VIVOS VOCO: Э. Ласло, "Пути, ведущие в грядущее тысячелетие"

По обучению и исследованиям, ректор Венской академии футурологии, основатель Международной академии системных исследований. Последнее детище профессора Ласло - объединение выдающихся ученых, артистов, писателей, общественных и религиозных деятелей в Будапештский клуб, неформальную, неправительственную ассоциацию, борющуюся за сохранение окружающей среды, занимающуюся судьбами мира и грядущих поколений.

Страстный любитель музыки, он профессионально владеет искусством игры на фортепьяно , выпустил серию из 6-ти дисков с записью своего исполнения на фортепьяно классических произведений.

Обладатель самой высокой степени в философии и гуманитарных науках в университетах Сорбонны и Парижа, диплома музыканта-исполнителя в Академии Ференца Листа в Будапеште, в числе его многочисленных призов и наград четыре Почетных Докторантуры.
Основные научные интересы: философия , эстетика , системный анализ , экология .
Др. Э.Ласло признается как основатель философии систем и общей теории развития,

Научная деятельность

Музыкальная деятельность

Биография

Необычная карьера Эрвина Ласло включает в себя музыку, философию, науку, исследования фьючерса, и мировые проблемы. Родился в г. Будапешт, в Венгрии в 1932. Его музыкальный талант раскрылся уже в возрасте пяти лет. В семь лет он продолжил занятия музыкой в Академии Ференца Листа под руководством знаменитого композитора и музыкального педагога Эрнста фон Донаньи. Э.Ласло успешно дебютировал в возрасте девяти лет в Будапештской Филармонии, после чего был признан как один из вундеркиндов нашего времени. После перерыва вызванного осадой Будапешта в конце Второй мировой войны, Ласло продолжил свою международную музыкальную карьеру, получив первый призо на Международном музыкальном конкурсе в Женеве в г., и на Нью-Йоркском конкурсе дебютантов несколько месяцев спустя. Уже в пятнадцать лет, он был провозглашен критиками Нью-Йорка как музыкант, который имеет всего несколько подобных себе по уровню исполнения среди пианистов любого возраста. Из статей в «LIFE», «Time», « Newsweek», и других национальных и международных СМИ,известно, что в этот период Ласло обосновался в Нью-Йорке и оттуда совершал туры с концертами по всем пяти континентам.
В этот период у Ласло вновь проявляется и усиливается интерес к вопросу о смысле жизни и судьбах общества, привитый ему еще в детстве его дядей, философом из Будапешта. Это побудило его к систематическому изучению этой области знаний, чтению книг по этой тематике и посещению курсов и семинаров в Нью-Йоркском Колумбийском Университете (New York’s Columbia University) и в Новой Школе для Социальных Исследований (New School for Social Research). Его обширные знания в этой области стали предметом написания им заметок по этой теме, с которыми он не расставался даже во время концертных туров. Однажды в ходе случайной беседы во время обеда после успешного концерта в Гааге в г., его собеседник проявил огромный интерес к идеям Ласло, взял заметки с собой для ознакомления, но уже на следующее утро явился с предложением издать их - как оказалось, это был редактор отдела философии знаменитого голландского издательства Мартинус Нейхоф. Публикация этих заметок два года спустя явилась поворотным моментом в судьбе Ласло. Его пригласили в Университет Института Фрибура восточноевропейских Исследований, и после издания им двух книг и многочисленных отчетов о проведенных им исследованиях Ласло получил приглашение провести год в Отделе Философии в Йельском Университете .

Его научные интересы сосредоточились на глобальных вопросах науки и философии, в особенности о происхождение космоса и природы, о происхождении жизни, об управления развитием жизни и сознания, и значении изменений и преобразований, которые мы сегодня наблюдаем в культуре и цивилизации.

Изданные книги и статьи

  • «Вавилонская башня, последний ярус» (2006)
  • «Творческий космос» (1993),
  • «Взаимосвязанная Вселенная» (1995),
  • «Шепчущий пруд» (1996),
  • «Эволюция: общая теория» (1997),
  • «Системный взгляд на мир» (1997)
  • «Век бифуркации»

см. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эрвин Лейхтер
  • Эрвин Витцлебен

Смотреть что такое "Эрвин Ласло" в других словарях:

    Ласло, Эрвин - Эрвин Ласло Ervin László Дата рождения: 12 июня 1932(1932 06 12) (80 лет) Место рождения: Будапешт, Венгрия Страна … Википедия

    Ласло Эрвин

    Ласло Э. - Эрвин Ласло (венг. László Ervin; род. 1932, Будапешт) основатель и президент Будапештского клуба, философ науки, теоретик систем и интегральный теоретик. Он опубликовывал около 75 книг и 400 статей, которые изданы на 19 языках, редактор журнала… … Википедия

    Ласло, Александр - Александр Ласло (р. 1964) американский ученый в области системных наук, сооснователь Syntony Quest, избранный президент (President Elect) Международного общества системных наук. Родился в Фрибурге (Швейцария), отец известный системный теоретик… … Википедия

    Ласло - Ласло: Венгерское имя (László), происходящее от славянского имени Ладислав Имя нескольких венгерских королей: Ласло I Святой Ласло II Ласло III Ласло IV Кун венгерская фамилия: Ласло, Эрвин … Википедия

    Лазар, Эрвин - Эрвин Лазар Lázár Ervin 22 июня 1989 Дата рождения … Википедия

    Лукач, Эрвин - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лукач. Эрвин Лукач (венг. Lukács Ervin; 9 августа 1928(19280809), Будапешт) венгерский дирижёр. Окончил Музыкальную академию имени Листа (1956) по классу дирижирования Ласло… … Википедия

    Наука и поле Акаши - Интегральные исследования Интегральные мыслители прошлого: Шри Ауробиндо Джин Гебсер Харидас Чоудхури Индра Син Рудольф Штейнер Современные интегральные мыслители: Дон Бек Аллан Комбс Шон Эсбьорн Харгенс Джорд Феррер Ашок Гангадин Дженифер М.… … Википедия

    Будапештский клуб - Будапешсткий клуб международная организация, созданная Эрвином Ласло в 1993 году с целью мобилизации ресурсов человечества для решения глобальных проблем. Национальные отделения Будапешсткий клуб имеет свои отделения в Австрии, Бразилии, Канаде,… … Википедия

Navigating the Transformation to a Sustainable World

Foreword by Arthur C. Clarke

Фонд глобальных проблем выживания человечества имени Н.Н. Моисеева

Библиотека журнала «Экология и жизнь»

Федеральная целевая программа «Культура России» Подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания в России»

Серия «Устройство мира» основана в 2000 г.

Предисловие Артура Ч. Кларка

Всякий, кто пытается писать о будущем, должен внять предостережениям, несущим груз провалов и неудач прошлого. Даже в такой узкой области, как технология, где только и можно строить нечто похожее на прогноз, успех предсказаний всегда весьма ограничен. Что же касается геополитических вопросов, то успешного прогноза здесь реально никогда не существовало: разве кто-нибудь предсказал события последнего десятилетия в Европе? Автор предлагаемой вниманию читателя книги Эрвин Ласло, ученый, основатель и президент Будапештского клуба, высказал в ней чрезвычайно важную мысль: будущее следует не предсказывать, а создавать. То, что мы делаем сегодня, предопределяет то, что наступит завтра. В частности, от того, насколько проницательно мы оцениваем проблемы, ожидающие нас в будущем, зависит подход, который мы вырабатываем, чтобы справиться с ними. Книга Эрвина Ласло предлагает фундаментальные направления действия, следуя которым мы сможем создать положительный сценарий для нашего общего будущего – необходимый сценарий нового мышления и новых действий.

Ниже я еще вернусь к идеям Ласло, его интуитивным озарениям и предвидениям, начну же с вопросов инженерного обеспечения – области, наиболее близкой моим интересам. В этой области некоторые из предостережений Ласло также имеют существенное значение: например его предостережение против слепого подчинения технологическому императиву. Не все из того, что может быть произведено, действительно следовало бы производить. Но существует множество восхитительных вещей, которые мы можем и, вероятно, будем производить, и именно они заслуживают нашего внимания.

Летопись предсказаний прошлых лет в области техники не дает оснований для особого оптимизма. Неудачи тех, кто пытался предвидеть будущее развитие событий, можно разделить на две категории: безнадежно пессимистические и чрезмерно оптимистические прогнозы. Возможно, это связано с тем, что наша логика линейна, тогда как эти процессы нелинейны, они нередко развиваются по экспоненциальным законам. Отсюда тенденция преувеличивать то, что может быть сделано в ближайшем будущем, и недооценивать то, что может быть сделано в далекой перспективе. Приведу несколько любимых примеров этого явления.

Когда весть об изобретении Александра Грэма Белла достигла Британии, главный инженер Почтового ведомства воскликнул с презрением: «Американцам телефон необходим, нам же он без надобности. У нас сколько угодно посыльных». Я называю это провалом воображения. А вот еще один пример – нехватки силы духа, – также связанный с изобретением телефона. Мэр одного из американских городов, узнав о телефоне, воскликнул с энтузиазмом: «Предвижу, что настанет время, когда в каждом городе будет по одному телефону». Что бы он подумал, если бы узнал, что настанет время, когда у многих людей будет по полдюжины телефонов!

Совсем недавно я наткнулся на еще один пример комической неудачи, которую потерпел человек, опасавшийся строить слишком смелые предположения относительно будущего. В конце XIX века президент ассоциации каретных мастеров Великобритании выступил перед своими коллегами по цеху с сообщением о только что изобретенном автомобиле. «Нужно быть дураком, чтобы отрицать, что у автомобиля блестящее будущее, – заявил он. – Но нужно быть еще большим дураком, чтобы предполагать, будто автомобиль окажет какое-нибудь влияние на торговлю лошадьми и каретами».

Говоря о прогнозах в области технологии, не могу не процитировать Нормана Огастина, главного управляющего Мартина Мариетты и автора мудрых и хитроумных Законов Огастина. Недавно Огастин обратил внимание на то, что он назвал «местью Кулиджа». По оценкам Огастина, это событие наступит около 2020 года. Рассказывают, что когда администрации Кельвина Кулиджа представили калькуляцию, согласно которой покупка дюжины самолетов должна была обойтись казне в сумму около 25 000 долларов, президент воскликнул вопрошающе: «А почему бы им не купить один самолет, и пусть бы авиаторы летали себе на нем по очереди?!». По расчетам Нормана Огастина, экстраполировавшего современную тенденцию роста стоимости самолетов и электроники, в начале XXI века бюджет США будет в состоянии оплатить покупку всего лишь одного самолета!

Как всем известно, мы находимся ныне в самом разгаре одной из величайших технологических революций в истории, и при правильном подходе к бифуркациям в области экономики, экологии и политики, о котором говорится в книге, конца революционным изменениям не видно. Кто мог представить, что какое-то устройство размером с ноготь, изготовленное по технологиям, о которых несколько десятилетий назад нельзя было и мечтать, сможет изменить лицо коммерции, промышленности и повседневную жизнь многих и многих людей? И хотя писатели-фантасты высказывали предположения о том, что в будущем компьютеры будут играть важную роль (вот когда понадобится ассемблер!) , никому и в голову не приходило, что когда-нибудь количество компьютеров в мире превзойдет численность народонаселения.

Мы стоим сейчас на пороге эпохи, когда сможем – хорошо это или плохо – делать все, что не противоречит законам физики, и вполне может оказаться, что сами законы физики мы знаем далеко не так хорошо, как нам казалось.

Разумеется, существует много такого, что возможно, но не желательно – взять хотя бы недавнюю дискуссию по поводу клонирования, обсуждать которую не входит в мою компетенцию. (Подозреваю, что наши внуки будут считать клонирование чем-то самим собой разумеющимся и удивляться, почему по поводу него поднимали такой шум.) Я буду черпать примеры из области технических наук и позволю себе привести несколько собственных гипотез.

Первое: открытие новых, переворачивающих все традиционные представления источников энергии, возможно, основанных на энергии квантового вакуума или квантовых флуктуациях. И мнение Ласло таково, что энергия квантового вакуума перспективна в этом отношении, и от нее в ближайшем будущем можно ожидать сюрпризов. Лет десять назад серия событий началась с эскапады «холодного термоядерного синтеза» и теперь распространилась на физику, описываемую квантовой теорией поля. Я на девяносто девять процентов уверен, что на горизонте конец эры горючих ископаемых и ядерного топлива как с ужасающими политическими и экономическими последствиями, так и с весьма желательными последствиями, такими, как устранение существующей ныне угрозы глобального потепления и загрязнение окружающей среды.

Второе: создание сверхпрочных материалов (например углеродных нанотрубок), которые окажут влияние на транспортные средства, строительство и особенно на космические полеты, так как это позволит снизить массу конструкций космических кораблей до малой доли от их современной массы. Все это может привести к созданию «космических лифтов» и «орбитальных башен» (детали смотрите в моей книге «Год 3001-й: заключительная космическая одиссея»), хотя не следует забывать об опасности столкновения с многочисленными спутниками ниже геостанционарной орбиты. Возможно, запуск таких спутников будет запрещен; во всяком случае необходимость в них отпадет, когда у нас будут постоянно действующие конструкции, простирающиеся на тысячи километров в космическое пространство.

VIVOS VOCO!

Предисловие к публикации доклада
президента Будапештского клуба "Созидательные пути человеческой эволюции" профессора Эрвина Ласло
на декабрьской сессии Клуба (1997 г.)

Мы живем в едином, взаимосвязанном и хрупком мире, судьба которого, как никогда раньше, зависит от того, насколько разумно наше отношение к нему. Никогда прежде антропогенная нагрузка на окружающую среду не достигала столь чудовищной величины, и дальнейшее ее увеличение грозит катастрофическими последствиями не только непосредственным виновникам, но и всему человечеству. Безвозвратно миновала пора бездумного отношения к природе как к неисчерпаемому источнику материальных и энергетических ресурсов и бездонному, никогда не переполняющемуся стоку, способному поглотить неограниченное количество отходов. Острое сознание необходимости вырабатывать новое, ответственное сознание, катализировать его в умах и тех, кто облечен властью принимать решения, от которых зависят судьбы миллионов и миллионов людей, и обычных людей, занятых своими повседневными проблемами и не помышляющих о судьбах мира, побудило в конце 1993 г. группу выдающихся ученых, артистов, писателей, общественных и религиозных деятелей объединиться в Будапештский клуб - неформальную ассоциацию единомышленников, озабоченных сохранением окружающей среды, судьбами мира и грядущих поколений.

Проект Манифеста Будапештского клуба был обсужден составителями с далай-ламой, Чингизом Айтматовым, сэром Питером Устиновым, Вигдис Финнбогадоттир, Эдгаром Митчеллом, Питером Расселом, Бетти Уильямс, Эли Визелем и другими почетными членами Клуба и принят 27 октября 1996 г. на торжественном заседании в Будапеште. В нем ясно и четко определены дух планетного сознания, его насущная необходимость и задачи.

Для достижения поставленных высоких целей Президиум Клуба совместно с его членами, посланниками, попечителями, национальными ассоциациями и региональными центрами приняли интернациональные и интеркультурные проекты, обосновывающие и облегчающие выработку планетарного сознания у отдельных лиц, сообществ, общественных институтов и деловых предприятий.

Принятые ныне проекты подразделяются на четыре категории:

  • проекты, основанные на использовании научного знания, а также художественных, литературных и духовных подходов для идентификации ответственных способов мышления и действия; особый акцент делается на требованиях к начальному, среднему, профессиональному и высшему образованию;
  • проекты, облегчающие передачу необходимых идей с помощью электронных и печатных средств массовой информации;
  • проекты, облегчающие деловым организациям достижение глобально эффективных и этически ответственных стандартов мышления и действия в их собственной сфере деятельности;
  • создание консультационных служб, направленных на отбор, поддержку и облегчение принятия продуктов и услуг, отвечающих стандартам глобально ответственного сознания и ответственной этики.
Будапештский клуб учредил Премию планетарного сознания, присуждаемую ежегодно лицам, проявившим ярко выраженную форму планетарного сознания и внесшим выдающийся вклад в распространение планетарного сознания в обществе. Другая награда, учрежденная Будапештским клубом, - Премия за инновацию в мировом планетарном сознании - присуждается лицам, чья художественная, литературная, политическая или деловая активность продемонстрировала планетарное сознание новаторским и эффективным образом. Учреждены также премии для деятелей средств массовой информации за распространение нового сознания средствами печатных изданий и электронных средств массовой информации, а также премии для мировых лидеров.

В 1996 г. Премия мировым лидерам была присуждена президенту Чехии писателю Вацлаву Гавелу, а Премия за инновацию - исследователям венгерского музыкального фольклора Тимару, Халмошу и Шебо. Премии были вручены лордом Иегуди Менухиным и сэром Питером Устиновым в рамках концерта, на котором дирижировал Кеничиро Кобаяши (26 октября 1996 г. в Будапеште).

В 1997 г. Премия мировым лидерам была присуждена бывшему президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву, а Премия за инновацию - президенту Гремин-банка Мохамеду Юнусу и инициатору проекта "Терра" Хушманду Сабету (вручены 25 июня 1997 г. во Франкфурте-на-Майне).

Для констатации достигнутых успехов в развитии ответственного планетарного мышления планируется проведение ряда торжественных мероприятий. Например, в рамках дней культуры "Веймар: культурная столица Европы 1999 года" будет прочитан доклад, подготовленный Группой общих эволюционных исследований, под названием "Шансы эволюции" (Всемирный симпозиум эволюционных мыслителей и диалоги).

В декабре 1997 г. в Будапеште на торжественном заседании Будапештского клуба выступит один из инициаторов его создания, основатель Международной академии системных исследований профессор Эрвин Ласло, автор замечательных книг "Креативный космос" (1993), "Взаимосвязанная Вселенная" (1995), "Шепчущий пруд" (1996), "Эволюция: общая теория" (1997), "Системный взгляд на мир" (1997) (если говорить только о работах, вышедших в последнее время). Русский перевод книги профессора Ласло "Век бифуркации" был опубликован в философском журнале "Путь" (1995, N 7). Профессор Ласло любезно предоставил для публикации в журнале ВИЕТ текст своего доклада: The Challenge and the Vision (Roadmaps to the Next Millenium). The Club of Budapest "Creative Path of Human Evolution" report by Ervin Laszlo. Пользуясь случаем, редакция и переводчик благодарят профессора Ласло за разрешение ознакомить наших читателей с русским переводом этой новой его работы.

Ю. А. Данилов

Приятно, что заголовок предисловия совпадает с именем нашего выпуска - V.V.

Эрвин Ласло (венг. Laszlo Ervin; родился 12 июня 1932, Будапешт) — основатель и президент Будапештского клуба, философ науки, исследователь систем и интегральный теоретик.

Ласло является руководителем Исследовательской группы общей эволюции, редактором Журнала общей эволюции, ректором Венской академии футурологии, инициатором создания Международной академии системных исследований, почетным доктором ряда университетов Америки, Канады, Финляндии, Кореи и Японии. Его авторству принадлежит около 75 книг и 400 статей, изданных на 19 языках. Женат, имеет двух сыновей.

Концепция тонко взаимосвязанного мира, нашептывающего пруда, в котором и посредством которого мы тесно связаны друг с другом и с Вселенной, усвоенная нашим интеллектом и принятая нашим сердцем, - это часть общечеловеческого отклика на тот вызов, перед лицом которого мы теперь оказались"

Ласло Эрвин

Эрвин Ласло родился в Будапеште (Венгрия) в 1932 году. Уже в возрасте пяти лет раскрылся его музыкальный талант, а в семь лет он начал обучаться музыке в Музыкальной академии Ференца Листа под руководством знаменитого композитора и музыкального педагога Эрнста фон Донаньи. Ласло успешно дебютировал в возрасте девяти лет в Будапештской филармонии, после чего был признан как один из вундеркиндов своего времени.

После перерыва вызванного осадой Будапешта в конце Второй мировой войны, Ласло продолжил свою международную музыкальную карьеру, получив первый приз на Международном музыкальном конкурсе в Женеве в 1947 году, и на Нью-Йоркском конкурсе дебютантов несколько месяцев спустя. В возрасте пятнадцати лет, он был провозглашен нью-йоркскими критиками как музыкант, который имеет всего несколько подобных себе по уровню исполнения среди пианистов любого возраста.

Из статей в «LIFE», «Time», " Newsweek», и других национальных и международных изданиях, известно, что в этот период Ласло обосновался в Нью-Йорке и оттуда совершал туры с концертами по странам мира.

Начало научной карьеры

Вспоминая о начале своей научной деятельности, Ласло пишет:
Я истратил сорок четыре года своей жизни в поисках знания, через науку. Я начал эти поиски весной 1959, вскоре после рождения моего первого сына. До того времени мой интерес к философским и научным вопросам был не более, чем хобби — я путешествовал по миру как музыкант, и никто — даже я — не подозревал, что это станет чем-то больше, чем интеллектуальное времяпровождение. Но мой интерес к этим вопросам рос, и поиски, начавшиеся в 1959, превратились в мою основную деятельность.

Еще не переработанное

"Обязательно ли, что выживет сильнейший - не может ли случиться так, что выживут наиболее мудрые и наиболее охотно сотрудничающие с остальными?"

Ласло является основателем и руководителем Будапештского клуба и Исследовательской группы общей эволюции, редактором Журнала общей эволюции , инициатором создания Международной академии системных исследований, почётным доктором ряда университетов Америки, Канады, Финляндии, Кореи и Японии . Его авторству принадлежит около 75 книг и 400 статей, изданных на 19 языках. Женат, имеет двух сыновей (один из которых - Александр Ласло - также занимается системными науками).

Др. Э. Ласло признается как основатель философии систем и теории общей эволюции.

Необычная карьера Эрвина Ласло включает в себя музыку, философию, науку, исследования фьючерса и мировые проблемы.

В этот период у Ласло вновь проявляется и усиливается интерес к вопросу о смысле жизни и судьбах общества, привитый ему ещё в детстве его дядей, философом из Будапешта. Это побудило его к систематическому изучению этой области знаний, чтению книг по этой тематике и посещению курсов и семинаров в Нью-Йоркском Колумбийском Университете (New York’s Columbia University) и в Новой Школе для Социальных Исследований (New School for Social Research). Его обширные знания в этой области стали предметом написания им заметок по этой теме, с которыми он не расставался даже во время концертных туров. Однажды в ходе случайной беседы во время обеда после успешного концерта в Гааге в г., его собеседник проявил огромный интерес к идеям Ласло, взял заметки с собой для ознакомления, но уже на следующее утро явился с предложением издать их - как оказалось, это был редактор отдела философии знаменитого голландского издательства Мартинус Нейхоф. Публикация этих заметок два года спустя явилась поворотным моментом в судьбе Ласло. Его пригласили в Университет Института Фрибура восточноевропейских Исследований, и после издания им двух книг и многочисленных отчётов о проведённых им исследованиях Ласло получил приглашение провести год в Отделе Философии в Йельском Университете .

Его научные интересы сосредоточились на глобальных вопросах науки и философии, в особенности о происхождение космоса и природы, о происхождении жизни, об управления развитием жизни и сознания и значении изменений и преобразований, которые мы сегодня наблюдаем в культуре и цивилизации.

В ряде своих книг Ласло показывает, что существует два варианта развития событий, в связи с системным кризисом, охватывающим весь мир. Первый - всеобщая катастрофа и децентрализация, ведущая к росту неравенства и новой гонке вооружений. Второй - глобальный прорыв под руководством негосударственных международных организаций.

Макрошифт определяется как массовое движение , которое сможет повернуть ситуацию от всеобщей катастрофы к всеобщему прорыву. Ласло рассматривает период - как критическое время для предстоящей трансформации.

Эрвин Ласло выступил инициатором проведения Мирового дня планетарного сознания (20 марта), Мирового дня планетарной этики (