«Плохая дочь» – моменты истины.

Участница шоу Холостяк 1 сезон Марина Бирюкова до последнего верила, что ей удастся победить в проекте. Многие телезрители также считали, что красавица достойна того, чтобы быть женой Евгения. Однако сказке сбыться было не суждено.

Жизнь до проекта

Марина - журналист, активная девушка, родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Любовь к красоте с самого детства девочке привила ее мама, которая была профессиональным косметологом и научила свою дочь следить за собой.

После того как девушка закончила университет, она решила работать по специальности и добиться высот в выбранном направлении. Это у неё действительно стало получаться. Красавица говорит, что журналистика - это для неё не просто способ заработать деньги, но и любимое хобби.

Марина Бирюкова на шоу Холостяк 1 сезон

Частые неудачи на личном фронте заставили девушку прийти на шоу Холостяк. Участница сама признается, что не особо верила в свою победу, но Евгений Левченко показался ей весьма привлекательным женихом, поэтому она решила продолжать борьбу.

В первом сезоне проекта Холостяк на ТНТ девушку запомнили как весьма утонченную, нежную, но при этом сильную личность, которой есть что сказать. Она показала всем, что готова идти за своей мечтой до последнего. Такие качества конечно же понравились Евгению. Именно поэтому девушка дошла до полуфинала.

Как признается Евгений , на этом этапе выбор сделать было очень сложно. Красавица была очаровательна, но у него не было возможности оставить четырех девушек. Поэтому пришлось с кем-то попрощаться.

Евгений говорит, что хотя это было непросто, сделать выбор всё-таки пришлось. Несмотря на то что девушке отказал главный жених страны, она не стала отчаиваться. Для неё это было интересное путешествие, весёлое приключение.

Буквально через некоторое время после завершения проекта Марина встретила мужчину по имени Иван, за которого в скором времени вышла замуж. К сожалению, больше информации девушка о своей личной жизни не даёт, поэтому мы не можем сказать, кто Иван по профессии и каким образом они познакомились с Мариной.

Свежие фото Марины Бирюковой в инстаграм

Марина Бирюкова - еще одна участница популярного проекта на ТНТ, которой удалось устроить свою личную жизнь непосредственно после того, как она получила отказ от главного жениха страны.

Фамабрика

Гламурная антиутопия


Марина Валерьевна Бирюкова

…Я искал бесконечно красивых

И бессмертно влюбленных в молву.

А. Блок

Vita incerta, mors certissima

Жизнь неопределенна, но смерть достоверна

Дизайнер обложки Вера Филатова


© Марина Валерьевна Бирюкова, 2017

© Вера Филатова, дизайн обложки, 2017


ISBN 978-5-4485-3965-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Я вышел на площадку, спустился по винтовой лестнице. Сквозняк ворошил клочки бумаги на полу, конфетти, недавно разбросанные торжествующей публикой. В тишине громко хрустело стекло под ногами. В неярком свете солнца, проникавшего сквозь щели в забитых фанерой окнах, кружились пылинки. В осколке стеклянной банки ещё дымился не до конца затушенный кем-то окурок. Бескровные тушки уродов, скопившиеся по углам старой Кунсткамеры, тихо смердели. Ни души, никого. Быстро они смотались. Вышел на набережную. Опять никого. Ни одной телекамеры. Свежий ветер с Невы приятно холодил щёки. В воздухе пахло весной, хотя до конца зимы оставался месяц. Это запах тлена из камеры уродов, всё ещё преследующий меня, смешивался с влажным невским ветром – ощущение пробуждающейся земли весной, когда под тающим снегом открываются мёртвые тушки животных… Запах, знакомый с детства. Ощущение весны, начала, новой жизни. И смерть, тушки отживших своё. Возле Дворцового моста я обернулся, чтобы бросить взгляд на огромный экран, частично закрывающий вид на павильоны Фамабрики. Как раз сейчас, в девять утра здесь должны были транслировать мою триумфальную церемонию с участием Карла, Антония, Весты и самого Лео. Но экран был абсолютно черен, за исключением надписи, набранной мелким белым шрифтом: «Ляпсус текника». Ляпсус текника! Но ведь они никогда… И тут я вспомнил, как все начиналось.


Меня зовут Лотар. Мне тридцать шесть лет, а на дворе сейчас 2910 AD. Это год моей смерти. Почему так вышло, я расскажу чуть позже. А случилось всё в течение одного дня – когда меня пригласили для участия в телевизионном шоу «Ляпсус мемориэ». Ещё неделю назад, когда мне позвонили служащие Фамабрики, я думал, что мне невероятно повезло. Было воскресенье, настоящий диес солис, золотой как летний закат, отовсюду доносились счастливые крики, и ходили слухи, что на площади, на руинах Зимнего дворца, можно будет лицезреть самого блистательного Лукреция, пережившего девять воплощений, ин карне. И они всё-таки вспомнили обо мне. Ведь мне осталось всего девять месяцев, чтобы безропотно отойти в небытие, когда закончится моя виа долороза вместе с действием последней Инъекции, и я покину этот мир, удивительный и беспощадный, не оставив после себя преемника. «С меня при цифре тридцать семь в момент слетает хмель». Не помню, кто это сказал, вроде бы какой-то скриптор или кантор прошлого, проклятого миллениума, тех времён, когда даже богоподобные питались мертвечиной, а в продовольственных лавках лежали замороженные трупы парнокопытных, водоплавающих и крылатых бестий, а также вырытые из праха склизкие корневища растений и одуряюще ароматные плоды с их ветвей. Жрали и зародыши животных с привкусом живой крови, и экскременты бактерий, и моллюсков, и змей, и траву… Хавали, или жрали, или трескали, я уже не помню, как это точно называлось. Это всё стало неважным, с тех пор как изобрели Инъекцию. Сейчас уже и не представишь, как можно было по доброй воле класть себе в рот эту мерзость, а затем, подавляя тошноту, с беспокойством прислушиваться, как эта дрянь живет своей жизнью у тебя в желудке. Но, видимо, и тогда избранные понимали, в чём смысл цифры тридцать семь. Жаль, что не осталось свидетельств, каким образом они расправлялись с собой в этом случае, мне это было бы любопытно. Закон, который был принят ещё в первой трети нашего Золотого миллениума, обрёк на уничтожение все письменные и прочие источники, где в каком-либо виде упоминалась жратва. А так как упоминалась она в прошлом почти везде, то почти всё и было уничтожено. Непонятно, что они делали, когда достигали рокового возраста, с наступлением которого каждый из нас перестаёт получать Инъекцию. Может быть, переставали жрать, или демонстративно нарушали закон, или занимались сексом без Таблетки, а затем, с этими их болезнями, не было ничего проще… Ещё я слышал о такой вещи как дуэль, будто бы один поэт, в день своего тридцатисемилетия. Или случались такие большие, народные праздники во время эпидемий, например, чумы, когда достигшие зрелого возраста мужчины по обычаю целовались с больными девами, получая смертельную.

В общем, я страшно обрадовался, когда пискнула вещь, которую я старомодно называю телефоном. Это действительно были они, с Фамабрики, летописцы публичных грёз и индикаторы славы. Каждый, кто работает там, сам имеет не менее трёх воплощений. Они дали мне ещё один шанс, последний. Видимо вспомнили, что все-таки и я один из избранных, не какой-нибудь йоб, из плебеев, чьи предки в своё время отказались от Инъекции. Вот мерзость. Ну ладно, надо сосредоточиться и наконец посмотреть правде, а не отворачиваться от неотвратимой, запрятав подальше свой индикатор харизмы. А правда, самая что ни на есть, вот в чём: через девять месяцев, когда мне стукнет тридцать семь, я погибну окончательно и бесповоротно, так как не буду иметь права оставить после себя полноценного клона, как большинство более. Моих, сик дикта. В нашем городе уровень фамы, который даёт право на создание клона, достигает шестисот харизматиков. Один из самых высоких на Земле – в нашем Питбурге. Когда-то город назывался Петербургом, позднее – Питером, затем толпы иммигрантов переименовали его в Сент-Пит, и когда пришла мысль вернуться к старому названию, оно стало сокращённым, название нашего Питбурга, моего родного города.

Они сказали:

Я сказал:

– Весь ваш.

Кто-то сказал:

– Не знаю вас.

Другой повторил издалека:

– Несцио вос.

Но я уже был полон надежд.

– Вы в депрессии? – спросили они равнодушно.

– Нет, ин оптима форма, супер-пупер.

– Хорошо. Мы прочли ваше си-ви, десятое по счёту. Мизерабиле дикту, истеричные нотки, надрыв, самобичевание, много непристойностей. И ещё. Почему вы не пользуетесь мини-скриблером? Ваши послания галлина скрипсит.

– Какая Галина?

– Курица написала. Учите латынь, мать вашу (обсцено!).

С латынью у меня, в самом деле, полный мрак. Совсем недавно она стала государственным языком.

– Меа кульпа, – пробормотал я.

– Приглашаем вас на кастинг.

В восторге я записал: «15.30, диес солес, явиться ин персона, ворота девятые „Инферно“, Фамабрика, к Антонию великолепному».

Сам Антоний великолепный! С ликом, намозоленным славой, не сходящий с экранов, третий, а то и четвёртый клон!


Он говорил ещё что-то на латыни, но я понял только, что второй попытки не. Но я был уверен, что выдержу. О фаллацем хоминум спем!

– О, обманчивая людская надежда! – со смехом воскликнула моя подруга Феба.

Бездушная, ненасытная волчица с нежно-розовым язычком и шелковистыми. В свои восемнадцать она ведёт себя так, будто собирается жить вечно. Будто и не понимает, что мне скоро…

– Ваде ретро, Сатанас! Мне надо готовиться к кастингу!

– Подумаешь, – надула она свои, – не забывай, что именно мне ты обязан десятью баллами на твоём индикаторе харизмы.

Она права. Без неё там был бы полный ноль. Ниль де нихило фит, из ничего, как говорится, ничто и… Но мне-то нужно шестьсот харизматиков! Это значит, что на протяжении нескольких месяцев на меня или на моё изображение на экране с интересом, ненавистью и обожанием должны смотреть тысячи зрителей. Харизматики – это свобода, то, что раньше называли богатством, или деньгами, или баблом. На них уже не купишь жратвы (а кому она нужна?), но можно менять их на то, что ещё имеет ценность в нашем мире: изысканные бренды одежды и косметики, возможность путешествовать, антураж для собственной репрезентации или перформанса. В конечном счете, опять для фамы. Фама порождает фаму, но она – непредсказуемая вещь, и все знают, как трудно добиться её, особенно если. Да, если все вокруг озабочены исключительно ею. А закон суров, и, действительно, кому будет нужен твой клон, если и так ни у кого нет желания любоваться тобой ин персона. Фамабрика – колоссальный шанс. Даже если я сам не стану знаменитым, есть возможность появиться рядом с великолепным Антонием, Юлием блестящим, Карлом умопомрачительным, Сиреной, захватывающей дух, и другими, даже подержаться за край их одежд, прошептать пару слов на чистой латыни, чтобы тебя не перебивали резкие окрики «Обсцено! Обсцено!»

Разожми кулачок, обезьянка

Спасенная Церковью

Образы Русского Севера

История России - в истории образа

Самый русский из древних еврейских пророков

Назад в Саратов? Ни за что!

Каждый поруганный храм – как рентген наших душ

За Христом по горной тропе

«Главное для человека - жизнь со Христом, все остальное вторично»

Христианство - не безопасность, а готовность к опасности

Бог прощает только того, кому это нужно

Избави меня от малодушия...

«Я хочу быть исключением из общего правила»

Памяти протоиерея Иосифа Фуделя († 1918)

Чудеса совершает Бог, а мы только Ему помогаем

Священник не судья

Саратовские чудеса святителя Спиридона

Господь дает хлеб даже тому, кто просит камень

Утешить нельзя. Помочь можно

Юродство: шаг за предел

Тропинка из черного леса

Чтобы повторить неповторимое

«Прости меня» - это не ритуал

Без нашей помощи смерть не обнаглеет

А все остальное сделает Бог

О пользе обид

Миссия Церкви - не побеждать, а свидетельствовать

Звезда и крст оца Георгија

Не могу надышаться Православием...

Звезда и крест отца Георгия

Богу нужно сердце человека

О любви ко граду непостоянному

И будут два одною плотью

Самое трудное - всегда держать Литургию в центре жизни

Если человек боится Бога, он не боится больше ничего

Неостывающий след

Есть ли жизнь после смерти семьи?

Работа с бесконечностью

Чужого счастья не бывает

Молитва монахов еще не раз спасет Россию

Поле Преображения

«Плохая дочь» – моменты истины

Зарисовки с натуры: ропот как дезертирство

Надежда сверх надежды

Лучшие средства - смирение и любовь

Крик о любви

Видеть мир таким, какой он есть, - прекрасным

Люди между Жизнью и смертью

Послушание делает бремя легким

Жизнь набело

История моего крещения

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным

«Фейсбук» требует смирения

Пребудьте в любви

Верность людям - до конца

Основание на камне

Да просветится свет твой пред человеки

Чтобы радоваться по-настоящему

Крест по силам, силы по вере

Хлеб в поте лица: христианин и его работа

И уже не скроют убитых наших

Князю нужны соработники

Любить - не только за то, что помогают

Как научиться защищать свою веру?

Теперь я знаю, где искать

Чтобы кораблики держались на плаву

Церковь – место работы: готовьте душу свою во искушение

Психическая болезнь не перекрывает дороги к Богу

Я просто делюсь своими открытиями

Чтобы входящие видели свет

Учебник радости

О книгах Николая Пестова

Семена и всходы

А удобно ли бедному?

Первее примирися

Как осудить осуждение

Надо помнить, какого мы духа

Сначала выздороветь, потом болеть

Истина сделает их свободными

Губит не штрих, а грех

Это ваша лепта

Маяк один. Все остальное - отблески

Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить

Как говорить с близкими о вере?

Убеждать не надо. Надо помогать

Царь Давид и вся кротость его

Синдром заслуженности

Полигон русской святости

С недавних пор, как почта начала приносить мне епархиальный саратовский журнал «Православие и современность», – глаза привыкли искать в подписи под разговорами со священнослужителями, под статьями – имя сегодняшней героини нашей программы: «беседовала Марина Бирюкова». Вчитываясь в её вопросы, вслушиваясь в их интонацию, что-то подсказывало мне, что Марина – из того журналистского племени, к которому долгие годы принадлежал и я сам. А ещё ранее, с начала прошлого десятилетия, в литературных журналах – то в «Волге», то в столичном «Арионе», – мне стали встречаться её стихотворения. А недавно с помощью друзей и Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина вышел и сборник её стихов – «Щегол».

Птица щегол на березе раздетой,
а за березою черное поле.
Как я утешена птахою этой,
как хорошо мне сегодня на воле –

может быть, я уже, перестрадала?..
Небо над зябью как чистая льдинка,
птаха меня, наконец, увидала –
сорвана скорым крылом паутинка,

сбиты последние листики. Щебет –
вот, а она уже в поле пропала…
Два неожиданных облачка в небе –
как рукавичек растерянных пара.

Живописные, тихие монологи много повидавшего и пережившего, как я почувствовал, человека, не то чтобы сразу запоминались. Но каждый раз после чтения они оставляли какой-то славный отсвет и оседали в душе. В этих стихах стрекотал кузнечик, звякало колодезное ведро, гудел пробивающийся сквозь оконные ставни ветер, долгий закат уходил за реку, спасительный первый снег покрывал землю. И за всеми ежедневными, сменяющими друг друга обыденными и непостижимыми чудесами – зоркая и смиренная свидетельница. Родственная, своя – осеннему собрату-листу, воробью, припавшему к асфальтовой выбоине с накопившейся талой водой, и даже – жёлтым солнечным пятнам. От стихотворения к стихотворению она поверяет, оценивает, вопрошает свою судьбу – через осязаемые, слышимые и видные глазу приметы Божьего мира.

Стоит последнее тепло,
водою скорой под корягу
кленовый лист уволокло,
а я завинчиваю флягу

с лесной водою и кладу
ее в рюкзак, и через ельник
к дороге медленно иду –
такой вот выпал понедельник.

Как ни разбита, ни слаба,
уроки дня сего усвою.
Головка темная гриба
приподняла сырую хвою,

сейчас достану ржавый нож…
Белеет срез. Кричат сороки.
Учусь тому, что мир хорош –
какие трудные уроки!

Марина Бирюкова, из книги «Щегол»

Летом прошлого года подборка стихов Марины Бирюковой в журнале «Сибирские огни» открывалась этюдом о старом бревне и маленькой девочке. Эти стихи мне запомнились. Время от времени их героиня крошит ветхую древесину, берет мягкую гнилушку и пишет на деревянной обшивке дома свои самые первые неуклюжие слова. «…А позже меня подломило и сбило, и стали беспомощны правила, но – не мне ли на счастье нетленное было даровано это гнилое бревно?»
Какая внимательная, осердеченная поэтическим словом – память.

Здесь меня ждут: как ни поздно уже,
выше берез, на шестом этаже
шторкой оранжевой светит окошко.
Здесь меня помнят: сырая сторожка

под монастырской стеною в лесу –
ноющий чайник на крохотной плитке.
Краскою номер на ветхой калитке –
здесь меня любят. А я принесу

то, что смогу. И насколько смогу,
все оправдаю. А главное – буду:
быть ли победе, случиться ли худу –
буду, войду, обниму, не солгу.

Марина Бирюкова, из книги «Щегол»

Вещество благодарности, растворенное в стихах Марины Бирюковой, исповедально преображенное и ставшее подлинной поэзий, обладает счастливой способностью перемещения и в читательское сознание. Оно остается там надолго.