Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль"

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа "Старуха Изергиль". Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

Результат работы порадовал Горького. В произведении полностью отразились его взгляды на общественные отношения. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет написать таким складным языком, коим был написан рассказ "Старуха Изергиль". Также Горький стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог бы стремиться каждый читатель.

В рассказе "Старуха Изергиль" большую роль играет композиция, которая ставит один рассказ в содержание другого. Женщина преклонных лет рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полная реальности.

В рассказе на первом месте стоит тема свободы. Все герои не находятся в зависимости от общества. Данко, уверенный в своей правоте, командует непонимающей толпе идти вперёд, несмотря на возмущения со стороны. Полную свободу своим поведением демонстрировала Изергиль. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.

Всеобщая любовь Данко открывает в рассказе тему любви, которая для Ларры проявлялась исключительно в сторону себя. А Изергиль в погоне за удовольствием приходит к осознанию того, что утратила истинную любовь.

Главные темы затрагивают роль человека в обществе. По мнению писателя каждый человек должен нести свои таланты на общественное благо. Он выступает против индивидуализма Ларры и против пустоты Изергиль.

Также писатель призывает с пользой тратить свое время, которое неумолимо бежит вперёд. Образ Изергиль даёт понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полного ощущения счастья от прожитой жизни.

Основополагающей идеей данного рассказа является поиск смысла жизни. И писатель нашёл его в альтруизме. Но каждый человек в праве найти свой.

В рассказе также затронуты проблемы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми следует задуматься каждому.

Автор решая проблемы своих героев представляет на всеобщее обозрение их разные взгляды на жизнь. Для Данко было важно жить во имя других. Ларра жил исключительно ради себя, а Изергиль в любовных утехах. В итоге полное удовольствие смог получить только Данко.

Произведение "Старуха Изергиль" представлено в виде трех разных жизненных историй. Читая и прослеживая которые каждый сможет для себя выбрать правильный путь. Писатель пытается донести, что человек - это существо общественное. И те, кто пытается действовать ради собственного эгоизма, в итоге осознают, что остались ни с чем.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого

    Катастрофическая война 1812 года доставила много невзгод, мучений и страданий, Л.Н. Толстой не мог не отреагировать на важный период для своего народа и отобразил его в любовном произведении «Война и мир»

  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского

    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.

  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина

    Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом

  • Сочинение Почему часто ссорились в семье Кашириных в произведении Детство Горького

    В большом семействе Кашириных Алеша сталкивается с целой галереей ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников не чувствует себя своим. Будни семьи отравляет бесконечная вражда, в которую вовлечены даже дети.

  • Образ и характеристика Дуняши в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Пьеса «Вишневый сад» - это последняя пьеса, написанная А.П. Чеховым. Его «лебединая песня», хотя сам автор таковой ее не считал. Более того, он то считал ее довольно смешной комедией пародийного стиля

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой легенды?

Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии

1. Отношение к толпе

2. Толпа - герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, на свете человек. Быть или не быть - вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего - вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела - свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни.

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода - вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего - истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье - вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».