Батюшков константин николаевич краткая биография. Батюшков: краткая биография поэта

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), поэт.

Детство поэта было омрачено психической болезнью и ранней смертью матери. Воспитание он получил в итальянском пансионе в Петербурге.

Первые известные стихотворения Батюшкова («Бог», «Мечта») относятся примерно к 1803-1804 гг., а печататься он начал с 1805 г.

В 1807 г. Батюшков приступил к грандиозному труду - переводу поэмы итальянского поэта XVI в. Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». В 1812 г. он отправился на войну с Наполеоном I, где был тяжело ранен. Впоследствии Батюшков то вновь поступал на военную службу (участвовал в Финской кампании 1809 г., заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.), то служил в Петербургской Публичной библиотеке, то жил в отставке в деревне.

В 1809 г. он подружился с В. А. Жуковским и П. А. Вяземским. В 1810-1812 гг. написаны стихотворения «Привидение», «Ложный страх», «Вакханка» и «Мои Пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому». Современникам они казались исполненными радости, прославляющими безмятежное наслаждение жизнью.

Столкновение с трагической реальностью Отечественной войны 1812 г. произвело в сознании поэта полный переворот. «Ужасные поступки… французов в Москве и в её окрестностях… вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством», - признавался он в одном из писем.

Цикл батюшковских элегий 1815 г. открывается горькой жалобой: «Я чувствую, мой дар в поэзии погас…»; «Нет, нет! мне бремя жизнь! Что в ней без упованья?..» («Воспоминания»). Поэт то безнадёжно скорбит об утрате своей возлюбленной («Пробуждение»), то вызывает в памяти её облик («Мой гений»), то мечтает, как он мог бы укрыться с ней в идиллическом уединении («Таврида»).

Вместе с тем он ищет утешения в вере, полагая, что за гробом его непременно ожидает «мир лучший» («Надежда», «К другу»). Эта уверенность, однако, не снимала тревоги. Судьбу всякого поэта Батюшков теперь воспринимает как трагическую.

Батюшкова мучили болезни (последствия старых ран), из рук вон плохо шли хозяйственные дела. В 1819 г., после долгих хлопот, поэт получил назначение на дипломатическую службу в Неаполь. Он надеялся, что климат Италии пойдёт ему на пользу, а впечатления от любимой с детства страны навеют вдохновение. Ничто из этого не сбылось. Климат оказался вреден для Батюшкова, поэт в Италии писал мало и почти всё написанное уничтожил.

С конца 1820 г. стало проявляться тяжёлое нервное расстройство. Батюшков лечился в Германии, затем вернулся в Россию, но и это не помогло: нервная болезнь перешла в психическую. Попытки лечения ничего не дали. В 1824 г. поэт впал в полное беспамятство и провёл в нём около 30 лет. К концу жизни его состояние несколько улучшилось, но здравый рассудок так и не вернулся.

К. Н. Батюшков (1787 - 1855)

«Поэт радости» по завещанию Пушкина

Будущий основатель анакреонтического направления в отечественной лирике родился в родовитой дворянской семье в 1787 г. в Вологде. Детство же он провел вблизи Бежецка в поместье Даниловское Тверской губернии. Потомок старинного рода в раннем возрасте лишился матери, сошедшей с ума и умершей в 1795 году, когда мальчику только исполнилось 8. Получив блестящее домашнее воспитание, а после обучавшись в частных иностранных пансионах Петербурга, он свободно овладел французским. В оригинале читает Вольтера, циничный ум которого надолго стал для Батюшкова самым увлекательным отображением Века Просвещения.

Поэт владел многими иностранными языками и получил славу полиглота. С 1802 года живет под одной крышей с дядей М. Муравьевым, знаменитым просветителем и писателем, сыгравшим решающую роль в становлении личности поэта. Дебют в печати состоялся сатирическими стихами под названием «Послание к стихам моим».

Автопортрет Батюшкова: «то здоров, то при смерти болен»

Жанр сатиры поэту удавался как нельзя хорошо – из-под его пера вышли многочисленные обличительные эпиграммы, «Послание Хлое», «К Филисе». Внимательно и с интересом изучая литературу и философию французского Просвещения, итальянского Возрождения и античную поэзию, он стал автором «Вакханки», «Веселого часа» и послания Вяземскому и Жуковскому «Мои Пенаты».

