Стыд - это эмоции, чувства человека. Психология личности

Последнее время все чаще звучит мнение о стыде как современной эпидемии. С другой стороны, кажется, что стыд вымер, как птеродактили и ихтиозавры. В XVI веке модной деталью мужских панталон был гульфик, рекомендовавший хозяина панталон как мужчину с внушительным мужским достоинством и воина (изначально металлический гульфик был своего рода бронежилетом для гениталий). Сегодня он сохранился на нижнем белье, и едва ли кто-то отважится поселить его на брюках. Но в XVI веке едва ли кому-то пришло бы в голову сесть нагишом и приколотить гвоздем мошонку к площади в знак протеста, как раньше Жанне д’Арк или позже кавалерист-девице Дуровой не приходило в голову гарцевать топлес подобно Femen. Или, например, эволюция купального костюма, начиная с XVIII в. – marinni.livejournal.com/852287.html. Границы стыдного – и не только в отношении телесности – изменяются в зависимости от времени и культуры.

Брене Браун, изучавшая социальные отношения, говорит: «Когда я спрашивала людей о любви, они рассказывали о горе. Когда спрашивала о привязанности, они рассказывали о самых болезненных расставаниях. На вопрос о близости я получала истории об утратах. …Я поняла, что всему виной является стыд. Мы все боимся, что недостаточно хороши для отношений – недостаточно стройны, богаты, добры». С тем, что стыд сплавлен со страхом, не поспоришь. Недаром же древние греки понимали стыд как «страх дурной молвы». Однако свести его только к страху невозможно хотя бы уже потому, что страх – это природное, восходящее к инстинкту самосохранения чувство, а стыд – дискомфортное переживание представления о несоответствии себя или своего поступка принятым нормам, о конфликте между, с одной стороны, желанием или действием, а с другой – разрешенным и должным.

Я не совсем согласен с Брене Браун, потому что одно дело – бояться, что меня не примут из-за несоответствия моей фигуры эталону красоты, и совсем другое – стыдиться своего тела. В первом случае я могу подправить фигуру, изменить стиль одежды, сказать, мол, любите такого, какой есть. Во втором – выход на люди будет чуть ли не пыткой, рубашка с коротким рукавом – непозволительным обнажением, перспектива найти друга/подругу – безнадежной.

То же и в отношении поступка. Одно дело – страх наказания: не ворую, так как боюсь попасться, но если уверен, что не попадусь, могу и украсть; украл, попался и боюсь наказания, но если уверен, что наказания не будет, душа спокойна. И совсем другое дело – когда что-то захочу или сделаю и сгораю от стыда, который сам наказание посильнее любых житейских наказаний. Когда-то в самом начале работы телефона доверия в институте «Гармония» позвонил молодой человек: «Когда мне было 15–16, мы с приятелями ловили девчонок и насиловали. Тогда это было ужасно весело. А десять лет прошло, я вдруг понял, что делал, и не могу с этим жить». Это стыд – после. Но есть и стыд – до, охраняющий от поступка. В советские годы Булат Окуджава сказал чиновнику в ответ на государственное предложение: «Вас я вижу первый, может быть, и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь».

Важно, что стыд – реакция не просто на внешние требования, но на ту их часть, которая усвоена и присвоена мной, стала частью моих ценностей, моего «Я». Главное послание стыда: «Не разрушай себя». Он разыгрывается в душе, и сказать, что он переживание малоприятное, – значит ничего не сказать. Но вместе с тем он очень ресурсное состояние.

Подхожу к стыду очень осторожно, а не сразу и непременно с психологическим скальпелем, как к тому располагают наивные надежды сделать жизнь сплошь позитивненькой. Хоть и говорят, что наглая морда – второе счастье, бесстыдство не тот идеал, к которому я должен тащить пациента на веревке психотерапии. Мы посидим над мозаикой его жизни, чтобы он смог слушать и слышать свой стыд, когда тот еще говорит шепотом, а не оглушает криком, и научился из того, из чего складывалась боль стыда, складывать поддерживающую себя жизнь и быть ее хозяином, а не изнемогающим под ее тяжестью носильщиком.

Стыд – это чувство сильного смущения, неловкости, дискомфорта от осознания предосудительности своего поступка, поведения, действия или качества личности. Почему возникает чувство стыда и как с ним бороться?

Чувство стыда относится к категории моральных чувств , то есть тех, что возникают и развиваются в процессе воспитания и социализации человека. Это не врожденное, а приобретенное в результате социального научения переживание.

Есть действия, которые просто не принято совершать на людях, хотя сами по себе они не являются чем-то противозаконным. Все в мире относительно. То, что для одного человека может быть вполне нормальным, для другого – аморальным. Нормы морали изменяются с течение времени и в обществе и в сознании личности.

Мораль – это принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, должном и неподобающем поведении.

Стыд возникает только тогда когда его объект, то есть какой-либо поступок или качество:

  • социально неприемлемо, то есть считается аморальным;
  • наблюдается или замечено окружающими людьми.

Человеку не будет стыдно совершать действие, которое можно оценить как постыдное, в полном одиночестве или когда он уверен, что свидетелей вокруг нет.

Но, если индивид оценивает поступок, совершаемый в одиночестве, как аморальный, возникнет другое негативное чувство – вина.

Стыд и вина – это формы эмоционального проявления совести . Они часто ощущается одновременно и усиливают друг друга.

Если у человека развита совесть как функциональный аппарат, формулирующий моральные обязанности и реализовывающий нравственный самоконтроль, ему непременно будет знакомо и чувство вины и чувство стыда.

Развития чувства стыда в филогенезе и онтогенезе

То, чего стыдится современный человек, не вызвало бы ни капли угрызений совести у человека, жившего в доисторические времена в пещере. Чувство стыда формировалась вместе с развитием цивилизации и каждого отдельно взятого общества, государства.

У одних народов стыдливость более развита и они традиционно ведут себя сдержанно, скромно, культурно, а у других в менталитете полная свобода проявлений себя, вне зависимости от того «А что подумают люди?».

Исследования антропологов и этнопсихологов позволяют утверждать, что именно у тех национальностей, в чьем менталитете заложена установка ориентироваться на общество, коллектив, традиции, стыд играет важную роль в жизни людей. В культурах, базирующихся на индивидуализме, стыд не столь частое явление.

Ребенок поначалу не стыдится ничего, но беспрерывно усваивает нормы морали, поэтому у него в возрасте от 3 до 7 лет развиваются понимание того, что такое «стыд» и «стыдно», а также такие черты характера как совестливость, стыдливость, стеснительность и другие моральные качества.

Маленький ребенок, к примеру, не стесняется своей наготы, когда родители его переодевают или купают. Он еще не знаком с моралью, но очень скоро начинает понимать, что любое действие интимного характера должно совершаться наедине с самим собой, а при людях это делать стыдно.

Американский психолог Г. Олпорт отмечает, что отсутствие чувства интимного стыда препятствует развитию личности . Действительно, это так. Не имея совести и стыда, человек растет аморальным индивидом. Более того, бесстыдство и бессовестность у детей, а в особенности у взрослых, нередко становятся симптомами психических патологий.

Как в любом вопросе, касающемся воспитания, в деле формирования чувства стыда, важно знать меру. Плохо когда человек ведет себя эгоистично, не считается с мнением окружающих и совершает аморальные поступки, но также плохо, когда сильно развитое чувство стыда перерастает в такие качества личности как чрезмерная стыдливость, стеснительность, зажатость, некоммуникабельность, закомплексованность.

Почему стыдится вредно

Люди с гипертрофированным чувством стыда страдают от заниженной самооценки, самокритичности, комплекса неполноценности, ощущения надуманной аморальности настолько, что просто не могут и не позволяют себе быть счастливыми, считая это неприличным или неуместным.

Важно чтобы здоровое чувство стыда, призванное регулировать поведение человека, не превращалось в способ наказать самого себя муками совести!

Человек «погрузившийся» в сильно выраженный стыд и измучивший себя мыслями о том, как теперь его будут воспринимать в обществе, способен на опрометчивые, рискованные и непоправимые решения и поступки. Из всепоглощающего чувства стыда некоторые люди совершают самоубийство.

Стыд является нормальным чувством, когда его спровоцировало объективно постыдное событие или действие, но если повод надуман или чувство слишком сильное , продолжительное и негативно влияет на качество жизни, от него, несомненно, нужно избавляться.


Стыдливость
– черта характера, говорящая о готовности испытывать чувство стыда часто. Стыдливость мешает человеку выражаться как личности и развиваться, так как сопровождается стеснительностью, нерешительностью, безынициативностью.

В тоже время стыд делает личность более ответственной, рассудительной, организованной, осторожной, предусмотрительной, пунктуальной, не говоря уже о том, что окружающие люди воспринимают такого человека как скромного и порядочного.

Субъекта, часто испытывающего чувство стыда, преследуют страхи быть осмеянным, непонятым, униженным, оскорбленным, подвергнуться незаслуженной критике, стать изгоем или оказаться отвергнутым любимыми людьми.

Стыдливые люди опасаются совершить постыдное действие, оттого уровень тревожности у них, как правило, повышен, а самооценка понижена.

Как побороть стыдливость

Для контроля над любой сильной эмоцией или чувством, прежде всего, нужно научиться ее идентифицировать , то есть понимать, что она возникла и называть.

По каким признакам, кроме внутреннего ощущения дискомфорта и мыслей на подобии «Я сейчас готов сквозь землю провалиться!», можно узнать стыд?

Когда человек стыдится, возникает ряд физиологических реакций :

  • покраснения кожных покровов (возникновение румянца на щеках),
  • повышение давления,
  • учащенный пульс,
  • задержка дыхания,
  • повышенное потоотделение.

Стыд можно узнать по сопровождающему его желанию поскорее удалиться от объекта или прекратить действие, вызывающее стыд. Когда стыдно, хочется сбежать и от стыда и от самого себя. Так как чаще всего сделать это невозможно, человек старается «стать незаметным»:

  • опускает голову и плечи,
  • прячет взгляд,
  • закрывает лицо руками,
  • принимает максимально закрытую позу.

Как правило, причины стыдливости, мешающей развиваться и реализовываться, коренятся в событиях, произошедших в детстве. Детей часто ругают и стыдят чрезмерно или понапрасну. Осознание причин стыдливости помогает переоценить чувство стыда, проработать и избавиться от негативных воспоминаний, а вместе с тем и чрезмерного чувства вины по поводу и без.

Например, женщина стыдится своей внешности, так как считает что у нее некрасивая форма носа. Когда-то в детстве одноклассники осмеяли ее и заставили стыдиться своей внешности. Красота – относительное понятие, стыдиться своей внешности не стоит хотя бы только потому, что она часть индивидуальности и уникальности человека.

Еще одна распространенная причина возникновения чрезмерного чувства вины – табу , запреты, предрассудки, предубеждения и другие строгие, консервативные идеи.

Когда что-то табуированное было сделано, стыд буквально сковывает человека и на всю жизнь «программирует» стыдиться и бояться повторения произошедшего. Люди часто скрывают постыдные качества личности, привычки, не делятся воспоминаниями, за которые им стыдно.

Права судить и осуждать личность не имеет никто, а ошибки и действия, за которые бывает стыдно, совершает каждый человек в своей жизни и не один раз. Снизив значимость табу или избавившись от него вовсе, можно справиться с чувством стыда.

Если еще какие-то полвека назад считалось постыдным молодей девушке жить с мужчиной в гражданском браке (сожительствовать), то сегодня, напротив, считается правильным пожить некоторое время вместе, прежде чем заключать официальный брак.

Чтобы избавиться от мучающего чувства стыда за какой-либо поступок или в целом от надоедливой стыдливости, психологи рекомендуют научиться :


Не стоит бежать от проблемы гипертрофированного чувства стыда. Нужно поработать над собой, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу.

Берегите в себе человека.

Человек - это то, во что он верит.

В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий – от самого себя.

Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.

Что прикажете делать с человеком, который наделал всяких мерзостей, а потом рыдает.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Разум:

Умный любит учиться, а дурак учить!

Человек говорит глупости, когда бывает неправ и неумен.

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.

Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.

Незаписанная мысль - потерянная мысль.

Жизнь, деятельность:

Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Праздная жизнь не может быть чистою.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.

На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.

Намерения:

Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

Любовь:

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.

Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.

Счастье:

Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.

Если захочешь животного счастья, то жизнь всё равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

Одиночество:

Одинокому везде пустыня.

Равнодушие:

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

Злость:

Злость - это малодушие своего рода.

Грубость - это естественная реакция на боль.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Ложь:

Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.

Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу.

Нерешительность:

Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.

Свобода:

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Убеждения:

Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.

Воспитание:

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Природа:

Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.

Искусство, талант:

Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину…

Критиканы - это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.

Краткость - сестра таланта.

Литература:

Если можешь не писать - не пиши.

Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.


Фото Ibon, www.flickr.com

Биография Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель, драматург. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Родился 17/29 января 1860 в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой.

23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, которую окончил в 1879 году.

В том же 1879 году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1884 году сначала работал уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска), затем некоторое время заведовал больницей в Звенигороде.

Писать начал еще студентом в 1879 году. Он начинал с юморесок, фельетонов и небольших рассказов и творил под разными псевдонимами.

В 1884 году вышел сборник его рассказов - «Сказки Мельпомены»

1885-86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов.

С 1887 года Чехов постепенно перешел от юмористических рассказов к серьезной прозе.

7(19) октября 1888 года он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках».

В 1890 году Чехов совершил путешествие по Сибири и Сахалину, по возвращении из которого написал книгу путевых заметок «Остров Сахалин».

С 1890 по 1892 год Чехов жил в Москве на Малой Дмитровке, а с 1892 по 1899 годы – в подмосковном имении Мелихово.

Писатель много путешествовал по Европе, а в последние годы жизни из-за обострившегося туберкулеза проживал постоянно в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена – артистка Ольга Леонардовна Книппер, выступала в составе труппы МХТ (Станиславского).

В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Баденвайлер (Германия), где и скончался 2 (15) июля 1904 года из-за резкого обострения болезни. Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года после отпевания в Успенской церкви Новодевичьего монастыря он был погребен на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений многие из которых стали классикой мировой литературы.

Что такое стыд, знает каждый из нас. Это неприятное ощущение, вызывающее внутренний дисбаланс. Оно может быть настолько сильным, что надолго препятствуя нормальной деятельности. Каким образом появляется стыд (это чужеродное обжигающее чувство), стоит ли его искоренять? Как правильно к нему относиться? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Существует ли чувство стыда

На самом деле развитая личность понимает, что в этом мире не стыдно полностью ничего. Но нюанс состоит в том, что если выйти в ненадлежащем виде на Красную площадь, то это будет чревато как минимум разговором с участковым. Прежде всего, нужно понять, что плохо не именно совершить какой-либо неприглядный поступок. Проблема состоит в том, что стыд - это ощущение, возникающее, если об этом действии узнают непонимающие ситуацию лица.

Все мы являемся людьми, а организм каждого из нас работает сугубо индивидуально. Одним из нас нужно больше пищи, воды, любви, работы, развлечений, спорта, отдыха и так далее. Стыд - это результат непринятия какого-либо поведения обществом. Ведь всегда находятся люди, которые живут по противоположным законам.

Ощущение стыда воспитывается окружением

Примитивный пример можно привести даже из жизни студентов, которые живут в общежитии. В комнате, в которой проживают отличники, всегда царит атмосфера чистоты, порядка и стремления учиться. Сказать соседям о том, что на прошлых выходных ходил в ночной клуб, такой студент не может. Ведь его поступок сочтут ненадлежащим для образованного, воспитанного человека. То есть он будет испытывать стыд (это неприятное ощущение вины за то, что нерационально израсходовал своё время).

Существует и полностью противоположная комната. В ней постоянно шум, гости и веселье. Все проживающие считают, что учиться необязательно, потому что с преподавателями можно как-то договориться. На крайний случай контрольную можно списать. В этой комнате все постоянно наряжаются и по вечерам уходят на дискотеки или ещё куда-нибудь. В компании таких студентов заявить о том, что прошлые выходные провёл с конспектом по электротехнике, просто недопустимо. В результате скажут, что так жить скучно и неправильно. Такой студент подумает: «Мне стыдно перед друзьями за то, что я уподобился тем заучкам».

Нормы, которых требует общество

С детства должны быть привиты определённые нормы поведения. При желании, становясь взрослым, человек их улучшает и совершенствует. Среди подобных моментов можно назвать такие:

  1. Вытирать руки о скатерть.
  2. Издавать чавкающие звуки при еде.
  3. Громко стучать вилкой по тарелке.
  4. Пользоваться зубочисткой у всех на виду.
  5. Очищать ухо пальцем перед кем-либо и так далее.

С детства нам прививают, что существуют определённые нормы общественного поведения. И нарушать их стыдно. Конечно, всё зависит от контингента, в который попадает человек. То есть если он находится в обыкновенной рабочей среде самых простых людей, то фразу: «Мне стыдно, потому что я сделал глоток чая громко,» - никто не поймёт. Но если собеседником является высокоинтеллигентный человек, то перед ним неудобно даже совершенно случайно ударить ложечкой по посуде.

Стыд при воспитании детей

К сожалению, очень часто понятием стыда просто злоупотребляют. Это делается с целью оградить ребёнка от нежелательных поступков. Например, малыш играет во дворе и вымазывает новые штаны. Родители ругают его, всячески указывают на проступок. В результате обязательно звучит фраза: «Как тебе не стыдно». То есть ребёнок постепенно понимает, что за свои проступки он должен испытывать определённое чувство. Он может не видеть никакой проблемы в том, что вымазал новые вещи. Ведь он всего лишь сделал шаг в сторону, а рядом стояла оказавшаяся грязной скамейка. Но судя по всему, мама и папа этого не понимают, поэтому гораздо проще опустить голову и продемонстрировать, что без стыда здесь не обойтись.

К сожалению, постепенно такой человек становится замкнутым. Он боится что-либо сказать и сделать, потому что любой его поступок будет оцениваться как неправильный. И все узнают, какие ощущения он при этом испытывает.

Взрослый человек, которому стыдно

В мире взрослых людей всё обстоит несколько не так, как среди детей. Повзрослевший ребёнок, которого постоянно упрекали в том, что он поступает неправильно, вызывая в нём чувствует себя некомфортно. Такой человек плохо понимает, что можно обойтись без стыда. А окружающие интуитивно улавливают его испуг.

Вероятность того, попадёт в компанию исключительно добрых, мягких людей, трепетно относящихся к его чувствам, крайне мала. Обычно окружающие «прощупывают» слабые места, начиная нещадно манипулировать. Они могут заведомо моделировать какие-либо ситуации с целью вызвать чувство стыда. То есть взрослый человек должен понять ситуацию и суметь себя вывести из детских страхов подобного рода.

Стыд перед непонимающими людьми

Суть состоит не в том, чтобы отречься от стыда вообще. Это ощущение является индикатором запретов, навязанных извне. Чувство очень неприятное, напоминающее жжение внутри. Возникает желание спрятаться и стереть из памяти собственный проступок. А стоит ли испытывать стыд перед теми, кто мог бы произошедшее понять, но делать этого не хочет?

Следует себя убедить в том, что любое осуждение какого-либо нелицеприятного поступка является чистоплюйством. Как известно, геев больше всего осуждают те лица, которые глубоко внутри сильно к ним расположены. Люди, которых такая проблема действительно не волнует, заинтересованы абсолютно другими вещами. И вина и стыд перед ними из-за каких-то глупостей или ситуаций, подлежащих объяснению, просто не возникают.

Другой пример говорит о том, что если на кого-то явно показывать пальцем, то на самом деле указываешь на себя. Если получилось так, что собеседник совершил какой-либо непроизвольный поступок, то не стоит направлять на него указку и кричать об этом на всю улицу. Таким поведением тот, кто якобы следит за порядком, показывает свою природную причастность к такого рода вещам.

Работа со стыдом

Взрослый человек должен сам определиться с тем, приемлемо для него что-либо или нет. И придерживаться людей соответствующих взглядов. Сохранить психику здоровой в этом случае гораздо проще. Таким образом, он будет испытывать чувство стыда исключительно перед собой.

Лучше всего относиться к этому ощущению как к индикатору. Взрослый человек сам выбирает, с кем ему общаться. То есть если возникло неприятное жжение внутри, то здесь, скорее, присутствует манипуляция. Возможно, настоящая или очень давняя. Следует не подавлять чувство стыда внутри себя, а постараться, наоборот, его извлечь.

Нужно, невзирая на неприятные ощущения, разобрать ситуацию по полочкам. То есть необходимо выяснить:

  1. Что произошло.
  2. Собственное отношение и причины.
  3. Мнение собеседника (одного или нескольких).
  4. Кто узнает ещё и как отнесётся.
  5. Что делать в дальнейшем.

Ответы на вопросы

Нужно честно и без стеснения определить для себя произошедшее событие, вызывающее неприятное ощущение внутри. Затем нужно ответить на вопрос о причине произошедшего, но обманывать себя здесь нельзя. То есть природа произошедшего состоит в том, что была неправильно понята ситуация, отпущена какая-то недопустимая реплика, совершён нелицеприятный поступок по причине плохого самочувствия и так далее.

Затем очень важно понять, как отнёсся к произошедшему собеседник. Если его реакция оказалась высокомерной, осуждающей и жестокой, то должны возникнуть мысли по поводу того, каким образом диалог с этим человеком вообще произошёл. Скорее, что тесно общаться с ним не нужно. Также следует прозондировать тех людей, которые могут узнать о проступке.

В дальнейшем нужно вести себя так, как ни в чём не бывало. При этом следует сделать свои выводы. То есть если собеседниками оказались люди, которые проявили жестокость, то общение нужно свести к минимуму и порадоваться за лиц, у которых всё всегда происходит исключительно идеально. Потому что такого в природе не существует в принципе.

С кем дружить предпочтительнее

Если человек отнёсся нормально, то следует поставить ему плюс. Также очень хорошо характеризует собеседника его способность на ситуацию внимания не обращать. Но здесь существует момент искренности, и его необходимо почувствовать.

То есть общаться нужно с теми, кого интересует собственная жизнь. Такие люди не станут забивать голову какими-то особенностями, произошедшими с их товарищем. А наоборот, если увидят, что человек очень обеспокоен чем-либо, испытывает стыд, чувство вины, то постараются его из этого состояния вывести. Очень часто бывает так, что плохого намерения у того, кто совершил как будто постыдный поступок, не было. А неприятное ощущение имеется. В этом случае настоящий друг поможет увидеть, что поступок яйца выеденного не стоит.

То есть стоит ли нам расстраиваться из-за того, в чём мы не виноваты на самом деле? Логичный ответ состоит в том, что нет. Лучше относиться к стыду не как к чему-то неприятному и требующему задвижки в дальний угол подсознания. Нужно воспринимать это ощущение как индикатор. Таким образом, получится обратить его себе на пользу и улучшить своё самочувствие.