Поэт л н толстой биография для детей. Краткая биография льва толстого

Лев Николаевич Толстой - автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Сказки для маленьких

Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.

Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.

Рассказы-были

Ребятам старшего возраста полезно прочесть произведения Толстого для детей, написанные в формате небольших рассказов, например, о мальчике, который очень хотел учиться, но мама не отпускала его.

Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое - это так интересно!

Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.

Толстой, произведения для детей, созданные в поучительной форме

После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.

В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.

Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.

Басни

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей - это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.

Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.

Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:

  • "Черепаха и орел";
  • "Голова и хвост змеи";
  • "Лев и мышь";
  • "Осёл и лошадь";
  • "Лев, медведь и лисица";
  • "Лягушка и лев";
  • "Вол и старуха".

«Детство»

Ученикам младшего и среднего школьного возраста можно посоветовать прочитать первую часть трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Им будет полезно узнать, как жили их сверстники - дети состоятельных родителей, в 19 веке.

Повесть начинается со знакомства с Николенькой Артеньевым, которому исполнилось 10 лет. Мальчику с детства прививали хорошие манеры. Вот и сейчас, проснувшись, он умылся, оделся, и учитель Карл Иванович повел его и младшего брата поздороваться с маменькой. Она разливала чай в гостиной, затем семья завтракала.

Так описал утреннюю сцену Лев Толстой. Произведения для детей учат юных читателей добру, любви, как и эта повесть. Автор описывает, какие чувства Николенька испытывал к родителям - чистую и искреннюю любовь. Эта повесть будет полезна юным читателям. В старших классах они будут изучать продолжение книги - «Отрочество» и «Юность».

Произведения Толстого: список

Небольшие рассказы читаются очень быстро. Вот название некоторых из них, которые Лев Николаевич написал для детей:

  • "Эскимосы";
  • "Два товарища";
  • "Булька и волк";
  • "Как ходят деревья";
  • "Девчонки умнее стариков";
  • "Яблони";
  • "Магнит";
  • "Лозина";
  • "Два купца";
  • "Косточка".
  • "Свечка";
  • "Дурной воздух";
  • "Вредный воздух";
  • "Зайцы";
  • "Олень".

Рассказы о животных

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети - брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием - кормить, поить.

Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда - на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.

В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался - почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика - его сына.

Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.

Русское культурное наследие девятнадцатого века включает в себя многие всемирно известные музыкальные произведения, достижения хореографического искусства, шедевры гениальных поэтов. Творчество Льва Николаевича Толстого - великого писателя-прозаика, философа-гуманиста и общественного деятеля занимает не только в русской, но и в мировой культуре особое место.

Биография Льва Николаевича Толстого противоречива. Она свидетельствует о том, что он не сразу пришёл к своим философским воззрениям. А создание художественных литературных произведений, которые и сделали его всемирно знаменитым русским писателем, являлось для него далеко не основным родом деятельности. Да и начало его жизненного пути не было безоблачным. Вот основные вехи биографии писателя :

  • Детские годы жизни Толстого.
  • Армейская служба и начало творческого пути.
  • Европейские путешествия и педагогическая деятельность.
  • Женитьба и семейная жизнь.
  • Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
  • Тысяча восемьсот восьмидесятые годы. Московская перепись.
  • Роман «Воскресение», отлучение от церкви.
  • Завершающие годы жизни.

Детство и отрочество

Дата рождения писателя - 9 сентября 1828 года. Родился он в дворянской аристократической семье , в имении матери «Ясная Поляна», где и прошло детство Льва Николаевича Толстого до девяти лет. Отец Льва Толстого, Николай Ильич, происходил из древнего графского рода Толстых, который вёл родословную с середины четырнадцатого века. Мать Льва, княжна Волконская, умерла в 1830 году, через некоторое время после рождения единственной дочери, которую звали Марией. Через семь лет умер и отец. Он оставил на попечение родственникам пятерых детей, среди которых Лев был четвёртым ребёнком.

Сменив несколько опекунов, маленький Лёва поселился в Казанском доме своей тётушки Юшковой, сестры отца. Жизнь в новой семье оказалась настолько счастливой, что отодвинула на второй план трагические события раннего детства. Позже писатель вспоминал это время как одно из лучших в своей жизни, что отразилось в его повести «Детство», которую можно считать частью автобиографии писателя.

