Кто такие ниндзя (синоби). Синоби или ниндзя? Как переводится и что означает это слово

В различных регоинах и префектурах Японии ниндзя были известны под совершенно разными названиями. Наиболее типичными выражениями, обозначавшими шпионов в те времена были "кантё-но-моно (маваши-моно )" и "сагури-но-моно ", образованные от глаголов "мавасу " - "крутиться поблизости " и "сагуру " - "вынюхивать, следить ". Сами же слова "ниндзя " и "синоби ", которые являются всего лишь разными способами прочтения одного и того же понятия, применялись лишь в паре-тройке провинций.

Именования ниндзя в разных регионах феодальной Японии:

  • Нара/Киото : сэппа или суппа, уками, дакко, синоби или синобу
  • Аорими : хаямтимоно, синоби или синобу
  • Мяги : курохабаки
  • Канагава : куса, камари, мономи, раппа, топпа
  • Токио/Эдо : оммицу, онивабан
  • Яманаси : мицумоно, сэппа или суппа, сукинами, дэнуки
  • Аити : кёдан
  • Фукуи : синоби или синобу
  • Нигата : нокидзура, кёдо, кёдан, кикимоно-яку, канси или канся
  • Сига/Кога : сэнкунин, сэнку-но-моно, Кога-но-моно, Кога Сю, онгё-но-моно
  • Миэ/Ига : Ига-но-моно, Ига Сю, синоби-но-моно
  • Окаяма : Фума Кайнин
  • Ямасиро и Ямато : суппа, дакко, уками или укагами
  • Каи : суппа, мицу-но-моно
  • Эчиго и Эччу : нокидзару, канси, кикимоно-яку
  • Муцу/Мияги: куро-хабаки
  • Муцу/Аомори : наямичи-но-моно, синоби
  • Сагами : куса, мономи, раппа
  • Эчидзэн и Вакаса : синоби

Слово "ниндзя " в том виде, к которому мы привыкли, стало популярным сравнительно недавно - в начале двадцатого века. До этого момента в основном употреблялось чтение "синоби " или "синоби-но-моно " - "тот, кто крадется ". И если с понятиями или слоговыми элементами "дзюцу " - "техника, способ применения " и "-дзя " - "тот, кто использует (что-то) " проблем в переводе почти не возникает, то с элементом "нин " уже сложнее.

Наиболее простым способом кандзи (иероглиф) "нин " можно понимать в значении "терпеть ", "выносить ", "испытывать ". Следующий слой смыслового значения уже гораздо ближе к деятельности синоби: "крадущийся ", "тайный " или "невидимый ".

Но если разбить кандзи "нин " на две части, то мы получим ещё одну комбинацию двух идеограм: иероглиф "син " или "кокоро ", означающий "дух " или "сердце " (в его духовном, а не физиологическом смысле), раположен под иероглифом "яйба ", означающем "лезвие " (как лезвие меча или сабли). Невольно вспоминается фильм "Сердце под лезвием " , посвященный ромео-джульеттовскому конфликту в среде синоби.

Нин = Кокоро + Яйба

Некоторые предпочитают идти ещё дальше, и разбивают в своих изысканиях иероглиф "яйба " ещё на две части - "ха " ("жало ") и "то " ("меч "), вместе образующими выражение "жало меча ", слабо стыкующегося со всего лишь "лезвием ". В результате мы имеем небывалое изобилие переводов и вариаций, в которых каждый старается наиболее точно угадать полноценный смысла кандзи "нин ".

По смыслу, "ниндзя " и "ниндзюцу ", конечно же, наиболее адекватно переводить всё-таки как "тот, кто крадется " и "искусство невидимости ". Но это не мешает определять адептов, как написанов в "Сёнинки ", как "те, кто кладут своё сердце под острие меча ", подразумевая как вполне себе неиллюзорный риск жизни синоби на заданиях, таки и символично - вечную жизнь под нависающим Дамокловым мечом.

Но "нин " так же и "воля, сдерживающая жало меча ", превращающая ниндзюцу в "путь выносливости ", где выносливость по природе своей проявляется на физическом, ментальном и моральном планах. Это значит умение терпеть боль и унижение (приняв облик нищего калеки, например); знание того, как провести часы в неподвижности и незаметности; способность выносить страдания, упрятав боль ран в глубине сердца и скрыв её от других, с единственной целью выполнения своей миссии.

Ещё "ниндзюцу " может пониматься и как "искусство единения разума с клинком ". Разум, контролируя тело, являющееся инструментом для выполнения поставленной задачи, действует с изумляющей ясностью и непогрешимостью, используя любые методы. Это приближает ниндзюцу к многим известным японским боевым искусствам, изучающим путь ("До ") абсолютного поиска единения духа и тела.

Ну и наконец, проявляя дань уважения к эзотерическим аспектам этого явления, ниндзюцу в конце концов можно перевести как "искусство скрытого разума ", "тайны сердца " или "тайные, секретные знания ".

Японские средневековые наемники "воины ночи" - шиноби (ниндзя). Про них крайне мало известно, так как свою жизнь, быт и уж тем более работу, они держали в строжайшем секрете. Вторая причина - резко негативное отношение общественности. Шиноби, в самурайской Японии, были вне социальной иерархии и, следовательно, вне закона. Самураи, мягко скажем, недолюбливали их: кодекс самурая не позволял наносить удары исподтишка, шиноби же не гнушались подлых приемов. Тайная жизнь обросла легендами и суевериями. Достоверно известно, что они были отменными гимнастами и трюкачами, но народ приписывал им умения летать и ходить по воде.
Поначалу шиноби становились люди низких сословий, но со временем, когда они в совершенстве освоили искусство шпионажа и диверсий, имидж их несколько поднялся и к их рядам начал примыкать и низший слой самураев (асигару). Так же как и в случае с ассасинами и с тхагами, в независимости от сложности задания, миссии доводилились до конца (порой ценой собственной жизни), так ими могли быть выполнены: похищения, убийства, провокации, шпионаж, диверсии.
В начале карьеры, шиноби делали себе очень полезное хирургическое вмешательство: перерезали перепонку под языком. Если воин попадал в руки противника живым, то мог просто заглотить свой язык и умереть от удушья, даже будучи связанным по рукам и ногам.
Тренировки шиноби начинались с младенчества. Колыбельку с будущим воином раскачивали так сильно, чтобы она ударялась о стену, а младенец привыкал к ударам. Кроме того воспитателями применялась особая техника придания суставам младенца эластичности, при помощи специальных упражнений и мазей добивались невероятной гибкости тела. В возрасте полугода их учили плавать (раньше чем ходить!). В два года начинали тренировать реакцию ребенка, чуть позже переходили к упражнениям на координацию и борьбу с боязнью высоты. С 4-5 лет шиноби приступали к изучению дзю-дзюцу. С утра до вечера эти дети тренировались, прыгали, бегали, плавали, боролись. Таким образом, к двадцати годам получался крепкий, тренированный и выносливый боец. Они владели 12-ю способами ходьбы, всеми техниками плаванья (в том числе и с завязанными руками), обладали развитым слухом и тонким обонянием, умели обращаться со всем известным в Японии того времени оружием и с оружием «крестьянским» (серп, нун-чаки и т.д.), были знахарями и плотниками (могли сделать лодку или плот, знали как построить плотину или имитировать лесной бурелом) и в совершенстве владели криптографией. Ввиду того, что им было запрещено пользоваться самурайским оружием, шиноби изобрели массу альтернативного оружия, но могли убить практически любым предметом и, конечно же, голыми руками. Живьем взять шиноби было крайне сложно из-за виртуозной ловкости, реакции и готовности к самопожертвованию этих убийц. Но если это удавалось, то погибал ниндзя под изощренными пытками.
Будучи истинными наемниками шиноби никогда не убивали и не грабили крестьян и слыли защитниками простолюдинов. За это они всегда могли рассчитывать на помощь в практически любой крестьянской лачуге.

Во-первых, всё-таки синоби , а не ниндзя, потому что первое слово не несет в себе налета сверхестественных чудес и фантастики, то есть точнее описывает профессию - вопреки, опять же, байкосказкам, это шпионаж обыкновенный , а убийства - как "сопутствующие товары по прейскуранту".
Во-вторых, шпион, о котором стало известно - это провалившийся шпион, то есть сочетание "легендарный ниндзя" сильно потягивает оксюмороном. Но откуда же знать о тех, кто не провалился? Других шпионов у меня для вас нет...

Топ-10 знаменитых синоби

1. Като Дандзо . Этот синоби прославился своей "неповторимой фишкой" - фокусами. Задолго до Эдгара По (в эпоху Сэнгоку Дзёдай) он "познал дао" - незаметнее тех, кто прячется, только тот, кто изо всех сил сам лезет вам в глаза. И потому Като на заданиях "работал под" ямабито - странствующего буддийского монаха-фокусника, развлекавшего почтеннейшую публику "китайскими трюками". И так насобачился, что некоторые из его "номеров" смогли бы украсить репертуар любого Акопяна или Копперфильда. Например, "абсолютно загадоШный" трюк с уходом под воду и абсолютным под нею же исчезновением...

2. Мотидзуки Тиёмэ . Ремесло синоби тем и отличалось от самурайства, что им вполне себе могли заниматься и женщины. Нет, они не скакали по стенам, не убивали отравленными кинжалами и не сносили десять голов одним ударом - зачем? Женщина, обученная изящным искусствам, этикету и прочим способам обольщения, без труда подберется к самым охраняемым тайнам. Именно этому учила своих подопечных куноити (женщин-синоби) Тиёмэ, основавшая первую (и единственно известную) чисто женскую школу при дворе даймёТакэда.

3. Исикава Гоэмон . Сей представитель профессии синоби первым открыл тайну - что можно плюнуть на хозяев и, обладая таким-то искусством (он был учеником самого Хаттори Хандзо!), неплохо жить банальным воровством. Любая дерзкая кража при дворе кампаку Тоётоми Хидэёси объявлялась проделкой Гоэмона. Как и многие другие "робингуды", Исикава крал у богатых и не раздавал бедным, но народные легенды всё равно сделали это за него. Впрочем, ниппонцы - народ с особым "мент-али-тетом", и когда Гоэмона поймали и казнили, сварив в чане с кипящим маслом, они тут же стали называть ванну с подогревом "гоэмон-буро"...

4. Хаттори Хандзо . Если бы у синоби были свои короли, Хандзо бы был самым великим. И не потому, что дальше всех прыгал, быстрее всех бегал или метче всех стрелял (хотя и умел всё это делать вельми неплохо). Нет, инструментом у него была голова, а сферой деятельности - организаторская работа. Хандзо возглавил секретную службу у даймё Токугавы Иэясу, ставшего сёгуном и завершившего период Сэнгоку Дзёдай, и до самой смерти рассылал своих подопечных в саморазные места для сбора всякоинтересной информации. В итоге он сам стал знатным даймё и основал целую династию "ниндзя-генералов".

5. Санада Юкимура . Санада (при жизни носивший имя Нобусигэ - имя Юкимура ему "присвоили" авторы романов XIX века) был вассалом дома Такэда и считался самым ловким, хитрым и умелым тактиком и стратегом во всем Ниппоне своего времени. А еще он сам был неплохим воином, собравшим первый в истории Ниппона элитный отряд спецназа - "10 храбрецов Санады", в числе которых были и знаменитые воины-синоби Сарутоби Сасукэ и Киригакурэ Сайдзо. Правда, в отличие от Хандзо, он служил "не тому" дому, потому и погиб во время обороны замка Осака от полчищ Токугава.

6. Сарутоби Сасукэ . Самый известный из "10 храбрецов Санада", воин-синоби, ставший любимым персонажем фольклора и разнообразной "палп-фикшн-литературы про ниндзей, скрывающихся во мраке ночи". В каковом качестве до сих пор с успехом скачет по всяким анимэ и дорамам (в том числе и в "Наруто"), изображая "призрак на крыльях" и прочие сказки про ниндзя. Собственно, его прозвище "Сарутоби" и означает "Прыгающая Обезьяна".

7. Киригакурэ Сайдзо . Воин-синоби, помещенный "народными песнями" в тот же топ-отряд "10 храбрецов Санада". Его образ возник в популярной приключенческой литературе из фразы в летописях, что некий синоби Киригакурэ Сайдзо пытался убить самого Тоётоми Хидэёси. Чего и стало достаточно для сочинителей манга, дорам и анимэ - Сайдзо прыгает по ним иногда вмсте с Сасукэ, иногда против него, это уж как у автора сценария с утра фантазия заработает...

8. Фума Котаро . Специальностью этого синоби были налеты, саботаж и бандитизм, а возглавляемый им отряд получил название "раппа" ("саботажники"). Состояло это спецподразделение из бывших пиратов (вако) и разбойников и служило даймё Го-Ходзё. Прославились раппа ночным налетом на войска Такэда, когда, переодетые самураями этого клана, сорвали своим нападением крупную военную операцию. А когда клан Го-Ходзё покорился Тоётоми Хидэёси, то Фума Котаро вернулся к "старому ремеслу" - пиратству, и так достал своими подвигами правительство, что на его поимку был выслан сам Хаттори Хандзо. Схваченный охочими до награды "соратниками", командир раппа закончил свою жизнь на плахе.

9. Натори Масатакэ, ака Фудзибаяси Масатакэ . Этот человек "сдал" все секреты профессиональных синоби, написав в 1681 (или 1682) году учебное пособие "Сёнин-ки" - "Книгу молодого ниндзя", обучающую секретам этого нелегкого ремесла. Собственно, в основно именно из этого сочинения черпают благодарные, но не в меру фантазирующие потомки всю информацию о способах, какими именно синоби (а чаще всего - ниндзя) крались во мраке ночи...

10. Нэдзуми Кодзо . "Самородок из народа", нигде и никогда не учившийся "искусству быть невидимым" (буквальный перевод с ниппонского слова "ниндзюцу"), доказал, что до всего в жизни можно дойти собственным умом. Настоящее имя его было Накамура Дзирокити (а Нэдзуми Кодзо - прозвище, дословно "Посыльная крыса"), и прославился он 32 кражами из усадеб самых уважаемых самураев в Эдо. Когда его поймали, то денег при нем нашли всего ничего, и народ тут же сочинил истории о том, как "благородный жулик" раздавал награбленное бедным. Посему камень с его могилы был разбит и растащен на суверниры, так что пришлось класить на могилу новую плиту.