История усадьбы. Нет, с гением равняться я не смею Кто жил в усадьбе архангельское

Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма.

Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов оно концентрирует в себе лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX вв.

В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 г. и принадлежало на две трети вотчиннику Уполоцкому, а на одну треть конюху Рязанцеву . Название, возможно, происходило не только от фамилии владельца, но и от оползней, которые случались с крутого берега Москвы-реки. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в., который при новых владельцах - боярах братьях Киреевских – периодически поновлялся.

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев , известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха,– из польского плена. При Ф.И. Шереметеве вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.

В середине XVII в. «Уполозы, Архангельское тож,» находилось во владении князей Одоевских , достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским. К концу XVII в. вблизи храма посреди обнесенного решетчатым забором двора стояли рубленые жилые хоромы- три светлицы, связанные сенями. Рядом был еще один сруб – баня, а чуть дальше, вдоль забора, - поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад в полторы десятины. Архангельское было типичной подмосковной вотчиной «средней руки». Вокруг усадьбы располагались хозяйственные постройки: скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Рядом находились две оранжереи. Они являлись не просто хозяйственной необходимостью, а были первым шагом к тем «затеям», которые в XVIII в. займут важное место в подмосковных усадьбах.

С 1681г. Архангельское принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому , а в самом начале века Просвещения оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665-1737). Свое происхождение Голицыны вели от великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV в. Один из его сыновей, Наримонт, получил при крещении имя Глеб. Глеб Гедиминович и стал родоначальником нескольких княжеских фамилий, в том числе и Голицыных.. В XVII в. от Андрея Ивановича Голицына пошли четыре больших семейных ветви. Владевшие Архангельским Голицыны – это четвертая ветвь рода, произошедшая от Михаила Андреевича (1639-1687). Он был боярином и служил воеводой в крупных русских городах – Смоленске, Курске, Киеве. Его старшим сыном был князь Дмитрий Михайлович Голицын – с 1686 г. – комнатный стольник Петра I, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. он был отправлен в Италию для изучения навигации. Будучи посланником в Константинополе в 1700-1702 гг., он добился права для русских судов плавать в Черном море. Позже Дмитрий Михайлович занимал должность киевского воеводы, а с 1711 по 1718 гг. и губернатора. Его деятельность была отмечена Петром I, сделавшим князя сенатором и президентом Камер-коллегии, и Екатериной I, пожаловавшей ему чин действительного тайного советника и наградившей Голицына орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной и оставлявших все полномочия государственного управления за аристократией. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу». После этих событий Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Старый дом для него оказался мал, и к западу от бывших построек началось возведение большого по тем временам двухэтажного дома. "...вновь построены хоромы из брущатого сосноваго лесу. В них тринатцать покоев...В тех покоях восемь печей обращатые, в том числе две печи китайской работы, две ценные живописные, четыре простые желтые. ...Перед хоромами рундук рубленой круглой, сход на одну сторону. Оные хоромы покрыты тесом". Напротив нового дома был разбит сад размером 190 на 150 саженей с перспективными дорогами, обсаженными кленом, липой и штамбовым деревом с двумя партерами. Начата постройка садовой ограды. Тогда же началось и строительство оранжерей на берегу Москвы-реки.

Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 г. Усадьба, наряду с прочими владениями, была конфискована в казну. Но уже в 1742 г. имущество отца и старшего брата Сергея возвращено действительному тайному советнику, сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697-1768). Его сыну Николаю суждено было продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля.

Князь Николай Алексеевич Голицын (1751-1809) рос в Москве и воспитывался как многие дети русского дворянства XVIII в. В восьмилетнем возрасте родители, как это было принято, записали его в конный полк для сокращения фактического срока тогда еще обязательной дворянской службы. Мать его умерла, когда князю исполнилось 11 лет, отец постарался дать ему хорошее образование. Благодаря энергичным хлопотам петербургского родственника, вице-канцлера А.М. Голицына, молодой князь был отправлен в сентябре 1766 г. в Стокгольм, в пансион некоего господина Мурье. Со своим отцом ему не суждено было больше увидеться. Алексей Дмитриевич скончался вскоре после отъезда сына. Николай Алексеевич прожил в Швеции до августа 1767 г., а затем уехал в Страсбургский университет для продолжения учебы, позднее совершил продолжавшееся более трех лет путешествие по Европе: был в Швейцарии, Италии, во Франции, Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии... Затем выполнял различные дипломатические поручения императрицы Екатерины II, в 1783-86 гг. являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, состоял при Малом дворе Вел. Князя Павла Петровича, стал сенатором, тайным советником, кавалером орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. Именно при нем началось строительство великолепного архитектурного ансамбля в усадьбе. В августе 1783 г. князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который летом следующего года построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. В центре главного и боковых фасадов четыре римско-ионические колонны образуют портики. Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям. Такие же парные колонны поддерживаютбалконы верхнего этажа боковых фасадов. Шесть ложных колонн на южном фасаде украшают двери выступающей полуротонды. И, наконец, восемь пар римско-коринфских колонн обрамляют появившийся позднее бельведер. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека. Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка. Сохранившиеся в архиве Голицыных чертежи донесли до нас имя автора проекта двух террас перед южным фасадом дворца - Джакомо Тромбара. На краю обрыва над Москвой-рекой были симметрично поставлены две оранжереи. Рядом с восточным оранжерейным павильоном были возведены "Римские ворота" - дань модному тогда увлечению античными руинами. В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название "Каприз", который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. С севера к нему прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки с центральным кирпичным павильоном.

В 1798 г. князь Н.А. Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. Чтобы поправить свои дела, князь частично продал свои вотчины в различных губерниях. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова (1750/51 – 1831). Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения – 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Род Юсуповых ведет свое происхождение от современника Иоанна Грозного ногайского хана Юсуфа. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием. Сын Димитрия князь Григорий Юсупов верой и правдой служил Петру I, получил звание маршала, был награжден орденом Св. Александра Невского. Его старший сын Борис получил образование во Франции – в гвардейском училище в Тулоне, являлся главным директором Ладожского канала, позднее стал действительным статским советником, камергером, президентом Коммерц-коллегии, сенатором. Как это было принято, его сына Николая с младенчества записали в гвардию. В 21 год он вышел в отставку и в 1772 г. отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился со многими выдающимися художниками, поэтами, философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом… В 1782 г. по поручению императрицы Екатерины II князь Н.Б. Юсупов, слывший «прекрасным рассказчиком и знатоком изящных искусств», сопровождал чету наследников российского престола Павла Петровича и Марию Федоровну во время их путешествия по Европе. По возвращении на родину в 1783 г. Николай Борисович Юсупов начал выполнять дипломатические поручения императрицы в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В 1784 г. он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа. Затем князь совершил поездку в Венецию, где ему пришлось бороться против политических интриг Англии и Австрии, направленных против Российского государства. После этих событий Екатерина II в 1788 году произвела князя Юсупова в тайные советники и назначила его сенатором. В 1789 г. в ведение князя Н.Б. Юсупова была передана Императорская шпалерная мастерская, с 1791г. по 1799 г. Николай Борисович Юсупов возглавлял дирекцию Императорских театров. К числу его заслуг на этом поприще относилась организация правильного внутреннего устройства театральных помещений (по его инициативе происходила нумерация театральных мест в зале), установление контроля над театральными сборами и издержками при постановке пьес. Одновременно с этой деятельностью он стал президентом Мануфактур-коллегии и членом Вольного Экономического Общества. С 1792 г. князь управлял также Императорскими стеклянным и фарфоровым заводами. С 1794 г. он стал почетным членом Российской Академии Художеств. В 1796 г., будучи директором Эрмитажа, князь по поручению царского двора заказывал картины, покупал скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, которое начал формировать еще в годы учебы за границей. В 1797 г. князь Н.Б. Юсупов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В его ведение были также переданы «спектакли и музыка при Дворе». Ко всем этим обязанностям в 1800 г. добавляется также и пост Министра Департамента Уделов. А в 1814 г. князю было поручено руководить Экспедицией Кремлевского строения и Оружейной палатой по восстановлению разрушенных войсками Наполеона зданий Московского Кремля. Из прожитых им восьмидесяти лет князь Николай Борисович Юсупов пятьдесят лет состоял на государственной службе. За «беспорочное служение Отечеству» он был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия – эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.

Земельные владения князя располагались в пятнадцати губерниях России. Кроме того, в приданое за супругой, Т.В. Потемкиной (урожд. Энгельгардт), он получил имения в пяти губерниях, да «благоприобретений» у него было в трех губерниях. Население этих имений к концу его жизни превышало 31 тыс. душ «мужеска пола» (только в Московской губернии 1400 душ).

К началу 1805 г. князь Н.Б. Юсупов отошел от государственных дел и решил обосноваться в Москве. Он занялся предпринимательством, увеличивая число своих текстильных мануфактур, географией и экономикой южных районов России и Малороссии. Но он хотел еще иметь и свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром.. 6 октября 1810 г. была составлена купчая на приобретение Архангельского. Основной принцип организации имения князьподытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом. Князь привез его из своего имения под Полтавой и отдал в обучение архитектуре немцу Кестнеру. До 1811г. его учителем был также архитектор М.М. Маслов. В.Я.Стрижакову вместе с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским, живописцами М. Полтевым, Е. Шебаниным, Ф. Сотниковыми И. Колесниковым пришлось делать ремонт в усадьбе после 1812 г.. Было перестроено несколько залов дворца, создан переход над колоннадами из Большого дома в библиотеку, а также сооружена в 1817 г. въездная арка Парадного двора. В ее оформлении нашли отражение мотивы, характерные для триумфальных сооружений в честь победы в войне над Наполеоном. В усадьбе работали известные московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников, Е. Тюрин, под руководством которого и при участии итальянских мастеров шло восстановление дворца после пожара, случившегося зимой 1820 г. В результате проведенных работ Большой дом приобрел иной, «ампирный», облик. В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма: небольшой южный придел Иоанна Крестителя разобрали, перенесли к востоку и достроили до размеров северного, а с западной стороны пристроили галерею. Позднее маслом по штукатурке были выполнены росписи.

В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент. Тогда же строилась и храмовая ограда с деревянными башенками по сторонам.

При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте. Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного скульптора М.И. Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы одной из самых ярких эпох в истории Российской империи. В июле 1831 г. старый князь Н.Б. Юсупов умер. Его сын – князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849)- стал обладателем огромного богатства – 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян, а вместе тем и долга в размере более двух миллионов рублей. Большинство унаследованных им имений были бездоходными, а Архангельское среди них как главная «увеселительная» резиденция покойного князя – наиболее «расходным». Превратить усадьбу в образцовую экономию стало теперь главной задачей князя и его управляющих. Пришлось сдать на откуп пруды для ловли рыбы. В 1832 г. Московскому университету был продан знаменитый Ботанический сад. В петербургский дворец на Мойке, приобретенный двумя годами ранее, из Архангельского начали вывозить лучшие произведения живописи и скульптуры. Большой дом постепенно пустел, но все-таки Борис Николаевич ценил собранное отцом, переживал, что не мог уделять должного внимания усадьбе.

