Где живет и работает пахмутова. Александра пахмутова - биография, песни, фото, личная жизнь композитора

Пахмутова Александра Николаевна - настоящая легенда музыкального олимпа СССР, автор музыки к сотням песен, которые в своё время звучали гимном эпохи. Талант Александры Николаевны сопровождает нас с самого детства, во многих советских мультфильмах звучит музыка именно её авторства («Ну погоди», «Кто пасётся на лугу?»). Далее её творчество активно представлено в советском кинематографе, включая культовый фильм «Девчата». Пахмутова является Народной артисткой СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, многократным лауреатом госпремий и наград, что лишний раз подтверждает её значимость в истории музыки. Её имя навсегда увековечено в космосе, в её честь назван астероид, открытый в 1968 году.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Александра Пахмутова - легендарный композитор, чьи песни в прошлом столетии напевали все от мала до велика, да и сегодня её творчество не чуждо, как старшему поколению, так и молодежи.

Огромный вклад в развитие российской музыки объясняет внимание к персоне Пахмутовой со стороны журналистов и блогеров. Последних интересует: Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой? Сегодня можно чётко ответить на все поставленные вопросы. Рост Александры Николаевны составляет 149 см, вес 45 кг, возраст - 88 лет, 63 из которых она счастлива в творческом и семейном тандеме с Николаем Добронравовым.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.

В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.

Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» - десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.

Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты - входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь - Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.

Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.

Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова родилась в семье тружеников. И мать и отец трудились на местно электростанции. Музыкальные наклонности передались её от отца, он сам освоил игру на балалайке, фортепиано и скрипке и привил любовь к музыке дочери. Кроме Александры, семье Пахмутовых воспитывались ещё две дочери и сын. Семья и дети Александры Пахмутовой - вопрос интересующих многих по нескольким причинам. С одной стороны семейный дуэт Пахмутова-Добронравов - звездный дуэт советской эстрады, именно в соавторстве с супругом были написаны лучшие песни, вошедшие в золотой фонд музыки СССР.

С другой стороны, у пары, давно пережившей «золотую свадьбу», никогда не имеющей размолвок, по крайней мере на публику нет детей. На эту тему Пахмутова откровенничать не любит. Известно лишь, что брак Пахмутовой и Добронравова был, зарегистрирован 6 августа 1956 года и с тех пор супруги неразлучны ни в жизни, ни в творчестве. Секрет их успеха прост: прислушиваться друг к другу и не придираться к мелочам. А Николай Добронравов секрет долголетия и крепости брака видит в неприкосновенном выполнении правила, завещанного нам Антуаном Де-Сентом-Экзюпери «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Вот и смотрит в одном направлении корабль под названием семейный союз «Пахмутова-Добронравов» уже без малого 65 лет, являясь практически эталонным «звёздным семейством», где никто не тянет одеяло на себя.

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов - заслуживает отдельного внимания. При всём таланте супруги, поэт Николай Добронравов не остался в её тени. Его имя не менее ярко вписано в историю советской эстрады. Кроме супруги он работал с такими известными композиторами как: Арно Бабаджанян, Евгений Мартынов, Муслим Магамаев. Его песни исполняли ведущие на то время эстрадные исполнители: Йосиф Кобзон Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие. А сколько было тех, кто лишь мог мечтать заполучить в свой репертуар песню Добронравова, не говоря уже о том, чтобы заполучить в его лице закадычного друга и товарища.

Николай Николаевич является лауреатом государственной премии СССР, обладателем множества наград и премий - практически дублирует наградной арсенал супруги. Сегодня, как и супруга, Николай Николаевич, передаёт свой опыт начинающим творческим людям, является почётным профессором МГУ.

Википедия Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова без сомнения является яркой звездой на музыкальном небосклоне СССР Её имя навсегда вписано в историю музыки. Есть в интернете и Википедия Александры Пахмутовой. На личной странице композитора представлена вся информация о её творчестве, самых ярких моментах жизни, полный перечень песен её авторства и фильмография.

Стоит отметить, что среди прочего Александра Пахмутова привнесла немало нового и в кинематограф, принимая участие в основном в документальных проектах. Что касается социальных сетей, то их Пахмутова так и не освоила, поэтому вся информация о ней ограничена лишь википедией и прочими медиа-ресурсами, в которые едва ли просочатся семейные фотографии композитора, а то, что по-настоящему дорого и близко сердцу этой талантливой женщины, хранится лишь в семейных фотоальбомах, доступ к которым она открывает лишь немногим. Впрочем, в интернете есть исчерпывающая информация о вкладе этой гениальной женщины в развитие искусства, чего вполне достаточно для простого обывателя. Статья найдена на alabanza.ru

В России на сегодняшний день является Александра Пахмутова. Ее биография будет приведена в настоящей статье.

