История совета народных комиссаров ссср. Создание совета народных комиссаров ссср

1. Организовать Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения и два пересыльно-распределительных пункта в Архангельске и Кеми.
2. Организацию и управление указанными в ст. I лагерем и пересыльно-распределительными пунктами возложить на ОГПУ.
3. Все угодья, здания, живой и мертвый инвентарь, ранее принадлежавший бывшему Соловецкому монастырю, а равно Пертоминскому лагерю и Архангельскому пересыльно-распределительному пункту, передать безвозмездно ОГПУ.
4. Одновременно передать в пользование ОГПУ находящуюся на Соловецких островах радиостанцию.
5. Обязать ОГПУ немедленно приступить к организации труда заключенных для использования сельскохозяйственных, рыбных, лесных и пр. промыслов и предприятий, освободив таковые от уплаты государственных и местных налогов и сборов.

Зам. председателя Совета Народных Комиссаров СССР Рыков
Управляющий делами СНК Горбунов
Секретарь Фотиева

Верно:
Cекретарь спецотдела при ОГПУ И.Филиппов

Копия с копии верна:
Cекретарь управления Соллагерями ОН ОГПУ Васьков

Cписок фамилий членов Совета Народных Комиссаров СССР принявших Постановление "Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ"

Богданов Петр | Брюханов Николай | Дзержинский Феликс | Довгалевский Валериан | Каменев Лев (Розенфельд) | Красин Леонид | Крестинский Николай | Курский Дмитрий | Ленин Владимир | Луначарский Анатолий | Орахелашвили Мамия | Рыков Алексей | Семашко Николай | Сокольников Григорий (Бриллиант Гирш) | Сталин (Джугашвили) Иосиф | Троцкий (Бронштейн) Лев | Цюрупа Александр | Чичерин Георгий | Чубарь Влас | Яковенко Василий

Не являясь "народными" коммисарами, к подготовке документов и решения приложили руку ещё двое товарищей:

И наконец верность документа Постановлению (или правильность Постановления в документе?) подтвержили товарищи из "органов":

Филлипов И. | Родион Васьков

"Народные" комиссары на момент создания СЛОНа:
половина из них погибнет от пули "соратников"

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства". (Ясенский Бруно )

Белобородов Александр Георгиевич (1891 –1938) - Цареубийца, подписал решение о расстреле царской семьи. Сменил Дзержинского на посту наркома ВнуДел РСФСР (30.08.1923). При нем Управление Северных лагерей было размещено на Соловках. Расстрелян.

Богданов Петр (1882-1939) - советский государственный деятель, инженер. Член РСДРП с 1905 г. В 1917 пред. Гомельского ревкома. Член ЦРК ВКП(б) в 1927-30. Член ВЦИК, ЦИК СССР. В 1937 арестован. Расстрелян.

Брюханов Николай (1878 - 1938) - советский государственный деятель. Народный Комиссар продовольствия СССР (1923-1924), заместитель Народного Комиссара финансов СССР (1924-1926), Народный Комиссар финансов СССР (1926-1930). 3.02.1938 года арестован. Расстрелян.

Дзержинский Феликс (1877 - 1926) - советский государственный деятель. Польский дворянин. Глава ряда наркоматов, основатель ВЧК, один из организаторов «красного террора», считавший, что "ЧК должна защищать революцию, даже если меч ее при этом случайно попадет на головы невинных".

Довгалевский Валериан (1885 - 1934) - советский государственный деятель, дипломат. Член Коммунистической партии с 1908, инженер-электрик. С 1921 нарком почт и телеграфов РСФСР, в 1923 заместитель наркома почт и телеграфов СССР. Был членом ЦИК СССР. Умер. Похоронен у Кремлёвской стены.

Каменев (Розенфельд) Лев (1883 - 1936) Из образованной русско-еврейской семьи, сын машиниста. 14 сентября 1922 г. назначен зам. председателя Совета народных комиссаров (В.Ленина) РСФСР. 1922 г. именно он предложил назначить Иосифа Сталина Генеральным секретарём ЦК РКП(б). В 1936 осуждён. Расстрелян.