Новый владелец усадьбы – князь Николай Борисович Юсупов-младший (1827-1891), окончивший с блеском университет в Санкт-Петербурге, - вступил на государственную службу и всю жизнь служил России. В 1854 г., во время Крымской войны, он на свои средства вооружил и экипировал два пехотных батальона. Николай Борисович самозабвенно любил искусство и покровительствовал художникам, был большим любителем музыки, прекрасным скрипачом (его коллекция скрипок включала инструменты, изготовленные Амати и Страдивари). Формально князь служил в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, но чаще проводил время за границей на лечении. Иногда он приезжал и в Архангельское. Так случилось летом 1859 г., когда по приглашению его супруги Татьяны Александровны (урожд. Рибопьер) в усадьбе гостил прусский посланник, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, знакомый с хозяйкой еще с юношеских лет.

С 1860 г. в окрестностях Архангельского начинает бывать император Александр II, купивший находящееся неподалеку имение Ильинское. Тогда же стали прокладывать дорогу в эту усадьбу от станции Химки Николаевской железной дороги, проходившую по юсуповским землям. Князь Н.Б. Юсупов-младший относился к императору восторженно и трепетно, приветствовал его реформаторскую деятельность. После трагической гибели Александра II князь пожертвовал большие средства на создание памятника императору, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. на территории усадьбы в его честь были возведены Триумфальные ворота (не сохранились до наших дней).

В 1866 г. князь дал указание о начале работы по составлению родословной Юсуповых. Тем временем в хозяйственной части усадьбы в начале 1887 г. было закончено строительство богадельни. Составлявшее к 1890-м годам 466 десятин 1770 саженей (около 508, 32 га) имение все-таки в полном блеске предстало лишь в конце XIX – начале ХХ вв. при последних владельцах Архангельского – правнучке старого князя Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и ее супруге - князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон. Сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.

В 1903 г. хозяева имения увековечили память А.С. Пушкина, посетившего усадьбу дважды. В 1827 г. поэт вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А. Соболевским, отправился по приглашению Н.Б. Юсупова в Архангельское. Хозяин показал им свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». Вероятно, князь продемонстрировал гостям и свой дорожный «Альбом друзей», с которым он путешествовал по Европе в конце XVIII в. В нем, наряду с другими, содержались посвященные князю стихи П. Бомарше.

Спустя два года Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…

Они высечены на пьедестале памятника поэту, установленного в глубине новой, отныне Пушкинской, аллеи в восточной части регулярного сада.

В августе 1830 г. А.С. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А. Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». В июле 1831 г., когда князь умер, А.С. Пушкин в письме к своему другу П.А. Плетневу написал:

Ох уж эта холера! Мой Юсупов умер…

В 1907 г. правнучка Н.Б. Юсупова - княгиня Зинаида Николаевна - заказала клише-факсимиле послания «К вельможе» (в настоящее время хранится в музее). Осознавая значение Архангельского в истории России, еще 31 мая 1900 г. она и ее супруг составили завещание, согласно которому:

…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…

Дальнейший ход истории реализовал это желание владельцев.


Но многократно, из конца в конец,
Пройду сей путь. Ведь здесь земля сама
Освящена присутствием поэта." (Александр Петров)

Усадьба «Архангельское» — один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей в Москве и Подмосковье. В течение трёх столетий его владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».


В разное время усадьбу посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Здесь бывали императоры Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

Мы обходим усадьбу по часовой стрелке. Первое, что мы видим, это храм-усыпальница Юсуповых «Колоннада». Это наиболее позднее сооружение на территории усадьбы Архангельское. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна.

Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли кн. Н.Ф.Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Сейчас тут проходят выставки.

Ничего не напоминает это здание? Лично мне при взгляде на него сразу вспомнился Казанский собор в Питере.

Первое упоминание об это месте возникает в 1584 г. как имение «Уполозы» в честь хозяина вотчинника Уполоцкого. Это просто небольшое село с деревянным храмом Архангела Михаила. К храму мы идём через вот эти "Святые ворота".

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца - митрополита Филарета, позднее патриарха,- из польского плена.

Глинобитная ограда - стена с массивным арочным проемом была выстроена перед северным фасадом церкви Михаила Архангела по проекту архитектора Евграфа Тюрина.

По краям стены высятся трехъярусные башни, каменные внизу и завершенные деревянными четвериками со шпилями. «Башня старой колдуньи» неподалеку от церкви.

Глинобитная ограда имеет чисто декоративное значение. Её длина - 80 метров.

В середине XVII в. село находилось во владении князей Одоевских, достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским.

С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти.

Для Архангельского мистическим числом является число 107. Голицыны правили усадьбой с 1703 по 1810 год, Юсуповы - с 1810 по 1917, то есть каждая семья - по 107 лет. Факт любопытный.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной.

Тайный совет считал её полной дурой и собирался править от её имени. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу» и в 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

Его внук, князь Николай Алексеевич Голицын был человеком передовым и просвещенным, и при нём усадьба начала приобретать её нынешний вид.

Мы подходим к главному зданию усадьбы - Большому дворцу. Я не знаю про Версаль, я в нём не был, лично мне ансамбль Архангельского очень напоминает наш Петергоф.

На территории усадьбы находятся три прекрасных парка - итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский. Ниже мы видим итальянский террасный парк.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш.Герну. Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец.

Внутренний дворик дворца. Из этих ворот можно попасть к дальнему выходу из усадьбы.

Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество.

В 1798 г. князь Н.А.Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу. К тому времени крепостных крестьян у них было уже около 700.

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения - 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Родословная князей Юсуповых восходит, ни много, ни мало, к пророку Мухаммеду. По крайней мере, так говорил современник Иоанна Грозного ногайский хан Юсуф. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием.

В ночь после крещения к нему во сне явился пророк Магомет и сказал: "Как вероотступник ты будешь наказан. Отныне в каждом новом поколении твоего рода до 26-ти лет доживёт лишь один наследник, остальные погибнут". Проклятие это сбылось, и в пяти поколениях Юсуповых до зрелого возраста доживал только один мальчик.

Пророк оказал роду Юсуповых хорошую службу, поскольку всегда был один наследник, наследство не делилось, и этот богатейший род России переплюнул по богатству даже семью российских императоров. Например, князь легко мог себе позволить пригласить великого итальянского скульптора Антонио Канову оформлять свои парки статуями.

Николай Борисович Юсупов сказал своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

На десять миллионов рублей годовых чего только не сделаешь. Тут был и бассейн с дрессированными золотыми рыбками с драгоценными серёжками, первый в России зоопарк со всякими пеликанами, фламинго и прочими пингвинами, олени, верблюды, медведи...

Все гости, включая императоров российских, были поражены этой роскошью. Был среди гостей и юный А.С.Пушкин, на которого наибольшее впечатление произвели скульптуры А.Кановы.

Здесь юный Саша встречает императора Александра I, и в восхищении посвящает ему свои стихи: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда..."

Для оформления своего театра Юсупов приглашает самого выдающегося итальянского декоратора и художника Пьетро Гонзаго. Но чтобы было не так, как у всех, он создаёт театр без актёров с одной только сменой декораций. Император Александр I вместе с королём Пруссии, посидев пару часов в таком театре, от скуки чуть не померли.

Вот эти лабиринты из дикого плюща и бессистемные деревья вокруг - это третий в усадьбе парк, пейзажный английский. Создать его легче, чем другие, поскольку ничего делать для этого не нужно.

По такому же зелёному коридору мы попадаем в дальний конец усадьбы, проходя мимо прямоугольника французского парка. Холить по этим тоннелям одно удовольствие.

Вид на Большой дворец из парковой аллеи. Слева - лабиринт из кустов, справа просто деревья.

Переходящие друг в друга парки спускаются к Москве-реке. Здесь мы стоим на верхней и видим следующие две.

А здесь мы стоим на второй, и видим нижнюю, сделанную в виде французского парка. Автор этих террас - итальянец Джакомо Тромбара.

При князе Н.Б.Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте.

Рядом с дворцом находится памятник Екатерине II Великой в виде Фемиды. На нём написано: "Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого" . Князь до конца жизни боготворил императрицу.

Отношения Н.Б.Юсупова и Екатерины II были занятные. Одно время князь был её любовником и фаворитом, которому всё было можно, но вскоре царица подыскала ему невесту из своих фрейлин Татьяну Энгельгардт с огромным приданым аж в 20 миллионов.

Здесь мы видим малый дворец «Каприз» архитектора Е.Д.Тюрина, построенный ещё при последнем Голицыне.

Рядом с ним находится «Чайный домик».

"Чайным домиком" его назвали потому, что в нём сперва была библиотека, а потом - склад. Чай в этом здании не пили никогда.

А над ним - высокие корабельные сосны. Воздух в усадьбе такой, словно его пьёшь, как воду, густой и хвойный.

Вид на Большой дворец. Этот прямоугольник со стенами из подстриженных кустов - французский регулярный парк усадьбы.

А внизу, на последней террасе, находится санаторий "Архангельское". Я не знаю, кто в нём живёт. Вот один из его корпусов.

Мы спускаемся вниз к воде. Надо сказать, что за один раз обойти Архангельское сможет только достаточно выносливый человек. Расстояния не маленькие, и постоянные спуски и подъёмы.

На поляне возле воды, как положено, сплошные пикники. К сожалению, за деревьями не видно, какой большой путь вниз мы проделали.

Ещё при Голицынах шведский инженер Иоганн Норберг построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Мы поднимаемся назад по другой тропинке, замыкая круг по часовой стрелке. По дороге натыкаемся на совсем развалившуюся беседку над обрывом, куда вероятно все приходят жениться.

И оказываемся в той точке, откуда начали путь - возле храма-усыпальницы Юсуповых «Колоннада». К ней ведёт этот мостик.

Последняя владелица Архангельского, Зинаида Николаевна Юсупова, имела двух сыновей, Николая и Феликса, любимцев последнего российского царя Николая II. Но в 1908 г. старший сын, Николай, погибает на дуэли в возрасте 25-ти лет. То есть, он не доживает до 26-ти. Призрак проклятия пророка Мухаммеда носится в воздухе усадьбы.

В память о нём на выходе усадьбы установлена статуя немецкого скульптора К.Барта "Скорбящий гений".

И последний памятник, точнее бюст. Находясь здесь, Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине.»

Последний наследник рода, князь Феликс Юсупов по-своему исполнил проклятие пророка. Юноша женственный и самовлюблённый, любящий переодевание в женские одежды, он явно отличался склонностью к гомосексуализму и повышенной самооценкой.

Ну и кроме этого он известен как главный убийца Григория Распутина. Не сделай он этого, трудно сказать, как пошла бы дальнейшая история Российской империи.

В результате все отпрыски древнего и богатейшего рода российских князей вместо фамильной усыпальницы «Колоннада» упокоились на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Картина Джованни Баттисты Тьеполо "Пир Клеопатры". Клеопатра в виде Екатерины Второй растворяет в вине жемчужину, а Марк Антоний напротив неё сидит как дурак.


Веря в проклятие, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова ещё в 1900 г. составила завещание: «В случае внезапного прекращения рода все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами завещаем в собственность Государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества ».

