«мыслитель»: малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры огюста родена.

- (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Смелость пластических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским… … Энциклопедический словарь

Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… … Википедия

Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… … Википедия

- (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Посетил Бельгию (1871 77), Италию… … Художественная энциклопедия

Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, ‒ 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854‒57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …

- (1840 1917) французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским… … Большой Энциклопедический словарь

Роден, Огюст (1870 1917) знаменитый французский скульптор. Творчество Родена, по его собственному признанию, колебалось между гармонией античной скульптуры со спокойным совершенством ее форм и суровым величием Микель Анджело, исполненным… … 1000 биографий

Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin … Википедия

- (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854 57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Беседы об искусстве , Роден О.. Бронзовые и мраморные создания великого французского скульптора Опоста Родена находятся в крупнейших мировых музеях, и даже далекие от искусства люди представляют, как выглядят «Мыслитель»,…
  • Беседы об искусстве , Роден О.. Бронзовые и мраморные создания великого французского скульптора Огюста Родена находятся в крупнейших мировых музеях, и даже далекие от искусства люди представляют, как выглядят…

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».

Центр Помпиду

Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора , над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Лувр: картины

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.

У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо , обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

Билеты в Лувр

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта - сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание...

Мысль далась человеку ценой титанических усилий. Мыслить - значит страдать, значит спрашивать себя: Кто я? Откуда пришел? Куда я иду? И какая у меня цель? Огюст Роден

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта - сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание…

Хотите ли послужить Третьей Республике, мсье Роден?

Я… Я буду счастлив выполнить Ваш заказ.

Не мой, мэтр, а Франции. Мы имели в виду дверь, дверь достойную отечественного искусства. Вход в новый музей, который предполагается построить на набережной д’Орсе.

Мы пережили трагические времена, - продолжал Гамбетта, - они останутся в истории, как времена неуверенности и колебания во всем: религия ставится под сомнение, политика - удел циников, наука не смогла указать нам средства спасения от всех бед. Разве мы отдаем все свои силы на благо человека? Укрепляем братство людей? Защищаем права человека? К чему мы ближе - к аду или к раю, Роден?

Так надо сделать двери, напоминающие о дне Страшного суда. Огромные врата, изображающие возмездие ада, муки и терзания, человеческое отчаянье и горе. «Божественную комедию» Роден боготворил, но иллюстрировать поэму после Боттичелли, Делакруа и Доре - на это надо иметь право. Он купил дешевенький томик Данте и не расставался с ним, пока не прочитал от корки до корки, исписав все поля. Первая мысль пришла про «три тени», которые должны были держать свиток с печально известными словами «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но потом он отказался от свитка: достаточно взглянуть на эти фигуры, чтобы смысл изречения стал очевидным без слов. А во-вторых, его «Врата ада», как и само бессмертное творение Алигьери - будут памятником великой надежды.

Десница Божья. Огюст Роден

Безудержная страсть к рисованию охватила Родена в пять лет. Его отец был крестьянином, дослужившимся в парижской полиции до поста посыльного. В бедной семье не на что было купить бумагу для рисования, и он таскал у мамы оберточную из под овощей, фруктов, сыра и рисовал, рисовал, рисовал все подряд: мать, отца, тетю Терезу, добрую сестренку Мари. Черные линии на белом получались так отчетливо! Даже его слабенькие глаза все хорошо видели. "Сначала я страстно желал быть живописцем. Краски меня притягивали. Я часто бегал на верхние этажи Лувра любоваться "тицианами" и "рембрандтами", но, увы, у меня не хватало денег на покупку красок и холстов. А для копий с антиков достаточно было бумаги и карандашей. Поневоле приходилось работать только в нижних залах. И вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое". Раз за разом Огюст пытается поступить в Школу изящных искусств, и каждый раз с формулировкой: "Не принят". На третий год рядом с именем Огюст Роден появилась запись: "Зачислить невозможно. Совершенно лишён способностей". В ответ Роден стал работать еще больше. Он овладел техникой лепки, научился преодолевать любые технические трудности. Уже чувствовал в себе силы для нового поступления. Но внезапно умирает его любимая сестра Мари, незадолго до смерти постригшаяся в монахини. Потрясенный, он принимает решение уйти в монастырь. В монастыре ордена Святых тайн Огюст становится братом Августином.

Шла подготовка к Страстным дням. В обители читали Притчи, и много беседовали о них за братской трапезой. Главой ордена был отец Пьер Эймар. Он внимательно наблюдал за братом Августином и однажды принес ему новое издание "Божественной комедии" Данте с гравюрами Доре. Роден сделал свои рисунки к "Божественной комедии" и был почти счастлив. - Вы ведь не можете жить без этого, правда? - спросил настоятель.
- Да, отче. И, может быть, Вы разрешите мне сделать ваш портрет. - С этими словами он опустился на колени. Бюст понравился отцу Пьеру: "Пожалуй, вы нуждаетесь в иной среде. Мы тут слишком ограничены, чтобы способствовать развитию ваших талантов". - Но я дал обет Богу… - Глубока ли ваша вера, решать только Всевышнему, а не нам грешным. Монастырь не тюрьма. Двери его всегда открыты и для тех, кто приходит и для тех, кто уходит. Вы послушник, а не инок, и, может, в миру вы еще лучше послужите Христу. Не падайте духом. Будет большая потеря, если вы здесь останетесь.

"Мои средства не позволяли мне искать лучшего - я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне большой и светлой, но зато ветер там дул отовсюду. Натурщики замерзали порой до обмороков". Он брался за самую черную работу: обтесывал мрамор, готовил каменные блоки, делал орнаменты. В 1870 году началась война с Германией. У Огюста не было денег, чтобы заплатить за себя выкуп и его зачислили в Национальную гвардию. Он получил чин капрала, потому что умел читать и писать. В армии Роден отморозил ноги и ужасно боялся, что руки постигнет та же участь. И без того слабое зрение ухудшилось. Он не различал мишени на расстоянии нескольких метров и, в конце концов, был уволен с военной службы, тем более что его полк в боях все равно не участвовал: Национальную гвардию сохраняли на случай беспорядков в голодающем Париже.

Когда над «вратами ада» появилась фигура размышляющего человека, Роден назвал ее Данте. К своим современникам, терявшим веру в ненависти, поисках земных благ, наслаждений и бесконечной вражде, поэт обращался с очень простыми словами. «Человек должен утвердиться в мысли, что с Богом он жив, а вне Его - мертв». На пороге двадцатого столетия их должны, наконец, услышать и понять! Это ведь не так сложно: человек отличается от животного тем, что он по природе своей существо религиозное. Он умеет различать добро и зло. И умеет выбирать. Если голодному не давать нормальной пищи, он рано или поздно будет есть отбросы, если духовную жажду не утолять - люди начнут поклоняться деньгам, государству, разным бредовым идеям, поэтам, художникам, артистам, певцам, спортсменам, кому угодно, и, в конце концов, расстанутся не только с верой, но и с человеческим обликом вообще. Потому что нравственные законы и законы естества даны одним Творцом.

Работы не было. Огюст уезжает в Брюссель, где он занимается тем, что называется ширпотребом: ангелочками, херувимчиками, статуэтки… Но это продается, и у него появляются деньги, которые можно послать домой. В самом Париже идут уличные бои. Голод пострашнее, чем во время немецкой осады. Не осталось ни кошек, ни собак. Потом начались расстрелы коммунаров. В конце этого страшного 71 года умерла мать. Роден едва не слег от горя, узнав, что ее похоронили в общей могиле. Отец тяжело болел, и разумная тетя Тереза решила, что лучше потратить им деньги на того, кто жив.

