Для всех и обо всем. Иван дмитриевич сытин - уроженец костромской земли - крупнейший книгоиздатель россии Чем занимался иван дмитриевич сытин

Издателей можно разделить лишь на два типа: одни работают на существующий спрос, другие создают новых читателей. Первых много, вторые редки. Иван Дмитриевич Сытин принадлежит к числу широте размаха и культурному значению - явление исключительное.

А. Игельстром

В истории русского книжного дела не было фигуры более популярной и более известной, чем Иван Дмитриевич Сытин. Каждая четвертая из изданных в России перед Октябрьской революцией книг была связана с его име нем, так же как и самые распространенные в стране журналы и газеты Bcerol за годы своей издательской деятельности он выпустил не менее 500 млн. книг цифра огромная даже по современным меркам Поэтому без преувеличения) можно сказать, что его знала вся грамотная и неграмотная Россия Миллионы) детей учились читать по его азбукам и букварям, миллионы взрослых в самых дальних уголках России по его дешевым изданиям впервые знакомились с произведениями Толстого, Пушкина, Гоголя и многих других русских классиков.

Родился будущий книгоиздатель в январе 1851 г. в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря, происходившего из экономических крестьян. Позже он писал в своих записках: «Мои родители, постоянно нуждаясь в самом необходимом, мало обращали на нас внимания. Учился я в сельской школе здесь же при правлении. Учебниками были: славянская азбука, часовник, псалтырь и начальная арифметика. Школа была одноклассная, преподавание — полная безалаберность... Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книге». На этом кончилось его образование — до самого конца своих дней Сытин оставался полуграмотным человеком и писал, пренебрегая всеми правилами грамматики. Зато он имел неисчерпаемый запас знергии, здравый смысл и замечательную деловую хватку. Эти качества помогли ему, преодолев все препятствия, добиться громкой славы и нажить огромное состояние.

Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли — мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование — пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней — деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя. Двадцати пяти лет от роду Сытин женился на дочери московского кондитера Евдокии Соколовой, получив за ней в приданое 4 тыс. рублей. На эти деньги, а также на 3 тыс. рублей, занятых у Шарапова, он открыл в декабре 1876 г свою литографию близ Дорогомиловского моста Предприятие поначалу размещалось в трех небольших комнатах и имело всего одну литографическую машину, на которой печатались лубки. Квартира располагалась поблизости. Каждое утро Сытин сам разрезал картины, складывал их в пачки и увозил в лавку Шарапова, где по-прежнему продолжал работать Ничем особенным эта литография не отличалась от множества других, располагавшихся в столице.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО “Первая Образцовая типография”.

Подняться над уровнем подобных ему владельцев лубочных издательств Сытину помогла русско-турецкая война 1877-1878 гг. «В день объявления войны, — вспоминал он позже, — я побежал на Кузнецкий мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты с обозначением места, где наши войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью «Для читателей газет. Пособие». Карта была моментально распродана В дальнейшем, по мере движения войск, изменялась и карта В течение трех месяцев я торговал один.

Никто не думал мне мешать». Благодаря этой удачной выдумке предприятие Сытина начало процветать — уже в 1878 г. он рассчитался со всеми долгами и стал полновластным владельцем литографии.

Иван Дмитриевич с первых шагов боролся за качество товара. Кроме того, он обладал предпринимательской смекалкой и быстро реагировал на покупательский спрос. Умел использовать любой случай. Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало.

Через шесть лет упорного труда и поиска продукция Сытина была замечена на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Здесь экспонировались лубки. Увидев их, известный академик живописи Михаил Боткин стал настоятельно советовать Сытину напечатать копии картин известных художников, заняться тиражированием хороших репродукций. Дело было новым. Принесет оно выгоду или нет - сказать трудно. Иван Дмитриевич рискнул. Он почувствовал, что такая "высокая продукция найдет своего широкого
покупателя".

За свои лубки Иван Дмитриевич получил серебряную медаль. Этой наградой он гордился всю жизнь и почитал ее выше остальных, наверно потому, что она была самая первая.

В следующем году Сытин приобрел собственный дом на Пятницкой улице, перевез туда свое предприятие и купил еще одну литографическую машину. С этого времени его дело стало быстро шириться.