Красин Леонид (1870 - 1926) Он же Никитич, Лошадь, Юхансон, Винтер, Курган. Советский государственный деятель. Родился в семье мелкого чиновника. В 1923 стал первым наркомом внешней торговли СССР. Скончался в Лондоне. Похоронен у Кремлёвской стены.

Крестинский (?) Николай (1883-1938), член партии с 1903 г. Из дворян, сын учителя гимназии. С 1918 г. нарком финансов РСФСР. В мае 1937 г. арестован. Единственный отказался признать вину: "Я не совершил также ни одного из тех преступлений, которые вменяются лично мне". Приговорен и расстрелян в 1938 году.

Курский Дмитрий (1874 - 1932), народный комиссар юстиции РСФСР, первый прокурор РСФСР. Родился в семье железнодорожного инженера. В 1918 член комиссии по организации в Советской России разведывательных органов (вместе с Дзержинским и Сталиным). Член Президиума ВЦИК (1921) и ЦИК СССР (1923). Покончил с собой (1932).

Ленин Владимир (1870 - 1924), советский политический и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьского мятежа 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Главный организатор СЛОНа.

Луначарский Анатолий (1875 - 1933), - советский писатель, политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. Академик АН СССР (1930), нарком просвещения (1917-1929). Скончался во Франции. Похоронен у Кремлёвской стены.

Орахелашвили Мамия (Иван) (1881 - 1937) - советский партийный деятель. Родился в семье дворянина. Учился на медицинском факультете Харьковского университета. С 6 июля 1923 года по 21 мая 1925 года - заместитель председателя СНК СССР. В апреле 1937 года выслан в Астрахань. В 1937 арестован и расстрелян.

Рыков Алексей (1875 - 1938), член партии с 1898 г. Родился в Саратове. С 1921 г. зам. Предс. СНК и СТО РСФСР, в 1923-1924 гг. - СССР и РСФСР. Подписал постановление о создании СЛОНа. Исключен из партии (1937) и арестован. Расстрелян 15 марта 1938 года.

Семашко Николай (1874 - 1949) - советский партийный и государственный деятель. Племянник революционера Г.Плеханова. В Швейцарии познакомился с Лениным (1906). С 1918 нарком здравоохранения РСФСР. Профессор, академик АМН СССР (1944) и АПН РСФСР (1945). Умер своей смертью.

Сокольников Григорий (Бриллиант Гирш) (1888 - 1939) - советский гос. деятель. Член и кан. в члены Политбюро (1917, 1924-1925). Нарком финансов РСФСР (1922) и СССР (1923-1926). Арестован и приговорен к 10 годам тюрьмы (1937). По официальной версии убит заключёнными в Верхнеуральском политизоляторе (1939).. Расстрелян 29.07.1937, труп сожжен. Прах сброшен в яму на кладбище Донского монастыря в Москве.

Все эти товарищи - коммисары СНК, члены правительства - того самого ленинского правительства, которое запустила государственный механизм террора с первой остановкой на Соловках, в СЛОНе. Все эти "товарищи" впрямую причастны к принятию Постановления. Активной позицией или преступным попустительством. Вопрос для Суда: что делал 02 ноября 1923 года каждый из них?

СНК - это высший правительственный орган, осуществлявший исполнительную власть в Советской России с 1917 по 1946 год. Данная аббревиатура расшифровывается как Совет народных комиссаров, так как данное учреждение состояло из глав наркоматов. Данный орган существовал сначала в России, но после образования Советского Союза в 1922 году аналогичные образования были сформированы и в других республиках. На следующий год после окончания войны он был преобразован в Совет министров.

Возникновение

СНК - это правительство, которое изначально создавалось как временный орган из представителей крестьян, солдат и рабочих. Предполагалось, что оно должно было функционировать вплоть до созыва Учредительного собрания. Неизвестно происхождение названия термина. Существуют точки зрения, что оно было предложено либо Троцким, либо Лениным.

