Мазаны одним миром что значит. Одним миром мазаны: чем опасны обобщения

Что такое "ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ кто Одинаковы; один не лучше другого. Имеется в виду, что лица (Х) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт. ? X-ы одним миром мазаны. Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ., реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир. Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны. Учительская газета, 2003.Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним, мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс. - Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны, - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край. "Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны..." В. Максимов, Ковчег для незваных. - Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны, - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые. - А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны. Ю. Герман, Россия молодая. - Я так скажу, что все мы с вами, как говорится, одним миром мазаны, одной нашей великой семьи питомцы, все мы друг другу здесь родня. Л. Кассиль, Черемыш - брат героя. - Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны. (Реч.) культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1997. С. 158.) Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С. 139.) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М., 1997. С. 260.) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры. Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом. Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн.: Айрапетян В. Русские толкования. М., 2001.) В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7). В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол., переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир. Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях. фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ

кто

Одинаковы; один не лучше другого.

Имеется в виду, что лица (Х ) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт . X-ы одним миром мазаны .Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ. , реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны . Учительская газета, 2003. Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним , мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс.

Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны , - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край.

"Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны ..." В.Максимов, Ковчег для незваных.

Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны , - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые.

А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны . Ю. Герман, Россия молодая.

Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны . (Реч. )

культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1997. С. 158 .)Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб. , 2000. С. 139 .) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М. , 1997. С. 260 .) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры.Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом.Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн. : Айрапетян В. Русские толкования. М. , 2001. )В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7).В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол. , переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир . Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях.фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.С. В. Кабакова
Синонимы :
Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Одним миром мазаны

Одним миром мазаны

«Одним миром мазаны» - сейчас так обычно говорят о людях, которых в глазах общества объединяет какая-то внутренняя отрицательная черта, скрываемая за высказываниями и внешними приличиями, но в конце концов обязательно проявляющаяся в их поступках. В новейшем толковом словаре это выражение имеет категорическую помету о его стилистическом употреблении: неодобрительное.

Прежде поговорка «Одним миром мазаны» не имела такого оттенка, но была стилистически нейтральна, обозначая просто общность какой-либо группы людей. Например, известная писательница 1950–1960-х годов Галина Николаева, сказав о рабочих завода, что они честные, хорошие, трудолюбивые люди, подытожила свое высказывание: «все одним миром мазаны».

Эту двойственность поговорки обусловило ее происхождение и то, что речь в ней идет о вещах и обстоятельствах, известных сейчас лишь незначительному кругу людей.

Сыграла свою роль и современная орфография, упразднившая некоторые буквы, имевшиеся в традиционной «русской азбуке»: «ять», «фиту», «ижицу», «и - с точкой или десятиричное». Тем самым создалось затруднение в понимании значения некоторых слов, в которых эти буквы имели смысло-различительное значение. Таковы слова «мир» - состояние, противоположное войне и «мир» - Вселенная, общество. Первое писалось с «и» обычным, второе - через «и с точкой». Название романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в современном написании дает право толковать его в обоих значениях: годы войны - и годы мира, а также война - и общество. У Толстого «мир» написан через «и», замысел автора был отображен не только в содержании романа, но и в его названии.

А вот в заглавии поэмы В. В. Маяковского «Война и мир», написанной в 1916 году, слово «мир» напечатано через «и с точкой», речь идет о войне, охватившей все страны, весь мир.

Сейчас в выражении «одним миром мазаны» слово «миром» воспринимается каким-то непостижимым образом однокоренным с теми словами, о которых шла речь выше. На самом деле здесь слово «миром» не имеет с теми двумя ничего общего, кроме звучания. Путаницу опять же внесла реформа прежней орфографии: в слове «миром» звук «и» обозначался буквой «ипсилон», или, как она называлась в русской азбуке, «ижицей», кроме того, это слово в именительном падеже состоит из двух слогов - миро.

Миро - это специально приготовленное благовоние, которое употребляется в обрядах христианских церквей, им в определенных случаях производится помазание, то есть нанесение мира специальной кисточкой на лоб, глаза, уста, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазанием сообщается благодать Божия, и оно является одним из христианских таинств.

