Цитаты из княжны мэри герой нашего времени. Что нового мы узнаём о Печорине в главе Княжна Мэри? Цитаты из романа по персонажам

люди мне срочно надо цитаты из героя нашего времени, а именно из повести княжна мэри описывающие Печорина! и получил лучший ответ

Ответ от Aziatka[гуру]
Отсюда выбери, что понравится.
Что до Печорина, то он завидует Грушницкому, но не показывает этого, скептически осаживая его, так как у него «врожденная страсть противоречить». Печорин осознает, что «к дружбе не способен»: «...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! » Грушницкий замеча¬ет, что Мери говорила о Печорине: «Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? »
Печорин пытается убедить Грушницкого в том, что княжна «из тех женщин, которые хотят, чтоб их забав¬ляли»: «Если ты над нею не приобретешь власти, то даже ее первый поцелуй не даст тебе права на второй; она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два вый¬дет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила, то есть тебя, но что небо не хотело соединить ее с ним... » Печорин осознает, что он «никогда не делался рабом любимой женщины»: «...напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? - оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это - магнетическое влия¬ние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером? » «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отга¬дывал, будет она меня любить или нет... » «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добива¬юсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? » Для Печорина лю¬бовь Мери ничего не значит, ему хочется почувствовать власть над нею. «Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо со¬рвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на до¬роге: авось кто-нибудь поднимет! » На страдания и радости других Печорин смотрит, как на пищу, способную поддер¬живать его душевные силы. Для него счастье - «насы¬щенная гордость». «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другою... » Печорин говорит о себе: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предпо¬лагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиня¬ли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал доб¬ро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болт¬ливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бес¬цветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не ве¬рили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как дру¬гие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выго¬дами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, при¬крытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не су¬ществовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отре¬зал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к ус¬лугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины... » Находясь в крепости и вспоминая о том, какой шанс предоставила ему судьба, Печорин понимает, что он не смог бы жить счастливо и спокойно. Он сравнивает себя с матросом, чья «душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится...» .

Помогите пожалуйста, нужны цитаты о Печорине из "Герой нашего времени" из глав "Тамань" и "Княжна Мэри" и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Блеск его глаз "ослепительный, но холодный".
"Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый,
оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного
вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь
равнодушно спокоен" "Тамань" (разрыв между разумом и
чувствами).
"Тамань" - первая глава дневника Печорина.
В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик
Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств,
которые более подробно будут раскрываться в других частях
дневника.
Из "Тамани" мы еще не можем составить себе представление
о жизненной философии Печорина, но уже начинаем
понимать, что это за характер.
Печорин невольно разрушант быт "честных"
контрабандистов
Он признаётся:" Что сталось со старухой и с бедным
слепым-не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий
человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с
подорожной по казенной надобности".
В этом заключается парадокс души Печорина:
он тонко чувствует природу, но равнодушен к людям,
он жаждет бури, но для его душевной бури нет даже
такой примитивной цели, как контрабанда товаром,
которая движет Янко и другими контрабандистами.
"...первое мое удовольствие – подчинять моей воле все,
что меня окружает..."
В "Княжне Мери"
Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый,
неоднозначный.
Сам он перед дуэлью говорит:
"Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец.
И то и другое будет ложно"
"...никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен..."
любовь не трогает его сердца:
"...влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь
только раздражала мое воображение и самолюбие,
а сердце осталось пусто..."
"...Она мне кинула взгляд, исполненный любви и благодарности.
Я привык к этим взглядам; но некогда они составляли
мое блаженство..."
Он живет разумом, а не чувствами:
"...Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами..."
"...Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и
поступки с строгим любопытством, но без участия..."
"...Она была далеко не красавица, но я имею свои
предубеждения также и насчет красоты..."
Печорин не хочет жениться, потому что слишком дорожит
своей свободой: "...как бы страстно я ни любил женщину,
если она мне даст только почувствовать, что я должен на
ней жениться, – прости любовь!
мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет
снова.
Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою,
даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам..."

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет.

Печорин является сложным и противоречивым человеком. Роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа - Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Пожилой штабс-капитан Максим Максимыч - человек мягкий и добродушный. Он описывает Печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. Уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. Он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент очень много говорить и шутить.

Характеристика Печорина в главе «Бэла» практически не имеет психологического анализа. Рассказчик не анализирует, не оценивает и даже не осуждает Григория, он просто передает много фактов из его жизни.