Большевики планировали его формирование еще до Октябрьского переворота. Они предложили левым эсерам войти в состав нового политического образования, однако те отказались, так же как меньшевики и правые эсеры, поэтому в результате было созвано однопартийное правительство. Однако после того, как Учредительное собрание было распущено, оказалось, оно стало постоянным. СНК - это орган, который формировался высшим законодательным учреждением страны - ВЦИКом.

Функции

В его ведение входило общее управление всеми делами нового государства. Оно могло издавать декреты, которые, впрочем, мог приостановить ВЦИК. Решения в этом органе управления принимались очень просто - большинством голосов. При этом на заседаниях присутствовал председатель упомянутого законодательного учреждения, а также члены правительства. СНК - это учреждение, в которое входило специальное отделение по управлению делами, подготавливающее вопросы для рассмотрения. Его штат был довольно внушителен - 135 человек.

Особенности

Юридически полномочия СНК были зафиксированы советской Конституцией 1918 года, где говорилось о том, что орган должен заниматься управлением общих дел в государстве, некоторыми отраслями.

Кроме того, в документе говорилось, что Совет народных комиссаров должен издавать законопроекты и постановления, необходимые для правильного функционирования государственной жизни в стране. ВЦИК контролировал все принятые постановления и, как уже говорилось выше, мог приостановить их действие. Всего было образовано 18 комиссариатов, главные из них были посвящены военным, иностранным и морским делам. Народный комиссар непосредственно ведал управлением и мог единолично принимать решения. После образования СССР Совет народных комиссаров стал выполнять не только исполнительные, но и распорядительные функции.

Состав

СНК РСФСР формировался в очень трудных условиях политических перемен и борьбы за власть. А. Луначарский, который занял пост первого наркома просвещения, утверждал, что его состав получился случайным. Большое влияние на его работу оказывал В. Ленин. Многие из его членов не были специалистами в тех областях, которые они должны были вести. В 1930-х годах очень многие члены правительства были репрессированы. По мнению специалистов, СНК состоял из представителей интеллигенции, в то время как большевистская партия заявляла о том, что этот орган должен быть рабочим и крестьянским.

Интересы пролетариата представляли всего два человека, что впоследствии дало повод для возникновения так называемой рабочей оппозиции, которая требовала представительства. Помимо упомянутых слоев в рабочую группу учреждения входили дворяне, мелкие чиновники, так называемые мелкобуржуазные элементы.

Вообще, национальный состав СНК до сих пор вызывает споры у ученых. Среди наиболее известных политиков, занимавших посты в этом органе, встречаются такие фамилии, как Троцкий, который занимался иностранными делами, Рыков (в его ведении находились внутренние дела молодого государства), а также Антонов-Овсеенко, который занимал пост наркома по военно-морским делам. Первый же председатель СНК - это Ленин.

Перемены

После образования нового советского государства произошли изменения и в данном органе. Из российского учреждения он превратился во всесоюзное правительство. Вместе с тем, его полномочия были распределены между союзными властями. На местах были созданы местные республиканские советы. В 1924 году российский и всесоюзный органы образовали единое управление по делам. В 1936 году данный орган управления был трансформирован в Совет министров, который выполнял ту же функцию, что СНК.

Которое использовалось до принятия Конституции РСФСР 1918 года .

С 1918 года образование Совета народных комиссаров РСФСР являлось прерогативой ВЦИК , а с 1937 года - Верховного совета РСФСР . Совнарком РСФСР формировался из народных комиссаров - руководителей народных комиссариатов (наркоматов) советской России - во главе с председателем Совнаркома РСФСР . Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках. [ ]

После образования СССР , в период между подписанием Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года и формированием Совета народных комиссаров СССР 6 июля 1923 года, Совнарком РСФСР временно исполнял функции правительства СССР.

«Немедленное создание... комиссии народных комиссаров... (м [инист] ры и т[овари]щи м [инист] ра»).