Поэтому исконное значение поговорки «одним миром мазаны» обозначает принадлежность людей к одной вере.

В XVII веке русской православной церковью было принято решение приготавливать - варить - миро для всей России только в одном месте - в Москве, в Кремле, в Патриаршем дворце, потому что в провинциальных городах существовали затруднения с получением нужных для мира составных элементов, что не позволяло приготовить его по всем правилам.

Состав мира, по чиноположению православной церкви, состоял из определенного набора благовонных смол, трав и масел. В него входили следующие вещества: елей, белое виноградное вино, стиракс; ладаны - росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, базилик; корни - фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный; масло оливковое, мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин венецианский; благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавандуловое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, розовое, коричное, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.

В этом перечне современный читатель встретит целый ряд веществ, о которых он и не слышал, но зато может получить представление о невероятной сложности состава мира.

Сам процесс мироварения происходил в парадной Крестовой палате Патриаршего дворца в Кремле, называвшейся также Мироварной, и по специальному, строго соблюдаемому ритуалу.

Крестовая палата, построенная в середине XVII века, была украшена росписями и иконами лучших царских художников - Симона Ушакова и Федора Козлова. Палата освещалась большим медным паникадилом.

Посреди палаты находился каменный очаг под сенью, на очаг ставились два котла серебряных вызолоченных для варения мира, рядом на подставке стояла большая серебряная кадь для сливания мира, покрываемая серебряной крышкой. Тут же находилась деревянная ступенчатая пирамида, на ступенях которой раскладывались вещества, нужные для приготовления мира.

Мироварение производилось на Страстной неделе. В понедельник патриарх со старшим духовенством совершал богослужение, водоосвящение, кропил святой водой все, приготовленное для мироварения. Затем все составные части мира помещались в котлы, патриарх собственноручно зажигал под котлами огонь.

Миро варилось беспрерывно в течение трех дней, диаконы в облачениях промешивали миро, а священники беспрерывно читали Евангелие. Вечером в среду миро разливали по особым сосудам, в четверг при звоне колоколов с крестным ходом миро доставляли в Успенский собор, и на литургии оно освящалось. О том, насколько важным событием в русской православной церкви считался этот акт, свидетельствуют сообщения о нем в крупнейших газетах, например в «Московских ведомостях» от 11 апреля 1902 года: «В Успенском соборе состоялось освящение вновь приготовленного мира».

Освященное миро возвращалось в Патриаршую ризницу, и оттуда оно рассылалось по всем епархиям. Поэтому все православные по всей России были помазываемы одним и тем же миром.

Вот так родилась в православной России поговорка «одним миром мазаны», и это было действительно так.

Иронический оттенок это выражение начинает приобретать в середине XIX века с распространением в обществе материалистических и нигилистических взглядов. Поскольку деятели революционно-демократического лагеря в детстве, как правило, получили традиционное православное воспитание, к тому же значительная часть их, например Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, происходили из духовного сословия, они, хорошо зная церковные тексты и изречения, цитировали их в речи, вкладывая в них иной смысл.

В советские времена атеизм стал государственной политикой, атеисты в своей пропаганде использовали религиозные тексты и образы в юмористическом и сатирическом, кощунственном контексте. Так в обществе и утвердилось «неодобрительное» значение выражения «одним миром мазаны», которое и зафиксировал советский языковед.

Из книги Царь славян. автора

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

автора фон Зенгер Харро

22.8. Пять городов взять одним ударом Когда требуется прибегнуть к стратагеме 22, то, согласно пекинскому автору книги по стратагемам Ли Бинъяню, необходимо исходить из общей оценки положения и верного выбора времени и места запирания ворот. Свое мнение он подкрепляет

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

28.0. Одним приемом побороть застенчивость «Сокурсник Ли с факультета китайского языка был блистателен во всех отношениях, только был слишком замкнутым. Ничто его так не пугало, как выступление перед аудиторией. За это над ним частенько подтрунивали.Однажды его хороший

Из книги Голод и изобилие. История питания в Европе автора Монтанари Массимо

Зимой и летом одним цветом Один из наиболее глубоко укоренившихся современных мифов относительно питания - миф о том, что еда должна соответствовать сезону, что существует гармоническая связь между человеком (потребляющим) и природой (производящей), которая сохранялась