В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма “И. Д. Сытин и К°”. Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали “перелицовке” некоторые произведения классиков.

“Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, — писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением”.

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. “Моя фамилия Чертков”,- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские “Чем люди живы”. Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние — по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера “Посредник”, т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма “Посредник” выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский “Всеобщий календарь на 1885 год”.

“Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни”,- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский “Всеобщий календарь” достиг невиданного тиража — шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные “ежедневники”. Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы… В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом “Правда”, ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию “Библиотека для самообразования”. Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала “Книговедение” в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание — журнал “Вокруг света”.

Ежегодный выпуск оптовых и розничных каталогов, в том числе и по тематическим направления, нередко иллюстрированных, давал возможность Товариществу широко рекламировать свои издания, обеспечивать их своевременную и квалифицированную продажу через оптовые склады и книжные магазины. Знакомство в 1893 году с А. П. Чеховым благотворно отразилось на деятельности книгоиздателя. Именно Антон Павлович настоял на том, чтобы Сытин начал издавать газету. В 1897 году Товарищество приобрело непопулярную до того газету “Русское слово”, изменило ее направление, в короткий срок превратило это издание в крупное предприятие, пригласив талантливых прогрессивных журналистов — Благова, Амфитеатрова, Дорошевича, Гиляровского, Г. Петрова, Вас. И. Немировича-Данченко и других. Тираж газеты в начале XX века приближался к миллиону экземпляров.

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий — Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание “Великая реформа”, посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание “Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912″. В 1913 году — историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых — “Три века”. Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: “Что нужно крестьянину?”, “Современный общественно-политический словарь” (в котором разъяснялись понятия “социал-демократическая партия”, “диктатура пролетариата”, “капитализм”), а также “Фантастические правды” Амфитеатрова — об усмирении “бунтовщиков” 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено “дело”. И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. “…Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!” — писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию “осиным гнездом”. Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер “Известий Московского Совета рабочих депутатов” об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати… Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины… Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два — в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника “Полвека для книги (1866 — 1916)”, в создании которого приняло участие около 200 авторов — представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью — дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. “Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие — книга при новой власти надежно пошла в народ”.

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда — в Смольном — книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания “Полвека для книги” с надписью: “Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин”, который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.


NNM.ru 

(1851-1934) русский предприниматель и книгоиздатель

Всероссийскую известность Иван Дмитриевич Сытин приобрел не сразу. Только благодаря каждодневному труду он стал тем, кем и остался в истории культуры XX века, - одним из самых интересных и преуспевающих русских издателей, чье имя стало своеобразным символом. Правда, позже читатели как-то перестали осознавать авторство многих его изобретений. Теперь мало кто знает, что именно Сытину принадлежит, например, идея издания дешевых книг, а также знаменитых отрывных календарей. Он сумел развернуть свое предприятие в стране, большая часть населения которой была неграмотной, но приобщалась к знаниям благодаря его усилиям.

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где его отец работал волостным писарем. Когда Ивану исполнилось пять лет, семья перебралась в Солигалич, где к этому времени обосновались два его дяди.

После окончания начальной школы в Солигаличе дядя взял Ивана мальчиком-разносчиком на нижегородскую ярмарку. Там Иван перешел к известному в городе купцу-меховщику. Он так хорошо помогал хозяину, что после окончания ярмарки тот увез толкового мальчика к себе в Коломну.

Несколько недель спустя он рекомендовал Ивана московскому купцу П. Шарапову, у которого в Москве было две торговли - книжная и меховая. В меховом магазине места не оказалось, и с осени 1866 года Иван начал работать мальчиком в книжно-картинной лавке Шарапова в Москве. Вначале он помогал упаковывать товар, но вскоре стал заменять продавцов.

У Шарапова Иван Сытин проработал десять лет и за это время прошел весь путь от мальчика-разносчика до главного приказчика в магазине. Постепенно Шарапов поручил ему вести всю торговлю лубками. Он снабжал печатной продукцией разъездных торговцев - офеней. Чтобы лучше изучить рынок, Сытин не только продавал лубки, но и несколько лет ездил вместе с торговцами по России и Малороссии.

На нижегородской ярмарке, куда он также ежегодно ездил по поручению Шарапова, он придумал обучить нескольких разносных торговцев книгами и лубками, как лучше торговать этой продукцией. Через пять лет вокруг Ивана Сытина объединялось уже около ста торговцев. Эта своеобразная артель также давала неплохую прибыль.

После свадьбы - Иван Дмитриевич Сытин по совету Шарапова женился на дочери его знакомого кондитера - он решил завести собственное дело. На приданое жены и взятый кредит купил печатную машину и открыл свою литографию для издания лубочных картинок. Благодаря хорошему качеству исполнения и низким ценам его товар пользовался спросом и приносил хорошую прибыль. Уже через год Сытин не только рассчитался с долгами, но и совсем отделился от Шарапова и открыл собственную лавку у Ильинских ворот. А еще через несколько месяцев он учредил книгоиздательство под названием «Сытин и Ко».

Основным направлением деятельности типографии стал выпуск дешевой и общедоступной продукции. Это были прежде всего лубки, а также различные дешевые издания. С 1884 года Иван Сытин начал сотрудничать с В. Чертковым, секретарем Льва Толстого , и вскоре в его типографии стали печататься все издания учрежденного с участием Л. Толстого издательства « Посредник ».

Но главной продукцией Сытина все же были лубки. Этот жанр книжной продукции был хорошо знаком покупателю. В русских избах можно было часто встретить нарядные картинки с незатейливым сюжетом и лаконичной подписью под ними.

Иван Дмитриевич Сытин отличался не только особой хваткой и предприимчивостью, но и тягой ко всему новому. Вначале он привлек к работе над лубками известных художников - Виктора Васнецова и К. Микешина. Но главное - впервые использовал для печати самую современную технику - многоцветную литографскую машину. Вначале Сытин покупал машины за границей, но на выставке 1882 года уже показал первую модель, изготовленную для него в России. Кроме лубков, издатель выпускал красочно оформленные календари. Он же впервые ввел в употребление отрывные календари и начал делать ежегодные настольные книги для чтения.

Кроме того, Иван Сытин впервые начал изучать рынок и печатать те картины, которые пользовались спросом. Вскоре он понял, что в городе популярны одни сюжеты, а в деревнях - совсем другие. Так постепенно он и стал издавать лубки, ориентированные на конкретного покупателя. Благодаря собственной типографии и большим тиражам он мог держать низкие оптовые цены, и это определяло высокий спрос на его издания.

Кроме картин, Сытин реформировал и книжный рынок: вместо лубочных изданий сказок и повестей о Бове-королевиче и Еруслане Лазаревиче он начал печатать дешевые книжки с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Они имели яркие обложки, иллюстрировались популярными художниками. С 1901 года при его издательстве работала специальная рисовальная школа под руководством художника Н. А. Касаткина.

Особой страстью Ивана Сытина была детская литература. Он насытил рынок дешевыми изданиями учебников для начальной школы, сказками, познавательными книгами и переводами. Но наибольшую известность ему принесла «Детская энциклопедия» в 10 томах - первое издание такого рода, выпущенное в России.

Значительное место в деятельности Сытина занимали серийные издания и многотомники. Это были энциклопедии - «Народная», «Детская» «Военная», а также знаменитая серия «Отечественная война 1812 года и русское общество». Все эти издания отличались прекрасной полиграфией и высоким научным качеством.

С 1897 по 1917 год Иван Дмитриевич Сытин издавал и газету «Русское слово». Начал он это дело по совету Антона Павловича Чехова . Постепенно увеличиваясь, тираж газеты дошел до 740 тысяч экземпляров. Кроме газеты, издатель начал печатать и массовые журналы - «Вокруг света», «Искры». В 1916 году он приобрел большинство паев в издательстве А. Ф. Маркса и стал ведущим производителем массовой книжной продукции в России. Ему принадлежали две крупнейшие типографии - газетная и книжная (теперь это Первая образцовая типография). Они были оснащены самой передовой полиграфической техникой. Кроме того, Сытин открыл 16 книжных магазинов в разных городах России. Одним из первых российских издателей он вышел на мировой рынок.

В 1917 году Иван Сытин передал свою газету и типографию государству, а в мае 1919 были национализированы и все остальные его предприятия. Более пяти лет Сытин проработал директором своей бывшей типографии. По поручению Анатолия Луначарского он ездил за границу для ведения переговоров о поставках бумаги и устройстве книжных выставок. Но работать с новыми властями становилось все труднее и труднее, а в 1924 году издательство Сытина было вообще закрыто. Сил у него оставалось все меньше и меньше, и с 1928 года Иван Дмитриевич стал пенсионером. Остаток жизни он прожил в Москве.

Иван Дмитриевич Сытин никогда не стеснялся того, что не получил никакого систематического образования. Он учился всю жизнь, хотя иногда и попадал в неудобные положения. Однажды к нему пришел молодой человек и предложил купить рассказ. Сытину текст понравился, и он купил его за пять рублей. Только потом в типографии выяснилось, что ему предложили... рассказ Николая Васильевича Гоголя . А молодым человеком оказался начинавший в то время писатель В. М. Дорошевич, с которым впоследствии у него были прекрасные отношения. О своей жизни и встречах Иван Сытин рассказал в мемуарах «Жизнь для книги»

В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал совокупный тираж в 500 миллионов книг: в каждом доме был сытинский букварь, благодаря его издательству миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам - дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

Простонародные картинки

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и подростком стал работать в одной из лавок Нижегородской ярмарки , когда семья переехала в Галич.

Карьера будущего издателя началась в 1866 году в книжной лавке купца Шарапова у Ильинских ворот, куда Иван Сытин поступил на службу подростком. Там он проработал десять лет, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен.

Тогда же Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

В конце XIX века большую роль в книжной торговле играли офени - купцы-передвижники, развозившие нехитрый товар по деревням, торговавшие на базарах и ярмарках. В коробах этих торговцев среди прочего товара для простого народа были книги и доступные по цене календари, сонники и любимые всеми лубочные картинки. Сытин обеспечивал офеней товаром, а они давали ему самую честную обратную связь с покупателем: рассказывали, что люди покупали более охотно и к чему проявляли особый интерес.

Иван Сытин. 1916 год. Фотография: ceo.ru

Иван Сытин. Фотография: polit.ru

Кабинет Ивана Сытина. Фотография: primepress.ru

Само слово «лубок» стали использовать в XIX веке, а до этого называли его «потешными листами» и «простонародными картинками». Эти листы развлекали, информировали о главных событиях, сохранялись многими для украшения дома. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для картин, привлекал к созданию популярной у народа продукции известных художников, в числе которых были, например, Виктор Васнецов и Василий Верещагин .

«Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- Очень интересно.
- Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

Иван Сытин

Когда для ведения торговли офеней обязали получать разрешение губернатора и описывать весь товар, Сытин стал открывать лавки и составлять книжные каталоги, чтобы не терять доходный рынок. Это стало фундаментом его будущей сети, которая в начале XX века насчитывала уже 19 магазинов и 600 киосков на железнодорожных станциях по всей России. «Каждый год мы продавали свыше 50 миллионов картин, и по мере развития в народе грамотности и вкуса содержание картин улучшалось. Насколько это предприятие разрослось, можно видеть из того, что, начавшись с одной маленькой литографской машины, оно потребовало затем напряженной работы пятидесяти печатных машин» , - вспоминал Сытин.

Пробудить ум

До 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». К выпуску первого «Общенародного календаря» он отнесся с особой серьезностью - подготовка заняла пять лет. Сытин хотел сделать не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей. Для того чтобы издать календарь «очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию» и, конечно же, большим тиражом, Сытин закупил для типографии специальные ротационные машины, механизм которых значительно увеличивал темп производства.

Дело Сытина быстро стало прибыльным. Понимая, какие темы вызывают наибольший интерес у народа, он создавал популярную и востребованную продукцию. Так первый большой доход принесли ему батальные зарисовки и карты с пояснениями к военным действиям, которые он выпускал во время Русско-турецкой войны.

В 1879 году Сытин купил дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографические машины, а тремя годами позднее зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина и Ко», основной капитал которого составлял 75 тысяч рублей. На Всероссийской художественной выставке продукция Сытина была отмечена бронзовой медалью, а к концу 1890-х в его типографиях выпускалось ежегодно почти три миллиона картинок и порядка двух миллионов календарей.

Магазин Ивана Сытина в Нижнем Новгороде. Фотография: livelib.ru

Иван Сытин в своем кабинете. Фотография: rusplt.ru

Здание Сытинской типографии на Пятницкой улице, Москва. Фотография: vc.ru

Классика в тираж

В 1884 году в Санкт-Петербурге по инициативе писателя Льва Толстого было открыто издательство «Посредник», которое должно было выпускать недорогие книги для народа, и Сытина пригласили к сотрудничеству. Стоили эти книги немного дороже лубков, продавались не так бойко, но для Сытина их выпуск был «священнослужением». «Посредник» издавал духовно-нравственную литературу, переводную художественную, популярную и справочную, альбомы по искусству. Благодаря работе с «Посредником» Сытин познакомился со многими значительными фигурами литературной и художественной жизни Москвы: писателями Максимом Горьким и Владимиром Короленко, художниками Василием Суриковым и Ильей Репиным .

Сытин сделал доступными для огромного числа людей произведения лучших литераторов XIX века. В 1887 году он удивил современников: рискнул выпустить тиражом в 100 тысяч экземпляров собрание сочинений Александра Пушкина . «Александр Сергеевич» за 80 копеек в 10 томах был раскуплен за несколько дней, как и аналогичный тираж Гоголя . После смерти Толстого именно Сытин согласился издать полное собрание сочинений писателя - в дорогом 10-тысячном и доступном менее состоятельным людям 100-тысячном тираже. Вырученные от продажи деньги пошли на выкуп земель Ясной Поляны для передачи в собственность крестьянам, как завещал Толстой. Издатель тогда фактически ничего не заработал, но поступок его получил большой отклик в обществе.

Четвертая власть

Из многих писателей Сытин был особенно близок с Антоном Чеховым . Драматург предсказывал ему грандиозные успехи в газетном деле. Идея выпускать народную, общедоступную газету вскоре стала реальностью. В 1897 году «Товарищество И.Д. Сытина» купило «Русское слово», тиражи которого ему удалось увеличить в сотни раз. Для газеты писали лучшие журналисты того времени: Владимир Гиляровский , Влас Дорошевич, Федор Благов. Рекордный тираж издания после февраля 1917 года дошел до 1,2 миллиона копий. Сегодня мы бы назвали Сытина медиамагнатом - помимо «Русского слова», его товарищество владело 9 газетами и 20 журналами, один из которых до сих пор издается под своим оригинальным названием - «Вокруг света».

Сытин стал выполнять разные задания по поручению правительства, например устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

23 ноября 1934 года Иван Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище, где установлен памятник с барельефом издателя. А квартира на Тверской, где Сытин прожил последние годы жизни, стала его музеем.

На одной из аудиенций с министром финансов Сергеем Витте Сытин сказал: «Наша задача широка, почти беспредельна: мы хотим ликвидировать безграмотность в России и сделать учебник и книгу всенародным достоянием» . Он не успел, как хотел, построить фабрику по производству бумаги, но успел подготовить 440 учебников, 47 книг «Библиотеки самообразования» по философии, истории, экономике и естествознанию, несколько оригинальных энциклопедий: военную, детскую, народную. Сытин не просто делал книгу доступной - он умел пробуждать в читателе любопытство к новым и новым знаниям.

Материал подготовила Елена Иванова

Сытин Иван Дмитриевич. Крупнейший отечественный издатель - изготовитель российских "манускриптов".


Сытин Иван Дмитриевич родился 24 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии.
Отец - Сытин Дмитрий Герасимович, волостной писарь. Мать - Ольга Александровна Сытина.

Сытин окончил три класса сельской школы. С 12 лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др.
13 сентября 1866 Сытин приехал в Москву и был определен "мальчиком" в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н. Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось). Он покорил хозяина редким трудолюбием и сообразительностью.

Сытин И.Д. (в 1879 году) фото
Удивительную жизнь прожил этот человек, о котором рассказывают, что был он безграмотен (во что верится с трудом - сын писаря как ни как), говорят, что ни одной книги не прочел.... а считается, тем не менее, человеком, внесшим в нашу культуру, в книжное дело, огромный вклад...


