Артур форд жизнь после смерти в изложении джерома эллисона. Читать онлайн книгу «Жизнь после смерти в изложении Джерома Эллисона»

В книге сэра Оливера Лоджа «Раймонд», в которой рассказывается об установленной экстраординарной связи с сыном после его гибели, а также в материалах специалистов БОПИ, анализирующих и оценивающих этот рассказ, большое место отводится методам и технике парапсихических исследований. Для этого есть веские причины.

Какие именно слова бесспорно доказывают, что информация, принятая медиумом для передачи сэру Оливеру, исходила от сына Лоджа Раймонда и ни от кого другого? В какой степени эти сообщения могли оказаться «загрязнёнными» со стороны телепатического, медиумистического или какого-либо другого влияния? Возможно ли, чтобы Раймонд во время сеансов в одном случае пребывал в полусонном состоянии, а в другом – в состоянии полного бодрствования? Поскольку Раймонд не был получившим специальную подготовку учёным, то переданные им описания мира, в котором человек существует после смерти, могли оказаться просто его субъективными впечатлениями; но тогда какие научные выводы можно сделать на основе его впечатлений относительно фундаментальной структуры потустороннего мира и свойственных ему видов энергии?

Все эти вопросы, конечно, для учёных имеют жизненно важное значение. К ним мы позже ещё вернёмся. А сейчас мне хотелось бы остановиться главным образом на самом вступлении личности человека в потусторонний мир, на том, как ею это ощущается. Я рассматриваю информацию Раймонда в качестве спонтанного, субъективного выражения прямого опыта, как информацию почти абсолютно «чистую», то есть не загрязнённую никакими влияниями и помехами, как информацию, обладающую определённой ценностью для тех из нас, кто более склонен познавать жизнь через собственный опыт, чем анализировать её. Поэтому в рассказе, к которому перехожу, я опущу технические пояснения исследователей и как бы «предоставлю слово» самому Раймонду.

Раймонд Лодж, младший офицер Британских вооружённых сил во Франции во время первой мировой войны, был убит в бою в сентябре 1915 года. В это время его отец, сэр Оливер Лодж, был занят проведением цикла парапсихологических исследований, которым он теперь посвящал большую часть своего времени. В этом случае он работал «анонимно» (то есть не раскрывал своего подлинного имени и званий) с тремя медиумами: миссис Кэтрин Кеннеди (она была «медиумом-автоматистом», в состоянии транса она неосознанно для себя, автоматически воспроизводилапослания в письменном виде); миссис Глэдис Осборн Леонард, работавшей как в состоянии транса, так и с помощью спиритической доски, но с Лоджем она в основном работала как трансмедиум, и мистером А. Ваут-Питерсом, трансмедиумом. В это же время – о чём вы также узнаете позже – наибольшую активность в общении с миром живых проявлял Фредерик Майерс, скончавшийся в 1901 году; Майерс тогда часто выходил через медиумов на связь со своими друзьями, оставшимися жить на земле. Первое предвестие о смерти Раймонда пришло от Майерса в сообщении, известном как «послание Фавна».

(продолжение)

    Некоторые оптимисты из числа тех, кто работает в области психотроники и иных так называемых "пограничных" наук, уверяют нас, что в недалёком будущем мы сможем устанавливать контакт с потусторонним миром буквально поворотом выключателя: захотелось спросить покойного родственника, каково ему там сегодня, или посоветоваться, как тебе поступить в трудной ситуации - и пожалуйста, разговаривай!
    Речь идёт о том, что для такого рода контактов давно уже используется самая разная техника - от простого телефона или радиоприёмника до видеомагнитофона и компьютера. Называется всё это "ИТК" - "инструментальные транскоммуникации", то есть общение с "запредельными мирами" с помощью электронной аппаратуры.
    Следует отметить, что ещё с незапамятных времён общение с духами велось через посредничество эстрасенса - медиума.
    Так крупнейший трансмедиум Артур Форд в своей потрясающей книге "Жизнь после смерти" рассказывает об экстраординарной связи одного из наиболее выдающихся британских физиков, лауреата Нобелевской премии сэра Оливера Лоджа со своим сыном Раймондом, убитым в сентябре 1915 года, во время первой мировой войны . Тяжёлая утрата, понесённая Лоджем, в то самое время, когда сэр Оливер вёл интенсивные исследования в области парапсихологических явлений, привела в конце концов к тому, что наука получила первый в ХХ веке подробный рассказ, описывающий вступление личности в другую сферу бытия и утверждение человека в мире, существующем за смертью. Сэр Оливер Лодж написал интереснейшую книгу "Раймонд", в которой рассказывается об установленной экстраординарной связи с сыном после его гибели. В этой книге, а также в материалах Британского Общества Психических Исследований (БОПИ) учёный отводит большое место методам и технике парапсихических исследований.
    Первое известие от сына семья Лоджей получила через известного трансмедиума миссис Глэдис Осборн Леонард. На сеансе у медиума инкогнито присутствовала жена сэра Оливера - леди Лодж. Медиум миссис Леонард, таким образом, не знала её настоящего имени и отношения к Раймонду. Никаких попыток специально установить контакт с Раймондом не предпринималось. И тем не менее мать получила следующее послание от умершего сына: "Скажи отцу, что я встретил здесь нескольких его друзей". На вопрос матери, не может ли он назвать кого-нибудь из них по имени, последовал ответ: "Да, Майерса". О профессоре Кембриджа Фредерике Майерсе мы писали в книге . Он скончался в 1902 году, но часто выходил через медиумов на связь со своими друзьями, живущими на Земле.
    Раймонд стал регулярно выходить на контакт с отцом. Как выяснилось, в течение двух месяцев со дня смерти он постепенно "выздоравливал", точно так же, как больной оправляется от шока травмы. У него появились друзья, которые помогали ему там быстрее освоиться. Так друг Раймонда Поль рассказал о том, какую растерянность и смятение испытывают там вновь прибывшие, когда узнают, как трудно им теперь установить связь со своими родными и друзьями, оставшимися жить на земле, сообщить им, что они сами тоже живут.
    Освоившись в новом мире, Раймонд стал сообщать отцу свои наблюдения, передавать интересные сведения. "Вы (это относится к участникам спиритического сеанса) не чувствуете себя такими настоящими, как люди, находящиеся здесь". Для него стены теперь кажутся прозрачными. Больше всего его примирило с нынешней обстановкой то, что вещи выглядят здесь такими твёрдыми и настоящими… Первый, кто его здесь встретил, был его дед, а потом и другие - о некоторых он прежде только слышал. Они все выглядят как обычные люди из плоти и крови, так что он с трудом мог поверить, что перешёл в другой мир. Он теперь живёт в доме из кирпича, вокруг есть деревья и цветы, и грунт твёрдый… Здесь ночь не сменяет день, как в земном мире Иногда только темнеет, когда он этого пожелает, но время между светом и тьмой не всегда одно и то же.
    "Мне всё время хочется понять, как всё вокруг меня устроено, из чего всё состоит. Я ещё этого не узнал…какое-то время я думал, что это мысли каждого из нас создают и здания, и деревья, и цветы, и твёрдую почву под ногами, но за всем этим кроется что-то большее" . Теперь он больше всего занят тем, что помогает беднягам, которых война буквально выстреливает всё время в мир душ.

    На одном из сеансов Раймонд рассказал о своём новом теле: "У меня почти такое же тело, как и прежде. Иной раз я могу себя ущипнуть, чтобы убедиться, что у меня на самом деле настоящее тело, и оно действительно настоящее, но только боли от щипков я такой не чувствую, как в прежней жизни. Внутренние органы, кажется, не так устроены, как прежде. Они, конечно, и не могут быть такими же, но всё же признаки - те же самые, и внешне всё похоже. И я как-то свободнее в своих движениях…". Кстати говоря, Раймонд указал ещё на одну особенность в том мире. На земле он знал человека, который потерял одну руку. Но сейчас у него две руки… Когда в прежней жизни кого-нибудь как на войне разрывает на куски, астральному телу требуется какое-то время, чтобы восполнить себя, собраться воедино и стать целым. Видимо, какая-то часть субстанции, которая по его мнению, имеет природу эфира, в этих случаях рассеивается, и она должна быть снова сконцентрирована. Духовное существо, конечно, не разрывается на куски, но взрыв всё же определённым образом воздействует на него. Нельзя сжигать тело умершего намеренно. Очень трудно с людьми, которых кремируют слишком скоро после смерти. Живущие думают: "Надо сделать поскорее всё - и дело с концом, ведь мёртвому теперь всё равно". И Раймонд предупреждает, что нельзя кремировать тело раньше, чем через семь дней.
    Затем следует: "Я не думаю, что мужчины и женщины находятся точно в таких же отношениях, что и в земном мире, но, кажется, они испытывают друг к другу те же чувства, только выражаются они несколько по-иному. Здесь, кажется, совсем не рождается детей. Чтобы иметь детей, люди должны быть посланы вновь в земной мир, в физическое тело, здесь никто не имеет детей" [ 1, С.388].
    В своей книге и в отчёте БОПИ учёный Лодж приводит много доказательств, полученных в результате идентификации личности сына. Глубоко аргументированные факты заставили его однозначно признать, что все контакты происходили именно с его сыном.
    В заключении своей книги "Раймонд" сэр Оливер Лодж обращается ко всем, кто понёс утрату близких, с целенаправленным советом: "Меня можно спросить, рекомендую ли я всем, кто понёс тяжёлую утрату, посвятить столько же времени и внимания, сколько и я, чтобы установить связь со своими ушедшими близкими и документировать все сообщения? Совершенно определённо не рекомендую. Я - человек, изучающий эту проблему, а исследователь зачастую должен обращаться к труду специфическому и работать на основе детально разработанных методов. Я советую всем людям понять и осознать, что их утраченные близкие продолжают жить активной, полезной, интересной и счастливой жизнью, что они теперь в некотором смысле более живы, чем прежде. Всем людям следует прийти к решению жить собственной жизнью, принося пользу на земле до тех пор, пока они не воссоединятся с дорогими им людьми в другом мире".
    А закончить этот удивительный рассказ-исследование мы (авторы книги) хотим словами Раймонда: "Ради Бога, отец, разрушьте эту плотину, эту стену, которую ставят между нами люди. Если бы ты только мог увидеть, что вижу я: здесь сотни безутешных мужчин и женщин. Если бы ты видел таких же, как я, ребят здесь на нашей стороне, отгороженных от всех своих близких, оставшихся на земле, ты бы бросил всё и изо всех сил занялся бы только этим!" [ 1, С.384].
    Не возможно не привести пример с гроссмейстером В. Корчным, о котором пишет газета "Известия" от 21.08.2001 года. "Я вам расскажу историю, как я недавно играл с гроссмейстером Мароци. Не удивляйтесь. Мароци умер в 1951 году в Будапеште, но как-то мне позвонил один знакомый - председатель парапсихологического общества в Швейцарии - и спросил, с кем из умерших шахматистов мне хотелось бы встретиться за доской. Я назвал Капабланку, Кереса, Мароци… Через неделю он позвонил и сказал: "Капабланку и Кереса мы ТАМ не нашли, а Мароци ответил: "Ваш ход!". Наша партия длилась несколько лет - иногда у меня не было возможности играть, иногда медиум, который связывался с ТЕМ миром, был нездоров, а иногда, говорят, и Мароци был "не в духе". Не буду говорить о качестве партии, но я выиграл. Я стал участником эксперимента, организаторов которого совершенно не интересовало, верю ли я в возможность связи с потусторонним миром. А я верю!".

      1.Форд А. Жизнь после смерти, как об этом было рассказано Джерому Элисону //Восток и Запад о жизни после смерти. СПб.: Лениздат, 1993.
      2. Псаломщиков В. Отражение от ангелов…// На грани невозможного. 2001. "17. С.14
      3.Цена бессмертия растет: Заметка от редакции //На грани невозможного. 2000. №14 С.7

В этой последней своей статье он отсылал читателей к той важнейшей работе в интересовавшей его сфере, которая проводилась в то время: «Я питаю высочайшее уважение к терпеливым исследованиям господ Майерса, Ходгсона и Хайслопа». Чтобы достичь цели, поставленной нами в этой главе, – помочь подготовить наш ум, сформированный на материалистических принципах и привыкший к языку естественных наук, к пониманию тех возможностей, которые наука ещё в полной мере не исследовала, нам лучше всего последовать совету Уильяма Джеймса и обратиться к этим названным вехам развития парапсихологических исследований.

Джеймс Хайслоп был профессором Колумбийского университета и одним из основателей Американского общества психических исследований (АОПИ), созданного в 1906 году; он умер в 1920 году. Доктор Хайслоп добился значительного развития методики и техники психических исследований, его работы пролили новый свет на понимание парапсихических явлений. Доктор Ричард Ходгсон – один из членов Британского общества психических исследований (БОПИ) – был известен тем, что безжалостно разоблачал мошенничество и обман в сфере парапсихологии. Настроенный чрезвычайно скептически, он настаивал на самой скурпулёзной проверке всего, что представлено нашему вниманию как факт, прежде чем пытаться убедить в чём-то научный мир. Ходгсон некоторое время руководил американским филиалом БОПИ; вскоре после его смерти (1905) этот филиал и стал ядром нового Американского общества (АОПИ). Вклад Фредерика Майерса – особенно его широкие исследования условий, в которых существует жизнь после смерти, – настолько огромен, что для рассказа о нём потребуется отдельная глава. Здесь же мы только отметим, что Майерс, эссеист и учёный, занимавшийся в Кембридже античной классикой, был одним из основателей Британского общества психических исследований и впоследствии его президентом.

С другими деятелями этой пионерской исследовательской организации мы встретимся позднее, во время нашего путешествия в иную сферу бытия, поэтому сейчас я могу их только представить. Наиболее выдающиеся из них – Генри Сидгвик, профессор философии Кембриджского университета и первый президент БОПИ; Эдмунд Герней, профессор психологии в Кембридже и в прошлом президент БОПИ; Артур Конан Дойл, британский врач, ставший впоследствии писателем и мировой знаменитостью как создатель Шерлока Холмса; сэр Оливер Лодж, один из наиболее выдающихся британских физиков, получивший рыцарское достоинство за свои замечательные работы в области исследования атома и теории электричества. Тяжёлая утрата, понесённая Лоджем, потеря им сына Раймонда в то самое время, когда сэр Оливер вёл самые интенсивные исследования в области парапсихологических явлений, привела в конце концов к тому, что наука получила первый в XX веке подробный рассказ, описывающий вступление личности в другую сферу бытия и утверждение человека в мире, существующем за смертью.

В книге сэра Оливера Лоджа «Раймонд», в которой рассказывается об установленной экстраординарной связи с сыном после его гибели, а также в материалах специалистов БОПИ, анализирующих и оценивающих этот рассказ, большое место отводится методам и технике парапсихических исследований. Для этого есть веские причины.

Какие именно слова бесспорно доказывают, что информация, принятая медиумом для передачи сэру Оливеру, исходила от сына Лоджа Раймонда и ни от кого другого? В какой степени эти сообщения могли оказаться «загрязнёнными» со стороны телепатического, медиумистического или какого-либо другого влияния? Возможно ли, чтобы Раймонд во время сеансов в одном случае пребывал в полусонном состоянии, а в другом – в состоянии полного бодрствования? Поскольку Раймонд не был получившим специальную подготовку учёным, то переданные им описания мира, в котором человек существует после смерти, могли оказаться просто его субъективными впечатлениями; но тогда какие научные выводы можно сделать на основе его впечатлений относительно фундаментальной структуры потустороннего мира и свойственных ему видов энергии?

Все эти вопросы, конечно, для учёных имеют жизненно важное значение. К ним мы позже ещё вернёмся. А сейчас мне хотелось бы остановиться главным образом на самом вступлении личности человека в потусторонний мир, на том, как ею это ощущается. Я рассматриваю информацию Раймонда в качестве спонтанного, субъективного выражения прямого опыта, как информацию почти абсолютно «чистую», то есть не загрязнённую никакими влияниями и помехами, как информацию, обладающую определённой ценностью для тех из нас, кто более склонен познавать жизнь через собственный опыт, чем анализировать её. Поэтому в рассказе, к которому перехожу, я опущу технические пояснения исследователей и как бы «предоставлю слово» самому Раймонду.

Раймонд Лодж, младший офицер Британских вооружённых сил во Франции во время первой мировой войны, был убит в бою в сентябре 1915 года. В это время его отец, сэр Оливер Лодж, был занят проведением цикла парапсихологических исследований, которым он теперь посвящал большую часть своего времени. В этом случае он работал «анонимно» (то есть не раскрывал своего подлинного имени и званий) с тремя медиумами: миссис Кэтрин Кеннеди (она была «медиумом-автоматистом», в состоянии транса она неосознанно для себя, автоматически воспроизводила послания в письменном виде); миссис Глэдис Осборн Леонард, работавшей как в состоянии транса, так и с помощью спиритической доски, но с Лоджем она в основном работала как трансмедиум, и мистером А. Ваут-Питерсом, трансмедиумом. В это же время – о чём вы также узнаете позже – наибольшую активность в общении с миром живых проявлял Фредерик Майерс, скончавшийся в 1901 году; Майерс тогда часто выходил через медиумов на связь со своими друзьями, оставшимися жить на земле. Первое предвестие о смерти Раймонда пришло от Майерса в сообщении, известном как «послание Фавна».

Раймонд Лодж был убит 14 сентября 1915 года во Фландрии, ему шёл тогда двадцать шестой год. Больше чем за месяц до смерти Раймонда, 8 августа 1915 года, во время сеанса знаменитого американского медиума миссис Леонор Пайпер в Гринфилде (штат Массачусетс) было записано короткое послание от Майерса к Лоджу. Его обычным порядком переслали Лоджу по международной сети обмена данными в области парапсихологии, создавшейся к тому времени между учёными. Через медиума говорил доктор Ричард Ходгсон (он умер в 1905-м). Вот его послание: «Послушайте, Лодж, хотя мы и не вместе, как бывало раньше, но это не совсем так: мы всё-таки можем общаться. Майерс говорит, что вам выпала роль поэта, а он будет действовать за Фавна. За Фавна… Верролл это поймёт».

Сейчас хорошо известно, что Майерс, будучи выдающимся специалистом в классической филологии, часто облекал свои послания в форму ассоциаций и отсылок к греческой и римской поэзии и другим работам античных классиков, то есть к той области знаний, которая почти наверняка неизвестна среднему медиуму; так послания Майерса оберегались от возможных «загрязнений», и личность их «автора» устанавливалась вне всяких сомнений. Под «Верролл» имелась в виду миссис Артур У. Верролл, вдова известного кембриджского учёного, специалиста по античной классике, и сама компетентный специалист в этой области. Она сразу же определила, на что ссылается Майерс и смысл этой отсылки. В «Одах» римского поэта Горация есть эпизод, в котором говорится о том, как поэт смог уберечься от падающего дерева – ему помог бог Фавн, «хранитель поэтов». Это могло означать, что Лоджа вскоре должен постигнуть некий удар, а Майерс собирается сделать всё, что сможет, исполняя роль хранителя.

В парапсихических исследованиях, проводимых сэром Оливером Лоджем, ему помогала вся его семья. Но первый сеанс, в котором участвовал член семьи Лоджа, состоялся 25 сентября 1915 года – одиннадцать дней спустя после гибели Раймонда. На сеансе у медиума миссис Леонард присутствовала инкогнито жена сэра Оливера – леди Лодж. Медиум миссис Леонард, таким образом, не знала её настоящего имени и отношения к Раймонду. Никаких попыток установить контакт с Раймондом не предпринималось. И тем не менее мать получила следующее послание от «умершего» сына: «Скажи отцу, что я встретил здесь нескольких его друзей». На вопрос матери, не может ли он назвать кого-нибудь из них по имени, последовал ответ: «Да, Майерса». Спустя два дня на сеансе с этим же медиумом присутствовал сэр Оливер Лодж, опять-таки «анонимно». Контролёр миссис Леонард, Феда, объявив, что Раймонд находится в контакте с ней, сказала: «Он говорит, что ему там трудно, но у него много добрых друзей, которые ему помогают… Он знает, что его ожидает здесь большая работа, как только он будет немного больше готов к ней. Он иногда сомневается, будет ли он на это способен. Но ему говорят, что он сможет. У него хорошие учителя и наставники. Он показывает мне букву «М»… говорит, что чувствует, что у него теперь два отца… Прежний и другой… День или два назад он почувствовал, что его сознание уже больше не подавлено. Он чувствует себя сейчас легче и лучше, последние дни. Сначала он был потерян. Не мог собраться с силами. Но это продолжалось недолго, ему повезло. Ему вскоре всё объяснили, и он понял, где находится».

Сэр Оливер Лодж, ученый с мировым именем, полу­чил титул за свои выдающиеся достижения в области исследования атома и теории электричества. В научной среде Лодж б хорошо известен своими исследования­ми атмосферных разрядов, электролиза и электромагнит­ных волн. Он работал над созданием беспроволочного телеграфа - почти одновременно с общепризнанным изобретателем радио г. Маркони. Лодж не только отра­ботал принципы беспроволочных линий связи и запатен­товал свои изобретения, но и основал компанию для их внедрения. Однако в 1911 г. Маркони после недолгих переговоров выкупил его фирму за 20 тысяч фунтов стер­лингов, а Лодж остался на должности консультанта сроком на семь лет.

На протяжении пятнадцати лет Лодж был ректором Бирмингемского университета и одновременно руково­дителем Британского общества психических исследо­ваний.

Будучи убежден в возможности общения живых лю­дей с умершими, Лодж в 1909 r. написал книгу «Выжива­ние человека», посвященную основателям Общества пси­хических исследований, которых он называл» наичест­нейшими, наиболее терпеливыми исследователями непопулярной области науки».

В книге описано много документально подтвержден­ных паранормальных явлений: от телепатии до «бесед с потусторонним миром». В нее также включены его сви­детельства о сеансах, очевидцами которых были он и дру­гие исследователи; во время этих сеансов осуществлялся? контакт между живыми и «умершими». Любое подобное исследование жизни после смерти, предпринятое ученым с меньшим научным авторитетом, чем у сэра Оливера, было бы публично осмеяно как скандальное. Но такому корифею как Лодж ведущие представители научного мира не смели препятствовать в его исследованиях.

Книги Лоджа, посвященные научным поискам дока­зательств бессмертия человека, пользовались огромным успехом. Читатели хотели знать как можно больше о по­тусторонней жизни, это было особенно актуально в годы Первой мировой войны, когда горе и смерть коснулись миллионов людей.

Как ученый сэр Оливер знал о разного рода мошенни­ках, которые выдают себя за медиумов. Такие гении пара­психологии, обладающие исключительно развитым вос­приятием, как Леонора Пайпер, встречаются чрезвычай­но редко. Но сэр Оливер сумел отыскать своих «белых ворон». Ими были: миссис Кэтрин Кеннеди «медиум ­автоматист», в состоянии транса она неосознанно для себя автоматически воспроизводила послания в письменном виде); миссис Глэдис Осборн Леонард, работавшая как в состоянии транса, так и с помощью спиритической доски (но с Лоджем она в основном работала как трансмедиум); мистер Альфред Войт Петерс, трансмедиум.

Миссис Кэтрин Кеннеди обнаружила в себе способ­ность медиума, наделенного даром автоматического письма, когда в результате несчастного случая трагичес­ки погиб ее сын Поль. Поль нашел способ наладить с ней контакт при помощи автоматического письма. Опа­саясь, что, может быть, она сама себя обманывает, Кэт­рин написала письмо сэру Оливеру, надеясь на его по­мощь в выяснении причин необыкновенного явления. Оливер Лодж встретился с миссис Кеннеди и познакомился со сведениями, полученными от ее сына.

Они произвели на него огромное впечатление, и он на­правил ее к госпоже Врайдт, практикующей в Лондоне американке - медиуму, которая убедила Кэтрин, что Польи сейчас жив. Через несколько месяцев миссис Кеннеди получила новые подтверждения, что Поль жив, от двух других медиумов, которых нашла сама. Это и были миссис Глэдис О. Леонард и мистер Альфред В. Петер-с.

Миссис Леонард впоследствии стала одним из са­мых изученных медиумов, чьи достижения подтверж­дены и документально зафиксированы в анналах как Британского, так и Американского обществ психических исследований.

Мистер А. Петерс к моменту встречи с Лоджем был известным медиумом, занимающимся исследованием парапсихологических явлений уже больше 20 лет.

С «той» стороны большую активность проявлял Фре­дерик Майерс, профессор Кембриджа, скончавшийся 1901 r. При жизни он интенсивно занимался исследо­ваниями посмертного существования, а после смерти Майерса (в 1903 r.) была опубликована его книга «Че­ловеческая личность и продолжение существования после смерти тела». МаЙерс часто выходил через меди­умов на связь со своими друзьями, оставшимися на Зем­ле. И хотя Майерс и Лодж не были знакомы до смерти Майерса, именно Майерс первым предупредил Лоджа, что его скоро постигнет некий удар и что он, Майерс, сделает все, что сможет, исполняя роль хранителя.

Сообщение от Майерса пришло 8 августа 1915 r. . А 14 сентября во Фландрии был убит сын сэра Оливера Раймонд, младший офицер Британских воо­руженных сил. Ему шел двадцать шестой год. Только вера в то, что Раймонд продолжает существовать в ином мире, поддерживала сэра Оливера, и он нашел в себе силы не только продолжить привычный образ жизни, но с еще большей энергией заняться исследовательской работой. Подыскивая людей, способных помочь ему в контакте с Раймондом, сэр Оливер выбрал именно тех троих медиумов, о которых мы сказали выше.

И Раймонд появился! Через посредничество медиу­мов он дал ясные и подробные свидетельства своей про­шлой и нынешней жизни.

Главной задачей сэра Оливера было идентифициро­вать личность Раймонда и получить гарантии того, что он общается именно с сыном. Каждое слово, произне­сенное во время сеансов, было не только зафиксирова­но, но и проанализировано. Подлинными признавались только те полученные от Раймонда факты, о которых не знали ни медиумы, ни присутствующие на сеансах. Независимо от степени важности получаемой инфор­мации, ее достоверность сразу могла свидетельствовать о том, что медиум общается с «умершим».

Огромное количество сведений, полученных от Рай­монда и проверенных самым тщательным образом, убедили сэра Оливера в том, что на связи с медиумом был его сын. Особенно убедительным доказательством была ис­тория с фотографией. Раймонд сообщил, что за несколь­ко недель до гибели он сфотографировался с другими офи­церами и подробно описал фотографию: большая группа офицеров различных частей и родов войск на фоне како­го-то строения. Офицеры на снимке расположились в три ряда: те, кто был в первом ряду, разместились на земле, следующие сидели на скамейке, а остальные стояли за ними. Раймонд находится в первом ряду, С тростью у ног, а сидевший офицер опирается на его плечо.

Сэр Лодж предпринял все меры, и через два месяц фотография была у него. Она выглядела именно так, как ее описал сын. Позднее Лодж признался, что именно эта фотография стала тем убедительным доказатель­ством дальнейшего существования Раймонда, которое он так долго искал.

и началась уникальная работа отца и сына по ис­следованию феномена жизни после смерти. Выясни­лось, что после перехода в иной мир Раймонд достаточ­но долго чувствовал себя потерянным, но ему пришли на помощь друзья, особенно Ф. Майерс. Благодаря их поддержке Раймонд постепенно «пошел на поправку», точно так же, как человек оправляется от шока. Он встретил там юношу по имени Поль, который помог ему ориентироваться в новой жизни. Первое время в разго­вор Раймонда с медиумом иногда вклинивался Поль. Именно он рассказал о том, какую растерянность и смя­тение - испытывают «там» все вновь прибывшие, когда узнают, как трудно им теперь установить связь со свои­ми родными, сообщить им, что они тоже живут.

Во время одного из первых сеансов связи Раймонд сказал отцу: «Ради Бога, отец, разрушьте эту плотину, эту стену, которую ставят между нами люди. Если бы ты только мог увидеть, что вижу я: здесь сотни безутешных мужчин и женщин. Если бы видел таких же, как я, ре­бят здесь, на нашей стороне, отгороженных от всех сво­их близких, оставшихся на земле, ты бросил бы все изо всех сил занялся бы только этим!» .

Раймонд считал, что благодаря исследованиям отца и его, Раймонда, помощи множество людей на земле и по «ту сторону» почувствуют себя счастливыми. И он, безусловно, прав, ибо нет ничего более страшного для живущего на земле человека, чем смерть его близких.

Буквально через пару месяцев после своей смерти Раймонд полностью восстановился, освоился в новом окружении и был в состоянии описывать подробно тот удивительный мир, в, котором он оказался. Он не пы­тался ничего анализировать, а просто говорил, что он видит вокруг себя, как все это воспринимает.

Прежде всего, Раймонда успокоило то, что «там у них» все люди выглядят так же, как на земле, как люди из плоти и крови, так что он с трудом мог поверить, что перешел в другой мир. «У меня почти такое же тело, как и прежде. Иной раз я могу себя ущипнуть, чтобы убедиться, что у меня на самом деле настоящее тело, и оно действительно настоящее, но только боли от щипка я не чувствую, как в прежней жизни. Внутренние орга­ны, кажется, не так устроены, как прежде. Они, конеч­но, и не могут быть такими же, но все признаки - те же самые, и внешне все, похоже. И я как-то свободнее в своих движениях». Обращаясь к участникам спиритического сеанса, Раймонд «в сердцах» сказал: «Вы не чувствуете себя такими настоящими, как люди тут, где нахожусь я».

И он говорит о том, что у него есть ресницы, брови, язык, зубы. Даже вырос новый здоровый зуб на месте больного. И у него сейчас две руки, а когда он только перешел в «тот» мир, у него одной не было. Но она все больше и больше «восполнялась», И теперь у него со­вершенно новая рука.

«Когда в прежней жизни кого-нибудь, как на вой­не, разрывает на куски, астральному телу требуется ка­кое-то время, чтобы восполнить себя, собраться воеди­но и стать целым. Видимо, какая-то часть субстанции, которая, несомненно, имеет природу эфира, в этих слу­чаях рассеивается, но она должна быть снова сконцен­трирована. Духовное существо, конечно, не разрывает­ся на куски, но взрыв все же определенным образом воз­действует на него. Нельзя сжигать тело умершего намеренно. У нас здесь иногда бывает очень трудно с людьми, которых кремируют слишком скоро после смерти. Живущие, думают примерно так: «Надо сделать все поскорее - дело с концом, ведь мертвому теперь все равно». Нельзя кремировать тело раньше чем через семь дней».

По поводу обстановки: «там» все вещи выглядят, как на Земле - твердыми и настоящими. Он теперь живет, в доме из кирпича, вокруг есть деревья и цветы, и грунт твердый. Его просто изумляет, насколько место житель­ства и окружающая местность кажутся такими же реальными, как и на Земле. Он не замечал «там» ничего бестелесного, нематериального. Вот только ночь не сме­няет день. Правда, иногда, по желанию самого Раймон­да, немного темнеет. Одежду он носит пока такую, как носил на Земле, хотя «там» в основном, предпочитают белые одежды. Он также сообщил, что недавно его на­вещали дядя Уильям и другие родственники, которые были так же реальны и материальны, как на земле.

На одном из сеансов Раймонд передал через миссис Леонард, что так увлечен своей новой жизнью, что даже не хотел бы возвращаться на Землю, что мир его удиви­тельно интересен и разнообразен. В одно мгновение мож­но попасть куда угодно и увидеться с кем угодно. Вместе с дядей Уильямом он, Раймонд, побывал в библиотеке и нашел там те же книги, что и на Земле; но, кроме того, там находятся и те книги, которые на Земле еще не появились. Он узнал, что эти книги скоро особым спосо­бом будут переданы в сознание восприимчивых земных авторов и таким образом появятся на Земле.

«Мне все время хочется понять, как все вокруг меня устроено, из чего состоит. Я еще этого не узнал... какое-то время я думал, что это мысли каждого из нас создают и зда­ния, и деревья, и цветы, и твердую почву под ногами, но за всем этим кроется что-то большее...

Я не думаю, что мужчина и женщина находятся точно в таких же отношениях, что и в земном мире, но, кажется, они испытывают друг к другу те же чувства, только выра­жаются они по-иному. Здесь совсем не рождается детей. Чтобы иметь детей, люди должны быть посланы вновь в земной мир, в физическое тело».

Он теперь не испытывает желания есть, но знает, что некоторые здесь просто мечтают об этом. Им дают пищу, которая имеет тот же вид, что и на Земле. Более того, когда один парень страстно захотел курить, ему «сделали» четыре сигары, и он выкурил сразу все. Теперь на них больше не смотрит.

Раймонд рассказал также, что в потустороннем мире подобное притягивает к себе подобное и человек зани­мает именно то место, которое предназначено для него. И определяется это место тем образом жизни, который он вел на Земле. Если стремишься жить достойно, ни­кому не вредить, заботясь об окружающих, то в загроб­ном мире ты можешь жить в обществе гармонии и по­коя. Ты находишься среди тех, кто духовно и интеллек­туально близки тебе.

С другой стороны, «подлые, самолюбивые и алчные люди, по принципу притяжения подобий, закончив зем­ное существование, оказываются в обществе таких же подлых, самолюбивых и алчных людей, в атмосфере, со­ответствующей их пустым сердцам и бесплодному ра­зуму. Они остаются там до тех пор, пока не изменят сво­ей сущности»

Стремясь больше узнать о «том мире», Раймонд побывал и в обществе корыстолюбивых, злых молодых людей. Они находились, по словам Раймонда, в таком ужасном месте, где бы он ни за что не хотел оказаться. Скорее всего, это не ад, но некое чистилище. Эти мо­лодые люди будут пребывать там до тех пор, пока не переосмыслят свою жизнь и не станут стремиться к лучшему. Тогда им будет указан путь, как этого достичь; На этом пути их будут сопровождать духи из высших планов.

Земные достижения, материальное богатство, поло­жение, власть имеют ценность лишь тогда, когда ис­пользуются во благо другим. Все зависит от того, каким человеком ты был на земле, как воспринимал окружающих. По словам Раймонда, это важнейший этический принцип в потустороннем мире.

Со временем сообщения Раймонда о потустороннем мире стали все более обширными. Он сообщил, что на­ходится на третьем уровне духовного развития; насколь­ко он знает, таких уровней десять, и они соответствуют духовному уровню развития человека.

Два первых уровня предназначены для людей, все еще связанных с земным существованием и не готовых к переходу на более высокий уровень. Третий уровень, на котором находится Раймонд (его называют «Стра­ной лета» или «Страной дома»), представляет собой са­мое высокое проявление земного уровня. Ему сообщи­ли, что он уже может перейти на четвертый уровень, если пожелает; но он пока не хочет, так как ему хорошо там, где он сейчас находится.

Во время другого сеанса Раймонд сообщил родным, что посещает лекции, которые проходят в «зале обуче­ния» на пятом уровне. Он выяснил, что, находясь на низших уровнях, можно подготовиться к жизни на выс­ших уровнях. Некоторые учителя приходят к нему с седьмого уровня. Эти уважаемые, очень образованные наставники и учителя рассказывали ему, как обучать других, на низших уровнях, чтобы они расширили свой кругозор и захотели подняться выше. Его обучали кон­центрации, умению проецировать мысли и посылать их земным существам. Побывав на четвертом, пятом и шестом уровнях, он убедился, что каждый последующий еще прекраснее, чем предыдущий.

По материалам многочисленных исследований сэр Оливер в 1916 г. в Лондоне и в Нью-Йорке опубликовал книгу «Раймонд, или жизнь и смерть». В 1922 г. новый тираж этой книги вышел под названием «Возвращение Раймонда».

Многие сведения, переданные Раймондом, казались невероятными, однако они подтверждались результата­ми других исследований. Как ученый и исследователь, собирающий «доказательства», сэр Оливер сомневался, стоит ли включать в книгу рассказ сына о встрече с Хри­стом, поскольку этот эпизод невозможно подтвердить доказательствами. Сэр Оливер знал, что скептически настроенные психологи назовут это или истерической галлюцинацией, или общим слабоумием, а некоторые церковные догматики сочтут ересью. Однако он решил, что должен отметить в документах частное и субъектив­ное сообщение Раймонда.

На основе диалогов, проведенных во время многочис­ленных сеансов, сэр Оливер составил перечень осново­полагающих моментов в жизни Раймонда после смерти.

1. Чувство любви, возникающее между мужчинами и женщинами, продолжает существовать и далее.

2. Сохраняются родственные отношения и семейные связи.

3. Пищей там служит нечто менее материальное.

4. Нет привычной смены дня и ночи; если захочется отдохнуть, вокруг становится темнее, и кажется, будто это происходит по желанию.

5. Общение между людьми происходит на уровне чувств и мыслей, поэтому языкового барьера не существует.

6. Тело почти такое же, каким оно было на земле, но легче и подвижнее.

7. Солдаты, которые на Земле, до смерти, лишились какой-либо части тела или же были изуродованы ране­нием, там оказываются совершенно здоровыми; в том мире нет калек, слепых, глухих и немых; после смерти мы теряем свое земное тело и остаемся в совершенном астральном теле.

8. После смерти с человеком не происходит каких-то внезапных нравственных или духовных трансформаций; если в земной жизни ты стремился лишь к материаль­ным благам, был эгоистичным и алчным, то и в потусто­роннем мире тебя ожидает то же самое. Если ты стре­мишься к добру, любишь людей и заботишься о ближ­них, тогда твое существование по ту сторону будет счастливым, и там ты продолжишь свое развитие.

В заключение к своей книге «Раймонд, или жизнь и смерть» сэр Оливер обратился ко всем, кто потерял сво­их близких, с целенаправленным советом:

«Меня можно спросить, рекомендую ли я всем, кто понес тяжелую утрату, посвятить столько же времени и внимания, сколько и я, чтобы установить связь со свои­ми ушедшими близкими и документировать все сообщения? Совершенно определенно не рекомендую.

Я - че­ловек, изучающий эту проблему, а исследователь зачастую должен обращаться к труду специфическому и работать на основе детально разработанных методов. Я советую всем людям понять и осознать, что их утрачен­ные близкие продолжают жить активной, полезной, ин­тересной и счастливой жизнью, что они теперь в некото­ром смысле более живы, чем прежде. Всем людям следует прийти к решению жить собственной жизнью, принося пользу на Земле до тех пор, пока они не воссоединятся с дорогими им людьми в другом мире».

Шестая Всероссийская общетехническая конференция МАИСУ и одиннадцатая конференция НИИ Ритмо-Резонансных процессов МАИСУ на тему: «Новая концепция естествознания. Основы Ритмо-Резонансных процессов планет Солнечной Системы и Космической безопасности Земли»

Но те же самые исследования привели его и к открытию высших функций в человеке, не объясняемых ни одной земной механистической теорией. Из четырёх основоположников современной психологии только Джеймс и Фрейд проявили внимание к огромному миру переливающихся, пульсирующих обертонов, существующему помимо замкнутой цепи клинических проявлений и наблюдений, которыми все они были столь заворожены. Фрейд осознал существование этих обертонов слишком поздно, чтобы это оказало какое-либо влияние на то процветающее направление в психологии, которое носит его имя (незадолго до смерти Фрейд писал, что, если бы ему суждено было начать всё сначала, он стал бы парапсихологом). Джеймс же подошёл к этому ещё в расцвете своих творческих сил. Для Джеймса было очевидным, что ценность любой гипотезы обратно пропорциональна тому объёму человеческого опыта, который она не может объяснить. Он много писал о явлениях, устойчиво существующих за границами объяснений механистической психологии, и заложил фундамент для более тщательного изучения такого рода феноменов. Поэтому если наша цель ввести в область научного изучения полный диапазон действительных событий, которые составляют подлинный человеческий опыт, мы должны вернуться к основам, заложенным Уильямом Джеймсом, и к тем достижениям его мысли и интуиции, мимо которых столь примечательно прошли поздние фрейдисты.

Уильям Джеймс внёс выдающийся вклад в ту область исследований, которые привели к его окончательным выводам по проблеме жизни после смерти. Он был одним из пяти детей блестящего, неутомимого и вечно непоседливого отца. Генри Джеймс-старший происходил из старинной процветающей шотландско-ирландско-английской пресвитерианской семьи фермеров, промышленников и коммерсантов. Молодым человеком Джеймс-старший учился в Пристонской теологической семинарии, где у него развилось яростное неприятие организованной религии. Позже он много и блестяще писал на философские и теологические темы и был близким другом таких интеллектуальных лидеров своего времени, как Эмерсон и Карлайл. Из-за врождённой одержимости отца к скитаниям образование Уильям получал на двух континентах – в Старом и Новом Свете, – и оно часто прерывалось. Мальчиком Уильям посещал различные школы США, Франции и Швейцарии. В восемнадцать он занялся изучением искусства, через год бросил это занятие и поступил в Лоренсовскую школу естественных наук Гарвардского университета. Семь раз прерывал он свои занятия в Гарварде, прежде чем закончил уже Медицинскую школу Гарвардского университета. Причиной одного из таких перерывов было его участие в исследованиях долины реки Амазонки в качестве ассистента великого учёного Луи Агассиса. Другой перерыв был сделан на время его занятий в Германии под руководством знаменитого учёного Германа фон Гельмгольца.

На протяжении всех юношеских лет физическое здоровье Джеймса постоянно внушало опасения. Обострения болезней время от времени приковывали его к постели, и тогда он полностью погружался в себя, приходя иногда даже к мысли о самоубийстве. Возможно, именно вследствие таких кризисов у него развилась та чрезвычайная тяга к изучению и пониманию душевных болезней и страданий человека, которая отличала все его позднейшие работы. Эти депрессии внезапно прекратились в возрасте двадцати восьми лет, когда он открыл для себя работу французского философа Шарля Б. Ренувье. Великий французский мыслитель доказывал, что отличительной чертой человеческого существа является не его «автоматизм», но непрерывное стремление ко всё большей свободе мысли и действия через использование той ограниченной способности, которой обладает лишь он один из всех живых существ, – свободной волей. Для молодого Уильяма Джеймса это было откровением. «Моим первым актом свободной воли, – писал он, – станет вера в свободную волю». Это решение раскрепостило его скованную способность к творчеству. Вскоре после этого Джеймс женился и углубился в многообещающие исследования с такой энергией и блеском, какие редко проявляются в человеке; им суждено было принести ему известность и признание.

Он восходил от одного предмета к другому, добиваясь значительных оригинальных результатов при каждой смене своих интересов, всегда используя ранее приобретённые знания в качестве отправной точки для дальнейших исследований. Сначала он стал профессором физиологии в Гарварде. Затем – профессором психологии. И увенчал эту фазу карьеры своим великим трудом – двухтомником «Принципы психологии». Эта работа, увидевшая свет в 1890 году, была немедленно признана в научных центрах мира как открывающая новую эпоху в развитии науки. Она перевернула весь принятый и установившийся набор представлений в науках, изучающих интеллект и психику человека, и навсегда утвердила принцип функционализма в психологии. Это был период быстрого продвижения в понимании рутинной, земной активности человеческого мозга. Иосиф Броер в 1880 году в Германии с помощью гипноза излечил своего пациента от душевной болезни, причиной которой была давняя, скрываемая от самого себя психическая травма. Этот случай заинтересовал молодого доктора Зигмунда Фрейда, который, работая с Броером, готовился к своей первой книге по психоаналитической терапии. Совершая собственные открытия и с интересом следя за работами Вундта, Броера и Фрейда, Джеймс был на гребне волны наступления психологической науки.

В среднем возрасте Джеймс, уже находясь на самой вершине мировых достижений в избранной им психологии, обнаружил, что эта наука имеет свои ограничения, мешающие полностью понять природу и назначение человека. Психология правильно концентрировала своё внимание на тщательном изучении человека именно в том состоянии, в котором он находится, с тем чтобы помочь ему решить его непосредственные частные проблемы и, если возможно, ослабить симптомы душевных отклонений. Джеймс нашёл эти границы стеснительными во многих отношениях. Они исключали вовсе или оставляли без внимания космическое происхождение человека, его функцию и конечную цель. Это поднимало лабораторный склад ума и миф «объективности» над другими формами восприятия на такую высоту, которой они вряд ли заслуживали. Тогда, оставляя за собой и в дальнейшем используя до предела всё, чего он достиг в своих занятиях психологией, Джеймс всё-таки оставляет психологию как «малую» науку. Он использует фундаментальные достижения психологии в своих занятиях философией, где, как он чувствует, поиск истины обретёт большие просторы. Его метод – считать любое знание достоверным только тогда, когда в его основе лежит непосредственный человеческий опыт, – не изменился и здесь и оказался в равной мере успешным. Он не отстаивал далеко идущих заключений и не переносил их в диалектические рассуждения. Подойдя к устрашающим своей сложностью вопросам о Боге и бессмертии, он обратился не к авторитетам, не к теории, не к искусной аргументации, а к тому, что на самом деле происходило с людьми. Джеймс не мог выработать свою точку зрения наспех. В течение десяти лет он публиковал тщательно взвешенные статьи о своих тщательно выверенных исследованиях, прежде чем сделать предварительные заключения, но и они сопровождались осторожными оговорками о том, что для окончательного их подтверждения ещё требуется значительная работа.

В конце концов он пришёл к полному убеждению в существовании Бога. Сомнительно, конечно, чтобы его определение Бога могло удовлетворить требования высших священнослужителей его времени. Но он считал бесспорным и твёрдо установленным факт существования спасительных сил, душевных и духовных по своей природе, с которыми в минуты кризиса личность может вступить в контакт. Поскольку факт телепатии (передачи мысли) был также установлен, Джеймс обнаружил, что вопрос о бессмертии становится куда более затруднительным и сложным. Чтобы представить такого рода доказательства выживания человеческой личности после смерти тела, которые могли бы удовлетворить самого требовательного скептика (Джеймс полностью разделял скептическую точку зрения и придерживался её принципов во всех своих исследованиях), необходимо было установить и представить факты, которые нельзя было бы объяснить никакой возможностью передачи мысли (сознательной или бессознательной) от одного из здравствующих на земле людей другому.

Раз за разом он сталкивался с такими случаями, объяснять которые с помощью гипотезы о телепатической передаче мысли казалось более несообразным, чем с помощью гипотезы о продолжении жизни человека за смертью. Однако во всех тех случаях, когда объяснение с помощью телепатического эффекта было хоть сколько-нибудь терпимым, он не считал, что этот пример научно убедителен для его выводов. В том, что они могли быть логически и морально убедительными, он не сомневался.

В 1902 году Джеймсу представился случай систематически изложить свои мысли и результаты исследований в цикле Джиффордских лекций, традиционно читавшихся в Эдинбургском университете специально приглашёнными учёными. Эти двадцать его лекций были опубликованы позже в книге «Многообразие религиозного опыта» и выражали генеральную линию его философии жизни за смертью, которой он остался верен до конца своих дней. То, что появлялось на свет относящегося к данной проблеме впоследствии, иногда могло быть сравнимо с уровнем этих лекций, но никогда не превосходило этот органичный сплав духовного и научного опыта человека. «Следует помнить, – писал об этой книге знаменитый учёный из Колумбийского университета Жак Барзен в 1958 году, – что Джеймс пришёл в философию из психологии – его классический трактат 1890 года и по сей день остаётся вехой в истории этой науки. Прежде чем стать психологом, Джеймс получил образование как химик и врач, так что его эволюция от изучения материи до изучения религиозных устремлений человека была подкреплена знанием естественных, точных наук, то есть теми знаниями, которыми больше всего восхищается наше столетие».

Цитировать какой-нибудь определённый отрывок из работы, настолько богатой и глубокой, как «Многообразие религиозного опыта», значит рисковать исказить её; эту работу действительно необходимо прочесть целиком. И тем не менее я всё таки должен рискнуть. Приведу отрывок, где Джеймс обсуждает отношение к религии, который был и остаётся одним из самых мной любимых:


«Существует состояние ума, известное лишь людям религиозным, но никому другому, когда воля к самоутверждению и желание настоять на своём сменяются готовностью замолчать и быть ничем, растворившись в потоках вод и чистых родниках Всевышнего. В этом состоянии ума обителью нашей безопасности становится то, чего мы больше всего боялись, а час смерти нашей воли к самоутверждению оборачивается нашим духовным рождением. Кончилось время напряжённости в нашей душе, наступает счастливое отдохновение… в вечном настоящем, без забот о дисгармоничном будущем…Мы увидим, насколько бесконечно страстной может быть религия в её самых высоких парениях. Как любовь, как гнев, как надежда, устремление и ревность, как любое другое инстинктивное рвение и побуждение, она придаёт нашей жизни очарование, какое нельзя рационально и логически вывести ни из чего другого. Если религия должна означать для нас что-то определённое, то, мне кажется, мы должны принять её как то, что сообщает дополнительное измерение нашему чувству, нашему стремлению к слиянию, к единению в тех сферах, где наша мораль, в обычном смысле слова, может лишь склонить голову и смириться. Это означает не что иное, как достижение новой свободы, как завершение борьбы, как звучание в наших ушах главной ноты Вселенной – обретённые навечно просторы, расстилающиеся перед нашими глазами… Среди религиозных людей много угрюмых натур, которым неведомо это радостное послание бытия… и всё-таки именно религию в её самом обострённом и страстном проявлении я хочу изучать прежде всего, не вдаваясь в споры о терминах.

…Были святые, ощущавшие себя тем счастливее, чем непереносимей становилось их физическое состояние. Ни одно другое чувство, кроме религиозного, не может подвигнуть человека к такому удивительному переходу. Я полагаю, нам следует искать разгадку среди этих неистовых натур скорее, чем среди тех, кто более умерен».


Конечно же, Уильям Джеймс не всегда столь лиричен. Он говорит обычно с позиций анатома и психолога-исследователя. Более типичные для него штрихи можно найти в его лекции о бессмертии, прочитанной в Гарварде. Здесь он признаёт как бесспорное, что мысль есть функция мозга. Но он не видит, почему этот факт должен хоть в какой-либо мере исключать возможность бессмертия. «Даже если жизнь нашей души, насколько мы её понимаем, сегодня может быть в буквальной непосредственности порождением деятельности мозга, который в конце концов погибает, это вовсе не означает, что жизнь не может продолжаться – напротив, это вполне возможно – и с гибелью мозга». Он объясняет далее, что природа даёт нам много примеров сочетания продуктивной функции с иными другими. «Спусковой механизм арбалета имеет освобождающую функцию: он устраняет препятствие, сдерживающее натянутую тетиву, и это позволяет согнутому луку арбалета вновь принять исходную форму… Клавиши органа открывают клапаны различных труб и позволяют воздуху по разным путям выходить из органных мехов… Мы никем не обязаны думать только о продуктивной функции мозга, мы вправе рассматривать также и его передаточную функцию». Затем он делает предположение, что наш мозг является подобием полупрозрачной линзы, проходя через которую белое излучение реальности приобретает окраску, расцвечивается в разные цвета благодаря её индивидуальным природным свойствам. «Наше сознание, насколько мы себе представляем его сегодня, непосредственно есть функция мозга… Но подобная зависимость от мозга такой природной жизни ни в коем случае не делает бессмертную жизнь невозможной… Раз так, то по строгой логике это означает, что клыки мозгового материализма удалены… отныне вы можете уверовать в бессмертие независимо от того, собираетесь ли вы извлечь для себя какую-либо выгоду при этом допущении или вовсе никакой». Я всегда понимал эти слова как предложение употребить наш порождённый мозгом интеллект не для вытеснения, а для обретения расширенного сознания.

В большинстве своих работ Уильям Джеймс предстаёт как очень «заземлённый» исследователь фактов. Он изложил свою окончательную позицию в вопросе о бессмертии человека в статье, опубликованной лишь за год до смерти в «Американ мэгэзин». Здесь он касается некоторых из главных выводов, сделанных им за четверть века исследований парапсихологических феноменов. «Я хочу, чтобы считалась определённо установленной, – писал он, – обычность этих явлений и их общность… Я часто терялся в догадках, что следует думать о том или другом конкретном случае, поскольку источники ошибок в любом наблюдении редко можно полностью определить. Но хрупкие прутья образуют прочную вязанку, а когда эти случаи обнаруживают свою последовательность и все указывают в одном определённом направлении, тогда начинаешь понимать, что имеешь дело… с подлинным феноменом». Он подтверждает существование изначальной воли к контакту и общению. «То, что ортодоксальная наука игнорирует реальные естественные виды парапсихических явлений, меня совершенно не обескураживает, ибо я твёрдо убеждён в их существовании». Ничто в этих последних заключениях Джеймса не меняет его научной позиции, изложенной в книге «Многообразие религиозного опыта» десять лет назад; он ещё раз говорит здесь о трудностях, с которыми сталкивается исследователь в попытке провести разграничительную черту между телепатической связью живых людей и спиритической коммуникацией бестелесных, и высказывается за всяческое поощрение дальнейших исследований. «Это тот случай, когда обо всём должны говорить факты», – подчёркивает он.

В этой последней своей статье он отсылал читателей к той важнейшей работе в интересовавшей его сфере, которая проводилась в то время: «Я питаю высочайшее уважение к терпеливым исследованиям господ Майерса, Ходгсона и Хайслопа». Чтобы достичь цели, поставленной нами в этой главе, – помочь подготовить наш ум, сформированный на материалистических принципах и привыкший к языку естественных наук, к пониманию тех возможностей, которые наука ещё в полной мере не исследовала, нам лучше всего последовать совету Уильяма Джеймса и обратиться к этим названным вехам развития парапсихологических исследований.

Джеймс Хайслоп был профессором Колумбийского университета и одним из основателей Американского общества психических исследований (АОПИ), созданного в 1906 году; он умер в 1920 году. Доктор Хайслоп добился значительного развития методики и техники психических исследований, его работы пролили новый свет на понимание парапсихических явлений. Доктор Ричард Ходгсон – один из членов Британского общества психических исследований (БОПИ) – был известен тем, что безжалостно разоблачал мошенничество и обман в сфере парапсихологии. Настроенный чрезвычайно скептически, он настаивал на самой скурпулёзной проверке всего, что представлено нашему вниманию как факт, прежде чем пытаться убедить в чём-то научный мир. Ходгсон некоторое время руководил американским филиалом БОПИ; вскоре после его смерти (1905) этот филиал и стал ядром нового Американского общества (АОПИ). Вклад Фредерика Майерса – особенно его широкие исследования условий, в которых существует жизнь после смерти, – настолько огромен, что для рассказа о нём потребуется отдельная глава. Здесь же мы только отметим, что Майерс, эссеист и учёный, занимавшийся в Кембридже античной классикой, был одним из основателей Британского общества психических исследований и впоследствии его президентом.

С другими деятелями этой пионерской исследовательской организации мы встретимся позднее, во время нашего путешествия в иную сферу бытия, поэтому сейчас я могу их только представить. Наиболее выдающиеся из них – Генри Сидгвик, профессор философии Кембриджского университета и первый президент БОПИ; Эдмунд Герней, профессор психологии в Кембридже и в прошлом президент БОПИ; Артур Конан Дойл, британский врач, ставший впоследствии писателем и мировой знаменитостью как создатель Шерлока Холмса; сэр Оливер Лодж, один из наиболее выдающихся британских физиков, получивший рыцарское достоинство за свои замечательные работы в области исследования атома и теории электричества. Тяжёлая утрата, понесённая Лоджем, потеря им сына Раймонда в то самое время, когда сэр Оливер вёл самые интенсивные исследования в области парапсихологических явлений, привела в конце концов к тому, что наука получила первый в XX веке подробный рассказ, описывающий вступление личности в другую сферу бытия и утверждение человека в мире, существующем за смертью.

В книге сэра Оливера Лоджа «Раймонд», в которой рассказывается об установленной экстраординарной связи с сыном после его гибели, а также в материалах специалистов БОПИ, анализирующих и оценивающих этот рассказ, большое место отводится методам и технике парапсихических исследований. Для этого есть веские причины.

Какие именно слова бесспорно доказывают, что информация, принятая медиумом для передачи сэру Оливеру, исходила от сына Лоджа Раймонда и ни от кого другого? В какой степени эти сообщения могли оказаться «загрязнёнными» со стороны телепатического, медиумистического или какого-либо другого влияния? Возможно ли, чтобы Раймонд во время сеансов в одном случае пребывал в полусонном состоянии, а в другом – в состоянии полного бодрствования? Поскольку Раймонд не был получившим специальную подготовку учёным, то переданные им описания мира, в котором человек существует после смерти, могли оказаться просто его субъективными впечатлениями; но тогда какие научные выводы можно сделать на основе его впечатлений относительно фундаментальной структуры потустороннего мира и свойственных ему видов энергии?

Все эти вопросы, конечно, для учёных имеют жизненно важное значение. К ним мы позже ещё вернёмся. А сейчас мне хотелось бы остановиться главным образом на самом вступлении личности человека в потусторонний мир, на том, как ею это ощущается. Я рассматриваю информацию Раймонда в качестве спонтанного, субъективного выражения прямого опыта, как информацию почти абсолютно «чистую», то есть не загрязнённую никакими влияниями и помехами, как информацию, обладающую определённой ценностью для тех из нас, кто более склонен познавать жизнь через собственный опыт, чем анализировать её. Поэтому в рассказе, к которому перехожу, я опущу технические пояснения исследователей и как бы «предоставлю слово» самому Раймонду.

Раймонд Лодж, младший офицер Британских вооружённых сил во Франции во время первой мировой войны, был убит в бою в сентябре 1915 года. В это время его отец, сэр Оливер Лодж, был занят проведением цикла парапсихологических исследований, которым он теперь посвящал большую часть своего времени. В этом случае он работал «анонимно» (то есть не раскрывал своего подлинного имени и званий) с тремя медиумами: миссис Кэтрин Кеннеди (она была «медиумом-автоматистом», в состоянии транса она неосознанно для себя, автоматически воспроизводила послания в письменном виде); миссис Глэдис Осборн Леонард, работавшей как в состоянии транса, так и с помощью спиритической доски, но с Лоджем она в основном работала как трансмедиум, и мистером А. Ваут-Питерсом, трансмедиумом. В это же время – о чём вы также узнаете позже – наибольшую активность в общении с миром живых проявлял Фредерик Майерс, скончавшийся в 1901 году; Майерс тогда часто выходил через медиумов на связь со своими друзьями, оставшимися жить на земле. Первое предвестие о смерти Раймонда пришло от Майерса в сообщении, известном как «послание Фавна».

Раймонд Лодж был убит 14 сентября 1915 года во Фландрии, ему шёл тогда двадцать шестой год. Больше чем за месяц до смерти Раймонда, 8 августа 1915 года, во время сеанса знаменитого американского медиума миссис Леонор Пайпер в Гринфилде (штат Массачусетс) было записано короткое послание от Майерса к Лоджу. Его обычным порядком переслали Лоджу по международной сети обмена данными в области парапсихологии, создавшейся к тому времени между учёными. Через медиума говорил доктор Ричард Ходгсон (он умер в 1905-м). Вот его послание: «Послушайте, Лодж, хотя мы и не вместе, как бывало раньше, но это не совсем так: мы всё-таки можем общаться. Майерс говорит, что вам выпала роль поэта, а он будет действовать за Фавна. За Фавна… Верролл это поймёт».

Сейчас хорошо известно, что Майерс, будучи выдающимся специалистом в классической филологии, часто облекал свои послания в форму ассоциаций и отсылок к греческой и римской поэзии и другим работам античных классиков, то есть к той области знаний, которая почти наверняка неизвестна среднему медиуму; так послания Майерса оберегались от возможных «загрязнений», и личность их «автора» устанавливалась вне всяких сомнений. Под «Верролл» имелась в виду миссис Артур У. Верролл, вдова известного кембриджского учёного, специалиста по античной классике, и сама компетентный специалист в этой области. Она сразу же определила, на что ссылается Майерс и смысл этой отсылки. В «Одах» римского поэта Горация есть эпизод, в котором говорится о том, как поэт смог уберечься от падающего дерева – ему помог бог Фавн, «хранитель поэтов». Это могло означать, что Лоджа вскоре должен постигнуть некий удар, а Майерс собирается сделать всё, что сможет, исполняя роль хранителя.

В парапсихических исследованиях, проводимых сэром Оливером Лоджем, ему помогала вся его семья. Но первый сеанс, в котором участвовал член семьи Лоджа, состоялся 25 сентября 1915 года – одиннадцать дней спустя после гибели Раймонда. На сеансе у медиума миссис Леонард присутствовала инкогнито жена сэра Оливера – леди Лодж. Медиум миссис Леонард, таким образом, не знала её настоящего имени и отношения к Раймонду. Никаких попыток установить контакт с Раймондом не предпринималось. И тем не менее мать получила следующее послание от «умершего» сына: «Скажи отцу, что я встретил здесь нескольких его друзей». На вопрос матери, не может ли он назвать кого-нибудь из них по имени, последовал ответ: «Да, Майерса». Спустя два дня на сеансе с этим же медиумом присутствовал сэр Оливер Лодж, опять-таки «анонимно». Контролёр миссис Леонард, Феда, объявив, что Раймонд находится в контакте с ней, сказала: «Он говорит, что ему там трудно, но у него много добрых друзей, которые ему помогают… Он знает, что его ожидает здесь большая работа, как только он будет немного больше готов к ней. Он иногда сомневается, будет ли он на это способен. Но ему говорят, что он сможет. У него хорошие учителя и наставники. Он показывает мне букву «М»… говорит, что чувствует, что у него теперь два отца… Прежний и другой… День или два назад он почувствовал, что его сознание уже больше не подавлено. Он чувствует себя сейчас легче и лучше, последние дни. Сначала он был потерян. Не мог собраться с силами. Но это продолжалось недолго, ему повезло. Ему вскоре всё объяснили, и он понял, где находится».

В тот же день миссис Лодж была «анонимно» на спиритическом сеансе у мистера Питерса. Через него прошло следующее сообщение: «Этот джентльмен, занимавшийся поэзией, – я вижу букву «М», – помогает вашему сыну общаться с нами». Спустя несколько мгновений Питерс подскочил, щёлкнул пальцами и почти прокричал: «Боже мой! Если бы отец мог сейчас увидеть его! Он совсем окреп, как бы это тронуло отца!». Через две недели на сеансе с миссис Леонард «сам» Майерс подтвердил знаменитое «послание Фавна » как обещание помочь Раймонду и его семье в это трудное переходное время. Ещё двумя днями позже. 29 октября, Лодж имел сеанс с трансмедиумом мистером Питерсом, во время которого «опека» Майерса над Раймондом ещё раз была подтверждена: «Ваш семейный обычай подходить ко всему с точки зрения здравого смысла очень помог Раймонду прийти в себя… иначе ему было бы значительно труднее… Он говорит: «Ф. М. помог мне больше, чем вы можете себе представить…» Теперь он говорит: «Ради бога, отец, разрушьте эту плотину, эту стену, которую ставят между нами люди. Если бы ты только мог увидеть, что вижу я: здесь сотни безутешных мужчин и женщин. Если бы ты видел таких же, как я, ребят здесь на нашей стороне, отгороженных от всех своих близких, оставшихся на земле, ты бросил бы всё и изо всех сил занялся бы только этим!» Он хочет, чтобы я передал вам, что, когда он уходил из этой жизни, он испытывал чувство сильной растерянности и какого-то разочарования, он даже не догадывался о том, что это смерть. Вторым было чувство печали и горечи… Это – время, когда мужчины и женщины чувствуют, что с них как бы сдирается какая-то корка, – разбивается скорлупа всего привычного и условного… скорлупа безразличия… и каждый начинает заново мыслить, хотя некоторые и по-прежнему как эгоисты».

С этого времени Раймонд постепенно «идёт на поправку», точно так же, как больной оправляется от шока травмы. У него появляется полная осознанность всех возможностей его нового положения и горячее желание скорее ими овладеть. Идёт «выздоровление», хотя и медленно, но день ото дня, неделя за неделей всё лучше и лучше. Во время сеансов, приходящихся на этот период «выздоровления» Раймонда, наконец был получен ответ, хоть и не совсем полный, на часто задававшийся ему вопрос: «Спят ли вообще люди в жизни после смерти?». Раймонд встретил там юношу по имени Поль, который помогал ему ориентироваться в новой жизни. Их взаимоотношения были описаны во время сеанса автоматического письма у медиума-автоматиста миссис Кеннеди: «Передайте, что Раймонд был на сеансе, и Поль говорит, что я могу бывать и потом, когда захочу… Поль говорит, что он здесь с семнадцати лет, он весёлый парень, и все здесь его любят. Здесь, кажется, взяли за правило звать на помощь Поля, когда кому-нибудь приходится трудно». В этот момент вклинился Поль: «Раймонд уже спал… начиная со вчерашнего дня». Затем Поль рассказал о том, какую растерянность и смятение испытывают там вновь прибывшие, когда узнают, как трудно им теперь установить связь со своими родными и друзьями, оставшимися жить на земле, сообщить им, что они сами тоже живут: «Они почти не верят в это. Всякий раз они думают, что это безнадёжное дело, и готовы сдаться. Но я уговариваю их всё время, прошу попробовать снова сказать своей матери, что они живы… Ведь так много людей считает, что те, кого они любили, навсегда умерли.