Жюль верн. Ведущие мастера Жюль шере плакаты

Мастер плаката. 1836–1932.

‘Quinquina Dubonnet’. Жюль Шере.

Жюль Шере

Жюль Шере (1836–1932) родился в Париже в семье ремесленника. Из-за отсутствия средств образование Шере завершил в возрасте 13 лет. Однако те зачатки знаний об искусстве и дизайне, которые удалось приобрести в семье, позволили ему сделать успешную карьеру художника-плакатиста. Оставив школу, Шере в течение трех лет работал подмастерьем у литографа, который был знакомым его отца, а также брал уроки рисования в парижской Национальной школе изящных искусств у Ораса Лекока де Буабодрана (1802–1897).

Как раз в это время в прессе и в академических публикациях обсуждаются различные цветовые теории, и особое внимание в них обращается на взаимодействие дополнительных цветов. Шере в курсе всех этих дискуссий, и его собственный плакатный дизайн восхищает рекламодателей. Азарт художника, оплаченный Риммелем, приносит Шере успех и внимание всего Парижа. Его карьера удачно продолжается, и он создает свой уникальный стиль.

Биография Жюль Шере обновлено: Май 11, 2018 автором: Глеб

Великий французский рисовальщик Жюль Шере родился в 1836 г. в Париже. В первую пору своей художественной деятельности занимался, кроме живописи, рисованием эскизных картинок для иллюстрированных журналов, виньетками для пригласительных и поздравительных билетов, обеденных меню и тому подобное. Затем, живя несколько лет в Лондоне, он начал изготовлять оригиналы для орнаментированных фигурами хромолитографированных афиш и плакатов, расклеиваемых и развешиваемых в публичных местах.

Деятельность Жюля Шере в Париже началась в 1866 году, когда он основал во французской столице небольшую литографию. Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лаконизма изображения, к "ударности" цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок, существенная для небогатого хозяина скромного предприятия. "В результате он стал ограничиваться одной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, составляющим одно гармоничное целое со всем рисунком".

Приоритет в обретении самых характерных признаков нового жанра историки искусства единодушно отдают Жюлю Шере потому, что им выявлено и реализовано самое главное для успешного восприятия изображения "на лету" людьми, спешащими по своим делам. Это - лаконизм, композиционная компактность и красочная контрастность. "Их динамика линий и пятен словно продолжает динамику самой улицы, а воздушная вибрация их палитры словно сливается с вибрацией городской туманной атмосферы, пронизывая ее в то же время яркой праздничной нотой", - писал о своих впечатлениях от рекламного творчества Ж. Шере, Я.А. Тугендхольд.

Дополнительную эффектность этим произведениям давали и сами объекты рекламирования. Чаще всего это были зрелища, гуляния, маскарады, катки, кафе-шантаны, художественные выставки.

Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Авторская афиша достигла уровня искусства. Всего Жюлем Шере создано около тысячи подписных плакатов. Из них лучшие были представлены на его персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.

Жюль Шере так же известен тем, что он сформулировал основные принципы плаката. Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов афиши легко воспринимались на расстоянии.

Такова, например, одна из первых его афиш, объявлявшая об открытии "Мулен Руж" (Приложение 1).

Анри де Тулуз - Лотрек

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа - французский живописец, рисовальщик, литограф. Родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и остался калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи. В 1882 Тулуз-Лотрек учился в Париже у Леона Бонна и Фернана Кормона, но оба учителя не оказали сильного влияния на его творческое формирование. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль.

В 1884-1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы ("Диван Жапоне", "Мулен де ла Галетт" и особенно "Мулен Руж"); среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана (Джейн) Авриль, певица Иветт Гильбер и многие другие. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш, в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.

Тулуз - Лотрека считают последователем Ж. Шере. Известно, что Лотрек, так же как и Шере, работал над созданием афиш для кабаре "Мулен Руж". На одной из них мы можем увидеть оригинальную манеру художника (Приложение 4).

Еще одной известнейшей афишей Лотрека является "Диван Жапоне" ("Японский диван") (Приложение 5). На ее примере видно, как он использует обрезание кадра, что помогает зрителю почувствовать себя в той обстановке, которая изображена на афише. Интересно так же композиция данной афиши. В углу изображен лишь силуэт певицы Иветт Гильбер, а центральное место занимает подруга и муза Лотрека Джейн Авриль.

