Джазовый бас. Бас гитары фендер

Изначально это японское переиздание уже задумывалось как своего рода рóковая реплика jazz bass, так как Гедди Ли все-таки музыкант больше рокового направления. Но благодаря качественным апгрейдам железа и электроники, этот бас стал настоящим универсальным солдатом. Инструмент сейчас снабжен пассивными датчиками DiMarzio Ultra Jazz, которые имеют отличный звук, который изменяется от легкого джаза до гулкого рыка Rush, что редко встречается у джазбас Фендеров.

Что же из себя представляет данный бас:

  • Корпус из ольхи, кленовый гриф с кленовой же накладкой.
  • 20 ладов и 34″ мензуру
  • Пассивные датчики DiMarzio Ultra Jazz
  • Крутилки - громкость, баланс, тон.
  • Очень тонкий и удобный гриф (38мм у порожка)

Впервые подключив его в усилитель и слушая звук сразу же возникло желание сменить конфигурацию крутилок, потому как две громкости — это много на одном инструменте. Ну и звукосниматели стоковые было принято решение сменить на что-то более стильноемодноемолодежное универсальное. Таковыми оказались Dimarzio. Потому как EMG ну совсем не джазбас вариант. После смены заметно увеличился частотный диапазон и сустейн.

Также благодаря правильному бриджу Badass II, которыми часто улучшают бас-гитары Фендер, и дорогим и надежным колкам Hipshot, бас прекрасно держит строй. Кроме того данное железо придает некую приятную упругость при игре, этакое ощущение монументальности и отдачи при сильной атаке или игре медиатором. Этот бас воистину любит, чтоб на нем играли жестко, можно сказать даже провоцирует на это.

Но не смотря на его внешнюю и звуковую ядерную направленность, он остается все-таки джаз басом, а это означает универсальность и гибкость всегда, все как всегда зависит от понимания работы инструмента и фантазии, несколькими манипуляциями рычащий монстр превращается в теплый и пушистый. Гитара прекрасно разыграна, дерево правильно резонирует. По звуку смело поборется со своими старшими американскими братьями. А если вы специально ищете джаз бас для экстремальных стилей (а сейчас как вы знаете очень модно играть экстремальную музыку на джаз басах sic!), то этот бас прекрасно подойдет под эти задачи.



Все по-японски качественно, подогнано и правильно. Не придерешься. Баланс в полном прядке, все эргономично правильно, как у Fender в принципе. Отличное железо Hipshot и бридж Badass II надежно держат даже пониженный строй, в который можно перестроить бас одним нажатием на рычажок D-tuner-а.



Это одна из самых успешных и популярных подписных моделей фендера. Я осознанно сделал апгрейд инструмента, превратив его в настоящую рок-машину. Как и все джаз бас он удобен, характерен и надежен. Отличный выбор для тех, кто ищет взрывной Fender отличного качества за более чем разумные деньги.

Читая истории различных производителей гитар, можно наткнуться на интересную особенность. По крайней мере, в начале своего пути они копировали инструменты Fender . И действительно, компания Fender , зарегистрированная в 1946 году в Калифорнии, своими разработками буквально задала ритм всему остальному музыкальному миру.

У истоков компании стоял Лео Фендер . С детских лет он увлекался электроникой. Увидев однажды собранное его дедом радио, Лео всерьез «заболел» звуковой техникой. Первые его попытки открыть собственное дело были связаны именно с ремонтом и производством радиоаппаратуры. Как и многие другие, до и после него, Лео в гараже делал усилители и первые гитары. Продукция получила сперва локальную популярность, а потом, со временем – мировую.

В том, что касается бас гитар Фендер однозначно является пионером. Необходимость в подобном инструменте назрела давно, а соответствующих предложений на рынке не было. Поэтому для басовых партий использовался контрабас, который, в силу своей величины и специфики не мог удовлетворить потребности молодых музыкантов середины 20 века.

Первая бас гитара Precision Bass появилась в магазинах в 1951 году. Многие тогда отвергли этот, казавшийся нелепым инструмент. Но ведущие производители музыкальных инструментов буквально покрылись холодным потом. Ведь, несмотря на множество нерешенных пока еще проблем, бас гитара была безусловно новым словом в музыке. Гораздо меньше и легче контрабаса, обладающая громким звуком, простая в использовании гитара Precision Bass обещала «взлететь» очень высоко.