К этому времени вся Бельгия уже наводнена его неподписанными работами. Но больше так продолжаться не может. Он бросает все и едет в Амстердам. А потом, на последние деньги, была Италия. Огюст бродил по Флоренции. Вот дом Данте, вот храм, где он молился, вот улица, по которой ходила Беатриче. Вот "Давид"… Через три дня он лежал на полу Сикстинской капеллы и улыбался. Если Микеланджело писал, лежа на спине, значит, его творение надо рассматривать именно так. Он готов был проползти по всему полу, если бы не острые каблуки других посетителей.

В 1877 году он возвращается в Париж и приступает к созданию скульптуры Иоанна Крестителя. Он торопится, лепит правой и левой рукой до тех пор, пока не падает натурщик. Он уверен, что это будет его первой настоящей работой. Потому, что он сам уже «спешит через бесконечную пустыню принести людям веру».

Родена много раз оплевывали, осмеивали, унижали. Иногда он приходил к абсолютной уверенности, что его не поймут. «Да, это слишком тонко: рассуждать о «Божественной комедии» в стране, которая пролила реки крови, пытаясь утвердить вместо христианства культ некоего абстрактного «разума», и до сих пор не отошла от этого дурмана».

Врата ада. Огюст Роден

В итоге он решил изготовить фигуру Данте отдельно от «Врат», увеличить до размеров человеческого роста и переименовать… Наверное, эту мысль Огюст впервые услышал от отца Пьера, которого позднее Западная Церковь причислила к лику святых. «Мы созданы по образу Божию, и, значит, можем немного представить себе Его. Больше всего нас роднит творчество (Рука Творца) и вера. Только, человек верит в Бога, а Бог верит в человека, что гораздо трудней. И еще нас объединяет Мысль: в Ветхом Завете Она названа Софией - Премудростью. В Евангелии - Логосом - Знанием, Словом, Христом».

В 88 году, когда от начала работы над "Вратами" прошло уже 8 лет, в мастерскую Родена пришел государственный чиновник. Он хотел понять, куда ушли 25 тысяч 700 франков, уже выплаченных за работу вместо четырех тысяч, обещанных вначале. Его удивленному взору предстали лишь сотни разбросанных деталей. - Министерство хочет, чтобы заказ был выполнен в следующем году. Мы хотим показать "Врата" на Всемирной выставке! Она будет одной из самых блестящих в нашей истории. Мы сооружаем в честь нее Эйфелеву башню, празднуется столетняя годовщина революции и штурма Бастилии. "Врата" станут патриотическим памятником! - Спасибо, это для меня большая честь, но на работу уйдет еще несколько лет… и потом, разве уже построен Музей декоративных искусств? Нет здания, нет и двери! Вместо нескольких обещанных, на работу ушло 37 лет, и только смерть помешала скульптору ее продолжить. «Ну да! Я всегда был не в ладах со сроками, потому что, работая, никогда не думаю о времени. Закончу ли я когда-нибудь эту дверь? Это маловероятно». Впрочем, под конец это были уже только доработки и бесконечные изменения в поисках совершенства. Но главное уже было сделано. Отлитый отдельно от «Врат» и показанный на салоне 1909 года, «Мыслитель» уже начинал свое триумфальное шествие по миру.

«Мыслитель» Огюста Родена
Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.

Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».
Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.
Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Огюст Роден - великий французский скульптор.
Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо – мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).
Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена.
«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже.
После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Скульптура «Мыслитель» Родена является одной из самых узнаваемых в мире, причем не только в среде ценителей искусства, но и среди людей, далеких от него. Гениальный мастер исключительно с помощью позы смог передать настроение и состояние своего персонажа. Сейчас скульптуру можно увидеть не только в Париже, ее многочисленные копии выставлены в главных музеях мира.

Об авторе

Французский мастер Франсуа Огюст Рене Роден является одним из основоположников современной скульптуры. Он появился на свет в Париже 12 ноября 1840 года. После окончания учебного заведения École Gratuite de Dessin он неоднократно пытался поступить в Школу изящных искусств. В молодости он зарабатывал на жизнь, выполняя работу декоратора, а большинство известных работ, в том числе и скульптуру «Мыслитель», Роден создал уже в зрелом возрасте.

В 60 лет скульптор стал знаменит, он выполнял заказы самых богатых и знаменитых персон своего времени, среди которых были Бернард Шоу, Жорж Клемансо, химик Марселен Бертло и президент Аргентины. В 1914-1915 гг. он создает бюст папы Римского Бенедикта XV. Высокий заработок позволил Родену организовать свою собственную мастерскую и нанять в качестве ассистентов молодых талантливых скульпторов, в числе которых были Антуан Бурдель, Аристид Майоль.

Роден умер в возрасте 77 лет в 1917 году от воспаления легких на своей вилле в Медоне, оставив по завещанию все свои работы и рукописи государству.

Творческий метод и стиль

Основной мотив, прослеживающийся в творчестве Родена, - это изображение человеческой фигуры в движении. Стремясь передать его, он рассматривал скульптуру не как статичный объект, а как определенный центр движущихся масс. Академическая традиция данного вида искусства диктовала определенные правила, в частности о том, что голова фигуры должна быть расположена либо прямо, либо выравниваться по линии опорной ноги. Одним из первых, кто нарушил эту догму, был Огюст Роден. «Мыслитель» со своей уникальной композицией и техникой является лучшим доказательством новаторства его автора.

Роден не пользовался услугами профессиональных натурщиков. Он нанимал обычных людей, причем зачастую для отработки определенного движения они просто ходили перед скульптором в обнаженном виде, а он в это время делал наброски из глины и рисовал их.

Вторая главная особенность роденовской скульптуры - это ее эмоциональность. Все его персонажи охвачены чувствами (горе, отчаяние, боль, любовь), и он добивался максимальной убедительности при отображении этих состояний. Роден говорил о том, что его «Мыслитель» думает не только мозгом, о чем свидетельствуют нахмуренные брови, сжатые губы и расширяющиеся ноздри, но и всем телом, каждым мускулом спины и ног, рук.

Композиция «Врата ада»

В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» - это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.

Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте. В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них - это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».

Описание скульптуры

Первоначально автором была создана небольшая скульптура, имевшая высоту около 76 см. Она предназначалась для экспозиции в музее «Врата ада». Работа над ней длилась два года (1880-1882 гг.), и только в 1902 г. была создана статуя в полный человеческий рост.

Невероятная реалистичность - это то, чем в первую очередь впечатляется зрителя «Мыслитель». Роден создал его из бронзы в натуральную величину. Скульптура размещена на каменном постаменте и представляет собой обнаженную мужскую фигуру. Являясь поклонником творчества Микеланджело, автор выполнил свою работу в лучших традициях стиля знаменитого итальянца. Размер статуи в высоту составляет около 181 см. Обнаженный мужчина сидит на скале, опершись локтем о колено. Вся его фигура отражает глубокую задумчивость.

Где можно увидеть скульптуру?

Впервые публике «Мыслителя» представили в 1888 г. в Копенгагене. Увеличенную в полный рост копию Роден выставил в салоне в Париже в 1904 г. Спустя два года бронзовую скульптуру установили в Пантеоне. Как заявил на открытии Роден, «Мыслитель» (фото можно увидеть в статье) - это памятник французским рабочим, что не совсем увязывается с изначальной идеей работы. После смерти автора скульптура в 1922 году была перенесена в музей его имени в Отеле Бирон, где находится и поныне.

Копии «Мыслителя»

Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.

Модель для скульптуры

Вершиной творчества французского скульптора принято считать именно скульптуру «Мыслитель». Роден с блестящим мастерством передал не только внутренние терзания персонажа, но и красоту атлетически сложенного тела. Не нужно быть большим знатоком анатомии, чтобы понять, что пластика мышц и пропорции просто идеальны. В качестве модели Роден пригласил малоизвестного французского боксера Жана Бо, который зарабатывал себе на жизнь в основном выступлениями в квартале "красных фонарей" в Париже. Именно с него скульптор создавал героя, наделенного физической мощью. Впрочем, Жан Бо, фото которого вы видите выше, позировал не только для данной работы, но и для некоторых других.