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе будущего правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство .

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « », принятым 27 октября 1917 года. Декрет начинался словами:

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания , временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.

Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года . Право образования СНК получил ВЦИК ; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР ).

Законом СССР от 15 марта 1946 г. и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет народных комиссаров РСФСР был преобразован в Совет министров РСФСР . 18 марта вышло последнее постановление правительства РСФСР с наименованием «Совет Народных Комиссаров» . 25 февраля 1947 года были внесены соответствующие изменения в Конституцию СССР, а 13 марта 1948 года и в Конституцию РСФСР.

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщал ВЦИК (ст. 39), который имел право приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст. 40).

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года :

При каждом народном комиссаре и под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК (ст. 44).

Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст. 45).

С образованием в декабре 1922 года СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 года и Конституцией РСФСР 1925 года . С этого момента состав СНК был изменён в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 республиканских народных комиссариатов:

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР (согласно информации СУ [расшифровать ] , 1924, № 70, ст. 691.).

С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имели единое Управление делами (по материалам ЦГАОР СССР ).

В состав СНК были включены также председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Вакантный пост народного комиссара по делам железнодорожным позже занял М. Т. Елизаров . 12 ноября в дополнение к Постановлению о создании СНК наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай , первая женщина-министр в мире. 19 ноября наркомом госконтроля был назначен Э. Э. Эссен .

Исторический первый состав Совнаркома сформировался в условиях жёсткой борьбы за власть. В связи с демаршем исполкома железнодорожного профсоюза Викжель , который не признал Октябрьскую революцию , и требовал формирование «однородного социалистического правительства » из представителей всех социалистических партий, пост наркомжелдора остался незамещённым. В дальнейшем, в январе 1918 года, большевикам удалось внести раскол в железнодорожный профсоюз, сформировав параллельный Викжелю исполком Викжедор , состоявший в основном из большевиков и левых эсеров. К марту 1918 сопротивление Викжеля было окончательно сломлено, а основные полномочия как Викжеля, так и Викжедора, переданы Наркомату путей сообщения.

Наркомат по военным и военно-морским делам был сформирован, как коллегия, в составе Антонов-Овсеенко, Крыленко, Дыбенко. На апрель 1918 года этот комитет фактически прекратил своё существование.

По воспоминаниям первого наркома просвещения Луначарского А. В. , первый состав Совнаркома был во многом случаен, а обсуждение списка сопровождалось комментариями Ленина: «если окажутся негодными - сумеем переменить». Как писал первый нарком юстиции, большевик Ломов (Оппоков Г. И.), его познания в юстиции включали себя главным образом детальные познания о царских тюрьмах с особенностями режима, «мы знали - где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством».

Многие наркомы первого состава Совета народных комиссаров Советской России были репрессированы в 1930-е годы.

Государственного призрения (с 26.4.1918 - Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

Национальный состав Совнаркома советской России до сих пор является предметом спекуляций.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов . Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене. Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун (областного объединения Советов ), активным проводником большевистского Декрета о печати .

И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов. В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность. Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь - «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В. , эстонцу, в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И. , в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А. , по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

Точно так же - возможно, не без «подражания» А. Р. Гоцу - способный к предвидению Троцкий настаивал, что Комментируя эту «позицию» Троцкого, его нынешний горячий поклонник В. З. Роговин стремится, в частности, убедить читателей в том, что Лев Давидович был-де лишен властолюбия, имел твердое намерение. Но эти рассуждения рассчитаны на совершенно простодушных людей, ибо ведь Троцкий никогда не отказывался от членства в ЦК и Политбюро, а член Политбюро стоял в иерархии власти несоизмеримо выше, чем любой нарком! И Троцкий, кстати сказать, не скрывал своего крайнего негодования, когда его в 1926 году «освободили от обязанностей члена Политбюро»…