Начал с литографии на Пятницкой, где издавал лубочные картинки, а дошел до издания собраний сочинений классиков, таких как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой.



Типография на Пятницкой, 71.

А в 1980-е гг. он превратился в крупнейшего издателя, выпускавшего дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света", который стал излюбленным чтением юношества, журнал в качестве приложений имел книги классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан-Дойла и др.), газеты "Русское Слово" (с 1895 г., к 1917 г. ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени), иллюстрированное приложение к "Русскому слову" журнал Искры". С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.В 1912-13 гг. Сытин выпускает прекрасные юбилейные издания " "Отечественная война 1812 года и русское общество. " и " "Три века" (к 300-летию Дома Романовых).




Интересно, что Сытин издавал не только приключенческий журнал "Вокруг света", но и "На суше и на море", "Мировая война в рассказах и иллюстрациях", "Вестник спорта и туризма", и даже "Модный журнал", журнал "Искры".


Сытин издал целый ряд популярных энциклопедий: "Военную энциклопедию" - 18 томов, "Народную энциклопедию научных и прикладных знаний" - 21 том, "Детскую энциклопедию" - 10 томов.


Для детей Иван Дмитриевич издавал не только учебники (сотни наименований), но и хорошо проиллюстрированные книги со сказками Пушкина, Жуковского, братьев Гримм, Ш. Перро и др., а так же детские журналы "Пчелка", "Мирок", "Друг детей" - интересно, а сейчас издаются такие журналы? У меня в детстве были "Веселые картинки", "Мурзилка" и "Пионер".

Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 "Учительский дом" с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.


Учительский дом, Малая Ордынка, 11. Торжественно открыт12 января 1912 года.

Заботился он и об образовании сотрудников типографий, которые были оборудованы по последнему слову техники. Интересно, что при типографии на Пятницкой в 1903 г. была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливых работников-подростков посылали потом на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.



Типография на Пятницкой улице.



Здание на Моросейке 7

В 1917 большевиками все типографии И.Д.Сытина были национализированы, газеты закрыты, а свою усадьбу в Берсеневке Сытин передал для открытия в ней детского дома.





Воспитанники и сотрудники Берсеневского детского дома

В апреле 1918 г. Иван Дмитриевич Сытин был заключен в тюрьму.
Позже его выпустили и назначили консультантом Госиздата, новая власть использовала его мировой авторитет для приобретения оборудования, материалов и новых технологий. Большевики продолжали печатать книги под маркой издательства Сытина (прежде всего, брошюры с коммунистической пропагандой).
Но в 1927 г., Сытин был отправлен на персональную советскую пенсию (250 руб.). Повезло, не на Соловки и Секирку и не на рытье каналов - видимо, происхождение было учтено... А возможно и тот факт, что в России четверть полиграфической продукции приходилась на типографии Сытина. А еще, возможно, и то, что многие издания были дешевы и доступны малоимущим. У меня в книжном шкафу есть такие издания, сброшюрованные и переплетенные, они служат мне и сейчас - и это не только книги Толстого, доставшиеся от бабушки, но и ИСТОРИЯ ИСКУССТВ - без цветных иллюстраций, но информативная - и это была моя первая книга на эту тему... Умер в 23 ноября 1934 г. в Москве. На доме, где расположена последняя квартира Сытина (ул. Тверская, 18), установлена мемориальная доска, открыт Музей - квартира И.Д. Сытина (Тверская ул., д. 12, кв. 274).

Памятника нет, но снят документальный фильм о нем, называется " "Жизнь для книги.И. Д. Сытин".
Фильма я не нашла, а вот книга с таким названием и содержащая воспоминания Сытина и о Сытине была издана.

Из предисловия, от составителя А.З.Окороковой:
"Рукопись этой книги имеет свою историю. В 1922 году автор представил ее в Госиздат с просьбой - "просмотреть". Она была прочитана многими руководящими работниками советского издательства того времени. Скромнейший и добрейший из виденных мною политических редакторов - Д. А. Фурманов, между прочим, сказал: ("Как это все интересно, хоть роман пиши…" Но печатание книги все-таки было отложено до более удобных времен.
В последующее время в советском издательском мире не раз вспоминали о поучительном труде известного книгоиздателя дореволюционной России, но рукописи не могли обнаружить, она затерялась в несовершенных тогда архивах. И только вот теперь сын покойного автора обнаружил один из экземпляров рукописи среди бумаг отца и предложил ее вниманию издательства."

Цитата из книги:
"Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником. Это потому, что наша интеллигенция, наши писатели, наши художники, с которыми я работал, всегда готовы идти навстречу народу. Надо быть глухим и немым, чтобы не видеть глубокого значения того, что они сделали в этом направлении."
Книга полностью здесь http://profilib.com/chtenie...
Были изданы и другие книги о нем.

К пятидесятилетнему юбилею его издательской деятельности в царской России была издана книга

Настоящим памятником Ивану Дмитриевичу Сытину, как мне кажется, служит дом, в котором располагалось представительство издательства, редакция его газет, в том числе и "Русское слово" и рабочий кабинет Ивана Дмитриевича.




Тверская улица, дом № 18Б - издательство И.Д.Сытина «Русское слово», построен в стиле модерн в 1904-1906 годах, архитектор А.Э.Эрихсон, инженер В.Г.Шухов, фасады здания оформлены по рисункам художника И.Я.Билибина. С 1904 по 1928 годы в доме жил книгоиздатель и просветитель И.Д.Сытин, у которого бывали М. Горький, А. Куприн, В. Немирович-Данченко и другие деятели культуры и искусства. В первые годы советской власти в здании размещалась редакция и типография газеты «Правда», секретарём которой работала М.И.Ульянова. Позднее в здании находилась редакция газеты «Труд». В 1979 году для строительства нового корпуса "Известий" здание было передвинуто на 33 метра в сторону Садового кольца. Под здание подвели металлические балки, подняли дом на мощных домкратах и переместили на рельсы. Перемещение заняло три дня. Я помню это, видела, и не только по телевизору.

В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал совокупный тираж в 500 миллионов книг: в каждом доме был сытинский букварь, благодаря его издательству миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам - дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

Простонародные картинки

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и подростком стал работать в одной из лавок Нижегородской ярмарки , когда семья переехала в Галич.

Карьера будущего издателя началась в 1866 году в книжной лавке купца Шарапова у Ильинских ворот, куда Иван Сытин поступил на службу подростком. Там он проработал десять лет, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен.

Тогда же Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

В конце XIX века большую роль в книжной торговле играли офени - купцы-передвижники, развозившие нехитрый товар по деревням, торговавшие на базарах и ярмарках. В коробах этих торговцев среди прочего товара для простого народа были книги и доступные по цене календари, сонники и любимые всеми лубочные картинки. Сытин обеспечивал офеней товаром, а они давали ему самую честную обратную связь с покупателем: рассказывали, что люди покупали более охотно и к чему проявляли особый интерес.

Иван Сытин. 1916 год. Фотография: ceo.ru

Иван Сытин. Фотография: polit.ru

Кабинет Ивана Сытина. Фотография: primepress.ru

Само слово «лубок» стали использовать в XIX веке, а до этого называли его «потешными листами» и «простонародными картинками». Эти листы развлекали, информировали о главных событиях, сохранялись многими для украшения дома. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для картин, привлекал к созданию популярной у народа продукции известных художников, в числе которых были, например, Виктор Васнецов и Василий Верещагин .

«Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- Очень интересно.
- Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

Иван Сытин

Когда для ведения торговли офеней обязали получать разрешение губернатора и описывать весь товар, Сытин стал открывать лавки и составлять книжные каталоги, чтобы не терять доходный рынок. Это стало фундаментом его будущей сети, которая в начале XX века насчитывала уже 19 магазинов и 600 киосков на железнодорожных станциях по всей России. «Каждый год мы продавали свыше 50 миллионов картин, и по мере развития в народе грамотности и вкуса содержание картин улучшалось. Насколько это предприятие разрослось, можно видеть из того, что, начавшись с одной маленькой литографской машины, оно потребовало затем напряженной работы пятидесяти печатных машин» , - вспоминал Сытин.

Пробудить ум

До 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». К выпуску первого «Общенародного календаря» он отнесся с особой серьезностью - подготовка заняла пять лет. Сытин хотел сделать не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей. Для того чтобы издать календарь «очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию» и, конечно же, большим тиражом, Сытин закупил для типографии специальные ротационные машины, механизм которых значительно увеличивал темп производства.

Дело Сытина быстро стало прибыльным. Понимая, какие темы вызывают наибольший интерес у народа, он создавал популярную и востребованную продукцию. Так первый большой доход принесли ему батальные зарисовки и карты с пояснениями к военным действиям, которые он выпускал во время Русско-турецкой войны.

В 1879 году Сытин купил дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографические машины, а тремя годами позднее зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина и Ко», основной капитал которого составлял 75 тысяч рублей. На Всероссийской художественной выставке продукция Сытина была отмечена бронзовой медалью, а к концу 1890-х в его типографиях выпускалось ежегодно почти три миллиона картинок и порядка двух миллионов календарей.

Магазин Ивана Сытина в Нижнем Новгороде. Фотография: livelib.ru

Иван Сытин в своем кабинете. Фотография: rusplt.ru

Здание Сытинской типографии на Пятницкой улице, Москва. Фотография: vc.ru

Классика в тираж

В 1884 году в Санкт-Петербурге по инициативе писателя Льва Толстого было открыто издательство «Посредник», которое должно было выпускать недорогие книги для народа, и Сытина пригласили к сотрудничеству. Стоили эти книги немного дороже лубков, продавались не так бойко, но для Сытина их выпуск был «священнослужением». «Посредник» издавал духовно-нравственную литературу, переводную художественную, популярную и справочную, альбомы по искусству. Благодаря работе с «Посредником» Сытин познакомился со многими значительными фигурами литературной и художественной жизни Москвы: писателями Максимом Горьким и Владимиром Короленко, художниками Василием Суриковым и Ильей Репиным .

Сытин сделал доступными для огромного числа людей произведения лучших литераторов XIX века. В 1887 году он удивил современников: рискнул выпустить тиражом в 100 тысяч экземпляров собрание сочинений Александра Пушкина . «Александр Сергеевич» за 80 копеек в 10 томах был раскуплен за несколько дней, как и аналогичный тираж Гоголя . После смерти Толстого именно Сытин согласился издать полное собрание сочинений писателя - в дорогом 10-тысячном и доступном менее состоятельным людям 100-тысячном тираже. Вырученные от продажи деньги пошли на выкуп земель Ясной Поляны для передачи в собственность крестьянам, как завещал Толстой. Издатель тогда фактически ничего не заработал, но поступок его получил большой отклик в обществе.

Четвертая власть

Из многих писателей Сытин был особенно близок с Антоном Чеховым . Драматург предсказывал ему грандиозные успехи в газетном деле. Идея выпускать народную, общедоступную газету вскоре стала реальностью. В 1897 году «Товарищество И.Д. Сытина» купило «Русское слово», тиражи которого ему удалось увеличить в сотни раз. Для газеты писали лучшие журналисты того времени: Владимир Гиляровский , Влас Дорошевич, Федор Благов. Рекордный тираж издания после февраля 1917 года дошел до 1,2 миллиона копий. Сегодня мы бы назвали Сытина медиамагнатом - помимо «Русского слова», его товарищество владело 9 газетами и 20 журналами, один из которых до сих пор издается под своим оригинальным названием - «Вокруг света».

Сытин стал выполнять разные задания по поручению правительства, например устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

23 ноября 1934 года Иван Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище, где установлен памятник с барельефом издателя. А квартира на Тверской, где Сытин прожил последние годы жизни, стала его музеем.

На одной из аудиенций с министром финансов Сергеем Витте Сытин сказал: «Наша задача широка, почти беспредельна: мы хотим ликвидировать безграмотность в России и сделать учебник и книгу всенародным достоянием» . Он не успел, как хотел, построить фабрику по производству бумаги, но успел подготовить 440 учебников, 47 книг «Библиотеки самообразования» по философии, истории, экономике и естествознанию, несколько оригинальных энциклопедий: военную, детскую, народную. Сытин не просто делал книгу доступной - он умел пробуждать в читателе любопытство к новым и новым знаниям.

Материал подготовила Елена Иванова