Получив, как было принято в то время в большинстве дворянских семей, домашнее начальное образование, Толстой поступил в 1843 году на учёбу в Казанский университет, выбрав изучение восточных языков. Выбор оказался неудачным, из-за слабой успеваемости он меняет восточный факультет на занятия юриспруденцией, но с тем же результатом. В итоге через два года Лев возвращается на свою родину в Ясную Поляну, решив заняться сельским хозяйством.

Но требовавшая монотонного беспрерывного труда затея провалилась, и Лев уезжает в Москву, а потом в Петербург, где пытается снова подготовиться к поступлению в университет, чередуя эту подготовку с кутежами и азартными играми, всё больше обрастая долгами, а также с музыкальными занятиями и ведением дневника. Кто знает, чем могло всё это закончиться, если бы не приезд к нему в 1851 году брата Николая, армейского офицера, уговорившего его поступить на военную службу.

Армия и начало творческого пути

Армейская служба способствовала дальнейшей переоценке писателем общественных отношений, существующих в стране. Здесь была начата его писательская карьера, состоявшая из двух важных этапов :

  • Военная служба на Северном Кавказе.
  • Участие в Крымской войне.

На протяжении трёх лет Л. Н. Толстой жил среди терских казаков, принимал участие в боях - сначала добровольцем, а в дальнейшем официально. Впечатления о той жизни отразились впоследствии в творчестве писателя, в произведениях, посвящённых жизни северокавказского казачества: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Рубка леса».

Именно на Кавказе, в перерывах между военными стычками с горцами и в ожидании приёма на официальную военную службу, Лев Николаевич написал своё первое опубликованное произведение - повесть «Детство». С неё начался творческий рост Льва Николаевича Толстого как писателя. Опубликованная в «Современнике» под псевдонимом Л. Н., она сразу же принесла начинающему автору известность и признание.

Пробыв на Кавказе два года, Л. Н. Толстой с началом Крымской войны был переведён в Дунайскую армию, а затем в Севастополь, где он служил в артиллерийских войсках, командуя батареей, участвовал в обороне Малахова кургана и сражался при Чёрной. За участие в боях за Севастополь Толстой был неоднократно награждён, в том числе орденом святой Анны.

Здесь писатель начинает работу над «Севастопольскими рассказами», которые завершает в Петербурге, куда был переведён в начале осени 1855 года, и публикует их уже под своим именем в «Современнике». Эта публикация закрепляет за ним имя представителя нового поколения литераторов.

В конце 1857 года Л. Н. Толстой уходит в отставку, имея чин поручика, и отправляется в своё европейское путешествие.

Европа и педагогическая деятельность

Первая поездка Льва Толстого в Европу была ознакомительной, туристической. Он посещает музеи, места, связанные с жизнью и деятельностью Руссо. И хотя его восхитило ощущение социальной свободы, присущее европейскому образу жизни, общее впечатление от Европы у него было отрицательным, главным образом из-за контраста между богатством и бедностью, спрятанного под культурным лоском. Характеристика тогдашней Европы дана Толстым в рассказе «Люцерн».

После первого европейского путешествия Толстой в течение нескольких лет занимается народным образованием, открывая крестьянские школы в окрестностях Ясной Поляны. Первый опыт в этом у него уже был, когда ведя в юности довольно хаотичный образ жизни, в поисках ее смысла, во время неудачного занятия фермерством он открыл первую школу в своём имении.

В это время продолжается работа над «Казаками», романом «Семейное счастье». А в 1860-1861 годах Толстой снова едет в Европу, на этот раз с целью изучить опыт внедрения народного образования.

После возвращения в Россию он разрабатывает свою педагогическую систему, основанную на свободе личности, пишет множество сказок и рассказов для детей.

Женитьба, семья и дети

В 1862 году писатель женился на Софье Берс , которая была моложе его на восемнадцать лет. Имевшая университетское образование Софья в дальнейшем много помогала мужу в его писательской работе, в том числе переписывая начисто черновики рукописей. Хотя отношения в семье не всегда были идеальными, они прожили вместе сорок восемь лет. В семье родилось тринадцать детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь восемь.

Образ жизни Л. Н. Толстого способствовал нарастанию со временем проблем в семейных отношениях. Особенно заметными они стали после завершения «Анны Карениной». Писатель погрузился в депрессию, стал требовать от семьи вести образ жизни, приближенный к крестьянскому быту, что приводило к постоянным ссорам.

«Война и мир» и «Анна Каренина»

На работу над наиболее известными его произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина» у Льва Николаевича ушло двенадцать лет.

Первая публикация отрывка из «Войны и мира» появилась ещё в 1865 году, а уже в шестьдесят восьмом были напечатаны три первых части полностью. Успех романа был настолько большим, что понадобилось дополнительное издание уже вышедших частей, ещё до завершения работы над последними томами.

Не меньший успех выпал и следующему роману Толстого - «Анна Каренина», вышедшему в 1873-1876 годах. В этом произведении писателя уже чувствуются признаки душевного кризиса. Отношения главных героев книги, развитие сюжета, его драматический финал свидетельствовали о переходе Л. Н. Толстого к третьему этапу своего литературного творчества, отражающему усиление драматического взгляда писателя на бытие.

1880-е годы и Московская перепись

В конце семидесятых годов Л. Н. Толстой знакомится с В. П. Щеголёнком, на основе фольклорных рассказов которого писатель создаёт некоторые свои произведения «Чем люди живы», «Молитва» и другие. Изменение его миросозерцания к восьмидесятым годам отразилось в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната», которые характерны для третьего этапа творчества Толстого.

Пытаясь улучшить жизнь народа, писатель в 1882 году принимает участие в московской переписи, полагая, что официальное обнародование данных о бедственном положении простых людей поможет добиться изменения их судьбы. По выданному Думой плану он в течение нескольких дней собирает статистическую информацию на территории наиболее сложного участка, находящегося в Проточном переулке. Под впечатлением увиденного в московских трущобах им была написана статья «О переписи в Москве».

Роман «Воскресение» и отлучение от церкви

В девяностые годы писатель пишет трактат «Что такое искусство?», в котором он обосновывает свой взгляд на предназначение искусства. Но вершиной писательского труда Толстого этого периода считается роман «Воскресение». Изображение в нём церковной жизни как механической рутины позже стало основной причиной отлучения Льва Толстого от церкви.

Откликом писателя на это был его «Ответ синоду», что подтвердил разрыв Толстого с церковью, и в котором он обосновывает свою позицию, указывая на противоречия между церковными догматами и своим пониманием христианской веры.

Общественная реакция на это событие была противоречивой - часть общества выражала Л. Толстому сочувствие и поддержку, от другой слышались угрозы и ругань.

Завершающие годы жизни

Решив прожить оставшуюся жизнь не противореча своим убеждениям, Л. Н. Толстой в начале ноября 1910 года тайно уходит из Ясной Поляны, сопровождаемый лишь личным врачом. Определённой конечной цели уход не имел. Предполагалась уехать в Болгарию или на Кавказ. Но через несколько дней, почувствовав недомогание, писатель был вынужден, остановится на станции Астапово, где врачи диагностировали у него воспаление лёгких.

Попытки врачей спасти его не удались, и великий писатель умер 20 ноября 1910 года. Сообщение о смерти Толстого вызвало волнение по всей стране, но похороны прошли без происшествий. Похоронен он в Ясной Поляне, на любимом месте его детских игр - у края лесного оврага.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением . По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, - «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Мировое признание и изучение наследия

И в наше время Толстой считается одним из величайших писателей мира. И хотя сам он считал свои занятия литературой делом второстепенным, и даже в определённые жизненные периоды ничтожным, бесполезным, именно рассказы, повести и романы сделали его имя известным, способствовали распространению созданного им религиозно-нравственного учения, известного как толстовство, которое для Льва Николаевича было основным итогом жизни.

В России проект по изучению творческого наследия Толстого запускается уже с младших классов общеобразовательной школы. Первая презентация творчества писателя начинается в третьем классе, когда происходит начальное знакомство с биографией писателя. В дальнейшем, по мере изучения его произведений, ученики пишут рефераты на тему творчества классика, делают доклады как по биографии писателя, так и по отдельным его произведениям.

Изучению творчества писателя, сохранению памяти о нём способствует множество музеев в памятных местах страны, связанных с именем Л. Н. Толстого. В первую очередь таким музеем является музей-заповедник Ясная Поляна, где писатель родился и похоронен.

Графа Льва Толстого, классика российской и мировой литературы, называют мастером психологизма, создателем жанра романа-эпопеи, оригинальным мыслителем и учителем жизни. Произведения гениального писателя – величайшее достояние России.

В августе 1828 года в имении Ясная Поляна в Тульской губернии родился классик российской литературы. Будущий автор «Войны и мира» стал четвертым ребенком в семье именитых дворян. По отцовской линии он принадлежал к старинному роду графов Толстых, служивших и . По материнской линии Лев Николаевич – потомок Рюриков. Примечательно, что у Льва Толстого и общий предок – адмирал Иван Михайлович Головин.

Мама Льва Николаевича – урожденная принцесса Волконская – скончалась от родовой горячки после рождения дочери. На тот момент Льву не было и двух лет. Спустя семь лет умер глава семейства – граф Николай Толстой.

Уход за детьми лег на плечи тетки писателя – Т. А. Ергольской. Позже опекуншей осиротевших детей стала вторая тетушка – графиня А. М. Остен-Сакен. После ее смерти в 1840 году дети переехали в Казань, к новой опекунше – сестре отца П. И. Юшковой. Тетушка повлияла на племянника, и детство в ее доме, считавшемся самым веселым и гостеприимным в городе, писатель назвал счастливым. Позже Лев Толстой описал впечатления от жизни в усадьбе Юшковых в повести «Детство».


Силуэт и портрет родителей Льва Толстого

Начальное образование классик получил дома от немецких и французских преподавателей. В 1843 году Лев Толстой поступил в Казанский университет, выбрав факультет восточных языков. Вскоре из-за низкой успеваемости перешел на другой факультет – юридический. Но и здесь не преуспел: через два года оставил университет, не получив степени.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, желая по-новому наладить отношения с крестьянами. Затея провалилась, зато молодой человек исправно вел дневник, любил светские развлечения и увлекся музыкой. Часами Толстой слушал , и .


Разочаровавшись жизнью помещика после проведенного в деревне лета, 20-летний Лев Толстой покинул имение и перебрался в Москву, а оттуда в Петербург. Молодой человек метался между подготовкой к кандидатским экзаменам в университете, занятиями музыкой, кутежами с картами и цыганами, и мечтами стать то чиновником, то юнкером конногвардейского полка. Родные называли Льва «самым пустяшным малым», а раздавать наделанные им долги пришлось годами.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».


На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.


Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.


Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».


Роман Льва Толстого "Анна Каренина"

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил .

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.


В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

"Война и мир"

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.


Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером в 1965 году.

Личная жизнь

На 18-летней Лев Толстой женился в 1862 году, когда ему исполнилось 34 года. Граф прожил с супругой 48 лет, но жизнь пары трудно назвать безоблачной.

Софья Берс – вторая из трех дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении неподалеку от Ясной Поляны. Впервые Лев Толстой увидел будущую жену ребенком. Софья получила домашнее образование, много читала, разбиралась в искусстве и окончила Московский университет. Дневник, который вела Берс-Толстая, признан образцом мемуарного жанра.


В начале супружеской жизни Лев Толстой, желая, чтобы между ним и женой не было тайн, дал Софье прочитать дневник. Шокированная супруга узнала о бурной молодости мужа, увлечении азартными играми, разгульной жизни и крестьянской девушке Аксинье, ждавшей от Льва Николаевича ребенка.

Первенец Сергей родился в 1863 году. Вначале 1860-х Толстой взялся за написание романа «Война и мир». Софья Андреевна помогала мужу, несмотря на беременность. Всех детей женщина учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.


Проблемы в семье начались после окончания работы Льва Толстого над «Анной Карениной». Писатель погрузился в депрессию, выражал недовольство жизнью, которую так старательно обустраивала в семейном гнезде Софья Андреевна. Нравственные метания графа привели к тому, что Лев Николаевич потребовал от родных отказаться от мяса, алкоголя и курения. Толстой заставлял жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую сам мастерил, и пожелал отдать нажитое имущество крестьянам.

Софья Андреевна приложила немалые усилия, чтобы отговорить мужа от идеи раздать добро. Но произошедшая ссора расколола семью: Лев Толстой ушел из дома. Вернувшись, писатель возложил обязанность переписывать черновики на дочерей.


Смерть последнего ребенка – семилетнего Вани – ненадолго сблизила супругов. Но вскоре взаимные обиды и непонимание отдалили их окончательно. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве женщина брала уроки у преподавателя, к которому появились романтические чувства. Их отношения остались дружескими, но граф не простил жене «полуизмены».

Роковая ссора супругов случилась в конце октября 1910 года. Лев Толстой ушел из дома, оставив Софье прощальное письмо. Он написал, что любит ее, но иначе поступить не может.

Смерть

82-летний Лев Толстой в сопровождении личного врача Д. П. Маковицкого покинул Ясную Поляну. В пути писатель заболел и сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово. Последние 7 дней жизни Лев Николаевич провел в домике станционного смотрителя. За новостями о состоянии здоровья Толстого следила вся страна.

Дети и жена приехали на станцию Астапово, но Лев Толстой не хотел никого видеть. Не стало классика 7 ноября 1910 года: он умер от воспаления легких. Супруга пережила его на 9 лет. Похоронили Толстого в Ясной Поляне.

Цитаты Льва Толстого

  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
  • Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Библиография

  • 1869 – «Война и мир»
  • 1877 – «Анна Каренина»
  • 1899 – «Воскресение»
  • 1852-1857 – «Детство». «Отрочество». «Юность»
  • 1856 – «Два гусара»
  • 1856 – «Утро помещика»
  • 1863 – «Казаки»
  • 1886 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1903 – «Записки сумасшедшего»
  • 1889 – «Крейцерова соната»
  • 1898 – «Отец Сергий»
  • 1904 – «Хаджи-Мурат»

Лев Николаевич Толстой талантливый человек, чьими произведениями зачитываются не только взрослые, но и школьники. Кому неизвестны такие произведения, как , или же Анна Каренина? Наверное, сложно найти человека, который бы не был знаком с творчеством данного писателя. Давайте же познакомимся с писателем Толстым ближе, изучив кратко его биографию.

Краткая биография Толстого: самое главное

Л.Н. Толстой — философ, драматург, талантливейший человек, подаривший нам свое наследие. Изучение его краткой биографии для детей 5 и 4 класса, позволит лучше понять писателя, изучить его жизнь, начиная с рождения и заканчивая последними днями.

Детство и юность Льва Толстого

Начинается биография Льва Николаевича Толстого с рождения в Тульской губернии. Произошло это в 1828 году. Он был четвертым ребенком в дворянской семье. Если говорить о детстве писателя и его биографии кратко, то в возрасте двух лет он теряет , а через семь лет лишился отца, и воспитывался тетей в Казане. Первая повесть знаменитой трилогии Льва Толстого «Детство» как раз и рассказывает нам о детских годах писателя.

Начальное образование Лев Толстой получает дома, после чего поступает в Казанский университет на факультет филологии. Вот только не было у юноши тяги к учебе, и Толстой пишет заявление об увольнении. В имении родителей пробует себя в фермерстве, но начинание завершилось неудачей. После чего, по совету брата, он отправляется воевать на Кавказ, а позже становится участником Крымской войны.

Литературное творчество и наследие

Если говорить о творчестве Толстого, то первая его работа повесть Детство, написанная в юнкерские годы. В 1852 году рассказ печатают в Современнике. Уже в это время Толстого ставят в один ряд с такими писателями, как , Островский и .

Будучи на Кавказе, писатель напишет Казаки, а дальше приступит к написанию , что будет продолжением первой повести. Будут и другие работы у молодого писателя, ведь творческая деятельность не мешала служить Толстому шла рука об руку с его участием в Крымской войне. Из под пера писателя появляются Севастопольские рассказы.

После войны он живет в Петербурге, в Париже. По возвращении в Россию Толстой пишет в 1857 году третью повесть , что относится к автобиографической трилогии.

Женившись на Софье Бернс, Толстой остановился в имении родителей, где продолжал творить. Наиболее популярной его работой и первым его большим романом является Война и мир, который был написан в течение десяти лет. После него он пишет не менее известную работу Анна Каренина.

Восьмидесятые годы для писателя были плодотворными. Он писал, комедии, романы, драмы, среди них После бала, Воскресенье и другие. На тот момент уже было сформировано мировоззрение писателя. Суть его мировоззрения хорошо видна в его «Исповеди», в работе «В чем моя вера?» Многие его почитатели стали относиться к Толстому, как к духовному наставнику.

В своем творчестве писатель в жесткой форме ставил вопросы веры и смысла жизни, подвергал критике государственные институты.

Власти очень сильно боялись пера писателя, поэтому следили за ним, а также приложили руку к тому, чтобы Толстого отлучили от церкви. Однако люди продолжали любить и поддерживали писателя.

В начале девяностых годов Толстой начинает болеть. В 1910 году, когда он был в дороге, ему становится плохо. Он остановился на станции Астапово, где через 7 дней скончался.

Имеются в биографии Толстого и интересные факты. Так писатель создавал не только произведения для взрослых, но и подарил детям такие работы как Азбука и Книга для чтения.
У писателя было тринадцать детей, правда, только десять из них выжили.

Война и мир — роман, который около восьми раз переписывали, а отдельные его эпизоды переписывались и того больше. К тому же сначала он носил название 1805, позже еще два раза переименовывался.

Толстой вел дневники, где описывал приключившиеся с ним ситуации, делал свои пометки, делился своими эмоциями. А так как у него был ужасный почерк, то дневники переписывала его жена.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.