Из книги Большой подлог, или Краткий курс фальсификации истории автора Шумейко Игорь Николаевич

ОДНИМ ПАРАДОМ МЕНЬШЕ Был такой популярный штамп времен Горбачева - Донахью: «Диалог поверх барьеров», траектория же моего исследования - скорее «под барьерами». Возможные сопоставления с сапером, кротом не отменят моего интереса к глубинным, тектоническим сдвигам,

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Глава 7. Между миром, войной и миром

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Одним увидел то, что и двумя не разглядишь Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический был славен не только Крымом (Таврией), но и Кавказом.Еще в 1777 году, по весне, он, тогда генерал-губернатор Кавказа, представил Екатерине II записку, в которой наметил

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Фельдман избран одним из руководителей Ассамблеи На очередной конгресс парламентского еврейства, который состоялся на днях в Израиле, была приглашена делегация евреев-депутатов Верховной Рады Украины во главе с одиозным Александром Фельдманом. Досконально известно,

Из книги Партайгеноссе. Жизнь и смерть Мартина Бормана автора Николаев Николай Николаевич

«СВЯТОЙ ДУХ» с одним яичком Смерть Гитлера в самый разгар войны превратила бы его в опасную легенду для будущих поколений, которую было бы очень трудно изжить. Это понимал ближайший к фюреру человек - Мартин Борман.Борман являлся одним из тех людей, которые хорошо

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Из книги Иудейский плагиат автора Ларичев Юрий

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги ЛеХИ. Борцы за свободу Израиля автора Кац Эмануэль

ГЛАВА 3. «БЕЗУМЬЕМ ОДНИМ ОДЕРЖИМЫ…» Поражения, преследовавшие организацию, достигли своей кульминационной точки с убийством Яира. Но и после его смерти группу Яира продолжали сотрясать тяжелые удары, которые грозили уничтожить ее окончательно.Немногие из оставшихся в

Из книги Имитаторы. Иллюзия «Великой России» автора Казинцев Александр Иванович

Одним махом, или Закон 122 Что из себя представляет пресловутый закон, перебаламутивший Россию? Во-первых, он отменяет или переиначивает статьи двух сотен (!) прежних законов. Он затрагивает широчайший спектр вопросов - от перераспределения функций между Центром и

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

За одним абсурдом – другой В политике администрации Картера начали все более отчетливо проступать милитаристские устремления, которые в конечном счете преследовали цель сломать сложившийся примерный паритет военной мощи Востока и Запада. Словно бы и не было

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Выражение "Одним миром мазаны" пришло в нашу лексику с принятием христианства. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у христиан, причем как католиков, так и православных, есть один и тот же обряд. Это когда во время определенной церковной службы священник с помощью кисточки рисует крестики на лбу прихожан специальной смесью из масла, красного вина и благовоний. Этот обряд очень значим для верующих людей. Таким образом, они приобщаются к духовному миру.

Обряд миропомазания проводят, когда человек уже чувствует, что ему осталось жить совсем не долго. Тогда близкие приглашают к умирающему священника, который исповедует, причащает и мажет миром.

В те не очень далекие времена, когда государствами правили цари, восшествие на престол обязательно освящалось церковью. Во время церемонии коронации совершался и обряд миропамазания. Поэтому царствующих персон называли помазанниками божьими и покусится на их жизнь было страшным преступлением.


Значение фразеологизма "Одним миром мазаны"

  • принадлежность к одному вероисповеданию;
  • людей, которых объединяют общие интересы;
  • может употребляться в значении ироничном по отношению к людям с одинаковыми недостатками.

Несмотря на то, что наше общество сейчас духовное, а не верующее, выражение "одним миром мазанные" по-прежнему активно употребляется в обыденной лексике. Надо полагать, в категорию устарелых оно перейдет очень не скоро.

Выражение это имеет древнюю историю. Не раз я убеждался, что те, для кого оно является излюбленным, с этой историей незнакомы. Речь здесь не о мире, как думают многие, а о специальном масле миро, которым в церкви совершали миропомазание. Варили его один раз в год, в Чистый четверг. Но масло новое обычно добавляли в старое. Так и появилось выражение «одним миром». Раньше говорили: «Мы одним миром мазаны», что означало «мы одной веры».

