Двойники и антиподы Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Тест по произведению

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это«психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — ло-гическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармела-дова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже поту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригай- ловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогаютему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников ис-пытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей».

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с по-винной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоре-чивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают “двойники”, а положительные – “антиподы”. Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом

Отрицательные элементы его теории отражают так называемые “двойники” (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные – антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).

Лужин воспитывает в себе теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических построений” Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот делец весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспомощность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”.

В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в целом помощью. Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников. все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно – украдет. Правда идея Лужина не приводит его к топору, Раскольников же легко достраивает концепцию своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Лужин очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической направленности.

Антипод Раскольникова в отношении людей – альтруист Разумихин. Надо оговориться: он скорее антипод не Раскольникова, а Лужина, стоит на противоположном полюсе. Следующий “двойник” – прогрессист Лебезятников. Он варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников дискредитирует идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”

Порфирий Петрович выступает против бунта. Восстающая против несправедливого устройства мира бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Лебезятников – это карикатура на главного героя. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости и компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский дух. С Порфирием Петровичем Раскольникова роднит то, что главный герой отказывает “наполеонам” в праве роптать против существующего мироустройства, против бунта выступает и Порфирий Петрович.

Свидригайлов идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. Но Свидригайлов терпит крушение. “Арифметика” опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых дел больше, чем у других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, не может оправдать преступления минувшего, а во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и порождает удушливые кошмары. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил” и без нравственных мучений, но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман героя. Соня Мармеладова предлагает герою путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил. Она протягивает ему кипарисовый крестик – символ возвращения к вере. Вычленяя компоненты идеи Раскольникова, отраженные в сознании двойников и их “перевертышей”, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой паре центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала.

Первая “тройка” – Лужин, Раскольников, Разумихин. Они решают вопросы, связанные с деятельностью человека. Здесь полюса – эгоизм – альтруизм. Рациональный эгоизм Лужина перерождается в сознании Раскольникова в разумный, а альтруизм Разумихина становится единичным.

Вторая “тройка” – Лебезятников, Раскольников, Порфирий. Они рассматривают социальные проблемы. Если Лебезятников отрицает нравственные и государственные нормы, то Порфирий утверждает защиту государства и морали. А Раскольников, как всегда, “раскалывается”: он утверждает право на протест человека необыкновенного и повиновение “твари дрожащей”

Свидригайлов – Раскольников – Соня рассматривают общечеловеческие проблемы. Если Свидригайлов исповедует бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности, то Соня – глубокую веру, христианское смирение, человеколюбие. Раскольников, как всегда, находится где-то посередине: с одной стороны он проповедует индивидуализм и бунт, а с другой, – ищет веры, не зря просит прочесть Соню строки из Евангелия.

Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова. Через сознание главного героя герои могут смотреть друг в друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагает свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Сознание центрального героя становится своего рода проводником мыслей от одного нравственного полюса к другому. Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует круг проблем. Например, в ряду Лужин-Размуихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека. “Я для себя” – утверждает Лужин. “Я для других” – убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне – между эгоизмом и альтруизмом. Следующий ряд Лебезятников-Порфирий Петрович. Здесь писатель пристально рассматривает социальные проблемы: отрицанию определенных социальных и нравственных устоев противопоставляется их защита. В мире Раскольникова это противостояние проявляется в метаниях героя между бунтом против существующего порядка и смирением перед ним.

Проблему третьего ряда Свидригайлов – Соня – философские, общечеловеческие. “Необыкновенные” люди не являются достоянием определенной эпохи, они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством – вот откуда мощный размах его конфликта с миром.

