Как нарисовать глаза милые поэтапно. Как научится рисовать глаза

Люди, которые учатся рисовать, часто интересуются вопросом: как нарисовать глаза так, чтобы рисунок был, словно, живой? Действительно, глаза всегда играют главную роль в портрете. Поэтому, учась рисовать человека, конечно, нужно уделить достаточно внимания рисунку глаз. В этом уроке я расскажу и наглядно покажу на примере своего рисунка как рисовать глаза. Если не отвлекаться на детали, то нужно усвоить несколько ключевых мыслей.

1. Итак, первое. Глаз имеет форму шара. Следовательно это не плоская, а объёмная форма с названием «глазное яблоко».

2. Второе. Глазное яблоко сверху защищают веки, образующие привычные контуры глаз.

3. Третье. Глаз размещен в «углублении» нашего черепа, которое называется глазной впадиной. Поэтому рисовать глаз, означает не срисовывание контуров века, а «лепку» объёмов глазного яблока и того, что его окружает.

4. Каждое веко имеет толщину и возвышается над поверхностью глазного яблока. К тому же веки глаз образуют характерные складки кожи.

5. Чтобы научиться рисовать глаза, нужно понять форму глазной впадины, век, глазного яблока. Для этого я провожу на своём рисунке условную линию, повторяющую «рельеф». С помощью этой линии хорошо видна форма глаз и все изгибы. В чистовом варианте рисунка эту линию, конечно же, не следует рисовать. Я её добавил, лишь, в учебных целях.

6. Для ещё большей наглядности я наношу условную штриховку по форме поверхности. Линии этой штриховки показывают все изгибы. Наш рисунок как бы состоит из плоскостей или граней, с помощью которых «лепится» форма. Такой «гранёный» рисунок помогает понять суть формы, не отвлекаясь на непринципиальные детали. Это значительно упрощает процесс рисования начинающих художников.

В заключении этого этапа рисунка ещё добавлю, что у каждого человека, конечно же, своя неповторимая форма век, бровей, переносицы… Но всех нас объединяет ряд особенностей, присущих всем людям. Поэтому мой рисунок, носит условный характер, передающий эти ключевые особенности.

7. Далее, я приступаю к передаче объёма с помощью штриховки (о том как штриховать, читайте в ). Как известно, объём передаётся по известному закону светотени: самое светлое место — это блик, далее следует свет, после света — полутень, затем тень, и в заключении — рефлекс. Получается такая тоновая растяжка — от светлого к тёмному. В зависимости от направления света, лицо человека может быть освещено сверху, снизу или сбоку. Поэтому переход от света к тени может быть не только слева-направо, но и сверху-вниз. Поэтому я заштриховываю глазное яблоко, веки, переносицу, область бровей, учитывая этот момент. Например, область между бровью и глазом будет самой светлой слева и сверху, а самая тёмная её часть будет находиться справа и снизу. Тоже самое применимо и к верхнему веку — самым светлым оно будет слева, а самым тёмным справа. Получается такая тоновая растяжка слева-направо. Но направление света может быть и другим. Например, голова человека освещена не солнцем сверху, а лампой снизу. Тогда все будет по-другому. Но принцип о котором я говорю, сохранится. Поэтому нужно понимать как свет распределяется по форме, с какой стороны находится источник света и т. д.

8. Сейчас я усиливаю тени, которые были лишь намечены вначале рисунка.

9. Продолжаю работу, прорабатываю слезничёк и нижнее веко.

10. Прорисовываю радужную оболочку и зрачок глаза. Этот этап всегда интересует людей больше всего. Как нарисовать глаза так, чтобы они были «как живые». Для этого нужно понять простой принцип, который я наглядно изложил в схеме ниже. Если непрозрачные сферические объекты светлые со стороны света и тёмные со стороны тени, то прозрачные сферические объекты могут выглядеть прямо противоположно. В зависимости от того, что окружает такой прозрачный предмет он может выглядеть по-разному. Например, нередко со стороны освещённой части он темный, а со стороны теневой, наоборот — светлый. Получается, что обычная светотень (блик, свет, полутень, тень, рефлекс) здесь будет отсутствовать, так как объект прозрачный и блестящий. Поэтому, тут нужно передать блики и рефлексы (отражения) на поверхности глаз. Радужка и зрачок находятся под прозрачной роговицей глаза, имеющей форму линзы. Блестящая поверхность глаза (роговицы) отражает свет в виде бликов. Кроме этого, на поверхности глаза отражается всё, что окружает глаз. Эти отражения (рефлексы) будут не так заметны как блики. Художник не должен перечислять все эти отражения. Следует выбрать наиболее интересные и сосредоточиться на них. Излишек таких подробностей не только усложнит работу, но и испортит рисунок. Справившись с этим этапом рисунка, глаза получатся «живые», с «искоркой».