Спонсором данной статьи являются капли молот тора . Если тебе идти на свидание, а возможности никак нет, то эти капли помогут поднять не только настроение. Так а мы продолжаем

Теперь, в 21 веке, мы видим, что Лео Фендер не зря тратил силы и время, ведь бас гитары давно уже стали обязательным инструментом для рок-музыки (и не только рок). Инструмент прошел проверку временем. Теперь каждая фирма, занимающаяся изготовлением гитар, обязательно имеет в своем арсенале пару-тройку модификаций баса.


Fender
для многих до сих пор остается эталоном звучания. Однако не меньше людей, отмечающих серьезные преимущества инструментов других марок. Вопрос этот спорный, во многом субъективный и дать на него однозначный ответ, пожалуй, невозможно. Несомненно одно: без Лео Фендера бас гитар не было бы вообще. И как сейчас выглядели бы на сценах рок-группы – загадка.

Чем же сегодня может порадовать нас Fender? Начнем смотр продукции с гитары-первопроходца — Fender Precision Bass. Да, эта самая первая бас-гитара до сих пор выпускается и продается, разумеется, претерпев множество изменений и модификаций.

— это классическая четырехструнная бас гитара, корпус которой изготовлен из ольхи, гриф – из клена, с накладками из палисандра. Корпус классической формы, без изысков. Можно, пожалуй, сказать, что данная модель и является бас гитарой в полном смысле этого слова, и все остальные модели нужно рассматривать в соотношении с этой.

Гитара звучит безукоризненно. Низы, эта обязательная область для такого инструмента, плотные, четкие, бархатистые. Средние и высокие частоты при игре также не пропадают. демонстрирует очень хороший сустейн. Играть можно все, что угодно – хоть брит-поп, хоть хэви-металл.

Данная модель может быть рекомендована музыкантам, которые либо еще не определились со стилем, либо являются универсалами, не придерживающимися одного направления. прекрасно покажет себя в любой ситуации, не утонет в миксе и стабильно будет радовать четким и сильным звуком.

Второй легендарной бас гитарой, дожившей до сегодняшних дней, является . Разумеется, за десятилетия она тоже изменилась. Поменялось и название. Подразделение Фендер , находящееся в Мексике, именует гитары просто: Standart. А американский «первоисточник» придерживается более знакомого Jazz Bass American Series .

Джаз – направление более сложное, чем, скажем, классический рок. Роль инструментов в нем тоже не сводится к заученным партиям. Огромную роль играет импровизация, где все музыканты стараются показать свой максимум. Возможности классической бас гитары довольно ограничены, хотя потенциал огромен. Поэтому Fender начинает оснащать свои бас гитары пятой струной, дающей музыкантам больше возможностей для самовыражения. Пятая струна есть не на всех моделях , поскольку большая часть музыкантов все же тяготеет к «классике».

Звучание инструмента весьма своеобразно. Если ваше представление о басе ограничивается сверхмощными низкими частотами, то – не лучший выбор. Гитара звучит значительно мягче своего предшественника. Более выпуклы и отчетливы верхние и средние частоты. Благодаря этой особенности гитара отлично смотрится в миксе. Здесь уже можно от души поработать медиатором, демонстрируя сложные и разнообразные партии, а не просто поддерживать барабаны характерным гулом.

Данный инструмент широко используется и в «тяжелых» стилях, но все же родной для него стихией будет вынесенный в заглавие джаз, рэгги, кантри и прочие «легкие», но от этого не менее весомые направления в музыке.

Надо сказать, что Fender произвел немало смелых экспериментов. Результатом одного из них стала гитара Fender Bass VI. Цифра «6» в названии – это не номер модели, а количество струн. Забегая вперед, скажем, что повторить успех первых бас гитар не удалось. Инструмент был слишком специфичен и не нашел массового потребителя, хотя, по задумке, должен был стать абсолютным компромиссом между бас гитарой и электрогитарой.

Классические образцы 60-х годов сейчас уже не найти. Да и стоят они больших денег – раритет все же. Однако производство уже возродилось на японском подразделении Fender.

Гитарой этой пользовались различные музыканты (даже «Битлз»), но революции она не сделала. Для настоящего баса струны были слишком тонкие, для обычной гитары – слишком толстые. В результате и правда вышло нечто среднее, со своим, неповторимым звуком. Для такой гитары должно быть свое место в ансамбле, она не сможет полноценно заменить мощный бас. Поэтому инструмент – на любителя, который четко понимает, чего он хочет от инструмента.

Подводя итог, скажем, что бас гитары компании Fender — это отличные, надежные инструменты высокого уровня. Инструмент под свои нужды сможет подобрать любой музыкант и, даже если в дальнейшем отдаст предпочтение иной марке, сохранит о Fender самые теплые воспоминания.

JAZZ BASS Как создать легенду

Идея создания кардинально новой бас- гитары, получившей имя JAZZ BASS, культивировалась в течение пятидесятых и шестидесятых годов. За два десятилетия столько было получено опыта в области гитар о строения, что Джаз бас, вобрав в себя все новейшие идеи, стал абсолютно новым инструментом - не очередной модификацией Пресижна, но полноценным членом семьи Fender. JAZZ Bass был представлен Фендером в то же время, что и электрогитара Jaguar, хотя намерение было осуществить двойной релиз -Jam Bass и электрогитара Jazzmaster должны были составлять комплект для гитаристов соответствующей жанровой направленности, но Jazzmaster «задержался» с появлением. Внешне, Джаз бас отличался от Пресижка прежде всего своим корпусом -на смену простому "дискообразному" корпусу Пресижна теперь пришел ассиметричный, с более мягкими чертами. Было и другое отличие -уже в грифе. Гриф стал более тонкий не такой плоский и широкий как у Пресижна. Но все это были лишь незначительные мелочи, по сравнению с главным отличием от своего старшего собрата - Jazz Bass имел два однокатушечных звукоснимателя, и, в следствие этого, кардинально новый звук.

JAZZ BASS -1

Появление на свет Джаз бас был выпущен в декабре I960 года. Кленовый гриф с палисандровой накладкой был увенчан четырьмя колками Kluson. Мензура осталась как и прежде 34 дюйма. Гриф имел более тонкие черты, особенно это было заметно на стыке грифа с головкой. Корпус был похож на корпуса электрогитар Jaguar и Jazzmaster - так же изогнутый и несимметричный. За счет этого, вцелом корпус стал ощутимо больше, чем у Пресижна, однако оставив прежнюю ширину. Бридж был идентичен установленному на Пре сижн 1937 года. Он был хромированный, тоже четырех седлах для каждой струны, и панелью крепления для наконечников струн. Накладка на корпус включала в себя отверстие для одного брижа. Такие позиции позволили получить абсолютно новые звучания от инструмента, Бриджевый звукосниматель улавливал характерную локальную специфику звучания струны у бриджа, за счет ее усиленного натяжения в этом месте. В итоге звук был несколько «ударный», с большой серединой и верхами. 6 противоположность бриджевому, нековый звукосниматель, за счет своего расположения, почти схожего с расположением так называемого split coil звукоснимателя на Пресижне, имел звук глубокий и сочный. Объяснение названия Jam Bass заключалось в том, что его звук был столь же яркий и выразительный как у контрабаса. Контроль за звукоснимателями осуществлялся отдельными стальными регуляторами громкости и тона. Для корпус Джаз-бас каждого звукоснимателя эти регуляторы были расположены один над другом. Через несколько лет такая конфигурация была заменена тремя отдельными регуляторами - частная: громкость для каждого звукоснимателя и общий тон.

JAZZ BASS - 2. I ВЗРОСЛЕНИЕ

В самом начале 1962 года была выпущена новая версия Джаз баса. Изменения коснулись прежде всего контрольной панели. Вместо преж¬ ней пары двойных ручек управления каждым звукоснимателем (их назы¬ вали stack knobs) теперь появились три пластиковые ручки, с разделе¬ нием, как уже было сказано вы¬ ше, на: громкость, громкость, тон. В скором времени, точки на ладах палисандровых нак- ладок были заменены прямо- угольными вставками, а кол¬ки были заменены с Kluson на собственные Fender (1966 год), а затем, в 1976 на Shaller. В начале семидесятых про- изошла замена анкерного стержня грифа Джаз баса - теперь анкер имел новый стандарт Bullet truss rod и регу¬лировался на головке грифа. Из последующих модернизаций Джаз баса можно отметить появив¬шуюся в отрезке между 1981 и 1984 годами золотую версию Джаз баса - Gold Jazz Bass. Эта модель имела зо¬лотую фурнитуру, ручки контроля, колки и т.д. Также можно вспомнить про кос¬нувшуюся Джаз баса в семидесятых модернизацию в области крепления грифа - теперь он крепился только на трех винтах. Подобный способ был применен, между прочим, и на выше¬указанной золотой модели Джаз баса, однако на сегодняшний день наблю¬дается противоположная тенденция - увеличения количества винтов крепления грифа.