Биография. Значение варламов александр егорович в краткой биографической энциклопедии Варламов александр егорович краткая биография

Александр Егорович Варламов / Alexander Varlamov
Избранные романсы

Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва — 15 (27) октября 1848 года, Санкт-Петербург) — русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян.

Александр Егорович Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора сначала находился на военной, затем на гражданской службе, был скромным чиновником. Большие музыкальные способности, незаурядные вокальные данные, проявившиеся у Варламова уже в детстве, определили дальнейшую его судьбу: в девятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург и зачислен «малолетним певчим» в Придворную певческую капеллу. В этом замечательном хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д.С. Бортнянского получил музыкальное образование. После обучения в капелле восемнадцатилетний Варламов был направлен учителем певчих в русскую посольскую церковь в Гааге (Голландия). На чужбине он впервые выступил в концертах как певец и гитарист.

С этого времени начинается трудный тернистый путь Варламова — русского музыканта, вышедшего из недворянских слоев общества и вынужденного обеспечивать свое существование трудом и талантом.

В 1823 году Варламов возвращается на родину, в Петербург. Он дает уроки пения, сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако материальная необеспеченность заставляет музыканта искать прочного служебного положения. Он хлопочет о поступлении в Певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим..

В Петербурге Варламов познакомился с М. И. Глинкой и принимал деятельное участие в музыкальных вечерах, происходивших в доме у великого композитора. Эти встречи были плодотворны для развития творческих устремлений Варламова.

Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как композитора влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Не удовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Варламов продолжал также педагогическую работу: он преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки. В Москве он сблизился с выдающимися представителями искусства, актерами Малого театра П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, композитором Верстовским, писателем М. Н. Загоскиным, поэтом Н. Г. Цыгановым, певцом А. О. Бантышевым и др. Творческое общение с талантливыми представителями московской художественной среды оказало большое влияние на Варламова. У него окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски» (выражение Глинки), все сильнее проявлялась любовь к народной песне.

Это тяготение к народному музыкальному искусству выявилось впоследствии во всей многообразной деятельности Варламова: в творчестве, в исполнительстве, в педагогике (а именно—в попытке обосновать своеобразие русской школы пения особенностями русской народной песни).

Московский период — время расцвета деятельности композитора. Вышли из печати первые романсы Варламова, сразу обеспечившие автору исключительную популярность: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Ох, болит да щемит», «Не шумите, ветры буйные» и другие.

Вскоре после переезда в Москву Варламову было предложено место «композитора музыки» при оркестре Московского театра. Он должен был сочинять музыку к драматическим спектаклям, обрабатывать произведения других авторов, делать различные переложения. Кроме того, он иногда дирижировал оркестром, заменяя главного капельмейстера.

На протяжении 30-х — начала 40-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например: «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Майко» Беклемишева, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» В. Гюго и многие другие. Театральная музыка Варламова состоит, главным образом, из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, и из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов.

Композитор обращался также к балету. Два балета Варламова — «Забавы султана» и «Мальчик с пальчик» — шли на сцене московского Большого театра..

В этот же период Варламов много работал в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за десять лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.

Немалое значение имела исполнительская деятельность Варламова как певца, гитариста и дирижера. Будучи прекрасным певцом, несмотря на сравнительно небольшой голос (тенор), Варламов удивительно тонко исполнял романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Слушателей захватывала глубокая выразительность и своеобразная манера пения; по словам современников, певец «неподражаемо высказывал» свои романсы.

Варламов пользовался также большой популярностью как вокальный педагог. В 1840 году был опубликован его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. «Школа пения» — первая в России крупная работа по методике преподавания вокального искусства..

Последние три года своей жизни Варламов вновь провел в Петербурге. В столице он надеялся снова устроиться на службу в Певческую капеллу, однако это ему не удалось, и он, обремененный большой семьей, испытывал тяжелую нужду. Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Тяжелые условия жизни пагубно сказались на здоровье композитора: в 1848 году он скончался в возрасте 47 лет.

В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором написано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество обработок народных песен.

„..По складу своего дарования Варламов лирик. Его музыка пленяет искренностью, непосредственностью и свежестью чувства. Гражданская, социальная тема не нашла у Варламова столь прямого отражения, как у Алябьева. Однако его лирические произведения, выражавшие то щемящее чувство тоски и неудовлетворенности, то бурные порывы и страстную жажду счастья, были глубоко созвучны настроениям, переживаемым русским обществом 30-х годов. Отсюда огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Эта популярность объясняется также демократичностью варламовского творчества. Композитор опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и обычно сочинял в той же манере. Ему удавалось так правдиво передавать народный склад музыки, что некоторые из его произведений (например, «Красный сарафан») воспринимались как подлинные народные песни.

В романсах взволнованного, приподнятого характера, а также в некоторых песнях чувствуется влияние цыганской манеры пения, сказывающееся, в частности, в резких эмоциональных и динамических контрастах.