Впоследствии, оказавшись с русской армией в Европе, когда явным стал разгром Наполеона, Батюшков создает очерк «Путешествие в замок Сирей». По преданию, владелица замка маркиза Эмилия дю Шатле гостеприимно приняла здесь Вольтера, где фернейский мудрец и провел годы изгнания. Однако Батюшкову крайне непонятна жажда почестей и славы Вольтера и 27-летний поэт отрешился от жадного любопытства и тщеславия французского Просвещения.

Однако, подводя черту сознательной жизни, Батюшков напишет:

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет.

Поэт пушкинской поры

Последние 30 лет жизни автор «Моих Пенатов» провел в безумии, сокрушаемый то манией преследования, то манией величия, и только перед смертью, обосновавшись в тихой Вологде, Батюшков немного успокоился и читал с любопытством газеты о Крымской войне. С течением лет круг чтения поэта значительно расширялся: сердцевед Руссо, пытливый Монтень, певец печалей любви Парни, которого охотно переводил Батюшков на великий и могучий язык, немного смягчая озорную эротику француза.

Опираясь на одно из творений Парни, Батюшков в 1815 г. написал «Вакханку», особенно восхитившую Пушкина, считавшего произведение Батюшкова «лучше и живее подлинника». Французская культура, сильным толчком к погружению с головой в которую стал небезызвестный пансион Жакино, стала колыбелью Батюшкова, однако впоследствии он резко изменил к ней отношение, предпочитая итальянское Возрождение и античность.

Так, к 1801 году Батюшков уже перешел в пансион Триполи для углубленного изучения мелодичного языка, изящность которого побуждает Батюшкова искать лирическую мягкость в русской поэзии. Батюшков старается обрести звонкость и чистоту, солнечную ясность, взволнованную страстность после суровых од Ломоносова, простодушного стиля Державина и нежных стихов Жуковского.

Для Батюшкова это оказалось сложной задачей, от чего он даже приходил в отчаяние, называя себя смешным по совести в попытке воспеть хвалу на балалайке, услышав виртуоза на арфе. Батюшков называл русский язык балалайкой, считая его жестким. Недостатка у Батюшкова в дружеском внимании не было: он имел теплые отношения с Олениным, Тургеневым, Жуковским, Вяземским. Однако оказывать влияние на ход его жизни никто из них не мог. При всей своей любезной обходительности и скромности Батюшков был настолько оригинален, что подлинное содержание жизни его было загадкой для всех.

Поэт с «лицом добрым, как сердце»

В 1814 году им была написана элегия «Тень друга», которая родилась по возвращении Батюшкова из Англии. Перед читателями предстают горестные жалобы тонкого сентименталиста, в котором до сих пор жива память сердца. Мы видим и полеты романтика, отрицающего границы жизни и смерти. По завещанию критиков, Батюшкова невозможно уложить ни в одну из известных литературных традиций. Его элегии содержат и нежную чувствительность, и шекспировскую силу страсти, и мрачную горечь. Однако при этом все крепится на глубокой верности чувству, характерному для итальянской поэзии и русского сознания.

Н.В. Фридман написал «Поэзию Батюшкова», в которой подробно исследовал художественный метод и стиль автора, дал ему высочайшую оценку и поставил в один ряд с величайшими поэтами века. Был он дружен и с Пушкиным, однако боялся его ветрености, жизнелюбия, но более всего его безоглядной щедрости в постоянной растрате себя.

Батюшков пережил духовный кризис, вылившийся в произведения «К другу», «Надежда», а в жанре элегии отмечаются мотивы неразделенной любви («Мой гений», «Разлука»), а в стихотворениях «Изречение Мельхиседека» и «Умирающий Тасс» высокий трагизм. Оставаясь в мечтах «поэтом радости», Батюшков сознался в послании «К друзьям»:

Жил так точно, как писал…

Ни хорошо, ни худо!

