Генерал ГРУ: анализ ситуации вокруг Приднестровья.

Парламент Республики Молдова 21 июля текущего года заявил о том, что требует вывода российских войск из Приднестровья, и принял соответствующую декларацию. Причины обострения ситуации вокруг непризнанной республики и расстановку сил в молдавской политике аналитический портал сайт обсудил с экс-депутатом парламента Республики Молдова, экс-советником президента Молдовы Владимира Воронина ученым-историком Марком ТКАЧУКОМ:

- Г-н Ткачук, почему произошла активизация вокруг приднестровского вопроса? Что стало подспорьем этому?

Чтобы понять, с чем связано очередное приднестровское обострение в головах правящего парламентского большинства в Кишинёве, нужно оценить, что этому предшествовало. 20 июля правящее прозападное большинство вместе с якобы оппозиционной Партией социалистов, которая демонстрирует альтернативный геополитический вектор, нацеленный на Евразийский союз, изменило избирательную систему в Молдове.

Это решение крайне непопулярно в молдавском обществе, поскольку создает очень выгодные условия для того, чтобы Демократическая партия Молдовы, у которой сегодня большинство в парламенте, на следующих выборах получила беспрецедентное преимущество.

В этом смысле Партия социалистов, лидером которой является президент Молдовы Игорь Додон, подыграла демократам. Это была сделка, сделка крайне непопулярная не только в Молдавии, но и на Западе. Потому что западные партнеры Молдовы в Европейском союзе и в США очень критично отнеслись к такому способу удержания власти в стране правящим прозападным большинством.

Что же до новой декларации по Приднестровью, подобного рода шаржевые, карикатурные решения принимаются в Молдавии для того, чтобы «подольститься» к своим партнерам на Западе и продемонстрировать им особую геополитическую лояльность.

Это делается для того, чтобы коллеги в США и ЕС продолжали рассматривать Демократическую партию Молдавии в качестве своего основного партнера в стране. Это своего рода молдавские гарантии для западных коллег, что русские танки никогда не окажутся в Молдавии, никакой Русский мир не одержит верх и прочее. Это происходит не первый раз. Иными словами, декларация по Приднестровью - это политическая компенсация, как многим кажется в Кишинёве, не совсем прозападного и не совсем проевропейского решения, которое приняло правящее большинство.

Получается, что декларация - это попытка обострить ситуацию вокруг Приднестровья в угоду иностранным коллегам. Есть ли сейчас перспектива того, что конфликт может перейти в горячую фазу?

Показательно, что парламент Молдовы принял столь жесткую декларацию именно в годовщину подписания соглашения о прекращении огня в Приднестровье. Напомню, соглашение было подписано 21 июля 1992 года.

С одной стороны, с 1992 года практически никаких эксцессов, ни одного выстрела не случилось между Кишинёвом и Тирасполем. Ни одна из сторон не пыталась переходить красную черту. Мир был обусловлен совместной миротворческой операцией, в которой принимают участие миротворцы со стороны России, Кишинёва, Тирасполя, Украины и наблюдатели ОБСЕ. С одной стороны, мир, дружба и жвачка.


С другой стороны, в последнее время разыгрывать даже в симуляционных целях «приднестровскую карту» стало модно и вместе с тем чрезвычайно опасно. Мы видим, что правящий в Кишинёве режим делает жесткие антиприднестровские и антироссийские заявления лишь для того, чтобы подчеркнуть свой статус среди западных партнеров.

Это уже такие тяжелые наркотики. Неизвестно, чем Кишинёв будет подтверждать свою лояльность в следующий раз. Может быть, это будет обострение конфликта в прямом смысле этого слова. Граница между словами и делами может быть очень тонкой и ненадежной. Учитывая это, даже словесное декларативное бренчание доспехами не просто контрпродуктивно, но и опасно.

Видимо, Вадим Красносельский, президент Приднестровья, занимает схожую с Вашей позицию. 25 июля он заявил (об этом сообщили «Новости Приднестровья»): «Подменить миротворцев, удалить российское присутствие - это путь к войне. Это недопустимо». Власти непризнанной республики говорят о том, что реализация этой декларации приведет к началу активной фазы войны и общему ухудшению ситуации в регионе, как это было до 1992 года.

Конечно, в заявлении молдавского парламента присутствует огромная доля абсурда. Дело в том, что под соглашением 1992 года стоит подпись тогдашнего молдавского президента Мирчи Снегура. Выйти из этого соглашения сегодня практически означает перейти к военным действиям.

Молдавские власти, которые называют себя проевропейскими и прозападными, каждый раз, когда чувствуют, что западные партнеры от них отворачиваются, или начинают разыгрывать «российскую карту» (так, например, они приняли в первом чтении закон «О противодействии российской пропаганде»), или возвращаются к приднестровской теме как к наиболее уязвимой, учитывая нынешнюю позицию Украины.

Но никогда никто не говорит о более серьезных вопросах, которым сопутствует приднестровский конфликт. На обоих берегах Днестра, кроме очень небольшого миротворческого контингента, находятся серьезные военные формирования сторон.

С молдавской стороны это молдавская армия, пусть небольшая по численности, но усиленная большими подразделениями полицейских сил. А со стороны Приднестровья - почти 15‑тысячная армия. Если пытаться рассуждать в конструктивном ключе, государственническом, то сегодня нужно ставить вопрос не о ликвидации миротворческой операции (которую сейчас заменить объективно нечем), а в первую очередь о демилитаризации сторон. Это было бы гарантией выхода из сложившегося положения.

Когда речь заходит о вероятности войны, следует понимать, что подобные решения не могут обойтись без участия верховного главнокомандующего, которым по Конституции Республики Молдова является президент. Сегодня это Игорь Додон, которого прозападным политиком считать не принято…

Я думаю, что подобные конфликты не объявляются президентами, а, как правило, начинаются с локальных провокаций, которые устраивают третьи силы. Потом все друг друга обвиняют в том, что этими третьими силами являются спецслужбы из Тирасполя или Кишинёва. Дальше какое-то время продолжается стрельба и гибнут совершенно ни в чём не повинные люди. А потом уже так называемые государственные мужи пытаются что-то сделать.

В этой ситуации невозможно предположить, что Игорь Додон может повторить опыт Мирчи Снегура. Это исключено. Я думаю, что нет в Молдавии такого политика, который хладнокровно отдаст приказ о возобновлении боевых действий, подобных тем, которые были 25 лет назад.

Другое дело, что сегодня Игорь Додон вместе с правящей партией и ее лидером Владимиром Плахотнюком занимается симуляцией молдавской политической повестки дня. Один разыгрывает карту противостояния Додону, другой разыгрывает политическую карту противостояния «проклятому Западу». Вместе с тем они принимают нужное законодательство, отрабатывают сценарии совместного правления.


У нас в Молдавии принято считать, что в стране правит «тандем» из социалистов и демократов. И это политическая симуляция, в которую серьезные политики и настоящие политологи в Молдове и за ее пределами всё меньше верят. Эта симуляция стала надоедать, потому что у ребят один и тот же сценарий. В том числе в части обострения между Молдовой и Россией, между Кишинёвом и Тирасполем.

Создаётся впечатление, что Игорь Додон пытается занять примирительную позицию между парламентом, Россией и Западом. Он пытался инициировать консультативный референдум по поводу ограничений, касающихся парламента, и расширения президентских полномочий. В эти полномочия в том числе должна была быть включена возможность роспуска парламента и сокращения численности депутатов. Конституционный суд Молдавии признал эту инициативу неконституционной, и референдум, по всей видимости, не будет проведен. Знал ли Игорь Додон, что не сможет реализовать свою идею? И чем он был мотивирован?

С первого часа, когда он подписал проект проведения референдума, все знали, что это совместная игра тандема. Основная цель этой игры - отвлечь внимание общества, которое на выборах президента переоценивало способность кандидатов (в частности, Игоря Додона) изменить что-либо в Республике Молдова. Тогда уже говорилось, что для изменений у президента по Конституции не хватает полномочий.

Но в период предвыборной кампании все кандидаты били себя в грудь и говорили, что полномочий им хватит и всё будет хорошо. Выборы закончились - пришло похмелье, в том числе у избирателей. Нужно было подбросить какие-то тяжелые, более эффективные способы мобилизации общества. Один из этих способов назывался «Я проведу референдум!». Но с самого начала всем было понятно, что ничем это не закончится, просто несколько месяцев повозюкают электорат по асфальту.