Самым ценным в музыке Варламова является ее мелодическое богатство. В этой области наиболее полно раскрылось огромное дарование композитора. Мелодии его романсов — песенные, распевные, широкого дыхания — развиваются свободно и легко. Им свойственны пластичность, рельефность, завершенность рисунка. Неразрывна их связь с мелодикой народной песни — не только в природе интонаций, но и в принципах развития.

"Красный сарафан"



на стихи Н.Цыганова

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.

Рано мою косыньку
На две расплетать.
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пускай непокрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселят собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать!

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!

Дитя моё, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать.

Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки,
Стоскуешься ты!

А мы и при старости
Себя веселим,
Младость вспоминаючи,
На детей глядим!

И я молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.

"Горные вершины"


на стихи М.Ю.Лермонтова

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

В тумане моря голубом,

Что кинул он в краю родном.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит,
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,
Hад ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой.
А он, мятежный, ищет буpи,

А он, мятежный, ищет буpи,
Как будто в буpях есть покой.

Белеет парус одинокий
В тумане моpя голубом,
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.
Что ищет он в стpане далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.

Варламов Александр Егорович


В
арламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из "волошских", то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора , состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства. Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский". Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование. В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного : "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев , Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы . Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь. - Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его,

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Композитор Александр Егорович Варламов

27 ноября 1801 года родился Александр Егорович Варламов – автор около двухсот песен и романсов (среди них – знаменитые «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Белеет парус одинокий…», «Горные вершины…), духовных сочинений, двух балетов, музыки к театральным постановкам, где сам выступал и в роли театрального дирижёра; знаток хорового пения, прекрасный певец и замечательный вокальный педагог, автор книги «Полная школа пения», а также исполнитель на скрипке, гитаре, виолончели и фортепиано.

Круг авторов, чьи стихи были положены Варламовым на музыку, очень широк: это более сорока поэтов, среди которых – Пушкин и Лермонтов, Жуковский и Дельвиг, Полежаев и Тимофеев, Цыганов и другие. Варламов открывает для русской музыки произведения Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова; пишет музыку к переводам из Гёте, Гейне, Беранже.

Александр Егорович Варламов – композитор с изменчивой творческой судьбой: с одной стороны, признанный при жизни блистательным мастером романса (как композитор, так и исполнитель), с другой – вскоре после кончины преданный хуле, обвинениям в безвкусице и банальности (в обиходе появилось даже обидное словцо «варламовщина»).

Но время расставляет всё на свои места. И сегодня романсы А. Варламова продолжают звучать, пленяя нас выразительностью мелодий и искренностью переданного в них чувства.

Александр Егорович Варламов родился в семье отставного поручика, скромного титулярного советника Егора Ивановича Варламова. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано – в любви к пению, к игре на скрипке и гитаре.

В девять лет Александр был определен в Петербургскую придворную певческую капеллу «малолетним певчим». Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали знаменитого русского композитора Д.С. Бортнянского – директора капеллы, и он стал заниматься с маленьким певцом отдельно. Впоследствии в письмах и записках Варламов всегда с благодарностью вспоминал своего учителя.

За годы обучения в капелле Александр обнаружил не только незаурядные певческие, но и педагогические способности и был отмечен в 1819 году переводом из капеллы на службу в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны, ставшей супругой наследного принца Вильгельма Оранского. После коронации Вильгельма на голландский престол Варламов переезжает в Гаагу, где становится регентом в русской посольской церкви.

Перед восемнадцатилетним юношей открывается мир новых впечатлений: он проникается строгой красотой голландской живописи и архитектуры, знакомится с французской и итальянской оперой, выступает публично как певец и гитарист. О его выступлениях писали в газетах.

Овладев разговорным французским, Варламов беседует с иностранными музыкантами о вокальном искусстве. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки».

В Гааге Александр Егорович встречает свою будущую жену – Анну Пахомовну Шматкову, дочь камердинера при дворе Анны Павловны.

В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург. Он преподаёт в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семёновского полков. В конце 1828 года молодой музыкант стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднёс императору Николаю I две Херувимских песни – первые известные нам его сочинения.

24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих»; также на него была возложена обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В зале Филармонического общества Варламов даёт свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль в жизни начинающего композитора сыграли встречи с М. Глинкой – они способствовали формированию взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

Расцвет композиторского дарования Варламова приходится на московский период. В 1832 году он получает приглашение на должность помощника главного капельмейстера московских театров (Большого и Малого), затем становится «композитором музыки». Александр Егорович быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции: среди его знакомых в то время – актеры М. Щепкин, П. Мочалов, композиторы А. Гурилев, А. Верстовский, певец А. Бантышев. Существуют свидетельства, указывающие на то, что в Москве А. Варламов встречался с Пушкиным. Большой интерес к творчеству А. Варламова проявляют известные пианисты того времени – авторы фортепианных обработок его романсов Ф. Лангер, А. Дюбюк и знаменитый Дж. Фильд. Бытуют истории об интересе к творчеству Варламова самого Ф. Листа.

«Музыке нужна душа», – писал Александр Варламов, – «а у русского она есть, доказательство – наши народные песни».


В эти годы композитор сочиняет свои самые известные романсы, прославившие его имя – например, «Красный сарафан». Этим романсом восторгались А. Пушкин, П. Виардо, Ф. Лист, А. Даргомыжский. Варламову достаточно было написать одно это произведение, так же как Алябьеву – «Соловья», чтобы навечно остаться в истории русской музыкальной культуры.

Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира). Постановка «Гамлета» стала выдающимся событием культурной жизни Москвы. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль семь раз...

В Москве Александр Варламов прожил до 1845 г. Здесь наиболее полно раскрылось его дарование – как сочинительское, так и исполнительское. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Варламов обладал небольшим, но очень красивым по тембру тенором. Пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы», – писал один из его друзей.

Широко известен он был и как вокальный педагог. Его «Полная школа пения» (1840) – первая в России крупная работа в этой области – и сейчас не утратила своего значения.

Последние годы жизни Варламова прошли в Петербурге. Здесь он сдружился с А. Даргомыжским. Их сближала общность взглядов на певческое искусство как наиболее непосредственный и каждому понятный способ выражения мыслей и чувств.

Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен.

Его памяти были посвящены стихотворение А. Григорьева, романс А. Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залётным» (среди авторов – А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 «Музыкальный сборник в память А.Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов.

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова, солист Большого театра А. Бантышев, долгое время упрашивал композитора написать для него романс.

– Какой тебе?

– Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...

– Хорошо. Приходи через неделю.

Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

Через неделю Бантышев приходит – романса нет.

– Некогда было, – разводит руками Варламов. – Завтра приходи.

Назавтра – то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

– Экий ты, право, – вознегодовал однажды Варламов. – Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же – напишу, и напишу!

– Завтра? – язвительно спрашивает Бантышев.

– Завтра, завтра!

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

– Это вам, господин Бантышев, – говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.

Назывался романс «На заре ты её не буди».

Т.А. Медведева

Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М.И.Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А.Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому Гамлету по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты Забавы султана (1834) и Хитрый мальчик и людоед (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них Красный сарафан, Что отуманилась, зоренька ясная, Не шумите, ветры буйные (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою Полную школу пения; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и А.А.Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева Воспоминание о Варламове, коллективные фортепианные вариации на тему его романса Соловьем залетным (среди авторов А.Г.Рубинштейн, А.Гензельт), а также вышедший в 1851 Музыкальный сборник в память А.Е.Варламова, включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен Русский певец (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

(1848-10-27 ) (46 лет)

Алекса́ндр Его́рович Варла́мов (15 ноября , Москва ,р Империя - 15 октября , Санкт-Петербург , Российская Империя) - русский композитор.

Биография

Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали Д. С. Бортнянского - директора капеллы. Он стал отдельно заниматься с маленьким певцом. Впоследствии Варламов с благодарностью вспоминал своего учителя в своих письмах и записках.

Окончив учение в капелле, Варламов стал учителем пения в русской посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину. В 1827 году познакомился с М. И. Глинкой , бывал на музыкальных вечерах в его доме, с 1829 жил в Петербурге. В 1832 году переехал в Москву, где получил место капельмейстера, а затем "композитора музыки" московских императорских театров. Нередко выступал как певец-исполнитель. В конце 1828 или начале 1829 года Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причём поднёс императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих», причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. К началу 1833 года относится появление в печати сборника девяти его романсов. В 1840 году издал "Школу пения", которая стала первым в России учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов. В 1848 году скончался от туберкулеза горла.

Творчество

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными жанрами для композитора были "русская песня" и лирический романс. Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмосфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовлетворенность окружающей жизнью и " вольнолюбивые мечты" русских людей. В романсе "Белеет парус одинокий" композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны "жажда бури" лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная мелодия в начале куплета сразу достигает кульминации-звука соль, который является вершиной яркой выразительной кантилены. Взволнованность чувства в романсе подчеркивается аккордовым сопровождением с чеканным ритмом полонеза-болеро. Известные романсы: "Оседлаю коня", "Соловушко", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий", "Поэт".

Адреса

  • В 1841 году жил в Москве, в доме № 25 по Большому Козихинскому переулку (этот дом был снесён компанией «Сатори » в июле-августе 2011 года).

Напишите отзыв о статье "Варламов, Александр Егорович"

Литература

  • Листова Н. Александр Варламов. - М.: Музыка, 1968.
  • Решетникова Т. В. «Полная школа пения А. Е. Варламова» и русская вокальная педагогика // Проблемы музыкальной науки. - 2009. - № 1. - С. 152-155.

Отрывок, характеризующий Варламов, Александр Егорович

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.