приехавших отыскать славный город.

    Озеро Светлояр давно заинтересовало геологов и археологов, включая экспертов, самостоятельно исследующих загадку утонувшего города. Многие объясняют исчезновение Китежа физическими законами, а некоторые верят в сверхъестественную природу вещей.

    Добраться до озера совсем несложно. Оно расположено в 100 километрах от Нижнего Новгорода и всего в 2-х километрах от селения Владимирское. Само озеро имеет правильную овальную форму — 500 х 350 метров. Однако глубина достигает 40 метров. Поэтому купание в озере запрещено.

    Для учёных озеро задаёт много загадок, на которые ещё не смогли найти ответы. Как оно появилось? И как могло поглотить Китеж-град? К единому мнению специалисты так и не пришли. Выдвигается несколько возможных вариантов. По версии одних – озеро имеет вулканическое происхождение, другие уверяют, что его оставил растаявший ледник, а третьи винят во всём карстовые пустоты. Недавно проводились исследования, показывающие, что озеро могло появиться на месте падения метеорита.

    Благодаря подводным исследованиям выяснилось, что дно озера имеет сложный рельеф, и последнее погружение земной поверхности произошло примерно 800 лет назад вместе с вторжением Батыя на территорию России. Совпадение? Однако город Китеж на дне не обнаружен. Куда же тогда делся такой величественный град?

    Среди выдвигаемых версий рассматривается также мистическая сторона. При определённых обстоятельствах и в определённый промежуток времени разные измерения могли соприкоснуться. В результате общей искренней молитвы горожан в экстремальных условиях могло произойти смещение пластов реальности. Вспомним, что Китеж считался святым местом для поклонения. Кроме того, время молитвы местные жители также выбрали не случайно. День, в который проходила молитва, был необычным. Планеты и небесные светила заняли определённое положение, при котором произошло соприкосновение других измерений. Поэтому учёные даже предположили, что священный город Китеж перенёсся в параллельный мир.

    Несмотря на легенды и мифы, а также русский фольклор, учёные смогли обнаружить и следы реальных событий возникновения озера. Геологи определили, что вся Центральная часть России лежит на плите твёрдой скальной породы. Однако вся её поверхность прорезана глубокими, пересекающимися впадинами. Именно на этом факте геологи основывают появление такого глубокого озера. Поэтому Китеж мог провалиться в этот огромный водный резервуар.

    Аквалангисты вместе с учёными проверили озеро эхолотом и обнаружили, что оно аномальной формы. На дне под многометровым осадочным слоем грязи, отражённые сигналы обнаружили нечто такое, что не пропускало звук вглубь. Когда специалисты нарисовали карты данного участка, согласно сканированию, то получили странный узор, напоминавший город, окружённый набережными. Не удивительно, что Китеж существовал, но потом в результате тектонической активности просто ушёл под воду.

    Учёные-геофизики в исследованиях озера использовали гидрофон, сделанный по принципу преобразования звука в электрический сигнал. В ходе экспериментов в некоторых местах вода «кричала», а в некоторых был зафиксирован звук, очень напоминающий звон колокола. Химический состав воды озера также поражает учёных высоким содержанием гидрокарбоната и кальция.

    Рассказ о Китеже, который был скрыт водами озера от врага, является одним из самых известных в истории. На сегодняшний день город так и не найден, однако работы по его поиску не прекращаются. Озеро Светлояр, куда по легенде опустился Китеж, преподносит учёным всё больше загадок, ответы на которые мы можем никогда и не узнать.

    No related links found

    

    Житие святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, основанное на тексте Симеоновской летописи XV века, было составлено к моменту перенесения его мощей в 1645 году. Существует и особый вариант Жития Великого князя («Житие и страдание»), который был создан около середины XVII века в Костроме, в основу лег текст из Степенной книги. По всей видимости, этот вариант Жития святого был использован при составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже в конце XVII века - «Книга глаголемая летописец». Главным героем произведения является Георгий Всеволодович, пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви».

    Игорь Геко.

    Согласно этому сказанию Георгий Всеволодович отстроил Малый Китеж (предположительно современный Городец), основал в нём Феодоровский Городецкий Монастырь, а затем отправился в весьма глухой край, где поставил на берегу озера Светлояра Большой Китеж - легендарный град Китеж.


    Б.А. Смирнов-Русецкий. Град нетонущий (Китеж) 1977

    «Книга глаголемая летописец» так повествует об этом: «…приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>


    К. Горбатов. Невидимый град Китеж

    И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. <…> И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен…».


    картина М. В. Нестерова "Град Китеж (В лесах)". Нижний Новгород

    Несмотря на несовместимость приводимых в легенде дат с исторической действительностью, а также на то, что основателем Городца, как и Федоровского монастыря, считается Юрий Долгорукий, в основе легенды, скорее всего, лежат действительные события. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: после победы Константина Всеволодовича в 1216 году, князь Георгий уезжал на удел именно в Городец. В 1238 году, когда полчища Батыя подступили к Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.


    Константин Иванович Горбатов

    Сказание же далее повествует о плаче великом, о том, как хан Батый завоевав русские княжества, прознал про светлый град Китеж и собрался захватить его. Кто-то из пленных рассказал монгольскому хану о тайных тропах к озеру Светлояр и городу. И был разорен город и убиты все жители вместе с князем Георгием Всеволодовичем и войсками его. А после разорения стал святой город невидим и «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова».


    Коровин Константин Алексеевич. Невидимый град Китеж. 1930

    Согласно народным легендам, когда войска татар достигли стен города, они были поражены тем, что город не был укреплен, его жители не готовились защищаться, только молились. Войска хана атаковали город, но внезапно из-под земли начали бить фонтаны воды, захватчикам пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Сказание гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод: «сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею,- так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею…»


    Михаил Козлов-Бестужев. Китеж - град

    Легенда эта родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом: «И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко блюдись мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем.<…> Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом…»


    Аванесов Владислав.Дорога в Китеж.

    Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа. По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив.


    Клименко Андрей. Стражи Китеж града.

    Легенда о земном рае – невидимом граде Китеже привлекала людей в древности и привлекает сейчас, она послужила основой многим произведениям искусства в литературе, музыке, изобразительном искусстве и кинематографе.


    И. Глазунов. Град Китеж. 1986


    Юрий Сомов

    ***

    История государства Российского

    Книга, называемая Летописец, написана в год 6646 (1237) сентября в пятый день


    Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович - правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

    А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

    Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище - Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

    И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова».

    И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

    И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.

    Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.

    Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

    И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

    И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

    И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

    Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет.

    Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божий тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.

    Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.

    Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же, когда проснулся тот нечестивый царь, то приступил приступом с воинами своими к городу и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.

    И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы, а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно исчесть, так и невозможно все описать. Именно о них, провидя духом святым, блаженный пророк Давид-царь, удивляясь, вопиет духом святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме господнем, они цветут во дворах бога нашего». И еще тот же пророк царь Давид: «Возвышенны для меня помышления твои, боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». О них, провидя духом святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя; такое слово к нам обращает: «Скитались в овчинных и козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления, те, которых не был достоин весь мир». То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит в неделю третью поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий, о святых он пишет: «И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире, Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные». И человеколюбивый бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у бога. Самого спасителя божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что «все имущему и хотящему спастись дастся».

    И по убиении святого и благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, и по погребении честных мощей его, в год шестой пришел тот царь Батый воевать в русское царство. Пошел же против Батыя-царя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в год 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через два года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый царь Батый в год 6755 (1246), месяца ноября в двадцать четвертый день. И было запустение московского царства, и прочих монастырей, и того града Большого Китежа в год 6756 (1248).

    Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже

    Если какой человек обещается истинно идти в него, а не ложно, и от усердия своего поститься начнет, и многие слезы прольет, и пойдет в него, и обещается лучше голодной смертью умереть, а его не покинуть, и иные многие скорби претерпеть и даже смертию умереть, знай, что спасет бог такового, что каждый шаг его будет известен и записан будет ангелом. Ибо на путь спасения пошел, как свидетельствуют о том книги, такие, как патерик Скитский. Был некто отец, и обратил он одну блудницу от блуда. Блудница же пошла с ним в монастырь. И пришла ко вратам монастыря того, и умерла. И была спасена. И другая также отошла в пустыню с отцом, и умерла. И приняли ангелы душу ее, и возвели по лестнице на небо.

    Также и с тем человеком. Если случится и умереть ему, - по божественному Писанию рассудится. Ибо бегущий тот духовно подобен спасающемуся от блудницы вавилонской, темной и полной скверны мира сего, о чем святой Иоанн Богослов написал в «Откровении», книге своей. О последнем времени говорит он как о жене, сидящей на звере семиглавом, нагой и бесстыдной. В руках же своих она держит чашу, полную всякой скверны и смрада исполненную, и подает ее в мире живущим и любящим это, - в первую очередь патриархам, царям, и князьям, и воеводам, и всяким властителям богатым, и всем людям в мире сем суетном, любящим сладость его.

    Тому же, кто хочет и желает спастись, подобает бежать мира и сладости его. Как сказал тот же Иоанн, провидя духом святым: «Жена побежит в пустыню, и змей будет гнаться по следу ее, тот, что совращает с правого пути хотящего жить смиренно и духовно». И тот проклятый змей учит широким и пространным путем ходить, стезею злобы, и сбивает с правого пути, и совращает, и велит жить растленной жизнью, и устрашает по правому пути ходящих.

    Но того, кто хочет, и ищет, и желает спасения, того человека наиболее вразумляет благодать божия, и помогает ему, и учит, и ведет его на совершенное духовное смиренное житие. Ибо никто никогда и нигде не оставлен был господом. Когда бы ни призвал, услышан был им. И когда ни попросит, не будет ли прият им? И чего не взыщет, не обрящет ли у него? Ибо всех приемлет господь, к нему приходящих, с радостью и всех призывает. Ведь обычно даже силы на небесах не видят лицо божие. А когда грешник на земле покается, тогда ясно зрят лицо Христово силы все небесные, и открывается слава божества его, и видят лицо его. Ибо единой ради души грешной кающейся радость бывает на небесах всем силам небесным и всем святым его. А силы - это ангелы и архангелы, херувимы и серафимы, начала, и власти, и господствия. А святые - это вот кто: пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведники, мученики, и мученицы, и другие святые. Ради единого грешника покаяния бывает радость всем силам небесным и всем святым его.

    А не хотящего, не тщащегося, не желающего получить спасение себе не понуждает господь нуждою и неволею. Но по усердию и по произволению сердца все творит господь человеку. Когда кто нелицемерным умом и верою непоколебимою даст обет и не будет помышлять ни о чем суетном в себе, тогда, если даже и возвратится вспять, не поведав ни отцу, ни матери, ни сестрам, ни братиям, то и такому открывает господь путь и направляет его в таковое благое и тихое пристанище молитвами преподобных отцов наших, что трудятся день и ночь непрестанно. Молитва их уст, как кадило благоуханное. Молятся они и о хотящих спастись искренним сердцем, а не ложным обетом. И если кто хочет спастись и молится, кто обратится к ним, такового приемлют с радостию как наставляемого богом.

    И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко блюдись мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого человека направит господь на путь спасения. Или извещение придет ему из града того или из монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь. Есть ведь и летописец-книга о монастыре том. К первому слову возвращусь.

    Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему будет за это от бога. Казнь приимет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми, об этом было писано в житиях святых отцов, там подробнее прочтешь.

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею. И стал он невидим по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает, кто не узрит скорби и печали от зверя-антихриста. Только о нас печалуют день и ночь, об отступлении нашем, всего нашего государства московского, ведь антихрист царствует в нем и все его заповеди скверные и нечистые.

    О запустении града того рассказывают отцы, а они слышали от прежних отцов, живших после разорения града и сто лет спустя после нечестивого и безбожного царя Батыя. Ибо тот разорил всю ту землю заузольскую и села и деревни огнем пожег. И лесом поросла вся та страна заузольская. И с того времени невидим стал град тот и монастырь.

    Сию книгу-летописец мы написали в год 6759 (1251), и утвердили собором, и предали святой божией церкви на укрепление всем православным христианам, хотящим прочитать или послушать, а не похулить сего божественного писания. Если же какой человек надругается или насмеется над сим, нами утвержденным, писанием, да знает таковой, что он не нас похулил, но бога и пречистую его матерь, владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию. В ком же славится, и величается, и поминается великое имя ее, матери божией, тех и она соблюдает, и хранит, и покрывает дланию своею, молитву за них сыну своему принося: «Не оставь в презрении моего, о сын любезный, прошения. Ты, кто кровью своею омыл весь мир, помилуй и сих и сохрани и соблюди призывающих имя мое с верою несомненною и чистым сердцем». И потому господь покрыл их своею рукою, о чем мы и написали, и утвердили, и известили.

    И к сему нашему постановлению ни прибавить, ни убавить и никак не изменить, ни единую точку или запятую. Если же кто прибавит или как-нибудь изменит, да будет, по святых отцов преданию, проклят, по преданию известивших о сем и утвердивших. Если же кому это неверным мнится, то прочти прежних святых жития и уведай, что было много в прежние времена сего. Слава в троице славимому богу и пречистой его богоматери, соблюдающей и хранящей место оно, и всем святым. Аминь.

    Легенды о Китеж граде

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
    Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде, князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.


    Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.
    Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

    С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

    Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас - могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.
    В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.
    Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.
    Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.
    Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные - они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.
    Большой Китеж был замыслен, как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
    Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100.
    То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.
    В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.
    Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.
    Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.
    Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.
    Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.
    Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.
    Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.
    Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
    Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
    Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.
    Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

    И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
    Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.


    Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гне

    В настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

    Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

    Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

    Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.
    Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.
    Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).
    О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.
    В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

    Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.
    Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.
    Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.
    Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.
    Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).
    В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.
    В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

    Современные легенды о Китеже

    В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

    Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
    И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

    Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

    Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

    В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
    тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

    Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

    Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

    Очень интересны комментарии к данной статье на сайте "Перуница": http://www.perunica.ru/raznoe/5325-kitezh-grad.html