Страница 1 из 2

Е.А. Петухова (СПбГУ)
Жюль Шере и «Les Maîtres de l’affiche» 1

Афиша – термин вполне современный, повседневный и говорящий сам за себя. Но при рассмотрении данного понятия в контексте графических искусств мы в первую очередь соотносим его с предыдущей эпохой, а именно, временем, когда плакат появился на улицах, расцветив их всей существующей палитрой красок и сделав искусство еще более доступным, отвечающим развитию современной жизни. Рождение этого вида искусства произошло во второй половине XIX столетия с полным утверждением хромолитографии и появлением на улицах многочисленных плакатов, приглашающих посетить концерты в знаменитых увеселительных заведениях, многочисленные празднества и другие события бурной городской жизни. Расцвет этого вида искусства во Франции – "прекрасная эпоха" 2 , настолько быстро менявшая мир, что именно афиша могла ухватить и отразить эти новации, изменения и достижения столь же ярко и быстро.
Последнее десятилетие XIX в. объединило искусство с индустрией, породив плакат рекламного типа, который не просто отражал промышленное и торговое развитие эпохи, но и поднялся на высокий художественный уровень, будучи создаваемым ведущими мастерами своего времени. Именно в этот период появляется столь универсальное художественное произведение, являющееся одновременно и отзвуком происходивших изменений, и искусством, доступным любому человеку, и вместе с тем предметом достойным коллекционирования. Последнее качество захватило французское общество второй половины 1890-х гг., породив явление афишемании. Однако плакаты хорошего качества далеко не всегда доставались собирателям, не говоря уже об их ограниченном тираже. К тому же, мастера других стран, таких как Англия и Америка, уже были хорошо известны коллекционерам, благодаря многочисленным художественным журналам, публиковавшим на своих страницах копии известнейших работ. Иные традиции, новые художественные решения интересовали публику, которая хотела бы иметь у себя лучшие образцы в целом быстро развивающегося мирового плакатного искусства. Выходом из сложившейся ситуации стало появление нового издания, собравшего в себе лучшие афиши последнего десятилетия XIX века.
С 1895 по 1900 гг. в Париже выпускается серия уменьшенных копий популярных плакатов в технике литографии, получившая название «Les Maîtres de l’affiche» 3 . Данное издание было предназначено для всех любителей и собирателей современных, постоянно появлявшихся работ самых известных и различных мастеров. Идея выпуска, а также художественное и техническое руководство над серией в течение этих пяти лет принадлежали художнику Жюлю Шере, который вошел в историю искусства под именем «отца плаката». Этот мастер был прекрасным живописцем, технически подкованным графиком и умелым предпринимателем, вполне преуспев во всех этих областях. Его работы стали школой для практически всех современных ему мастеров дизайна. Таким образом знакомство с «Les Maîtres de l’affiche» не представляется возможным без рассмотрения личности Шере и его художественных исканий.
Творчество Жюля Шере в своем развитии прошло значительную эволюцию, приведшую его стиль к тем принципам, которые его наиболее прославили. Однако к 1889-1890 гг. Шере уже был на пике своей славы, и последующее десятилетие стало последним в его деятельности как мастера плаката: первые тридцать лет ХХ в. он почти полностью посвятит живописи и пастелям. Таким образом, говоря о творчестве Шере, нельзя забывать о периоде, предшествующем «золотым годам» становления и развития плаката. Художественные поиски, происходившие с конца 1850-х до начала 1890-х гг., определили не только стиль самого мастера, но и облик плаката эпохи модерна. Художник прошел путь от живописи и графики с романтизированной интерпретацией сюжета в античных формах к афише, по-карикатурному острой, впитавшей дух современных ему оперетт, цирковых представлений и, конечно, опыт предыдущих великих эпох и мастеров.
Отмечая основные вехи в творчестве Шере, нужно особо выделить шесть лет, проведенные им в Лондоне с 1859 по 1866 г., где мастер плодотворно и активно работал, в том числе сотрудничал с косметической формой Эжена Риммела. Этот факт отмечается в исследованиях: «Риммел не только нанял Шере для создания этикеток для духов, но познакомил с ведущими европейскими художественными центрами и дал ему капитал для открытия печатных фабрик в Лондоне и Париже. Также важно, что он обучил Шере принципам дизайна Королевского Общества Искусств. Один из них гласит: «Дизайн должен совпадать с целью предмета» 4 . Вернувшись в Париж, Шере в своих работах переходит к более реалистической трактовке сюжетов. Стремясь показать суть рекламируемого предмета или события, он использует образы героев театральных сценок и цирковых артистов, чьи роли и амплуа еще более заостряются с помощью карикатурных форм.
Творческий метод художника представляет собой определенную схему, по которой создавались все его произведения. Основой практически каждого плаката Шере является женский образ. Так называемая «шеретка» прославила не только мастера, но и вдохновила многих его последователей. Этой излюбленной моделью была датская актриса и танцовщица Шарлотта Вье, портрет которой описывают исследователи: «Она появляется в плакатах Шере безудержно счастливой, танцующей, смеющейся и беззаботной» 5 . Художник умело адаптировал этот образ практически для любого рекламируемого события или предмета, сделав свою «шеретку» подлинным символом эпохи. На одном из самых знаменитых рекламных плакатов – для сигаретной бумаги «Жоб» – она предстает практически символом эмансипированной женщины конца XIX в. (Илл. 1). Этой афишей 1889 г., ставшей очень популярной, Шере открыл череду заказов от компании художникам-плакатистам. Такие мастера как Жорж Меньер, Альфонс Муха подхватили этот удачный образ, представив его в собственной творческой интерпретации. Здесь же перед нами молодая девушка в ярком желтом платье, стоящая вполоборота, с