Названия направлений в уличных танцах. Список современных танцев для девушек с рекомендациями по выбору и обучению

Виды танцев преподаваемых в клубе и вообще

Самба (Samba)

Бразильский танец в двудольном размере; в расширенном значении слово «самба» прилагается ко всем танцам бразильского происхождения. Существует два разных типа самбы: деревенская самба, для которой типично острое синкопирование, и городская самба в более сглаженном ритме. Самба Кариока (carioca - одно из наименований жителя Рио-де-Жанейро) является стилизованным городским танцем. В профессиональную музыку самба была введена Э. Вила-Лобосом и Камарго Гуарньеро.

Ча-ча-ча (Cha-cha-cha)

Танец, использующий ритмическую структуру мамбо или румбы, впервые был исполнен Кубинским оркестром «Америка» в 1953. Основная тактовая схема - медленно, медленно, быстро, быстро, медленно и три последних ритмических доли, соответствующих слогам «Ча-ча-ча». В первых записях танца на пластинки он назывался мамбой. Ритмический раздел постепенно разрастался, и танцовщики приспособились к новому медленному ритму, удваивая размер на счет 4 и 1 и заменив легкие движения бедер тремя па; по прошествии четырех лет первоначальная жесткость модели была преодолена, и три па стали исполнять с типично кубинским качем в бедрах.

Как и в большинстве латиноамериканских танец, обаяние Ча-ча-ча - не в замысловатости движений, а в их изяществе и естественности.

Румба (Rumba)

Современный кубинский танец афроамериканского происхождения. Румба исполняется в четырехдольном размере, причем ритмический рисунок изменяется чуть ли не в каждом такте; в целом же для ритмики румбы характерны синкопирование и повторы.

В кабаках Гаваны Румба часто исполняется под аккомпанемент ансамблей, использующих подручные материалы - например бутылки, ложки, горшки. Основная тема Румбы обычно восьмитактовая, в ней преобладает ритмическое начало, в то время как текст и мелодия находятся на втором плане. Румба вошла в эстрадную американскую музыку в 1930 гг.

Джайв (Jive)

Джайв зародился в 19 веке на юго-востоке США, причем одни считают, что он был негритянским, другие - что это военный танец индейцев-семинолов. Судьба перевоплощений этого танца бесконечна: от Регтайма к Свингу в 1910-х, к Линди-Хоуп уже в 1920-х, к Джегбергу в 1930-40-х, к року, буги в 1950-х, и, наконец, от Би-Боп уже современная версия Джайва. Один из вечно модных танцев, не оставляющий никого безразличным.

Очень сильное влияние на Джайв оказывает такие танцы как Рок’н’Ролл и Джатербаг. Джайв иногда называют как Шестишаговый Рок’н’Ролл. Джайв - очень быстрый, потребляющий много энергии. Это последний танец, который танцуют на соревнованиях, и танцоры должны показать, что они не устали и готовы исполнить его с большей отдачей. Самый быстрый из всех бальных танцев.

Пасодобль (Pasadoble)

«Пасодобль» в переводе означает «двойной шаг». Хотя Пасодобль тесно ассоциируется с Испанией, в нем много французских терминов, и это, как отмечают некоторые специалисты, напоминает о том, что первоначально Пасодобль был французским танцем. Воинственный, сдержанный ритм Пасодобля, несомненно, родственный фламенко, покорил всю Испанию, страну, в которой коррида считается самой древней и истинной традицией народа.

Испанская культура всегда предпочитала вкус смерти, вызова и риска. Частично Пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша - его плащ или мулету (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда - второго тореро, и совсем редко - быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo) , которая обычно проходит под аккомпанемент Пасодобля.

Конкурсный Пасодобль технически очень сложен для исполнения. Музыка состоит из трех основных акцентов (тем). Первый акцент делится на вступление (ложный акцент) и основную часть. Чаще всего третья тема является повторением первой. На соревнованиях по спортивным бальным танцам чаще всего исполняются две первые темы. Однако, помимо конкурсной, существует и общедоступная форма этого танца, широко распространенная в Испании, Франции и Латинской Америке. Именно такой Пасодобль танцуют в многочисленных клубах и танцевальных центрах во всем мире.

Медленный вальс (Slow Waltz)

Свое начало взял в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen - «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы - лендлеры , которые вошли в моду ок. 1800. Немецкие танцы встречаются у Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Первое упоминание о, собственно, вальсе относится примерно к 1770. Сначала этот танец вызвал сильное сопротивление как блюстителей нравственности, так и танцмейстеров. В течение некоторого времени вальс существовал в рамках английского Кантри-Данс (контрданс), но вскоре обрел независимость и вышел на первое место среди бальных танцев, популярных в Вене, Париже, Нью-Йорке.

Венский вальс (Viennese Waltz)

Хотя Вальс имел огромный успех и производил настоящий фурор при многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к Вальсу было весьма осторожным - на балах в самой Вене вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими. Но остановить вальс было уже невозможно, и, когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс - чарующий, волшебный, блестящий. Именно тогда вальс приобрел свою специфическую особенность - акцентированный ритм, который сделал этот танец более элегантным и более романтичным.

Танго (Tango)

Танго - это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов, имеющий долгую историю. С созданием первых «sociedades de negros» в начале 19 века в Буэнос Айресе и Монтевидео словом «танго» стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. То, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в эмигрантских кругах на Рио-де-ла-Плата с середины 19 века. В портах Буэнос Айреса и Монтевидео различные культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы, появилось известное нам танго.

Квикстеп (Quickstep)

Квикстеп (Фокстрот) - по происхождению быстрый танец в двудольном размере, исполнявшийся несколько медленнее, чем Уан-степ , вслед за которым Фокстрот и приобрел популярность в США ок. 1912. После Первой мировой войны, в связи с распространением в танцевальной музыке «джазового стиля», термин «Фокстрот» стали относить к любой похожей на джаз танцевальной музыке в двудольном размере (кроме латиноамериканских танго и конги). В 1920-е годы были популярны разные, быстро сменявшие друг друга, виды Фокстрота, среди которых можно выделить Чарлстон и Блэк-боттом.

Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot)

В начале 1930-х годов появился более спокойный Слоу-фокс («Медленный Фокстрот»). Своей популярности он достиг в 40-х годах ХХ века. Мелодии, которые написали Фрэнк Синатра, Глен Миллер и многие другие музыканты, стали настоящей классикой. Характерные шаги в Медленном Фокстроте - длинные и скользящие. Ритм танца - меньше 30 тактов в минуту.

Мамбо (Mambo)

На Гаити «mambo» - это жрец вуду, для сельских жителей - судья, врач, предсказатель, духовный наставник и организатор танцевальных забав.

Однако на Гаити танца c таким названием не было. Впервые подобные танцы появляются на Кубе, где имелись большие поселения гаитян. Изобретение мамбо приписывают Пересу Прадо (Perez Prado), исполнявшем его в ночном клубе La Tropicana в Гаване в 1943. В Нью-Йорке танец сначала появился в New York’s Park Plaza Ballroom - любимом зале негритянских танцоров из Гарлема. Мамбо произвело фурор и в других клубах в 1947 - в Palladium и других известных местах, типа The China Doll, Havana Madrid and Birdland.

Измененная версия «Мамбо» (первоначальный танец, который танцевал Прадо, был сильно упрощен - выкинуто большое количество акробатических элементов) была представлена публике в танцевальных студиях, курортных отелях, в ночных клубах Нью-Йорка и Майами. Успех был полным! Счастливых танцоров мамбо стали нежно называть «Mambonicks» . Повальное увлечение мамбо не было долгим, сегодня мамбо на Западе - просто один из популярных латиноамериканских танцев. Преподаватели пришли к мнению, что этот танец - один из наиболее трудных, по технике и музыкальности.

Меренге (Merengue)

Латиноамериканский танец доминиканского происхождения, принятый также в США. Двигаясь в двудольном метре, танцующие подчеркивают первую долю прогулочным шагом, а на счет «два» делают движение вовнутрь прижатыми друг к другу коленями. Веселая, слегка синкопированная мелодия танца состоит из двух периодов по 16 тактов в каждом. Типичный меренге состоит из вступления (jaseo) и интерлюдий (jaleo) .

Сальса (Salsa)

Стиль латиноамериканской музыки, в переводе означающий «соус», с индейскими, испанскими и африканскими ингредиентами. Термин «Сальса» придумал в 20-е годы Chano Pozo, кубинский перкуссионист, эмигрант первой волны в Америку с Кубы. Бум Сальсы наступил в 70-годы, когда в США, в Африке и Латинской Америке стали проводиться огромные сальса-фестивали, собиравшие стадионы, и было записано огромное количество CD. Нью-Йорк сразу сделал Сальсу более коммерческой и, благодаря мощным вещательным радиостанциям нью-йоркских звукозаписывающих компаний и активному распространению СD, до нас доходит именно этот продукт. Коренная латиноамериканская Сальса более теплая и у нас не такая популярная.

Хастл (Hustle)

В переводе с английского означает «сутолока, толкотня». Парный танец, основанный на импровизации и «ведении».

Прародителем Хастла (точнее, всех его версий, исполняемых на три и шесть счетов) следует считать латиноамериканский Хастл. Жизнь ему подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского штата Флорида цыган и латиноамериканцев (преимущественно - кубинцев). Пытаясь приспособить собственные навыки в области танца (исходным материалом служили Сальса и свинг Западного побережья) к совершенно им не соответствующим, но безумно популярным в начале 1970-ых годов ритмам Диско, танцоры создали уникальный прецедент - танец, в котором в четыре доли такта исполняются три движения (латиноамериканский Хастл исполняется на шесть счетов «раз-два-и-три-четыре-пять-шесть» - 1-2-&3-4-5-6). Получившийся танец первое время был известен под названием Диско-свинг («disco swing»), а в Нью-Йорке его считали вариацией свинга Западного побережья и продолжали называть «West Coast Swing».

Форро (Forro)

Форро (или Фохо) - бразильский народный и социальный парный танец, приобретший свою наибольшую популярность после Второй Мировой войны. По одной из версий forró происходит от слова forrobodó , означающего большую шумную вечеринку или «шум, гам, возбуждение». Согласно другой версии слово forró происходит от английского выражения «for all» (для всех - англ.). Английские инженеры при строительстве Великой западной железной дороги (Great Western Railroad) устраивали танцы по выходным как для своего персонала, так и для населения в общем («for all») . Также существует третья версия: слово произошло от числа локомотивов, которые использовали английские инженеры, утрамбовывая рельсы железной дороги, «40» или «Four-oh» , упрощённое бразильцами до «forró ».

В танце Форро выделяют три основных ритма: медленный (xote) , оригинальный (baiao) , быстрый (arrasta-pe) . Медленный ритм xote считается базовым стилем всего Форро. Он достаточно примитивен и легок в исполнении. За счет медленного темпа хараткерные повороты влево и вправо легко осваиваются даже новичками. Ритм baiao берет за основу xote , но с некоторыми дополнениями. Так в baiao повышается темп танца, и добавляются раскачивания. Чтобы справиться с возросшим ритмом танцоры делают меньше перемещений по танцполу. Последний ритм arrasta-pe представляет собой очень быстрый xote . В зависимости от региона Бразилии Форро может быть представлен еще в нескольких танцевальных ритмах: xaxado, coco, embolado .

Родоначальником современного Форро является бразильский аккордеонист, композитор и певец Луис Гонзага (1912-1989) . Огромное влияние на формирование современного танца Форро оказала Сальса. Именно благодаря ей в Форро появились вращения танцоров и многочисленные повороты. Наибольшей популярностью танец пользуется на северо-востоке Бразилии.

Аргентинское танго (Argentine Tango)

Танго родилось в конце XIX века в разросшихся кварталах трущоб Буэнос-Айреса. Здесь, в перенаселенных и захудалых городских жилищах встретились культурные традиции стран всего мира. Сюда стекались солдаты, уставшие от затяжных гражданских войн, обездоленные крестьяне, потомки африканских рабов, иммигранты из Европы. Подавляющее большинство вновь прибывших составляли мужчины. Страдая от одиночества на чужбине, они собирались в портовых барах. Национальные мелодии смешивались, создавая запоминающиеся звуки танго. Сначала появились музыка и танец. Стихи появились позже.

Со временем танго стало завоевывать популярность среди рабочего класса Буэнос-Айреса. В начале XX века к уникальному звуку бандонеона добавились звуки гитары, флейты и скрипки. Появились оркестры, исполнявшие танго. Оно стремительно набирало популярность, и только высшее общество не признавало новой музыки.

В начале XX века танго появилось в Европе. Его дебют в Париже явился настоящей сенсацией. Кто-то сразу стал его страстным поклонником, кто-то - противником. Попытки остановить популярность этого чувственного танца с его прикосновениями бедрами и переплетениями ног не имели успеха. Для Европы этот танец превратился в повальное увлечение.

В 40-е годы XX века танго пользовалось огромной популярностью. После установления в Аргентине военной диктатуры танго всячески преследовалось и долгие десятилетия находилось под запретом. Сегодня, говоря об Аргентинском танго, подразумевают танцы: Танго-салон, Танго-вальс и Милонгу.

Милонга (Milonga)

Милонга - танец аргентинского происхождения, вместе с испанской Хабанерой является предшественницей Аргентинского танго. Музыкальный размер Милонги - двудольный, темп подвижный. Отличительная черта - синкопированный ритм, характерный также для креольского танго. Текст песни Милонга имеет обычно лирическое или шуточное содержание.

Милонга танцуется как быстрый, жизнерадостный и озорной танец с быстрым линейным продвижением. Имеется несколько стилей исполнения Милонги: Милонга-лиса - технически относительно простая, с ритмом один шаг на такт; Милонга-траспи - относительно новый стиль, характерный большим числом прерванных шагов, ускорений и т. п. приемов, исполняемых на скорости удвоенной (учетверенной) по отношению основному ритму или с синкопированием. Реже применяется замедление по отношению к основному ритму. Высокая скорость танца порождает заметные отличия от танго в технике передвижения и парного взаимодействия.

Наибольшую популярность песня Милонга приобрела во второй половине 19 века. Милонга-танец появился в последней трети 19 века как уличный танец бедных кварталов Буэнос-Айреса. В начале 20 века танцевальная форма Милонги слилась с Танго.