«в первом революционном правительстве не должно быть ни одного еврея, поскольку в противном случае реакционная пропаганда станет изображать Октябрьскую революцию „еврейской революцией“…» «после переворота остаться вне правительства и… согласился занять правительственные посты лишь по настойчивому требованию ЦК»

В 2013 году, выступая по поводу коллекции Шнеерсона в московском Еврейском музее и Центре толерантности , президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что »

«Если отбросить домыслы лжеученых, умеющих находить еврейское происхождение у каждого революционера, то получится, что в первом составе Совета народных комиссаров (СНК) евреев было 8 %: из 16 его членов евреем был только Лев Троцкий. В правительстве РСФСР 1917-1922 гг. евреев было 12 % (шесть человек из 50). Если не говорить только о правительстве, то в ЦК РСДРП(б) накануне октября 1917 г. евреев было 20 % (6 из 30), а в первом составе политбюро ЦК РКП(б) - 40 % (3 из 7)».

Совет народных комиссаров (1917-1937 гг.) и его функциональная деятельность.

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Первое правительство после победы Октябрьской революции было сформировано в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября (по старому стилю) 1917 года.

Изначально большевики рассчитывали договориться об участии в нём представителей других социалистических партий, в частности левых эсеров, однако добиться такой договорённости не удалось. В итоге первое революционное правительство оказалось чисто большевистским.

Авторство термина «народный комиссар» приписывали себе несколько революционных деятелей, в частности Лев Троцкий . Большевики хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие своей власти от царского и Временного правительств.

Термин «Совет Народных Комиссаров» как определение советского правительства просуществует до 1946 года, пока не будет заменён на более привычный ныне «Совет министров».

Первый состав Совета Народных Комиссаров просуществует всего несколько дней. Ряд его членов откажутся от своих постов из-за политических противоречий, связанных в основном всё с тем же вопросом об участии в правительстве членов других социалистических партий.

В первый состав Совета Народных Комиссаров вошли:

  • председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) ;
  • нарком по внутренним делам ;
  • нарком земледелия ;
  • нарком труда ;
  • наркомат по военным и морским делам — комитет в составе: Владимир Овсеенко (Антонов), Николай Крыленко и Павел Дыбенко ;
  • нарком по делам торговли и промышленности ;
  • нарком народного просвещения ;
  • нарком финансов ;
  • нарком по иностранным делам ;
  • нарком юстиции ;
  • нарком по делам продовольствия;
  • нарком почт и телеграфов ;
  • нарком по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин) ;
  • пост народного комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещённым.

Биографии главы первого советского правительства Владимира Ленина и первого наркома по делам национальностей известны широкой публике достаточно хорошо, поэтому поговорим об остальных наркомах.

Первый нарком внутренних дел пробыл в своей должности всего девять дней, однако успел подписать исторический документ о создании милиции. Покинув пост наркома, Рыков перешёл на работу в Моссовет.

Алексей Рыков. Фото: Commons.wikimedia.org

В дальнейшем Алексей Рыков занимал высокие государственные посты, а с февраля 1924 года официально возглавил советское правительство — Совнарком СССР.

Карьера Рыкова пошла вниз в 1930 году, когда он был снят с должности главы правительства. Рыков, долго поддерживавший Николая Бухарина , был объявлен «правым уклонистом», и избавиться от этого клейма так и не смог, несмотря на многочисленные покаянные речи.

На пленуме партии в феврале 1937 года исключён из ВКП(б) и 27 февраля 1937 года арестован. На допросах признал себя виновным. В качестве одного из главных обвиняемых привлечён к открытому процессу по делу «Правотроцкистского антисоветского блока». 13 марта 1938 года был приговорён к смертной казни и 15 марта расстрелян. Рыков был полностью реабилитирован Главной Военной прокуратурой СССР в 1988 году.

Через девять дней после создания первого советского правительства Милютин выступил за создание коалиционного правительства и в знак протеста против решения ЦК подал заявление о выходе из ЦК и СНК, после признал ошибочность своих заявлений и отозвал своё заявление о выходе из ЦК.

