Внешняя политика ссср в 30 годы причины.

В конце 20 - начале 30-х годов международная обстановка сущест-венно изменилась. Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной на-пряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство опреде-лило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в между-народных конфликтах, особенно имеющих военный характер; призна-ние возможности сотрудничества с демократическими западными стра-нами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии; борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепле-ние своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США при-знали Советский Союз и между двумя странами были установлены ди-пломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-эконо-мических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Ли-гу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подпи-саны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь прави-тельству Народного фронта Испании оружием и военными специали-стами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия.

Политика "умиротворения", проводимая западными державами в от-ношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, на-правленное против Советского Союза. Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к круп-номасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гит-леровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к запад-ной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и на-править ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию.

На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, при-близилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооружен-ный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Со-ветским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциаль-ную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категори-чески отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германи-ей с целью достижения договоренности по широкому кругу политиче-ских проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая не-избежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секрет-ный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Ин-тересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши - Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Од-нако они не оказали реальной военной помощи польскому правительст-ву, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая миро-вая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и За-падную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский дого-вор "О дружбе и границе", закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее бы-строго разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные дей-ствия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Ар-мии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелониро-ванной оборонительной "линией Маннергейма", Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лига Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступи-ла Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в оп-ределенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор "О дружбе и границе", другие внешнеполитические ак-ции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы.

Курс на индустриализацию был провозглашен на XIV съезде партии в декабре 1925 г., была поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Для осуществления этой задачи было предложено несколько программ (таблица 9).

Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства во всех основных отраслях экономики. Промышленность начинает играть ведущую роль в экономике, в создании национального богатства; большинство трудоспособного населения оказывается занятым в индустриальном секторе экономики. С индустриализацией тесно связана урбанизация - рост и развитие городов как крупных промышленных центров.

Цели индустриализации в СССР:

Ликвидация технико-экономической отсталости;

Достижение экономической независимости;

Подведение технической базы под сельское хозяйство;

Создание нового военно-промышленного комплекса.

Бухарин и его сторонники (так называемый «правый уклон») считали, что индустриализация должна быть «научно спланирована», что проводить её нужно с «учётом инвестиционных возможностей страны и в тех пределах, в которых она позволит крестьянам свободно запасаться продуктами»*.

Таблица 9

Программы индустриализации И. В. Сталина и Н. И. Бухарина

Пункты программы И. В. Сталин Н. И. Бухарин
Оценка причин и сущности кризиса Кризис носит структурный характер: отсутствие прогресса в деле индустриализации порождает товарный голод, мелкое крестьянское хозяйство неспособно обеспечить нужды промышленности. Главный виновник- «кулак-саботажник» Главная причина кризиса - ошибки в выборе и реализации экономического курса: ущербность планирования, ошибки в политике ценообразования («ножницы цен», дефицит промышленных товаров, неэффективность помощи кооперации и т.п.). Главный виновник - политическое руководство страны
Пути преодоления кризиса Принятие чрезвычайных мер форсирования индустриализации; массовая коллективизация; перекачивание экономических ресурсов из деревни в город; ликвидация кулачества как «последнего эксплуататорского класса»; создание социальной базы советской власти в деревне, обеспечение контроля за крестьянством Включение экономических рычагов: открытие рынков; повышение закупочных цен на хлеб (при необходимости покупка хлеба за границей); развитие кооперативного движения; увеличение выпуска товаров народного потребления; достижение сбалансированности цен на зерно и технические культуры; создание колхозов только в том случае, когда они оказывались более жизнеспособными, чем индивидуальные хозяйства


Эта точка зрения была осуждена сначала в ноябре 1928 г. на пленуме ЦК, а затем в апреле 1929 г., когда на XVI партконференции победила линия Сталина и его сторонников. Они выступали за ускоренную (форсированную) индустриализацию с преимущественным развитием производства, средств производства (тяжелой промышленности). Главным источником накопления должны были стать средства, перекачиваемые из сельского хозяйства, чему должна была способствовать политика коллективизации. Мнения известных экономистов (Н. Д. Кондратьева, В. Г. Громана, В. А. Базарова, Г. Я. Сокольникова и др.), которые аргументировано критиковали слишком завышенные темпы индустриального развития, предусмотренные первым пятилетним планом, учтены не были (таблица 9).

Первый пятилетний план был одобрен XVI партийной конференцией в апреле 1929 г. и окончательно утвержден V съездом Советов в мае 1929 г. Несмотря на то, что задания пятилетки были достаточно высокими, в начале 1930 г. они были пересмотрены в сторону еще большего повышения. Был выдвинут лозунг: «Пятилетку в четыре года!».

За это время стране предстояло превратиться из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.

Источником средств для этого индустриального скачка стали:

Доходы от сельского хозяйства;

Доходы от легкой промышленности;

Доходы от монополий внешней торговли зерном, нефтепродуктами, золотом, лесом, пушниной;

Займы у населения;

Повышенное налогообложение нэпманов.

В начале 1933 г. было объявлено, что пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца.

Несмотря на невыполнение плановых показателей (они и так были нереально высокими), достижения пятилетки были впечатляющими.

Было построено 1500 промышленных предприятий, среди них такие гиганты, как Сталинградский тракторный, Россельмаш, Харьковский тракторный, Магнитогорский металлургический, Туркисб (железная дорога), Днепрогэс и др. Появилось около 100 новых городов: Комсомольск-на-Амуре, Игарка, Караганда и т.д. Создавались новые отрасли промышленности: авиационная, химическая, автомобилестроительная. Рост производства оборудования, полуфабрикатов тяжелой промышленности, добыча сырья, производства электроэнергии был очень значительным. В 1932 г. СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти, выплавке чугуна и темпам роста машиностроения. Но производству товаров народного потребления и легкой промышленности не уделялось должного внимания (план был выполнен на 70%). Индустриализация производилась экстенсивными методами и с огромными издержками. Она сопровождалась высокой инфляцией (увеличение денежной массы на 180% за 5 лет, рост цен на промышленные товары на 250-300%, снижение покупательной способности рабочих на 40%). С 1929 по 1935 гг. в стране действовала карточная система.