11. Теперь о ресницах. Чаще всего в рисунке не следует их рисовать подробно. Достаточно просто наметить тёмную линию на верхнем веке. Эта линия будет выглядеть как ряд ресниц. Однако в этом уроке я делаю подробный рисунок. Поэтому рисую ресницы более детально, чем обычно. Но даже в этом случае не следует прорисовывать их в одинаковой степени подробно. Например, с одного края я делаю ресничный ряд более тёмным, а с другого — более светлым. Т.е. я подчёркиваю центр рисунка. Также и чёткость прорисовки ресниц будет разной: где-то они более размыты, а где-то более чёткие.

В этом уроке мы рассмотрим основы рисования натурального глаза в профиль, в бок и закрытого. Затем научимся рисовать глаза аниме персонажей в разных ракурсах, а также рассмотрим приведенные примеры разных стилей глаз.


Глаза - зеркало души…

Ведь именно они делают всех людей неповторимыми, показывая наш внутренний мир. И для того чтобы нарисовать их правильно, мы рассмотрим основы.



Рассмотрим фотографию глаза (вид спереди).

Это реальный глаз человека среднего возраста.

У глаза миндалевидная форма, по краю которой проходят, разной длинны ресницы, а складки и морщины вокруг глаз подчеркивают контуры глазного яблока.



На рисунке я указала, в каком направлении, от края глаза, идут ресницы. Обратите внимание, что ресницы изогнутой формы и разной длинны. Также я обозначила, кокой длинной ресницы располагаются вокруг глаза (Б-большие ресницы, М- малые). Ресницы, как правило, выше в центре глаза и меньше к концам глаза, однако на одном конце (который дальше находиться от носа) можно рисовать также длинные ресницы.


Рассмотрим фотографию глаза (вид сбоку).

Теперь основная форма глаза треугольная, а не миндалевидная.

Ресницы изогнутой формы и разной длинны. В виде сбоку более четко видно расположение длин ресниц вокруг глаза (Б-большие ресницы, М- малые).





У глаза четко просматривается половина нижней части миндалевидной формы, по краю которой проходят, разной длинны ресницы. Морщины сверху глаза подчеркивают контуры глазного яблока.

Ресницы, длиннее в центре и меньше к концам глаза (Б-большие ресницы, М- малые).



Глаза аниме персонажей


Давайте ознакомимся с основными формами глаз.

С помощью формы глаз выражается индивидуальность персонажа. А также учтите, что крупные глаза с большими зрачками в основном подходят для девушек и детей, узкие глаза с маленькими зрачками для парней, мужчин и женщин, а глаза нарисованные одной линией для пожилых людей.



Рисуя аниме глаза, начинайте всегда с формы ресниц. Определившись с формой, проведите две прямые, которые пересекаются в одной точке и касаются краев верхней формы ресниц. Так мы определим контуры яблока глаза. Затем усложняем ресницы и рисуем зрачок.




Если вы хотите нарисовать округлую форму глаза, рассмотрим следующий пример.

В основе таких глаз я всегда рисую сначала окружность. Затем определяюсь с формой ресниц и усложняю их. После того обязательно стираю вспомогательную окружность. Теперь дорисовываю зрачок.




Примеры глаз (вид спереди) с разными формами для ознакомления.





Примеры глаз (вид сбоку) с разными формами для ознакомления.



В основном существуют два вида закрытых глаз: изгиб ресниц вверх и вниз.

При изгибе ресниц глаза вверх передается эмоция счастья, радости и смеха.

Ресницы с изгибом вниз рисуется, когда целуются, спят, думают, находятся в спокойном состоянии.


Примеры закрытых глаз (вид спереди) с разными формами для ознакомления.




Примеры глаз закрытых (вид сбоку) с разными формами для ознакомления.



Также вы сможете посмотреть как меняются глаза, при рисовке эмоций перейдя на урок Как рисовать эмоции.

На этом я заканчиваю урок! Надеюсь, он вам поможет в вашем творчестве!

Инструкция

Простым карандашом наметьте месторасположение глаз на основе пропорций лица и размеров других его частей – носа, рта, лба. Отметьте направление взгляда, которое не должно выпадать из общей картины. Еще раз взгляните на портрет и убедитесь в том, что глаза находятся на своем месте и соответствуют по размеру.

Тонкой линией нарисуйте границы нижнего и верхнего века, обозначьте расположение зрачка и радужной оболочки. Как правило, у среднестатистического человека глаза помещаются чуть ниже уровня уха, а внешний угол находится на линии, мысленно проведенной от крыла носа до глазной впадины (за ориентир можно взять конец брови).

Изобразите ресницы. Не делайте их слишком длинными – естественная длина волосков не должна превышать границу верхнего века.

Не закрашивайте зрачок полностью черным цветом – оставьте внутри него небольшое белое пятно, имитирующее блеск и создающее живой взгляд.

Заполните радужную оболочку цветом. Линии рисуйте в направлении от зрачка к внешней границе – именно так располагаются видимые на поверхности глаза сосуды, прорисуйте внутренний и внешний угол.

Правильно наметьте складки, которые окружают глаз. Конечно, можно проигнорировать несколько мимических морщин, если есть возможность их опустить и это никак не отразится на качестве портрета. Но, в общем и целом, желательно передать все детали без изменения – только так можно добиться максимальной точности образа.

Зафиксируйте тени, которые падают на лицо. Игнорирование направления света создаст ложное впечатление, что глаза расположены на плоскости. Разбейте длину верхнего века на три части, затемните промежуток между переносицей и первой третью, а также от внешнего угла в направлении брови. Нарисуйте тени и под глазами, ближе к краю лица.

Раскрасьте глаза по своему усмотрению, придайте радужной оболочке нужный цвет.

Обратите внимание

Давайте приступим к изучению. Как нарисовать глаз карандашом поэтапно. ШАГ 1. На первом этапе нам необходимо начертить форму глаза. Хоть это и первая стадия картинки, но ей необходимо уделить много внимания. Ну и вот конечный результат: Урок небольшой и, думаю, не сложный. Оставляйте свои впечатления о том, как рисовать глаза человека карандашом, и присылайте работы.

Полезный совет

1. Вначале нужно нарисовать простые контуры для глаза. Чтобы вам было легче рисовать глаза человека, мы решили нарисовать только один глаз. Но вы можете сразу нарисовать два глаза, разместив их рядом в зеркальном отражении. 2. Добавим на рисунок еще один контур глаза. Пока урок, как нарисовать глаза, больше похож на урок геометрии. Но именно такими фигурами вам легче будет научиться рисовать глаза правильно.

Большие глаза – главная достопримечательность героев аниме. Дети, женщины и мужчины в японских мультфильмах отличаются широко распахнутыми, яркими и немного удивленными глазами. Научиться рисовать их несложно – для этого достаточно всего нескольких уроков.

Вам понадобится

  • - бумага для рисования;
  • - карандаши;
  • - ластик;
  • - кисти;
  • - краски.

Инструкция

Для начала попробуйте изобразить глаза, характерные для большинства . На листе поставьте точку и из нее проведите вверх две прямые линии. Чем больше расстояние между прямыми, тем крупнее будет глаз. Линии проводите очень тонко.

В верхней трети образовавшегося треугольника изобразите изогнутую дугу с небольшим надломом, в котором нажатие карандаша усиливается. Эта линия будет верхним контуром глаза. В нижней трети изобразите второй контур в виде линии с изгибом в правом углу. Убедитесь, что размер глаза вас устраивает.

Сотрите вспомогательные линии, обведите контура глаза мягким карандашом. В левой части линии должны быть тоньше, справа – более жирными. Внутри глаза нарисуйте вертикальный овал – радужку. Часть ее должна быть скрыта верхним веком – это придает глазам живость и характерное для -персонажей выражение.

И живописи, изобразить глаза, то, вероятнее всего, он нарисует два овала с кругом в центре. Именно это и является простейшим наброском глаз. Но для того чтобы понять, как рисовать глаза карандашом правильно, нужно внимательно рассмотреть каждую отдельную часть.

Что нужно знать о глазах?

Необходимо как следует рассмотреть предмет своего интереса, прежде чем задаваться вопросом о том, как нарисовать глаза карандашом. Для начинающих строение органа зрения и соотношение светотени на радужке покажется необычайно сложным, но с чего-то нужно начинать.

Самая темная часть глаз - зрачок, он представляет собой черный круг в центре глаза. Вокруг зрачка расположена радужка, именно она определяет цвет очей. Если внимательно приглядеться к радужной оболочке, она покажется очень сложной - масса теней и бликов, какие-то линии, пятна и невероятное множество оттенков. Передать эту комплексность в карандашном рисунке очень сложно, без правильного баланса темного и светлого глаза будут выглядеть плоскими и неживыми.

Важно помнить и о форме глазного яблока - это шар, и именно поэтому тень и блики на нем расположены неравномерно. Чтобы глаз не потерял реалистичный объем, необходимо научиться правильно наносить штрихи. Ниже представлена инструкция, объясняющая, как нарисовать глаза карандашом поэтапно. Для этого понадобятся бумага, карандаши разной твердости и толщины, ластик и прессованный картонный блендер.

Шаг 1 - набросок

Рисование глаза карандашом для начинающих стартует с прорисовывания контура. Нам нужно изобразить минимум деталей, но таким образом, чтобы была видна форма глаза, зрачка, радужки и основных бликов. Важно избегать глубоких жирных контуров, от них потом сложно избавиться.

Зрачок закрашиваем мягким карандашом, 6-8B. Лучше нанести несколько слоев, чем сильно нажимать на карандаш. Стараемся не задеть блики, ведь они должны оставаться практически белыми.

Затем менее мягким карандашом, например, 2-4В, легко закрашиваем внешнюю часть радужки. Штрихи сглаживаем картонным блендером так, чтобы получился гладкий легкий слой графита.

Шаг 2 - добавляем детали

Вы думаете о том, как нарисовать глаза карандашом наиболее реалистично? Простым и очень коротким ключом к успеху будет слово "детали". Они очень важны в любом карандашном рисунке, ведь с их помощью передается не только текстура, но и цвет, глубина и форма объектов.

На затененной части радужки прорисовываем линии, используя тонкий твердый грифель. Для этой цели отлично подойдет механический карандаш. Чем беспорядочнее линии, тем естественнее результат. По ним мы будем ориентироваться при наложении теней и бликов.

Используя все тот же твердый карандаш, легко закрашиваем среднюю часть радужки, прямо вокруг зрачка. Не забываем аккуратно избегать круглых бликов. С помощью блендера разглаживаем последние штрихи, параллельно смешивая их с границей зрачка. Это прибавит зрачку глубины и реалистичности.

Добавляем немного тени средней части радужки нашего глаза. Стараемся сделать эти тени случайными и неравномерными.

Шаг 3 - сглаживаем детали

Используя блендер, вытягиваем прямые линии от зрачка к границе радужной оболочки, при этом избегая бликов. Как только линии расположатся равномерно, можно примерно разглядеть будущее нанесение теней и отблесков.

Обрисовываем контур вокруг радужной оболочки карандашом 4В, стараемся не давить на грифель, от этого становится тяжелее стереть его в случае необходимости.

С помощью клячки определяем первые отблески света вокруг зрачка. Чтобы правильно их нанести, нужно определить, с какой стороны падает свет, то есть какая часть радужки будет темнее, а какая - светлее. Соответственно, отблесков должно быть больше на светлой части.

Шаг 4 - завершаем работу над радужкой

Задумываясь над тем, как нарисовать глаза карандашом, мы подсознательно делим весь процесс на этапы и пытаемся предугадать самые сложные из них. Так вот, работа над радужной оболочкой - самая сложная часть. Практически невозможно предусмотреть достаточное количество бликов, их интенсивность и контраст с тенями.

С помощью блендера сглаживаем отблески и тени так, чтобы они плавно переходили друг в друга. Если результат кажется слишком светлым, добавляем еще немного теней. Теперь сглаживаем границы зрачка, так чтобы они немного смешивались со средней частью радужки. Границу средней и внешней частей радужной оболочки нашего глаза стоит немного затемнить.

С помощью мягкого карандаша делаем внешнюю границу радужки немного темнее, от контура внутрь. Стараемся делать это неравномерно, создавая неровный, дрожащий круг. Внешняя сторона круга не должна быть намного темнее внутренней, а границы лучше всего сгладить.

Используя клячку, добавляем неравномерно расположенные отблески света по периметру границы внутренней и внешней частей радужки. Можно добавить более тонкие блики, идущие от самого зрачка. Главное - не переусердствовать.

Шаг 5 - белки глаз и веко

С радужкой покончено. Однако это далеко не весь ответ на вопрос о том, как рисовать глаза карандашом. Конечно, можно еще поиграть с тенями и бликами ради улучшения текстуры и глубины радужной оболочки. Однако сейчас мы беремся за придание объема видимой части глазного яблока. Для этого легкими штрихами наносим слой графита на верхнюю часть белков. С помощью блендера разглаживаем штрихи. Для глазного яблока очень важно передать форму окружности, для этого добавляем штрихи в углы глаз. Та часть белков, на которую попадают лучи света, должна быть значительно светлее противоположной. С внутреннего края глаза необходимо оставить незакрашенный угол, с его помощью передаются текстура и объем внутреннего века.

Теперь неравномерно затемняем контур нижнего века и углубляем тень верхней части глаза. Верхнее веко, в которое уходит часть радужки, прорисовываем достаточно темно и четко. Также выделяем сравнительно темными штрихами складку верхнего века.

На круглых бликах в самом центре радужной оболочки добавляем отражение будущих ресниц, рисуем их мягким карандашом, неравномерно и по направлению к центру зрачка. После этого очень твердым карандашом, например, 4Н, наносим легкий закрепляющий слой по всей радужной оболочке. Тем же карандашом прорисовываем неровные капилляры от уголков глаза к центру. Рисуем их очень тонко, но четко, придавая им форму трещин или ударов молнии. Добавляем тени верхнему и нижнему веку.

Шаг 6 - ресницы

В последнюю очередь добавляем ресницы. Задумываясь над тем, как рисовать глаза карандашом, многие считают рисование ресниц самым сложным этапом процесса, ведь они такие мелкие и неровные. На самом деле процесс занимает всего несколько минут. Ресницы должны находиться поверх всех слоев, поэтому рисуются последними. Форма, длина и толщина ресниц неравномерны, именно это добавляет глазам реализм. Главное - правильно показать изгиб.

В самую последнюю очередь добавляем тонкие нижние реснички. Они должны быть не только тоньше, но и светлее, поэтому лучше всего использовать карандаш 2Н. Так же, как и верхние, нижние ресницы не прямые, поэтому важно правильно передать их изгиб.

Вот и ответ на вопрос о том, как нарисовать глаза карандашом поэтапно. На первый взгляд он кажется сложным и трудоемким, но чем чаще мы рисуем, тем легче идет процесс, и тем лучше конечный результат. Не стоит беспокоиться, если в первый раз получится не так хорошо, как вы ожидали. Первый блин всегда комом. Главное - не отчаиваться и продолжать рисовать.

Глаза – это зеркало души любого персонажа. Потому правильно изображая глаза, вы можете не только передать настроение, но и характер героя. С помощью одних глаз можно сделать как негативного, так и позитивного персонажа.

Недавно мы с вами учились , а этот урок мы сделали в дополнение к уроку " ". От того, как вы изобразите глаза в портрете, зависит вся естественность образа. Поэтому, если вы начинающий художник, советуем вам сначала разобраться, как нарисовать глаза карандашом, а потом приступать к рисованию всего портрета.

Уметь рисовать классический женский глаз без лишних эмоций очень важно. Научившись отображать такой рисунок, вы сможете прорисовывать более серьезные выражения. Глаз супергероя всегда начеку! Он широко открыт, имеет множество бликов. Это глаз заинтересованного персонажа. Объема и реалистичности любому глазу добавят тени и блики. Правильное их расположение сможет спасти даже не совсем удачный рисунок.
Глаз, нарисованный рукой художника, производит колоссальное впечатление. А все из-за правильной анатомии. Все внутренние ткани и мышцы глаза прорисованы правильно. Очень важно уметь рисовать не только глаза, устремленные прямо, но также под неким углом. Например, при взгляде вверх, зрачок достигает максимального положения, а радужка закатывается за верхнее веко.
Широко открытые глаза присущи ребенку или же молодой наивной девушке. С помощью таких глаз создавайте правильный образ.
Нахмуренный взгляд присущ капризным и дерзким героиням, либо чересчур уверенным в себе. Потому старайтесь не переборщить, если желаете добавить только немного грозности.
Сложный угол для взгляда – это всегда испытание, ведь кристаллику глаза требуется объем, который довольно сложно изобразить.
Глаз в профиль имеет довольно интересный вид. Как видите сначала нужно прорисовать само глазное яблоко, и только затем окружить его веками. Не старайтесь прижимать веки очень плотно.
Взгляд из-под низа довольно волнующий. Здесь важно не переборщить с длинной ресниц и изогнутостью линий. Не забудьте немного исказить кристаллик.