Русские гуляния картина. Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

Масленица кустодиевская и не только... mamlas wrote in March 7th, 2016

Ещё о и праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Ещё о


Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.


2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.


4. А. Брусилов. Масленица, 1999


1. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.




5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».


6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937


2. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.



7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920


Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.



9. П. Балод. Масленица





10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916


Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



11. И. Шурихина. Масленица


4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.



12. П. Грузинский. Масленица, 1889


13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908


Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.


14. А. Черкашина. Масленица, 2002


5. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки - "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".



15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица


Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.


17. А. Мырочкина. Масленица, 1998


6. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» - значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.




18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897


19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869


Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.


20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001


21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы


7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника - сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.



22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973


После длительного воздержания во время строгого Рождественского поста, после шумных новогодних застолий и светлой радости самого Рождества Христова, после идущих за ним следом крещенских праздников, наступает разудалая Масленица. Придя к нам через столетия, она воспринимается сейчас не только как дань старинным традициям, но и как приобщение к неким сакральным действам.

Отголоски язычества

Как только ни называют этот удивительный период времени в конце февраля - начале марта, на грани зимы и весны, развеселых и сытных угощений перед длинным Пасхальным постом славянские народы! И в церковном календаре, и Блинницей-Объедухой в народе! Удалые народные гуляния, катание на санях и кулачные бои, торжественное шествие с чучелом Масленицы и сжигание ее в честь проводов уже успевших надоесть простому люду снегов и морозов - все эти красочные, эмоциональные действа привлекали внимание многих представителей искусства. Особенно же живое и яркое воплощение нашло отражение праздника в живописи. Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица». Почему они дали своим работам одинаковые названия, в чем состоит отличие каждой - об этом мы с вами и поговорим в данной статье.

История и традиции

В дохристианский период жизни восточных славян, нынешних русских, украинцев и белорусов, наступление нового года было связано с весенним равноденствием, пробуждением природы, началом нового цикла жизни, культом плодородия и памяти предков. Земледельцы, коими по своему образу жизни, в основном, и были древние славяне, в полной мере зависели от урожаев на своих полях. Картина «Масленица» Семена Шемякина (2001 год) отражает один из важнейших элементов праздника - сжигание соломенного чучела, пепел от которого развеивался по всем крестьянским наделам. Считалось, что таким образом люди повышают плодоносность земли, стимулируют ее плодородное начало.

Второе значение обряда

Другая картина «Масленица» - еще одного современного художника Анатолия Николаевича Шелякина (2005 год) заостряет наше внимание на другом смысловом моменте праздника. Создание семьи и рождение детей, продолжение рода - в этом, по мнению древних, главное предназначение человека. Поэтому на Масленицу поощрялись различные забавы, во время которых молодежь могла свободнее проявлять свои чувства. Традиции чествовать парней и девушек, молодых мужчин и женщин, способных дать потомство, тесно связаны все с тем же культом плодородия и возрождения жизни. Отсюда пошли и масленичные смотрины молодоженов, и катания в санях молодежи обоего пола, и даже шуточные преследования холостяков.

Связь со своим родом

И, наконец, картина «Масленица» тоже нашей современницы - Анны Черкашиной (2002 год). Она адресует зрителя к третьему смысловому аспекту праздника - поминанию ушедших в мир иной предков, прощение обид, которые в течение года члены семьи, родные и знакомые, соседи вольно или невольно причиняли друг другу. Блины как главный элемент масленичного стола на картине Черкашиной особенно точно отражают древнеславянскую поминальную суть праздника.

Мастер жанра

Целую серию картин под общим названием написал замечательный художник Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества. Цикл произведений создан за сравнительно небольшой период в 4 года - с 1916 по 1920 г. 5 полноценных полотен и 2 варианта одной и той же картины, исполненной в разной цветовой гамме, подчеркивают особый интерес художника к выбранной теме. Как к ее воплощению подходит Кустодиев? «Масленица» 1916 года (одна из картин этого времени) - это типично русский Небо расцвечено закатом и полыхает багрянцем и золотом. Его лучи сияют на заснеженных крышах и мостовых, зажигают радужные огни на укутанных в мохнатые шубы деревьях. Высятся купола и шпили церквей, устремленных в поднебесную высь. А на улицах гомонит и веселится народ, шумит ярмарка, не желая расходиться, мелькают карусели, проносятся расписные сани. Широкая русская душа, молодецкая удаль и жизнелюбие - таков эмоциональный фон картины. Она заряжает оптимизмом и бодростью, будоражит воображение зрителей и пробуждает желание изучать быт, историю и традиции своего народа. Конечно, наше описание картины «Масленица» далеко не полно. Но надеемся, оно пробудит любопытство читателей статьи, и им тоже захочется побольше узнать о русской старине и русском искусстве.

Вместо послесловия

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению. Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают нам отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы.

В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание".

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник - "встреча"
вторник - "заигрыши"
среда - "лакомка"
четверг - "разгул", "перелом"
пятница - "тещины вечерни"
суббота - "золовкины посиделки"
воскресенье - "прощенный день".

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:

Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев :

П. Н. Грузинский "Масленица", 1889 г.

К. Е. Маковский " Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге", 1869 г.

А.Черкашина. "Масленица", 2002 г.

Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.

В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.

В.И Суриков " Взятие снежного города", 1891 г.

С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.



В этом году Масленица выпала на последнюю неделю февраля, с 20-го по 26-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.




«Взятие снежного городка» - одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание - купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.




Катание на тройках и санях - еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом - часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».







Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели - неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.



Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период - 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



П. Грузинский. Масленица, 1





Тот же сюжет - катание на тройках по заснеженным деревенским улицам - изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.







Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, - рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу - перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними - коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге - на льду Невы и Фонтанки.