Владимир Милютин. Фото: Public Domain

Впоследствии занимал высокие посты в правительстве, с 1928 по 1934 годы был заместителем Председателя Госплана СССР.

26 июля 1937 года арестован. 29 октября 1937 года приговорён к смертной казни за принадлежность к контрреволюционной организации «правых». 30 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Шляпников также выступал за включение в состав правительства членов других политических партий, однако, в отличие от коллег, свой пост не покинул, продолжив работу в правительстве. Спустя три недели в дополнение к обязанностям наркома труда на него были возложены также обязанности наркома торговли и промышленности.

Александр Шляпников. Фото: Commons.wikimedia.org

В партии большевиков Шляпников являлся лидером так называемой «рабочей оппозиции», особенно ярко проявившей себя в партийной дискуссии о роли профсоюзов. Он полагал, что задачей профсоюзов является организация управления народным хозяйством, и они должны забрать эту функцию у партии.

Позиция Шляпникова была резко раскритикована Лениным, что сказалось на дальнейшей судьбе одного из первых советских наркомов.

В дальнейшем он занимал второстепенные должности, например работал председателем правления акционерного общества «Металлоимпорт».

Воспоминания Шляпникова «Семнадцатый год» вызвали острую критику в партии. В 1933 году он был исключён из ВКП(б), в 1934 году административно выслан в Карелию, в 1935 году за принадлежность к «рабочей оппозиции» осуждён на 5 лет — наказание, заменённое ссылкой в Астрахань.

В 1936 году Шляпников был вновь арестован. Его обвинили в том, что, будучи руководителем контрреволюционной организации «Рабочая оппозиция», он осенью 1927 года дал директиву харьковскому центру этой организации о переходе к индивидуальному террору как методу борьбы против ВКП(б) и Советского правительства, а в 1935-1936 годах давал директивы о подготовке террористического акта против Сталина. Шляпников виновным себя не признал, но по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 2 сентября 1937 года был расстрелян. 31 января 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Александра Шляпникова за отсутствием в его действиях состава преступления.

Судьба членов триумвирата, возглавившего оборонное ведомство, была довольно схожей — все они в течение многих лет занимали высокие государственные посты, и все они стали жертвами «большого террора».

Владимир Антонов-Овсеенко, Николай Крыленко, Павел Дыбенко. Фото: Commons.wikimedia.org

Владимир Антонов-Овсеенко, во время вооружённого восстания в Петрограде арестовавший Временное правительство, являлся одним из создателей Красной Армии, много лет провёл на дипломатической работе, во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне, оказав большую помощь республиканским войскам как военный советник.

По возвращении из Испании был арестован, 8 февраля 1938 года приговорён к расстрелу «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Расстрелян 10 февраля 1938 года. Реабилитирован посмертно 25 февраля 1956 года.

Николай Крыленко был одним из создателей советского права, занимал посты наркома юстиции РСФСР и СССР, прокурора РСФСР и председателя Верховного Суда СССР.

Крыленко считается одним из «архитекторов Большого террора» 1937-1938 годов. По иронии судьбы, Крыленко сам стал его жертвой.

В 1938 году на первой сессии Верховного Совета СССР Крыленко подвергся критике. Вскоре после этого снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован. Про приговору Военной коллегий Верховного Суда СССР расстрелян 29 июля 1938 года. В 1956 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Павел Дыбенко сделал военную карьеру, носил звание командарма 2-го ранга, командовал войсками в различных военных округах. В 1937 году принимал активное участие в репрессиях в рядах армии. Дыбенко входил в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» в июне 1937 года.

В феврале 1938 году был арестован уже сам Дыбенко. Он признал себя виновным в участии в антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре. 29 июля 1938 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Выступая за создание «однородного социалистического правительства», Ногин оказался в числе тех, кто покинул Совнарком спустя несколько дней. Однако Ногин через три недели «признал ошибки» и продолжил работать на руководящих должностях, но уже более низкого уровня. Занимал посты комиссара труда Московской области, а затем заместителя наркома труда РСФСР.

Виктор Ногин. Фото: Commons.wikimedia.org

Умер 2 мая 1924 года, похоронен на Красной площади. Фамилия одного из первых советских наркомов по сей день увековечена в названии подмосковного города Ногинска.

Нарком просвещения был одной из самых устойчивых фигур в советском правительстве, бессменно занимая свой пост в течение 12 лет.

Анатолий Луначарский. Фото: Commons.wikimedia.org

Благодаря Луначарскому было сохранено немало исторических памятников, налажена деятельность учреждений культуры. Были, правда, и весьма неоднозначные решения — в частности, уже на излёте своей карьеры наркома, Луначарский готовил перевод русского языка на латинский алфавит.

В 1929 году он был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР.

В 1933 году Луначарский был отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию на французском курорте Ментона. Урна с прахом Анатолия Луначарского захоронена в Кремлёвской стене.

На момент назначения наркомом Скворцов занимал пост члена Московского военно-революционного комитета. Узнав о своём назначении, Скворцов объявил, что он теоретик, а не практик, и от должности отказался. В дальнейшем занимался публицистикой, с 1925 года ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», с 1927 года — зам. ответственного секретаря газеты «Правда», одновременно с 1926 года директор Института Ленина при ЦК ВКП(б).

Иван Скворцов (Степанов). Фото: Commons.wikimedia.org

В партийной прессе Скворцов выступал как активный сторонник Сталина, однако до высших государственных постов не добрался — 8 октября 1928 года умер от тяжёлой болезни. Прах захоронен в Кремлевской стене.

Один из главных лидеров большевиков, второе лицо в партии после Ленина, в 1920-х годах вчистую проиграл во внутрипартийной борьбе, и в 1929 году был вынужден покинуть СССР в качестве политического эмигранта.

Лев Бронштейн (Троцкий). Фото: Commons.wikimedia.org

Заочное противостояние со сталинским курсом Троцкий продолжал до 1940 года, пока оно не было прервано в августе 1940 года ударом ледоруба, нанесённым агентом НКВД Рамоном Меркадером .

Для Георгия Оппокова пребывание на посту наркома в течение нескольких дней стало вершиной его политической карьеры. В дальнейшем он продолжил свою деятельность на второстепенных должностях, таких, как председатель Нефтесиндиката, председатель правления «Донуголь», заместитель председателя Госплана СССР, член бюро Комиссии советского контроля при СНК СССР.

Георгий Оппоков (Ломов). Фото: Commons.wikimedia.org

В июне 1937 года в рамках «Большого террора» Оппоков был арестован, по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 30 декабря 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1956 году.

Как и другие сторонники создания правительства из числа членов различных социалистических партий, Теодорович объявил о выходе из правительства, но свои обязанности исполнял до декабря 1917 года.

Иван Теодорович. Фото: Public Domain

В дальнейшем являлся членом коллегии Наркомзема, а с 1922 года заместителем наркома земледелия. В 1928-1930 годах генеральный секретарь Крестьянского интернационала.

Арестован 11 июня 1937 года. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 20 сентября 1937 г. по обвинению в участии в антисоветской террористической организации к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Авилов занимал свой пост до решения о создании коалиционного правительства с левыми эсерами, после чего сменил должность наркома на пост помощника директора Государственного банка. В дальнейшем занимал различные должности второго ранга, являлся наркомом труда Украины. С 1923 по 1926 год Авилов был лидером ленинградских профсоюзов и стал одним из лидеров так называемой «ленинградской оппозиции», что десять лет спустя стало для него роковым обстоятельством.

Николай Авилов (Глебов). Фото: Commons.wikimedia.org

С 1928 года Авилов руководил «Сельмашстроем», а с 1929 года стал первым директором ростовского завода сельхозмашин «Ростсельмаш».

19 сентября 1936 года Николай Авилов арестован по обвинению в террористической деятельности. 12 марта 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Приговор приведён в исполнение 13 марта 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.