Теперь этот фразеологический оборот приобрел исключительно негативный характер. Все они одним миром мазаны. Или просто: все они там!.. Остальное понятно. Уроды, рвачи, мошенники, негодяи, развратники, убийцы. Чего вообще в сердцах не скажешь? Не стоит акцентировать.

Но устойчивость оборота в последнее время стала вызывать во мне сопротивление, а порой даже испуг. Ряд тех, кто «все одним миром», растет день ото дня: чиновники, полицейские, врачи, судьи, учителя, узбеки, кавказцы, фармацевты, депутаты, олигархи, актеры, спортсмены. Получается целая армия врагов, и вся она направлена против одного, беззащитного человека.

Настроения эти понятны. Безнаказанность зла, неправедно нажитое богатство, самоуправство, жестокость, беззаконие – все это вызывает негодование. Не меньше любого из вас радуюсь, когда судят взяточника, мошенника или полицейского, забившего насмерть подростка. И, напротив, мне больно и противно, когда дают срок невиновному и выпускают на свободу криминального авторитета. А потому и развитие гражданского общества, и организация гражданских институтов, и политическая активность нужны нам как воздух.

Но «все они там» – позиция все-таки очень скверная. Я не говорю уже о том, что она неплодотворна. Когда «все они там» – значит, никто. Позиция эта безответственна, потому что нельзя бороться с целым социальным слоем, целой профессиональной группой или с целым народом. Если вы, конечно, не вынашиваете в тихой душе кровавую революцию.

Кроме того, а может быть, прежде всего, она несправедлива. По собственной жизни мы знаем, что люди одной профессии, одного должностного статуса, одной национальности – очень разные люди. Огульность – рудимент родового, кланового мышления. Наши и не наши. Так же точно сын крутого чиновника или олигарха будет говорить о тех, кто ездит на метро: все они быдло. Мы-то понимаем, что он жестоко, глупо и нагло не прав. Но, в сущности, это всего лишь калька с обиходного «все они там». Ничего хорошего. А как относятся гастарбайтеры к жителям российских городов?

Но ладно – позиция. Я говорю о состоянии души и сознания. Оно чрезвычайно вредно для психики, лишает человека покоя. Слова произносим мы, не подозревая порой, что они имеют обратную силу. Я наблюдал людей доброжелательных по натуре, веселых, да что там – просто, по-бытовому добрых и всегда готовых прийти на помощь. «Все они там» произносилось ими весело, без злобы, главным образом чтобы подчеркнуть, например, что мы не такие. Но случались ситуации, которые время от времени подкидывает нам жизнь, и в их глазах загоралась готовая агрессия. Собственные слова отложились в сознании как установка. Пойди рядом с ними в этот момент чумные люди на погром, они, пожалуй, и присоединились бы к ним. В порыве святой злобы. Но… В этом и все дело – святой злобы не бывает.

«Все они там» не предполагает анализа, информированности, попытки разобраться, что к чему, и почему, и кто – кто, и что делать. А представьте теперь, что подросток слышит это с самого детства. Слова, произносимые бездумно, с большой вероятностью превратят и его в бездумное, агрессивное существо. Спорить с такими людьми, что называется, себе дороже. «Ты что их оправдываешь? Ты за них, что ли?» Ответ «Я не за них, я за правду» успеха не приносит. Тот, кто бросает упрек, эмоционален, он горит, он в порыве (вот человек!), а ты, получается, равнодушный увалень, пытающийся встать над схваткой. Тут нужны терпение и доброжелательность, которых твоему собеседнику в данный момент как раз и не хватает. Если ты знаком с историей и следишь за событиями, аргументы должны быть. Надо только научиться их четко артикулировать.

Казалось бы, твое поведение к сути вопроса отношения не имеет. Имеет. Речь идет об уменьшении количества зла. Бросаться с яростью оппонировать – значит не убедить, а обидеть, то есть вызвать ответный протест и агрессию уже не на смысл сказанного, а на интонацию. Этого ли мы хотим?