Курс на индустриализацию был продолжен во второй (1933-1937 гг.) и третьей (1937-1941 гг.) пятилетках. Заданные показатели второго пятилетнего плана были также очень высокими, хотя в большей степени приближены к реальности, чем у первого. В некоторых отраслях были достигнуты очень высокие результаты, например в металлургии (в 1937 г. 15,7 млн. т. стали против 5,9 млн. т. в 1932г.), в электроэнергии (36 млрд. кВт. ч по сравнению с 14 млрд. кВт. ч в 1933г.), были освоены передовые технологии в производстве специальных сплавов, синтетического каучука, развивались современные отрасли машиностроения, был построен московский метрополитен (пуск состоялся в 1935 г.). За годы второй пятилетки было построено 4500 крупных предприятий (часть недостроенных в первой пятилетке), из них такие знаменитые, как Уралмаш в Свердловске, Новотульский, Новолипецкий, Криворожский металлургические заводы, Беломоро-Балтийский и Московско-Волжский каналы.

Высоких результатов индустриального строительства удалось добиться во многом благодаря трудовому энтузиазму масс - это одна из особенностей индустриализации в СССР. В стране развернулось движение за ударный (высокопроизводительный) труд; первый съезд ударников состоялся в 1929 г. В годы первой пятилетки возникло изотовское движение (Никита Изотов - забойщик шахты Донбасса); в годы второй - стахановское движение (забойщик Алексей Стаханов). Производительность труда на основе стахановского метода возросла почти на 80%. Примеру Стаханова последовали: Бусыгин - рабочий Горьковского автозавода, Сметанин - обувщик фабрики «Скороход», ткачихи Виноградовы и др.

Экономическое развитие в годы второй и третьей пятилеток шло по тем же направлениям, с теми же приоритетами, что и в первой пятилетке; огромный объём капиталовложений направлялся в отрасли тяжёлой промышленности (производство средств производства) - добывающую промышленность, машиностроение, производство электроэнергии. Производство товаров народного потребления отодвигалось на второй план в ущерб уровню жизни населения.

В результате индустриализации СССР вышел на второе место в мире по общему объёму промышленной продукции, однако, именно в 30-е гг. окончательно сформировались такие характерные черты советской модели экономического развития, как преимущественное развитие отраслей группы «А», командно-административная система управления экономикой. Индустриализация была проведена с огромным напряжением сил всего народа (табл. 10).

Таблица 10

Экономические и социальные последствия индустриализации

Положительные Отрицательные
Достижение экономической независимости Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу Укрепление обороноспособности страны, создание мощного военно-строительного комплекса Подведение технической базы под сельское хозяйство Развитие новых отраслей промышленности, строительство новых заводов и фабрик Ликвидация безработицы Создание автаркической экономики Создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства Замедление развития производства предметов потребления Оформление политики сплошной коллективизации Стимулирование экстенсивного развития экономики Низкий уровень жизни трудящихся

Важнейшей составной частью политики Коммунистической партии по социалистическому преобразованию общества стала коллективизация.

Коллективизация - процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства (колхозы).

Курс на коллективизацию был взят на XV съезде партии в 1929 г. К концу 1937 г. колхозниками стали 93 % крестьян.

Цели и задачи коллективизации

Политика коллективизации позволила государству, во-первых, осуществить марксистскую идею о преобразовании мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйственные предприятия, во-вторых, обеспечить рост товарного производства в сельском хозяйстве и, в-третьих, взять под свой контроль запасы зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Деревня, её материальные и человеческие ресурсы, должны были стать важнейшим из источников для индустриализации.

Для того, чтобы сделать деревню резервом для создания индустриальной экономики, не требовалось даже общего роста сельскохозяйственного производства. Требовалось достичь (с помощью политики коллективизации) следующих целей:

Уменьшить число занятых в сельском хозяйстве ("перекачка" рабочих рук из деревни в промышленность) путем переконструирования сельскохозяйственного производства и повышения производительности труда.

Поддерживать производство продовольствия на необходимом уровне при меньшем числе занятых в сельском хозяйстве.

Обеспечивать снабжение промышленности незаменимым техническим сырьём.

Ход коллективизации

Ещё в 20-е годы лидеры советского государства поставили задачу перевода крестьянского хозяйства на путь «социалистического земледелия». Происходить это должно было путем создания:

а) совхозов - государственных хозяйств, субсидируемых из казны;

б) колхозов - определились 3 формы коллективных хозяйств: артели, ТОЗы, то есть товарищества по обработке земли, и коммуны, из которых последние были самыми непопулярными.

Хлебозаготовительный кризис зимы 1927-1928 гг. подтолкнул партийное руководство к проведению форсированной коллективизации.

В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства». Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой. Проводить коллективизацию предполагалось постепенно, но с лета - осени 1929 г. берется курс на форсирование темпов коллективизации, ликвидацию разнообразия форм кооперации. Известные экономисты- аграрники, работавшие в то время, такие как А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев и другие, доказывали необходимость соединения индивидуально-семейной и коллективной форм сельскохозяйственного производства, сохранения многообразия форм кооперации, но к их мнению в 30-е годы не прислушивались.

В 1929-1930 гг. с ведущих постов были сняты Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. И. Томский (председатель ВЦСПС), Н. А. Угланов (председатель МГК ВКП(б)), которые отстаивали принципы нэпа в сельском хозяйстве, требовали возвращения к экономическим методам развития, были против насильственной коллективизации.

1929 г. был объявлен «годом великого перелома». Сталин в статье с одноименным названием (ноябрь 1929 г.) объявил о переходе к массовой коллективизации и определил её сроки - три года. После заявления о совершившемся «коренном переломе» давление на крестьян с целью их принуждения к вступлению в колхозы резко усилилось. К организации колхозов были привлечены городские активисты партии (так называемые «двадцатипятитысячники»), плохо знакомые с традициями, психологией крестьянства, условиями сельскохозяйственного производства.

1 января 1930г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В соответствии с графиком коллективизации Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г., самое позднее к весне 1931 г., а другие зерновые районы на год позже. К концу первой пятилетки планировалось завершить коллективизацию в стране в целом.

В январе-феврале 1930 г. был обозначен и главный враг коллективизации - кулак (владелец крупного крестьянского хозяйства). Раскулачивание становится основным средством ускорения коллективизации. Был принят ряд партийно-государственных документов, в которых определялся порядок раскулачивания и судьба раскулаченных. Например, постановление ЦК ВКП (б) от 30 января 1939 г. «О ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Печать призывала к решительным действиям против кулаков. Чётких критериев, кого считать кулаком, не было. Тем не менее призыв сверху прозвучал, и он был не только услышан, но и активно поддержан деревенскими низами. Нередко кампания по «ликвидации кулачества как класса» превращалось в сведение личных счетов, разграбление имущества крестьян, объявленных кулаками. В их числе оказывались не желающие вступать в колхоз середняки, а иногда даже бедняки. Раскулачивание носило характер не экспроприации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. В отдельных районах число раскулаченных достигло 15-20%.

Такая политика вызывала крестьянские волнения (за 3 месяца 1930 г. - около 2 тыс. выступлений). Нависла угроза полного развала сельскохозяйственного производства.

В марте 1930 г. партийное руководство вынуждено было пойти на временные уступки. Вся ответственность за произвол в деле коллективизации была возложена на местные органы власти (постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» от 14 марта 1930 г.). Местные руководители снимались с работы, их отдавали под суд. Начался массовый выход из колхозов: с марта по июнь 1930 г. процент коллективизированных крестьянских хозяйств сократился с 58 до 24.

Но с осени 1930 г. начался второй «подъём» колхозного движения.

В 1931 г. было раскулачено и выслано больше семей, чем в 1930 г. (например, из пределов Центрального черноземного района в 1931 г. было выслано около 86 тыс. человек против 42 тыс. человек в 1930 г.). Существовал план целенаправленного использования репрессированных как дешевой рабочей силы на строительстве конкретных промышленных объектов и в системе ГУЛАГа. Раскулаченные семьи направлялись в отдалённые районы Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Казахстана. Основная масса (до 80%) переселенцев трудилась в промышленности, на новостройках. Около 20% переселенцев осваивали новые земли, занимались сельским хозяйством, трудились в неуставных артелях, которые в 1938 г. были преобразованы в колхозы. По разным оценкам в 1928-1931 гг. всего из постоянных мест проживания было выслано от 250 тыс. до 1 млн. семей.

К 1 июля 1931г. было охвачено коллективизацией 57,5% крестьянских хозяйств. Но с 1931 г. начинаются очередные трудности хлебозаготовок, назревает конфликт между крестьянами, стремящимися сохранить часть урожая, и местными властями, обязанными выполнить план хлебозаготовок. Хлебозаготовки 1931 и 1932 гг. проходят очень жёстко: мобилизованы еще 50 тыс. новых уполномоченных в помощь местному аппарату, насильственно изымается от одной трети до 80% урожая.

7 августа 1932 г. был издан закон, позволявший приговаривать к высшим срокам заключения (на 10 лет) за ущерб, наносимый колхозу (так называемый в народе «закон о пяти колосках»).

В 1932-1933 гг. в зерновых районах Украины, Северного Кавказа, Казахстана, Средней и Нижней Волги, только что переживших коллективизацию и раскулачивание, наступил голод, от которого погибло по разным оценкам 4-5 млн. человек.

Во время голода процесс коллективизации приостановился, но в 1934 г. вновь возобновился. Складывается административно-командная система управления колхозами. Был создан единый Комитет по хлебозаготовкам, подчиняющийся непосредственно СНК, создавались политотделы на местах, был определён обязательный налог (куда вошли хлебозаготовки), взимаемый государством и не подлежащий пересмотру местными властями. Кроме этого, государство полностью брало на себя контроль над размерами посевных площадей и урожая в колхозах.

На II съезде колхозников (февраль 1935 г.) Сталин с гордостью заявил, что 98% всех обрабатываемых земель в стране уже являются социалистической собственностью.

Итоги коллективизации

В результате коллективизации урожайность зерновых снизилась. Возросла производительность труда в сельском хозяйстве, но это в основном произошло за счет внедрения новой техники на селе. На 40 % сократилась продукция животноводства. Сельское население из-за раскулачивания, переселения в города и голод сократилось на 15-20 млн. человек. Колхозная система, бывшая частью жёсткого административно-хозяйственного механизма, позволяла забирать из деревни до 40% производимой продукции (против 15% до колхозной эпохи). За счёт этого искусственно была поднята товарность сельского хозяйства. Права человека ущемлялись в деревне гораздо сильнее, чем в городе: так, в стране в 1932 г. были введены паспорта, но колхозники не получили их до 1961 г., они числились в списках сельсовета и не могли свободно передвигаться по стране. Крестьянство, в массе своей, было обречено на недоедание и недопотребление вообще (табл.11).

Таблица 11

Экономические и социальные последствия коллективизации

Главный итог экономического развития СССР в 20-30 гг.

заключается в форсированном переходе от аграрного общества к индустриальному. За годы модернизации было преодолено качественное, стадиональное отставание промышленности страны: СССР занял своё место в группе ведущих стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной человечеству на тот момент времени.

В сельском хозяйстве результаты оставляли желать лучшего: годовое производство зерна в 1931-1939 гг. не превышало (за исключением 1937 г.) 70 млн.т., в то время как средний урожай 1909-1913 гг. составлял 72,5 млн.т, но при этом производство технических культур возросло на 30-40% по сравнению с последними годами нэпа.

Впечатляющий скачок в развитии тяжелой промышленности был достигнут ценой отставания других областей экономики (лёгкая промышленность и аграрный сектор). В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель:

Сверхцентрализация экономической жизни;

Полное подчинение производителя государству;

Все более широкое применение мер внешнеэкономического принуждения;

Предельное ограничение сферы деятельности рыночных механизмов.