Трагическая история о Бэле

Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Дневник

Печорина возникает сама собой после того как читатель сталкивается с мыслями самого героя, которые он записывал в своем личном дневнике. В главе «Княжна Мери» Григорий, имея холодный расчет, влюбляет в себя молодую княжну. По развитию событий он уничтожает Грушницкого сначала морально, а после - и физически. Все это Печорин записывает в дневник, каждый свой шаг, каждую мысль, точно и верно сам себя оценивая.

Печорин в главе «Княжна Мери»

Характеристика Печорина в главе «Бэла» и в главе «Княжна Мери» поражает своей контрастностью, так как во второй упомянутой главе появляется Вера, которая стала единственной женщиной, сумевшей понять Печорина по-настоящему. Именно ее Печорин полюбил. Его чувство к ней было необыкновенно трепетным и нежным. Но в конечном итоге Григорий теряет и эту женщину.

Именно в момент, когда он осознает потерю избранницы, перед читателем открывается новый Печорин. Характеристика героя на данном этапе заключается в отчаянии, он уже не строит планы, готов к глупым и Не сумев спасти потерянное счастье, Григорий Александрович плачет, словно дитя.

Последняя глава

В главе «Фаталист» Печорин раскрывается еще с одной стороны. Главный герой не ценит свою жизнь. Печорина не останавливает даже возможность смерти, он воспринимает ее как игру, которая помогает справиться со скукой. Григорий в поисках себя рискует жизнью. Он отважен и храбр, у него крепкие нервы, а в тяжелой ситуации он способен на героизм. Можно подумать, что этот персонаж способен на великие поступки, имея такую волю и такие способности, но на самом деле все сводилось к «острым ощущениям», к игре между жизнью и смертью. Как итог - сильная, беспокойная, мятежная натура главного героя приносит людям только несчастья. Эта мысль постепенно зарождается и развивается в разуме самого Печорина.

Печорин - герой нашего времени, герой своего, да и любого времени. Это человек, который знает повадки, слабости и В какой-то мере он эгоист, ведь думает лишь о себе и не проявляет заботу о других. Но в любом случае этот герой романтический, он противопоставлен окружающему миру. На этом свете ему нет места, жизнь растрачена впустую, а выход из этой ситуации - смерть, которая настигла нашего героя по пути в Персию.

«Герой нашего времени» психологический роман. Печорин главный герой произведения мечтал о подвигах, но из-за своего бездействия не смог добиться ничего в жизни. Опустошенный морально он глубоко несчастен. При прекрасных внешних данных, блестящем образовании у него нет друзей, любимой женщины. Он слишком много думал, но мало делал для того, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону.

Цитаты из романа «Герой нашего времени» можно использовать в нашей жизни. Они несут жизненный смысл и будут использоваться вечно, передаваясь из поколения в поколение.

Цитаты из романа по персонажам

Цитаты Печорина:

Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!

Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце.

Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием (о докторе Вернере).

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

Радости забываются, а печали никогда.

Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!

Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело.

Мирный круг честных контрабандистов.

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.

Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

Я иногда себя презираю.…Не оттого ли я презираю других?

Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать.

Зло порождает зло.

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!

На стене ни одного образа – дурной знак!

Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.

Цитаты Максим Максимыча:

Уж эта мне Азия! Что люди, что речки – никак нельзя положиться!

Нет проку в том, кто старых друзей забывает!

Плохое дело в чужом пиру похмелье.

Ах, подарки! Чего не сделает женщина за цветную тряпочку!

И к свисту пули можно привыкнуть.

Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться.

Она хорошо сделала, что умерла: ну что бы с ней сталось, если бы Григорий Александрович ее покинул?

Цитаты Автора:

Привычка – вторая натура.

Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться.

Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения.

Мы почти всегда извиняем, то, что понимаем.

Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.

И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

Цитаты из романа «Герой нашего времени» можно с успехом применять в современном мире. Крылатые выражения помогают окрасить речь в более яркие цвета. Учат четко формулировать мысль, обогащают словарный запас.

История души человеческой, хотя бы и самой мелкой, едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.

Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.

Главным предметом изучения человечества является человек.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

Идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума.

В вашей галиматье, однако ж, есть идея!

У меня есть предчувствие… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет…

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

По легким признакам красавицу мою…

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии

Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

В этой части, завершающей роман, рассказывается о смерти Вулича, произошедшей после предсказания его смерти.

Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой.

При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!

Уж эта мне Азия! что люди, что речки - никак нельзя положиться!

Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки.