Почему рассказ судьба человека носит обобщенный характер. "Судьба человека": смысл названия рассказа Шолохова (сочинение)

  1. Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо-дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
  2. Словари толкуют судьбу в разных зна-чениях. Наиболее распространены сле-дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте-чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо-жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос-ти человека. Мне близко несколько эклек-тичное понимание судьбы как закономер-ной предопределенности свыше жизни от-дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед-ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст-венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро-лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром-ными талантами, которыми судьба даро-вала нашу землю и которые помогают вы-живать даже в самых сложных обсто-ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

    Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче-ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ-ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

  3. В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
  4. Слова «фатум», «рок» означают неиз-бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко-вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино-нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает-ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо-склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже-ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на-роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст-ливце баловень судьбы, можно опреде-лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче-тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

  5. Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро-буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
  6. В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже-лых испытаний для всего советского наро-да, в период Великой Отечественной вой-ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со-временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле-на, потерю близких, погибших на передо-вой и в тылу, людей, не сломленных ду-ховно и физически, пытавшихся и с успе-хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по-лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та-ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы-шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре-мящийся поддержать только что начав-шуюся жизнь сироты Вани.

    С другой стороны, в рассказе перед на-ми предстает трагическая в самом высо-ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж-дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

  7. Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
  8. План

    1. Встреча рассказчика с Андреем Соко-ловым и Ваней. Начало повествования.
    2. Довоенная жизнь героя.
    3. Прощание с семьей.
    4. Пленение.
    5. В церкви.
    6. Побег.
    7. Противостояние Соколова и Мюллера.
    8. Подвиг и освобождение.
    9. Известие о гибели семьи.
    10. Вести о сыне. Гибель сына.
    11. Встреча с Ванюшкой.
    12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

    Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци-ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни-ками. Несомненно, в этом отношении по-казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело-веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор-дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по-глядывают вроде помягче». Кульминаци-ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна-ко трагические события, и в этом особен-ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те-ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо-жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че-ловеку? «И если в столкновениях с гит-леровцами Андрей сохранил свое чело-веческое достоинство, свою сопротивля-емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен-ную чуткость, невытравленную потреб-ность дарить тепло и заботу другим». Та-ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на-чалом новой жизни и новой судьбы Анд-рея Соколова.

  9. Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко-лова.

    В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер-ка по предлагаемому плану. Можно пред-ложить свое видение внешности героя, ос-новных эпизодов рассказа, характеристи-ки Андрея Соколова.

  10. Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта
  11. Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто-го рабочего человека, плоть от плоти чело-века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци-ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк-лору.

    Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по от-ношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майо-ра: «В заду плечистый, как справная ба-ба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.

    Трагические моменты также окраши-ваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечи-ла? За что так исказнила? Нету мне отве-та ни в темноте, ни при ясном солныш-ке» и др.

    В композиции рассказа Андрея Соколо-ва можно выделить приемы, свойствен-ные русскому фольклору: зачин, присказ-ки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многостра-дального русского человека.

  12. Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь-ба человека»?
  13. В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше та-кой человек мог быть только отрицательным героем, не достой-ным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского на-ционального характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кульминация судьба человека
  • тест по рассказу судьба человека
  • почему рассказ судьба человека о трагической судьбе героя не вызывает ощущения безходности
  • противостояние Соколова и Миллера в повести Судь
  • рассказ шолохова судьба человека вопросы и ответы после него

Обобщённый характер названия рассказа можно объяснить так, что история одной жизни, узнанная рассказчиком во время мимолётной встречи, являлась глубоко типической. Множество людей потеряли за войну свои семьи, оказались заброшены в места, от родных краёв отдалённые. Судьба Андрея Соколова сотни тысяч раз отразилась и повторилась в судьбах других сол­дат, поэтому М. А. Шолохов и выбрал для своего рассказа такое обобщающее название.

Глоссарий:

  • как вы объясните обобщенный характер названия рассказа судьба человека
  • как вы объясните обобщенный характер названия рассказа
  • как объяснить обобщенный характер названия рассказа судьба человека
  • обобщенный характер названия рассказа судьба человека
  • Как можно истолковать название рассказа судьба человека

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ Михаила Александровича Шолохова “Судьба че­ловека” был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких...
  2. В начале и конце рассказа повествование ведёт автор - сам Шолохов. В основной части рассказа повествование ведётся от имени Андрея Соколова, таким образом, герой превращается...
  3. 1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова “Судьба...
  4. Рассказ “Судьба человека” (1956). Обратите внимание на дату публикации произведения. Что вам известно об отношении к людям, попавшим в плен, в годы войны и после...