Константин Николаевич Батюшков родился 18 мая 1787 г. в Вологде. Семи лет от роду он лишился матери. Десятилетнего мальчика отправляют в Петербург, где в пансионах француза Жакино и итальянца Триполи он изучает иностранные языки, а также историю и статистику. В 16 лет оставив пансион, Батюшков под влиянием античной литературы стал горячим поклонником Тибулла и Горация. Вступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств; дружба с Н.И Гнедичем, поэтом и переводчиком длилась многие годы. С 1807 по 1816 гг. (правда, со значительными перерывами) Батюшков на военной службе - участвует в войне со Швецией и Наполеоновских войнах, становится свидетелем капитуляции Парижа. Вернувшись в Россию, он вступает в литературное общество «Арзамас» под гордым именем Ахилла. Сам Батюшков с горькой иронией (но не сильно преувеличивая) так говорит о себе: «Ах! Хил!»

В 1816-1817 гг. поэт переживает большой творческий подъем: за год пишет 12 стихотворных и 8 прозаических произведений, готовит к печати свои сочинения в стихах и прозе.

В 1818 г. Батюшков определен на службу в Неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию всегда была любимою мечтою Батюшкова, но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру, тоску. Через 3 года он вынужден оставить службу и Италию - душевная болезнь, от которой умерла его мать и страдала старшая сестра, победила и самого поэта. Батюшков получил бессрочный отпуск и неизлечимо больным вернулся в Россию. Он сжигает свои книги и рукописи. Все попытки вылечить поэта были безуспешны. В 1833 г. ему выхлопотали пожизненную пенсию, отвезли на родину - в Вологду, где 7 июля 1855 г. он умер.

Первое стихотворение Батюшкова в печати: «Послание к стихам моим» (1805 г. «Новости русской литературы»). В последующие годы стихотворения Батюшкова появляются в различных литературных журналах: «Северный вестник», «Лицей», «Цветник» и мн. др. В 1817 г. он издает свои «Опыты в стихах и прозе» (I изд.). II и III издания были предприняты в 1834 и 1850-х гг. родственниками поэта.

Обычно поэзию Батюшкова принято делить на два периода: 1804-1812 гг. (стихотворения, проникнутые эпикуреизмом) и 1812-1821 гг. (поворот в сторону элегической лирики).

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова.

Константин Батюшков – выдающийся русский поэт, который придал стихотворному языку особую гармонию и гибкость.

Батюшков является одним из первых, кто ввел в русскую поэзию множество наработок, которые были признаны классическими еще при его жизни.

В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская . Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.

Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом .

Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.

Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.

В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.

В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.

Находясь в Риге, Константин познакомился с девушкой Эмилией, в которую сразу же влюбился.

И хотя их отношения не имели продолжения, вспыхнувшие чувства позволили Батюшкову сочинить первые в своей биографии стихи – «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Война и психическая травма

В 1808 г. Батюшков принимает решение отправиться добровольцем на войну со Швецией. Этот патриотический порыв сильно повлияет на последующую судьбу поэта.

Потеряв на поле брани многих боевых товарищей и увидев, что собой представляет подлинное лицо смерти, он взял отпуск и уехал в гости к сестрам в деревню Хантаново.

В этот период биографии Батюшков стал совершенно другим человеком. Он был чрезвычайно эмоциональным и впечатлительным. Порой с ним случались галлюцинации.

Интересен факт, что во время переписки с Гнедичем, Батюшков однажды признался, что если проживет еще лет 10, то, наверное, сойдет с ума.

Однако на помощь юноше, получившему психологическую травму на полях сражений, всегда приходили друзья и родственники, делавшие все возможное, чтобы как-то успокоить и ободрить его.

В 1809 г. Константину Николаевичу удалось познакомиться с и , которые произвели на него потрясающее впечатление.

В скором времени ему помогли устроиться в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Интересен факт, что одним из его сослуживцев был известный .

Война с Наполеоном

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова.

Произведения Батюшкова

Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?» .

Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.

1. Элегии

«Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»,

2. Послания

«Мои Пенаты» и «К Дашкову».

3. Циклы антологических стихов

«Из греческой антологии», «Подражания древним».

4. Очерки и статьи

«Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Болезнь Батюшкова

Вскоре в биографии Батюшкова начались тяжелые дни. У него появилась мания преследования. Поэту казалось, что его везде преследуют тайные враги.

Интересен факт, что подобная болезнь была и у одной из его сестер – Александры.

Когда Батюшкову исполнилось 30 лет, из жизни ушел его отец. Это привело к тому, что он начал подолгу думать о смысле жизни и размышлять над религиозными вопросами.

В период биографии 1819-1821 гг. Батюшков был членом дипломатической миссии в Неаполе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление, однако он постоянно тосковал по .

В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».

С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.

После 4 лет лечения его отправили в .

Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Смерть

Последние 22 года жизни больной провел в доме своего племянника. Константин Николаевич Батюшков умер от тифа 7 июля 1855 г. в возрасте 68 лет. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Если вам понравилась краткая биография Батюшкова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Константин Батюшков родился в то время, когда Россия испытывала небывалый подъем: оживилась политическая мысль, укрепилось положение империи на международной арене, все громче звучали голоса, требовавшие просвещения и реформ во всех сферах жизни, которые правительство не давило мощной гирей цензуры.

Годы жизни

Батюшков прожил долгую жизнь – с 1787 по 1855 гг. Но лишь первая часть ее оказалась счастливой: детство и юность юного дворянина отмечены любовью и заботой близких, которые рано рассмотрели его поэтическое дарование. Родившийся в Вологде отпрыск просвещенного дворянского семейства получил прекрасное образование в нескольких частных пансионах Санкт-Петербурга. Он легко освоил несколько иностранных языков.

Далее последовала дипломатическая служба. Пятилетие Батюшков посвятил трудам в Министерстве народного просвещения. В 1807 г. он почувствовал тягу к мундиру – и вступил в народное ополчение. Участвовал в Прусском походе.

После он вернулся к мирной жизни, в Санкт-Петербурге свел близкое знакомство с цветом тогдашнего просвещенного общества – с Вяземским, Карамзиным, влился в ряды членов «Арзамаса», куда чуть позже пришел и юный лицеист . Отныне основную часть времени Батюшков посвящает литературному творчеству. Его стихи легки и воздушны – современники даже считали их предтечей пушкинской поэзии и были правы: Пушкин поначалу учился у Батюшкова, перенимая простоту слога, четкость ритмов.

Батюшков стал одним из первых, кто разгадал в мальчике-Пушкине будущее «солнце русской поэзии». В 1815 г. он, блестящий офицер, побывавший в сражениях, навестил Царскосельский лицей – специально с целью вдохновить Александра на активное занятие литературой. Можно себе представить, какой восторг и восхищение у 15-16-летних мальчишек вызвало прибытие к ним воина, принимавшего участие в заграничных походах против самого Наполеона!

После Батюшков направляется по службе в Италию. Жизнь обещала великолепные перспективы. Но грянула болезнь. Душевное здоровье поэта пошатнулось. Он сошел с ума и все оставшиеся годы провел у родных. В периоды просветления сам он с горечью говорил: «Я похож на человека, несшего прекрасный кувшин, но он разбился. Поди угадай теперь, что в нем было…»

В 1830 г. неизлечимо больного Батюшкова посетил Пушкин. Зрелище так потрясло его, что вскоре родилось полное боли стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…».

Стихи

Творчество Батюшкова можно поделить условно на 2 этапа. Первый – «довоенный» период: тогда юношу интересовали исключительно мифические красавицы Лилеи и Дориды, которым он посвящал исполненные узорных красот легкие, воздушные строки.

При этом сам поэт никогда не любил настоящим, «земным» чувством: он будто побаивался любовного огня, которым может опалить его любимая женщина. Но стихи его безупречны: о них с искренним восторгом и почитанием отзывался Пушкин, причем не только в юности, но и в зрелые годы. Можно сказать, Батюшков положил начало реформам языка, продолженным Пушкиным: он убрал все тяжелое, сложносочиненное, переполненное «мудрствованием лукавым».

Второй этап – после 1813-1814 гг. Здесь в творчество вплетаются иные мотивы: Батюшков побывал в нескольких войнах, он близко видел боль, кровь и смерть. Сам он говорил одному из приятелей, желавших узнать, не вышло ли из-под пера поэта какого-нибудь очередного посвящения Хлое или Лилете: «Как могу я после того, что видел, писать о любви?»

Батюшков лелеял много творческих замыслов. Наверное, томики его стихов сегодня стояли бы на полочках книжных шкафов каждого дома, не срази его болезнь. Талант его не успел окончательно созреть. Но мы благодарны поэту за образы его обворожительных Дорид и, конечно, за Пушкина, для которого Батюшков стал одним из проводников, указавших арзамасскому «Сверчку» путь на вершину литературного Олимпа.