А потом отыграют назад - по многим причинам, в том числе из-за Конституционного суда, который находится в руках правящего большинства. Этот суд принимал совершенно фантастические решения, которые не вписываются ни в какие нормы. Речь не идет уже не только о конституционном, но даже о феодальном праве: Конституция Республики Молдова была изменена Конституционным судом - не референдумом, не решением парламентского большинства. Поэтому инициатива Додона была с самого начала своеобразной политической симуляцией. Это очень печально.

Вы абсолютно правы в том, что Додон стремится проводить прагматическую политику в отношении Приднестровья. Таков социальный заказ его избирателей: более половины населения Молдовы заинтересовано в разрешении этой проблемы мирным путем: достижении соглашения с Тирасполем и разрешении конфликта на основе получения Приднестровьем гарантированного статуса в составе Молдовы. В этом смысле у Додона достаточно неплохие советники-государственники, которые вырабатывают неплохую программу по снятию целого ряда текущих проблем между Кишинёвом и Тирасполем, а проблем этих немало: в области телефонной связи, так называемых приднестровских автомобильных номеров и т. д.


Дело в том, что для реализации этой повестки дня нужны полномочия, которых нет ни у Додона, ни у его советников. Поэтому они в лучшем случае декларативно нечто объявляют, разговаривают с приднестровской стороной. Но реальные полномочия находятся у правящего парламентского большинства, с которым партия Додона сотрудничает по всем вопросам. То есть это замкнутый круг.

Последние изменения избирательного законодательства дают больше преимуществ противникам Додона, нежели его сторонникам?

Конечно.

Сегодня, согласно социологическим опросам, в рамках бывшей, уже измененной 20 июля избирательной системы Додон выиграл бы с баскетбольным счетом, потому что позиции всех остальных политических партий чрезвычайно шаткие. Некоторые из них просто не прошли бы в парламент.

Именно поэтому Демократическая партия и инициировала еще в позапрошлом году переход на так называемую смешанную систему, а затем предложила одномандатную систему. Им хватало бы голосов для того, чтобы провести любой законопроект. Но демократы создали имитацию дискуссии с социалистами и якобы пошли на компромисс, вернувшись к своему первоначальному проекту.

Благодаря внесенным изменениям Демократическая партия Молдовы, безусловно, путем подкупа, шантажа, использования всей административно-карательной вертикали, которая находится в ее руках, получит в следующем парламенте большинство. А социалисты, лидером которых является Додон, в лучшем случае возьмут 45–46 мандатов из 101.

Что касается несостоявшегося референдума, там был и своего рода «культурологический» вопрос, имеющий для Молдавии очень большое значение, - это преподавание в школах предмета «История румын» и предложение заменить его на предмет «История Молдовы». Что это, попытка заигрывать с электоратом, который хочет изучать «Историю Молдовы», а не «Историю румын»?

Это старая позиция, позиция всех левых партий. В свое время ее использовала партия коммунистов, членом которой являлся Додон.

На самом деле с 2003 года в Республике Молдова плавно произошли изменения: курс «История румын» был практически вытеснен в интегрированный курс «Всемирная история». В 2009 году, когда к власти пришла так называемая проевропейская коалиция, курс «История румын» был реабилитирован и возвращен в молдавские школы.

Парадокс заключается в том, что этого курса нет даже в Румынии. От названия «История румын» веет ксенофобией и национальной исключительностью. Нет истории французов во Франции, нет истории русских в России - есть история Франции, история России и т. д. Это по умолчанию определенная норма, которая свидетельствует о минимальном профессионализме людей, которые употребляют слово «история».

В этом смысле интенции Додона понятны и очевидны. Это старый вопрос, который не только вызывает протесты в левом сегменте молдавского общества, но и является предметом озабоченности международных организаций, в том числе Совета Европы. Несколько месяцев назад был опубликован четвертый отчет по Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, где с большим сожалением отмечалось, что в Молдове преподается ксенофобский курс «История румын», что дискуссия о курсе «История Молдовы» в стране отсутствует и к его возвращению в образовательные программы никак не готовятся.

Причем в курсе «История румын» (это не все знают) героизируется целый ряд нацистских преступников, включая Иона Антонеску, умалчивается о чудовищном Холокосте, который имел место и на территории Республики Молдова (в Приднестровском районе около 250 тысяч евреев было казнено в период Второй мировой войны румынскими оккупационными войсками). Я бы назвал это «академической катастрофой», которую нужно остановить.

Расстраивает цинизм, с которым Додон смешивает все вопросы, понимая, что судьба этого решения будет определена в Конституционном суде, и, более того, зная, как именно будет определена. Больше всего расстраивает и вызывает пессимизм то, что всё это игрушки в молдавской песочнице, состоящей из двух людей.

Плохо, что при всём имитационном характере этих вещей каждый день в Молдове происходят реальные перемены к худшему: ее покидают граждане, которым надоел этот цирк, которые уже не готовы быть зрителями в этом примитивном провинциальном спектакле. Конечно же, нарастают объективные угрозы и в зоне приднестровского конфликта.

Как сейчас Додон воспринимается обществом? Какие у него были бы перспективы, если бы выборы прошли в ближайший год?

Нет никаких сомнений в том, что он бы эти выборы выиграл. Это очевидно. Рейтинг его партии достаточно высок. Другое дело, что в парламенте он, скорее всего, проиграет, так как избирательная система была изменена.

Сегодня «тандем» Додона и Плахотнюка выполняет одну совместную функцию - они практически зачистили в Молдове политическое поле. Вся остальная оппозиция, которая, впрочем, на мой взгляд, по своему облику и содержанию вряд ли способна кого-то вдохновить, была зачищена. На представителей оппозиции были заведены уголовные дела.

Если бы выборы проходили в скором времени, то люди поддержали бы Додона, в том числе из-за безальтернативности: возникновения других кандидатов на левом и левоцентристском флангах просто никто не допустит.

Додон устраивает власть, потому что он - президент-блогер, который ездит на большие европейские «тусовки», делает громкие заявления, от которых ничего не зависит. Додон очень удобен тем ребятам, которым реально принадлежат рычаги власти в Молдове.

Они всегда могут пугать этим президентом своих западных партнеров, чтобы им прощали все те преступления, которые они совершают в Молдове, прикрываясь при этом синим флагом Евросоюза.

Я думаю, что личные перспективы Додона превосходны. Теперь он может быть многократно избран президентом. Додон лично не претендует на расширение своих полномочий, потому что может опереться на общество, вывести людей на улицы. Но этого он никогда не сделает, потому что царствовать гораздо приятнее, чем брать на себя бремя ответственности, которую люди ассоциируют с президентскими полномочиями.

Фото пресс-службы МИД ПМР

Найти ответ на этот непростой вопрос в ходе круглого стола пытались ведущие эксперты в области политики. Мультимедийный форум на тему «Международно-политическая обстановка вокруг Молдовы и Приднестровья: основные вызовы и угрозы» был организован Приднестровским госуниверситетом, руководством МИД ПМР, Институтом стран СНГ и Институтом социально-политических исследований и регионального развития. В собрании приняли участие представители органов власти, общественно-политических организаций и научно-экспертного сообщества республики. В онлайн-режиме в мероприятии участвовали депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, председатель Верховного Совета ПМР в 1991-2005 гг. Григорий Маракуца, представители академических и экспертных кругов России и Молдовы.

Работа круглого стола была построена на презентации докладов и выступлений, в рамках которых политпредставители проанализировали современную политико-экономическую обстановку в Приднестровье и Республике Молдова, затрагивались вопросы, связанные с переговорным процессом между сторонами, высказывались мнения по поводу того, что может повлиять на дальнейшую международно-политическую обстановку вокруг ПМР И РМ.

Как подчеркнул в своем выступлении депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, важность и актуальность международного круглого стола на данную тему несомненна, так как перед участниками дискуссии большое поле проблем. «Мы знаем, что после государственного переворота на Украине по сути обе стороны – Молдова и Украина – сотрудничая между собой, пытаются реализовать идею полной блокады Приднестровья и его удушения, прежде всего, экономического. С учетом провокационности действий политиков и властей этих двух государств, никто не гарантирован от того, что они ограничатся только этим. Ведь соблазн очень велик, и мы все знаем, что именно этот соблазн все время будоражит умы в Киеве. Им хочется найти точку, которой могли бы нанести ущерб Российской Федерации», – сказал он. По мнению Затулина, в этой ситуации о людях политики не думают, так как гражданский конфликт на востоке Украины продолжается. «На сегодняшний день существует достаточно фактов, говорящих о недружественной линии нынешнего руководства Республики Молдова по отношению к Российской Федерации и к Приднестровью, которое в этом случае считают уязвимой пятой России в этом регионе», – подчеркнул российский парламентарий.

Он также отметил, что на прошлой неделе в Государственной Думе было принято заявление, связанное с запретом информационно-аналитического вещания российских телеканалов на территории РМ. «Выступая по этому поводу с трибуны Госдумы, мне пришлось напомнить, что началось все в марте 2017 года с запрета госслужащим Молдовы выезжать в Россию. Такая рекомендация была дана властями республики. Затем это продолжилось депортацией и объявлением персоной нон гранта пяти российских дипломатов, что тут же повлияло на работу объединенной комиссии, так как именно этих сотрудников посольства РФ сочли нежелательными на территории Молдовы. Судя по всему, это говорит о нежелании любой работы по урегулированию прежних форматов», – считает Затулин.

Он отметил, что еще одним зловещим актом является выставление совместных молдавско-украинских таможенно-пограничных пунктов на всем протяжении приднестровско-украинской границы, при этом эксперт предостерёг, что такой контроль может стать серьезным дестабилизирующим фактором. В завершении своего выступления депутат Государственной Думы РФ отметил: «Мы отмечаем сегодня обострение политической ситуации в Молдове, попытку «нахрапом» накануне предстоящих парламентских выборов сформировать основные политические тренды, направленные как против России, так и против урегулирования отношений с Приднестровьем. В этой ситуации мы не намерены бросать своих соотечественников, а поддерживаем и продолжаем развивать всестороннее сотрудничество с Приднестровьем».

Затем участники дискуссии обсудили факторы, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ситуации в Приднестровской Молдавской Республике. Эксперты отмечают, что парламентские выборы в Молдове могут оказать определенное воздействие на динамику переговорного процесса на протяжении второй половины этого года. Острая борьба за власть внутри Молдовы расценивается как фактор, оказывающий мощное давление на российско-молдавские и молдавско-приднестровские отношения.

Перспективам молдо-приднестровского урегулирования был посвящён доклад министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева. В частности, руководитель внешнеполитического ведомства подвел итоги работы в этом направлении за прошлый год и рассказал о планах практического воплощения достигнутых решений в 2018-м.

«В начале прошлого года состоялась встреча Главы приднестровского государства Вадима Красносельского и Президента Молдовы Игоря Додона, где обсуждались вопросы передвижения граждан обоих берегов Днестра, а также аспекты экономического характера. Была задача решать эти вопросы, и мы были к этому готовы. На следующую встречу президентов приднестровская сторона вышла с некоторыми предложениями. В частности, обратиться к действующему председателю ОБСЕ с призывом о проведении заседания в формате «5+2», – отметил Виталий Игнатьев. – Это важная консультативная площадка, которая должна работать регулярно, заседания должны проходить не реже пяти раз в год, и мы считаем целесообразным задействовать этот потенциал международного участия. Мы полагаем, что в той ситуации, когда партнеры, в первую очередь ОБСЕ и другие структуры, самоустраняются от участия в диалоге, это создает основание для определенных мер давления на Приднестровье и препятствует динамике».

По словам дипломата, приднестровская сторона исходила из того, что Кишинев тоже должен быть заинтересован в работе по нормализации отношений, по построению каких-то элементов доверия и улучшению жизни людей. «Вадим Николаевич предложил эту инициативу Игорю Николаевичу, тот, в свою очередь, взял паузу, чтобы подумать, и уже прошло более девяти месяцев. Те решения, которые мы предлагали молдавской стороне и озвучили в рамках работы на уровне высшего руководства сторон, к сожалению, остались «на столе»», – отметил глава внешнеполитического ведомства ПМР.

По словам главы МИД ПМР, было принято решение проводить консультации на разных уровнях, в том числе и активизировать работу экспертов, что позволило решить целый ряд проблем. Так, был решен вопрос запуска транзитного грузового сообщения с использованием моста через реку Днестр в районе сел Бычок (ПМР) и Гура Быкулуй (РМ). «Приднестровье является частью транзитного европейского коридора, и есть целесообразность использовать данный механизм для того, чтобы связывать и развивать экономику Украины, Молдовы и других государств. В этом вопросе Кишинев согласился взять на себя определенные обязательства и гарантировать неприменение данного объекта в военных целях, чего раньше не было. На сегодняшний день там возобновлено движение легковых автомобилей, в ближайшее время планируется активизировать и движение большегрузов», – пояснил дипломат.

Завершая свой доклад, Виталий Игнатьев также отметил, что в этом году приднестровская сторона планирует реализовать уже достигнутые договоренности и выработать решения по другим проблемным вопросам. Речь идет о сфере телекоммуникаций, апостилировании дипломов, землепользовании. По его словам, в первую очередь нужно сфокусироваться на решении социально-гуманитарных вопросов, которые мешают нормальному развитию и жизни людей и уходить от любых элементов давления.

Мысль о том, что работа в данном направлении должна быть продолжена, присутствующие единогласно поддержали. В резолюции общественные деятели, эксперты и политологи отметили, что Российской Федерации, иным государствам и международным организациям следует выстраивать свою политику по отношению к Приднестровью, учитывая существующие международные процедуры и волеизъявление народа ПМР, а также объективные факторы, способствующие международному признанию независимости Приднестровья.

В завершении участники круглого стола подвели итоги состоявшего мероприятия, выразив общее мнение о необходимости продолжить общение по данной теме на научно-экспертных площадках.

Ольга СТРАТИЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Краткий анализ ситуаций вокруг Приднестровья от генерала ГРУ Канчукова, чьи прогнозы как правило сбывались, а победы достигались.

(Есть и про Одессу и ТВД Причерноморья, но дискуссию поддерживать не смогу, прошу с этим непосредственно к автору прогноза).

В статье «Удар по Приднестровью» автор сделал хороший анализ текущей обстановки вокруг Приднестровья, созданной усилиями США, их союзниками, управляемыми Молдовой, Украиной, с рассмотрением возможных вариантов дальнейших действий самой Украины и реакции на эти действия России.

Но, не во всем в данном материале можно согласиться, да и выводы, как мне кажется, не в полной мере соответствуют действительности.

Несмотря на то, что на Украине невиданными темпами осуществляется психологическая и информационная обработка населения, и во всех его бедах обвиняется Россия, больше половины граждан Украины все же адекватно воспринимают обстановку.

С другой стороны, население устало от постоянных угроз со стороны своего правительства, действия которого направлены во вред украинскому обществу, начиная от постоянного снижения жизненного уровня населения, до постоянного ожидания апокалипсиса. Оно уже готово к миру, и думаю, будет к нему стремиться. Нужно только немного помочь, так как обстановка уже достигла своего логического завершения.

Что на поверхности, со стороны США и Украины:

Реальные цели и задачи известны, это посредством блокады и дальнейшей агрессии против Приднестровья спровоцировать Россию на ответные действия против Украины, всесторонне побуждая к этим действиям Россию;

Дальнейший развал России на части путем внешнего и внутреннего воздействия, путем ужесточения санкций, конфискации зарубежных активов, активизации пятой колонны, дестабилизации обстановки на границах России, провоцирования Европы и НАТО на вооруженное противостояние с Россией;

ВСУ частично восстановлены и создают наступательные группировки в зоне АТО-1 (Донбасс), частично перебросив силы и средства для создания АТО-2 в Одесской области (информация о создании реальной сухопутной группировки подтверждается с мест);

США, силами армии и ЧВК интенсивно подготавливают силы и средства ВСУ к предстоящим боевым действиям, в том числе и тех сил, которые в основном предназначены для АТО-2 (Приднестровье);

США активно осуществляют помощь в подготовке группировок Молдавии и Румынии для наращивания усилий против Приднестровья.

В первых рядах по дестабилизации обстановки в Приднестровье, провоцирования и создания условий для развязывания агрессии будут сотрудники частных военных компаний США, которые не выполнили ранее оплаченное задание по дестабилизации Приднестровья. А отрабатывать уже оплаченную работу все равно нужно.

Здесь следует отметить, что первыми, после действий ЧВК, начнут агрессию именно молдавские формирования, а уже потом им на помощь придет группировка ВСУ, которая будет бить в тыл обороняющимся войскам ОГРВ и Приднестровья.

В целом создание группировок войск подходит к завершению и удар можно ожидать в самое ближайшее время. Так как даже часть средств, прежде всего артиллерия ВСУ переброшены в Одесскую область.

Командование ВСУ, оценивая общую обстановку предполагает, что сил и средств, сосредоточенных в АТО-1 достаточно для удержания фронта на всех направлениях, а с развязыванием АТО-2 в Приднестровье, возможно и проведение наступления на одном - двух направлениях, думаю, что в первую очередь на Донецком направлении.

Таким образом, по их расчетам, в случае не втягивания России в конфликт, в течение июня–июля месяца одновременно решается вопрос и по Приднестровью, и по ДНР и ЛНР.

Что предпринято со стороны России:

Значительно усилена группировка войск в Крыму, в том числе и авиационная, а в совокупности с авиационной группировкой ЮВО, позволяющая полностью контролировать всю акваторию Черного моря и прилегающих государств, в том числе и стран НАТО;

Осуществлено частичное усиление ЧФ поставкой кораблей с КФ и береговых ракетных комплексов, в том числе и перенос срока ремонта флагмана ЧФ крейсера «Москва»;

На территории ДНР и ЛНР с помощью «отпускников», «северного ветра» и людей с «позывными» завершено формирование 1-го и 2-го Армейских корпусов со всеми средствами усиления, включая значительные резервы;

Отработаны вопросы применения соединений ВДВ по передислокации, проведению десантных операций, во взаимодействии со спецназом, захвату и удержанию аэродромов, перегруппировке значительных сил и средств сухопутной группировки на значительные расстояния в условиях противодействия разрозненных сил противника;

Не могу утверждать, но думаю, что вопросы блокирования и контроля территории, работы с местными органами власти и населением, борьбой с ДРГ противника, ведению встречного боя, преследованию, блокированию и ликвидации окруженных группировок войск, организации и оборудованию блокпостов, и организация их боевой работы, отработаны в полном объеме;

В полном объеме и успешно отработаны вопросы гуманитарной помощи с использованием гуманитарных конвоев;

Отработаны вопросы ПРО и противодействия ударам авиации, с использованием всех систем ПВО, в том числе и войсковой ПВО;

Группировки войск Западного военного округа отработали возможные действия по реагированию на обстановку в Арктике, на Севере, в Карелии, на Ленинградском и Московском направлениях;

Группировки войск Центрального военного округа отработали вопросы переброски войск и проведения совместных десантных операций;

Группировка войск Южного военного округа отработала вопросы оказания содействия отражению возможной агрессии и решению других специальных задач;

Группировка ВДВ отработала действия на незнакомой местности, вопросы перегруппировки на большие расстояния с использованием ВТА и своим ходом, вопросы захвата аэродромов и проведения специальных операций.

Думается, что не все недостатки устранены, но работа продолжается.

И в завершение, Президентом РФ подписаны изменения в Указ о гостайне: «Президент России Владимир Путин отнес к государственной тайне сведения Минобороны РФ о потерях во время проведения спецопераций в мирное время».

Таким образом, проведенный комплекс мероприятий позволяет Вооруженным Силам России решить весь комплекс задач по оказанию содействия ОГРВ в Приднестровье и решить другие важные задачи.

Все эти выводы на основе открытых источников, позволяют сделать некоторые предположения.

1. Да, США захватили власть не только в Молдавии и Украине, но и в республиках Прибалтики, в странах бывшего соцлагеря и некоторых других государствах, включив их в блок НАТО, и пытаются навязать свой контроль странам бывшего СССР. Это факт, но противостояние этому идет. Причины данного поражения не тема для этого разговора, они описаны многими, даже с возможным прогнозом развития дальнейшей обстановки в мире.

2. Не всегда нужно идти и в политике, и в военном деле прямой дорогой, так как задач много и они порой так сильно переплетены, что одно действие может оказать решающее влияние на победу, и оно же может спровоцировать полный разгром. Как на войне, гибель ста военнослужащих может спасти жизни тысячам мирных жителей, как было в Южной Осетии, а может нанести моральный вред армии и она не сможет решить поставленную задачу, как это было с ВСУ и под Иловайском, и под Дебальцево.

3. Таким образом, в случае с Приднестровьем нам нужно, чтобы первое действие было со стороны Молдовы. Но и при этом не следует ожидать, что Россия будет отвечать напрямую. А вот как только в боевые действия включится Украина со стороны Одессы, вот тогда последует ответ со стороны России. Объяснять, что данные действия России будут всецело оправданы со стороны ЕС и всего мирового сообщества, не стоит, так как доказать что Россия в этом случае агрессор не представляется возможным, и все усилия США окажутся в очередной раз напрасными.

4. Какой из двух описанных в статье вариантов выберет Россия? Как пишет автор, первый вариант: » пробитие сухопутного коридора от Ростова в Приднестровье - это полный идиотизм»
Второй вариант: «Высадка десанта в Одессе и марш бросок к Приднестровью. Вероятность чуть выше, чем у сухопутного коридора, но»

Считаю, что в данных условиях будет использовано оба этих варианта, и сухопутный удар в направлении Одессы, и десантная операция.

Первый вариант позволяет в полной мере обеспечить сухопутный коридор в Приднестровье, попутно решив вполне легально задачу по обеспечению сухопутного коридора и в Крым.

Второе - уже всем давно стало ясно, что решение вопроса с Украиной не может быть мирным, так как гражданская война, развязанная на Украине США, не может вот так закончиться миром на полпути, при активном противодействии самой Украины этим мирным процессам. Если президент Порошенко в каждом своем интервью говорит о российской агрессии, и о том, что он будет сражаться до последнего украинца, то что можно ожидать в мирном процессе? Только одно, дальнейшее обнищание украинского народа, и прежде всего на Востоке Украины.

Минские договоренности были направлены не на слив Новороссии, тогда бы, не создавались 1-й и 2-й армейские корпуса, а на обеспечение победы в этой гражданской войне тех сил, которые на стороне России.

Третье - только такие активные действия будут способствовать смене власти в юго-восточных областях, законному переходу в наступление ВСН и освобождению территорий Донецкой и Луганской областей, и развалу фронта ВСУ в АТО-1.

Второй вариант, является самым загадочным и результативным. Ведь автор рассматривает только морской десант в Одессу, который исключать нельзя. Но ведь есть еще и воздушный десант по захвату и удержанию аэродромов, для обеспечения переброски на них главных сил десанта. Раньше говорили, нужно захватить почту, телеграф, а сегодня, главное захватить и удержать аэродром и еще пару объектов. Как спланирован и как будет осуществляться данный вариант, это вопрос к Генеральному штабу РФ и к штабу ВДВ. Думаю, что отработаны различные варианты оказания помощи миротворцам в Приднестровье.

5. Таким образом, нельзя полностью согласиться, что Россия, при нападении Украины и Молдовы на Приднестровье, откажется от активных действий. Все всё понимают, отказ от Приднестровья, это политическая смерть России, а не лично одного или нескольких человек в ее руководстве.

6. Вариантов замысла действий российских войск и армии ВСН в ходе развязанной Молдовой и Украиной агрессии против Приднестровья может быть несколько.

7. Итак, в Приднестровье:

Развязывание агрессии будет спровоцировано действиями американских ЧВК по мирным объектам и базам миротворцев, в том числе и по военным складам. Здесь обороняющейся стороне нужно учитывать, что все ответные действия воинских организмов сотрудниками ЧВК изучены и спланированы мероприятия по противодействию таким действиям.

Действия будут нацелены на захват заложников среди мирных граждан и семей военнослужащих, на огневое воздействие по казармам, местам расположения и несения службы, паркам боевых машин, минирование маршрутов выдвижения подразделений усиления к объектам охранения, районам обороны. В обязательном порядке будут организованы засады против руководства республикой и командования ВС, засады на маршрутах выдвижения войск, противодействие посредством РЭБ системам управления и связи, и другие провокации, направленные на дезорганизацию обороны с первых часов боевых действий.

Возможно, будет осуществлено (под видом российских миротворцев) и нападение на молдавских военнослужащих и наблюдателей с Украины, которые находятся в Приднестровье. Пожертвовать данной категорией для решения глобальных задач, и их легализация таким путем, не представляется невыполнимым заданием.

Есть основание полагать, что ВС Молдовы и Румынии будут всячески затягивать начало активных действий со своей стороны, понимая всю меру ответственности и последствий, а вот ВСУ способно развернуть активные действия с первых минут получения команды на агрессию.

ВС Приднестровья и ОГРВ в этих условиях нужно продержаться от одних до трех суток, и помощь со стороны России придет в полном объеме.

8. В случае агрессии Украины и ее союзников в отношении Приднестровья, Россия, мне думается, будет действовать с самыми решительными целями, защищая и своих миротворцев и население Приднестровья.

И это не агрессия, это защита мирного населения Приднестровья, Восточной Украины и граждан России. Просто есть некий предел, переходить через который государство, если не желает своего разрушения, не может. И такой чертой и является Приднестровье, и не только в отношении Украины или России, а и равносильно, в отношении Европы и США.

В ходе операции одновременно будут задействованы все силы и средства ВВС, ЧФ, ВДВ, сухопутной группировки, действия морских и воздушных десантов при самой активной поддержке сил ССО и спецназа, средств РЭБ.

Важную роль в данной операции играют специальные средства информационного обеспечения и кибероружие.

В ходе планирования и подготовки любой операции могут быть предусмотрены и отдельные специальные задачи по обеспечению безопасности мирного населения и специальных объектов, так и в этой операции возможны такие мероприятия;

Возможно, сегодня США не выгодно активизировать боевые действия на Украине, а использовать процесс «не мира - не войны» в дальнейшем для активизации афганского наркотрафика в Европу через порт в Одессе, или для переброски новых вооружений на Ближний Восток, для подконтрольной ИГ.

Для оценки и составления прогноза по такой сложной теме, не достаточно владеть общей информацией, необходима отличная инсайдерская информация. Но порой и ее нельзя использовать, чтобы не навредить.

Хочется надеяться, что будет принято правильное решение, подкрепленное отличным замыслом и прекрасным исполнением.

Сергей Канчуков ,

генерал ГРУ

Узкий мост

Сможет ли Россия поддержать Приднестровье с воздуха

Верховная Рада Украины объявила о расторжении ряда соглашений о военном сотрудничестве с Россией. Под удар попали и договоренности о транзите военных грузов в Приднестровье. Одновременно Молдавия ужесточила режим пропуска российских военных через аэропорт Кишинева. Эти действия поставили перед российским военным руководством один из самых сложных вопросов за последние годы.

Двойное назначение

Российские военные в Приднестровье представлены батальоном международного контингента миротворческих сил, в который, помимо российского, входят также приднестровский и молдавский батальоны. Численность всех трех подразделений примерно одинакова - около 400 человек в каждом. Миротворческий контингент несет службу уже более 20 лет в соответствии со статьей 2 заключенного летом 1992 года соглашения «О принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Камнем преткновения, однако, стала вторая часть российской группировки, а точнее войсковая часть 13962, более известная широкой публике как ОГРВ - Оперативная группа российских войск в составе двух мотострелковых батальонов, батальона охраны и вертолетной группы. Общая численность ОГРВ - чуть более тысячи человек.

Этот, по сути, последний осколок 14-й общевойсковой армии ВС СССР сегодня главным образом занимается охраной складов в приднестровском селе Колбасна, а также выступает в роли негласного подкрепления для российского батальона миротворческого контингента.

Основанием для присутствия ОГРВ на приднестровской земле служит все то же соглашение о принципах мирного урегулирования, а точнее статья 4, предусматривающая нейтралитет частей 14-й армии, размещенных в Приднестровье. Там же указано, что сроки вывода этих частей из Приднестровья должны быть определены в ходе переговоров между Россией и Молдовой.

Скромная численность группировки не должна обманывать. С военной точки зрения она сегодня представляет собой серьезное препятствие для любой армии региона. С политической - атака против вооруженных сил России означает неизбежный ответ, что было доказано, в частности, 8 августа 2008 года. Тем не менее естественное сокращение группировки в силу того, что сегодня транзит российских военнослужащих в Приднестровье работает только в одну сторону (всех убывающих в Россию выпускают, не пропуская никого из направленных на службу в ОГРВ), грозит группировке быстрым, в течение нескольких месяцев, исчезновением.

Этот вариант развития событий Россию устраивать не может. Республику, лишенную российского щита, Кишинев наверняка вновь попытается подчинить себе силой. Серьезность последствий удара по репутации России как страны, способной защитить свои интересы (при необходимости - любыми средствами), очевидна.

Игра на нервах

Пока можно указать на несколько способов, имеющихся в распоряжении России для поддержки ОГРВ на тот случай, если блокада с молдавской и украинской стороны не будет снята. Первый, наиболее простой, - возобновление гражданского воздушного сообщения с Приднестровьем через аэропорт Тирасполя (бывший военный аэродром), способный принимать большую часть имеющихся региональных и среднемагистральных лайнеров. Организация регулярных полетов в Приднестровье «Аэрофлотом» или любой другой российской авиакомпанией даст канал переброски, де-факто не контролируемый Кишиневом.

Непризнанный статус ПМР и отсутствие у республики прямой границы с Россией или с нейтральным воздушным пространством могут серьезно ограничить применение этого сценария. Конечно, последуют дипломатические демарши различного толка. Если же Украина запретит полеты российских авиакомпаний в Тирасполь, последуют ответные меры в отношении украинских перевозчиков. Верховную Раду с ее революционным популизмом это может и не интересовать, но украинская исполнительная власть в целом ведет себя слишком прагматично для подобных шагов.

Тем не менее жесткий сценарий отнюдь не исключен. Тогда придется рассматривать уже военные способы доставки людей и грузов. Технически тут нет проблем. Все необходимое для группировки можно перебрасывать буквально несколькими рейсами самолета типа Ил-76 еженедельно. Вопрос в другом: самолет, следующий в чужом воздушном пространстве без разрешения, является законной военной целью.

Фактически это приведет к новому раунду игры на нервах между РФ и Украиной, проигрыш в котором означал бы серьезное политическое поражение. Прецеденты известны. В частности, транспортные самолеты ВВС Ирана продолжают полеты в Йемен, несмотря на периодические попытки ВВС Саудовской Аравии перехватить их. Довести перехват до результата саудовское руководство оказалось не в силах: оказаться виновником войны с Ираном ни один саудовский офицер не захотел, а на приказы о смене курса иранские пилоты не реагировали.

Сработает ли подобная логика в случае с Украиной, сказать сложно. Ход в игре пока в любом случае за Россией, которой предстоит принимать решение с учетом третьей стороны конфликта. Денонсация Украиной соглашения с Россией о военном транзите и ужесточение режима пропуска военнослужащих через Молдавию совпало с очередным усилением присутствия сил НАТО в соседней Румынии, где еще годом ранее была размещена небольшая группа самолетов-истребителей ВВС Канады.

Шесть CF-18 Hornet, равно как и любой состав их сменщиков, сами по себе не делают погоды, но сам факт регулярного присутствия западных боевых самолетов в регионе, особенно - при поддержке «летающих радаров» Е-3 и прочих инфраструктурных элементов, определяющих мощь современных ВВС, говорит о том, что градус противостояния вокруг Приднестровья может возрасти довольно быстро и весьма сильно. Вопрос, насколько далеко стороны готовы зайти в этом противостоянии, остается открытым.

Илья Крамник

Сегодня накаляется ситуация вокруг Приднестровской молдавской республики. Приднестровье — по-своему уникальная территория. Это единственная на всём бывшем советском пространстве земля, где русскоязычное население, брошенное Кремлём после распада Советского Союза, сумело отстоять право на своё существование силой оружия. Весной 1992 года здесь кипела настоящая война, на которую под влиянием патриотических телепередач Александра Невзорова съезжались тысячи добровольцев со всей России и Украины. Проигнорировав все приказы из Москвы, расквартированные здесь бывшие советские войска встали на защиту непризнанной русскоязычной республики, на которую обрушились банды молдавских и румынских националистов…

Рядовые граждане России и Украины, руководствуясь общеславянским единством, отстояли независимость Приднестровья. За это приднестровцы выразили им свою признательность в многочисленных письмах и обращениях. Мало того, руководство Приднестровья неоднократно обращалось к Москве с просьбой включить республику в состав России. Ведь, по сути, эта маленькая республика стала единственным форпостом интересов нашей страны в бассейне реки Дунай и северо-западного Причерноморья...

Киев-провокатор

Со времён войны 92-го года по линии разграничения между приднестровскими гвардейцами и молдавскими войсками стоят миротворческие подразделения российской армии. Больше 20 лет обстановка здесь сохранялась на редкость спокойной. Пока в соседней Украине не победил Евромайдан и не вспыхнула война на Донбассе. С этого момента украинские власти принялись нагнетать обстановку вокруг российских миротворцев Приднестровья.

Так, буквально на днях советник президента Порошенко и один из киевских пропагандистов Сергей Братчук разродился большой статьёй, в которой заявил, что «Приднестровье потенциально остаётся плацдармом для угроз Украине, прежде всего, в Одесской области... В Южной Пальмире проживают на полном кремлёвском довольствии много наёмников из ПМР, которых ФСБ РФ использует для дестабилизации обстановки в Одессе. Под видом „мирных жителей“ боевики проникают в портовый город, арендуют частные дома в пригороде Одессы, накапливают оружие, боеприпасы и взрывчатку».

Не смотря на то, что этот откровенный бред не подкрепляется ни единым фактом, Украина уже предприняла ряд активных, враждебных Приднестровью шагов.

Маленькая республика со стороны Украины фактически оказалась отрезанной от экономической, социальной и иной помощи со стороны России. А 21-го мая 2015 года Верховная рада Украины денонсировала пять соглашений с Российской Федерацией о военном сотрудничестве, в том числе и подписанный ещё в 1995 году договор о транзите через украинскую территорию российских грузов и воинских формирований, дислоцированных в приднестровско-молдавском регионе.

В МИД России уже признали, что таким образом грубо нарушено снабжение миротворческих подразделений нашей страны.

Сейчас рассматривается вопрос о полном «закрытии» украинского неба для российских самолётов, направляющихся в Приднестровье. Украинское командование даже демонстративно перебросило под Одессу батарею своих С-300 – видимо, с целью пресечения любых попыток создания «воздушного моста» для обеспечения российских миротворцев.

И всё это делается при полной поддержке молдавско-румынской стороны, которая, похоже, решила взять реванш за поражение 1992 года... В этой связи издание «Накануне ру» сообщает:

«В аэропорту Кишинёва за последнее время было отмечено несколько случаев депортации российских военнослужащих, которые летели в расположение своих частей в ПМР. В Кишинёве заявили, что не против пропускать российских солдат, но только в том случае, если об их прилёте будет сообщено не меньше, чем за месяц – в противном случае военнослужащие будут депортироваться и вноситься в „чёрный список“. Фактически, это означает, что после денонсации украинского соглашения, как минимум на месяц притормозилась ротация солдат через Кишинёв. Сообщается и о ряде других ужесточающих мер, не связанных с военной сферой».

А тут ещё с очень воинственной речью выступил украинский президент Пётр Порошенко:

«Украина будет чётко придерживаться всех обязательств, которые мы взяли на себя. Но у нас нет обязательств пропускать в Приднестровье российских военных, и мы не будем этого делать. У нас нет обязательств поддерживать или тем или иным образом содействовать российскому присутствию в Приднестровье. И мы не будем этого делать. В формате „5+2“ или другом, Украина - по моему поручению и, возможно, при моём участии - будет делать всё возможное, чтобы восстановить территориальную целостность Республики Молдова, и чтобы обеспечить нормальный уровень жизни тех, кто там проживает. Но в рамках международного права… Вы знаете, в чём ключевое отличие Приднестровья от Донецка? Оно не имеет общей границы с РФ. Там будет легче навести порядок».

В общем, Порошенко, похоже, готов затеять новую войну...

Возникает закономерный вопрос — зачем же Украина идёт в этом регионе на такое опасное обострение? Ведь Киев провалил войну на Донбассе, зачем же ему новая война?

Саакашвили прислали не случайно

Здесь возможны два варианта.

Во-первых, укро-возня вокруг Приднестровья вполне может оказаться самодеятельностью самих украинских властей. С целью выбить от нашей страны очередные уступки – от списания кредитов до получения выгодных газовых контрактов.

В принципе, такого рода шантаж – уже давно опробованная тактика Киева. Началось всё ещё задолго до Евромайдана – добиваясь тех или иных преференций от нашей страны все 23 года своей независимости Украина с переменным успехом занималась откровенным шантажом Москвы. То грозила выйти из СНГ, то нагло воровала транзитный газ, то обещала выбросить российский флот из Севастополя. А теперь, возможно, решили давить на нас с помощью Приднестровья.

Однако большинство аналитиков сегодня склоняются к другому варианту. За всеми этими провокациями вполне могут стоять американцы. В этой связи хочу напомнить предупреждение генерала Леонида Ивашова, который в интервью нашему сайту сказал, что США хотят использовать Украину для дестабилизации российского пограничья. Не получится в Донбассе, затеют вооружённые провокации в Крыму, не получится в Крыму, заварят кашу в Приднестровье.

Кстати, Киевской хунте новая война нужна не меньше, чем США. Хотя бы потому, как верно заметил один российский журналист, что: «без войны режиму Порошенко на Украине придёт конец. Все неудачи в экономике и социальной жизни сейчас списываются на войну. Именно она, как ни странно, пока оберегает Украину от социального взрыва».

Не исключено, что как раз с этим связано назначение старой и проверенной американской марионетки Михаила Саакашвили губернатором Одессы. Как пишет по этому поводу сайт ФЛБ РУ:

«Экс-президент Грузии прочно ассоциируется с войной 2008 года. Нам хотят дать понять: если вы, русские, начнёте масштабное наступление на север Донбасса или на Мариуполь, мы, устроив блокаду Приднестровья, поможем Молдавии начать наступление на Бендеры, Тирасполь и Дубоссары».

Сегодня многие аналитики считают, что решение Киева о назначении Саакашвили – это не просто очередное кадровое решение Порошенко, а чёткие действия США по «размораживанию конфликта» в Приднестровье, цель которых втягивание России в новый вооружённый конфликт...

«В Одесской области готовится масштабная провокация, которая должна стать поводом для вторжения украинских силовиков в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР).

СБУ начала вербовку маргиналов из числа молодёжи для мнимого „захвата“ города Котовска, что в 20 км от границы с непризнанным государством.

По сценарию украинских спецслужб, нанятые за деньги молодые люди должны будут изображать „террористов“ из Приднестровья и одесситов, недовольных назначением губернатором области Михаила Саакашвили.

Главное в этой спецоперации - создать „нужную“ картинку для мировых СМИ о покушении на суверенитет Украины со стороны пророссийских активистов. Масштабная пропагандистская кампания должна оправдать в глазах западной общественности агрессию украинских войск против ПМР...

СБУ предлагает молодым людям по пять-шесть тысяч гривен в день за то, чтобы они пару дней постояли на баррикадах в Котовске, городе с населением 50 тысяч человек. СБУ обещают участникам полные гарантии безопасности. Единственное условие для отсутствия претензий со стороны правоохранительных органов - не снимать балаклавы и стрелять из розданного оружия только в воздух.

Спецслужбы Украины выбирают для вербовки преимущественно безработных спортсменов. Понятно, что для них пять тысяч гривен в день - огромная сумма. Хотя вряд ли кто будет платить эти деньги. В случае реализации сценария молодых людей, скорее всего, просто уничтожат. И не исключено, что при них найдут документы российского ГРУ или ВДВ.

Возможно, в Котовске провокаторами будет провозглашено создание „Одесской народной республики“, что позволит в области провести масштабные репрессии. Но главное, что будет повод напасть на Приднестровье и втянуть Россию в военный конфликт».

Мы слишком долго отступали...

Как Россия может отреагировать на румыно-украинскую агрессию против Приднестровья? Недавно, как пишет РИА Новости, руководители ряда общественных организаций ПМР передали главе республики Евгению Шевчуку обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить народ Приднестровья — общественники попросили Шевчука оказать содействие в передаче обращения главе российского государства. В этом письме руководители организаций выразили обеспокоенность населения Приднестровья ухудшением социально-экономической ситуации, вызванной блокадой со стороны Молдавии и Украины. Общественники также выразили надежду на то, что руководство России обратит особое внимание на ситуацию в Приднестровье с учётом того, что значительная часть населения республики — это граждане РФ:

«Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с целью недопущения военных действий и размораживания молдо-приднестровского конфликта предпринять все возможные меры: дипломатические, политические и экономические, а при необходимости защитить народ Приднестровья и признать Приднестровскую Молдавскую Республику»...

К сожалению, и это стоит отметить, Россия долго относилась Приднестровью чисто потребительски. С самого начала Москва использовала приднестровскую проблему для решения своих внутриполитических неувязок, при этом нисколько не заботясь о геополитических задачах России.

Так, при Ельцине, когда русские добровольцы сражались в окопах под Бендерами и под Дубоссарами, Кремль фактически заигрывал с молдавскими фашистами, засевшими в кишинёвских коридорах власти. По государственным российским телеканалам демонстрировалась исключительно молдавская точка зрения на происходящие события. И только когда на сторону приднестровцев перешли регулярные российские воинские части, а общественное мнение России складывалось не в пользу Молдавии, Москва неохотно начала менять свою позицию. В республику вылетел генерал Александр Лебедь, вынужденный официально узаконить переход войск на приднестровскую сторону.

Но в 1995 году Лебедь разругался с Москвой, с руководством российского Министерства обороны. Одновременно генерал не поладил и с приднестровскими властями. Чтобы «утопить» взбунтовавшегося военачальника, Кремль начал собирать на него компромат, используя данные Министерства госбезопасности Приднестровья. Шеф МГБ Вадим Шевцов стал самым желанным гостем в Администрации российского президента. Приднестровцам намекали, что если не будет Лебедя, то, возможно, Россия признает их независимость и даже включит Приднестровье в рублёвую зону.

Увы, Москва обманула Тирасполь. Не успел Лебедь сойти с общероссийской политической сцены, как кремлёвские мудрецы возобновили переговоры с Молдавией о том, чтобы передать непризнанную республику в «объятия» Кишинёва, и о выводе оттуда российских войск. Поначалу это дело проворачивалось втайне. И только в 1999 году на Стамбульском саммите по безопасности и сотрудничеству в Европе президент России Ельцин громко признал Приднестровье частью Молдавии и обязался в ближайшее время вывести все наши воинские подразделения...

Путин поначалу придерживался ельцинской тактики. Здесь свою негативную роль сыграл молдавский президент Владимир Воронин, который занимал пост главы государства с 2001 по 2009 годы.

Этот человек, который ещё значился и главой местной Коммунистической партии, в течении всего своего президентства, что называется, вешал России «лапшу на уши». Обещал сделать русский язык вторым государственным, привести Молдавию в состав Союзного государства Россия-Белоруссия, максимально сблизиться с Москвой и по другим вопросам... В ответ он просил только одного — вернуть Приднестровье в состав молдавского государства.

И поначалу Россия шла ему навстречу. В том числе и через дискредитацию непризнанной республики! К примеру, в самом начале 2000-х годов по Второму российскому телеканалу прошёл ряд телепередач, в которых утверждалось, что приднестровские власти... якобы полностью погрязли в незаконных операциях по перепродаже нефтепродуктов, в спекуляции оружием и даже в наркоторговле?! Словом, из этих сюжетов складывалось впечатление, что маленький клочок земли вдоль реки Днестр является чуть ли не центром преступного мира всей Восточной Европы. Намёк был более чем прозрачен — этот «заразный очаг» следует ликвидировать, лучше — через передачу его под юрисдикцию Молдавии. Кремлёвским чиновником Дмитрием Козаком был даже разработан план восстановления территориальной целостности Молдавии путём предоставления Приднестровью особого автономного статуса.

Однако Воронин, которого в это время стали плотно опекать советники из США и НАТО, под давлением Запада отверг этот план. Мало того, молдавский президент всё чаще стал говорить об «евроинтеграции».

В 2006 году в Приднестровье прошёл референдум о независимости. Сюрпризов он не принёс. Подавляющее большинство жителей непризнанной республики – 97% принявших участие в референдуме – проголосовали за независимый статус с последующим присоединением к Российской Федерации.

«Жителей Приднестровья мы не оставим, на это нечего даже рассчитывать, — заявила тогда первый вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска. – Не те времена».

На самом деле никаких реальных действий Россия навстречу Приднестровью тогда не предприняла. Очевидно, что сам референдум был организован только для того, чтобы лишний раз надавить на президента Воронина с целью добиться от него выполнения обещаний по сближению с Россией. Но это уже не сработало. А в 2009 году в Молдавии к власти пришли откровенно националистические силы, откровенно враждебные России.

Только с этого момента Москва заняла однозначную позицию полной поддержки Приднестровья...

Думаю, что сегодня обратной дороги у России нет! Если случится нападение на приднестровскую землю, это станет не просто провокацией Киева и Кишинёва, это будет означать нападение на российских военнослужащих и на российских граждан — приднестровские общественники верно подчеркнули в своём обращении у Путину, что сегодня тысячи проживающих здесь людей имеют российское гражданство. России придётся действовать как в своё время в Южной Осетии. А именно — силой принудить агрессора к миру и признать независимость Приднестровья. Скажу даже больше — в случае военных действий следует добиваться не просто разгрома украинского агрессора, но и полной ликвидации Киевской хунты. Иначе эта хунта принесёт нам в будущем ещё немало проблем.

Конечно, это чревато резким усложнением международной обстановки и даже максимальным разрывом отношений с Западом. Да, пусть тем самым мы фактически поддадимся на происки США. Однако ничего иного в данной ситуации нам делать не останется — безусловная защита россиян, их интересов должна быть приоритетом над всеми политическими и иными расчётами. В противном случае Кремль потеряет доверие не только у наших внешних друзей, но и у своих граждан.

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Молдова: три события за два дня

26-27 июля в Молдове произошло три важных события. Во-первых, 27 июля Конституционный Суд Республики Молдова запретил Президенту РМ Игорю Додону проводить консультативный референдум, направленный на выяснение мнения граждан страны о целесообразности усиления полномочий главы Молдавского государства, которое является парламентской республикой. При этом парламентское большинство и Правительство Молдовы, реально имеющие власть в РМ, являются прозападными и частично – прорумынскими. Одновременно И.Додону запретили включить в программу молдовских школ предмет «История Молдовы» вместо нацеленного на воспитание сторонников поглощения Молдовы Румынией предмета «История румын».

Во-вторых, 27 июля были не допущены в Молдову российские политики и артисты. Они собирались принять участие в чествовании воинов-миротворцев, которые уже 25 лет охраняют мир на Днестре. Среди политиков – даже депутаты Государственной Думы России.

В-третьих, 26 июля официальный Кишинёв фактически открыто отказался принимать участие в мероприятиях по случаю четвертьвекового юбилея миротворческой операции. Так, в министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы (МИДЕИ) был вторично приглашён (после аналогичного приглашения 19 июля) российский посол Фарит Мухаметшин. Его внимание было «повторно обращено на нецелесообразность организации в одностороннем порядке мероприятий, посвященных этой годовщине, с участием артистов и официальных делегаций из РФ», а также на то, что «подобные действия могут навредить молдо-российским отношениям».

Причина такой обструкции миротворческой операции, в которой сама Молдова принимает участие с первого дня? Оказывается, Кишинёву необходимо «преобразование существующей миротворческой операции на Днестре, которая давно выполнила свои задачи, в многонациональную гражданскую миссию под международным мандатом». Это означало бы вывод российских войск из Приднестровья, что напрямую создало бы условия для нападения, разгрома и ликвидации ПМР.

Так что же происходит сейчас на берегах Днестра?

Лето-2017: новая атака на Приднестровье

А происходит ожесточённая атака Запада и Румынии на ПМР, которую Брюссель, Вашингтон и Бухарест стремятся выполнить чужими руками – руками Киева и Кишинёва. Речь идёт вот о чём. 17 июля открыт первый совместный молдо-украинский пост на приднестровско-украинской границе. Финансирует это удушение ПМР через полный контроль над границами Приднестровья Европейский Союз. Украине эти посты, то есть нахождение чужих погранцов и таможенников на её территории, не нужны. Украине давно и успешно торгует с Приднестровьем и – транзитно – через Приднестровье.

Но посты нужны Молдове, которая до 31 декабря 2017 года желает выставить своих силовиков на ВСЕХ КПП приднестровско-украинской границы со стороны Украины. А где Кишинёв, там сегодня и Бухарест, который с 2009 года, после свержения молдовских коммунистов, приобрёл очень большое влияние на молдовские дела. Где гарантия, что среди силовиков Молдовы не будут агенты спецслужб Румынии, которые начнут сбор данных об Украине, а то и организацию провокаций в виде стравливания между собой Приднестровья, Молдовы и Украины?

Это, однако, «цветочки». «Ягодки» же таковы. Молдо-украинские посты дают возможность Кишинёву, Бухаресту, Брюсселю и Вашингтону полностью просматривать все импортно-экспортные потоки, идущие через приднестровско-украинскую границу. В нужный момент то запрещать движение тех или иных товаров, то ослаблять экономическую «удавку» на приднестровской шее. А заодно пускать или не пускать в ПМР и из неё неугодных властям Молдовы людей. К тому же у Кишинёва появляется соблазн втиснуть Приднестровье полностью в налоговое поле Молдовы, дабы «выдоить» деньги из ПМР. Итак, Приднестровье стараются взять в полное кольцо и принудить к политической капитуляции через экономическое давление.

Кишинёвский консенсус: контроль Молдовы над Приднестровьем

Самое интересное, что в вопросе о выставлении молдо-украинских постов единая позиция у всех молдовских лидеров – у парламентского большинства, у Правительства и у Президента. И.Додон поддержал выставление постов, так как, по его мнению, должна быть «общая граница», и заявил, что после достижения политического урегулирования поставит вопрос об «эвакуации» российских войск. Таким образом просматривается главная стратегическая цель Запада, который обладает реальными рычагами воздействия на молдовскую политику: руками Москвы принудить ПМР отказаться от самостоятельности и войти в состав Молдовы, а затем с помощью возможного «цветного» сценария разгромить все лояльные России силы в РМ и увести всю бывшую Советскую Молдавию (вместе с Гагаузией и Приднестровьем) в сторону ЕС и Румынии.

А то, что западники играют ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ роль в формировании кишинёвской политики, доказывает следующий факт: Президенту Додону запретили проводить референдум (даже всего лишь консультативный) аккурат за день до предполагаемого прилёта в Молдову спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина и его намеченных на 29 июля переговоров с И.Додоном и президентом ПМР Вадимом Красносельским.

Таким образом, они демонстративно уменьшили влияние Додона перед российскими и приднестровскими собеседниками. В Приднестровье видят консенсус политических сил Молдовы в отношении подчинения Приднестровья, хотя между этими силами и есть, разумеется, свои разногласия. Но на этом фоне единственное, что гарантирует России её военное присутствие, приоритеты в бизнесе на Днестре и политический союз – это Приднестровская государственность, которая никогда не поставит вопрос об «эвакуации» союзной народу Приднестровья российской армии.

Приднестровье развеивает слухи

Разумеется, защищая свои национальные интересы, ПМР стремится снизить риск конфронтации с соседями – Молдовой и Украиной. Тем более, сама по себе конфронтация на два фронта всегда проигрышна. С одной стороны, Приднестровье последовательно отстаивает необходимость создать гарантии невозобновления войны на Днестре. С другой, наращивается дипломатическая работа на украинском направлении, полностью заваленная в период правления прежнего прозападного Президента ПМР Евгения Шевчука, бежавшего 28 июня в Молдову в страхе перед ответственностью по шести уголовным делам, открытым против него.

Недавно ПМР посетила группа украинских журналистов, которая могла убедиться лишний раз в лживости слухов о том, что якобы со стороны Приднестровья может последовать некое «нападение» на Украину. Украина всегда, даже во времена Президента Виктора Ющенко, была достаточно надёжным тылом Приднестровья. В ПМР живёт примерно треть украинцев, треть русских и треть молдаван. Это диктует необходимость очень деликатной национальной политики и взвешенной политики внешней. Один из мостиков, связывающих Россию и Украину – это как раз Приднестровье. В будущем, когда конфронтация нынешних дней уйдёт в прошлое, ПМР, где русские и украинцы живут, как братья, ещё поможет славянам ощутить своё единство.

А пока Приднестровье терпеливо доводит до соседей свою позицию: мы готовы развивать взаимовыгодные отношения. Отстаивая свои интересы, приднестровцы не собираются вмешиваться во внутренние дела других стран. Да и фактов таких нет в природе.

«Пятая колонна» имени Шевчука?

Дело в том, что к угрозе внешней для Приднестровья присоединяется угроза внутренняя. Речь о том, что бывший Президент ПМР Евгений Шевчук и его жена Нина Штански с 28 июня находятся в Молдове. Ситуация ранее немыслимая: бывший президент Приднестровья бежал в Молдову, с которой ПМР воевала и до сих пор не урегулировала конфликт 25-летней давности.

Шевчук – обладатель важнейших военных и государственных тайн ПМР и, возможно, тайн России, связанных с Приднестровьем. Его сегодня подозревают в хищении государственных денег в особо крупных размерах, незаконном удержании 30% пенсий и заработных плат у граждан Приднестровья, контрабанде и т.д. Как сообщали СМИ, Шевчука в Кишинёве охраняют молдовские силовики, а сам он уже был опрошен Прокуратурой Молдовы. О чём? И за какие заслуги его взяли в Кишинёве под охрану? Не будем гадать, но предположим: тайны ПМР и России в большой опасности.

Характерно, что с 28 июня в социальных сетях сторонники Шевчука, ранее делавшие ставку на возврат его к власти через смуту в виде митинговых акций, мгновенно переориентировались и развернули бешеную агитацию за вхождение ПМР в Молдову. Тем самым они из приднестровской политической оппозиции перешли в разряд проводников влияния Молдовы. Одна из сторонниц Шевчука даже заявила, что готова встречать с цветами силовиков Молдовы в районе двустороннего поста в Кучургане.

Что получается?

1. Что в Приднестровье формируется «пятая колонна», готовая в день «Х» нанести удар в спину Республики.

2. Что нельзя исключать использование Е.Шевчука в качестве марионеточного деятеля, которого Запад и Кишинёв постараются посадить на приднестровский «трон» на переходный период, период перед полной ликвидацией Приднестровского государства.

Вместо заключения

Ясно, что натиск на ПМР со стороны Запада – это часть натиска того же самого Запада на Россию. Не случайно в эти же дни США вводят целый пакет очень жёстких санкций против России. В мире нередко такие санкции предшествуют началу войны. В план США и некоторых стран Европы входит задача охватить Россию не просто санитарным кордоном, но поистине огненным кольцом враждебных режимов.

Приднестровье мешает реализации этого плана на юго-западе бывшего Советского Союза. Поэтому Брюссель и Вашингтон стараются натравить на ПМР Молдову и Украину, которым Тирасполь, разумеется, никак не угрожает. Западникам всё равно, какой ущерб при этом понесут сами Кишинёв и Киев. Главное для них – чтобы Приднестровье было ликвидировано, а Россия оказалась бы полностью выбита с берегов Днестра. В этой ситуации важно не допустить набрасывания на ПМР экономической и иной «удавки».

У Приднестровья есть резервы для выживания. Но России, в свою очередь, важно не поддаться заверениям, будто без самостоятельности Приднестровью будет якобы легче решать свои проблемы. Самым лучшим выходом и для Москвы и для Тирасполя видится укрепление ПРЯМЫХ военных, политических, экономических и иных связей между ПМР и РФ, что снимет риск обмана России с чьей бы то ни было стороны.

Нужно добиваться широкого освещения в российских СМИ ситуации вокруг Приднестровья, а также добиваться отмены выставления двусторонних постов и недопущения иных разновидностей блокады и изоляции Приднестровья. Военно-политический союз России и Приднестровья должен оставаться незыблемым и лишь крепнуть. Без посредников и третьих сторон!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .