День музеев. История кота Бегемота из музея М.А

Знаменит своими словами, сказанными чекистам (сотрудникам ОГПУ), явившимся, чтобы арестовать «фокусников» (Воланда и его свиту - они понятия не имели о том, с кем имеют дело) в Москве в «нехорошей квартире » по адресу Большая Садовая , 302-бис, кв. 50:

Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, - это глоток бензина…

Происхождение образа

Согласно «Булгаковской энциклопедии», источником для создания персонажа М. А. Булгакову послужила книга И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (М., 1872), в которой упоминалось морское чудовище Бегемот, обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Помимо нее, М. А. Булгаков использовал книгу М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (М., 1904), выписки из которой сохранились в архиве писателя .

Бегемот в демонологической традиции - это демон чревоугодия (обжорство Бегемота в Торгсине). Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе и над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине . Оказавшись в этом магазине, они наблюдали, как советские люди, словно обуянные демоном, накупали себе деликатесов .

Характеристика образа

В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в облике печального пажа, обречённого на вечные скитания со своим господином. Б. М. Соколов указывает на возможную аллюзию на «легенду о жестоком рыцаре» из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» (1928) . Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин , он же член вооружённого подполья РСДРП(б) «Герман » .

В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите - «праведным и избранным».

  • Бегемот - один из подручных Воланда , предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот - одно из традиционных наименований демона , приспешника сатаны.
  • Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова , избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.
  • Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на сцепке трамвая ; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает Варенуху.
  • Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.
  • Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.
  • Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.
  • Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.
  • За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:
- Ноблесс оближ , - заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан. - Это водка? - слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. - Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • При этом Бегемот рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Бегемота пародийно отстраняют слова Воланда, и раздражённый Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо бы утопить».
  • Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «уплочено», и вместе с другими встречает Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.
  • Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.
  • Во время последнего полёта он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».
  • Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов . Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.

«… Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах …»

Бегемот - персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И. Я. Порфирьева "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (1872), по всей вероятности, знакомом Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским - Левиафаном - обитающее в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".

Сведения о Бегемоте автор "Мастера и Маргариты" почерпнул также из книги М. А. Орлова "История сношений человека с дьяволом" (1904), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой "семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном", причем "пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени".

У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном: "На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах..." Булгаков учел также, что у слоноподобного демона Бегемота были руки "человеческого фасона", поэтому его Бегемот, даже оставаясь котом, очень ловко протягивает кондукторше монетку, чтобы взять билет.

По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготован вечный приют "праведным и избранным" - Мастеру и Маргарите.

Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа, летящего рядом с принявшим облик темно-фиолетового рыцаря "с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом" Коровьевым-Фаготом. Здесь, по всей видимости, отразилась шуточная "легенда о жестоком рыцаре" из повести "Жизнеописание Степана Александровича Лососинова" (1928), которую написал друг Булгакова, писатель Сергей Сергеевич Заяицкий (1893-1930).

В этой легенде, наряду с жестоким рыцарем, ранее не видевшем женщин, фигурирует и его паж. Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать головы у животных, у Булгакова эта функция, только по отношению к людям, передана Бегемоту - он отрывает голову конферансье Театра Варьете Жоржу Бенгальскому.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглатывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь.

"Политически вредная" речь Коровьева-Фагота, защищающего Бегемота - "бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда ему взять валюту?" - встречает сочувствие толпы и провоцирует бунт. Благообразный, бедно, но чисто одетый старичок сажает мнимого иностранца в сиреневом пальто в кадку с керченской сельдью.

Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в Нехорошей квартире, а тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1867-1923).

Там приведен рассказ, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания.

Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.

Кот Бегемот: история персонажа

  • В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
  • В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.

  • Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».

Цитаты

«Протестую, Достоевский бессмертен!»
«Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье».
«Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете».
«Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»
«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».
«Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!»
«Королева в восхищении! Мы в восхищении!»
«Но вы не будьте на меня в претензии...»

© сайт



Кот Бегемот - персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», любимый шут Воланда.

Бегемот – это кот-оборотень , может находиться в образе "громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами на задних лапах", но может также выступать в виде "низкорослого толстяка в рваной кепке", "с кошачьей рожей".
В виде человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает и похищает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллегентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае:

«Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

- Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке,потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник.»

В «нехорошей квартирке» кот Бегемот перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом:

«Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.

Свет, и так слабый в спальне, и вовсе начал меркнуть в глазах степы. "Вот как, оказывается, сходят с ума!" - Подумал он и ухватился за притолоку.

- Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Согданович?- Осведомился Воланд у лязгающего зубами степы, - а между тем удивляться нечему. Это моя свита.

Тут кот выпил водки, и степина рука поползла по притолоке вниз.

- И свита эта требует места, - продолжал воланд, - так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний - именно вы!

- Они, они!- Козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о степе, - вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами,используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!

- Машину зря гоняет казенную!- Наябедничал и кот, жуя гриб. Когда Степа, совсем уже сползший на пол, ослабевшей рукой царапал притолоку.»

Заинтергованы? Это только начало похождений этого дьявольски изумительного кота. Кот бегемот умеет показывать карточные и другие фокусы, играть в шахматы, распоряжаться на балах…

Кот Бегемот - только один из персонажей этого замечательного произведения, созданного истиным мастером отечественной литературы. Всем, кто не знаком с этим уникальным романом рекомендуем! Налаждайтесь чтением и присоединяйтесь к армии поклонников.

Кот Бегемот – любимый персонаж нашего кошачьего интернет портала http:www.сайт!

Кот Бегемот отставил свой след не только в литературе. Он был изображен на официальной марке СССР1991 года, выпущенной в честь 100 юбилея великого писателя.

В Киеве на Андреевском спуске на фасаде ресторана рядом с домом- музеем Михаила Булгакова есть памятное место для почитателей кота Бегемота. Говорят, что в последнее время исчез, как и сам персонаж в финале романа. Однако памятник исчез не бесследно – сохранилось фото и надежда на его воскресение.

В Москве в сквере на улице Советской Армии установлена лавочка Коровьева и Бегемота.

Михаил Булгаков - тончайшей души писатель своего времени. Философию собственной жизни он преподнес для читателей в своих произведениях. И лишь человек, который чувствует грань между материальным и духовным миром, сможет в полной мере постигнуть смысл всего написанного.

Главная особенность романа - это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст.

Одним из таких героев является кот Бегемот - оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота, что состоит в клане Воланда. Образ Бегемота - это слияние чёрного и белого, добра и зла, ведь он часть творения Бога, но в то же время демон, поручик сатаны.

В романе этого персонажа мы видим с интеллигентными манерами и способностью философствовать на всевозможные темы. Однако греховная сущность никуда не девается, поэтому он часто агрессивен, зол, а также, любит мошенничество.

Первое знакомство с котом - участие его в погоне за Воландом, проездка на трамвае, распитие водки и заедание маринованным огурцом. Именно эти события делают образ колоритным, дают возможность читателю поразмыслить над возвышенными речами этого создания.

На балу у сатаны кот одевается довольно изыскано: фрачный костюм, но без штанов, галстук, женский бинокль. Автор через одежду, чувства, образы оживляет своих героев и с помощью аллегорий противопоставляет их современному на тот момент обществу.

В то же время, непосредственность и ненавязчивость присутствуют в образе кота: нередко его называют шутом гороховым или дураком. Ведь однообразие это не для него, он не сидит на месте, поэтому часто попадает в неприятные истории.

К подобному персонажу отлично подходит сравнение “неугомонный”, но наглый тип.

Несомненно, знакомство с данным персонажем вызывает у читателей непринуждённую улыбку, однако не так все просто, и лишь истинные лица персонажей, их поступки в пиковых ситуациях показывают, кто есть кто.

Ведь главная цель романа показать, что самое главное - человечность и любовь в жизни каждого человека. Фантастические оборотни играют одну из главных ролей в романе, и показывают огромную разницу между явью и миражом, добром и злом.

Сочинение про кота Бегемота с цитатами

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.

Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень. Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду. Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.

Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно. Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми. Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами. И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.

С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки. Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.

Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Несколько интересных сочинений

  • Венецианов А.Г.

    С ранних лет проявлял любовь к рисованию. Поначалу учился сам, без наставников. Особенную тягу проявил к портретной живописи.

  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди

  • Образ и характеристика Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди Достоевского

    Достоевский Фёдор Михайлович – гений страданий, человек, подаривший России и миру так много людей, которые, кажется, остались один на один с этим миром. Поначалу, как и любой другой автор, Достоевский не выдавал шедевров

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Тургенева Муму

    Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке

  • Сочинения по пословицам

    Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе

  • В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
  • В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.

  • Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».

Цитаты

«Протестую, Достоевский бессмертен!»
«Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье».
«Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете».
«Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»
«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».
«Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!»
«Королева в восхищении! Мы в восхищении!»
«Но вы не будьте на меня в претензии...»