Русские не сдаются.

М.А. Шолохов, известный советский писатель, написал рассказ «Судьба человека». Это произведение Шолохов посвятил трагическому событию первой половины двадцатого века - Великой Отечественной войне. Но в чём же всё-таки заключается смысл названия?

Мы знакомимся с этим героем в послевоенные годы. Он сам рассказывает трагическую историю своей жизни, опалённую войной. Судьба Андрей Соколова - это собирательный пример судеб многих русских людей, оказавшихся в пламени войны.

До войны Андрей Соколов, как и многие другие люди, был простым рабочим, простым человеком, который добросовестно работал, завёл семью и родил детей. И мечтал, как все советские люди, о мирной жизни.

Но всё перечеркнул тысяча девятьсот сорок первый год, и Соколов оказался на войне. На фронте он простой солдат, выполнявший непростую работу - перевозка боеприпасов. Но будучи раненым, он оказывается в плену. Писатель проводит своего героя по мукам ада: Соколову пришлось испытать нечеловеческие испытания, тяготы, терзания; два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы концлагерей.

В плену у Андрея Соколова, как и у его товарищей по несчастью, проявляется настоящий русский характер.

Но какой же он на самом деле русский характер? Прежде всего потрясает то, что военнопленные не бросали друг друга, что в ужасных условиях не разучились быть щедрыми и, конечно же, то, что все они оставались людьми! Русский человек – это гордый человек. Вспомнить, к примеру, эпизод, где Андрей Соколов предстал перед Мюллером, фашистом, который грозил Соколову расстрелом, но комендант, потрясённый мужеством и несломленным человеческим достоинством военнопленного, сохраняет ему жизнь, сказав, что он уважает достойного противника.

Много горя пережил наш герой: гибель жены с маленькими дочерьми, гибель сына в последний день войны… Но всё это не сломило русский дух Андрея Соколова, он по-прежнему остался человеком, которому судьба послала мальчика-сироту, детство которого тоже было сломлено войной.

И русский человек, переживший много испытаний, не будет сломлен своей непростой жизнью, а будет верить в себя, найдёт в себе силы продолжать жить дальше! В этом-то и заключается смысл названия рассказа "Судьба человека"

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

М. А. Шолохова можно без оговорок назвать человеком необычной судьбы. Он родился на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского, на благодатной земле Тихого Дона. Но уже в детстве ему пришлось столкнуться со сложностями взрослой жизни. Казаки уважали только казаков; русских они называли «иногородними», считали мужиками, людьми низшего сорта. Отец Шолохова, хотя и был предприимчивым и умелым человеком, был выходцем из Рязанской земли, не имел тех привилегий, которые были у казаков, и вынужден был наниматься на службу к ним.

Мать Шолохова ее родители насильно выдали замуж за казака, но она ушла от него, что в те времена было необычайно смелым шагом, и сошлась с «иногородним», ставшим отцом писателя. Шолохов понимает необычность своего положения в казачьей среде. Позже это найдет отражение в автобиографическом рассказе «Нахалёнок» (1925). Шолохов начинает учиться — сначала в приходском училище, потом в гимназии. Но революционные события, а затем Гражданская война прерывают учебу. «Поэты рождаются по-разному, — признавался писатель. — Я, например, родился из Гражданской войны на Дону». События эти неизгладимо отпечатались в его судьбе, им будут посвящены первые рассказы Шолохова и роман, принесший ему мировую славу, — «Тихий Дон».

А в 1920 году Шолохову 15 лет. Он грамотный — грамотных в селах мало — и работает учителем по ликвидации неграмотности, затем служащим в станичном ревкоме, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. О себе он пишет: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами». Однажды попал в плен к Махно и лишь чудом остался в живых. В «жестокие годы», в 1921—1922 годах, работал на продразверстке. За «превышение власти» его приговорили к расстрелу, но затем разобрались, что он еще несовершеннолетний, и отпустили.

— Какой поэт был также отпущен из тюрьмы, будучи несовершеннолетним? (Маяковский )

Недоучившийся в гимназии М. А. Шолохов очень остро чувствует недостаток образования. В те времена специально для рабочей молодежи при институтах были открыты рабфаки — рабочие факультеты, на которых бесплатно готовили к поступлению в институт. Но попасть туда можно было только по комсомольской путевке. В 17 лет Шолохов один приехал в Москву, чтобы поступить на рабфак. Но комсомольцем он не был и оказался в положении безработного. Он устраивается за грошовую оплату чернорабочим, затем работает в жилищном управлении. В институт ему попасть не удается, но зато на литературные вечера и творческие семинары группы «Молодая гвардия» он ходит постоянно, начинает печататься в газетах, но скоро понимает, что работа газетчика не для него. Газетчик, журналист пишет о сегодняшнем дне. В душе у Шолохова скопилось столько впечатлений и образов, его колоссальный личный опыт так настойчиво требовал осмысления, что восемнадцатилетний Михаил осознает свою тягу к литературной работе. С 1923 по 1925 год в комсомольской периодике появляются рассказы Шолохова, которые в 1926 году составили сборник «Донские рассказы».

В 20 лет Шолохов задумывает большой роман о путях казачества — «Тихий Дон». Он уезжает на родину и в тишине принимается за работу. Выходят первая и вторая книги, высоко оцененные читателями и критикой. Параллельно начинает работу над «Поднятой целиной». «Тихий Дон» Шолохов заканчивает только в 1940 году и получает Сталинскую премию 1-й степени. И во второй день войны перечисляет всю эту премию в Фонд обороны страны.

Но не будем забывать, что в 1940 году Шолохову всего лишь 35 лет!

С начала войны Шолохов был призван в армию, направлен на фронт, работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», сам участвовал в боях.

Среди множества статей и очерков военных лет, написанных Шолоховым, самым известным стал рассказ «Наука ненависти» (1942). Герой этого рассказа лейтенант Герасимов говорит такие слова:

«...И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится:

„В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань“, — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков ».

Последняя фраза стала крылатой.

Во время войны Шолохов начинает роман «Они сражались за Родину». Тема войны не отпускает его и после ее окончания. В 1957 году он пишет рассказ «Судьба человека».

Рассказ "Судьба человека"
Рассказ „Судьба человека“ (1956) — одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. В образе Андрея Соколова сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По жанру „Судьба человека“ предстает как рассказ в рассказе. Повествование обрамлено авторским зачином и краткой концовкой.

Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка являет собой лирическое отступление, в котором автор подчеркивает свою причастность к судьбе героев. В любви к мальчику Андрей Соколов нашел преодоление своей личной трагедии».

Главная задача автора — выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.

В рассказе «Судьба человека» все герои — простые люди, труженики, на войне бывшие солдатами. Их судьбы — это судьбы миллионов таких же простых людей. Ничего выдающегося не описывает М. А. Шолохов, нет великих решений, значительных планов, выдающихся открытий.

Андрей Соколов — бывший батрак, рабочий плотницкой артели, слесарь, водитель. Его погибшая жена Ирина — сирота. Мальчик Ваня тоже сирота, потерявший семью во время воины.

В начале и в конце рассказа повествование ведет автор-рассказчик. В основной части рассказа повествование ведется от имени Андрея Соколова.

По манере рассказа всегда можно сделать вывод о характере рассказчика. Сам автор-рассказчик склонен к широким обобщениям, он видит не только отдельного человека, но целую галерею судеб, куда вплетается сейчас новый узор. Он обладает цепким, внимательным взором, схватывающим мелкие детали и подробности встречи, может составить представление о встреченном человеке еще до того, как тот расскажет о себе.

Характер Соколова можно понять по простонародной образной речи, точным, скупым описаниям мест, событий и чувств. Он показывает себя наблюдательным, быстро схватывающим обстановку человеком. Свои беды он не живописует, говорит о них просто, что показывает его выдержку и достоинство.

При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия характера Андрея Соколова представляются несколько эпизодов его жизни. Когда стал он водителем, то десять лет пролетели для него совершенно незаметно, а прошлое подернулось дымкой, через которую трудно было что-то различить. Идеалом счастья была для него «крыша над головой», нормальное питание, добротная одежда и мирная, размеренная жизнь в семье. Когда он потерял это, тогда жизнь показалась ему лишенной всякого смысла.

В себе он не находил достаточно опоры, чтобы начать жить заново. Теперь единственным смыслом его жизни стала постоянная скорбь по погибшим. Он считал, что жизнь его загублена, потому что центр своей жизни полагал не в себе самом, а в окружающих людях и предметах.

Для простых людей того времени это была типичная ситуация, она определяла национальное самосознание и многие элементы культуры.

Важным эпизодом для понимания характера Андрея Соколова является момент, когда он, попав в плен, удушил ночью предателя, готовившегося выдать своего командира, что говорит о нем как о человеке решительном и непримиримом к врагам.

Особое место занимает образ военврача, который даже в плену исполнял свой профессиональный долг. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал». Очень показательно, что Андрей Соколов не испугался, когда начальник лагеря пригрозил его убить, напротив, вел себя с достоинством.