Дальнейший ход истории реализовал это её желание. Произошла революция, и самая знаменитая в Подмосковье усадьба была полностью разграблена рабоче-крестьянской властью.

Для тех, кто собирается сюда погулять, я хочу показать, что изменилось в усадьбе за год. Только одно - за храмом появился вот этот памятник.

Здесь похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868-1888), умершая от тифа. На плите была установлена скульптура работы М.М. Антокольского «Ангел молитвы», перенесенная в 1936 г. в павильон «Чайный домик» для лучшей сохранности. И 80 лет могила выглядела вот таким вот образом.

А в 2016 году ее вернули обратно на могилу. Еще надо сказать, что на дальнем входе турникет, через который проходят по билетам, установлен позади Святых ворот и храма, так что если идешь к ним от главного входа, надо договариваться с охранником, чтобы пустил обратно.

И еще один важный момент. С весны 2016-го года в Архангельском не работает ни одно кафе, ни одна шашлычная, даже старая знаменитая возле магазина. Местные нам рассказали, почему это. В прошлом году из Москвы приехала высокая комиссия. Увидев кафе, они пришли в ярость и заорали: "По этим тропинкам сам Пушкин ходил, наше всё, наша краса и гордость, а у вас тут всякое быдло жрёт сидит?!" И все кафе мгновенно закрыли. Так что здесь теперь даже холодной водички не купить.Только сувениры - лапти и матрёшки, этих пожалуйста.

Но прямо напротив входа в усадьбу, снаружи, есть вкусная и недорогая шашлычная, где можно перекусить после прогулки.

История Архангельского, одного из красивейших мест ближайшего Подмосковья, берет начало в шестнадцатом столетии. Именно в то время здесь появилось селение Упалозы с маленькой церквушкой. Позже, уже в семнадцатом веке, на месте прежнего культового сооружения возвели каменный храм во имя архангела Михаила. По аналогии с его названием село переименовали в Архангельское.

В XIX веке поселение отошло в собственность Николая Алексеевича Голицына. При новом хозяине и началось строительство новой усадьбы.

Строения и ландшафт в музее-усадьбе Архангельское

Главный усадебный дворец Архангельского возвели в бытность князя Голицына, в 1784 году. Сегодня на его первом уровне размещен макет усадьбы, воспроизведенный по описаниям юсуповской эпохи.

В Овальном зале дворца, относительно небольшом по размерам, в давние времена давали светские приемы и проводили бальные вечера. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Потолок украшает подлинная огромная люстра с имитацией под бронзу, т.к. из-за дороговизны натурального металла в ту пору, ее изготовление было бы очень дорогим удовольствием.

На втором этаже дворца Юсупова в музее-усадьбе ранее были устроены жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч экземпляров книг, что причисляло ее в первые десятилетия девятнадцатого столетия к числу лучших российских частных книжных собраний.

Сразу за дворцом размещается удивительный по красоте парк Архангельского, напоминающий собой из-за обоюдной принадлежности к французским регулярным паркам, но, вместе с тем, он больше и роскошней последнего.

Главная идея таких парков - восприятие людьми природы как архитектурной составляющей. Таким образом, при его разбивке, в первую очередь, создают чертеж, располагая на нем растения строго по математическим законам, с учетом симметричности их расположения относительно некоей оси и соразмерными по форме. Основными деревьями в этом парке музея-усадьбы Архангельское являются липы, посаженные 25 лет тому назад, во время реконструкции, на месте старых. Поверхность земли засажена подстриженным газоном, называемым здесь «Большим партером».

Фото 1. Панорама музея-заповедника Архангельское в Подмосковье

В музее-заповеднике разбито 3 парка, включая и вышеописанный. Следующий из них - итальянский террасный - расположен с южной стороны от дворца и представляет собой ландшафт, составленный из двух террас (маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами). Подобные сооружения были типичны для далекой Италии, но крайне редко встречались в России.

Местный террасный парк создали еще при Николае Голицыне и уже при князе Юсупове его облагородили: высадили лиственницы, разместили мраморные скульптуры в парке и мраморные же бюсты со статуями на имеющейся балюстраде. Эти произведения искусства относились к ценной княжеской коллекции и, по идее, требуют особого к себе отношения, в частности, к их сохранности от атмосферного влияния. Скульптуры, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеровых XVII и XIX столетий.

Последний - третий парк в музее-усадьбе Архангельское - английский пейзажный, больше похож на лесную чащу. Здесь произрастают высоченные деревья и загущенные кустарники. Таким образом, его главное отличие от французского заключается в приближенности к дикой природе. Мода на такие парки сформировалась в Российской империи в XVIII столетии. Именно в то время прежний хозяин - князь Николай Голицын - и повелел разбить его с двух сторон от итальянских террас.

Разделяют территории французского и английского ландшафтных парков небольшая по размерам арочная конструкция - «Руинная арка», являющаяся одной из главных составляющих английских парков. Точно такая же размещена и в восточном пространстве парковой зоны.

За «Большим партером» просматриваются два санаторных корпуса, возведенных здесь после Октябрьской революции, когда территория усадьбы Архангельское была передана наркомату обороны. Ранее, при князе Юсупове, здесь размещались усадебные оранжереи с экзотическими растениями из южных регионов всего мира.

Кроме всего прочего, в усадьбе, в дореволюционное время, размещался и свой зверинец с редкими животными и птицами.

История музея-усадьбы Архангельское связана с гостившими здесь пятью российскими императорами: Николая I, Александра I, Александра II, Александра III и Николая II . В каждом случае приезд высочайшей особы отмечался установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. К сожалению, колонны 2 последних императоров из вышеприведенного списка не сохранились.

Самым почитаемым местом Николая Юсупова в своей усадьбе был храм, возведенный в честь Екатерины II. Ее образ представлен по аналогии с образом Фемиды - мифологической богини правосудия. Важным в художественном образе самодержицы является отсутствие повязки на глазах, которую мастер просто-напросто не посмел изваять у царствующей особы.

Стоит отметить, что Екатерина II так ни разу и не посетила Архангельское, но Юсупов просто боготворил ее, с чем и связано строительство храма и монумента в ее честь.

Рядом с французским парком расположено небольшое по размером здание в два этажа, являющееся малым дворцом или по-иному - «капризом». Такое название оно получило от князя Голицына, так как действительно стало обычным капризом хозяина, пожелавшего, по моде того времени, наряду с большим дворцовым зданием построить и малое. Первоначально оно имело лишь один этаж и было надстроено дополнительным уровнем уже при князе Юсупове.

Помимо императоров, усадьбу Архангельское посещали многие известные личности той поры. Среди них был и великий Александр Сергеевич Пушкин, побывавший здесь, как минимум, дважды. Поэт увековечил память о хозяине и его поместье в своем произведении «Послание к вельможе». Потомки Юсупова знали об этом и со временем, при Зинаиде Юсуповой, установили на территории памятник русскому поэту на аллей, названной после этого в его честь.

Неподалеку от памятника Пушкину установлена скульптурная композиция «Скорбящий гений», посвященная сыну все той же Зинаиды Юсуповой, погибшего на дуэли. С этим же фактом связано и строительство усыпальницы Юсуповых, которую должны были сделать родовой после переноса сюда праха молодого человека. Строительство было начато в 1909 году и завершилось в 1916-м. В скором времени произошла Октябрьская революция, что помешало освящению усыпальницы, в которой так никто и не был захоронен.

Как добраться до усадьбы Архангельское

Добраться до музея-усадьбы Архангельское можно от станции метро Тушинская, воспользовавшись автобусами №№ 541 и 549, а также на маршрутном такси №151. От города Красногорска автобусом №№ 520 и 824.

Предлагаем ещё посмотреть:

Схема дворцово-паркового ансамбля Архангельское

Огромный дворцово-парковый ансамбль располагается неподалеку от Красногорска. Усадьба «Архангельское» объединяет несколько великолепных парков – итальянский с многочисленными террасами и скульптурными композициями, французский с роскошными галереями и ухоженными растениями, а также пейзажный английский, впечатляющий своей неповторимой красотой.

Усадьба гармонично сочетает в себе отличительные черты сразу нескольких художественных стилей, имеющих общую классицистическую основу. Несмотря на свою длительную историю, все архитектурные сооружения и парковая среда отлично сохранились. На данный момент площадь комплекса разделена на две части, большая из которых находится под охраной и является платной для посещения. Остальная территория доступна для всех желающих абсолютно бесплатно.

Историческая справка

Первые упоминания об усадьбе «Архангельское» датируются XVI веком – тогда она являлась имением Алексея Ивановича Уполоцкого и располагалась в недавно образовавшемся селе Уполозы. Немного позднее тут возвели деревянную церковь Архангела Михаила, которая затем была перестроена в камне. Именем святилища впоследствии начали называть поместье и само селение. Спустя два столетия имение перешло во владение семьи Голицыных – именно они инициировали строительство дворца и обустройство парковой зоны. Князь Юсупов, являвшийся следующим владельцем роскошного здания, сделал это место центром проведения торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры, представители дворянства, известные деятели культуры. Среди наиболее именитых гостей – российские правители XIX века, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Герцен.

Юсуповы являлись владельцами усадьбы «Архангельское» до начала Октябрьской революции. После смены власти в стране дворцовый комплекс стал собственностью большевиков, принявших решение открыть на его месте исторический художественный музей. К счастью, поместье не постигла участь большинства дворянских имений царских времен, которые систематически уничтожались коммунистами. В здании реконструировали интерьер, восстановили библиотеку и разместили ценные произведения изобразительного искусства. В 1937 году тут открыли несколько отделений военного санатория.

Большой партер Архангельского

Основные достопримечательности

Большой дворец, расположенный в центральной части усадьбы «Архангельское», спроектирован французским архитектором Шарлем де Герном. В 1780 году он начал разрабатывать проект здания, однако его план был существенно изменен непосредственно во время строительства. Готовое сооружение относится к зрелому классицизму – оно имеет симметричное оформление, которое подчеркнуто бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Южная сторона здания обращена к парку и украшена величественными колоннами.

Церковь Михаила Архангела считается древнейшим строением в пределах усадьбы. Изначально сооружение построили из дерева, в 1667 году его реставрировали на средства боярина Одоевского. Отличительные черты храма – непривычное диагональное размещение приделов и оригинальная конструкция сводов на двух столпах.

Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVIII века, сначала был одноэтажным павильоном. Через некоторое время его дополнили еще одним этажом. Во времена правления князя Юсупова тут располагалась выставка картин, потомки владельца из-за финансовых проблем вынуждены были сдавать здание в аренду. Перед «Капризом» находилось множество статуй, бюстов и ваз. В средине XIX века эти изделия перенесли на верхнюю террасу.



Храм-усыпальница Юсуповых – один из наиболее изящных образцов архитектуры в усадьбе «Архангельское». Его создали после печального происшествия в княжеской семье – в 1908 году на дуэли погиб сын владельца поместья. Из-за высокого цоколя создается впечатление, что здание будто парит над землей и устремляется вверх. К портику ведут широкие лестницы, крупные колонны поддерживают фронтон, конструкцию дополняет купол, установленный на массивном барабане. В усыпальнице никто не похоронен, поскольку после революционных событий потомки знаменитого рода предпочли эмигрировать. Раньше внутри проходили выставки произведений искусства, а сейчас организовываются концерты.


Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»)

Храм-памятник Екатерине II был возведен в западной стороне парка в 1819 году, согласно проекту архитектора Евграфа Тюрина и скульптора Жана-Доминика Рашетта. Известная российская правительница предстает в образе древнеримской Фемиды. На стене позади фигуры Екатерины II приведена цитата поэта эпохи Ренессанса Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».

Театр Гонзага появился в усадьбе «Архангельское» в 1817-1818 годах. Начало строительных работ инициировал князь Юсупов, а план здания разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро ди Готтардо Гонзага. Он также сделал несколько комплектов декораций, четыре из которых сохранились до нашего времени.


«Фарфоровое заведение» было открыто Юсуповым в 1818 году. Основывая данное предприятие, князь вовсе не желал обогатиться за счет продажи посуды – он преподносил изысканные сервизы и различные оригинальные вещицы в качестве подарков близким людям. В современном мире фарфоровые безделушки, выпущенные здесь, представляют огромную ценность для коллекционеров.


Розовый фонтан – беседка, построенная в середине XIX века. Она состоит из четырех колонн, выполненных с использованием нежно-розового мрамора, из-за чего получила свое название. Сооружение накрыто небольшим куполом с причудливым оформлением. В центре архитектурной композиции расположена скульптура «Амур с лебедем» работы неизвестного мастера второй половины XVIII века.

Кладовая над оврагом возведена в конце XVIII столетия и представляет собой сооружение из двух этажей с арочным проемом. В 1816 году над ним достроили башню из дерева. Сегодня тут организовываются лекции, концерты, выставки и прочие мероприятия.

Сведения для туристов

Администрация усадьбы «Архангельское» проводит увлекательные и познавательные экскурсии для жителей и гостей столицы. Посетив данное место, вы сможете ознакомиться с выдающимися образцами культуры прошлых веков. Во время осмотра паркового комплекса посетители имеют возможность оценить архитектурные сооружения, насладиться ландшафтным оформлением, увидеть работы западноевропейских и российских деятелей искусства, живших пару столетий назад. Некоторые помещения арендуют для представления работ современных художников. Специально для учащихся общеобразовательных заведений была создана интересная программа, рассказывающая о детских годах знаменитого русского поэта Александра Пушкина.

Вид на остров Лохин

В усадьбе «Архангельское» собрана уникальная коллекция редчайших книг – всего их насчитывается около 16 тысяч. Помимо фолиантов тут хранятся древние рукописи, исторические бумаги и снимки. Поражает количество скульптур, картин, гравюр и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Ценные вещи были собраны разными владельцами поместья – Одоевским, Голицыным, Юсуповым.

Рядом с усадьбой «Архангельское» находится оздоровительный санаторий, который идеально подойдет для людей, нуждающихся в свежем воздухе и чистой природе. Здесь есть возможность восстановить здоровье и замечательно отдохнуть в комфортных условиях. Из окон корпусов открывается потрясающий вид на Москву-реку. Летом отдыхающие наслаждаются воздушными и солнечными ваннами на специально обустроенном пляже. Стоимость номера составляет от 3000 рублей в сутки. Отменное качество предоставляемых услуг, приемлемые цены и вежливый персонал привлекают сюда не только россиян, но и граждан из соседних стран.

Если вам не интересны экскурсии, можно самостоятельно пройтись по парку, прочувствовать атмосферу старины и сделать любительские снимки. Около входа размещена схема усадьбы, также имеются указатели расположения основных достопримечательностей. Ценители спокойного времяпровождения на природе могут неспешно прогуляться по широким аллеям, спуститься к реке и устроить небольшой пикник. Рекомендуется посещать усадьбу в начале недели – в понедельник и вторник музеи закрыты, поэтому посетителей намного меньше, чем в остальные дни. Чтобы успеть обойти всю территорию и вдоволь насладиться природой, приезжайте сюда ранним утром. На территории комплекса имеется только одно кафе, поэтому о провизии рекомендуется позаботиться заблаговременно. В летнее время в усадьбе «Архангельское» часто проводятся концерты классической и джазовой музыки под открытым небом.

Павильон "Чайный домик"

Чтобы добраться до усадьбы, воспользуйтесь личным автомобилем или общественным транспортом. От станции метро «Тушинская» сюда ездят автобусы №151, №549 и №54. Если вы едете на машине, сверните на Новорижское или Волоколамское шоссе, откуда можно будет попасть на Ильинское шоссе. «Архангельское» расположено на 5 км этой трассы.

С апреля по ноябрь парк разрешается посещать с 10.00 до 21.00 в любой день недели. Выставки и музеи на территории усадьбы «Архангельское» в это время доступны с 10.30 до 17.00 в рабочие дни кроме понедельника и вторника, до 18.00 в субботу и воскресенье. В зимний период усадьба открыта для осмотра с 10.00 до 18.00 в будние дни и на час дольше в выходные. Музеи работают с 10.00 до 16.00 со среды по пятницу, с 10.00 до 17.00 – в субботу и воскресенье. Доступ к экспозициям ограничивается в течение получаса до закрытия. Последняя среда месяца является санитарным днем.

Ввиду большой популярности данного места лучше заказывать экскурсии заранее. Для этого необходимо связаться с администрацией усадьбы «Архангельское» по телефону или электронной почте. Экскурсии для сборных групп проводятся при наличии более 10 человек и свободного экскурсовода.

Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций стоит 500 рублей, льготный – 300 рублей. Желающим просто войти в платную часть парка необходимо внести 150 рублей, на льготных условиях – 50 рублей. Профессиональная фотосъемка в пределах усадьбы проводится только по предварительному согласованию с администрацией – чтобы получить разрешение, нужно будет заплатить 3000 рублей.

Усадьба Архангелькое расположена на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах к северо-западу от Москвы, недалеко от города Красногорска.

Первые упоминания об имении встречаются в документах времен Ивана Грозного. Тогда Усадьба Архангельское называлась Уполозы. Здесь в начале 16 века был построен деревянный храм Архангела Михаила. Селом владели бояре братья Киреевские, позже Ф. Шереметев. При князьях Одоевских на месте деревянной церкви был построен каменный храм Архангела Михаила. Село стало называться по имени храма – усадьбой Архангельское. Значительное переустройство села произошло при князьях Голицыных. При Дмитрии Михайловиче был разбит сад и построен новый двухэтажный дом. Его внук Николай Алексеевич хотел превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу. Строительство велось с 1784 года в течение 25 лет. Был выстроен Большой дом и разбит парк. Однако денежные затруднения Н.А. Голицына не дали довести начатое строительство до конца. После его смерти имение было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь хотел сохранить под Москвой уголок старого времени, как он говорил «свой мусейон» с дорогими его сердцу парком со скульптурами и дворцом с произведениями искусства. Он не только построил роскошный парк и великолепный дворец, но и собрал в нем ценные коллекции произведений искусства. После смерти Николая Юсупова его сын Борис, живший в Петербурге, не часто бывал в имении. Вскоре для раздачи долгов он продал пруды для ловли рыбы и ботанический сад, а некоторые помещения стали сдаваться внаем. Его сын Николай Борисович Юсупов младший очень любил имение и особенно почитал библиотеку деда. Последними владельцами имения стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В конце 19 – начале 20 века имение часто посещают А.Н. Бенуа и В.А.Серов, К.А. Коровин и К.Е. Маковский и другие художники. Еще до революции 1918 года на месте Житного двора была построена усыпальница князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И.Клейна. В 1919 году последние владельцы имения навсегда покинули родину. И никто из представителей юсуповского рода в усыпальнице не был похоронен. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Была разработана новая Концепция развития музея.

Усадьба Архангельское – архитектура

Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы - О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер. После войны 1812 года и крестьянского бунта пришлось часть построек восстанавливать. Были сооружены и новые здания. Вновь был установлен бельведер. Изменен фасад и надстроен флигель. Оформлен парадный двор. Парк в имении стал выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он занимает центральную часть имения и спускается к берегу Москвы-реки. Автором проекта является итальянский архитектор Д.Тромбаро. Перед южным фасадом были созданы три искусственные террасы, украшенные статуями и бюстами античных героев и философов. С юга парк замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В теплицах росли диковинные плоды и цветы. В вольерах расхаживали фазаны и павлины, верблюды и ламы. Сейчас на месте оранжерей построены корпуса санатория Минобороны. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". К середине 1820-х годов вряд ли можно было найти под Москвой более красивое и совершенное имение. Его архитектура и парк, а также великолепная коллекция поражали всех гостей. Был перестроен малый дворец «Каприз» и сооружен храм-памятник Екатерине II. Открылся приусадебный театр с декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага. Когда Юсуповы были во Дворце, на флагшток поднимался белый флаг с их фамильным гербом. Визиты императоров отмечались сооружением памятных колонн с фигурами орлов. Три колонны в честь Николая I, Александра I и Александра III сохранились. Две колонны, а в честь Николая II и Александра III утеряны. В 1903 г. в парке около дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. В восточной части ансамбля расположены действующий Храм Архангела Михаила и Конторский флигель, Святые ворота и Кладовая над оврагом. Самое позднее сооружение - Храм-усыпальница Колоннада, построенное в 1909-1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых.

Большой дом - дворец в усадьбе Архангельское

Центральное место архитектурно-паркового ансамбля занимает Большой дом. Центральную анфиладу его составляют Вестибюль, Аванзал и Овальный зал. Холодный оттенок стен вестибюля подготавливает гостей к входу в парадный зал. В Аванзале две деревянные лестницы ведут на второй этаж. Овальный зал - композиционный центр дворца. В нем проходили приемы и балы. Стены и плафоны украшены декоративной росписью, а купол Овального зала - полотном Н.де Куртейля «Амур и Психея». По обе стороны от Вестибюля и Овального зала находятся парадные покои. В северной анфиладе - Парадная столовая и зал Тьеполо. В южной - Амуровая комната и Императорский зал, Салон и Парадная спальня. В западной - Антиковый зал и залы Юбера Робера. В столовой роспись занимает всю высоту стен. Ее мотивы взяты из украшений египетских дворцов. Пять комнат верхнего этажа при Н.Б.Юсупове занимала библиотека, собранию которой могли бы позавидовать даже Москва и Петербург. В ее комнатах расположены книжные шкафы из красного дерева и светильники, бюсты философов и писателей. Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова и великолепная мебель, часы и бронзовые осветительные приборы превратили Большой дом в настоящий Дворец.

Усадьба Архангельское - музей

В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.

Посетители могут осмотреть парк. Во Дворце для посещений открыты только залы первого этажа. Местом основной экспозиции стал Конторский флигель, где гостям расскажут об истории и коллекции. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы представляются полотна знаменитых Дж.Б.Тьеполо и Ю.Робера. В летнее время Парадный двор Большого дома наполняется звуками музыки.

Несмотря на все трудности, усадьба Архангельское неизменно влечет к себе тысячи людей, чтобы увидеть воспетые А.С.Пушкиным места и ознакомиться выдающимися образцами русского и европейского культурного наследия. Усадьба Архангельское в 2009 году отметила 225-летие со дня закладки Большого дома и 90-летие музея.