Триз и технологии образования.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 - 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант . Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант . На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы - бабочки», «Гномик - домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 - 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют , знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант . Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант . К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.

по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Подборка дидактических игр
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать
бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг,
кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы
встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель
предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или
отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно,
одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
Д/игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять
навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и
просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья
посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая
соответствующее действие.
Д/игра «Путаница»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по
наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и
т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной
куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной
куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у
каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой.
Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас
берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем
ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые
навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила
игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную
обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и
разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под
веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой
деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их
выполнения.
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять
знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Д/игра «Доскажи словечко»

Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать,
договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны …
(дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы,
шланг нужны … (садовнику). И т.д.
Д/игра «Наведи порядок»
Цель: приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые
трудовые навыки.
Оборудование: игрушки и предметы групповой комнаты.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой
комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы
помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в
группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе.
Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель
вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.
Д/игра «Чему нас научили взрослые?»
Цель: активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе
выполнения того или иного вида деятельности.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети
повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду,
копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.
Д/игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки
правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру «Покажи, как
это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для
выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем
нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно
правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на
веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.
Д/игра «Прояви заботу»
Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы,
воспитывать любовь к природе и живым существам.
Оборудование: инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все
красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы
выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду,
расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не
заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными
как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с
сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь
посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с
влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее
растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное,
с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся
ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и по­разному и выглядят. Ребята, а растение может
само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у
них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь

взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам
позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за
растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за
растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за
животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или
иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии
в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске
рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или
ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Д/игра «Юные экологи»
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица),
закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки,
маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.
Ход игры: В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие
сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько
вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг
нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир
становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его
красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель
контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая
внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например:
мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах
рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.
Д/игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их
предметах труда.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов
необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши
не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что
нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.

Д/игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов
труда.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос
«Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего
нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.
Д/игра «Для чего это нужно делать?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе
имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов
деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам
вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».
Примерные вопросы воспитателя:
­ Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду,
сервировать стол)
­ Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать
сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)
­ Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы,
заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))
­ Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)
­ Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду
аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)
И т.д.
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить
различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое
мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)
Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)
Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)
Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)
Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)
Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)
Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)
И т.д.
Д/игра «Последовательность»
Цель: учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и
однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать
логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением последовательных этапов, какого­либо вида трудовой
деятельности.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на
то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить
картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета
так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя
свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует
последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.

Д/игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях,
закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств
необходимых для нее.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем­то
рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того
как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя:

«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос.
Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую
посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».
«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что
он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы.
Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая
цветочная клумба».
«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести
опавшие листья и пыль на дорожке», - сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их
на дороги до наступления весны».

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР,

СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христенко С.П. - воспитатель МБДОУ д/с № 5

Адрес:

Краснодарский край

Белоглинский район

с.Новопавловка

ул.Соболя, д.58а

Телефон: 8(861 54)9-41-00

1.Введение

2.Дидактические игры

3.Литература

Введение

Огромное место дидактические игры занимают в детском изотворчестве. Дети создают на занятиях по рисованию дидактические игры. Само название игр (дидактические) определяют их основную функцию - обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

Накапливать сенсорный опыт уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать).

Развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Совершенствовать восприятие, внимание, память.

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольном возрасте.

А если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества то она:

1. увеличивает его привлекательность для детей

2. способствует его развитию и совершенствованию(более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали).

Особое место занимают игры и упражнения на различие цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры важны. Исследования показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, понимают систематизацию цветовых тонов и оттенков, с помощью дидактических игр.

Подборка игр составлена на упражнение цветовых тонов и оттенков. А это в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игра " Где какие фигуры лежат".

Цель: Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровые материалы: Набор фигур.

Правила игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно ещё выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем, в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Игра "Мальчики".

Цель: Закрепить счёт и порядковые числительные. Развивать представления: "высокий", "низкий", "толстый", "худой", "самый толстый", "самый худой", "слева", "справа", "левее", "правее", "между". Научить ребёнка рассуждать.

Правила игры: Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы. Как зовут мальчиков?

В одном городе жили - были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева - самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша самый толстый из них, а Гриша - самый худой, Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков? Кто где стоит?

Теперь ты знаешь как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого с лева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдёт домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдёт их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Игра " Матрёшки".

Цель: Развивать внимание у детей

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрёшек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребёнок даёт именно такой ответ.

Вопросы: Одинаковы ли волосы у матрёшек? Одинаковы ли платочки? Одинаковы линожки матрёшек? Одинаковы ли у них глазки? Одинаковы ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Игра " Снеговики".

Цель: Развивать внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются

снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в

рисунках. Первый играющий называет какое - нибудь различие, затем предоставляет

слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто- то из партнёров не сможет назвать

новое отличие.

Начиная игру, взрослый может обратиться к ребёнку примерно так:

" Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них -

Он понять не может. А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки..."

Игра "Рассеянный художник".

Цель: Развивать наблюдательность и счёт до шести.

Игровой материал: Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры: Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки

количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить:

какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так: " На улице Басеянной

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был. Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке". Далее можно задать такие вопросы: сколько птиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь чтобы их стало пять?

Игра "Сколько? Какой?"

Цель: Счёт в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятием "первый", "последний", "сложение" и "вычитание".

Игровой материал: Цифры.

Правила игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,.... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т.д.). Решить простейшие задачи.

1. Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыплёнка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утёнка будут клевать листочки?

3. сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусёнок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусёнка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый, мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

Игра "Радужный хоровод".

Цель: Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. Ход игры: Воспитатель ставит пред детьми на доске (мольберте) конверт с изображением матрёшек и рассказывает: " Семь подружек - матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А, вы, дети помните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радугу. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек".

Дети по очереди вставляют в конверт по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе. " Первая матрёшка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья..." и т. д.

Подводят итог, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.

Игра "Оденем куклу на прогулку".

Цель: 1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. 2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложно подчинённые предложения типа " Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто".

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём - шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, тоже светлее пальто.

Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и "надевает" их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: " На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто".

Затем задание видоизменяется: троим детям предлагают надеть на кукол более „ темные шапочки и сапожки, чем пальто.

В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто и наоборот.

Игра "Костюмы для петрушек".

Цель: Научить детей подбирать контрастные цвета, постараться что бы дети

запомнили, какие цвета являются контрастными.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует панно, обращает внимание детей на круг объясняет, что на нём такие же цвета, как у радуги, и расположены в таком же порядке. За красным следует оранжевый, за оранжевым - жёлтый и т.д. Цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет 2 цвета. Например, одним концом показывает на оранжевый цвет, а другим - на синий. Цвета, которые находятся друг против друга, называют контрастными. Они сильно отличаются один от другого. И если сшить костюм из ткани двух контрастных цветов, он получится очень ярким, бросающимся в глаза. Такие костюмы шьют для весёлых петрушек.

Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Дети поочерёдно подходят к панно, с помощью стрелки определяют контрастные цвета, находят нужные половинки, прикрепляют их, называют цвет костюма.

Когда петрушки окажутся в цветных костюмах, воспитатель обращает внимание детей на яркость, красочность, пестроту одежды клоунов.

Повторно проводя упражнение, воспитатель прикрывает спектральный круг листком бумаги, и дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок проверяют правильность выполнения задания.

Литература

Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения упражнения для развития речи»

А.К.Бондаренко «Дидактические игры»

Дошкольное воспитание №5за 1996год

Дошкольное образование №2 за 2006год