Счастливая ли любовь у куприна кратко. Сочинение: Что такое любовь в произведениях Куприна

Тема любви в творчестве. Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведе­ниях Куприна жизнь бьет ключом Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет»,

«Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая глав­ная из которых - трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведо­мо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдво­ем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, завися­щими как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны - образованный ин­теллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой - Олеся - «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн ри­сует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богат­ством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй нату­ры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти дет­ской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвест­ным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус - последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Протестуя против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам биб­лейской «Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы воз­любленная погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему воз­любленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому ис­точнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девуш­ки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забу­дется, потому что крепка, как смерть.

А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная Ни­какие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в пре­красную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Эмоциональной кульминацией становится не траги­ческая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с плени­тельной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой пред- дуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему, мне хочется, чтобы так было.

Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Мно­гому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное - ценить любовь.

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, "озаренные" настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в "Олесе". Так в "Гранатовом браслете". Так в "Суламифи". Так в "Поединке". Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил". Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к "маленькому" человеку. Так возникает повесть "Гранатовый браслет", в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой "полесской колдунье" Олесе в отношениях с "добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем" и умной, расчетливой Шурочке – с "чистым и добрым Ромашовым" ("Поединок"). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений “освещенные” этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав большое количество его произведений

Можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже женится на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем ” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”, – пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, – “. для меня вся жизнь заключается только в вас”. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: “Да святится имя Твое”.

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван “серебряным веком”. Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн. Его творчество соединяет в себе странным образом самый суровый жизненный реализм и удивительную воздушность, прозрачность. Его перу принадлежат одни из самых проникновенных произведений о любви в русской литературе.

Я бы хотела остановиться на двух из них: “Поединок” и “Гранатовый браслет”. Они очень разные, но при ближайшем рассмотрении даже в сюжете можно найти перекличку. В обеих повестях основой сюжета становится история несчастной любви, причем оба главных героя трагически гибнут, а причиной этого становится отношение к ним любимой женщины.

Георгий Ромашов, “Ромочка”, из “Поединка” – молодой офицер. Его характер совершенно не соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты – плачев ны. Его солдаты хуже всех маршируют. Сам он постоянно совершает оплошности. Его идеалистические представления все время приходят в противоречие с действительностью, и жизнь его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке. Она олицетворяет для него красоту, изящество, образованность, вообще культуру в атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком. Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта – вырваться отсюда.

Для этого она заставляет мужа готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, противоположности встретились. Но если у Ромашова любовь поглотила всю душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным ” Ромочкой “. Поэтому она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает остаться с нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем. Когда-то Шурочка уже отказалась от любви Назанского (и теперь это спившийся, отчаявшийся человек).

В понимании Шурочки любящий должен приносить жертвы. Ведь она сама, недолго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия, общественного положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям – и его отстранили. От Ромашова Шура потребует еще большего – ради ее репутации, в угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью. Для самого Георгия это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае, постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила.

В “Гранатовом браслете” ситуация похожа, но не совсем. Героиня тоже замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады. И сам-Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет “Поединка”), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен.

Но опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозиттюрьмой, судом общества, своими связями.

Любовь хотя бы раз в своей жизни испытал каждый человек – будь-то любовь к матери или отцу, мужчине или женщине, своему ребенку или другу. Благодаря этому всепоглощающему чувству люди становятся более добрыми, душевными. Тема любви затрагивается в творчестве многих великих писателей и поэтов, именно она вдохновила их на создание своих бессмертных произведений.

Великий русский писатель А. И. Куприн написал ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. Под пером А.И.Куприна

Родились такие замечательные произведения, как рассказы Гранатовый браслет», «Суламифь », «Олеся », «Поединок» и многие другие, которые посвящены этому светлому чувству. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера и разных людей, но суть ее неизменна – она безгранична.

В повести «Олеся », написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси , девушки из глухой полесской деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу. Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей , внучкой ведьмы Мануйлихи . Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству.

Влюбленная Олеся проявляет свои наилучшие качества – чуткость, деликатность, наблюдательность, врожденный ум и подсознательные знания жизненных тайн. Ради своей любви она готова на все. Но это чувство сделало Олесю беззащитной, приведя ее к гибели. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Предложив девушке руку и сердце, главный герой подразумевает, что Олеся , которая жить не может вдали от природы, переедет к нему в город. Ваня даже не думает отказаться от цивилизации ради Олеси . Он оказался слабым, смирился со сложившимися обстоятельствами и не предпринял никаких действий, чтобы быть вместе с возлюбленной.
В рассказе «Гранатовый браслет» любовь представлена как безответное, бескорыстное, романтическое чувство, которое испытывает главный герой Желтков, мелкий служащий, к княгине Вере Николаевне Шеиной.

Смыслом жизни Желткова стали его письма к любимой женщине, полные чистой, самоотверженной любви. Муж княгини, справедливый и добрый человек, с сочувствием относится к Желткову и, отбросив всякие предрассудки, проявляет уважение к его чувствам. Однако Желтков, осознав несбыточность своей мечты и потеряв всякую надежду на взаимность, совершает самоубийство.

При этом даже в последние минуты своей жизни он думает лишь о своей возлюбленной. И только после смерти главного героя к Вере Николаевне приходит осознание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Это произведение является глубоко трагичным и говорит о том, как важно вовремя понять любовь другого человека и ответить ему взаимностью.

В своих произведениях А.И.Куприн продемонстрировал любовь как искреннее, преданное и бескорыстное чувство. Это чувство – мечта каждого человека, ради которой можно пожертвовать всем. Это вечная всепобеждающая любовь, которая сделает людей счастливыми и добрыми, а окружающий мир прекрасным.

Сочинения по литературе: Тема любви в произведениях А. И куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или от-

Ца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. способна

Воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все поглощающее чувство вдохновляло А. С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствовал потребность в «героических сюжетах» , в самоотверженных, самокритичных героях. В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А. И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров. С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества. Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы. Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича. Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью. Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она, гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого" ,признаётся, что доброта его " не сердечная". Сердце у него "холодное, ленивое" , и тем, кто "будут его любить" , принесёт он, хотя и невольно, "много зла".Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает

Блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными, безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца. А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, как символ вечной любви и преданности. Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности. Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение. Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в

Городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том, чтобы ради своей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации. Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе "Суламифь" . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя "Гранатовый браслет" звучит тема безответной любви как великого дара, который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и "царственно

Спокойной " женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от "Г. С.Ж" . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь – трагедия. Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: "Да святится имя твоё ".Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед ней последней встрече с уже мёртвым обожателем: "В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё" . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение, но навеки.

В своих рассказах А. И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыстную любовь. Любовь, о которой мечтает каждый человек. Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.