Картина марат в ванной. Смерть Марата

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.

Вот как об этом пишут историки:
«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):
«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:
«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

Будучи в Тулузе, забежала в музей, где обнаружилась "Смерть Марата" Рока. Подумав, решила сделать небольшой пост. Тема-то была популярная, кто этого трибуна только не рисовал! Ну, конечно, самая известная картина - давидовская.

Смерть Марата. 1793. Давид. Королевский музей изящных искусств. Брюссель.

Ну, об авторских копиях и вариантах я сейчас говорить не буду. Их столько понаделали, что сейчас каждый приличный музей изящных искусств в Европе имеет свою "Смерть Марата" à la David. Кому интересно - милости просим в хвост поста. Там я все найденные варианты выложила.

Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр.


Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине.

Убийство Марата. Конец XVIII века. Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.

Убийство Марата Шарлоттой Корде. 1793. Неизвестный художник фр. школы. Лувр.

Граверы не отставали от художников. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе купить картину. Но эстампы стоили дешево, не удивительно, что они были очень популярны.

Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции.

Смерть патриота Жана Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.

Интересно, что по композиции следующий рисунок очень похож на этот. И поза Шарлотты, и собака, и человек с пикой, и карта на заднем плане. И при этом явно не копия. Оба художника рисовали по рассказам очевидцев?

Убийство Марата. Гравюра Берто по оригиналу Свебаш-Девонтена. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Гравюра Оке. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Неизв. художник. Эстамп. Нац. Библиотека Франции.

У художников, конечно, была разная степень мастерства и информированности. Большинство из них ни Марата, ни Корде в глаза не видели, так что особого портретного сходства ожидать не приходится. Композиция тоже варьировалась. Но хоть ванна на картине была и то слава богу. И авторы были вполне вменяемые люди. А сейчас показываю гравюру, которая прямо свидетельствует что с забористой травой и в XVIII веке все было в порядке.

Робеспьер, входящий в квартиру Марата. Гравюра неизвестного художника. Карнавале.

Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.

Дальше - тоже занятная вещица. Раньше я показывала картины и гравюры французские. И художники более-менее были в курсе дела. Но иностранцы тоже не сидели сложа руки. И то, что они с Маратом знакомы не были еще полбеды. Написано под картиной Марат - значит Марат. А что не похож ни полраза, то так художник увидел. Имеет полное право! Хуже было то, что зарубежные мастера никак не могли поверить в то, что джентльмен мог принимать даму, сидя в ванной. Это же на comme il faut! Похоже, особенно этим страдали авторы, работающие в Англии.

Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.

Вторая Жанна д`Арк или Убийство Марата Шарлоттой Корде из Кана в субботу 14 июля 1793 года. Гравюра Cruikshanka`а.

Интересно, что тут не только композиция не верна, но и дата: 14 июля вместо 13.

Немцы прикололись по-своему. Романтизм, сентиментализм, готические романы, страшные сказки... Трогательный скелет в правом углу видите?

Шарлотта Корде, убивающая якобинца Марата. Немецкий эстамп. Нац. Библиотека Франции.

Тема продолжала оставаться популярной и в XIX столетии.

Убийство Марата. Гравюра из книги Дюлора "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания)

Правда, лично мне кажется, что это еще гравюра XVIII века. Но следующие - точно XIX.

Гравюра из серии "55 сцен Революции, империи и Реставрации". XIX в. А.-Ф.-Э. Филиппо. Мальмезон.

Интересно, что "Революция" и "Реставрация" написаны с большой буквы, тогда как "империя" - с маленькой.

Шарлотта Корде. 1860. П. Ж. А. Бодри. Музей изящных искусств в Нанте.

Смерть Марата. 1865. Гр. Я.-А. Дюрель-Марка из книги Тьера.

Убийство Марата. 1880. Ж. Ж. Weerts. Музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.

Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинов в Тулузе.

Даже за океаном, в Мексике, нарисовали Марата.

Смерть Марата. 1875. С. Ребуль.

Смерть Марата (1793), Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель

Едва разнеслась весть об убийстве революционного идеолога Марата, Давид бросился на улицу Кордельеров, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого журналиста, но и организовать церемонию его похорон. И Давид принял оба предложения. Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии. На похоронах тело Марата было обернуто в белые простыни, как оборачивали тела погибших римских воинов. Хотя художник сохранил портретное сходство, в целом идеализированный Давидом образ можно считать собирательным, олицетворяющим преданность идее и жертвенность.
Особенностью этого шедевра является то, что Давид избавил изображенный на полотне образ от второстепенных мелочей, поэтому каждая сохраненная здесь деталь имеет большое значение. Все предметы - деревянный ящик, письма и письменные принадлежности - хорошо видны и требуют внимательного рассмотрения.
Марату заменял конторку убогий деревянный ящик, грубо сколоченный из старых досок, он как нельзя лучше говорит о спартанском образе жизни героя. А лежащая под его запястьем стопа чистой бумаги свидетельствует о том, что он не успел довести до конца начатое дело.
Сцена освещена ярким, почти театральным светом, дающим резкие тени, отчего верхний, лежащий на ящике лист бумаги кажется выступающим за рамки картины. На этом листе Марат написал свои последние строки, и мы можем прочитать их: "Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу". Сам ассигнат - чек на получение денежной суммы - лежит сверху незаконченной записки.
Безупречная по композиции, картина написана легкими прозрачными мазками, совершенно не похожими на заглаженную фактуру исторических полотен Давида.
Всю мощь этого полотна можно оценить, просто стоя перед ним, хотя эта смелая простая композиция производит большое впечатление даже в репродукции. Давид создал здесь на редкость убедительный образ, своей работой художник стремился уверить зрителя в том, что тот действительно видит перед собой не только героя, но истинного мученика Великой французской революции.
Давид начал работать над своей картиной, по сути, через несколько часов после смерти Марата - она потрясла его. При тусклом освещении свечи, склонившись над трупом, художник набрасывал характерные черты революционера - широкоскулое лицо с полузакрытыми глазами и перекошенным от боли ртом.
Картину он закончил уже через три месяца и торжественно вручил ее Конвенту со словами: "Народ снова призвал своего верного друга... Давид, схвати свои кисти, отомсти за нашего Марата... Я услышал голос народа, я выполнил его волю".
На полотне художник изображает героя, абсолютно следуя реальным обстоятельствам убийства. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его. Поэтому, глядя на картину, создается ощущение, что убийство только что совершилось, и художник, став его свидетелем, спешит призвать в свидетели и зрителей. Он отказывается от каких бы то ни было аллегорических атрибутов и не стремится скрыть убожество окружающей обстановки, скорее наоборот, подчеркивает скромный быт больного человека, которого смерть застигла в такой неожиданный момент.
Удар нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. В руке Марат держит ее письмо, запятнанное кровью. Тело Марата резко выделяется на темном фоне. Тюрбан, которым Марат прикрывал голову из-за хронического заболевания кожи, придает ему сходство с античным героем. Рука Марата безжизненно упала на пол, привлекая взгляд зрителя к перу - главному оружию революционного журналиста. На деревянном ящике, стоящем рядом с ванной, напоминающей надгробие, художник вывел: "Марату - Давид".
"Смерть Марата" названа вершиной творчества Давида. Никогда больше художник не создавал ничего равного этому полотну.

У меня была статья про фильм, посвященный этому сюжету:

Нда, печальная история, как революционерка убила революционера.
И, действительно, эту картину я помню с детства. Мне тогда казалась странной ситуация с убийством в ванной. Сейчас это конечно вполне нормально, что чиновник принимает незнакомую ему посетительницу в ванной. Но советскому пионеру, воспитанному в консервативных традициях, это казалось весьма странным. Только потом я узнал, что Марат страдал заболеванием кожи. Потому он почти непрерывно сидел в ванне. Но наши учителя про болезнь ничего не говорили. Оттого ситуация преобретала какой-то странный сексуальный оттенок.

Жуткая смерть. Человек в ванне, голый, чувствует себя беспомощным. Представляю: Сидишь ты в ванне. Какая-то сельская дурочка мило щебечет, рассказывая про врагов народа, которых надо непременно казнить. Милая идиллия. И тут вдруг девица достаёт из пышного бюста огромный нож. Нож устрашающе блестит в интимной полутьме. А девица говорит: "Марат, ты был неправ!" И тут ты понимаешь, что ты голый, и у тебя поблизости нет никакого оружия. Жуть.

А вообще забавно жили французы в те времена. По крайней мере, умирали они от чего угодно, но не от скуки:)

Оригинал взят у postmodernism в Смерть Марата — история и её художественные воплощения

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.

Вот как об этом пишут историки:
«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):
«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:
«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

The death of Jean-Paul Marat, 1793
by #David:fr:
Oil on canvas. 165 × 128 cm.
:round_pushpin: Royal Museums of Fine Arts of Belgium

Жак Луи Давид - Смерть Марата.

Год создания: 1793

La Mort de Marat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 165 × 128 см

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений.

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Широко известная картина «Смерть Марата» написана маслом на холсте в 1793 году. Жан Поль Марат, один из сподвижников Французской революции, жестокий и деспотичный, сторонник радикальных мер, был близким другом Давида. Именно в таком виде видел его художник в последний раз. Картина - своего рода дань памяти близкому товарищу.

Марат страдал кожным заболеванием, и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. Она ненавидела его за это. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Ее отправили на гильотину.

Поскольку революционер - якобинец, был близким другом художника, то и картина получилась весьма эмоциональной. На тумбе, придвинутой у ванной, написано «Давид-Марату», своеобразное посвящение другу. Лицо Марата искажено болью, на груди кровоточащая рана, около ванны на полу нож, который бросила убийца. Ванна задрапирована тканью, и создается впечатление, что это последнее пристанище неугомонной души.

На темном фоне стены фигура Марата выглядит драматично и жалко. Некогда вершитель чужих жизней и судеб, отправляющий инакомыслящих на плаху, сам не избежал смерти. И похоже, только смерти под силу примирить его с эти миром. Давид воспевал своего друга, великого революционера, а на самом деле, заставил мир говорить о себе как о великом художнике.

"Смерть Марата"
Жак Луи Давид

Жан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны. Во время одной из них, 13 июля 1793 г., когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, друг мой!), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.