С чем сталкивается человек на войне. Сочинение на тему человек на войне

(По произведениям русской литературы XX века)

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Полевой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.

Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало поступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять,

Анализируя рассказ Федора Тендрякова «День, вытеснивший жизнь…». Он понравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.

«День, вытеснивший жизнь…» – первый день вчерашнего школьника на войне.

Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю прежнюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.

Впереди – неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков видел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков

И убитые немецкие солдаты.

Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только «смущающую жалость»; «Я стоял над врагом и испытывал только брезгливость… Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая жалость». Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем.

Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характеры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремальной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глухарева и Нинкина.

Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался трусом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, исполнил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня немцев, а всего лишь штыковая лопата.

Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта. Подвиг – это самопожертвование. Но человек не всегда осознает, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно верным.

Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе силы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все. Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее – судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Нинкиным.

Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это – главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него противоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.

«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Написаны о другой войне – 1812 года. И хотя она была тоже освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жестокая.

Подвиг человека – в центре внимания и другого писателя, прошедшего фронтовыми дорогами, – Константина Воробьева. Основная идея его повести «Убиты под Москвой» – прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.

Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос. И тотчас сама рота – отвлеченная армейская единица – становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице – Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту».

Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обозначает два полюса – бьющей через край жизни и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежности определенности слова – «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязаемой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени…

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самозарядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.

Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики «Ура!», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура!», а «орет» «бессловесно и жутко», и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя частью всех.

Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, чтобы набрести на рассеявшихся в окружении своих.

«Он почти физически ощутил, – пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, – как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство…» После того, что он пережил в ночном бою, после смерти капитана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно – и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с разрывающей душу ясностью и напряжением.

Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его произведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Воробьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших…

Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солдатам в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отдавали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова «Материнское поле»: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затеяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».

Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности

наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они защищали Родину! А это и есть подвиг.

Василь Быков - один из виднейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творческой работы остался верен теме войны. Он пишет только о войне, не зная усталости и словно боясь не успеть рассказать читателю, как губительно сказалась война на душах людей.
Василь Быков, как и Юрий Бондарев, Георгий Бакланов, принадлежит к числу писателей-фронтовиков, которые не понаслышке знали, что такое фронт и передовая. Быков воевал до конца войны на Юго-Западном фронте. И, в сущности, ему не надо было ничего придумывать о ней в своих книгах. Все тяготы войны он вынес на собственных плечах. Это был опыт, горячо и глубоко пережитый.
"Я не могу отделаться от мысли, - писал Ч. Айтматов, - что судьба сберегла нам Василя Быкова, чтобы он, пройдя горнило войны, выстрадав сполна горькое лихолетье партизанской Белоруссии, сказал бы в послевоенной литературе свое сокровенное, неповторимое, преисполненное беспощадной правды и сыновней боли слово от имени всех тех, тогдашних восемнадцатилетних, коим выпало, пожалуй, самое трудное - трагическая и героическая доля".
Быков писал о войне такой, какой она была - в страданиях и крови. Он писал о людях, которые в условиях этой войны вели себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, именно в этом аспекте Быков нам наиболее интересен. Интересен тем, что показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, обнажает его внутреннее душевное противоборство. Это позволяет писателю глубоко понять народную, человеческую правду о войне.
В ранней военной прозе ("Фронтовая страница", "Западня", "Журавлиный крик", "Третья ракета") Быков далек от хрестоматийного глянца в показе военных событий, далек от показа ложного героизма, ложных чувств. Герои его поражают правдой характеров, достоверностью взаимоотношений. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде ("Журавлиный крик"). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством. чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев ("Фронтовая страница"). Не пропустив танки, гибнут "сорокапятчики" старшего лейтенанта Желтых ("Третья ракета"). Некоторые, правда, не выдерживают, под давлением обстоятельств становятся трусами и предателями. Таковы Иван Пшеничный во "Фронтовой странице", Задо-рожный в "Третьей ракете". Рыбак в "Сотникове". Фигуры эти взяты Быковым не случайно. Автор хочет подчеркнуть, что трусость неминуемо влечет за собой лицемерие, самообман, раздвоенность. Человек, лишенный мужества, теряет не только собственное достоинство, но и уважение окружающих.
Проблема ответственности человека - вот что волнует Быкова уже в ранней прозе. Попадая в ситуацию выбора, его герой проявляет свою духовную. человеческую истину. Люди сильного характера, способные на самопожертвование, - Карпенко и Свист в "Журавлином крике", Кри-венок и Попов в "Третьей ракете", Климченко в "Западне". На этих людей всегда можно положиться: они не подведут. Они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. "Им, - пишет Быков, автор " Фронтовой страницы", - хотелось только одного - дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте".
Своими первыми военными повестями Быков обратил внимание на то, что не каждый человек способен на геройство, но каждый должен и может отвечать за совершаемые поступки. Может быть, именно сознание ответственности руководит поступками Фишера: не подготовленный к войне, он ценой собственной жизни предупреждает товарищей о появлении немцев. То же чувство заставляет Тимошкина упрямо идти к своим, несмотря ни на что:"...отчаяние и гнев сжимали его горло, когда он вспоминал Скварышева, Кеклидзе, Щербака и многих других славных ребят, что, занесенные снегом, навеки остались на широких просторах венгерских равнин. Сквозь слезы он ничего не видел вокруг, кроме далекого огня, который тихо мерцал на чьей-то безвременной железной могиле. Огонь и вел его в темноте ночи - от гибели к жизни, туда, к своим".
Именно желание во что бы то ни стало установить справедливость заставляет героя верить, бороться и не уставать жить. Ведь только тогда человек может проявить великую силу духа, когда ставит перед собой высокие задачи, даже если этим обрекает себя на смерть. В конечном итоге только в борьбе к человеку приходят успех и победа над собой. Это происходит с героем рассказа "Смерть человека", который, будучи тяжело раненным, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок,
Думается, что те примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.
Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

30.03.2013 14834 0

Уроки 74–75
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии
и романтика в военной прозе

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Ход уроков

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов-фронтовиков.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне… Правда о войне… Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

– Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Наверное, каждому приходилось слышать фразу: «Есть о войне хорошие книги, но правда ещё не вся». И речь, мне кажется, идет не о какой-то личной, только тебе известной правде о сражении, полководце, событии, без которой никакой полной правды быть не может, – речь идет о правде общей, единой, самой главной – о правде народной.

Настоящий талант ищет эту правду не в широком эпическом охвате многих лиц, событий, лет, не в глобальных философских обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто…

«Я не знал тогда и не мог знать, что из всего нашего класса, из тех ребят, что пошли на фронт, мне единственному суждено живым вернуться с войны…» – это напишет Г. Бакланов.

«Я глянул на убитого в стереотрубу. Свежая кровь блестит на солнце, и на нее уже липнут мухи, роятся над ним. Здесь, на плацдарме, великое множество мух», – это тоже Г. Бакланов.

«У меня до сих пор стоит в ушах крик ребенка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Вы не смогли бы его слышать, вы не смогли бы его выдержать. Ребенок летит и кричит, кричит как откуда-то из-под земли, с того света», – это напишет С. Алексиевич, и словно в ответ ей, этому крику, навсегда вошедшему в душу, раздастся другой, из сарая, который уже обложен соломой, облит бензином: «Мамочка, милая, просись и ты, жечь нас будут…» – это А. Адамович.

И реквиемом по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

Читая книги о войне, понимаешь, что подвиг – это не романтические приключения, а труд с риском и опасностями. Например, одно из довольно часто описываемых событий – захват пленного. Можно вспомнить сдержанного, умудренного жизнью капитана Травкина Э. Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения о готовящемся танковом прорыве, и Синцова с товарищем по роте из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», когда обещают они генералу Орлову взять «языка», а генерала настигает разрыв мины, и теперь слово, данное мертвому, особенно крепко, даже свято, и притащат они немца ценой тяжелого ранения и потери ноги напарника по ночному поиску…

И будет рисковать собой Кузнецов, из повести Д. Медведева «Это было под Ровно», выкрадывая немецкого полковника с его сверхсекретными документами.

Ужасает жестокой правдой о войне книга А. Адамовича «Каратели». В ней – о тех бывших военнопленных, кто сделал свой выбор, сохранив себе жизнь, вырвавшись из концлагеря, стал в ряды карательного отряда. Суть этого выбора откроется, когда Николай Белый, один из тех, кто надел чужую форму, подвергается испытанию: в руку суют пистолет, немец упирает свой ствол тебе в спину – и марш к огромному, кажущемуся бесконечному рву, у края которого стоят люди, обреченные на смерть, и ты, именно ты, должен выстрелить. И сколько ты раз выстрелишь, столько и сигарет получишь в поощрение, и слышит бывший лейтенант Красной армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:

– Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь – тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Чтобы это великое испытание, которому подвергается душа человека, стало особенно зримым, автор доводит его до трагической вершины. В русской литературе мерилом ценности человека было отношение к ребенку, наверное, поэтому, следуя классическим традициям, Адамович дает своему герою высшее испытание: Белый видит, как на краю рва мальчик «сидит лягушонком, колотится всеми позвонками и просит, плачет: «Дядя, хутчэй, дядя, скорей!» Ему так невыносимо страшно, что он выстрел торопит как избавление от нечеловеческого ужаса! Так сможет Белый выстрелить или нет?

Автор останавливает описание, продолжения не будет, но зато следующая сцена начнется словами: «Лейтенант Белый вел свой цуг по улице…» Цуг – это по-немецки взвод, а бывший лейтенант – его командир. Значит, смог он, да еще повышение получил, и идут они на работу – убивать деревню Борки.

Адамович не скрывает невероятной тяжести выбора таких «бывших лейтенантов». Но помнит Муравьев, что был десятым, кто шагнул из ворот лагеря к столам с колбасой и хлебом, последним, а его товарищи, полуживые, изголодавшиеся, смотрели «на белые ломти с красной колбасой» и не сделали того шага, который сделал он. И так просто и страшно скажут родители своему сыну, пришедшему в дом в немецкой форме: «Лучше бы тебя убили…»

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

III. Обсуждение самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Вы самостоятельно прочитали повесть Воробьева «Убиты под Москвой» о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

– Кто в центре событий повести Воробьева?

Это юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«– Двести сорок человек? И все одного роста?

– Рост 183, – сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

– Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», главный герой повести, Алексей Ястребов, думает о себе: «к ак наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении…

– Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение – единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта – своя тоже – вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой». Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

– Почему Рюмин решился на самоубийство?

Понял трагичность положения: «За это нас нельзя простить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

– Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это – бывшее, настоящее и грядущее – требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Таким образом, капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

– А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то неуемное, притаившееся счастье, – радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».

Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что происходило, – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось… в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

– Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

– Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

Неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо сперва самому…») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду». Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей». Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чужом языке:

– Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги – он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

– Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»…

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

– Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец повести?

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

– Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. и что тогда зависит от нас?

IV. Творческая работа (или можно дать в качестве домашнего задания).

Напишите рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Задание для отдельной группы:

Перед вами стихотворение поэта, павшего за Родину во время Великой Отечественной войны.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

Звучит «налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

черна от пота –

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневным Бородино!

– В чем для вас смысл судьбы молодого предвоенного поколения, какой она предстает в повести К. Воробьева и стихотворении М. Кульчицкого?

Конспект урока «Человек на войне. Правда о нём.»

Эпиграф к уроку:

«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление».

(В.Быков)

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), (урок-конференция).

Технология: развивающее обучение.

Планируемые результаты.

Предметные: умение анализировать художественное произведение; умение характеризовать литературных героев.

Метапредметные:

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, вырабатывать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

Понимать информацию, делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу, планировать свои действия, анализировать собственную деятельность, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Коммуникативные:

Планировать, осуществлять свою работу в группах, участвовать в учебном диалоге с учителем.

Задачи урока:

Личностные

Формирование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе, гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны;

совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог, развивать устную связную речь, навыки выразительного чтения;

закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Средства обучения:

Компьютер, проектор, презентация, тексты художественных произведений, портреты писателей: А.Т.Твардовского, Васильева, Ю.Друниной, выставка книг о войне.

Методы и приёмы:

Словесные, наглядно-практические, самоконтроля.

К уроку учащиеся готовят задания:

1 группа «Документалисты». Подбирают материал о писателях, произведениях.

2 группа «Музыканты». Подбирают к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.

3 группа «Чтецы». Готовят выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу «Человек на войне. Правда о нём».

1 А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

Герой поэмы Василий Тёркин

Обобщённый образ советского солдата, смелый, отважный…

2 Васильев «А зори здесь тихие»

Герои повести Федот Васков, пять девушек: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич

3 Герои-земляки, участники войны.

Ход урока.

Звучит песня о Великой Отечественной войне.

« Десятый наш десантный батальон»

Музыка: Б. Окуджава, слова: Б. Окуджава

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы, к плечу плечо,

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума,

Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет неутомим,

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим!

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

1969

    Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

«Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!» Эти тревожные слова из песни Булата Окуджавы тесно связаны с темой нашего урока. О чём будет идти речь на нашем уроке накануне великого праздника Дня Победы? Определим тему. (Великая Отечественная война. Человек на войне.) Как вы думаете, какова роль такого важного урока для каждого из нас? Какую ответственность возлагают на себя писатели произведений о войне? (Изображать события реально, правдиво…)

Эпиграфом к нашему уроку являются слова советского писателя В. Быкова, который говорил:

«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление». Как вы понимаете слова замечательного писателя? (Писатель должен говорить о войне правду).

Наш урок посвящён произведениям о Великой Отечественной войне. Содержание каких произведений мы вспомним? (Поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю.Друниной «Зинка», Р.Верзаковой «У войны не женское лицо»). А главным героем на войне является человек. Запишем тему урока в тетрадь «Человек на войне. Правда о нём».

Целеполагание.

Каковы цели нашего урока?

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны. Знать, какою ценой завоёвана победа. Определять проблемы, которые волнуют авторов произведений… Систематизировать материал к сочинению-рассуждению…

Что вы должны знать к уроку литературы?

Содержание, героев произведения, о времени, изображенном в произведении, жанр произведения, основные сведения об авторах произведения. Что должны уметь ? Пересказывать, давать характеристики героям, выразительно читать, сравнивать произведения разных авторов…

Тип нашего урока: урок-конференция.

Какую форму работы выбрали? (Групповую). Что каждая группа готовила к уроку?

1 группа «Документалисты». Подбирали материал о писателях, произведениях. Готовили презентации к уроку.(Исследовательская работа)

2 группа «Музыканты». Подбирали к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.

3 группа «Чтецы». Готовили выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений. (Творческие задания)

В течение урока заполняем таблицу «Человек на войне. Правда о нём. Характеристика героев». Таблицы лежат перед вами. В конце урока оцените работу друг друга.(Взаимопроверка, взаимооценка)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Где можно будет применить знания, приобретённые на уроке? (На экзамене, в сочинении-рассуждении) Какие моменты в написании сочинения-рассуждения вызывают у вас затруднения? Каковы их причины? Каковы основные требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению? Вы знакомы с планом сочинения-рассуждения. Он перед вами на партах, им вы будете пользоваться при написании сочинения дома, используя примеры из литературы и из жизненного опыта, который вы сегодня обогатите.

    Первичное закрепление во внешней речи.

А сейчас вспомним произведения о Великой Отечественной войне. Поговорим о подвиге солдат и офицеров. Найдём ответы на вопросы:

Как проявлялся героизм людей во время Великой Отечественной войны? Какую правду о войне рассказали нам авторы произведений?

В каком произведении отразился высокий дух советского солдата?

Презентация учащихся.

Сообщение первой группы «Документалисты» о поэме Твардовского «Василий Тёркин», о картине Ореста Верейского «Портрет Тёркина», об истории её написания. (Межпредметные связи).

Учитель:

Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен?

(Устное описание картины)

Учитель:

Спасибо за презентацию и интересное сообщение. Ребята, что нового узнали из выступления данной группы? Соответствует ваше представление о Василии Тёркине с этим портретом?

    Самостоятельная работа учащихся над главой «О потере».

Учитель:

Вспомним некоторые главы из поэмы «Василий Тёркин», в которых ярко проявился настоящий характер героя. На какой главе вам хочется сегодня остановиться?

Сообщение учащегося о главе «О потере».

Учитель:

Посмотрим инсценирование главы « О потере». Отметим основные черты характера бойца Василия Тёркина.

Потерял боец кисет,

Заискался, - нет и нет.

Говорит боец:

(Боец:)

- Досадно.

Столько вдруг свалилось бед:

Потерял семью. Ну, ладно.

Нет, так на тебе - кисет!

Запропастился куда-то,

Хвать-похвать, пропал и след.

Потерял и двор и хату.

Хорошо. И вот - кисет.

Кабы годы молодые,

А не целых сорок лет...

Потерял края родные,

Все на свете и кисет.

Посмотрел с тоской вокруг:

- Без кисета, как без рук.

- Без кисета у махорки

Вкус не тот уже. Слаба!

Вот судьба, товарищ Теркин.

(Василий Теркин:)

- Без кисета, несомненно,

Ты боец уже не тот.

Раз кисет - предмет военный,

На-ко мой, не подойдет?

Принимай, я - добрый парень.

Мне не жаль. Не пропаду.

Мне еще пять штук подарят

В наступающем году,

Тот берет кисет потертый,

Как дитя, обновке рад...

И тогда Василий Теркин,

Словно вспомнил:

- Слушай, брат,

Потерять семью не стыдно -

Не твоя была вина.

Потерять башку - обидно,

Только что ж, на то война.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить, -

Я не спорю, - тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак,

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Наши деды, наши дети,

Наши внуки не велят.

Сколько лет живем на свете?

Тыщу?.. Больше! То-то, брат!

Сколько жить еще на свете, -

Год, иль два, иль тыщи лет, -

Мы с тобой за все в ответе.

То-то, брат! А ты - кисет...

Учитель:

Какие качества в характере Василия Тёркина вы цените? (Понимает, какая ответственность лежит на его плечах).

Учитель:

Каким мы видим в этой главе и в других главах главного героя?

Презентация «Василий Тёркин – защитник Родины».

Учащиеся называют главные черты характера литературного героя, определяют, о какой правде повествует нам автор произведения, говорят о преемственности поколений, делают вывод.

Учитель:

    Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

Рядом с нами живут ветераны Великой Отечественной войны. Мы знаем их имена и выражаем им глубокую благодарность за мирное небо. Многих, к сожалению, уже нет рядом с нами, но память о них жива. Вспомним наших земляков, приближавших Победу.

Звучит песня «От героев былых времён не осталось порой имён…» (Марк Бернес).

От героев былых времен не осталось порой имен.

Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.

Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо

Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался, как один. Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть

Ученик с презентацией «Наши земляки, участники войны». Сообщение о земляках, участниках войны.

Учитель:

Сохраняется ли преемственность между поколениями в наше время? (Юноши служат в рядах российской армии). Многие ваши ровесники мечтают с армией связать свою жизнь, они выбирают самую мужественную профессию – защищать Родину! Среди них – ваши одноклассники. Сейчас они расскажут нам, почему они выбрали профессию военного. (Рассказы выпускников)

Учитель:

Война…Великая Отечественная …Мы не в праве забывать о том, какой ценой завоёван мир.. “Война ж совсем не фейерверк, а просто-трудная работа”, писал поэт-фронтовик М.Кульчицкий. И эту трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Это тоже правда о войне, горькая правда…

Сообщение учеников о женщинах в армии в период Великой Отечественной войны, о том, каковы были их военные профессии. (Исследовательская работа).

Учитель:

Это им, хрупким и сильным, милым, отважным, беззаветно любящим Родину, фронтовик Борис Васильев посвятил произведение “А зори здесь тихие…”. Это одно из лучших и правдивых, искренних произведений о женщине на войне.

Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность)

Выступление учеников о творчестве Б.Васильева, о затрагиваемой им проблеме в повести «А зори здесь тихие…»… (Слайды с изображением портрета писателя, девушек – героинь произведения)

Учитель:

Где происходит действие повести?

Учащиеся передают краткое содержание произведения.

Учитель:

Представим каждую девушку. Постараемся понять истоки их героизма. (К доске выходят 5 девушек и Васков, все в военной форме). На экране слайды с изображением девушек.

Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. (Рассказ учащихся о судьбах девушек).

Учащиеся делают вывод об истоках героизма девушек.

Учитель:

Какие чувства испытывает Федот Васков после гибели всех девушек? (Рассуждения учащихся).

В своём стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» Александр Твардовский пишет об этом горьком чувстве так:

(Выразительное чтение стихотворения учащимся)

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Учитель:

С повестью Б.Васильева перекликается стихотворение поэтессы Юлии Друниной «Зинка». В нём также раскрывается тема женщины на войне. Та же боль, та же трагедия…То, что несёт война!

Ученик с сообщением о поэтессе, о стихотворении «Зинка».

Презентация.

Слайд с изображением Юлии Друниной. Фотография медсестры, выносящей с поля боя раненого бойца.

Учитель:

Послушаем стихотворение Ю.Друниной «Зинка» и и сопоставим его с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие».

Звучит стихотворение “Зинка” (Ю. Друнина.) Чтение в лицах.

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблоневом захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в доме квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг нежданный приказ: “Вперед!”

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам, по буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблоневом захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

Учитель:

Что объединяет повесть Б.Васильева и стихотворение Юлии Друниной?

Во имя чего погибали девушки?

Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность).

Выразительное чтение наизусть стихотворения Р.Верзаковой

«У войны не женское лицо»

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана.

Имеет женщина над миром свою власть –

Любви томление, огненную страсть.

И женщины удел – хранить очаг.

Продленье жизни – в бесконечность шаг.

Мужчину ждать домой; переносить нужду.

Руками нежными предотвращать беду.

И в чистоте блюсти родимое крыльцо,

Растить детей в традициях отцов.

Нет! У войны не женское лицо.

Учитель: Среди наших ветеранов Великой Отечественной войны тоже есть женщины. Юными девушками они отправлялись на фронт и в одном строю с мужчинами воевали за Родную землю. Невозможно не вспомнить их.

Ученица с презентацией « Наши землячки, участницы войны».

Учитель:

Литературные и реальные герои… Такая между ними тонкая грань!

В жизни литературных героев отразились судьбы реальных людей.

Великая Отечественная война коснулась своим огненным крылом каждой семьи. Вы помните своих дедов и прадедов по фотографиям, которые бережно хранятся в семейных альбомах, по рассказам родственников …Вы помните их, свято храните их в своём сердце, будете передавать память о них следующим поколениям. О каждом из них можно написать книгу. И вы посвящаете своим дорогим людям свои стихотворения. Вы расскажете сегодня о них нам. (Чтение учениками стихотворений собственного сочинения)

    Рефлексия.

Учитель: Ребята, наш разговор о произведениях о войне, о человеке на войне подходит к концу. Что вам дал сегодняшний урок? Чему научил? Над чем заставил задуматься? Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

Нам необходимо принять решение.

(Помнить о подвиге нашего народа, беречь мир на Земле…)

    Домашнее задание.

    Обязательное задание для всех. Написать, используя материал урока, сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту о войне Владимира Богомолова «Рейс «Ласточки».

    Задания разного уровня сложности по выбору: творческое задание (написать стихотворение по теме урока) или составить тест по прочитанным произведениям.