Детские годы

О самых примечательных фактах своей биографии Александра Пахмутова (год рождения - 1929-й) часто охотно рассказывает в своих интервью. Появилась на свет она в конце двадцатых годов в пригороде Сталинграда, в маленьком населенном пункте, который ныне является частью областного центра. Отец и мать будущего композитора принадлежали к интеллигенции. Папа работал инженером на электростанции. Круг его интересов не ограничивался профессиональными занятиями.

Глава семьи, по словам Александры Николаевны, играл на множестве музыкальных инструментов и был настолько талантливым человеком, что дочь была бы рада перенять хотя бы малую частицу этой одаренности. Детей в семье было четверо. Родители старались привить своим чадам любовь к искусству. Поэтому будущая артистка начала играть на фортепиано уже в трехлетнем возрасте. Об этом примечательном факте говорится почти во всех изданных биографиях Александры Пахмутовой.

Начало творческого пути

Уже в возрасте 5 лет девочка написала первую свою фортепианную пьесу, которая называлась «Петухи поют».

Еще через два года родители отдали ее учиться в местную музыкальную школу. Годы освоения азов фортепианного искусства пришлись для Александры Пахмутовой на нелегкое военное время. Через несколько месяцев после начала боевых действий учебное заведение было закрыто. Однако любовь к искусству у некоторых детей была настолько велика, что они не хотели прекращать осваивать игру на инструменте даже в этот тяжелый для страны период. Некоторые преподаватели пошли им навстречу и проводили занятия то у себя дома, а то у кого-то из воспитанников.

Ранние страницы биографии Александры Николаевны Пахмутовой связаны с воспоминаниями о непростом военном детстве. Мать с детьми была эвакуирована в Караганду. Отец, как и многие мужчины трудоспособного возраста, остался работать на электрической станции.

Семья совершила переезд в далекий степной город на поезде. Композитор вспоминает, что в один из дней над открытой равниной, где пролегала железная дорога, появился немецкий бомбардировщик.

Людям в вагонах ничего другого не оставалось делать, как обреченно смотреть на воздушные маневры врага и ждать. Рассказывая об этом моменте в своей биографии, Александра Пахмутова говорит, что твердо убеждена, что тогда их семье помог Господь. Через некоторое время после появления немецкой авиации раздался рев советских истребителей. Александра Николаевна видела, как недалеко от железнодорожных путей упал подбитый бомбардировщик.

Биография Александры Пахмутовой. Дети войны

После возвращения из эвакуации Александра Николаевна и ее семья застали родной город погруженным в развалины. Вокруг населенного пункта находилось множество выведенной из строя вражеской военной техники. Иногда на таких свалках удавалось найти немецкий аккордеон. Этот инструмент девочка освоила, так как достать пианино в это время было практически невозможно.

Однако даже в столь юном возрасте Александра Пахмутова уже начала задумываться о своем будущем предназначении. Она хотела посвятить свою жизнь музыке. Поэтому девочка часто в шутку говорила родителям, что ей нужно ехать учиться в Москву или в Ленинград, и что если родители не отправят туда, то она улетит вместе со знакомыми летчиками, с которыми якобы уже договорилась об этом.

Столица родины

В конце концов мама и папа поддались на ее уговоры и отправили дочь в Москву. Самым главным учебным заведением страны, где дети школьного возраста вместе с общеобразовательными предметами проходили также цикл музыкально-теоретических дисциплин и игру на инструменте, была центральная детская музыкальная школа города Москвы. Но чтобы поступить туда, надо было пройти вступительные испытания, по сложности не уступавшие конкурсам для абитуриентов ведущих вузов. Зачисление в это учебное заведение было поворотным моментом в биографии Александры Пахмутовой.

Комиссия, состоявшая из видных деятелей искусств, вынесла решение о том, что одаренной девочке непременно нужно профессионально заниматься музыкой. Она была зачислена. Помимо основного курса, Пахмутова также посещала факультативные занятия по композиции, которые вел прославленный композитор и педагог Виссарион Яковлевич Шебалин. Этот деятель искусств, хотя не имел такого громкого, известного широкой публике имени, как Прокофьев, Шостакович и Хачатурян, однако именно ему должны быть благодарными многие отечественные музыкальные деятели 20 века за потрясающие уроки инструментовки и композиции, которые он дал им, будучи преподавателем в московской государственной консерватории.

Вклад в будущее

Занятие в классе Виссариона Яковлевича Шебалина, где он дает урок композиции юной ученице Александре Пахмутовой, запечатлено в одном из сюжетов кинохроники тех лет. Тот период биографии Александры Пахмутовой навсегда остался в памяти композитора.

Несмотря на нелегкое военное положение в стране, когда все лучшее отдавалось фронту, государство все же находило возможность обеспечивать более или менее достойное питание для учеников Центральной детской музыкальной школы. Они получали такие же продовольственные карточки, как рабочие, которые трудились в оборонной промышленности.

Выбор между композицией и исполнительством

Окончив музыкальную школу, Александра Николаевна Пахмутова имела в своем исполнительском репертуаре достаточное количество концертных фортепианных произведений, что их хватило бы на полноценное большое выступление.

Однако вместо исполнительской карьеры она избрала для себя творческий путь композитора. Именно поэтому девушка поступила в Московскую государственную консерваторию. Ее преподавателем по классу композиции по-прежнему оставался Виссарион Яковлевич Шебалин.

Этот деятель искусств, помимо всего прочего, знаменит тем, что он дописывал многие произведения, которые остались незаконченными после смерти великих русских композиторов. Свое прекрасное знание музыкального наследия отечественных классиков он передал своим студентам, в том числе и Александре Николаевне Пахмутовой. Неслучайно, учась в аспирантуре, темой своей диссертации она выбрала «Особенности партитуры оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки».

Потомок великого русского композитора

У русских музыкантов есть традиция составлять свое генеалогическое древо в искусстве.

Например, Александра Николаевна Пахмутова в шутку называет себя внучкой Римского-Корсакова. Виссарион Яковлевич Шебалин являлся учеником преподавателя, который, в свою очередь, посещал класс Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поэтому Пахмутова по праву может именовать себя наследницей традиций великого композитора.

После окончания учебного заведения молодая артистка была принята в Союз композиторов.

Личная жизнь

Биография композитора включает в себя и страницы счастливой семейной жизни, которая длится в течение долгих десятилетий. Со своим будущим мужем Пахмутова познакомилась, так сказать, не отрываясь от творческого процесса. В те времена на радио выходили многочисленные передачи для детей и юношества. Во время работы над одной из них Александре Николаевне довелось писать песни на стихи молодого поэта Николая Добронравова.

Судьба распорядилась так, что через три месяца творческий дуэт превратился в семейную пару. Медовый месяц молодые провели в Абхазии, купаясь в Черном море и наслаждаясь прогулками при луне. Этот отпуск семейная пара считает лучшим в своей жизни.

Комсомольские стройки и космос

Творческая биография и личная жизнь Александры Николаевны Пахмутовой содержат много интересных и запоминающихся моментов.

В советское время члены союзов писателей, композиторов, какими являлись Пахмутова и Добронравов, много гастролировали по стране. Наряду с обыкновенными концертами, артистам приходилось проводить много шефских мероприятий для космонавтов, моряков-подводников, строителей гидроэлектростанций. Поэтому супруги часто общались с разными интересными людьми. Однажды они участвовали в одном из погружений подводной лодки. В таком плавании супруги пробыли ровно сутки под водой.

О моряках этого судна Александра Николаевна вспоминает как о людях высокой культуры, очень начитанных и интеллигентных. Один из офицеров, будучи после этого в гостях в квартире Пахмутовой и Добронравова, сел за пианино и безукоризненно сыграл одно из произведений Людвига ван Бетховена. Когда он закончил исполнение, то сказал, что если композитор когда-либо соберется продать этот музыкальный инструмент, то он с радостью готов купить его, так как пианино ему очень понравилось.

На различные комсомольские стройки тогда приезжало множество молодых специалистов, которые работали в тайге, на целине и в других местах с довольно суровым климатом не только ради материальной выгоды. Многие из них говорили, что делают это по зову сердца и что в обычной городской жизни им не хватает романтики. С такими энтузиастами тоже часто приходилось общаться супругам.

Семья, дети

В биографии Александры Пахмутовой нельзя обойти стороной тот факт, что композитор писала музыку не только для взрослой аудитории. Множество ее произведений посвящено подрастающему поколению.

У Александры Пахмутовой и Николая Добронравова нет детей. Фото семьи Александры Пахмутовой о биографии композитора могут сказать много интересного. На большом количестве этих снимков присутствуют их юные друзья. Это, как правило, участники детских хоров. В творческой и личной биографии Александры Николаевны Пахмутовой было много счастливых моментов, связанных с детьми.

Как уже было сказано, познакомились будущие супруги именно во время работы над радиопередачей для юных слушателей. Концертный состав Центрального детского хора также часто включал в свой репертуар произведения, написанные семейным дуэтом. Руководитель этого коллектива Попов был в течение многих лет близким другом супругов. Поэтому в биографии и личной жизни Александры Пахмутовой дети сыграли большое значение.

Особенности творческого стиля

Александра Николаевна Пахмутова создала за свою жизнь несколько сотен песен, некоторые из которых были написаны для различных кинофильмов, таких как «Девчата»,"Семья Ульяновых" и других.

Лучшие исполнители, такие как Муслим Магомаев и Анна Герман, пели ее песни. Однако, кроме произведений малой формы, композитор также создала большое количество музыки для симфонического оркестра. Одним из самых популярных творений в академическом стиле в творчестве Александры Пахмутовой является концерт для трубы с оркестром. Он востребован не только среди музыкантов нашей страны, но и часто исполняется за рубежом, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Композитор говорит, что изначально задумывала этот концерт как часть большого цикла, в который должны были входить произведения для каждого из инструментов симфонического оркестра. Она признается в том, что сожалеет, что ей не удалось осуществить этот творческий план. Цикл завершить не удалось потому, что, кроме творческой деятельности, Пахмутовой приходилось занимать различные должности в Союзе композиторов и в других общественных организациях.

Новые произведения

И сегодня, пройдя долгий творческий путь, Александра Николаевна не расстается с любимым занятием, с делом всей ее жизни. За последние несколько лет свет увидели ряд новых песен Пахмутовой, таких как «Влюбленная весна» в исполнение Тамары Гвердцители и Рената Ибрагимова. Композитор не перестает работать и над созданием академической музыки. Так, в феврале 2018 года состоялась премьера концертино «Победитель» для трубы с оркестром.

Знаменитый русский, советский композитор Пахмутова Александра Николаевна — Герой Социалистического труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, автор любимых песен целого поколения слушателей.

В 2007 году, в селе Бекетова, 20 км от Сталинграда в большой дружной семье родилась девочка Александра, близкие звали ее Аля. Мама - Мария Амплеевна в 21 год овдовела и осталась одна с двумя детьми, но быстро справилась с горем, самостоятельно выучилась на парикмахера и вышла замуж за отца Али - Николая Андриановича Прокофьева. Он был человеком разносторонним - работал электриком на Волгогрэсе, писал картины, озвучивал в клубе немое кино, создал сельский фольклорный оркестр. Никто не помнил, как чудеснейшим образом в доме появилось пианино, которое во многом решило судьбу Али. Уцелели ноты первого произведения пятилетней девочки навеянного сельским бытом детская песенка «Петухи поют». Мама, видя уникальные музыкальные способности дочери, возила ее несколько раз в неделю в музыкальную школу в Сталинград.

Началась война, с бомбежками, разрушениями, пожарами и эвакуацией в Казахстан г. Темиртау, в то время это был поселок, где пианино «днем с огнем» найти было невозможно, но раздобыли аккордеон, на котором Аля быстро научилась играть и занятия музыкой не прекращала.

В 1943 г. семья вернулась в разрушенный город, быт был не устроен, и нормально заниматься музыкой возможности не было. Отец решил отвезти девочку в Москву и показал преподавателям в музыкальном училище при консерватории. Ее прослушали и зачислили в шестой класс.

Преподавали в училище знаменитые музыканты: Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий, Александр Гольденвейзер. Невероятным событием было, когда в гости на музыкальные вечеринки студентов приглашал сам Д.Б. Кобалевский - это было счастье послушать музыку мэтра и самой продемонстрировать свои способности. В памяти А. Пахмутовой сохранились приятные, нежные воспоминания, как знаменитые, великие композиторы возились с ними - начинающими музыкантами и передавали им свои знания.

В 1948 г. Пахмутова великолепно окончила училище как пианистка, но по рекомендации преподавателей стала заниматься в консерватории на композиторское отделение. Ей рекомендовали сделать акцент в творчестве на классическую музыку, но Александре ближе была эстрадная музыка.

Первая популярная песня - «Лодочка моторная» была написана вместе с поэтом Н. Добронравовым. Познакомились они на Всесоюзном радио в 1956 г. Директор музыкальной редакции попросил написать их детскую песню к началу летних каникул. Уже через два месяца они стали мужем и женой. Пахмутова вспоминает, как влюбленные и счастливые они вышли из стен загса и оказались под проливным дождем. Люди говорят, что это к счастью, А. Пахмутова уверена, что так оно и есть. Н. Добронравов всю жизнь восхищается женой. Н. Добронравов говорит, что Александра Павловна его «мелодия», которая вдохновляет поэта, а он - «преданный Орфей». Оба с добротой воспринимают окружающий мир, смотрят на него открытыми детскими глазами, идеализируя его и от этого счастливы.

Александра Пахмутова истинно любима. Ее песни жили и живут с народом. Их пели на стройках страны, на спортивных площадках и даже в космосе. Они отличаются по характеру, стилистике, посвящались комсомолу, космонавтам, спортсменам, туристам, рабочим людям.

Александра Пахмутова писала музыку более чем 20 фильмам, многие песни полюбились зрителю, они сошли с экрана, их подхватили и запели. Задорная, оптимистическая песня «Хорошие девчата» и трогательная про любовь из кинофильма «Девчата» на стихи М. Матусовского. Любимый фильм целого поколения «Три тополя на Плющихе». Главная героиня исполняет песню на музыку А. Пахмутовой «Нежность» на слова, написанные в соавторстве Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Космонавты считают ее своей, самой любимой песней.



Некоторые произведения посвящены выдающимся событиям и написаны под их впечатлениям - песенные циклы «Таёжные звёзды», «Обнимая небо», «Песни о Ленине», «Созвездие Гагарина». Всенародную популярность завоевали песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе», «Беловежская пуща», «Звезда рыбака», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Мелодия» и многие другие.

Ее песни исполняли многоплановые певцы: Л.Лещенко, Л.Зыкина, М.Магомаев, Ю.Гуляев, И.Кобзон, Э.Хиль, М.Кристалинская, Э.Пьеха, А.Градский, Т.Гвердцители, В.Толкунова, А.Герман, В.Ободзинский, Г.Белов, С.Ротару, Л.Сенчина, и другие.

Она писала много детских песенных композиций, руководствуясь словами Д. Кабалевского, который говорил, что выдающийся композитор должен писать хотя бы по одной детской песне в год («Орлята учатся летать», «Дикая собака динго», «Кто пасётся на лугу», «Добрая сказка» и многие другие).

Ее называют дочерью СССР и композитором, по произведениям которого будут изучать историю страны. Эта маленькая, хрупкая женщина прожила невероятно светлую незапятнанную жизнь - не солгала, ничего не сделала против своей совести и жила всю жизнь в ладу с собой. Александра Пахмутова имеет множество наград, премий, званий, она, является почетным гражданином городов, ее именем называют космические планеты. Она награждена медалями, орденами.

Герой Социалистического Труда — за выдающиеся трудовые достижения в развитии советской музыкальной культуры, активную общественную деятельность на благо страны и народа.

1999 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II с. — за огромный, многолетний вклад в музыкальную жизнь страны.

2009 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» I с. — за долгие годы плодотворной деятельности в развитие и популяризацию музыкального искусства.

2014 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с. — за выдающийся вклад и большие творческие достижения в развитие отечественной культуры.

Александра Пахмутова музыкант, которого оценили достойно люди большой любовью, а государство медалями. Премиями, орденами. А. Пахмутова вместе с А. Добронравовом живут в Москве, всегда, с удовольствием отзываются на приглашения, встречи, несмотря на солидный возраст трудятся.

Творчество известного отечественного композитора Александры Пахмутовой можно без преувеличения назвать музыкальной летописью нашей страны. В них отражены и всесоюзные стройки, и полет Юрия Гагарина, и молодой Владимир Ленин. Много раз Пахмутову обвиняли в преклонении перед советской властью, но на самом деле Александра Николаевна даже никогда не состояла в партии.

Вундеркинд

Родители Александры Пахмутовой никогда профессионально не занимались музыкой. Правда, в их доме в Бекетовке стояло фортепиано. Глава семьи, рабочий лесозавода, в свободное время любил поиграть на инструменте. Но дочь никто учить этому искусству даже не собирался, пока не произошел один случай. Как-то раз супруги взяли Александру в кино. Там 3-хлетняя девочка услышала мелодию, которую, возвратившись домой, тут же воспроизвела на фортепиано. После этого отец Александры начал с ней заниматься, а потом записал дочь в музыкальную школу.

В 1943 году Александра Пахмутова была принята в московскую школу для одаренных детей, где она дополнительно посещала кружок юных композиторов. Тогда ей едва исполнилось 14. Окончив школу, Пахмутова поступила в консерваторию, а затем в аспирантуру.

Рост

Именно музыка свела Пахмутову с ее будущим мужем, поэтом Николаем Добронравовым. Впервые они встретились на радио. Тогда Пахмутова сочиняла музыку для детских программ, а Добронравов читал в эфире свои стихи. Практически сразу после знакомства они написали первую совместную песню. С тех пор они вместе больше 60-ти лет. Долгие годы супруги появляются повсюду исключительно вдвоем.

Рядом с мужем Пахмутова всегда выглядела такой маленькой, что некоторые даже не верили в то, композитор действительно такого низкого роста. Дело в том, что Добронравова, рост которого 178 сантиметров, трудно назвать маленьким. Однако Александра Николаевна действительно меньше супруга на целых 29 сантиметров.

КПСС

Но рост абсолютно не помешал Пахмутовой стать настоящим гигантом советской песни. В ее песнях фигурировало все, что в тот или иной период главенствовало в идеологии страны: электростанции, стройки, геологи, Гагарин, Ленин. Именно поэтому многие считали, что Александра Николаевна просто выслуживается перед властью. Но на самом деле все было абсолютно не так.

Мало того, что Пахмутова никогда не была членом КПСС, так она еще и спорила с цензурой. Например, песню «А Ленин такой молодой» из-за «капризов» композитора почти на 2 года положили на полку. Чиновники требовали, чтобы Александра Николаевна изменила мелодию. Но та не согласилась переделать даже одну ноту. А в брежневскую эпоху цензорам не понравилась «Песня ветеранов Первого Белорусского фронта» за то, что в стихах Долматовского Рокоссовский был назван любимцем. Тогда такое «звание» мог носить только «дорогой Леонид Ильич». Пахмутова обзванивала властьпридержащих, ругалась с ними и даже кричала.

Сваты

Но Пахмутова умела не столько ссориться, сколько добиваться своего. Чаще всего ее настойчивость была направлена в мирное русло. Так, вместе со своим мужем она однажды помирила Муслима Магомаева с его возлюбленной Тамарой Синявской. Те чего-то не поделили и решили расстаться. Но Пахмутова и Добронравов не могли этого допустить. За несколько дней они написали 2 песни: одну «Ты моя мелодия» — для Магомаева, а другую «Прощай, любимый!» — для Синявской. Исполнив их, они поняли, что не могут друг без друга. А в 1974 году Магомаев и Синявская поженились.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто её до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала её игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель. Когда Александре исполнилось четыре года, она написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». Так начиналась карьера Александры Пахмутовой - одного из самых успешных и знаменитых советских композиторов, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, автора более 400 песен и трёх десятков симфонических произведений.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. С первых же лет жизни музыка стала её судьбой. Проблемы выбора жизненного пути у Али не было - в шесть лет девочка поступила в Сталинградскую музыкальную школу, в которой училась до начала Великой Отечественной войны. «Когда говорят пушки - музы молчат» - в осаждённом фашистами и подвергавшемся ежедневным разрушительным бомбардировкам Сталинграде о занятиях музыкой не могло быть и речи. Занятия пришлось прервать, а вскоре семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан.

Как же всё-таки везёт людям, которые с самого детства знают, чем они будут заниматься, и могут сказать себе: «Это - моё, и ничто, никакие трудности не заставят меня свернуть с этого пути!». Александру Пахмутову можно смело причислить к таким людям. Война ещё продолжалась, а она уже ехала в Москву продолжать учёбу. Летом 1943 года Аля была зачислена в Центральную музыкальную школу для одарённых детей (ныне - музыкальная школа при Московской консерватории). После её окончания в 1948 году Александра поступила в Московскую государственную консерваторию, в класс к известному композитору и прекрасному педагогу профессору Виссариону Яковлевичу Шебалину. В 1953 году Пахмутова успешно окончила консерваторию и поступила в аспирантуру. Через три года Александра защитила диссертацию по теме «Партитура оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон, - сказала однажды Александра Николаевна. - Но талант ещё не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ». Действительно, чтобы добиться успеха, композитору нужен талант. Это условие обязательное, однако отнюдь не гарантирующее признания. В Советском Союзе существовали тысячи музыкальных школ, ежегодно они выпускали тысячи юных музыкантов, в том числе и будущих композиторов. Многие из них были действительно талантливы, но только единицы добивались настоящего успеха, становились лауреатами всевозможных конкурсов и премий. Но не в званиях дело.

Александра Пахмутова - явление уникальное. Расхожий, конечно, штамп, но иначе не скажешь, факт остаётся фактом - такие, как Пахмутова, рождаются раз в сто лет, а то и вовсе лишь однажды. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был», «Ненаглядный мой», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» - эти песни Александры Пахмутовой знала и пела вся страна.

Стихи к музыке Александры Пахмутовой писали многие известные поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Сергей Гребенников, Римма Казакова. И всё-таки трудно себе представить её музыку без стихов Николая Добронравова. Говорят, что без поэта Добронравова не было бы композитора Пахмутовой, и наоборот. С этим можно поспорить, однако они настолько гармонично подходили друг другу, что очень быстро сложился один из самых удачных в СССР творческих союзов, который вскоре стал и союзом семейным. Интересно, что Пахмутова и Добронравов, при всей своей известности и популярности, всегда относились к прессе и журналистам, скажем так, с осторожностью. Александра Николаевна и Николай Николаевич, вообще-то, не очень-то балуют журналистов, а что касается личной жизни - то в этом вопросе соблюдается строгое табу.

Их судьбы во многом схожи. Оба появились на свет в ноябре (Николай Николаевич родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде), обоим в детстве пришлось узнать, что такое война и эвакуация. Но если Александра Пахмутова буквально с трёх лет начала заниматься музыкой и это стало делом всей её жизни, то Николай Добронравов свой путь и предназначение нашёл не сразу. Окончив в 1942 году школу, Николай поступил сначала в Московский городской учительский институт, а затем в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания школы-студии Николай Добронравов работал актёром в Московском театре юного зрителя. Здесь он познакомился с актёром Сергеем Гребенниковым, вместе с которым написал несколько новогодних сказок, поставленных во Дворцах пионеров и клубах Москвы. Вначале для актёров это было своеобразным развлечением, но вскоре Николай и Сергей начали профессионально заниматься литературной деятельностью. Для редакции музыкального и детского вещания Всесоюзного радио авторы написали несколько пьес и инсценировок, в кукольных театрах страны были поставлены пьесы «Колосок - волшебные усики» и «Тайна старшего брата».

В середине 60-х годов Николай Добронравов заканчивает актёрскую карьеру. В это время в Московском театре юного зрителя с успехом идёт написанная им вместе с С. Гребенниковым пьеса «Загорается маяк» (в 1962 году она была издана в издательстве «Молодая гвардия»), а в Куйбышевском театре оперы и балета ставится опера по либретто Добронравова и Гребенникова «Иван Шадрин». В 1970 году Н. Добронравов становится членом Союза писателей СССР. Из печати выходят его повести «Отчаливай, отчаливай!», «Скоро каникулы», «Третий не лишний», поэтические сборники «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таёжные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Но безусловно, исключительное место в творчестве Николая Добронравова занимает песня. Стихи, положенные на музыку, - это стержень жизни поэта, «и нету жизни без судьбы, и без судьбы - нет песни», - написал он в песне «Пластинка памяти моей».

Творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова настолько разнопланово, что их песни пели такие непохожие по стилю и манере исполнения певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Боярский, Бисер Киров.

Конечно, для поколения «шестидесятников», детей оттепели, глотнувших воздух свободы, комсомольско-партийная лирика Пахмутовой и Добронравова - это символ «совка», которым партийные идеологи пытались заменить западную музыку. Да, «Битлз» в СССР официально так и не появился, зато песни Пахмутовой и Добронравова звучали всюду - на телевидении, радио, пионерских линейках, правительственных концертах. Но ведь, кроме того, их песни пел народ, а не это ли является показателем любви и признания? А песню «До свиданья, Москва!», прощальный гимн Московской Олимпиады-80, знал весь мир, и не просто знал, а плакал, когда под эту мелодию в московское небо улетал олимпийский Мишка.

Власть награждала Александру Пахмутову званиями и премиями (Александра Николаевна - народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда), но та же власть долго отказывала композитору в получении нормальной квартиры. Бывало, запрещали некоторые песни. Самый хрестоматийный и абсурдный пример - «Песня о Ленине», написанная для хорового исполнения. Недовольство вызвала строчка «…Ильич прощается с Москвой…». На прослушивании Пахмутовой и Добронравову объяснили, что Ильич с Москвой прощаться не может, поскольку он навсегда в ней. «Песню ветеранов Первого Белорусского фронта» запретили из-за того, что упоминались Жуков и Рокоссовский, но не было ни слова о Брежневе, «главном герое Великой Отечественной войны» в застойные времена. В музыке песни «И вновь продолжается бой» усмотрели роковые мотивы, из-за чего у худсовета возникли серьёзные нарекания, и только ценой неимоверных усилий песню удалось отстоять. Всё это, конечно, не доставляло радости, однако Александра Николаевна всегда относилась к подобным вещам философски. «Не сегодня, так значит, завтра выйдет, - говорила она в одном из интервью, - глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть ещё столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Нужно стараться жить в ритме молодёжи».

А жить и творить в молодёжном ритме ох как не просто, хотя Александра Пахмутова и привыкла к смене эпох. Начинала она писать музыку ещё при Сталине, затем была оттепель, брежневские времена, перестройка. Настало время перемен, изменились отношения между композиторами, поэтами и артистами, музыкальный мир стал жить по коммерческим правилам. Сейчас никого не удивляет, что за песню, тем более хорошую, нужно платить, и платить много. Но Александра Пахмутова и Николай Добронравов остались верны своим принципам. «Мы никогда не продавали песни и никогда не будем этого делать, - сказала недавно Александра Николаевна в интервью газете „Вечерний Минск“. - Да и как вы себе это представляете? Мы встречаемся с певцом, обсуждаем песню, пробуем так и этак, пьём кофе, разговариваем. А потом я говорю: „Теперь давай плати“? Это невозможно».

Конечно, сейчас песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всё реже появляются в теле- и радиоэфире, их творчество, как говорят в современной музыкальной «тусовке», перешло в разряд «неформата». Но это не пугает авторов, Александра Николаевна и Николай Николаевич, как всегда, с оптимизмом смотрят в будущее. Их часто спрашивают о творческих планах и о том, чем они занимаются. «Чем же ещё заниматься композитору и поэту? Конечно, пишем песни», - отвечает Александра Пахмутова. А сидящий, как обычно, рядом Николай Добронравов добавляет: «И будем этим заниматься, пока живы…».

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

От Петра I до Александра III «Пожаловали мы сею саблею…» Впервые стал Петр I награждать холодным оружием офицеров регулярных частей русской армии. В Артиллерийском музее Петербурга хранится палаш с надписью на клинке: «За Полтаву. Лета 1709». Одним из первых золотую шпагу с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

ДОБРОНРАВОВ В древности любили давать имена, которые указывали бы на характер человека и его нравственные достоинства. Вот почему в дохристианскую эпоху было так много Добромилов, Добромиров, Доброславов. Женщин звали Добромила, Добромира, Доброслава. Еще раньше

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

ГРЕБЕННИКОВ Сергей Тимофеевич (1920-1988); ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэты-песенники 243 Гайдар шагает впереди.Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэт-песенник 66 Мы хотим всем рекордам / Наши гордые дать имена!«Герои спорта» (1973), муз. А.

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Николай II и Александра Фёдоровна Будущий император Николай II родился в 1868 году в семье Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была дочерью короля Дании Кристиана и в девичестве звалась Дагмарой.Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА Алексеева Марина Анатольевна родилась 16 июля 1957 года во Львове в семье потомственных юристов. Окончила юридический факультет МГУ (1979). Работала преподавателем в Академии МВД, затем заместителем начальника научно-исследовательского и

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Танковые асы: Зиновий Колобанов, Андрей Усов, Николай Никифоров, Николай Роденков, Павел Кисельков 19 августа 1941 г. Памятник З. В. Колобанову в д. ВойсковицыЗиновий Григорьевич Колобанов родился 12 декабря 1912 г. в селе Арефино (ныне - Вачский район Нижегородской области).

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания,

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

ГРЕБЕННИКОВ, Сергей Тимофеевич (1920–1988); ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтыпесенники 808 Гайдар шагает впереди. Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А. Пахмутовой 809 Держись, геолог, крепись, геолог! «Геологи» (1959), муз. А. Пахмутовой 810

Из книги автора

ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтпесенник 294 Мы хотим всем рекордам Наши гордые дать имена! «Герои спорта» (1973), муз. А. Пахмутовой 295 Знаете, каким он парнем был? Назв. и строка песни о Ю. Гагарине (1971), муз. А. Пахмутовой 296 До свиданья, наш ласковый Миша. «До

Из книги автора

Семья Александра III Взаимоотношения в семье Александра III были на редкость гармоничны. Для императорской семьи. Несмотря на некоторые неизбежные сложности в начале супружеской жизни, несмотря на взрывной характер Марии Федоровны, которую прозвали Гневной, это была

Из книги автора

Распорядок дня Александра II Сын Николая I – император Александр II во многом сохранил рабочий график своего отца, но следовал ему без фанатизма. Это был слабый правитель и слабый работник, хотя, конечно, отказать ему в уме было бы неправильно. Однако ему не хватало харизмы