В мире Раскольникова все доводится до крайнего своего выражения: безобидный протест Лебезятникова перерождается в страшный анархический бунт, единичное добро Разумихина достигает всечеловеческих масштабов, мелкая “арифметика” Лужина вырастает в теорию, толкающую к топору. В Раскольникове всего “слишком”: от последней степени нищеты до чудовищной силы самодовлеющей идеи.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Достоевский в романе «Преступление и наказание» задумывается над вечными вопросами: «В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?» Ответы на эти вопросы и ищут герои романа. Достоевский считает, что «человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием... Есть такая вечная радость, за которую можно заплатить страданием». Зло в произведении Достоевского - это то искушение, которое не обходит ни одного из его героев, но одни находят в себе силы устоять перед ним, а вторые не могут понять, что за его внешней привлекательностью кроется ложь.
Раскольников живет в мире, где полно униженных и оскорбленных, в мире, из которого нет выхода. Даже комнатенка его под самой кровлей пятиэтажного дома, которую он снимает у квартирной хозяйки, скорее похожа на гроб, чем на человеческое жилье. Живя в этой тесной каморке, видя вокруг чудовищную несправедливость, Раскольников создает теорию, которая страшна и нелепа в своей сущности. Он делит людей на два разряда: обыкновенных, которые сплошь ничтожества и «твари дрожащие», и высших, «властелинов судеб», которые приравниваются к Наполеонам. К таким «сверхчеловекам» он относит и себя, тем самым оправдывая свое преступление. Но теория Раскольникова терпит крах, потому что, хотя он и «преступил черту», и вроде бы доказал, что он Наполеон, на самом деле уподобился той же «твари дрожащей». Раскольников мало чем отличается от Лужина, лживого и лицемерного. Он в душе и сам понимает, что тот его двойник, но не хочет и не может в этом признаться.
Лужин - самый ненавистный Достоевскому персонаж в романе. Именно такие, как Лужин, и делают этот мир жестоким и несправедливым. Лужин вышел из провинции, там накопил свои первые деньги. Он полуобразован, даже не совсем грамотен, но умеет приспособиться. Он переехал в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, так как эта профессия обещает хорошие барыши и почетное положение в обществе. Лужин человек деловой, обеспеченный, способен содержать семью, поэтому он решает жениться. Дуню он выбрал не потому, что любит, а из той же выгоды для себя. Он понимает, что красивая, образованная, умеющая себя держать жена, может помочь в карьере. И еще: «он положил взять девушку честную, но без преданного и непременно такую, которая испытала страдания, потому что муж ничем не должен быть обязан своей жене, лучше если жена считает мужа за своего благодетеля».
Словом, у Лужина тоже есть теория, которой он оправдывает свои самые что ни на есть корыстные мотивы женитьбы на
Дуне. Вот как о нем рассуждает Раскольников: «Свою собственную казуистику выдумаем, у езуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели». Но в этом с ним схож и сам Раскольников. Ведь он тоже свою «казуистику» выдумал и поверил в спасительность своей теории. Идее Раскольникова во многом созвучна и лужинская «теория разумного эгоизма». «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и не одного не достигнешь», - проповедует Лужин. «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел», - вот, согласно Лужину, правильная линия поведения. Раскольников продолжает эту мысль: «А доведете до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Но ведь сам Раскольников тоже создал теорию, где оправдывает убийство.
Много общего у Раскольникова и со Свидригайловым. Свид- ригайлов пришел к Раскольникову, предполагая встретить в нем врага. Раскольников дважды угрожает убить Свидригай- лова, а между тем, скрепя сердце, признает, что они одного поля ягоды. Свидригайлов говорит: «Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее». Да и Раскольников чувствует, что в Свидригайлов имеет какую-то власть над ним. Свидригайлов циничен, никому, ничему и ни во что не верит, ненавидит весь мир, но осознает свое бессилие перед ним. Поэтому его трагическая гибель закономерна.
Противостоит Раскольникову его друг Разумихин. Это широкой души человек. Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. Он суетится, пьет, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты. Он может найти общий язык и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Разумихин наивен, но в то же время умен. Он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин - добрый человек. Он умело ухаживает за больным Раскольнико- вым: приводит к нему доктора, покупает ему приличную одежду, заботится о его матери и сестре. Разумихин верный друг. Он сам говорит: «кликни меня, и я приду». Ведь Разумихин заботится о Раскольникове даже тогда, когда знает, что он убийца. Он смотрит в душу человека и видит ее сущность. Лужин, по его мнению, уже безнадежный человек, но убийцу Раскольникова можно спасти. В Разумихине легко уживается самоотверженность во имя спасения близкого человека со стремлением к личному счастью. Но Разумихин знает свою цель и твердо к ней идет Он прекрасно понимает, что для того, чтобы нормально жить самому и помогать другим, нужны средства. Однако он не идет на преступление, чтобы добыть эти средства, но ищет, как ныне принято говорить, легальный источник дохода. И находит. Зарабатывая на жизнь грошовыми переводами, он пригляделся к издательскому делу и решил, что сможет стать издателем - честным, культурным и полезным. Разумихин намерен в течение трех-четырех лет положить «начало будущего состояния» и переехать затем в Сибирь, где «почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало». В этом новом Разумихине угадывается «железная воля».
Идейным антиподом Раскольникова является Порфирий Петрович. Пристав следственных дел, человек умный, осторожный, смелый, он хорошо знает следственную практику, не держится рутины. После убийства Алены Ивановны он старается уличить Раскольникова в преступлении. Но улик у него нет, и единственным его орудием становится психология. Он заставляет Раскольникова каждую минуту думать о том, что ему, следователю, известна вся его подноготная. Он даже не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что знает, что тот «психологически не убежит». «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..» Порфирий советует Раскольникову пострадать. Но страдание каждый из них понимает по-своему. Для Порфирия Петровича - это каторга, которая должна привести к покорности. Но для Раскольникова каторга - это очищение. Ведь на каторге Раскольников жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что сломался под взятым на себя грузом.
О Соне Мармеладовой Раскольников впервые услыхал от ее отца. Он видит в ней близкого человека, потому что она тоже, по его мнению, совершила преступление. Более страшное преступление, потому что убивает себя. Но Соня жертвует собой во имя других. Потом будет жертвовать и во имя его, приняв тем самым на себя его страдания. Соня старается развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова. Выход для Сони кроется в принятии основных христианских норм. Для Сони религия не условность, а то, что помогает выжить в этом мире. Ее христианская идея в итоге побеждает теорию
Раскольникова. С этого начинается нравственное возрождение главного героя.
И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов - эгоисты. Все они живут для себя. Но Раскольников не одинок, рядом с ним Разумихин, Соня. Они-то и помогут ему возродиться.

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это «психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармеладова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригайловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогают ему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Материал с сайта

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоречивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему двойники и антиподы раскольникова
  • двойники и антиподы раскольникова таблица
  • двойник родиона по преступлениям
  • антипод порфирия петровича
  • двойники и антиподы р.раскольникова