Что наверху кунсткамеры. Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Существует интересная легенда о том, как была основана Кунсткамера. Однажды Петр Первый прогуливался по Петербургу и заметил необычное дерево – сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав причудливое кольцо. Царь повелел срубить сосну и построить на этом месте музей, в который будут поступать диковинные вещи со всего мира. Заведение было названо на иноземный лад – Кунсткамера, что в переводе с немецкого языка означает «кабинет редкостей».

Первоначально экспонаты хранились в Людских палатах Летнего дворца. Но, коллекция быстро пополнялась, поэтому, Петр приказал начать строительство отдельного здания. К работе приступили в 1718 году, а завершили строительство только в 1734 году, через 9 лет после смерти монарха.

В Людских палатах было уже тесно для музея, а новый еще не был готов. Поэтому, в 1718 году под музей император отдал дом Александра Васильевича Кикина, казненного за участие в заговоре против царя. Правда, народ неохотно ходил в музей, тогда вышел царский указ: угощать посетителей бесплатно чашкой кофе или рюмкой водки, кому что нравится. Неудивительно, что желающих побывать в музее стало гораздо больше. На угощения даже отводилась специальная сумма – 400 рублей в год, что по тем временам было целым состоянием.

Губернаторам был отправлен наказ присылать в Кунсткамеру людей, животных и птиц с патологией. За это полагалось вознаграждение. Но, если кто-либо посмеет утаить от царя подобную редкость, взимать штраф в десять раз превышающий сумму вознаграждения.

В 1717 году Петр Первый купил у известного голландского анатома Фредерика Рюйша более 2 000 экспонатов.

Одним из лакеев Петра Первого был француз Николя Буржуа. Как известно, сам Петр имел рост чуть более 2 метров, но перед французом-гигантом даже он казался невысоким. Рост Буржуа – 2 метра 26 сантиметров. Когда лакей скончался, царь приказал выставить его скелет в Кунсткамере. До настоящего времени вокруг этого скелета ходят многочисленные легенды: во время пожара 1747 года череп исчез, пришлось заменить его другим. А среди работников Кунсткамеры поползли страшные слухи о том, что по ночам скелет бродит по залам, пытаясь найти свою голову.

В Кунсткамере оказались некоторые личные вещи шведского короля Карла XII, противника Петра в Северной войне. В музее хранились шпоры, прогулочная трость и золотой кубок. В тридцатые годы прошлого века кубок был продан за границу за символическую сумму – около 57 долларов.

Первый в мире глобус был изготовлен в середине XVII века по проекту знаменитого путешественника Адама Олеария. А финансировал этот проект герцог Готторпский Фридрих III. Глобус получился внушительным – более трех метров в диаметре, при массе в три с половиной тонны. В 1713 году этот огромный экспонат был подарен Петру Первому. Доставляли его до Петербурга более трех лет. Но судьба уникального глобуса оказалась трагичной – он сгорел в пожаре 1747 года. Позднее была изготовлена копия.

В настоящее время «кабинет редкостей» носит другое имя – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.


Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.

Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.


Строительство здания продолжалось на протяжении 16 лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после - Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.

Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора), Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.

Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства» большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».


Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри - изображение звёздного неба.

Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.


Ещё одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях - для вызова потусторонних сил.

Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.

Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере.

До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.


Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.

Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага - пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.


Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.

Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они останавливаются.

Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.


Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями находились люди, выполнявшие роль живых экспонатов.

Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было по два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке - по паре таких же странных... рук.


Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.

Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

"Будете в Питере, обязательно посетите Кунсткамеру!" - такое напутствие получает практически каждый турист, гость северной столицы. Что такое кунсткамера? У многих это слово ассоциируется с чем-то необычным, редким и зрелищным. От него веет стариной, чем-то далеким...

В статье подробно рассказано, что такое кунсткамера, история ее создания и современное положение.

Понятие

Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми "кабинетами редкостей" у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает "комната искусства".

История создания в России

Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком "кабинет Рюйша". В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей. После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый "кабинет редкостей". Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы. Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, перевез на новое место и свои раритеты. Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с за участие в заговоре против государя. Царь повелел "Кикины палаты" именовать на заграничный манер "Кунсткамерой". Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.

Постройка здания

Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и "Кикины палаты". Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание. Для него выделили элитное место на поблизости от и важных государственных учреждений.

Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.

Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.

Отличие русской кунсткамеры от европейской

Первые "кабинеты редкостей" возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее "ученость" их владельца.

Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям. В разное время директорами или служащими "кабинета Петра" были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые. Они собирали самый различный материал - не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.

После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.

Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.

Любопытные факты

С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.

Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами - циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.

Государь знал каждый предмет своей коллекции "в лицо" и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.

Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!

Сказ о том, как Пётр Первый угощал гостей музея водкой, а по залам гулял безголовый скелет. Вспоминаем самые курьёзные и интересные факты одного из самых старинных музеев мира.


1. «Дерево-монстр»

Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.

Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.


2. Кто строил здание для музея

Строительство здания продолжалось на протяжении шестнадцати лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.


Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой

Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Алексанлра Кикина, находившегося близ Смольного собора), Пётр I повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.


Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».


4. Удивительный глобус

Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри – изображение звёздного неба.


Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.


В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.


5. Флейта из человеческой кости

Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях – для вызова потусторонних сил.


6. Человек-гигант

Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.

Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере.

До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.


7. Исчезнувшая голова английской шпионки

Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.

Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага – пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.


8. Зловещие часы

Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.

Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они прихотливо останавливаются.

Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.


9. Живые экспонаты музея

Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов».

Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет.
Этот карлик, 126 см ростом жил в 1720-1736 гг. при Кунсткамере. На его ногах было по два пальца, похожих на клешни рака; искривлен позвоночник, но "голова его была умна и ясна".

Один из участников посольства 1720 г. писал о том, что сам Петр Великий показывал им во "дворце над Невою свою Кунсткамеру" и при этом здоровался за руку с карликом. Петр I часто приходил туда на вскрытия и заставлял присутствовать своих приближенных. Карлик-шут мог говорить, что хотел и когда хотел - такова была его привилегия. Чтобы не быть похожим на это окружение уродства, посетители бросали ему деньги.

10. Награда за «уродов»

Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.

Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

Одной из архитектурных доминант центра Санкт-Петербурга является башня Кунсткамеры, увенчанная армиллярной сферой - символом познания вселенной.

Как и многое в этом городе, первый общедоступный музей был создан благодаря Петру I, неугомонному реформатору, жаждущему превратить Россию в передовую, процветающую страну. Без развития науки и образования осуществить задуманное было невозможно.

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Создание музея – дворца науки и знания стало делом государственной важности.

«Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки», - говорил когда-то Петр I .

Начало музейному собранию положили коллекции самого Императора. Он понимал, что коллекционирование является не только одним из способов изучения окружающего мира, но и способом сохранения и передачи знаний.

Задачей, поставленной Петром, было просвещение людей, вне зависимости от их званий, чинов и статусов. Он считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетители «водимы были с услужливостью суббиблиотекарем или другими знающими служителями по всем комнатам и все редкости показываемы им были с кратким объяснением». Их могли угостить «кофием, цукербродом, венгерским вином или другими напитками и закусками» в благодарность за проявленный интерес.

Что же они видели?

Слово «кунсткамера» в переводе с немецкого языка – «комната искусств». Здесь были представлены картины, статуи, костюмы, оружие, лодки, приборы и инструменты, модели и медали - то, что искусством своих рук создал человек. Было и то, что создала природа: анатомические коллекции, гербарии растений, камни и минералы, чучела животных – мир во всем его многообразии. Посетители приобщались и к достижениям науки того времени. С 1724 г. музей официально становится подразделением Академии наук. Проводятся публичные лекции, демонстрации опытов. Большой вклад в пополнение коллекций внесли академические экспедиции.

В 30-е годы XIX в. на основе преумножившихся коллекций Кунсткамеры было создано несколько самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. По-другому и не могло быть, Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого в разные годы были переданы в Эрмитаж.

Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. В 1879 г. их объединили в Музей антропологии и этнографии. В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Таким образом, Музей антропологии и этнографии в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие анатомические и этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Одним из уникальных экспонатов музея является Большой Готторпский глобус. Он поражает, прежде всего, своими размерами (его диаметр равен 3,11 м, весит он 3,5 т) и тем, что в него можно было войти и как в планетарии наблюдать за движением звёзд и созвездий. Более, чем 300-летняя история глобуса полна испытаний и приключений. Сейчас он размещён на пятом этаже башни здания Кунсткамеры.

Популярность музея как туристического объекта не гаснет, а очереди, особенно в летний сезон, частенько протягиваются до самого Дворцового моста.

Для того чтобы пробежаться по всему музею, потребуется не меньше 1,5 часов, а уж если останавливаться и внимательнее рассматривать экспонаты, знакомиться с содержанием этикеток и пояснительных текстов, то не хватит и дня.

В преддверии Дня Знаний НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, что предлагает Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук современным школьникам.

Оказалось, что в музее имеется целый ряд увлекательных экскурсий и занятий для ребят разных возрастов.

Зенько Светлана Викторовна – старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами экскурсионно-образовательного отдела:

«Несмотря на то, что Музей антропологии и этнографии академический, серьёзный дети к нам приходят. Как индивидуально с родителями, так и организованными группами. По данным статистики за прошлый год из 578 789 человек, посетивших наш музей, 87 441 – школьники, причём это не только петербуржцы. В каникулы, праздничные дни в музее много гостей города из разных уголков России и других стран мира. Специально для детей и подростков была создана и продолжает развиваться программа экскурсий и занятий «Моя Кунсткамера».»

БОГАТАЯ ПРОГРАММА

Все экскурсии представлены на официальном сайте музея. Просто и доступно. Сделать выбор учитель, воспитатель или родитель может самостоятельно. Для первого знакомства с музеем лучше всего подойдут обзорные экскурсии.

«Зная психологические особенности детей этого возраста, мы стараемся использовать различные педагогические приёмы так, чтобы первая встреча с музеем стала содержательной, яркой и радостной» - говорит Светлана .

Оказалось, что у местных экскурсоводов есть свой помощник по имени Глоболок. Он одновременно напоминает колобка и глобус. Эта кукла с доброжелательной улыбкой, с ней можно поздороваться за руку. Глоболок очень рад встрече с ребятами, он любит загадывать загадки, играть, рассказывать сказки. С ним легко отправляться в путь, ведь у него всегда с собой карта всего мира и он поможет разобраться, откуда прибыл в музей тот или иной занимательный предмет.

«Ещё одно очень важное предназначение Глоболка – снять эмоциональное напряжение у тех детей, которые ждут от музея чего-то ужасного и уже заранее боятся его. Эти ожидания могут быть вызваны пугающим внешним обликом экспоната на лестнице в вестибюле – фигура Ракшаса. В этом случае рассказ экскурсовода помогает понять, что таким непривлекательным видом эту фигуру наделили люди, чтобы отпугивать зло. Ракшас – хранитель входа. Но чаще всего эти ожидания обусловлены тем, что взрослые, из добрых побуждений, желая подготовить ребёнка к встрече с коллекциями нашего музея, начинают рассказывать о монстрах, «чудиках в банках» и т. п., навязывая свои личные негативные впечатления от соответствующих экспонатов или транслируя отрицательные эмоции, воспринятые от других.

Уважаемые взрослые! Детей дошкольного и младшего школьного возраста мы не водим в зал с естественнонаучными коллекциями, за исключением тех случаев, когда Вы сами упорно настаиваете на необходимости посещения этой экспозиции Вашим ребёнком. Всему своё время!», - отмечает Светлана Викторовна.

Такой помощник сопровождает ребят практически на всех игровых занятиях на этнографических экспозициях. С ним можно поиграть в индейцев или в эскимосов Северной Америки, отправиться на Японские острова вместе с Иссумбоси (японским мальчиком с пальчик) или побывать в Индии, в стране, где живут павлины и познакомиться с Ганешей – победителем .

На занятие "Ларец мудрости " древние китайские притчи и музейные экспонаты помогут учащимся 3-4 классов поразмышлять о том, что такое мудрость и как её добыть. Узнать, почему в Индии змей почитали как небожителей, как змеи помогали богам обрести бессмертие и зачем мифическим змеям множество голов ребята смогут на занятии "Почему в Индии не боятся змей ".

"Тем, кто постарше, учащимся средних и старших классов предлагаем начать знакомство с музеем с экскурсии «Чудес палата». В прежние времена Кунсткамеру называли «Палатой редкостей» или «Палатой чудес». Людям того времени многие экспонаты, которые показывал музей, казались диковинными, удивительными. А удивление – это первый шаг к знаниям и новой информации. На этой экскурсии мы хотим, и я надеюсь, у нас это получается, доказать тем, кто придет к нам в гости, что и сейчас в музее есть экспонаты, которые могут удивить даже человека 21 века. Идя по залам, мы вместе с посетителями ищем такие примеры, причём неожиданным может оказаться не только назначение, внешний вид предмета, материал, из которого он изготовлен, или уникальная технология использованная мастером, но и история того, как этот экспонат попал в музей. В эту экскурсию входит и посещение зала с естественнонаучными коллекциями, там диковинного тоже достаточно. Порой посетители чучело панголина – древнего животного, сохранившегося до наших дней – принимают за гигантскую шишку.

Большой популярностью уже многие годы пользуются экскурсии программы из раздела "История науки ", адресованные учащимся средних и старших классов.

В экскурсии «Музей, который придумал Петр» - акцент сделан на истории создания первого публичного музея. У посетителей есть возможность представить, какой была Кунсткамера XVIII века. Экскурсия включает посещение всех исторических экспозиций. В совместном обсуждении, в режиме диалога мы выясняем, для чего был создан этот музей.

Познакомиться с историей Большого Готторпского глобуса,узнать, как в XVIII веке проводились астрономические наблюдения, работали службы времени и картографии могут участники экскурсии "Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус "

Экскурсия "Мифы звёздного неба. От астрологии к астрономии " знакомит с традиционными представлениями разных народов о космосе, с историей астрономических наблюдений и становлением научного знания о мире.

Экскурсия "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры" для тех, кто интересуется биологией, медициной и хочет подробнее познакомиться с уникальными коллекциями голландских исследователей XVIII века – А. Себы, Ф. Рюйша, М-С. Мериан, а также узнать, как в академическом музее осуществлялось изучение аномалий развития организмов.

Созданию и деятельности Петербургской Академия наук, жизни и научным достижениям российского учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова посвящена экскурсия "М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века ".

На экскурсии "Первобытное общество глазами этнографа "ребята узнают, как этнография помогает в изучении истории и культуры первобытного общества

Ещё один раздел программы "Моя Кунсткамера" – "По странам и континентам " включает интерактивные экскурсии для учащихся средней школы. Они призваны дополнить, развить темы включённые в школьную программу по истории и географии.

"Сотрудник музея старается организовать взаимодействие юного посетителя с экспозицией, таким образом, чтобы он стал активным соучастником происходящего, получил информацию не только от экскурсовода, но и попытался найти ответы на интересующие его вопросы самостоятельно. В этом случае добытые сведенья станут его личным открытием и надолго запомнятся".

На экскурсии " Страна между Гималаями и океаном " участие в ролевой игре позволит ребятам лучше представить жизнь крестьянской общины в Индии и способы взаимодействия разных каст.

Полюбоваться на изделия индийских мастеров из дерева, слоновой кости, металла, узнать о секретах их изготовления можно на экскурсии "Страна сказочных богатств ".

Экскурсия «Китай. Страницы прошлого » посвящена становлению государства и сословий в Китае, развитию письменности, книгопечатанья и традиционных ремёсел.

Важнейшим изобретениям китайской цивилизации посвящена экскурсия "Китайский секрет ".

С повседневными заботами, обрядами, верованиями и правовыми нормами народов тропической Африки познакомит экскурсия "Континент коротких теней".

Увидеть самобытную культуру Страны восходящего солнца глазами европейцев XIX века позволит экскурсия "Открытие Японии европейцами ".

"Не так давно сотрудники экскурсионно-образовательного отдела приступили к созданию экскурсий о путешественниках и исследователях: "Русская Америка ", "Первое российское кругосветное плавание ", "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток ". Они также адресованы учащимся средних и старших классов и вошли в раздел "Ветер странствий " ."

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Для индивидуальных посетителей в музее ежегодно создаются и проводятся разнообразные программы выходного дня.

"Это отдельное серьёзное направление деятельности экскурсионно-образовательного одела. В двух словах о нём не расскажешь. С архивом этих мероприятий можно ознакомиться на сайте музея. Хочу пригласить на то, что планируется на ближайшее время. 10 сентября в рамках празднования Дня рождения Василеостровского района в музее пройдёт акция "Впервые слышу!". Музей антропологии и этнографии как истинный наследник Кунсткамеры,"Палаты чудес", берёт на себя смелость вас удивить подборкой историй, связанных с музейными экспонатами и предлагает проголосовать за самую удивительную. "Карманный гид" с историями сможет взять на контроле каждый желающий старше 12 лет. Голосование будет происходить в стенах музея. Для детей младше 12 лет предлагаем интерактивный путеводитель. Его задания помогут найти удивительные вещицы в залах музея и узнать о них самое интересное. Этот путеводитель доступен посетителям и в другие дни работы музея – его можно взять на контроле или распечатать с сайта".

Светлана Викторовна уже 13 лет занимается работой с дошкольниками и школьниками.

За 13 лет поменялось ли как-то детское поколение? Что их интересует в большей или меньшей степени?

Безусловно, изменения происходят. Дети стали более информированными, и благодаря интернету, и благодаря тому что сами много путешествуют. Поэтому и коллекции воспринимают иначе. Это не просто экзотика, а возможность сравнить то, что в музей попало давно с тем, что они сами недавно встречали, видели; возможность поразмышлять о том, что происходит опираясь не только на музейную информацию, но и а свой личный опыт.

В современном мире школьники стали уделять огромное значение различным гаджетам: компьютерам, телефонам. Модернизирует ли как-то музей свою работу?

В 2007 году в музее появился мультимедийный гид. Он включает путеводитель по залам, энциклопедию "Страны и народы" и раздел "Музей для детей" с викторинами и тематическими играми. Сенсорные киоски с гидом установлены на всех экспозициях, а в ряде залов имеются и большие экраны для просмотра видеопрограмм.

В 2014 году при поддержке Благотворительного фонда Потанина началась реализация проекта «Кунсткамера III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний». Ставка делается на интернет-ресурсы и на удаленный доступ к музею. Создаётся виртуальный музей позволяющий познакомиться с предметами из фондов музея, многие из которых, может быть, никогда не появятся на музейной экспозиции. Будет обновлён сайт, посетители получат возможность общаться он-лайн с научными сотрудниками, исследователями в области этнографии, этнологии и антропологии, задавать им вопросы и получать ответы. Проект обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации. Он предполагает создание экспериментальной диалоговой медиа среды, которая доступна для понимания, но «академична» по своей сути. Она позволит пользователю быть на связи с музеем повсеместно и при помощи любых гаджетов, а Музею - оставаться востребованным для изучения и понимания современного мультикультурного общества.

У Глоболка в ВКонтакте есть своя страничка, так, что с ним тоже можно установить онлайн общение.

* Благотворительный фонд Владимира Патанина - один из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Миссия Фонда - содействие развитию благотворительности в России, формирование общественной среды, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. Фонд поддерживает одаренных и интеллектуальных людей, тех, кто способен меняться и готов помогать другим