Политика культурной революции

Важнейшая идеологическая задача партийно-государственного руководства CCCР заключалась в формировании человека коммунистического будущего. Новые идеи общественных и технических преобразований могли воплотить в жизнь люди не просто грамотные, но в достаточной степени образованные и воспитанные в духе коммунистической идеологии. Поэтому развитие культуры в 1920-1930 гг. определялось задачами культурной революции, которая предусамтривала создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияние старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта.

Политическая система сталинизма

В 30-е гг. в СССР окончательно оформилась политическая система управления советским обществом (тоталитаризм), которая была тесно связана и во многом определялась характером сложившейся к этому времени экономической модели. Понятие «тоталитарная система» включает в себя следующие элементы:

Установление однопартийной системы;

Сращивание партийного и государственного аппарата управления;

Ликвидация системы разделения властей;

Отсутствие гражданских свобод;

Система массовых общественных организаций (контроль над обществом);

Культ вождя;

Массовые репрессии.

Ядром советской тоталитарной политической системы являлась ВКП (б).

Деятельность партии в 30-е гг. характеризуют следующие черты:

Отсутствие какой-то бы ни было организованной оппозиции, внутреннее единство. К концу 30-х гг. ушли в прошлое такие атрибуты внутрипартийной жизни, как дискуссии, диспуты, партия утратила остатки демократизма. Этому в немалой степени способствовал тот факт, что партия стала массовой.

Процесс преобразования Коммунистической партии в государственную, начавшийся ещё в годы Гражданской войны, в 30-е гг. практически завершился. Большое значение здесь имели решения XVII съезда ВКП (б) (1934 г.). Резолюции съезда позволили партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением. В партийных комитетах на местах создавались отделы по промышленности, сельскому хозяйству, науке, образованию, культуре и т.п., которые были как бы параллельны аналогичным отделам в исполкомах Советов. Однако роль партийных комитетов была не дублирующей, а решающей. И приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Происходит врастание партии в экономику и государственную сферу.

Власть внутри партии сосредотачивается в Политбюро, механизм принятия решения оказывается в руках очень узкого круга лиц. Из всех пунктов демократического централизма, который декларировался как основа партийной жизни, неукоснительно и строго выполняются лишь два:

Подчинение меньшинства большинству;

Безусловная обязательность принимаемых решений для всех коммунистов.

Важнейшей чертой политической системы, сложившейся в 30-е гг. был тотальный охват населения массовыми организациями, которые ещё с начала 20-х гг. стали "приводными ремнями" партии к массам. По своей структуре и задачам они становились как бы продолжением партии, лишь приспосабливая официальную идеологию и политику к особенностям возраста, специфике деятельности различных слоёв населения.

Почти все трудоспособное население страны состояло в профессиональных союзах, которые были фактически государственными организациями: по отношению к ним партийное руководство применяло самое настоящее командование, мелочную опеку, подмену выборных структур.

Крупнейшей молодежной организацией был комсомол (ВЛКСМ), детской - пионерская организация. Кроме этого, существовали массовые организации для разных категорий населения: для учёных, литераторов, женщин, изобретателей и рационалистов, физкультурников и т.д.

Профсоюзы

Наряду с идеологическими учреждениями тоталитарный режим развивал и систему карательных органов для преследования инакомыслия.

В 1930 г. было организовано Управление лагерями ОГПУ, с 1931 г. ставшее Главным (ГУЛАГ),

В 1934 г. были введены так называемые особые совещания (ОСО) - внесудебные органы, состоявшие из 2-3 человек («тройки») для вынесения приговоров по делам «врагов народа», а также «упрощенный порядок» рассмотрения этих дел (срок - 10 суток, отсутствие сторон на процессе, отмена кассационного обжалования, исполнение приговора немедленно и т.д.). В 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, и Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. В 30-х гг. политические процессы становятся неотъемлемой частью складывающейся системы. Вот некоторые «знаменитые процессы»:

Год Процесс
«Шахтинское дело»
Дело Вели Ибраимова
Процесс над меньшевиками
Дело о некомплектной отгрузке комбайнов
Дело о вредительстве на электростанциях
Дело «Антисоветского троцкистско-зиновьевского террористического центра» (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Е. Евдокимов и др.)
Дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (Ю. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников, К. В. Радек, Л. П. Серебряков)
Дело «Антисоветского правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, Н. Н. Крестинский, А. И. Рыков и др.)
1937-1938 «Процесс военных». Погибло до 45% командного и политического состава армии и флота, из армии «вычищено» свыше 40 тыс. человек, расстреляны видные военачальники В. К. Блюхер, М. Н. Тухачевский и др.

Из 1215 делегатов XVII съезда ВКП (б) (1934 г.), выразившего вотум недоверия вождю, 1108 были арестованы и большей частью погибли, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК, избранных на этом съезде, 98 человек было арестовано и расстреляно.

Кроме того, репрессии коснулись и миллионов простых советских людей: прежде всего крестьян, вынужденных стать «спецпоселенцами» и трудившихся на крупнейших объектах народного хозяйства.

В конце 30-х гг. политическая система страны стабилизировалась, окончательно сложился культ личности И. В. Сталина.

5 декабря 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР. Конституция законодательно закрепила «победу социалистического строя», экономическим критерием которого провозглашалась ликвидация частной собственности и эксплуатации человека человеком. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся, Коммунистическая партия являлась руководящим ядром общества. Конституция предоставляла всем гражданам СССР основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища, прямое равное избирательное право. Однако в реальной жизни большинство демократических норм Конституции оказались пустой декларацией.

Необходимо отметить некоторые социально-психологические аспекты общественной жизни 30-х гг. , без которых её характеристика будет неполной. Многих поддерживала и вдохновляла идея о тернистом пути в светлое будущее, являвшаяся стержнем пропаганды того времени. Важной составляющей мировоззрения рядового гражданина СССР являлась гордость за достижения своей страны в различных сферах. Реальные социальные завоевания, такие как бесплатное медицинское обслуживание, образование, недорогое жилье и т.п., давали уверенность в правильности избранного пути. Все это позволяло поддерживать невиданный трудовой энтузиазм, формировало оптимистическую жизненную позицию, повышенную мобилизационную готовность.

Высшие органы

государственной власти и управления СССР в 1936-1937 гг.

Внешняя политика 20-30 гг.

Внешнюю политику СССР 20-30 х гг. приблизительно можно разделить на периоды следующим образом:

Отдельно нужно рассматривать отношения СССР со странами Азии и Дальнего Востока.

Краткая характеристика этапов внешней политики

Начало 20-х годов XX в. характеризуется попытками установления и развития дипломатических отношений между советским государством и странами Запада. Попытки эти, предпринимаемые обеими сторонами, были осторожными, противоречивыми и часто неудачными. Мешало, прежде всего, то, что СССР, одной из главных задач внешней политики которого являлось достижение международного признания и возвращение страны на мировой рынок, продолжал поддерживать и финансировать коммунистические и национально-освободительные движения в западных странах. Эта деятельность, которой руководил III Коминтерн (центральный орган его находился в Москве, председатель - Г. Е. Зиновьев), в европейских столицах рассматривалась как подрывная и противозаконная.

Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще с 1920 г. удалось заключить ряд торговых соглашений с различными странами, в том числе с Англией и Германией.

В 20-е гг. СССР участвует в ряде международных конференций.

Апрель 1922 г. Генуэзская конференция, в которой приняли участие 29 стран. Западные державы требовали от СССР возмещения долгов царского и Временного правительства, возвращения иностранцам национализированной собственности в России, отмены монополии внешней торговли. Контрпретензии советской стороны заключали в себе требование возмещения ущерба, причиненного России интервенцией и экономической блокадой. Соглашение не было достигнуто. Предложения советской делегации по проблеме разоружения были отвергнуты как неконструктивные.

Июль 1922 г. Конференция экспертов в Гааге. Основные вопросы: предоставление кредитов РСФСР и возвращение долгов обеими сторонами. Закончилась безрезультатно.

Декабрь 1922 г. Конференция в Москве. Участники - Латвия, Польша, Эстония, Финляндия, РСФСР. Обсуждались вопросы по сокращению вооружений. Предложения советского государства были отвергнуты.

Июль 1923 г. Мирная конференция в Лозанне. Обсуждались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Опять была выявлена несовместимость позиций Советской России и западных стран, в частности по проблеме черноморских проливов. Однако середина 20-х гг. становится так называемой «полосой признаний» - в это время СССР устанавливает дипломатические отношения со многими странами мира. Так, в 1924 г. дипломатические отношения были установлены с Австралией, Норвегией, Швецией, Грецией, Данией, Францией, Мексикой, в 1925 г. - с Японией, в 1926 г. - с Литвой. В 20-е гг. из великих держав только США не установили с СССР дипломатических отношений, настаивая на выплате долгов и компенсаций за национализированное имущество.

Неровно развивались в этот период и отношения с Великобританией.В 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглашение, но уже в 1923 г. советская сторона получила меморандум («ультиматум Керзона»), в котором содержался ряд ультимативных требований. Конфликт был улажен мирными средствами.В феврале 1924 г. СССР был официально признан Великобританией, чему способствовало успешное решение конфликта, в том же 1924 г. был подписан Общий договор и договор о торговле и мореплавании.

Однако резкое ухудшение отношений последовало в 1926г., во время всеобщей забастовки в Англии, когда Советское правительство оказывало значительную финансовую и материальную поддержку Федерации горняков Великобритании. СССР был обвинен во вмешательстве во внутренние дела, и в мае 1927 г. последовал разрыв дипломатических отношений между Великобританией и СССР.

В 1929 г. дипломатические отношения были восстановлены и в период 1929-1932 гг. обе стороны осуществляли активные дипломатические контакты и успешно развивали внешнеэкономические связи. Но в 1933 г. последовал новый конфликт - в Москве были арестованы английские специалисты, обвинённые во вредительстве, и Лондон вводит эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров. Вскоре конфликт был улажен.

В 1930-1931 гг. происходит обострение отношений с Францией,вызванное недовольством французского правительства тем, что СССР оказывает финансовую поддержку французским коммунистам. Но к 1932 г. отношения налаживаются, что объяснялось как общим улучшением международной обстановки в Европе, так и тем, что СССР резко сократил объемы материальной помощи французской компартии. В 1932 г. был заключен договор о ненападении между Францией и СССР. В том же 1932 г. Латвия, Эстония, Финляндия - государства, находящиеся в фарватере внешнеполитического курса Франции - также заключают с СССР договоры о ненападении.

Наиболее успешно в это период развивались отношения с Германией. Они были установлены в 1922 г., когда во время работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний сепаратный договор между Советской Россией и Германией. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов и убытков, Германия отказывалась от претензий на национализированную собственность в России. В 1925 г. был подписан торговый договор с Германией и консульская конвенция. Советскому Союзу предоставляется кредит в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. Подписание Рапалльского договора и последующие действия сторон расценивались в Париже и Лондоне как подрыв послевоенного устройства Европы, исходя из ущемленного статуса Германии и исключения Советской России из семьи «цивилизованных народов». В 1926 г. Германия и СССР подписывают договор о ненападении и нейтралитете. В том же 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, в 1931 - ещё один такой же кредит для финансового импорта из Германии.

Весьма успешно развивалась советско-германская торговля: в 1931-1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин - 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР. Можно сказать, что немецкий экспорт в СССР стимулировал восстановление германской тяжёлой промышленности. За весь период с 1922 по 1933 гг. во взаимоотношениях СССР с Германией не произошло ни одного серьезного конфликта, отношения, в отличие от других стран, были ровные и доброжелательные.

С середины 20-х гг. успешно развивались отношения и с азиатскими странами: в 1925 г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете с Турцией, в 1926 г. - с Афганистаном, в 1927 г. - с Ираном. Эти договоры были подкреплены экономическими соглашениями.

Второй период 1933-1939 гг. во внешней политике СССР характеризовался сближением с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе и стремлением сохранить приобретенные сферы влияния на Востоке.

На Дальнем Востоке во внешнеполитической сфере наблюдается активность и происходит изменение политической карты. Коротко можно отметить следующие события, в которых участвовал Советский Союз.

1929 г. - советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД);

1931-1932 гг. - японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае, возрастание напряжённости в отношениях между СССР и Японией, так как принадлежащая СССР КВЖД проходила по территории, контролировавшейся со стороны Токио;

1932 г. - восстановление дипломатических отношений между Китаем и СССР;

1937 г. - крупномасштабная агрессия Японии против Китая, заключение между Китаем и СССР договора о ненападении и помощь Советского Союза военными поставками и добровольцами Китаю;

Июнь-август 1938 г. - август 1939 г. - вооружённые столкновения между частями Красной Армии и японской армией в районах озера Хасан и Халхин-Гол. Причинами этих столкновений были рост напряженности между СССР и Японией, стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию.

До 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении, а в 1941 г. советско-японского договора, отношения с Китаем практически прекратились.

В Европе с 1933 г. меняется расстановка сил на международной арене, многие государства, в том числе и Советский Союз, меняют свои внешнеполитические ориентиры. Это было связано, прежде всего, с установлением в 1933 г. диктатуры национал-социалистов в Германии. Советское правительство в конце 1933 г. характеризовало фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе.

В 1933-1939 гг. внешнеполитическая деятельность СССР носит явно антигерманский характер, а с середины 30-х гг. Москва активно поддерживает идеи создания системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, что должно было привести к союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии.

Первыми успехами на данном направлении были:

1933 г. - установление дипломатических отношений сСША, вызванное прежде всего необходимостью координации действий в связи с растущей агрессией Японии на Дальний Восток;

1934 г. - принятие СССР в Лигу Наций;

1935 г. - заключение советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи;

1935 г. - достижение договоренности с Англией о согласовании внешнеполитических действий.

Однако достичь успехов в создании системы коллективной безопасности в Европе не удалось большей частью по причине расхождения реальных внешнеполитических действий СССР и западных стран.

С 1935 г. большинство членов Лиги Наций начали проводить политику, которая позднее получила название «умиротворение агрессора», т.е. пытались путем уступок превратить Германию в надёжного партнера в международных делах. Кроме того, западные страны, надеясь использовать Германию в качестве противовеса СССР, начали курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении.

Именно поэтому уже в 1935 г. Лига Наций не поддержала советские предложения по осуждению ввода немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону; а также «умыла руки», когда Германия и Италия ввели войска в Испанию в 1936 -1939 гг. (в то время как СССР оказал значительную помощь Испании).

Не было оказано и реального противодействия Германии после «воссоединения» (аншлюса) Германии и Австрии, что фактически было оккупацией последней. Кульминацией политики «умиротворения» стало соглашение в Мюнхене в сентябре 1938 г. («мюнхенский сговор»), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Главным результатом Мюнхенского соглашения было присоединение Судетской области Чехословакии к Германии.

Только после Мюнхена европейские страны как бы «опомнились» и отказались от политики умиротворения. Становится ясно, что вскоре целью германской агрессии могут стать и они сами. Наступило охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и начались попытки наладить сотрудничество с СССР.

В марте-апреле 1939 г. были предприняты шаги в этом направлении: стали рассматриваться проекты договора между тремя странами (СССР, Францией, Англией) о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией. Но, к огромному сожалению, достичь реальных договорённостей не удалось: основными противоречиями были вопросы, касающиеся количества выставляемых в случае агрессии дивизий; о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта; о праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К середине августа 1939 г. переговоры зашли в тупик.

Третий период 1939-1940 гг. во внешней политике СССР прошел под знаком нового сближения с Германией.

Осторожное зондирование позиций на предмет возможного сближения начинается с обеих сторон еще весной 1939 г. К действиям в этом направлении Советский Союз подталкивали неудавшиеся переговоры с Англией и Францией. Гитлер же был заинтересован в сближении с СССР, так как исчерпал все возможности уступок со стороны Запада и надеялся продолжить свою игру по расшатыванию международной системы теперь уже при помощи Востока.

Договоренности, достигнутые в ходе предварительных секретных переговоров, привели к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении (Молотова-Риббентропа). Суть пакта заключалась в его неопубликованных секретных протоколах, которые разграничивали «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. В сферу СССР вошли: часть Польши до «линии Керзона» (Западная Украина и Западная Белоруссия), Прибалтика, Бессарабия, Финляндия; Германия обозначила «сферой своих интересов» всю остальную Польшу (кроме её восточных областей). Собственно Пакт о ненападении был в значительной степени вынужденным шагом для СССР, но секретные протоколы к нему грубо нарушали международное право.

1 сентября 1939 г. вторжением Германии на территорию Польши началась Вторая мировая война. Несмотря на мужественное сопротивление польских воинов, Польша быстро потерпела поражение. Франция, Великобритания и страны Британского содружества сразу же объявили войну Германии, но реальной помощи Польше не оказали.

В то же время, с 17 по 29 сентября 1939 г. войска СССР, реализуя секретные протоколы советско-германского пакта, заняли районы Западной Украины и Западной Белоруссии. Вскоре эти территории вошли в состав УССР и БССР.

28 сентября 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор «О дружбе и границе», означавший, что Германия и СССР официально стали союзниками. Этот договор позволил Советскому Союзу заключить договоры «О взаимной помощи» с Эстонией, Латвией, Литвой. По этим договорам СССР получил право на размещение на территории Прибалтики военных баз; кроме этого, в знак уважения к интересам германского «союзника», Сталин передал в руки гестапо несколько сотен немецких антифашистов, скрывавшихся в СССР, произвёл депортацию сотен тысяч поляков (как мирного населения, так и военнослужащих).

Летом 1940 г. советское правительство потребовало от Прибалтийских стан провести досрочные выборы и сформировать новые правительства. Прибалтийские республики пошли на мирное выполнение требований Москвы, были созданы «народные правительства», которые обратились к Верховному Совету СССР с просьбой о вхождении Эстонии. Латвии и Литвы в состав Советского Союза. Эти просьбы, естественно, были удовлетворены.

Вслед за этим после проведения взаимных консультаций между СССР и Германией районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией еще в 1918 г., были присоединены к Советскому Союзу.

В результате в состав СССР были включены территории с населением в 14 млн. человек и западная граница была отодвинута на запад на 200-600 км.

Часть территории Финляндии, в том числе Карельский перешеек до Выборга, отошла к Советскому Союзу после тяжелой советско-финской войны (ноябрь 1939 г. - март 1940 г.).

В 1940 г. в Европе сложилась следующая ситуация: в ходе широкомасштабного наступления войск Вермахта были оккупированы Дания, Франция, Нидерланды, разбита северная англо-французская группировка войск, шла тяжёлая война в Норвегии, с лета 1940 г. начались массированные бомбардировки городов Великобритании, над которой нависла угроза германского вторжения. Именно с лета 1940 г. фронт на западе перестал существовать и грядущее столкновение Германии и СССР стало обретать всё более реальные очертания.

Новый курс советской дипломатии. С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «им­периалистических» государств как реальных врагов, гото-


вых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии на­ционал - социалистической партии во главе с А. Гитле­ром. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностран­ных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал разверну­тый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советс­кая внешняя политика приобретает явную антигерманс­кую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с западными державами с целью изо­ляции потенциальных агрессоров - Германии, Италии и Японии. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова. Пер­выми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дип­ломатических отношений с США и принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций, где он становится постоянным чле­ном ее Совета. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его соб­ственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в ми­ровое сообщество в ранге великой державы.

В рамках данного периода начинается заключение дву­сторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен до­говор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось ни­какими военными соглашениями. Вслед за этим аналогич­ный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинс­кой повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризован­ную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пре­сечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций пока­зала свою полную неспособность воспрепятствовать усиле­нию агрессивных держав. В условиях роста германской


угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротво­рения*, надеясь обезопасить себя путем сталкивания Гер­мании с Советским Союзом. Двойственность политики за­падных государств проявилась во время гражданской вой­ны в Испании (1936-1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смот­рела на фактическое участие в войне Германии инталии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30-х годов экспансионистская политика Германии в Европе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. оккупи­руется Австрия, начинается подготовка к захвату Чехос­ловакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехос­ловакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала со­противляться. Однако западные державы фактически пред­почли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представи­телями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции. Последние попытки зак­лючения военно-политического союза с Англией и Фран­цией относятся к весне-лету 1939 г. 17 апреля 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило зак­лючить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Проводимые переговоры шли крайне медленно, прежде всего, из-за стремления западных госу­дарств решить свои внешнеполитические трудности за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начинает вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г, в Москве, завер­шились ничем. Была упущена последняя возможность объе­динить антифашистские силы и, тем самым, помешать уси­лению угрозы миру в Европе.


Советско-германское сближение 1939-1941 гг. После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают промелькивать заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются боль-

шей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усиле­нию этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести ч столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе имела агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринима­лись военные провокации японских войск на советской гра­нице (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, про­должавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Боль­шое влияние на изменение внешнеполитического курса Со­ветского. Союза оказала замена М. Литвинова - сторонника союза с Англией и Францией - на В.М. Молотова, имевше­го прогерман-скую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием во­енной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибыва­ет министр иностранных дел нацистской Германии. И. Риббентроп 23 августа 1939 г. между СССР и Германией после непродолжительных переговоров был заключен до­говор о ненападении. Одновременно с пактом о ненападе­нии был подписан т.н. «секретный протокол», опреде­лявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Во­сток. В сферу советских интересов входили прибалтийс­кие государства, Западная Украина и Белоруссия, Бесса­рабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу боль­шой войны; а с другой - добиться расширения советско­го влияния в Восточной Европе. Данное компромиссное со­глашение являющееся, безусловно, временным, первоначаль­но было выгодно обеим сторонам.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., .Советский Союз приступает к захвату территорий, «от-


писанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступают на территорию Запад­ной Украины и Белоруссии, принадлежащие Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влия­ния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Ста­лин потребовал от прибалтийских государств заключе­ния договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. пра­вительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем уста­новлена Советская власть. Прибалтика входит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия, оккупиро­ванная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Фин­ляндией СССР натолкнулся на решительное противодей­ствие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен тер­риториями, предлагавшийся советской стороной. В ре­зультате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война. Несмотря на многократное превосход­ство в силах, Красная Армия долгое время не могла сло­мить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. це­ной больших потерь она смогла прорвать оборонитель­ную линию Маннергейма и выйти на оперативный про­стор. 12 марта 1940 г. подписывается договор, удовлет­воривший все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убедились, что боес­пособность Красной Армии находится на весьма низком уровне. Последующий период (1940 - начало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стремлением советско­го-руководства оттянуть столкновение с Германией (кото­рое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой - наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала оче­видной.


Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической ли­нии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эф­фективно использован. Стремясь решить свои внешнепо­литические задачи, советское руководство в условиях то­талитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтерна­тивных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.

Внешняя политика СССР в 30-е годы — такая тема, на которой плюхается очень много ребят, когда отвечают на экзамене, или пишут тест. Причина такого положения вещей в том, что кроме фактов, которых немало, требуется запоминать также и общие тенденции, существовавшие в этот период. В этом посте предлагаю такой некий план по запоминанию этой темы, в котором раскрою некоторые важные моменты, которые стоит запомнить.

Общие тенденции внешней политики СССР в 30-е годы

  • Курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Это означало, что теперь СССР исходит не из принципа мировой революции, что он будет поддерживать революционные выступления в странах капитализма, если эти выступления будут просоциалистическими. Теперь СССР выступал как независимое государство, которое развивается по-своему.
  • Эскалация международной напряженности. Эскалация началась буквально с начала 30-х годов, когда милитаристская Япония оккупировала Китай. Многие историки поэтому считают период 20-30-х годов не просто преддверием Второй мировой, а, по сути, рассматривают период с 1914 по 1945 как единый период конфронтации. Затем масло в огонь подлил Гитлер, совершив переход власти в свои руки в 1933 году и выступивший со своими нацистскими лозунгами.
  • Крах Лиги наций как миротворческой организации. События в Китае 1931 года показали, что Лига наций неспособна оказать сколько-нибудь серьезное влияние на возможных агрессоров.
  • Необходимость создания системы коллективной безопасности в Европе против возможного агрессора. Именно эта идея будоражила умы Луи Барту (министра инонстранных дел Франции), короля Румынии Александра и Советское руководство.
  • Нежелание великих держав, в первую очередь Англии и Франции, новой мировой войны, и одновременно они закрывали глаза на действия нацистской Германии в Европе, потворствуя ее амбициям. Такая политика называется: политика умиротворения агрессора. В связи с эти, кстати, крайне рекомендую сборник советской и зарубежной военной карикатуры, который я . Также великие державы закрывали глаза на нарушение Германией условий Версальского мирного договора, по которому, в частности ограничился объем водоизмещения ее военных судов.

Ключевые события внешней политики и ее значение

  • 1930—1931 годы — оккупация Японией Манчжурии. Лига наций расписалась в своей недееспособности, направив письменное обращение японскому руководству с требованием прекратить оккупационные действия. Япония требование проигнорировала.
  • 1933 год — приход к власти в Германии партии НСДАП и ее лидера Адольфа Гитлера. Это событие поменяло расстановку сил на мировой арене — Германия вновь заявила свои территориальные амбиции.
  • 1933 год — установление дипломатических отношений между СССР и США. США стали последней страной, признавшим Советский союз как независимое государство.
  • 1934 год — СССР принят в Лигу наций. Это означало признание СССР мировым сообществом как равноправного партнера во внешней политике.
  • 1935 год — договор между Францией, СССР и Чехословакией о взаимопомощи в случае нападения агрессора.
  • 1936 год — Аншлюс Германией Австрии.
  • 1938 год — раздел Германией Чехословакии.
  • 1938 год — Мюнхенский договор между Францией и Англией, с одной стороны, и Германией, с другой.

  • Лето 1939 года — Московское совещание с участием представителей Англии, Франции и Польши.
  • 23 августа 1939 года — между СССР и Германией.
  • 1 сентября 1939 года — начало Второй мировой войны.

Уважаемые друзья, в этом посте собраны важнейшие моменты внешней политики СССР в 30-е годы. Однако многие моменты и не учтены по причине ограниченного объема поста. Если Вы хотите получить целостное представление об этой теме, то рекомендую вам приобрести , в нем внешняя политика СССР в 30-е годы увязана с 20-ми годами и вообще, все рассказано с учетом всех нюансов, необходимых для сдачи экзаменов.

Международная обстановка, в которой происходило развитие СССР в предвоенный период, была достаточно сложной. Существовали очаги напряженности на Дальнем Востоке и в Европе. Капиталистические державы мира в тайне готовились к войне. В Германии власть перешла к фашистской партии. Все эти явления указывали на то, что ситуация в мире очень интенсивно приближалась к вооруженному конфликту.

СССР в предвоенные годы определялась рядом обстоятельств.

В первую очередь, следует отметить, что расстановка сил на международной арене качественно изменилась в 30-е - 40-е годы. Главным образом, эти изменения связаны с возникновением первого государства с социальной системой правления, обострением противоречий между колониями и метрополиями. Немаловажное значение имело и достаточно интенсивное развитие экономики Германии - государства, недовольного своим международным положением.

Изменения повлияли и на характер приближающегося вооруженного конфликта. Спор между империалистическими государствами за передел мира должен был превратиться в противостояние держав между собой, а также противодействие всего блока со страной с другой социально-экономической системой - Советским Союзом.

Внешняя политика СССР, несмотря ни на что, продолжалась в мирном русле. Государство открыто выступало против оккупации Чехословакии. Советский Союз этой стране даже предложил военную помощь. Но Чехословакия отказалась.

Внешняя политика СССР до 39-го года считается образцом стремления не допустить войны, остановить агрессора. был на тот момент самым непримиримым противником фашизма.

Но к лету 1939 года позиция изменилась. В сентябре этого же года были подписаны договоры и секретные протоколы, согласно условиям которых, Советский Союз и Германия становятся практически партнерами.

Такой поворот связан с несколькими обстоятельствами. Следует отметить, что обстановка в мире к 39-му году не позволяла Советскому Союзу вести борьбу в одиночестве. Стране необходимо было обеспечивать свою безопасность. В сложившейся ситуации внешняя политика СССР могла пойти по трем путям. Государство могло продолжать оставаться в одиночестве, заключить военное соглашение с Францией и Англией или подписать договор с Германией.

Таким образом, к лету 1939 года начались переговоры между Англией, Францией и Советским Союзом о подписании пакта о взаимопомощи и формировании антигерманской коалиции.

Внешняя политика СССР перед началом военного противостояния носила характер противоречивый. Это было связано не только с особенностями международной обстановки того времени, но и со своеобразием бюрократической системы в партийно-государственном руководстве самого Советского Союза.

Послевоенный период государство переживало достаточно тяжело. В 50-е - 60-е годы начали закладываться новые политические и экономические основы в стране. Внешняя политика СССР в послевоенные годы начала менять свой курс. Вместе с этим в самом обществе происходили коренные изменения.

После войны с Германией СССР был признан великой страной. Разные державы мира стремились установить дипломатические отношения с государством.

Важнейшим направлением в международной политике Советского Союза являлось обеспечение безопасности границ, а также борьба против нового развития фашизма.

Тесными стали отношения между СССР и США. Благодаря усилиям американских и советских дипломатов, удалось сформировать Всемирный Банк, ООН и прочие структуры, являющиеся основополагающими в создании экономического и политического порядка. Кроме того, СССР с того момента занял место (вместе с Китаем, Францией, Англией и Америкой) в Совете Безопасности в ООН.