Сочинение Булгаков М.А. Афраний - это Воланд? (Из работы Лидии Яновской) Начальник тайной стражи афраний

Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием.

Действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его окружения убеждают читателя в этом. После заявления бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти » Пилат потрясен и испуган: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть Тиверия!» Он не может поверить, что кто-то покушается на незыблемость этой власти, боится, что его могут уличить в пособничестве Иешуа, и быстрее утверждает смертный приговор. После содеянного Понтий Пилат мучается, он понимает, что прав Иешуа, говоривший о скудости его жизни, он понимает, что одинок, не верит людям, боится предательства. Он раб кесаря, свой должности и карьеры. Преступить это рабство свыше его сил, поэтому, ожидая главу тайной службы Афрания, чтобы узнать, как прошла казнь, и отдать несколько распоряжений, великий прокуратор находится в раздраженном состоянии духа. День и ночь после казни Пилата преследует обвинение в трусости. Он, понимая, что это один из самых страшных человеческих пороков, хочет успокоить проснувшуюся совесть, искупить вину перед невинным Иешуа и задумывает лишить жизни Иуду из Кириафа, предавшего бродячего философа.

Пришедший Афраний с полуслова понимает своего господина. Этот человек неглуп, наделен «лукавым умом», «наклонен к юмору». Но настораживает его «особенный взгляд» «внезапно и в упор», то, как «ласково «поглядывает он на прокуратора. Он как будто желает прочитать его мысли. «Мощь великого кесаря - единственное, за что он ручается. Понтий Пилат знает, что своим положением Афраний очень дорожит, ему нравится властвовать над людьми и ради карьеры он готов на любую подлость. Если надо будет, он предаст и самого Пилата. Потому прокуратор предусмотрителен с Афранием, отмечает его-«громадные заслуги на труднейшей работе в должности заведующего тайной службой» и обещает доложить о них в Риме. Когда речь заходит об Иуде, гость посылает прокуратору свой взгляд и тотчас, «как полагается», угасает его. Он желает угадать мысли своего господина. Услышав от Пилата, что Иуду зарежут ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!», - он понимает замысел прокуратора. Если бы заговор родился не в стенах дворца, Афраний о нем непременно бы знал. Понтий Пилат приказывает предотвратить это убийство. Афраний «больше своих неожиданных взглядов на игемона не бросал», а только «покорно» сказал: «Слушаю». И уточнил «сурово»: «Так зарежут, игемон?» Получив утвердительный ответ, принял, правда, с наигранным изумлением кожаный мешок с деньгами от прокуратора.

Убийство не предотвращено, как мы и думали, - но обрести свободу у него не хватает душевных сил, он продолжает бояться, поэтому заручается у Афрания еловом, что по городу поползут слухи о самоубийстве Иуды. Почему же глава называется «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа?» В этом названии, безусловно, иносказание. Разве публично мог великий прокуратор наказать того, кто донес на Иешуа, который высказывался против власти? Тогда бы Пилат сам потерял эту власть, лишился бы покровительства римского императора. Разве мог Афраний перечить своему повелителю? Нет, иначе не будет власти, денег. Герои вправе сами сделать выбор: либо воспротивиться безнравственным законам, которые делают человека несвободным, лживым, трусливым, либо принять их. Они выбирают последнее. Их выбор - это вызов М.А. Булгакова всем тем, кто ропщет на несправедливость властителей, духовную зависимость от них. Человек всегда имеет выбор, но быть честным, добрым, свободным труднее.

Афраний управляет является руководителем тайной полиции в Ершалаиме. Если говорить нынешним языком, то он представляет собой нечто наподобие майора ФСБ или какого-то похожего служителя силовых структур.

Нужно сказать, Булгаков пишет этот образ довольно положительным и чуть ли не воспевает различные достойные качества этого ершалаимского «чекиста». Как говорят некоторые исследователи, Булгаков специально изобразил таким представителя тайной полиции, чтобы угодить власти. Таким образом, автор хотел получить некие цензурные поблажки, а также, возможно, заручиться поддержкой представителей соответствующей профессии своего времени и благодаря этому продвинуть свой роман.

Эта версия выглядит вполне логичной, но также следует отметить и высокую точность описания ближайшего подчиненного иудейского прокуратора. Ведь в подобной профессии стандартно работает определенный тип людей, для такой работы нужно обладать соответствующим типом личности и Булгаков просто описывает такой тип.

Начальник тайной стражи добрый и отважный, он отлично знает город и понимает своего начальника с полуслова. При этом Афраний – жесткий человек, чья справедливость порой граничит с садизмом. Он скромный и приятный, не хочет похвалы за собственную работу и довольно искренне служит собственной стране и власти.

В какой-то степени Афраний является противоположностью Иешуа, который олицетворяет собой (если говорить политическим языком) анархизм. Афраний в свою очередь – империализм и тоталитаризм, он уверен в актуальности иерархической власти, в чувстве ответственности и справедливости. Иешуа в свою очередь проповедует переход человечества к отсутствию всякой власти, ко временам, когда угнетение личности не потребуется, когда профессии подобные работе Афрания будут не нужны.

Наверное, начальник тайной полиции понимает этот факт, равно как любой государственный деятель может понять к чему приводят свободолюбивые речи проповедников. Как ни странно, именно Афраний фактически обеспечивает отмщение Иешуа, так как исполняет завуалированный приказ Пилата по устранению Иуды. Таким образом, Афраний поддерживает справедливость в себе и мире.

Хотя Булгаков много страдал от работы представителей силовых структур, он пишет такого героя довольно приятным. Однако и Воланд в его изображении выглядит приятно, но не перестает от этого быть Воландом.

Сочинение на тему Афраний

Если Афраний и герой второго плана, то такой, без которого герою первого плана было бы совершенно невозможно. Когда Понтий Пилат в разговоре с Левием Матвеем заявляет, что он убил Иуду, ведь он же исключительно уверен в исполнительности начальника тайной стражи.

Итак, каким же предстаёт перед читателем на редкость исполнительный, умный и верный начальник тайной стражи Афраний?

Михаил Афанасьевич Булгаков очень хорошо вырисовывает каждый штрих в образе Афрония, заставляя читателя обратить на это внимание. Увидеть его. Почувствовать, как его круглое лицо расплывается в улыбке. Как из-под ресниц его глаза изучают каждого, кто попал в поле его зрения. Как его мокрые волосы, постепенно высыхая, приобретают свой цвет и делают его лицо ещё приятнее.

Человек с добродушным лицом и пронзающими глазами. В этих глазах сосредоточено всё его умение определять людей. Его исполнительность. Его расторопность. Афроний к тому же довольно умён. Вместо того, чтобы кичиться своими достоинствами, он крайне скромен и деликатен.

Выбритое круглое лицо его располагает к себе людей. Даже горячая, привыкшая к военным походам, лошадь под ним необычайно покладиста и послушна. Афраний носит военную хламиду и короткий боевой меч. Но почему же он вызывает ощущение спокойствия и умиротворения? Неужели это просто его улыбка действует таким странным образом?

По долгу службы Афраний руководит казнью Иешуа и приговорённых к распятию разбойников. Вершит не то правосудие, не то зло. Потом, исключительно понимая, чего от него требует прокуратор, убивает предателя Иуду, исполняя каждый пункт приказа Понтия, которого тот, конечно, не давал. Он является абсолютным злом, желая сотворить добро.

Афраний как будто весь состоит из этого противоречия, удивительно совмещая в себе совершенно несовместимые вещи. Как будто доказывая, что в этом и состоит жизнь. Понтий вершит свой суд. Афраний исполняет приговор и разделяет чувства Понтия. Понимает своего командира по долгу службы.

Получая перстень из рук прокуратора, Афроний просто продолжает оставаться верным, исполнительным начальником тайной стражи. И всё понимающим человеком с невероятно добродушным лицом.

Несколько интересных сочинений

  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского

    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.

  • Трагедия совести в драме Гроза Островского сочинение

    В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать

  • Сочинение по картине Васнецова Баян (описание)

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

  • Нас часто запитують Що таке щастя? або Чи щасливий ти?. Ці питання змушують задуматися над тим, що дійсно є щастя. В сучасному світі люди змінили свої пріоритети й для них важливими є матеріальні цінності. Хтось радіє новенькому телефону

Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием.

Действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его окружения убеждают читателя в этом. После заявления бродячего философа Иешуа ГаНоцри, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти», Пилат потрясен и испуган: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть Тиверия!» Он не может поверить, что кто-то покушается на незыблемость этой власти, боится, что его могут уличить в пособничестве Иешуа, и быстрее утверждает смертный приговор. После содеянного Понтий Пилат мучается, он понимает, что прав Иешуа, говоривший о скудости его жизни, он понимает, что одинок, не верит людям, боится предательства. Он раб кесаря, свой должности и карьеры. Преступить это рабство свыше его сил, поэтому, ожидая главу тайной службы Афрания, чтобы узнать, как прошла казнь, и отдать несколько распоряжений, великий прокуратор находится в раздраженном состоянии духа. День и ночь после казни Пилата преследует обвинение в трусости. Он, понимая, что это один из самых страшных человеческих пороков, хочет успокоить проснувшуюся совесть, искупить вину перед невинным Иешуа и задумывает лишить жизни Иуду из Кириафа, предавшего бродячего философа.

Пришедший Афраний с полуслова понимает своего господина. Этот человек неглуп, наделен «лукавым умом», «наклонен к юмору». Но настораживает его «особенный взгляд» «внезапно и в упор», то, как «ласково «поглядывает он на прокуратора». Он как будто желает прочитать его мысли. Мощь великого кесаря « - единственно, за что он ручается». Понтий Пилат знает, что своим положением Афраний очень дорожит, ему нравится властвовать над людьми, и ради карьеры он готов на любую подлость. Если надо будет, он предаст и самого Пилата. Потому прокуратор предусмотрителен с Афранием, отмечает его «громадные заслуги на труднейшей работе в должности заведующего тайной службой» и обещает доложить о них в Риме. Когда речь заходит об Иуде, гость посылает прокуратору свой взгляд и тотчас, «как полагается», угасает его. Он желает угадать мысли своего господина. Услышав от Пилата, что Иуду зарежут ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!», он понимает замысел прокуратора. Если бы заговор родился не в стенах дворца, Афраний о нем непременно бы знал. Понтий Пилат приказывает предотвратить это убийство. Афраний «больше своих неожиданных взглядов на игемона не бросал», а только «покорно» сказал: «Слушаю». И уточнил «сурово»: «Так зарежут, игемон?» Получив утвердительный ответ, принял, правда, с наигранным изумлением кожаный мешок с деньгами от прокуратора.

Убийство не предотвращено, как мы и думали, более того, Иуду убил сам Понтий Пилат, но обрести свободу у него не хватает душевных сил, он продолжает бояться, поэтому заручается у Афрания, что по городу поползут слухи о самоубийстве Иуды.

Почему же глава называется «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа»? В этом названии, безусловно, иносказание. Разве публично мог великий прокуратор наказать того, кто донес на Иешуа, который высказывался против власти? Тогда бы Пилат сам потерял эту власть, лишился бы покровительства римского императора. Разве мог Афраний перечить своему повелителю? Нет, иначе не будет власти, денег. Герои вправе сами сделать выбор: либо воспротивиться безнравственным законам, которые делают человека несвободным, лживым, трусливым, либо принять их. Они выбирают последнее. Их выбор - это вызов М.А. Булгакова всем тем, кто ропщет на несправедливость властителей, духовную зависимость от них. Человек всегда имеет выбор, но быть честным, добрым, свободным труднее.

"...в первую очередь попытаемся определить, имеются ли какие-либо следы пребывания Воланда в Ершалаиме.
Никаких прямых указаний на это, однако, в романе нет, за исключением утверждения самого Воланда. Но ведь Воланд говорит, что он находился в Ершалаиме “инкогнито”; это значит, что он не был просто невидим (как можно было бы предположить), а именно присутствовал, но не в своем обычном, а в травестированном обличье. Значит, в романе Мастера следует искать отнюдь не прямые, а скрытые, замаскированные следы данного персонажа.

Еще одно важное обстоятельство состоит в том, что и в Москву Воланд приехал под видом профессора черной магии — консультанта и артиста, т.е. тоже инкогнито, а значит, тоже не в своем собственном обличье. Следовательно, нет никакой вероятности встретить в Ершалаиме лицо, непосредственно похожее на московского Воланда: сатана несомненно сменил одну маску на другую; при этом атрибутом маскарада сатаны может быть, очевидно, не только одежда, но и черты лица, голос и т.д.39.

Если с учетом этих предварительных соображений внимательно вглядеться в повествование о Пилате, то можно обнаружить, что в связи с рассматриваемой темой несомненный интерес представляет” фигура Афрания — начальника тайной стражи.

Рассмотрим, прежде всего, внешний облик этого персонажа. Ни чертами лица, ни взглядом, ни голосом Афраний непосредственно не напоминает Воланда. Но при отсутствии прямого сходства имеются некоторые тонко замаскированные изоморфные черты. Глаза другие, но общей является способность к внезапной и резкой перемене взгляда. Голос другой, но в обоих случаях он резко характерный, имеет маргинальный тембр — и потому отмечен множество раз: высокий у Афрания, низкий и тяжелый у Воланда40. Афраний так же мгновенно меняет костюм, как и Воланд. При этом среди его переодеваний мимолетно мелькает (так же, как и у Воланда) его настоящий костюм: “хламида” и шпага (меч) на боку. Наконец, Афраний так же мгновенно меняет язык, и так же невозможно оказывается определить его национальность. Таким образом, Булгаков задает релятивные константы образа при полном различии их материального заполнения.

Интересно описание прихода и ухода Афрания во дворце. Эти два момента даны весьма подробно и с нарочитым параллелизмом, т.е. привлекают внимание читателя в качестве мотива. Афраний поднимается (спускается) по лестнице, невидимой с балкона, так что его приход и уход имеют характер появления из-под земли и обратного погружения: “Между двух мраморных львов показалась сперва голова с капюшоном, а затем и совершенно мокрый человек в облепившем тело плаще”; “<…> послышался стук его сапог по мрамору меж львов. Потом срезало его ноги, туловище и, наконец, пропал капюшон. Только тут прокуратор увидел, что солнца уже нет и пришли сумерки”41. Данный мотив содержит уже явный намек на связь Афрания с преисподней (ср. низвержение Воланда и его свиты в пропасть в конце романа).

Вообще целый ряд мизансцен в романе Мастера содержит значимый параллелизм с некоторыми моментами, связанными с пребыванием в Москве Воланда и его свиты. Рассмотрим с этой точки зрения две сцены.

Первая — это сцена казни на Лысой горе. Афраний находится тут же. Он сидит на вершине холма “на трехногом табурете”. Здесь же находится и Левин Матвей, спрятавшийся в укрытии (в расщелине). Данная сцена совершенно параллельна той, в которой Воланд обозревает Москву с крыши “одного из самых красивых зданий”. Это здание, кстати, несомненно является домом Пашкова (здание библиотеки Румянцевского музея), который расположен на небольшом холме. Итак, Воланд находится на возвышении (и даже в прямом смысле — на холме); он сидит на складном табурете; рядом воткнута между плитами его шпага (Афраний на Лысой горе чертит прутиком по песку); наконец, тут же появляется “из круглой башни” (т.е. из укрытия) Левий Матвей.

Другая, еще более важная сцена — убийство Иуды. Тут заслуживают внимания в первую очередь помощники Афрания. Их у него четверо — трое мужчин и женщина. Один из помощников руководит похоронами Иешуа, двое других (и женщина) участвуют в убийстве Иуды. Первого мы не видим непосредственно и узнаем о нем (со слов Афрания) только то, что его зовут “Толмай” (ср. амплуа “переводчика” у Коровьева — “толмач”). Далее, гречанка Низа сопоставляется с Геллой, имя которой содержит отсылку к легенде о Фриксе и Гелле (отсылку, подтверждаемую амплуа “утопленницы” у Геллы).

О внешности двух убийц мы узнаем только то, что один из них был “коренастым” (ср. неоднократно отмечаемый маленький рост кота и Азазелло, сохраняющийся во всех метаморфозах). Мизансценически убийство Иуды обнаруживает ряд параллелей с избиением Варенухи: и в том, и в другом случае действие происходит в укромном месте, в глубине сада, перед жертвой возникают двое, они поочередно наносят удар и овладевают добычей — “сокровищем”, которое было у жертвы убийства/избиения. При этом сопоставление ряда деталей имеет пародийный и комический характер: Гефсиманский сад — уборная театра Варьете; деньги, полученные Иудой за предательство, — портфель с бумагами, которые Варенуха несет в “одно учреждение”. Но, помимо пародийной функции, данный параллелизм выявляет, кто были убийцы Иуды. Что касается роли самого Афрания в убийстве Иуды, то, помимо проявленного им всеведения и “изумляющей всех исполнительности”, характерной является деталь с печатями: Афраний спокойно срывает храмовую печать, которой запечатан кошелек Иуды, так как у него имеются все печати (ср. эпизоды с опечатанной квартирой Берлиоза).

Возвращаясь, однако, к самой сцене убийства, обратим внимание также на то, что один из убийц обнаружил необыкновенную меткость, приняв падающего Иуду на нож и попав прямо в сердце (Афраний говорит Пилату, что Иуда был убит “с большим искусством”). Ср. разговор на балу у Воланда о необыкновенной меткости Азазелло, о том, что он попадает без промаха “в любое предсердие сердца или в любой из желудочков”. Данный разговор возникает в связи с убийством барона Майгеля, которого Азазелло застрелил, обнаружив такое же необыкновенное искусство, как и при убийстве Иуды, — изменилось только, в соответствии с костюмом, оружие убийства. В связи с этим возникает также параллель Майгель — Иуда, и не просто сходство амплуа доносчика (и притом занимающегося иностранцами — ср. отношения Иуды и Иешуа, недавно пришедшего в Ершалаим), но также мотивный параллелизм, позволяющий отождествить данные два образа как два коррелята мифологического повествования.

Действительно, сцены убийства Майгеля и Иуды имеют целый ряд общих деталей: праздничный, парадный костюм убитого; поза, в которой лежит убитый (труп Майгеля обнаружен “с задранным кверху подбородком” — Иуда лежит лицом вверх и с раскинутыми руками). Интересно также то, что Майгель назван бароном; с этим сопоставляется имя Иуды из Кириафа (т.е. “von Kyriath”). Наконец, перед убийством Воланд заявляет Майгелю о том, что ходят слухи, что его как наушника и шпиона ждет печальный конец “не далее, как через месяц”; совершенно аналогичным образом Пилат побуждает к убийству Иуды словами о том, что ему “стало известно”, что Иуда будет убит.

Но самая выразительная деталь — когда Маргарите подносят кубок, наполненный кровью Майгеля, эта кровь оказывается вином: “<…> кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья” — намек на Гефсиманский сад42. В этом мотиве проступает полное слияние двух образов и исчезновение времени в мифологическом повествовании. В связи с этим выясняется также, что лужа крови, которая вытекает у кота в сцене его мнимой комической гибели/воскресения и на месте которой затем выступает труп Майгеля, — это в действительности кровь Майгеля и Иуды".

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство, совесть, добро и любовь к ближнему.
Автор всегда показывает нам последствия действий героев, чтобы убедить в одном: зло наказуемо. Если человек поступил плохо, он за это ответит. В первую очередь ему будет стыдно за себя. И чем страшнее поступок, тем тяжелее будут муки совести.
Так, Понтий Пилат совершил настоящее злодеяние – осудил на смерть невинного человека, Иешуа Га-Ноцри. Совесть терзает прокуратора, он не может забыть о бродячем философе. И, чтобы хоть как-то исправить свою ужасную ошибку, Пилат решает убить того, кто предал Иешуа, Иуду из Кириафа. Прокуратор ненавидит этого человека. Пилат считает, что именно Иуда заставил его сделать жестокий выбор между Иешуа и собственной карьерой, хотя в глубине души знает, что настоящий предатель – он сам.
Кто поможет в убийстве Иуды? Тот, кому Пилат доверяет свою жизнь. И пятый прокуратор Иудеи вызывает к себе начальника тайной стражи – Афрания. Между героями происходит странный разговор. Напрямую договариваться о том, как совершить преступление, Пилат не может. Он знает, что у стен дворца есть «уши», и за каждым его шагом, словом, жестом здесь следят. Поэтому прокуратор ведет себя так, как должен, в соответствии со своим предназначением. Он может позволить себе лишь некоторые «слабости». Так, Пилат участливо предлагает Афранию отдохнуть и разделить с ним трапезу, потому что тот устал после трудной работы, промок под дождем и голоден. Обедая, герои поднимают чаши за кесаря, не только за себя – это обязательный ритуал, тем более в присутствии слуг. Даже оставшись наедине с Афранием, Пилат говорит только то, что имеет право сказать. Но преследует при этом свои личные цели.
Прокуратор в первую очередь спрашивает о настроении в городе, потому что в случае беспорядков вынужден будет остаться в Ершалаиме, месте своего преступления. Именно последнее пугает его, а не климат и нравы горожан. Пилат спрашивает о Варравване, а думает, вероятно, об Иешуа, который погиб вместо разбойника. Поэтому Афраний и посылает «свой особенный взгляд в щеку прокуратора». Но Пилат не реагирует, не выдает себя. Сейчас, перед тем как намекнуть о серьезном деле, прокуратору важно выразить чувство глубокого доверия начальнику своей тайной стражи: «Теперь я спокоен, как, впрочем, и всегда спокоен, когда вы здесь». Афраний хорошо понимает Понтия Пилата. «Прокуратор слишком добр», - говорит он. Эта фраза свидетельствует о том, что начальник тайной стражи не пропускает ни одного слова Пилата и готов к важному разговору.
Прокуратор очень осторожен. Он начинает беседу о главном с казни, спрашивает, как вели себя осужденные, толпа. Это все ему действительно положено знать. Здесь уже Афраний не выдерживает и пытается заставить Пилата проговориться. Начальник тайной стражи знает, кто именно интересует прокуратора больше остальных. Рассказывая об Иешуа, Афраний не называет его имя, ожидая, что Пилат случайно произнесет: «Кто? Га-Ноцри?» Однако этого не происходит. Прокуратор молчит, хотя нервы у него не выдерживают: « Безумец! – сказал Пилат, почему-то гримасничая. Под левым глазом у него задергалась жилка»…
Афраний продолжает искусно пытать игемона и вновь добивается успеха: «Единственное, что он [Иешуа] сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость.
- К чему это было сказано? – услышал гость [Афраний] внезапно треснувший голос Пилата».
Прокуратор нервно «стукнул чашей, наливая себе вина». Он пьет, чтобы успокоиться. В страхе прослыть подлецом и предателем Пилат просит Афрания «немедленно и без всякого шума убрать с лица земли тела всех трех казненных и похоронить их в тайне и в тишине, так, чтобы о них больше не было ни слуху ни духу». По тем выражениям, которые употребляет игемон, видно, насколько ему хочется поскорее забыть об Иешуа и о собственном злодействе.
Нетерпеливый Афраний понимая, что не это главное, вновь торопит Пилата, собираясь уйти. Прокуратор останавливает начальника стражи. Начинается кульминация беседы.
Пилат понимает, как он рискует со своими предложениями, поэтому и открывает разговор о трудной работе тем, что сулит Афранию значительное вознаграждение за нее: в первую очередь карьерный рост. Ответ начальника стражи: «Я счастлив служить под вашим начальством, игемон,» - служит сигналом к продолжению беседы. Несколько небрежно и как бы невзначай подступает прокуратор к главному вопросу об Иуде из Кириафа. Пилат выясняет, что из себя представляет предатель, его интересы, «страсти», род занятий. Получив исчерпывающую характеристику, прокуратор «…оглянулся, нет ли кого на балконе, и потом сказал тихо: …Я получил сегодня сведения о том, что его [Иуду] зарежут этой ночью». Афраний реагирует на эти слова своим особым взглядом: он все понял. После этого Пилат излагает подробности будущего преступления. В конце беседы Афранию остается лишь уточнить твердость намерений прокуратора: «замысел злодеев чрезвычайно трудно выполним. Ведь подумать только… - выследить человека, зарезать, да еще узнать, сколько получил да ухитриться вернуть деньги Каифе, и все это в одну ночь? Сегодня?»
Пилат повторяет, что, несмотря на все трудности, он не откажется от задуманного: «…его зарежут сегодня…у меня предчувствие… Не было случая, чтобы оно меня обмануло, - тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки». Убедительней слов последний жест прокуратора: он предвкушает убийство Иуды.
«- Слушаю», - коротко соглашается Афраний. Все, что скажет игемон, он готов исполнить.
Итак, герои договорились. Последнее, что делает Пилат, - выдает «аванс» своему помощнику, обыгрывая эту ситуацию также очень искусно: «Ведь я вам должен!..» Прощаясь с Афранием, прокуратор говорит ему, что ждет от него доклада «сегодня же ночью». Это намек на предстоящую встречу.
Благодаря своей цели, разговор Пилата с Афранием становится одним из значительных эпизодов произведения. Иносказательный характер беседы затрагивает важнейшую в романе тему противостояния личности несвободе. Сговор прокуратора с начальником тайной стражи утверждает пусть хрупкую, но победу свободы.