Решение конфликтов, через сказку. Решение конфликтов, через сказку Конфликты сказок какими способами разрешались

Гость студии Анна Бену - писатель, сказкотерапевт и арт-терапевт, режиссёр документального кино и ТВ, дизайнер, член Творческого союза художников России.
Ведущий передачи Дмитрий Зеливанский - эксперт по игровому обучению

Сказки - это интересный инструмент для работы с конфликтами.

Сказки, которые были связаны с определенными традициями, сегодня понимаются по-другому. А чаще - не понимаются. Почему?

Раньше традиции, обряды и сказки были вместе и воспринимались, как одно целое. Сейчас становится непонятным, зачем Баба Яга помещает героя в печь. Если посмотреть историю, то когда младенец рождался недоношенным, болезненным, то существовал обряд «выпекания младенца». Ребенка укладывали на хлебную лопату, обмазывали тестом (тесто-символ солнечных лучей) и помещали в хорошо протопленную печь. Но она в этот момент не горела, ребенка не сжигали. Устье печки - это лоно, утроба материнская. Помещая ребенка внутрь, считалось, что он допекся там, перерождался. И когда его вынимали обратно после троекратного погружения в устье печки, то считалось, что он родился здоровым. Поэтому в сказках помещение героя в печь - это отголосок традиций.

То есть, Баба Яга хочет добра, перерождения главному герою?

В нашей культуре мы боимся конфликтов и той трансформирующей силы, которая в них скрыта. Потому что они приносят дискомфорт, боль. И поэтому мы желаем друг другу, чтобы все было хорошо. А представим себе человека, у которого по жизни все хорошо. Жизнь невозможна без конфликтов. Если с детства дать ребенку понимание, что в конфликте есть пружина трансформации, которая способна вывести на новый уровень, что там есть позитивное зерно всегда. Просто важно его найти.

Как вы это сделаете с помощью сказок? Как с ребенком об этом говорить? Как рассказывать?

Когда мы видим сказочных персонажей, которые сталкиваются постоянно на своем пути с такими неоднозначными (дающими знания) персонажами, как Баба Яга, мы замечаем, что герой побеждает. Герой превосходит в силе, уме, ловкости злых персонажей. В жизни люди тоже стремятся победить в конфликтах другого. А нужно побеждать не другого, а скорее, агрессию внутри себя. Как победить? Осознав страх или обиду. Если мы победили одного, это значит, что тот был просто слабее. Но в жизни всегда найдется тот, у которого его агрессия окажется сильнее нашей.

Разве в сказках не так? Герой побеждает Бабу Ягу, Кощея Бессмертного?

Баба Яга как раз такой персонаж, который дает знания, как победить. Она указывает, где можно отыскать Кощея Бессмертного и освободиться от него. Она дает клубочек мудрости. Вот если мы прибегаем к мудрости, то способны освободиться от негативного составляющего внутри себя. Побеждать другого человека - это война. Маленькая война порождает большую. Нужно увидеть причину этого конфликта, почему мы обиделись, стали уязвимы, что нас задело? Это разрушительные качества, которые разрушают нашу личность. И ребенка они тоже разрушают. Часто с такими детьми не дружат. Ребенку можно показать почему. Жадность - тоже негативное проявление. С жадным ребенком тоже дети не будут дружить. А ребенок не понимает, почему все это происходит.

Какая сказка подойдет, чтобы объяснить ребенку его внутреннюю проблему?

К примеру, возьмем сказку «Лисичка-сестричка». Лисичка обманула Волка, еще на нем и покаталась. Эта лисичка постоянно убегает от людей, и как к ней относятся люди? Здесь можно задать ребенку вопрос: «Лисичку любят? Она же хитренькая. Ее уважают?» Ребенок сам поймет, что нет. «А ты хочешь так же?» - следующий вопрос думающему над проблемой ребенку. Через сказку дети понимают ошибочное поведение, примеряя героев на себя. Ребенка никто не обвиняет в жадности или хитрости. Сказки указывают путь к счастью. В сказках негативные герои нужны как источник вдохновения для решения непростых конфликтных ситуаций.

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии.

Двадцать первая сказка.

Ябеда.

Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали и поражали глубиной и красотой. Особенная чистота, сверхаккуратность прослеживалась во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик, но всех останавливал пренебрежительный голос новенькой:

Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глаза-

ми, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет!

Я вижу, вы уже познакомились? - спросил Учитель-Еж, войдя в класс.

Да, познакомились, - озадаченно ответили ребята.

Надеюсь, вы ее не обидели? - спросил Учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки.

Кто кого еще обидел-то? - прошептал Зайчонок.

Конечно, обидели, - вдруг вырвалось у Кошечки. - Они грязными руками трогали мой чистый бантик.

Я думаю, что если тебе, Кошечка, не понравилось, то наши ребята больше не будут делать этого, - остановил своими словами и взглядом порыв возмущения Волчонка Учитель.

Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу.

Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи. Она терпеть это не стала, громко произнесла:

Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.

Но мы же по делу говорили, - оправдывались ее соседи.

Тем более, - строго произнесла Кошечка.

По классу прошел ропот возмущения.

Такой вредины еще не бывало в нашей школе! - вырвалось у Белочки.

Я прошу всех быть более сдержанными, - попросил Учитель. - У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться.

Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил:

Как тебе у нас?

Плохо, - со слезами на глазах ответила Кошечка. - Мне здесь никто не нравится.

Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень непросто, но у нас добрые ребята, - успокаивал Учитель.

Не заметила я, что они добрые! - всхлипнула Кошечка.

Поживешь, увидишь! - пообещал Учитель.

А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя ее уже не ласковым именем "Кошечка", а неприятным словом "Ябеда".

Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась еще больше.

Так ей и надо! -- проворчал обиженный Зайчонок. - Пусть не задается.

А она и не задается, - вмешался в разговор Учитель. - Ей плохо у нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она и отстаивает свои правила таким способом.

Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с вниманием, лаской, а эта ябеда!.. - продолжал возмущаться Волчонок.

Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится, - объяснял Учитель. - Вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания.

Как это? - заинтересовалась Белочка.

Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей реакции одобрения. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило? - спросил Учитель.

Ребята кивнули, ожидая продолжения объяснений.

А так как вместо похвалы Кошечка услышала только мою просьбу о сдержанности, то у нее возникло чувство растерянности. Кошечка не понимает, что у нас происходит. Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами, - предложил Учитель.

Интересно, что нам надо сделать? - уточнили ребята.

Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша задача - спокойным голосом, с ласковой улыбкой ответить ей с благодарностью, что она это заметила. И предложить найти путь или средство это исправить, - завершил свою мысль Учитель-Еж.

А давайте попробуем! - загорелся Волчонок.

Только вот не знаю, как насчет улыбки? У меня может не получиться! - засомневался Зайчонок.

А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем известна! - предложил маленький Енот.

Волчонок поспешил проверить новый метод общения. Подойдя к зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал ее играть. В ответ он услышал:

Я с такими лохматыми не играю!

Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты! - продолжил эксперимент Волчонок.

Хорошо, я попробую, - неуверенно ответила Кошечка. - А у тебя, Волчонок, есть расческа?

Конечно! - обрадовался Волчонок, доставая расческу из кармана и подмигивая своим друзьям.

А почему ты дружишь с Белочкой? - спросила Кошечка, старательно расчесывая своего нового друга

Она веселая! - не задумываясь, ответил Волчонок.

Да? А мне она кажется грубой и легкомысленной, - вспомнила Кошечка ее реплику.

А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя, только лучше, когда вы будете

с Белочкой одни, - посоветовал ей Волчонок. - Да, не забудь про один секрет.

Что это еще за секрет? - удивилась Кошечка.

Нежная улыбка, - ответил Волчонок, широко улыбнувшись новенькой.

И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.

А Волчонок-то справился с этим новым методом общения! - шепотом произнесла Белочка.

Двадцать вторая сказка.

Шапка-невидимка.

(демонстративное поведение)

Когда первоклассники приходят в школу, то для них наступает новая пора. И адаптация детей зависит от подготовительного этапа (детского сада, подготовительного класса, установок взрослых). Можно сразу выделить детей, которых родители, педагоги мучили усиленной подготовкой и чрезмерным вниманием к себе. Очень рано такие дети познакомились с системой "уроков". Взрослые постарались! И что же? Быстро разобравшись в требованиях учителя, они начинают чувствовать, что им слишком легко и даже скучно. Дети ищут дополнительных развлечений, стремятся доиграть упущенное, демонстрируют свое поведение, требуют постоянного внимания со стороны учителя и сверстников. Замечания педагога, смех новых товарищей порой закрепляют негативные формы поведения на уроке. На ребенка "вешают ярлык" баловника, хулигана и пр.

Учитель борется за порядок в классе, а ученик за лидерство, за социальное признание. Сроки и средства такой борьбы различны, а результаты неутешительны. Проигрывают обе стороны, так как нет взаимопонимания, доверия и уважения друг к другу, возникают проблемы в обучении. Попробуем помочь ребенку понять неадекватность своего поведения и поискать позитивные модели с помощью сказочного персонажа. Итак, предлагаем первоклассникам коррекционную сказку. Используя сказкотерапию, учитель может предложить игру "Шапка-невидимка" после прослушивания данной сказки. И результаты более заметны, чем после постоянных окриков, угроз, записей в дневнике.

В Лесной школе появился еще один новый ученик. Это Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. "Самый умный, самый находчивый, самый веселый..." - твердили они ему. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: "Ты просто соловей у нас!" Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: "Ой, акробат!" Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность это доказать всем жителям леса.

В Лесной школе почему-то приняли его без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, Учитель расстраивался и, все равно, дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались, и ученики, и Учитель не замечали "гениальности" Мышонка.

Тогда Мышонок решил удивить всех своим "соловьиным" писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. "Вот, наконец-то, - думал Мышонок, - все заметили меня!" Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понравилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только Учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:

Почему ты нам мешаешь?

Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда пришли за первоклассниками родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель-Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но, увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался:

"Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает, как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?"

На следующий день Учитель-Еж начал урок с истории о "Шапке-невидимке", которая хранилась в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Это шапка - невидимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж "держал" ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям Учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к доске. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: "Ну и пусть, они все еще пожалеют!" Наконец прозвенел звонок, началась перемена! Когда ученики ушли играть в коридор, Учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и "снял" шапку.

вновь вернется к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им.

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал...

Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить? - ехидно спросил Мышонок.

Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается! - обиженно ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

Хочешь, я помогу тебе?

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему Учитель-Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как Учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мышонок вдруг вспомнил про "Шапку-невидимку".

Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла? - удивлялся Мышонок.

А Учитель-Еж и ребята-зверята дружелюбно улыбались...

Двадцать третья сказка.

Задача для Лисенка (ложь).

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:

1. Во всем находить собственную выгоду.

2. Уметь ловко обмануть.

3. Уметь избежать неприятностей, "выйти сухим из воды".

Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: "Кто же из них прав, дедушка или папа?"

Что касается дедушки, то он действительно одиночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.

У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пытается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.

Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? - как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.

И будешь Лисом-одиночкой! - протрещала в ответ Сорока.

Как же мне быть? - спросил ее Лисенок. - Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?

Маленький Лисенок, - засмеялась Сорока, - выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.

Я подумаю над этим завтра! - решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою проблему, перенес ее на другой день.

Но вот наступил этот день, а проблема осталась.

Как же быть, что выбрать? - вновь задал себе вопрос Лисенок.

В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

Что с тобой случилось, ты не заболел? - забеспокоился Учитель-Еж.

Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, - почему-то вырвалось у Лисенка.

Твой дедушка болен? - спросили ребята.

Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, - продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, - предложил Учитель. - Твой дедушка сейчас особенно

нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под ногами, было очень весело. Домой Лисенок вошел беззаботным.

Почему ты так рано пришел? - спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

Я?.. - растерялся Лисенок. - Наш учитель заболел! - прошептал он.

Как, заболел? Что-то серьезное? - забеспокоился старый Лис.

Да, наверное! - продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

Плохо, очень плохо, - проворчал дедушка, - жаль мне Учителя-Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.

Еж встал как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал происходящее.

Я рад, что вам уже лучше! - произнес наконец-то Учитель.

А вам? - спросил удивленный дедушка.

Сейчас что-то будет! - шептал Лисенок. - Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да я сейчас проснусь, и все будет, как прежде, - пытался успокоить он себя.

Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка, чувство стыда и страха поселилось в душе.

Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? - спрашивал сам себя Лисенок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

Да, что посеешь - то и пожнешь!

Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся.

Лисенок приподнял голову и увидел Учителя.

Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес Учитель. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить Учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор...

Я буду стараться быть честным!!! - пообещал он Учителю.

Я верю в тебя! - ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор, как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука, липкую паутину и говорит правду.

Двадцать четвертая сказка.

Спорщик.

У Мышонка появилась привычка спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спорах со своими друзьями.

Мышонок, ты зачем со всеми споришь? - спросил его Зайчонок.

Я не спорю, а веду дискуссию, - важно ответил Мышонок.

Дискуссия - это немного другое, - улыбаясь, объяснил Учитель-Еж. - Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника, дает ему возможность полностью высказаться.

А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, - вмешался Волчонок.

Во-вторых, - продолжал Учитель, - в дискуссии необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.

Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! - уверенно заявил Мышонок.

Мне наш Мышонок напоминает одного знакомого лесного гнома, - вспомнил Зайчонок.

Какого еще гнома? - недовольно спросил Мышонок.

Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца, - начал свой рассказ

Зайчонок. - Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком.

Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты:

Ух-ты! И такое бывает! - удивляется гном.

Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазками он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает, и вряд ли существуют еще в мире какие-то загадки. Когда Удивлялка делится своими впечатлениями с братом, то в ответ слышит:

Подумаешь, я это давно знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:

Что же ты такую ерунду не знаешь?

Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.

Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.

Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.

А я встречала его в лесу! - воскликнула Белочка. - Он похож на сморщенный сушеный гриб!

Да, - подтвердил Учитель. - Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример,

для того чтобы научиться общаться с друзьями.

А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? - смутился Мышонок.

Дискутировать! Поупражняемся, все вместе! - обещал Учитель.

После этой сказки можно предложить школьникам любую нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Напомните правила ведения дискуссии (см. текст сказки) и введите для самоконтроля "мяч-переходник" (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую сразу после дискуссии можно доброжелательно проанализировать вместе с детьми.

Двадцать пятая сказка.

Обида.

Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой. Правда, на Белочку она продолжала обижаться. Не то чтобы была серьезная причина разногласий, просто трудно Кошечке понять Беличьи шутки. Скажет Белочка что-то веселое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про нее шуточки. Надует она щечки, отвернется от друзей и молчит.

Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка? - интересуются друзья.

Но Кошечка молчит, ничего не отвечает.

Так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не открывает.

Сами догадайтесь, чем меня обидели! - промолвит Кошечка тихонечко.

Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошечкой извиняются, но чем ее обижают, так и не понимают. Надоело им Кошечку без конца уговаривать, решили без нее в игры играть, события обсуждать. А Кошечка еще больше надулась, распушилась от обиды и сидит помалкивает одна-одинешенька.

Подошли к Кошечке Волчонок с Лисенком, спрашивают:

Кто тебя обидел, Кошечка?

Белочка с Зайчонком! - отвечает она. - Они со мной не играют.

Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит? - возмущается Белочка.

Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не делать, - предложил Зайчонок.

Но Кошечка отвернулась, ничего не ответила. Подошел к ней маленький Енот:

Когда я был маленьким, часто обижался на всех, а моя мама мне сказку рассказала.

"Жил-был купец в одном городе, в южной стране, где солнце жаркое, пустыня огромная. Часто путешествовал купец, свой товар продавал, диковинки покупал. Купил он как-то жеребца стройного и быстрого для себя и ослика веселого, озорного для своей любимой дочери. Прибыл он домой, жеребца и ослика в конюшню поставил, вкусного зерна дал. А ослик с жеребцом разговор меж собой начали.

Что ты за зверь - не лошадь, не заяц? Тебя из жалости хозяин купил, а мною весь город любоваться будет! - сказал жеребец ослику.

Нет, он для дочки меня купил, потому что я веселый и добрый, и рост у меня для нее удобный,

безопасный, - ответил ослик, а самому от слов жеребца грустно стало, мысли невеселые в голову пришли.

Утром вывел жеребца купец из конюшни, все так и ахнули:

Ой, красавец, стройный, быстрый, молодой!!!

Вывела дочка купеческая ослика, раздался смех гостей:

Что же это за лошадка ушастая? Такой смешной не видали еще!

А девочка гладит его по спинке:

Если кто смеется, значит, им весело; порадуйся, ослик, за них. А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, веселый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!

Но ослик обиделся и стоит как вкопанный. Стала еще больше уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он опять стоит, обижается.

Тут народ увидел упрямство ослика, и опять все стали смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать? А потом придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: "На обиженных воду возят!"

А могло бы быть все по-другому, - размышляла Кошечка. - Девочку бы катал, весело играл. А то и подружку потерял, и себя наказал.

Я рад, что ты все поняла, Кошечка! - закончил сказку Енот.

Конечно, пойду я к своим друзьям, а то они меня заждались давно! - улыбнулась Кошечка.

Двадцать шестая сказка.

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

Воротился старик - на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь - дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». - «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

    «Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

Шлет с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку».

В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

    «Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

    «Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудой.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

    «Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

Подобные документы

    Типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные. Виды тактик: жесткие, нейтральные, мягкие. Анализ деятельности военного руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными. Причины межличностных конфликтов воинских коллективов.

    дипломная работа, добавлен 28.02.2012

    Рассмотрение основных типов конфликтов: межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Этапы развития конфликта: возникновение, осознание ситуации, конфликтное поведение, исход. Оптимизация организационно-управленческих условий создания компаний.

    презентация, добавлен 07.05.2015

    Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.

    реферат, добавлен 27.11.2010

    Определение понятия "конфликт". Деструктивные функции конфликтов. Личностные причины возникновения конфликтов. Парадокс Г. Зиммеля. Деструктивные приемы воздействия на партнера. 12 шагов для разрешения конфликтов. Условия эффективности медиаторства.

    презентация, добавлен 21.12.2014

    Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.

    курсовая работа, добавлен 12.11.2008

    Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

    контрольная работа, добавлен 11.02.2016

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа, добавлен 08.06.2003

    Конфликт и конфликтная ситуация. Формы и способы разрешения конфликтной ситуации. Периоды и этапы динамики конфликтов. Методы преодоления конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.

    контрольная работа, добавлен 09.10.2008

    Рассмотрение основных функций сказки: терапевтическая, прогностическая и диагностическая. Использование диагностической сказки как метода психологического исследования личности с целью выявления жизненных сценариев и стратегий поведения индивида.

    отчет по практике, добавлен 27.10.2012

    Понятие и типология конфликтов, их стадии и структура, позитивные и негативные функции. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации, необходимость составления карты конфликта. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.

Жили-были лиса да заяц.

Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.

У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Скорее всего, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует: не следует спешить при разборе конфликта ― сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить таким образом земную атмосферу.

Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.

Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику: конфликт возникает тогда, когда есть некое целое ― неделимый объект (здесь ― лубяная избушка) и как минимум две стороны (здесь ― лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае ― это когда лиса прогнала зайца.

Идет зайчик да плачет,

Однако для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание, что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом ― другая сторона. В данном случае причину своих невзгод заяц ошибочно связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. Возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов: реальная, когда вторая сторона действительно является виновной, и воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может в конце концов послужить развитию уже вполне реального конфликта.

а ему навстречу собаки:
― Тяф-тяф-тяф! Про что, зайчик, плачешь?

Как видим, появляются новые герои сказки ― собаки. При этом, предположительно, собаки обладают большим эмоциональным интеллектом ― понимают эмоции зайца. Напомню: эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и, с другой стороны, понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?). Но главное все-таки ― понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это ― узнаем дальше.

А зайчик говорит:
― Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорят собаки. ― Мы ее выгоним.

Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия ― «Наших бьют!». Причем вместо того чтобы выслушать вторую сторону. Быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь, покинув избушку, он оставил лису голодать. Хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, почти безнравственно. Тем более что, судя по описанию, заяц ― самец, то есть мужчина, а лиса ― самочка, то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).

Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу бы выносил решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.

― Нет, не выгоните!
―Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
―Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

Как видим, собаки, вместо того чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф-тяф-тяф», что означает «Сам дурак!»), который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем. Обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта. А ведь можно было начать разговор по-умному: сделать лисе комплимент, похвалить ее шкурку например.

А она им с печи:
Собаки испугались и убежали.

Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения. (Напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон.) Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая сторона уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности и вышла победителем.

Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
― Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорит медведь. ― Я выгоню ее.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны. В конце концов вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен: на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.

Пошли гнать.
Медведь:
― Поди, лиса, вон!
А она с печки:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.

Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно, по причине острой болезни, известной в народе, как медвежья.

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
― Про что, зайчик, плачешь?
― Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
― Поди, лиса, вон!
А она с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.

Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным ― сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:
― Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
― Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, бык гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он тоже решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.

Подошли к избенке. Петух:
А она услыхала, испугалась, говорит:
― Одеваюсь...

Где вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя нечестно), и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны.

Петух опять:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
― Шубу надеваю.

Как видим, конфликт исчерпан ― лиса решила оставить помещение в пользу зайца.

Петух в третий раз:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.

Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок, было такое неправомерное наказание?

Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик ― заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно с чем ассоциирующейся) произошла, бартером ― предоставлением последнему помещения для проживания.

Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.

Вместо заключения

Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении: он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.

А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело происходит в голодный период, ранней весной, лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные). Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась и, само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же в качестве благодарности за приют «выгнала» зайца, чтобы он мог спрятаться и, таким образом, остаться живым.

Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась? Здесь все просто: лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то, когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного ― жизни.

Вот так и происходит большинство конфликтов ― от недопонимания. И потому рекомендация сказки топ-менеджерам: чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы, не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.