Жажда жизни и борьбы кипела в нем постоянно: при первом же возможном случае он бежал. Да не просто бежал, а еще и важного немецкого начальника прихватил, то есть практическая сметка в нем была велика, и воевал он с умом, не теряя головы.

Его изболевшаяся душа нуждалась в заботе о ком-то, поэтому он и взял к себе беспризорного мальчугана. Под суровой внешностью в нем жила чуткая и отзывчивая душа. Андрей Соколов был работящим и основательным человеком. Характер его можно определить как рассудительно-смелый и честный. Он был однолюбом, что говорит о глубокой душевной жизни.

Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как именно в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цельность своего характера. Именно в этом эпизоде сконцентрировалась вся прошлая и будущая жизнь Соколова.

Фрагмента из фильма «Судьба человека» (1959)

Конечно, и до этого, и после было много испытаний, грозивших смертью и требовавших принятия немедленных решений, но эта ситуация особенная. Никогда смерть не окружала Соколова таким плотным кольцом, не была так близка. Более того, смерть была персонифицирована, то есть представлена в виде злобного врага, имеющего над всеми пленными безграничную власть, а у Соколова было время подумать и принять решение. Все чувства и представления в такие моменты обнажаются до предела, в то время как физические и душевные силы подорваны, отчего противостоять было особенно тяжело.

Осознание возможной гибели дополнительно усиливалось предложением фашиста выпить и закусить, что после многих месяцев совершенного голода было сильнейшим искушением. Соколов рассказывает об этом в простых выражениях, но ясно, что только очень сильный и внутренне честный человек мог отказаться от предложенного. Фашист прекрасно понимал, что делал, он хотел унизить советского солдата перед смертью, поиздеваться над ним, но тот неожиданно проявил редкое мужество и с достоинством отверг иезуитские предложения.

Поняв, что может потерять лицо перед приятелями, которые наблюдали всю сцену, Мюллер решил продемонстрировать, что он может быть великодушным и щедрым и по достоинству оценивать мужество врага. Если бы он убил Соколова, то всем, и ему самому прежде всего, стало бы ясно, что русский его психологически победил. Сохранив же пленному жизнь и даже наградив его, фашист сохранял лицо.

Поразительное спокойствие русского солдата и его сдержанность перед лицом смерти победили самоуверенную заносчивость и издевательский кураж временного победителя.

Узнав о гибели жены, дочерей и сына, после войны Андрей Соколов пытался преодолеть свое одиночество, он уехал далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкоголем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав заботиться о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужчина, также лишившийся всех до одного родственников, в том числе и детей, — они воистину нашли друг друга.

Соколов инстинктивно понял, что поодиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека вместе — это всегда гораздо больше, нежели два поодиночке. Два близких человека — это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией человеческого тепла и участия. Когда вода из одного водоема постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превратится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идет от его лица.
Большие, темные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в сгорбленность, — все это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо поясняет их.

Автору было трудно смотреть в глаза Андрея, «словно присыпанные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каждом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по своей потерянной судьбе требует большого самоотречения и искренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка. В присутствии так страдающего человека всегда смолкает всякое веселье и смех, все погружается в унылое оцепенение. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проникновенно поведать о ней миллионам читателей.

Описания природы словно выводят рассказ Соколова за грань конкретного времени. Весна всегда ассоциируется с возрождением жизни, с ее новым торжеством. Автор словно хочет сказать, что именно ради торжества этой весны — мирной, первой послевоенной весны — и воевали русские солдаты.

Несмотря на свою трагичность, рассказ не вызывает ощущения безысходности, потому что он повествует об огромных народных силах. Умение преодолевать великие трудности и поддерживать друг друга при этом — извечная черта русских людей. Отдельная жизнь или смерть мало здесь прибавляет. Умение упрямо цепляться за жизнь, помогать людям, работать на пределе сил — вот что рождает сдержанный оптимизм рассказа. С такими людьми, как Соколов, можно выиграть тяжелейшую войну и восстановить порушенную жизнь — они не предадут и не подведут. И личная трагедия здесь растворяется в трагедии общенациональной, в необходимости восстанавливать все заново, в готовности жить ради будущих поколений.

Название рассказа — «Судьба человека» — носит обобщенный характер.
История одной жизни, услышанная автором во время мимолетной встречи, была типичной. Множество людей потеряли во время войны свои семьи, оказались заброшены в места, от родных краев отдаленные. Судьба Андрея Соколова сотни тысяч раз отразилась и повторилась в судьбах других солдат. Именно поэтому рассказ стал известен и любим всеми читателями нашей страны.