кокетством поглядывающая на зрителя и выпускающая сигаретный дым, который будто бы облаком окутывает ее фигуру. Композиция идеальна, в ней нет ничего лишнего. Колористическое решение также совершенно гармонично. Как известно, Шере работает с помощью четырех камней. В данном случае: желтый, синий, красный цвета и кроющий четвертый. Желтый на синем, яркие красные буквы – все это работает на создание динамичного запоминающегося образа. Закругленные линии, рисующие силуэт, продолжены в оформлении шрифта букв, они будто бы вторят закручивающемуся по спирали движению внутри плакатного пространства. Вертикальный формат афиши напоминает панно, что всегда будет присуще работам Шере. Таким образом, художник создал не только эффектный образ, но работу, содержащую основные черты модерна. Однако, практически все плакаты Шере 1890-х гг. – наиболее блестящего периода творчества мастера – имеют схожие принципы построения и могут быть проанализированы по аналогичной схеме. Например, афиша для «Саксолейн» - компании по производству масла для ламп, чье сотрудничество с Шере было довольно продолжительным. Динамичная женская фигура с зажженной лампой в руках будто бы находится в неком круговороте. Волосы женщины развеваются, ее поза излучает уверенность. В этой рекламе художник представляет довольно интересную интерпретацию образа парижской домохозяйки конца столетия: именно таков образ данной рекламы. Колористическая схема идентична предыдущему варианту, нижнюю часть листа пересекает текст.
Примером многофигурной композиции у Шере могут служить афиши, анонсирующие различные увеселительные места и мероприятия. На протяжении 1890-х гг. художник сотрудничал с современной Оперой Гарнье. Каждый год мастер создавал плакат, объявляющий о ежегодном зимнем бале-маскараде. Рассмотрим работу 1897 г. На первом плане вновь предстает знаменитая «шеретка» в желтом платье с веером в руке, сидящая на столе, но будто бы приглашающая к танцу. Рядом – букет цветов, позади – другие участники праздника: джентльмены в шляпах, персонаж в костюме клоуна. Образ производит по-настоящему радостное впечатление. Перед нами опять закручивающееся пространство, вневременное действие и привычная колористическая схема. Женский образ в любом случае главенствует.
Необычные элементы и решения появлялись в заказных плакатах для другого рода событий. Шере выполнил две работы для Общества помощи семьям, пострадавшим от кораблекрушений. Плакат 1890 г. представляет собой целую историю семьи моряка, проводившей его в море и потерявшей в результате кораблекрушения. Афиша построена на основе черного, серого и коричневого оттенков в знакомой манере художника. Тем не менее, реалистическое изображение персонажей кажется достойным внимания. Интересной деталью является текст рекламируемого события: он занимает нижнюю часть листа и нисколько не акцентирует на себе внимание. В данном случае изображение говорит само за себя, посылая зрителю просьбу о помощи.
Обзор выбранных работ ставил своей целью продемонстрировать определенные творческие каноны Жюля Шере. Найденный им женский образ является доминирующим в его работах на протяжении 1890-х гг. Характерные черты «шеретки» стали знаковыми для самого художника. Цветовая гамма чаще всего одна и та же. Практически всегда используются красный или синий цвета для написания слов текста. Их расположение на листе может быть различным, но всегда обращает на себя внимание. Эта особенность присуща плакатному творчеству некоторых учеников Шере, а также афишам Тулуз-Лотрека, который еще более развивал данный элемент: например, с помощью троекратного повторения.
Значение работ Жюля Шере для плакатного искусства всегда будет рассматриваться как определяющее. Его творческие принципы однозначны, даже несколько схематизированы, но именно они создали образ афиши уже в ее новейшем значении. Декоративно-аллегорический стиль мастера стал ключом для множества последующих живописных явлений, став одной из основ эры известной как «прекрасная эпоха» и передав ее художественный дух. Однако не менее важной составляющей успеха оказалась и разработанная Шере стратегия развития и продвижения искусства плаката.
В 1866 г., вернувшись из Лондона, Жюль Шере основывает собственную типографию, оснащенную огромным печатным прессом, привезенным из Лондона. Это был не первый коммерческий опыт художника. В первой половине 1860-х гг. он открывает предприятие в Лондоне, просуществовавшее до 1869 г. Дальнейшее же развитие французского отделения было таковым: в 1881 г. Шере передал часть своего предприятия издательству Шекс. Следующие девять лет он посветил созданию афиш в собственном ателье, при этом осуществляя художественное руководство типографией.
В 1889 г. художник получает золотую медаль на Всемирной выставке, в том же году проводится большая ретроспектива его работ. В 1890 году Шере становится кавалером ордена Почетного легиона в звании «творец индустриального искусства». Эти события весьма важны для понимания места мастера в бурном развитии искусства его эпохи.
К началу 1890-х гг. печатное издательство художника процветало и работало в полную силу. В 1890 г. печатное отделение и художественная студия были объединены под одной крышей и одним названием – типография Шекс 6 . Именно здесь про проекту и под руководством Шере начали печатать ежемесячную серию «Les Maîtres de l’affiche», представившую собой подборку самых известных плакатных творений своей эпохи. Мастер лично отбирал плакаты и приглашал художников для создания специальных листов и обложки издания. Кроме того, он является самым публикуемым автором – в каждом выпуске первый эстамп представлял его афишу.
