Красная конница переходит реку с красным флагом. История одного шедевра: «Скачет красная конница» Малевича

Из супрематического многообразия, созданного Казимиром Малевичем, выделяется одно полотно. Здесь нет загадочных геометрических фигур, соединенных в неоднозначно трактуемой композиции. Но есть тайна. И имя ей — «Скачет красная конница». Историю картины, чья загадка чарует не меньше, чем улыбка Джоконды, рассказывает Снежана Петрова.

«Скачет красная конница», Казимир Малевич

Сюжет

Между небом и землей на бескрайних просторах революционной страны несется неведомо откуда и неведомо куда красная конница. Как не вспомнить Гоголя: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

В «Красной коннице» предельно точно соблюден принцип золотого сечения


Линия горизонта смещена вниз, большая часть полотна отведена небу. При этом пространство перед конницей почти вдвое больше, чем сзади. Такое положение вещей создает иллюзию интенсивного движения: подразумевая под отрядом страна мчится навстречу светлому коммунистическому будущему. Ура, товарищи!

Казалось бы, глядя на картину, вы должны улавливать этот месседж. Но не выходит. А все потому, что в идеологию картины Малевич заложил иные мысли: «…Одни вожди звали к духовной жизни, другие — к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь, сначала медленным путем, потом при содействии науки, развившей технику передвижения, пошли скорее, потом бежали, а теперь едут и летят в надежде скорее достигнуть благой земли. Прошли десятки тысяч лет, когда человек встал, поднялся и побежал, бежит, бежит и до сих пор. А желанного блага нет и нет, мало того, все знамена в пути своем меняются, как верстовые столбы, на которых написаны и версты, и исчислено время достижения благого постоялого двора, а оказывается, что за постоялым двором вновь идут столбы, обещающие хорошие гостиницы. Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…». Так писал Малевич в своей книге «Черный квадрат».

Полное название картины, которое сам Малевич указал, — «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Три группы всадников нередко сравнивают с образом трех русских богатырей. Почву, по которой несется конница, мы видим в разрезе, слои грунта раскрашены двенадцатью цветами. Это нутро нашей родины в прямом смысле слова. На полотне максимально точно передано соотношение золотого сечения — земля: небу = небо: целому = 0,618.

Контекст

Первая загадка, которая лежит на поверхности, — год создания. Если начистоту, никто не знает точно, когда Малевич написал полотно. На самом холсте указан 1918-й. Но исследователи утверждают, что появилось оно много позже — ближе к 1930-м, а дату художник поставил намеренно неверную.

Группы всадникой сравнивают с тремя русскими богатырями



Автопортрет. Малевич (1933)

Во второй половине 1920-х Малевич участвовал в нескольких европейских выставках. Многие его работы остались в Европе просто потому, что художник перепоручил заботу об их транспортировке третьим лицам. В итоге когда картины понадобились ему самому для выставки в Третьяковке, пришлось хитрить: он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами.

Судьба художника

Малевич был идеологом, провокатором, активным участником и организатором. Где была самая движуха, там не обходилось без него. Тусовки объединений в духе «Бубновый валет», «Синий всадник» и «Ослиный хвост», постановки Мейерхольда, выставки дегенеративного искусства — Малевич был в первых рядах.

Нельзя точно сказать, когда была написана «Скачет красная конница»


До определенного момента ему очень везло. Он не только творил, как душе было угодно, но и был вхож во власть. Новообразованное государство регулярно перемещало его с одной должности по части культуры на другую. Но все это было до поры. С приближением 1930-х гайки закручивали все сильнее, творит так вольно, как прежде, уже не позволяли. Настал момент, когда вспомнили и про беспартийность Малевича. Отказываясь от членства КПСС, художник приговаривал себя к забвению. И действительно, был период, когда из всего наследия Малевича можно было говорить только о «Красной коннице». Как любой абстракционизм, ее можно было трактовать многогранно. А образный ряд располагал к адаптации полотна к политической ситуации в стране.

Малевич «нарисовал» себе имя до начала 1920-х. Далее собрав вокруг себя почитателей, учеников и сторонников (и назвав их Утвердителями Нового Сскусства), Каземир Северинович посвятил себя теоритизации искусства. «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» — уже из заголовков его статей ясно, что не давало покоя автору.

Осенью 1930 года его арестовало ОГПУ как «германского шпиона». Сидел он недолго, но о будущей карьере, звездных перспективах, публикациях и выставках не могло уже быть даже мысли, не то что слова.

После войны могила Малевича оказалась на пахотном колхозном поле



Жена и дочь Малевича у его могилы

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. С могилой его произошел конфуз, конечно. В годы войны его могила была утрачена. Позже группа энтузиастов выяснила, что прах Малевича покоится на пахотном колхозном поле, которое затем еще и застроили.

140 лет назад, 23 февраля (11 по старому стилю) 1878 года, родился Казимир Северинович Малевич – основоположник супрематизма и автор одной из самых лучших картин про Красную Армию.

Нисколько не преувеличиваю. Эта картина – шедевр. Любой, кто видел её воочию в Русском музее, это подтвердит. И даже советская власть, отвергавшая остальное творчество художника, была в восторге от этой картины.


На полотне нет загадочных геометрических фигур, соединённых в неоднозначно трактуемую композицию. На нём «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Именно так картину подписал автор.


Завораживающая и выразительная картина разделена на три части: небо, земля и люди с лошадьми – красная конница. Соотношение высоты земли и неба максимально приближено к пропорции 0,618. То есть к знаменитому золотому сечению. Красные конники из трёх групп по четыре ряда всадников стремительно скачут вдаль. Земля нарисована как бы в разрезе – слоями в 12 цветов.


Вообще, число двенадцать на полотне использовано два раза: как видим, это не только двенадцать цветов земли, но и двенадцать всадников. Хоть и разбиты они в группы по четыре, что кому-то может навеять мысли о четырёх всадниках Апокалипсиса, но всё же их столько, сколько было апостолов с Христом. А что, вы думали, только Блок мог видеть, как с красногвардейцами шёл в белом венчике из роз – впереди – Исус Христос?


К слову, картину автор создал в конце 20-х – начале 30-х годов. Но на холсте проставил 1918-й. Год рождения Красной Армии. Чьё столетие мы отмечаем сегодня. И пусть злопыхатели истерят, что в тот самый день ничего выдающегося грозные альбатросы революции не свершили. Что за мелочность? Не тогда, так чуть позже. И будьте проще, как Малевич, который не заморачивался на тему, какую дату проставить:)


И, самое главное, не про врагов красноармейцев художники потом создавали такие впечатляющие полотна. Глаз не оторвать от зрелища того, как по бескрайним русским просторам, в романтической дымке, скачет красная конница! И не видать конца и края – только синь сосёт глаза... И от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!!! К:Картины 1928 года

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича . В настоящий момент хранится в Русском музее . Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

История

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширины земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре ряда всадников. Земля нарисована из 12 цветов.

Напишите отзыв о статье "Скачет красная конница"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скачет красная конница

Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...

23 февраля 1879 года в Киеве родился российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Малевич. Он является одним из основателей абстрактного искусства. Стал известен своей трактовкой предметной формы как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов. Мы решили вспомнить несколько знаменитых картин художника.

«Черный квадрат»

Эту картину Казимир Малевич создал в 1915 году. Она является самой известной его работой. «Черный квадрат» задумывался как часть триптиха, в составе которого «Черный круг» и «Черный крест». Картина была создана Малевичем для футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Картина «Черный квадрат» находилась на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы.

Некоторые посчитали, что художник вводит их в заблуждение, скрывая изначальное изображение под черным квадратом. Однако проведенная позднее экспертиза не подтвердила наличие другого изображения на холсте.

Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Черного квадрата» так: «Квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».

Существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определенную Малевичем художественно-философскую триаду. Впоследствии Малевич с различной целью выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

«Черный круг»

Еще одна известная работа Малевича — «Черный круг». Эту картину он создал также в 1915 году, она также выставлялась на выставке «0,10». Является частью триптиха «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». «Черный круг» хранится в частной коллекции. Позднее учениками Малевича под его руководством был создан второй вариант картины. Второй вариант хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Скачет красная конница»

В период с 1928 по 1932 год Малевич создал еще одну картину, которая стала знаменитой. Она известна под названием «Скачет красная конница». Интересно, что эта картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, которая вошла в официальную историю советского искусства. Этому способствовало ее название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18-го года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба — в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается — возможно, конница из четырех рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

«Супрематическая композиция»

Картина «Супрематическая композиция» была создана Малевичем в 1916 году. Она выставлялась в Москве в 1919-1920 годах. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 года картина была передана им на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В целом после выставки Малевич оставил в Берлине в 1927 году более ста своих полотен. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».

Из супрематического многообразия, созданного Казимиром Малевичем, выделяется одно полотно. Здесь нет загадочных геометрических фигур, соединенных в неоднозначно трактуемой композиции. Но есть тайна. И имя ей - «Скачет красная конница». Историю картины, чья загадка чарует не меньше, чем улыбка Джоконды, рассказывает Снежана Петрова.

«Скачет красная конница», Казимир Малевич

Сюжет

Между небом и землей на бескрайних просторах революционной страны несется неведомо откуда и неведомо куда красная конница. Как не вспомнить Гоголя: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

В «Красной коннице» предельно точно соблюден принцип золотого сечения

Линия горизонта смещена вниз, большая часть полотна отведена небу. При этом пространство перед конницей почти вдвое больше, чем сзади. Такое положение вещей создает иллюзию интенсивного движения: подразумевая под отрядом страна мчится навстречу светлому коммунистическому будущему. Ура, товарищи!

Казалось бы, глядя на картину, вы должны улавливать этот месседж. Но не выходит. А все потому, что в идеологию картины Малевич заложил иные мысли: «…Одни вожди звали к духовной жизни, другие - к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь, сначала медленным путем, потом при содействии науки, развившей технику передвижения, пошли скорее, потом бежали, а теперь едут и летят в надежде скорее достигнуть благой земли. Прошли десятки тысяч лет, когда человек встал, поднялся и побежал, бежит, бежит и до сих пор. А желанного блага нет и нет, мало того, все знамена в пути своем меняются, как верстовые столбы, на которых написаны и версты, и исчислено время достижения благого постоялого двора, а оказывается, что за постоялым двором вновь идут столбы, обещающие хорошие гостиницы. Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…». Так писал Малевич в своей книге «Черный квадрат».

Полное название картины, которое сам Малевич указал, - «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Три группы всадников нередко сравнивают с образом трех русских богатырей. Почву, по которой несется конница, мы видим в разрезе, слои грунта раскрашены двенадцатью цветами. Это нутро нашей родины в прямом смысле слова. На полотне максимально точно передано соотношение золотого сечения - земля: небу = небо: целому = 0,618.

Контекст

Первая загадка, которая лежит на поверхности, - год создания. Если начистоту, никто не знает точно, когда Малевич написал полотно. На самом холсте указан 1918-й. Но исследователи утверждают, что появилось оно много позже - ближе к 1930-м, а дату художник поставил намеренно неверную.

Группы всадникой сравнивают с тремя русскими богатырями

Автопортрет. Малевич (1933)

Во второй половине 1920-х Малевич участвовал в нескольких европейских выставках. Многие его работы остались в Европе просто потому, что художник перепоручил заботу об их транспортировке третьим лицам. В итоге когда картины понадобились ему самому для выставки в Третьяковке, пришлось хитрить: он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903-1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908-1912 годами.

Судьба художника

Малевич был идеологом, провокатором, активным участником и организатором. Где была самая движуха, там не обходилось без него. Тусовки объединений в духе «Бубновый валет», «Синий всадник» и «Ослиный хвост», постановки Мейерхольда, выставки дегенеративного искусства - Малевич был в первых рядах.

Нельзя точно сказать, когда была написана «Скачет красная конница»

До определенного момента ему очень везло. Он не только творил, как душе было угодно, но и был вхож во власть. Новообразованное государство регулярно перемещало его с одной должности по части культуры на другую. Но все это было до поры. С приближением 1930-х гайки закручивали все сильнее, творит так вольно, как прежде, уже не позволяли. Настал момент, когда вспомнили и про беспартийность Малевича. Отказываясь от членства КПСС, художник приговаривал себя к забвению. И действительно, был период, когда из всего наследия Малевича можно было говорить только о «Красной коннице». Как любой абстракционизм, ее можно было трактовать многогранно. А образный ряд располагал к адаптации полотна к политической ситуации в стране.

Малевич «нарисовал» себе имя до начала 1920-х. Далее собрав вокруг себя почитателей, учеников и сторонников (и назвав их Утвердителями Нового Сскусства), Каземир Северинович посвятил себя теоритизации искусства. «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» - уже из заголовков его статей ясно, что не давало покоя автору.

Осенью 1930 года его арестовало ОГПУ как «германского шпиона». Сидел он недолго, но о будущей карьере, звездных перспективах, публикациях и выставках не могло уже быть даже мысли, не то что слова.

После войны могила Малевича оказалась на пахотном колхозном поле

Жена и дочь Малевича у его могилы

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. С могилой его произошел конфуз, конечно. В годы войны его могила была утрачена. Позже группа энтузиастов выяснила, что прах Малевича покоится на пахотном колхозном поле, которое затем еще и застроили.