Диско (Disco)

Диско танцы появились в середине 70-х годов. Их простота, легкость обучения, удивительная бодрость - все это создало такую популярность, которая актуальна и по сегодняшний день. Мелодия «Танцуй хастл - Do hustle» вышла после знаменитого фильма «Лихорадка в субботу вечером». Звезда Голливуда Джон Траволта, популярнейшая группа Bee Gees, простые и мелодичные мелодии вознесли диско-ритмы и танцы на вершину популярности. Мигающий свет, зеркальные стены, громко пульсирующий ритм, высокая мода и многое другое сделали Диско танец наиболее желанным во все мире.

Сам танец Диско был предельно прост и эротичен - в отличие от акробатических трюков Рок-н-ролла, классических движений твиста и свинга, которые уже к этому времени превратились в «танцы для предков», никаких особых навыков для того, чтобы танцевать Диско не требовалось - надо было просто хорошо чувствовать ритм. Это Диско первый бросил клич «Just move your body»!

В Европе это направление известно как disco-fox (в Германии) и disco-swing (в Швейцарии), а в Америке как disco-hustle .

Хип-Хоп (Hip-Hop)

Hip-Hop-вечеринка, R’n’B-party, MTV-style - вам знакомы эти названия? Огромное количество танцевальных школ обучают очень популярному на сегодняшний день стилю хип-хоп. Но, пожалуй, далеко не все могут ответить на вопрос - а откуда же появилось это танцевальное направление?

«Предком» танцевального Хип-Хопа является африканский джаз (в переводе - импровизация), а первыми исполнителями - афроамериканцы. Афро-джаз существует и по сей день как отдельное танцевальное направление. Но если рассматривать Афро-джаз как этнический танец, то изначально он представлял собой ночные гуляния и пляски у костра чернокожих племен. Можно сказать, что Хип-Хоп - это уличный стиль, тесно перекликающийся с так называемым Street jazz (уличная импровизация). Как и любой другой стиль танца, Хип-Хоп (а значит и R’n’B) - это не только танец, но и стиль одежды, стиль поведения, стиль жизни.

R&B

Стиль R’n’B пришел к нам из негритянских кварталов Латинской Америки. R’n’B вечеринки сейчас самые модные не только на Западе, но и у нас. Самыми яркими представителями R’n’B ритмов являются такие личности как J. Timberlake, Five, J. Lopez, B. Spears и другие. R’n’B достаточно тяжело выделить в определенный стиль в танце, прежде всего это смесь hip-hop, locking, pops и funk . Направление, очень популярное среди современной молодежи, впервые появилось в Америке в негритянских кварталах. Сейчас R’n’B танцуют в самых продвинутых Европейских клубах. Вы еще не умеете?

C-Walk

Crip Walk или C-Walk - это танец, который возник в начале 1990-ых годов в бедных районах города Комптон, штат Калифорния. Корни этого танца берут начало в Южном Централе, районе города Лос-Анджелес, где в начале 80-ых и была заложена его основа, превратившаяся в основной элемент ип-хоп танцев конца 90-ых годов.

Изначально, члены банды «Crips» использовали движения ног для того, чтобы визуально изобразить своё имя или какое-нибудь другое слово из арсенала Крипс. Также многие банды Крипс используют C-Walk для посвящения новых членов банды.Обычно C-Walk исполняют West Coast Gangsta Rap и G-Funk исполнители, впервые мейнстрим увидел C-Walk в конце 80-ых годов, когда рэппер Ice-T исполнил его на сцене перед камерами. Позже, рэппер WC также стал использовать C-Walk в своих клипах, но в отличие от Ice-T, WC явно давал всем понять, что это не танец. В одной из композиций он произнёс следующее - «гангстеры не танцую», то есть, WC использовал C-Walk только для того, чтобы показать свою любовь другим членам «Crips» (как известно WC являлся членом банды «111 Neighborhood Crips»).

Паппинг (пап; от англ. Poppin" - быстрое сокращение и расслабление мышц) - стиль танца, создающий эффект резкого вздрагивания в теле танцора. Танцор, исполняющий паппинг, называется паппером. Паппинг в России долгое время неверно назывался «верхний брейк-данс». Также под названием паппинг объединяется ряд родственных стилей, среди которых: Waving - его основу составляют волнообразные движения тела; Gliding , самое известное движение из которого - знаменитая «лунная походка» Майкла Джексона; а также King Tut и Finger Tut (в которых танцор строит фигуры из рук или из пальцев), Puppet («танцы кукол» - все движения танца выполняются так, как это делает марионетка на нитках), Slow Motion (танец в замедленном стиле) и другие.

Танец появился во Фресно (Калифорния) в 70-х годах ХХ в.; частично этому способствовал локинг. Как и другие уличные танцы, паппинг часто используется в баттлах, призванных доказать своё преимущество перед другими танцорами на публике. Для Паппинга характерна фанковая музыка, с чётким темпом и акцентом на удар/хлопок.

Клубный танец

Включает в себя такие направления как Electro, House, Trance, Tecktonik.

Тектоник - своеобразное танцевальное движение XXI века, в котором объединяются элементы jumpstyle, хип-хопа, локинга, поппинга, техно и других направлений.

Strip-dance

Под этим названием понимается не сам стриптиз, а искусство танца, подходящего для исполнения стриптиза. Поэтому Strip-dance - это не один определённый танец, а множество разнородных направлений, объединённых в одну группу не по принципу стиля, а по принципу его «функциональных» возможностей.

Гоу-гоу

Гоу-гоу - это стиль эротического танца, отличающийся от стриптиза тем, что танцоры во время танца не раздеваются.

Хакка

Хакка зародился в Нидерландах, в 90-х годах XX века как атрибут молодежной субкультуры габбер (хардкор)

Джампстайл

Джампстайл - это танцевальный стиль, название которого происходит от английского слова прыжок. Люди танцуют под энергичную электронную музыку, причём каждый танцор в ритм музыки, но на свой манер совершает движения, похожие на прыжки. Танцоры не должны касаться друг друга. Приветствуются несинхронные прыжки разными танцорами

Джампстайл распространился в Европе уже в XXI веке, в основном в Нидерландах, Бельгии, Франции и Германии.

Шаффл

Мельбурн шаффл, как следует из названия зародился в Австралии в конце 80-х годов XX века. В основе танца лежит быстрые джазовые движения (стэп), но они выполняются на «современный» лад, и танцуются под различные стили электронной танцевальной музыки.

DnB step

Drum and Bass step - уличный танец, появившийся в молодежной субкультуре драм-н-бэйс, и основан на элементах брейк-бита и хип-хопа. DnB dance исполняют в кроссовках на плоской подошве и в штанах, не сковывающих движений.

Основной акцент при исполнении этого вида танца делается на движении ног (так называемые «финты» ногами): чередование «носок - пятка, носок - пятка», махи вперёд и в стороны, скрещивание ног; повороты и полуповороты на пятке, на носке и в воздухе на 180, 360 и более градусов.

Сквэр данс

Сквэр данс - это народный танец, появившийся в США. Па, принятые в сквэр дансе, пришли в него из традиционных народных танцев, привезенных в Штаты эмигрантами из Европы: морриса, кантри и кадрили. Сквэр данс популярен во всём мире, в том числе в последние годы и в России.

Хип-хоп

Хип-хоп - это танец и культурное направление, появившееся в конце 70-х голов XX века в рабочих районах Нью-Йорка и имевшее яркую социальную направленность. Это уличные танцы с помощью которых рабочая молодёжь Нью-Йорка пыталась протестовать против неравенства и несправедливости, против власть предержащих. Однако в последнем десятилетии XX века, хип-хоп в значительной степени потерял свою социальную направленность и стал просто модной частью музыкальной индустрии.

Одним из направлений хип-хопа является брейк-данс.

Crip walk (C-walk)

Crip walk - это стиль современного уличного танца, основанный на виртуозной импровизированной работе стоп. Этот вид танца зародился в 1970-х годах в Лос-Анджелесе.

Поппинг

Поппинг (или правильнее - паппинг) - это стиль танца, в основе которого техника быстрого сокращения и расслабления мышц так, чтобы вызвать толчки в теле танцора. Это выполняется непрерывно в ритме музыки и сочетается с различными движениями и позами. В России некоторое время этот танец неверно именовался как «верхний брейк-данс». Паппинг также обозначает группу родственных стилей. Паппинг является одним из основных стилей уличных танцев, по которым проходят соревнования.

Хастл

Благодаря простоте исполнения хастла, он очень популярен в самых широких слоях общества. Однако некоторых усилий освоение хастла всё-таки требует. Специализированная школа танцев хастл является лучшим местом для получения начальных навыков танца и приобретения основ импровизации.

Хастл - группа парных танцев, основанных на импровизации и «ведении». Этот вид танца исполняется под музыку в стиле диско популярную в 1980-х годах: диско-фокс, диско-свинг и собственно хастл.

Характеризуется простотой исполнения, не требует долгого обучения и требует совсем немного практики, чтобы хорошо танцевать смог практически кто угодно.

Разумеется, спортивный хастл, исполняемый профессиональными танцорами требует существенно большей подготовки.

Одно из самых интересных соревнований - хастл джек-н-джилл - формат соревнования по хастлу, в котором соревнующиеся пары получены случайным образом. Эта номинация наиболее ярко проявляет возможность социального импровизационного танца.

Шоу-хастл - это танец, основанный на элементах хастла, но имеющий свой сюжет

Ледис-хастл - исполняется двумя партнёршами.

Дабл-хастл - исполняется тремя танцорами, как правило: одним партнёром и двумя партнёршами.

Виды танцев начала - середины XX века

Свободный танец

Свободный танец возник в начале ХХ века как отрицание строгости балетного искусства и стремление соединить жизнь и танец.

На основе свободного танца в последствии зародились такие направления, как модерн, джаз-модерн, буто, контемпорари и даже контактная импровизация.

Свободный танец - это не только высокое искусство, но и особое мировоззрение, основанное на идеях Ницше, в которых танец олицетворял свободу, а танцоре представлялся как воплощение раскрепощенного творческого духа. Основатели свободного танца, среди которых была Айседора Дункан, мечтали о трансформации жизни, о новом органичном человеке, о женщине будущего как обладательнице «возвышенного разума в свободном теле». Сторонники философии свободного танца искали источник перерождения человека в природе, в освобождению человека от современной цивилизации.

Танец модерн

Танец модерн зародился в США и Германии в начале ХХ века и позиционировался как замена традиционным балетным формам. Этот вид танца быстро завоевал популярность и вытеснил другие варианты, такие как свободный танец.

Общей идеей, вокруг которой развивались различные направления танца модерн, было желание создать новую современную хореографию, отвечавшую эстетическим потребностям человека XX века. Однако, на практике полностью отказаться от традиционных балетных форм оказалось не возможным.

Контактная импровизация

Контактная импровизация - это одна из форм свободного танца. Как следует из названия, танец представляет собой импровизацию, основанную вокруг точки контакта с партнёром.

Буто

Буто - современный японский танец. Само название переводится как танец темноты.

Латиноамериканские танцы

Самба

Самба - бразильский танец, возникший в результате слияния традиционных африканских танцев, которые привезли с собой невольники из Анголы и Конго, и португальских танцев, привезённых завоевателями Южной Америки. Самба танцуется под характерный ритм, барабанов и марак, и имеет обычно 50-52 такта в минуту. Самба - один из танцев, который входит в латиноамериканскую программу бальных танцев.

Бачата

Бачата - музыкальный стиль и танец, зародившийся в Доминиканской Республике и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна. Музыкальный размер - 4/4. Музыка характеризуется умеренным темпом; а тексты песен повествуют о жизненных невзгодах и страданиях неразделённой любви.

Мамбо

Мамбо - музыкальный стиль и танец, зародившийся на Кубе и получивший широкое распространение в других латиноамериканских карибских странах. Название «мамбо» произошло от имени бога войны, которому в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец. Современная форма Мамбо появилась в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза.

Сальса

Сальса - популярный современный танец из США и Латинской Америки. Сальсу можно танцевать парно или группами. Танец зародился в 1970-х годах, а в декабре 2005 года в Лас-Вегасе было впервые проведены общемировые соревнования по сальсе - World Salsa Championships.

Zouk (Зук)

Зук - танцевальная ритмичная музыка, появившаяся на французских островах карибского бассейна. Zouk переводится как «праздник» или «фестиваль». Музыка наиболее популярна в странах, где сильна французская культура: в самой Франции, в Канаде, в некоторых африканских странах.

Ламбада

Ламбада - вид танец,ставший сверхпопулярным в конце 1980-х-начале 1990-х во всем мире, благодаря одноимённой песне французской группы Kaoma.

Фламенко

Фламенко - традиционный музыкально-танцевальный стиль юга Испании, характеризуется слиянием музыкального сопровождения, пения и танца. Имеет несколько десятков разновидностей. Музыкальные сопровождение включается в себя как правило гитару, ритмичным битьём в ладоши и кастаньетами.

Пачанга

Пачанга - латиноамериканский танец, отличающийся синкопированным ритмом и движениями. Музыка этого стиля исполняется в основном оркестрами-чарангами.

Балет

Балет - вид традиционного сценического искусства, связывающего между собой музыку и танец. Балет основывается на классическом и характерном танце, с помощью которого актёры разыгрывают пантомиму, передавая чувства и взаимоотношения героев. Современный балет использует также элементы гимнастики и акробатики.

Обычно балет содержит сюжет, драматургический замысел, либретто. Но иногда бывают и бессюжетные балеты.

Бальные танцы

Бальные танцы - группа парных танцев, в современном обществе - фактически вид спорта. Благодаря зрелищности, очень популярный вид спорта. Делится на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую. Европейскую программу составляют медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). Латиноамериканскую - самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

| Классические танцы: какие их основные виды?

Танцы - это вид искусства, которому необходимо обучаться. И независимо от того, будет это вальс, зумба или какое-то более современное направление, никак не получится сразу производить движения правильно. Лучше всего записать своего ребенка в студию, где предлагаются танцы для начинающих, так как там быстро научат выполнять различные упражнения. Основой хореографии как раз является классический танец. В эту категорию входит и балетное искусство. Здесь правильные движения отрабатывались не один десяток лет.

Иногда возникает вопрос: а зачем заниматься старым, когда существует множество более современных направлений? Причем, предлагается до сотни различных стилей: хип-хоп, шаффл, поппинг, гоу-гоу и т.д. Но необходимо помнить, что все новое берет свое начало именно из классических танцев, основа которых заложена еще несколько столетий тому назад. Только в классике можно постичь самые изящные движения своего тела: рук, ног, корпуса, головы. Все эти движения постоянно совершенствовались, и сегодня даже существуют специальные правила, как их выполнять.

Благодаря классическим танцам развивается гибкость, координация движений. Это позволит укрепить опорно-двигательный аппарат, даст возможность научиться управлять своим телом. Движения при ходьбе станут красивыми и элегантными, поэтому даже на улице станет сразу же заметно, кто занимается танцами. Обычно считается, что классическая хореография - это балет. Этот стиль очень сложный и у взрослого человека вряд ли получится научиться выполнять движения. Поэтому родители отдают детей в школы классического танца еще в раннем возрасте.

Бальный танец - это гармония движений и музыки. Здесь четко прописаны все шаги и движения. Надо следить за своей осанкой, положением своего корпуса. Под конкретное исполнение выбирается как музыка, так и костюмы. Но необходимо учитывать и то, что балет бывает разным:
- классическим;
- романтическим;
- современным.
Поэтому родители должны сразу же определиться с тем, какому бальному танцу должен обучаться ребенок.

Но к классическим также относятся и бальные танцы. Их существуют разные направления, но все они делятся на две общие категории:
- европейские;
- латиноамериканские.
В европейскую категорию входит вальс, танго, фокстрот, а также квикстеп. А вот в латиноамериканской категории классических танцев немного больше, но самыми основными являются такие: самба, румба, джайв, ча-ча-ча и пасодобль. Если балетом желательно начинать заниматься в раннем возрасте, то для классических танцев нет никаких возрастных ограничений, и начинать обучаться можно в любом возрасте.


Под понятием чартер мы подразумеваем нерегулярные авиаперевозки, которые будут производиться в зависимости от заявки клиента, который арендовал весь самолет или его часть

Стрит-данс – это модно! Но что это такое? По сути, это объединение различных стилей, которыми обычно пользуются на улице, во дворе, в клубе, на дискотеке или вечеринке, то есть не в хореографическом зале. Уличные танцы включают хип-хоп, дабстеп, электро, брейк, локинг – это далеко не полный список того, какие бывают их виды. Это искусство обожают современные дети: они копируют популярных исполнителей, клипы которых выкладываются в интернет или крутят на музыкальных каналах по телевидению.

Модные направления стрит-данс или уличные танцы возникли в США примерно в середине 70-х годов прошлого века. Первыми их начали практиковать молодые черные танцоры, которые не имели денег для посещения специализированных студий или школ и танцевали просто на улицах американских городов. Мощным толчком к развитию стрит-данса послужили так называемые танцевальные баттлы – своеобразные соревнования танцоров, за которыми могли наблюдать прохожие. Яркие импровизации, необыкновенные миксы движений, которые там зародились, стали основой для готовых отлаженных композиций.

Виды уличных танцев

Уличные танцы, все их направления и стили не ограничиваются никакими правилами или стандартами: именно эти свойства и привлекают молодежь и подростков – самых многочисленных ценителей стрит-данса. Свобода самовыражения, полная импровизация, отсутствие догм, а также своеобразная манера одежды отличают уличных танцоров, которые ищут свое место в жизни.

В сети часто задают вопрос «Уличные танцы – это какие именно стили?» Наиболее популярными из них являются:

  • брейк-данс – сложный стиль с элементами акробатики;
  • хип-хоп – фри-стайл, включающий микс из разных направлений;
  • поппинг – основан на чередовании сокращений и расслаблений мышц;
  • фанк – танец контрастов, где резкие движения сменяются гибкими и пластичными композициями;
  • хаус – ритм-бит с повторяющимися движениями;
  • локинг – стиль фанк с быстрыми движениями и замираниями;
  • R’n’B – современный ритм-н-блюз и проч.
  • электрик-буги и танец робота – механические и волнообразные движения.

Немаловажным элементом популярного уличного дэнс-стиля является одежда танцоров – спортивного типа, яркая, украшенная декоративными элементами и, несомненно, удобная. Как и подходящая обувь, она нужна для привлечения дополнительного внимания и создания соответствующего настроения.

Стили уличных танцев – список школы «Драконы»

Стрит-данс, как и другие направления танцевального искусства, требует определенной подготовки. Ими можно заниматься самостоятельно, используя видеоуроки в сети, но лучше обратиться за профессиональной помощью к тренеру. Профессиональная педагогическая и хореографическая подготовка персонала улучшает и убыстряет процесс, и не только тогда, когда это касается : взрослые тоже нуждаются в советах и обучающем контроле.

Московская предлагает занятия уличными танцами людям всех возрастов. С нами вы научитесь красиво танцевать, – как в фильмах или клипах, улучшите свою физическую форму, сможете двигаться и импровизировать под любую музыку и исполните все свои танцевальные мечты. Приходите – мы научим танцевать вас и ваших детей!

Танец — это древнейшее таинство, которое на протяжении нескончаемых столетий остается одной из важнейших частей человеческого общения. Начиная от самых давних времен и до сегодняшних дней, посредством танца человек хочет выразить богатейшую гамму чувств, продемонстрировать свою красоту, грациозность и хорошую физическую форму. Но каждый вид движений таит в себе особую энергетику. Чтобы разобраться во всех нюансах, нужно прежде изучить какие бывают танцы.

Танец сегодняшнего дня

Поскольку человек живет в современном мире, то и остановиться более подробно стоит именно на современных танцах. Их возникновению, как ни странно, значительно поспособствовал балет. А точнее — недоступность его исполнения для рядового обывателя. Необходимость выразить свои чувства, эмоции в гармоничном движении вылилась в возникновение различных направлений современной денс-культуры.

Каждый из видов современного танца соединяет в себе давно известные движения, новые элементы, обладающую необходимым ритмом музыку и, конечно же, мощный заряд позитивной энергии. Посредством движений человек научился выражать свою свободу, взгляды на жизнь, отражать себя в обществе и место общества в своем внутреннем мире.

Виды современного танца

При детальном рассмотрении всех направлений танцев современности, можно выделить несколько основных:

  • бальные,
  • клубные,
  • восточные.

Клубный стиль в движениях выделил среди общей массы:

  • тектоник — основным движением является раскачивание вперед-назад, называемое «кач». Глубину и разнообразность этому танцу придает набор движений техно. Вообще, сам тектоник по своему характеру приближается к хип-хопу.
  • полл-данс и гоу-гоу — очень много движений схожи с акробатическими, обязательно присутствует элемент эротики, могут сопровождаться раздеванием (данный элемент шоу является необязательным).
  • джампстайл, хакка — главным критерием в исполнении является ритмичность движений, обязательно наличие несинхронных прыжков. Для такого танца подбирается быстрая электронная музыка.
  • шаффл — австралийский танец, основанный на стэп-джазовых движениях, обработанных на современный лад.
  • DnBstep — в основном во время этого танца задействованы ноги. Основные движения — это «носок-пятка», махи, повороты вокруг своей оси, скрещивание ног. Можно смело заявить, что исполнение DnBstep требует хорошей физической формы.
  • сквэрданс — схож со старой доброй кадрилью, но значительно измененной под современность.
  • поппинг — полный движения и энергии, его основой является правильное последовательное сокращение и расслабление мышц.

Ознакамливаясь с тем, какие есть танцы, нельзя не упомянуть самые популярные среди молодежи хастл и хип-хоп.

  • хастл — парный вид танца. Он сопровождается музыкой энергичными и красивыми мелодиями диско-свинга, диско-фолка, хастла. Неприхотливый арсенал движений, компенсируется эмоциональностью между двумя партнерами. Это танец-импровизация, который может длиться бесконечно.
  • хип-хоп — прошел долгий путь от орудия протеста на улицах Нью-Йорка до неотъемлемого элемента в шоу-программах большинства звезд музыкального Олимпа. Музыкальный ритм и телодвижения — прочная смесь в этом танце.

Латиноамериканские страсти

Страстным, эмоциональным, горячим натурам идеально подойдет латиноамериканская танцевальная программа. И если на денс-турнирах немаловажным оценочным фактором является техника исполнения, то на непрофессиональных площадках и вечеринках в стиле «латинос» главной составляющей этого спектакля из телодвижений является — предельная эмоциональность. Все без исключения латиноамериканские танцы, как и музыка этих народов, замешаны на страсти двух сердец и любви к своей родной земле.

Итак, какие бывают танцы «латино» знает каждый. Гораздо интереснее проанализировать популярность конкретных видов среди нынешнего поколения, проживающего на других континентах.

Одними из самых востребованных и любимых названы:

  • бачата,
  • румба,
  • мамбо,
  • сальса,
  • фламенко,
  • лпмбада,
  • пачанга,
  • самба,

Отдельное место на танцполах и в сердцах людей отводится пасадоблю. Основным его движением является «двойной шаг» (отсюда и название), другие движения схожи с фламенко и фанданго.

Пасадобль — это глубокая, драматическая история отважного тореадора и его страсти — капоте (красной ткани, с помощью которой он заигрывает со смертью). Мужчина в этом танце — смелый, гордый, сильный, уверенный в себе и безрассудный. Женщина — тонкая линия между жизнью и смертью. Тореадор оказывается то с одной ее стороны — смелым победителем, то с другой — ослепленным и порабощенным остротой чувств. Он и она здесь сливаются в один необычайно яркий комок энергии.

Этот танец способен очаровать любую женщину, поэтому научившись его исполнять, мужчина окажется победителем не только танцевальной корриды, но и сердца своей возлюбленной.