Серия «Les Maîtres de l’affiche» ежемесячно выпускалась с декабря 1895 по ноябрь 1900 г. и насчитывала 60 выпусков. Каждый месяц подписчики получали четыре несброшюрованных листа, которые назывались «мэтрами» и представляли собой уменьшенные копии самых известных афиш 1890-х гг. Кроме того, для имевших годовую подписку было выпущено 16 «специальных листов», которые являлись эксклюзивными авторскими литографиями известнейших мастеров. Всего за пятилетнее существование серии было выпущено 240 «мэтров» и 16 «специальных листов». Можно было купить выпуски отдельно без подписки, а также в конце каждого года выпускалась подшивка со всеми листами за прошедшие 12 месяцев в специальной обложке, дизайн которой создал Поль Бертон, один из мастеров афиши, также представленный в этой серии. Цена по подписке составляла 27 франков в год, а отдельный выпуск стоил 2,5 франка.
Кроме того, каждый лист серии оформлялся особым образом. В левом нижнем углу находился порядковый номер, и по кромке шла надпись «типография Шекс». В правом нижнем углу – особый печатный знак: сидящая, элегантно одетая дама, на лице которой улыбка, своим жестом приглашает нас полюбоваться плакатами. К тому же, данный рисунок появлялся на обложке каждого отдельного выпуска.
Каждый лист серии печатался на качественной и плотной бумаге, что являлось большим плюсом для любителей и коллекционеров афиши. Размер всегда был одинаковым – 29 х 40 см, он был гораздо меньше оригинального. В итоге эти факторы сыграли в пользу «Les Maîtres de l’affiche»: набор небольших качественных эстампов стоил столько же, сколько оригинальный плакат. И умелые коллекционеры выбирали первый вариант. Афиши в это время, несмотря на всю свою популярность и несомненные художественные достоинства, печатались на дешевой газетной бумаге, а их большой размер создавал некоторые неудобства для их собирания. Поэтому ведущие художественные, газетные и журнальные издания печатали на своих страницах уменьшенные копии, выпускали специальные приложения с повторениями известнейших плакатов. Создатель «Les Maîtres de l’affiche» пошл дальше и соединил все возможные преимущества.
Невероятное количество ярких художественных имен, представленных в серии, отмечается в единственной монографии, посвященной рассматриваемому изданию: «Из более чем 96 мастеров, представленных в «Les Maîtres de l’affiche», некоторые были выдающимися художниками и мастерами плаката на различных этапах их карьеры: Тулуз-Лотрек, Боннар, Грассе, Валлоттон. Другие были иллюстраторами и карикатуристами рассматриваемого периода, также известными коллекционерам: Форен, Каран Д"аш, Ибельс, Буте де Монвель, Леандр. Но среди них были и те, чьи имена у нас ассоциируются с понятием “плакат”, первооткрыватели, покорившие новое общество: Шере, Муха, Стейнлен, Беггарстафф, Грассе, Пенфилд, Перриш, Бредли, Херди… список может продолжаться бесконечно» 7 . Такая классификация может быть спорной, но в любом случае, она отмечает наиболее известные имена и показывает интернациональность этого проекта. К тому же вполне объяснимым выглядит то, что вместе с отмеченными именами художников, которые можно определить как первый круг, должен существовать и второй. К нему относятся мастера сравнительно не столь сильные и яркие в области искусства плаката, но в целом известные в афишном творчестве 1890-х гг. Среди них мы можем отметить Фредерика-Огюста Казальса, Люсьена Мейтиве, Этьенна Моро-Нейлатона, имевших опыт работы с различными периодическими изданиями и коммерческими предприятиями. При этом перечень имен представляется действительно внушительным и является слишком широким для полного его воспроизведения в рамках данной работы.
Кроме того, на основе материала серии «Les Maîtres de l’affiche» мы получаем возможность ознакомиться с единичными плакатными работами известных мастеров живописи. Пьер Пюви де Шаванн, Морис Дени, Феликс Валлоттон работали в афише. Рассмотрение их произведений дает возможность увидеть применение чисто индивидуальных приемов художников в непривычной для них области, а также и попытки разработать что-то новое. Однако, несмотря на значимость этих имен, мы не можем с абсолютной уверенностью причислять их работы к авангарду плакатного искусства 1890- гг.
Приоритет французской школы среди листов «Les Maîtres de l’affiche» является неоспоримым фактом, доказывающим, к тому же, ее главенствующее положение в плакатном искусстве 1890-х гг. Однако нельзя забывать, что другие страны также представлены в издании и расширяют тем самым наше представление об афише рубежа веков. В целом, факт создания и выпуска столь широкомасштабной серии художником, который определял вкус и моду своего времени, стоит рассматривать как большое достижение и интереснейшее явление. Облик издания «Les Maîtres de l’affiche» и его существование определялись именно Жюлем Шере, чье творчество положило начало новой области искусства, отразившей многие значимые процессы художественной жизни рубежа веков как нельзя полно и удачно. Представление и рассмотрение творчества одного из величайших мастеров плаката и истории его проекта кажется достойным дополнением к изучению искусства конца XIX века, где афиша занимает свое важное место.
«Les Maîtres de l’affiche» дает нам возможность представить себе развитие плакатного искусства на самом его пике – с 1890 по 1900 гг. 1900 год стал не только годом окончания публикации рассматриваемого издания. Эта дата может считаться завершением «первого» этапа развития искусства афиши. С начала ХХ в. Жюль Шере переключается на живописные работы, в 1901 г. умирает Анри де Тулуз-Лотрек – мастер, совершивший подлинный переворот в плакатном искусстве. Мы больше не встретим афиш Пьера Боннара. Теофиль Стейнлен все больше отходит к остросоциальному, политическому искусству, в том числе и в области афиши. Продолжает работать Альфонс Муха, но его произведения являются повторениями блестящих идей 1890-х гг. Конечно, появляются новые мастера, но их работы уже сильно отличаются от рассматриваемого десятилетия. В целом, плакат 1890-х гг. может рассматриваться как отдельное замкнутое явление со своими событиями, свершениями и закономерностями, обнаружить, изучить и систематизировать которые в полной мере позволяет материал, представленный в «Les Maîtres de l’affiche».

"Отцом" рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст "на ходу", лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это реклама кафе-шантанов, маскарадов, выставок. Его веселые персонажи нравились как широкой публике, так и профессионалам-дизайнерам. Часто он работал в манере, напоминавшей импрессионистов. В Париже в 1889 и 1890 гг. прошли две его персональные выставки.

Великий французский рисовальщик Жюль Шере родился в 1836 г. в Париже. «В первую пору своей художественной деятельности занимался, кроме живописи цветов, сочинением и рисованием эскизных картинок для иллюстрированных журналов, виньетками для пригласительных и поздравительных билетов, обеденных меню и т. п. а затем, живя несколько лет в Лондоне, он начал еще там, по заказу разных предпринимателей и крупных торговцев, изготовлять оригиналы для орнаментированных фигурами хромолитографированных плакатов и анонсов, расклеиваемых и развешиваемых в публичных местах».

С 1866 г., после возвращения в Париж, он посвятил себя исключительно работам этого рода. Известность пришла к нему очень быстро. Благодаря ему уличные объявления, назначенные лишь для кратковременного существования, превратились в истинно художественные произведения, часто высокого достоинства, которые теперь усердно собираются и берегутся многими любителями искусства во всех странах.

Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Авторский рекламный плакат достиг уровня искусства.

«До появления художественных плакатов афиши представляли собой текст, который лишь иногда сопровождался рисунками. Взамен традиционной формы плаката с максимумом буквенной информации Жюль Шере предложил яркий, бросающийся в глаза рисунок и очень скупой текст. Большую роль стала играть линия, контур предметов».

Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов плакаты легко воспринимались на расстоянии. «На рекламном плакате сигаретной бумаги «Джоб» обаятельная девушка кокетливо смотрит на зрителя и явно старается привлечь внимание. Ее платье соответствует моде того времени. Объемные рукава и узкая талия - характерные черты стиля модерн. Необычный ракурс фигуры, демонстрирующей себя, был бы неуместен в живописи, а в плакате, главная задача которого - привлечь и запомниться, оказывается необходимым выразительным средством».

Другой пример его творчества является реклама американского аперитива «Кэнкэн Дюбонэ», где художник изображает веселую даму, сидящую в непринужденной позе. Эта женщина сама являет собой декорацию, она слегка пьяна, раскованна, весела и задорна и в силу всего этого необычайно привлекательна.

Жюль Шере создал более тысячи различных плакатов. Он рисовал афиши для карнавалов, выставок, кабаре, казино, театров. Художник оставил после себя множество плакатов, рекламирующих парфюмерию и косметику, мыло, керосиновые лампы, фармацевтическую продукцию, автомобили и многое другое.

В знак признания и почитания этого мастера в 1928 году в Ницце, где Жюль Шере жил и работал в последние годы своей жизни, был открыт Музей в честь его имени.

Работы Жюля Шере:

Недосягаемыми образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотреком в 90-х годах XIX века. Старший сын старинного рода графов Тулуз-ских, очень красивый ребенок, "маленькое сокровище", как звали его в семье, был обречен с самого рождения. Редкая генетическая аномалия развития костей проявилась только в 15 лет, перестали расти руки и ноги, деформировался рот, непропорционально выросли кисти рук, он невнятно говорил, с трудом ходил, утомлялся, ломал шейку бедра. Утвердить себя в своих собственных глазах и в глазах окружающих помогла живопись. Особенно этот сильный духом, талантливый человек любил рисовать движение - танцовщиц, бегущих животных. Не меньшее значение имел для него спорт ("плаваю я быстро и хорошо, но зато некрасиво, как жаба"). Уехав в Париж, он стал завсегдатаем самых жизнелюбивых мест-кабаре, кафе, борделей, скачек. Именно их герои и стали героями его картин и плакатов. Афиши "Мулен Руж", "Японского дивана", других парижских кабаре и кафешантанов вошли не просто в историю рекламы, а в историю мирового искусства.

Известным широкой публике Тулуз-Лотрек стал именно благодаря рекламным листам на афишных тумбах, появившихся в те годы на парижских тротуарах. Первый же из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор. Прохожие толпились около мест расклейки, пытаясь расшифровать подпись художника. Плакаты срывали, чтобы отнести к себе домой. Скажем попутно, что судьба самой "Ла Гулю" - Луизы Вебер - сложилась трагически. Получая фантастические средства от великосветских щеголей во время выступлений в кабаре, она, постарев, быстро их растратила, пыталась работать в цирке, потом стала прислугой в публичном доме и, наконец, побирушкой на парижских улицах. От прошлого у нее до смерти сохранилась только белая юбка из Мулен Руж, в которой ее изобразил когда-то Тулуз-Лотрек. Из нее она сделала занавеску на окно своей лачужки, где и умерла.

Считаем необходимым остановиться на личности художника, ведь именно ей определялось основное направление его творчества. Итак, родился Анри в аристократической семье, всю жизнь был близок с матерью (она, собственно, и стала главным человеком в его жизни). В юношеском возрасте Анри при стечении трагичких обстоятельств ломает обе ноги, после чего они прекращают свой рост и мальчик становится калекой. То ли из склонности, то ли из-за невозможности (искусствоведы теряются в догадках:-)) Анри начинает рисовать, и, как и многие молодые художники, попадает "в окружение Монмартра". В конце XIX века Монмартр привлекал многочисленных деятелей искусства. Здесь жили и творили ярчайшие представители творческой богемы: Ренуар, Ван Гог, Утрилло. Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж», «Проворный кролик», «Мирлитон». Исключительно в этой среде вырабатывался стиль Лотрека...

Итак, мир Парижского полусвета: и благородные дамы - "Фиалки Монмартра", и уставшие от жизни куртизанки-либертины, зазывные афиши, отталкивающие и одновременно привлекающие уродством изображения. И несмотря на такое уродство этот мир манит, ловишь себя на мысли – хочется быть там. И все же, Анри Тулуз-Лотрек – кто это? – художник, безумный, пропойца? На выставке мы получаем ответ, что к этому феномену нельзя подойти с какой-то определенной рамкой, меркой, какой-то одной гранью. Это гений сродни Достоевскому и Мопассану. Мы намеренно не увязываем его с импрессионистами.. нет-нет.. Ван Гог, Моне, и др. – ни шли своей дорогой, они показывали красоту и прелесть жизни, то неуловимое, что нельзя увидеть невооруженным глазом. Лотрек же как и Ф.М. Достоевский акцентирует наше внимание на социальных язвах, уродстве и калечности всего сущего. Мир уродлив и люди в нем, прячась за красивыми масками – "животные, уродливые в своем животном". Здесь Тулуз-Лотрек очень перекликается, если воспринимать его именно с такой подачи, с учением З. Фрейда в части превалирования над нашим разумом животного, либидо, мортидо, похоти, плотской власти.

"Вначале было уродство." Маленький красивый мальчик, выходец из благородной семьи (тогда мировые состояния и имена что-то значили в обществе), "маленькое сокровище" – так звала его мать. Казалось бы – куда ни протяни руку – все ему доступно: высокие посты, выгодный брак, одна из тех жизней по прошествии которой, ложась в постель помирать так и не поймешь, зачем жил. Сложись бы так, и жизнь Тулуз-Лотрека могла бы интересовать разве что Флобера, миру он остался бы неведом.

Несчастный случай, роковая случайность толкает Тулуз-Лотрека на другой путь, родовые болезни связанные с вырождением, переломы ног, полтора метра роста неизгладимым образом повлияли на "маленькое сокровище", и здесь опять-таки по З. Фрейду "в качестве компенсации внешнего, физического уродства получают стимул внутренние способности, те составляющие, из которых складывается талант."

18 лет отроду, юный Анри берет уроки художественного мастерства. Его рисунок ярок, он выхватывает своих персонажей их жизни, но какие грязные краски, каких же уродов он рисует: танцовщиц, дам полусвета, распорядителей зрелищ. Профессор, у которого он осваивал художественное ремесло весьма прохладно отзывается о своем ученике, "скажем так не без таланта, не без способности", но нужно встать на "путь истинный" - рисовать-то что положено: все, что вмещалось во вкусы тогдашней буржуазии. Тулуз-Лотрек пускается в самостоятельное плавание - снимает квартиру на Монмартре, открывает там студию, с головой окунается в мир парижской жизни. Жизнь и характер, чем-то напоминающие существование Веселой Вдовы Ганны Главари Франсуа Легара: «Париж, милый Париж…» «огни Монмартра и вино… »

Но тем не менее, не стоит скрывать очевидного, откроем и неприглядную жизнь художника. Запои, самые низкопробные девки, блуд, люди сомнительного поведения и занятий и, при всем при этом, творчество, творчество... ... Он постоянно рисует, выхватывает жизненную грязь, переносит своих девок на афиши и плакаты, бьется над новыми красками, оттачивает технику рисунка. "Рисовать, рисовать. и заглушать гудящую от творческой работы голову вином. Пить, гулять и рисовать – этими тремя словами можно охарактеризовать Тулуз-Лотрека того периода.

Как льет дождь, как светит солнце, так и творчество должно хоть в чем-то реализоваться… Тулуз-Лотрек завязывает отношения с алчным, эгоистичным, наглым и хамоватым распорядителем зрелищ Брюантом, согласно которым Тулуз-Лотрек рисует афиши к выступлениям, проходящим в кабаре. Так появляются несколько афиш, которые и составили славу художника как мастера рекламного плаката. Это совсем другой взгляд на развлечения. Давайте посмотрим: девушки, танцующие Кан-Кан... Не очень-то радостные эти девушки: мы видим за яркими красками и озорными движениями танца смертельную устлалось, отрешенность, духовную пустоту и обреченность жизни танцовщиц социального дна. Нет, это уже не Париж Франсуа Легара, да и "красотками кабаре" их не назовешь: «Вы созданы лишь для развлечения, изящно и беспечно, красотки кабаре, вам непонятны любви мучения». Прототипы рекламных плакатов Тулуз-Лотрека поддпются аналогии с произведениями Ф. М. Достоевского, например с судьбой героини "Преступления и наказания" Сони Мармеладовой, - это судьбы одного типа Работы Анри - это взгляд на те же вещи и события, но под другим углом.

А вторая афиша? Кабачный зазывала /его роль играет Брюант/ с кружкой в руке спиной к зрителям.. Какой натуризм и уродство, затхлость всех кабацких развлечений. С изображением такой жизни столицы с Тулуз-Лотреком мог поспорить разве что Мопассан в части новелл о гризетках и опустившихся портовых проститутках. В "гризетте " Лотека нет изящества и щегольства, нет всего того, что мы ассоциируем с Парижем. Усталые девки "уже без чувств тянущие свою лямку". В отличие от Ф.М. Достоевского Тулуз-Лотрек не оправдывает их, не открывает нам социально-экономических последствий маргинализации, в результате которых они докатились до такой жизни. «Эти девушки живые, я просто рисую и все...».

Жизнь идет своим чередом и к 30 годам художник переезжает в публичный дом и снимает там комнату, его лучшей подругой становится куртизанка Ша-Ю-Као -женщина сомнительной репутации клоуна, не скрывающая своих сексуальных предпочтений. На одном из рисунков она предстает нам пьяная, сидящая в костюме клоуна. Сильная, решительная женщина, но при этом очень усталая. По ней видно, она пошла сложный путь.

Как день отличается от ночи, так и отличается от Ша-Ю-Као вторая подруга художника Джейн Авриль. Хоть она гризетка и танцовщица, но при этом – луч света в темном царстве - она не запятнала себя, не потерялась, прошла через всю грязь, но так и осталась легкой и изящной. «Кружится, кружится юла, рада ли она, что я кружу ее, я же так рада…» Вместе с Тулуз-Лотреком они проделывают подготовительную работу к его последней, так и не состоявшейся выставке: собраны работы, упорядочены записи к ним, заслуга этой девушки неоценима, но так и не дождавшись результатов своего труда художник углубляется в очередной запой., закончившийся кровоизлиянием в мозг или инсультом.

Непомнящего себя, находящегося в полусне и полубреду, парализованного на одну сторону привезли его в родовое имение, где он умирает, не дожив двух месяцев до своего 37-летия, умирает на руках матери.

"Ну что вы, мой сын совсем не художник", уверяет мать. При жизни Анри Тулуз-Лотрек не получает ни креста ни короны, лишь посмертно с годами, все нарастая, получает развитие его творчество. И он уже посмертно уходит в когорту постимпрессионистов. И наряду с Ван-Гогом, Мопассаном, Достоевским входит в созвездие гениев той эпохи. Гениев, закончивших так печально.

Многие критики искусства того времени считали жизнь Анри слишком публичной. Говорили, что жизнь его пестра, как наряды танцовщиц кабаре "Мулен Руж". Тулуз-Лотрек никогда не питал иллюзий к жизни, покинув ее в возрасте 36 лет. Но за короткий срок творчества он оставил гигантский вклад в истории мирового искусства как представитель направления «постимпрессионизм». Его работы предельно откровенны, за показным блеском богемной жизни вскрывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности.

Некоторые работы художника:

Жю́ль Габриэ́ль Ве́рн (фр. Jules Gabriel Verne) - французский писатель, классик приключенческой литературы; его произведения в значительной мере способствовали становлению научной фантастики.

Биография

Отец - адвокат Пьер Верн (1798-1871), ведущий своё происхождение из семьи прованских юристов. Мать - Софи Аллот де ла Фюи (1801-1887), бретонка шотландского происхождения. Жюль Верн был первым ребёнком из пяти. После него родились: брат Поль (1829) и три сестры Анна (1836), Матильда (1839) и Мари (1842).

Жену Жюля Верна звали Онорина де Виан (в девичестве Морель). Онорина была вдовой и имела двоих детей от первого брака. 20 мая 1856 Жюль Верн приехал в Амьен на свадьбу своего друга, где он впервые и встретил Онорину. Через восемь месяцев, 10 января 1857 они поженились и поселились в Париже, где Верн жил уже несколько лет. Через четыре года, 3 августа 1861, Онорина родила сына Мишеля, их единственного ребёнка. Жюль Верн при рождении не присутствовал, так как путешествовал по Скандинавии.

Учёба и творчество

Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 пьеса Верна «Сломанные соломинки» была с успехом поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. В 1852-1854 гг. Верн работал секретарём директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.

Цикл «Необыкновенные путешествия»

* «Пять недель на воздушном шаре» (русский перевод 1864 изд. М. А. Головачёва, 306 стр., под названием: «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн»).

Успех романа вдохновил Верна; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением.

Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. Сочувственно описывает он и борьбу за национальное освобождение.

В романах Ж. Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых учёных (доктор Лиденброк, доктор Клоубонни, Жак Паганель).

Позднее творчество

В его поздних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях:

* «Флаг родины» (1896),
* «Властелин мира», (1904),
* «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (1919) (роман окончен сыном писателя, Мишелем Верном),

вера в неизменный прогресс сменилась тревожным ожиданием неизвестности. Однако эти книги никогда не пользовались таким огромным успехом, как его предыдущие произведения. После смерти писателя осталось большое количество не опубликованных рукописей, которые продолжают выходить в свет и поныне.

Писатель - путешественник

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том чиле и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». В 1859 он совершил путешествие в Англию и Шотландию. В 1861 побывал в Скандинавии.

В 1867 совершил трансатлантический круиз на пароходе «Грейт-Истерн» в Соединённые Штаты, побывал в Нью-Йорке, на Ниагарском водопаде.

В 1878 году Жюль Верн совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю, посетив Лиссабон, Танжер, Гибралтар и Алжир. В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии. В 1881 году Жюль Верн на своей яхте побывал в Нидерландах, Германии и Дании. Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга, однако этому помешал сильный шторм.

В 1884 году Жюль Верн Совершил своё последнее большое путешествие. На «Сен-Мишеле III» он побывал в Алжире, на Мальте, в Италии и других странах Средиземноморья. Многие его поездки впоследствии легли в основу «Необыкновенных путешествий» - «Плавающий город» (1870), «Чёрная Индия» (1877), «Зелёный луч» (1882), «Лотерейный билет» (1886) и др.

Последние 10 лет жизни

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном, сыном Поля, и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

В 1892 писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.

Предсказания

В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полёты:

* Электрический стул
* Подводная лодка (произведения про капитана Немо)
* Самолет («Властелин мира»)
* Вертолёт («Робур-завоеватель»)
* Ракета и полеты в космос
* Башня в центре Европы (до строительства Эйфелевой башни) - описание весьма похоже.
* Межпланетные путешествия (Гектор Сервадак), запуски космических аппаратов доказывают возможность межпланетных путешествий.

Экранизации произведений

Многие романы Верна были с успехом экранизированы:

* Таинственный остров (фильм, 1902)
* Таинственный остров (фильм, 1921)
* Таинственный остров (фильм, 1929)
* Таинственный остров (фильм, 1941)
* Таинственный остров (фильм, 1951)
* Вокруг света за 80 дней (фильм, 1956)
* Таинственный остров (фильм, 1961)
* Таинственный остров (фильм, 1963)
* Остров приключений
* Злоключения китайца в Китае (1965)
* Таинственный остров (фильм, 1973)
* Таинственный остров капитана Немо (фильм)
* Таинственный остров (фильм, 1975)
* Остров монстров (фильм)
* Вокруг света за 80 дней (фильм, 1989)
* Таинственный остров (фильм, 2001)
* Таинственный остров (фильм, 2005)

* французский режиссёр Ж. Мельес в 1907 снял фильм «20 000 лье под водой» (в 1954 этот роман экранизировал Уолт Дисней), другие экранизации - (1905, 1907, 1916, 1927, 1997, 1997 (II); 1975 СССР).
* «Дети капитана Гранта» (1901, 1913, 1962, 1996; 1936, 1985 СССР),
* «С Земли на Луну» (1902, 1903, 1906, 1958, 1970, 1986),
* «Путешествие к центру земли» (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007),
* «Вокруг света за 80 дней» (1913, 1919, 1921, 1956 Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2004),
* «Пятнадцатилетний капитан» (1971; 1945, 1986 СССР),
* «Михаил Строгов» (1908, 1910, 1914, 1926,1935, 1936, 1943, 1955, 1956, 1961, 1975, 1999).

Экранизации в СССР

В СССР было снято несколько фильмов по произведениям Жюля Верна:

* Дети капитана Гранта (1936)
* Таинственный остров (1941)
* Пятнадцатилетний капитан (1945)
* Сломанная подкова (1973)
* Капитан Немо (1975)
* В поисках капитана Гранта (1985 год, 7 серий) - единственный отечественный фильм, где показана, хоть и неточно, жизнь писателя. Например, его жена показана не вдовой с двумя детьми, а двадцатилетней девушкой, тогда как писателю более 30 лет. На самом деле, разница в возрасте между супругами была меньше (28 и 26 лет на свадьбе в 1858 году).
* Капитан «Пилигрима» (1986)
* Также сцена из романа «Из пушки на Луну» воспроизведена в начале фильма «Человек с планеты Земля» (1958).

Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя. Бессменным рекордсменом по числу экранизаций является роман «„Вокруг света за 80 дней“»!

Неточности

Многое в произведениях не соответствует действительности. Кроме того, в связанных между собой романах существует множество расхождений в датах, «подгонка» дат к реальным событиям.

* Климат Огненной Земли и острова Эстадос
* Климат острова Кергелен.
* Погодные условия в Сахаре
* Существование островов Табор и Линкольна. Причём, остров Табор (риф Мария-Тереза) во времена писателя считался реальным. Это не плод фантазий писателя. Кстати, на некоторых современных картах риф Мария-Тереза также отмечен.
* Водная поверхность Южного полюса и вулкан на Северном полюсе
* Расчет полёта «ракеты»
* «В XXIX веке: один день американского журналиста в 2889 году», видеофон и его аналоги изобретены «немного» раньше.
* Природа Латвии и этническое происхождение латышей
* Состояние невесомости только в одной точке между Землей и Луной, из романа «С Земли на Луну». На самом деле невесомость проявляется на протяжении всего полета. Впрочем, не стоит забывать что роман писался в 60-х годах XIX века и представление ученых того времени о невесомости были весьма и весьма смутными.
* Неточности в изображении политического строя России в романе «Михаил Строгов».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии