Литература — песнь души. Литература выпрямляет душу

Темы эссе по русскому языку и литературе

(общественно-гуманитарное направление)

1. «Если душа родилась крылатой…» (по лирике М.Цветаевой)

2. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)

3. Что такое патриотизм? (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

4. Какие произведения М.Ю.Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?

5. «В жизни всегда есть место подвигу»? (М. Горький)

6. Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)

7. «Человек – это звучит гордо!» (по пьесе М.Горького «На дне»)

8. Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь)

9. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н.Заболоцкий)

10. Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

11. Современен ли образ «Прекрасной Дамы» А.Блока?

12. Правда в смирении или бунте? (по произведениям Ф.М.Достоевского)

13. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

14. В чём своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова?

15. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

16. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)

17. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

18. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

19. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский)

20. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?

21. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий)

22. Спор поколений в литературе и жизни

23. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)

24. Литература выпрямляет душу?

25. Классика устарела?

26. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни

27. Человек эпохи Независимости

28. Что следует ожидать Казахстану от ЭКСПО-2017?

29. В чём сила материнской любви?

30. Профессия моей мечты

31. Детское и взрослое мировоззрение: общее и различное

32. Мои размышления на пороге взрослой жизни

33. В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?

34. Может ли победа стать поражением?

35. Почему труд необходим для каждого человека?

36. Хорошо или плохо быть эгоистом?

37. Моя семья – моя опора

38. Роскошь разъедает душу человека?

39. Как красота природы может повлиять на человека?

40. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое?

41. Мой современник… Каков он?

42. Быть на Земле Человеком

43. Будущее за профессионалами

44. Мир скучен для скучных людей

45. Может ли телевидение заменить книгу?

46. Мой жизненный принцип

47. Влияют ли богатство и бедность на нравственность?

48. Человек в вихре исторических событий

49. Легко ли быть молодым?

50. В чём заключаются ценности жизни?

Скачать Размер файла

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.
Д. Дидро

Важно ли для человека чувствовать себя любимым? Конечно же, да, ведь всем необходимо чувствовать себя кому-то нужными, ощущать заботу и внимание со стороны близких людей. Это делает нас счастливыми.
Бесспорно, быть любимым - это много значит для каждого человека, но разве совсем неважно любить самому? У каждого из нас есть потребность не только получать, но и отдавать. Мы не будем чувствовать себя по-настоящему счастливыми, если не сможем дарить любовь другим людям, выражать свои чувства в поступках. Любя, мы становимся лучше, учимся быть чуткими, понимаем, что такое сопереживание. Вспомним рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Внук Гриша приехал к бабушке. Ему известно, что она часто кричит по ночам: сказываются пережитые ею трудные военные годы. Мама предупредила его: если бабушка будет мешать спать, нужно крикнуть на нее: «Молчать!» Сначала внук так и хочет поступить, но потом в его сердце рождается сострадание к бабушке. Любовь к близкому человеку заставила его прозреть. Он понял, что все, что нужно, чтобы пришло исцеление, - это забота. И ночью вместо того, чтобы крикнуть на бабушку, он начинает успокаивать, утешать ее. И читатель понимает: чтобы быть человечным, достаточно просто любить.
Так что же важнее: любить или быть любимым? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: сердце человека предназначено и для того, чтобы принимать, и для того, чтобы дарить любовь. Это две стороны одного целого, и невозможно отрицать важность ни одной из них.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою
Моряк определяет место в океане.
Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.
Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.
428 слов.

39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак
Поэзия часто говорит о себе самой - устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь - во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах.

Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его - в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака - пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак - явление для русской литературы сакральное: он - Поэт.

Слов.

Литература выпрямляет душу?

Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.
Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.

Слов.

Трагедия Е.Онегина

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Слов.

42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь - молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых - двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры - сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий - оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».

Ум Чацкого - это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума - это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Слов.

43. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина)

Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье. Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем. Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику». При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью. Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают. Вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – Лидия Михайловна, узнавшая о том, что ребята играют на деньги. Узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. Мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей. Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги. И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...

Н. А. Некрасов

"Литература - это храм..." - сказал литературный критик С. Г. Шаумян. Действительно, это величественный храм - храм нашей души, нашей жизни, нашей истории. Все великие писатели, создавая свои произведения, стремились к достижению главной цели - помочь людям понять самих себя, пробудить в их душах истинные чувства, сделать людей "благородно сильными", чтобы они могли, по словам М. Горького, "одухотворить свою жизнь святым духом красоты". Писатели и поэты не дают наставлений, не издают нравоучительных трактатов, они просто учат нас жить. Сквозь призму своей жизни, своей души, с помощью своих мыслей в своих произведениях они проникают в наши сердца, делают их лучше, добрее. И мы уже не можем жить иначе, их песня уже звучит внутри нас!

Конечно, писать может каждый. Многие даже способны слагать рифмованные строки, которые звучат, как музыка. Но по-настоящему бесценные литературные памятники создаются только людьми с возвышенными чувствами, светлой душой и чутким сердцем. Ф. Шиллер писал: "...недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, - это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством".

Действительно, только тогда, когда писатель чувствует внутри себя что-то новое, важное, когда у него возникает непреодолимое стремление донести это до сознания других людей, открыть свою душу, передать свои чувства, только тогда появляются прекрасные стихи, романы, поэмы, которые становятся достоянием многих поколений людей. По-настоящему великие произведения не утрачивают своей актуальности и свежести ни через десять лет, ни через двадцать, ни через сто. Потому что такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, отзывчивость, жажда жизни, ненависть к подлости и жестокости, восхищение мужеством и отвагой, бессмертны. Бессмертно стремление к красоте и гармонии, счастью, справедливости и свободе. Бессмертны души поэтов, в которых живут эти чувства, стремления и мечты!

Смотрите ещё:

Мы можем по-разному оценивать те или иные произведения, мы готовы спорить с автором, не соглашаться с ним и не разделять его чувства, но мы не можем оставаться равнодушными! Мне кажется жалким тот человек, который не понимает и не ценит литературу. Он не способен ощутить те прекрасные чувства, которые стремится передать прозаик или поэт. Такие чувства неведомы ему, их нет в его душе, его душа слепа, глуха и нема, она попросту мертва!

Критик В. Г. Белинский говорил: "...литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни". Каждый писатель несет в своей душе высокий идеал - добра, света, истины; его произведения являются отражением его внутреннего мира, его мыслей, его стремлений; писатель стремится поднять все общество, всех людей к вершинам этого идеала. Почему великие музыкальные произведения так волнуют наши сердца? Почему любимая музыка заставляет нас плакать и смеяться, грустить и радоваться, надеяться, верить, любить, вспоминать, мечтать?.. Почему слова известных песен так врезаются в нашу память, что мы то и дело сами начинаем их петь? Потому что музыка пробуждает в наших душах все самые лучшие, самые возвышенные чувства.

Так же происходит и с художественной литературой. Не случайно, когда нам грустно или тревожно, мы берем в руки любимую книгу и погружаемся в ее волшебный мир, снова и снова встречаемся с любимыми героями, переживаем вместе с ними, живем их стремлениями и мечтами, так похожими на наши. А кто из нас, особенно в юные годы, в период первой влюбленности, не пробовал писать стихи?! Пусть это часто бывают наивные строки, сбивчивые и лишенные рифмы. Но это чудесная возможность для нашей души выплеснуть свои чувства, поведать если не миру, то хотя бы листку бумаги все то, что уже не может скрываться внутри, все то, что стремится вырваться на свет, полететь, как птица или как страстная песня - песня нашей души.

"Живу для того лишь, чтоб песни слагать", - писал французский поэт Беранже. И мне кажется, с этими строками согласен любой поэт и прозаик, потому что их творчество - это не работа, не увлечение, не игра - это сама жизнь.

Да, действительно, литература - песнь души, и не только души писателя! Эта песнь проникает в самые дальние уголки сердец, заставляя наши души откликаться и вторить автору книги. Это подтверждают строки А. Франса: "Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он".

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Самохина О.И.

Булаевская средняя школа №3

Район Магжана Жумабаева

Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе и как спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине. Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. Есенин мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запахи. В пейзажах всегда присутствует человек - сам поэт, который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Конечно, природа для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и девушка- крестьянка - все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.

Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» .

Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. Животный мир у Есенина также часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь. Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки. Коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны - «снится ей белая роща и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.



Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек - это только часть природы.

Я считаю, стихи С.Есенина близки каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своей лирике поэт сумел показать и передать те светлые, прекрасные чувства, вызываемые у нас картинами родной природы. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу, а значит, и нашу Землю.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тема раскрыта полно и целенаправленно. Автор умело использует художественные средства выразительности речи, цитаты. Наблюдается личностное отношение автора. Работа выполнена грамотно.

Литература выпрямляет душу?

Эффа Т. И.

КГУ «Пескинская средняя школа»

Район им. Г. Мусрепова

В современном мире очень немногие читают книги, считая, что их можно попросту заменить просмотром кинофильма. Даже ведутся споры, насколько важна книга в жизни человека. Но наша жизнь связана с познанием чего-либо, потому что мы изо дня в день учимся и совершенствуемся. Думаю, что литература всегда занимала и будет занимать важное место в жизни общества.

Прежде всего, хочу заметить, что в последнее время с внедрением новых технологий и развитием кинематографа резко сократилось количество людей, интересующихся литературой. Считаю, что литература формирует внутренний мир человека с самого раннего детства. Родители читают детям сказки, и у них формируется понятие о добре и зле, о том, что хорошо или плохо, о правильности поступков героев сказок. Ребёнок выбирает своего героя и хочет быть на него похожим.

Во-вторых, литература помогает нам помнить об общечеловеческих ценностях всю нашу сознательную жизнь. Я советую всем читать как можно больше. В ритме современной жизни человек забывает о том, что такое истинная любовь, преданность, забота о ближнем. Именно об этом нам рассказывают авторы литературных произведений. Именно этому они хотят нас научить: любить, сострадать, спешить на помощь нуждающимся. И, наконец, многие согласятся с тем, что нет ничего прекраснее, чем, удобно устроившись в кресле, держа чашечку горячего ароматного чая, читать любимое произведение. Возникают собственные представления о героях, об эпохе, в которой они живут. Чтение рождает чувство умиротворения и спокойствия. А сколько испытываешь удивления, когда находишь в героях читаемого произведения самого себя. Происходящее в книге так явно напоминает о настоящем и невольно заставляет задуматься о том, как сделать нашу жизнь лучше.

Подводя итог, хочется сказать, что книга – это могущественный учитель. Её роль трудно переоценить. Бывают моменты, когда испытываешь чувство одиночества, тоски. Книга как лучший друг поможет тебе пережить трудности и достойно выйти из любой ситуации. Таким образом, литература – это всё же жизнь души человеческой, а не просто отвлечённая идея. В результате анализа данного вопроса полагаю, что каждому из нас надо как можно больше читать, потому что литература делает нас чище, добрее, формирует взгляд на жизнь, отношение к злободневным проблемам современности. Отсюда очевидно, что литература занимала и будет занимать важное место в жизни человека, воздействуя непосредственно на его духовную жизнь.

Рецензия

Автором выбрано эссе – мнение, в котором чётко обозначен тезис и приведены обоснования и доказательства роли литературы в жизни человека, эссе начинается с общего утверждения, выдвигается тезис о важности литературы в жизни человека и обозначается масштаб эссе, где чётко изложено, о чём пойдёт речь.

Прослеживается композиционная соотнесённость частей эссе.

Присутствует личностное отношение к роли литературы в формировании нравственно-духовной личности. Показано важное место литературы в жизни человеческой души. В качестве аргументов приводит собственное мнение, основанное на личном опыте. В конце эссе обращается к тезису, заявленному в начале, чтобы дать свою оценку тому, как относятся к литературе. Соблюдается такая особенность эссе как кольцевая композиция. Орфографических ошибок нет.

Классика устарела?

Квашнина М.А

Дмитриевская СШ

Тимирязевского района

Я не сильно люблю классику, мне больше нравится приключенческая литература. Но для меня классика будет всегда актуальной, пока она говорит о том же, о чем думают современные люди.

Изучая классические произведения в школе, понимаешь, что такая возможность - это огромный подарок для каждого человека. Ведь, становясь взрослыми и солидными людьми, редко кому удается вернуться к этим шедеврам и перечитать их. А если в детстве думать о том, что это творчество свое уже отжило, теряется смысл гуманитарного образования. Так может быть упущена связь с прошлыми веками, их опыт и знания, многое, чему придется учиться на своих ошибках, вместо того, чтобы не тратить зря время на набивание шишек, читать поучительные и нередко забавные книги прошлых лет.

Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика – это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас?

Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться. Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: «Какой-то простой сюжет, сказочно-фантастическая история. Разве она имеет отношение к сегодняшней жизни, к моей жизни?»

Однако, если преодолеть этот «языковой барьер», внимательно прочитать и подумать над произведениями классиков (Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Булгакова), то становится понятно, что классика не устарела. Больше того, она не может устареть, потому что говорит о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. А люди, как известно, в самом главном не меняются. Об этом сказал еще булгаковский Воланд: «…Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»

Добро и зло, любовь и ненависть, смысл жизни, тайна смерти, законы устройства Вселенной, место человека в этом мире – обо всем этом размышляют писатели-классики и помогают своим читателям (независимо от века, в котором те живут) найти ответы на важнейшие вопросы бытия. Нужно лишь уметь за ворохом кринолинов или звоном шпаг, за антуражем убогой деревенской избы увидеть характеры и ситуации, которые вечны.

Больше того, я думаю, в одном из этих «классических» характеров читатель обязательно найдет себя или своих знакомых, встретит жизненную драму, схожую с его. И это, возможно, поможет современному человеку ответить на мучающий его вопрос, разрешить какой-то конфликт или просто посмеяться над жизнью.

В этом – «практическая», но и высшая польза классики. И именно поэтому взрослые настаивают на ее знании. Классическая литература – это «учебник жизни», сеанс высококлассной психотерапии, который доступен всем, кто умеет читать. Классики литературы размышляют о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни и тайне смерти, об устройстве Вселенной и предназначении человека в мире. Независимо от века они помогают читателю найти ответы на многие вопросы бытия. Просто необходимо уметь извлекать вечные истины из окруженных антуражем сюжетов.В характерах классических героев читатель нередко узнает себя или знакомых, находит похожую ситуацию или жизненную драму. Возможно, автор поможет современнику ответить на мучивший его вопрос, разрешить сложный конфликт или просто посмеяться над жизнью.

Классическая литература приносит практическую пользу, она дает советы и предостерегает от ошибок. Именно поэтому мудрые люди настаивают на знании гениальных произведений. Эти «учебники жизни» сродни высококлассной психотерапии, которая доступна любому, умеющему читать и думать.

Классика устарела?

Шрайбер Е. И.

учитель русского языка и литературы

Кызылжарский район,

КГУ «Петерфельдская средняя школа»

ученица 11 «Б» класса Танабаева Дария

Вот он и пришёл – новый век. Век, открывающий новое тысячелетие. Век ожидания и надежд. Стоишь ты на пороге новой эры и вопрошаешь: что будет со мной, люди? Кто подскажет нам, вступающим в самостоятельную взрослую жизнь, как правильно поступить? Кто преподаст нам уроки совести, уроки чести, уроки нравственности, человечности, уроки памяти? Отвечу прямо: классика.

«Жил на свете маленький цветок…Он рос один на пустыре… Нечем ему было питаться…, а цветок всё жил и рос помаленьку выше», - читаю я у Андрея Платонова. Вот он – урок мужества, жизнелюбия.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез.

Это М.Ю.Лермонтов учит любви к моей земле. Это его урок мне…

А другой урок, урок доброты, красоты, жизни дали мне Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, У.Шекспир и многие-многие другие писатели и поэты. Каждая строка, написанная их талантливой рукою, должна быть сохранена для каждого из нас.

Классика устарела? Признаюсь честно: меня смутила такая постановка вопроса.

Хочу процитировать слова известного русского критика В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Всем известны его замечательные сказки, в которых столько житейской мудрости: знай меру («Сказка о рыбаке и рыбке»), не жадничай («Сказка о попе и работнике его Балде»), не будь спесивой и завистливой («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). Разве могут они, т.е. сказки, устареть? А его стихи о любви? Ведь в них женщина - мадонна, богиня, «гений чистой красоты». Восхищаюсь благородством поэта, который писал:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Нет, никогда не устареют любовь, нежность, благородство, гуманизм. Да, бесспорно, во все времена классическая литература была учителем, другом, воспитателем. Все произведения русской классики учат нас жизни, заставляют думать, рождают ассоциации. Хочется и писать, и размышлять, чтобы всем доказать: нет, не устарела русская классика. Она по-прежнему будоражит умы и сердца людей, проповедует вечные ценности: добро, честность, человечность. Классика не устарела, так как в ней рассматриваются актуальные во все времена проблемы: добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и самопожертвования. В классических произведениях можно найти ответы на многие вопросы, она сеет «разумное, доброе, вечное».

«Проблема поиска жизненного пути в литературе и жизни»

Ефремова О. С.

КГУ «Бескольская средняя школа-гимназия»

Кызылжарский район

«Быть или не быть», «быть или казаться» - эти гамлетовские вопросы встают перед каждым человеком в юности. Они связаны с выбором активной или пассивной жизненной позиции, честного взгляда на самого себя и взаимоотношения с миром. Страшна мечтательная обломовщина с её привлекательным прекраснодушием, потому что ведёт в пустоту.

Каждый человек сам строит свою судьбу, осознанно выбирая тот путь, на котором он может самореализоваться. Родители, педагоги и среда, конечно, опосредованно влияют на этот выбор, потому что он обусловлен проблемой интеграции в общество, социальной адаптацией.

Мастер у Булгакова выбирает путь творчества, обусловленный литературным талантом и философскими склонностями, но не имеет сил защитить свои труды и самого себя от неприятия обществом. Маргарита вырывается из болота повседневности, встав на защиту своего любимого человека и его творений, бросая вызов не только окружению, но и сверхъестественным силам.

Поиски жизненного пути сопровождаются метаниями и сомнениями. Молодой учёный-естествоиспытатель Евгений Базаров сталкивается с тем, что жизнь не укладывается в схемы научных и идеологических теорий. Любовь к Одинцовой нарушает стройность нигилистических воззрений. И герой оказывается на распутье, в поисках нового места в жизни, которые дадут успокоение истерзанному сердцу.

У каждого человека есть своё небо Аустерлица, когда очень важно сделать свой выбор. И тогда, как Андрей Болконский, ты замираешь среди суеты и всматриваешься в нечто вечное и непреходящее, чтобы сверить свои ориентиры: «Правильно ли то, что я делаю? Туда ли я иду, куда надо?»