Характеристика швабрина из капитанской дочки по плану. Капитанская дочка характеристика образа швабрин алексей иванович

Алексей Швабрин - один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо".

Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его.

Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь» верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".

Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения - поэмы "Полтава" - мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.

Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести "Капитанская дочка"?

«Капитанская дочка» - вершинное прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сам автор называл свою повесть исторической, так как в ее основу были положены подлинные события крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Автор воссоздает атмосферу тех времен, изображает характеры, типичные для той эпохи.

Повесть представляет собой мемуары, «семейные записки», повествование в которых ведется от лица Петра Гринева, свидетеля и участника описываемых событий. В произведении основными персонажами являются: семья Гриневых, Савельич, семья Мироновых, Пугачев и мятежные крестьяне, а также Швабрин. Именно на нем я и хочу остановиться подробнее.

Этот герой в повести является прямой противоположностью Гриневу. Последний «бережет честь смолоду», воплощает в себе лучшие черты русского человека: широту души, находчивость, смелость, готовность прийти на помощь. Швабрин, напротив, мелочен и эгоистичен, труслив и подл. Лишь одно их объединяет – любовь к Маше Мироновой.

Швабрин – аристократ, ранее служивший в гвардии. Он умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Он служит в Белогорской крепости пятый год, переведен в нее за смертоубийство – на дуэли он заколол поручика. Швабрин когда-то сватался к Маше Мироновой, получил отказ, и поэтому нередко оскорбительно выражался в адрес девушки. Именно это и послужило поводом для его дуэли с Гриневым. Но честный поединок – не для Швабрина. Схитрив, он ранит Петра, когда тот оглядывается на неожиданный зов слуги.

Ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. Чужды герою понятия о чести и служебном долге. Как только Белогорская крепость оказывается схваченной Пугачевым, Шварин переходит на сторону мятежников, становится одним из их командиров. Он перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениями, а для расправы над Гриневым и женитьбы на Маше, которая жила под видом племянницы у местной попадьи.

Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное отношение. Авторская оценка этого персонажа резко негативна, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь его инициалы: А.И.

Чем же в итоге оборачивается для героя пренебрежение мужской и служебной честью? Пугачев, узнавший от Гринева то, что Швабрин удерживает девушку, разгневан. Аристократ-предатель буквально валяется в ногах у беглого казака в поисках пощады и прощения. Подлость, таким образом, оборачивается позором, который, к сожалению, так ничему и не научил героя. Попав в руки правительственных войск, Швабрин показывает на Гринева как на пугачевца-изменника.

Наверное, стоит не осуждать этого героя, а жалеть и сочувствовать ему. Лично у меня он никаких чувств, кроме жалости, не вызывает. Человек, не сумевший побороть свои страхи, не видящий ничего дальше собственного носа – слаб и ничтожен. Дело даже не в аристократическом происхождении и блестящем образовании, а в отсутствии душевных качеств. Что может быть хуже, чем постоянно испытывать зависимость от кого-то из-за боязни прямо выразить свои мысли и желания, из-за привычки плыть по течению? Зачем бороться с Пугачевым, когда легче принять его сторону? Зачем нужно ждать, когда тебя полюбят, ведь можно насильно заставить девушку выйти замуж!.. Зачем честно драться на дуэли, когда проще обмануть соперника?!
О какой чести может идти речь, если человек мыслит таким образом?

К сожалению, таких людей, как Швабрин, вокруг нас очень много. Из-за них страдают другие, похожие по душевным качествам на Гриневу и Машу. Но, как правило, совершенные подлости и предательства оборачиваются против швабриных. В этом и заключается их беда: боязнь порождает ложь и лицемерие, а они, в свою очередь, являются причинами неудач.

Чем мне понравился образ Швабрина? Пожалуй тем, что на его примере можно ярко увидеть, к чему приводит подлость и подчинение обстоятельствам. Каждый наш поступок имеет последствие, поэтому эпиграф к повести «Береги честь смолоду» после анализа образа Швабрина приобретает новое значение. Один раз поступившись честью, человек обрекает себя на пожизненные неудачи.

Алексей Иванович Швабрин - молодой аристократ, офицер, который попал в Белогорскую крепость за то, что на дуэли убил своего соперника. В повести «Капитанская дочка» он показан как низкий, циничный и высокомерный человек. Ко всем жителям крепости он относился с презрением, считая себя лучше всех. Ему очень нравилась дочка капитана Миронова, но он называл Машу дурочкой и распускал о ней сплетни. Как потом оказалось, просто она не согласилась выйти за него замуж и он таким образом мстил ей. В конце повести Швабрин держит её под замком, сажает на хлеб и воду, хочет таким образом добиться взаимности с её стороны. Его подлость не знает границ, для него ничего не стоит оболгать и унизить человека.

На дуэли с Гринёвым он воспользовался моментом, когда Петра отвлёк Савельич , и ранил его, а потом ещё и рассказал в анонимном письме отцу Гринёва о дуэли. Совершать низкие поступки для Швабрина обычное дело, ведь у него нет ни стыда, ни совести.

Когда Пугачёв захватывает Белогорскую крепость, Швабрин не задумываясь переходит на сторону бандитов. Он становится предателем, позабыв о том, что давал присягу верно служить императрице.

Представ перед правительственным судом, Швабрин не успокоился и рассказал, что Гринёв тоже служил у Пугачёва. Он не смог отойти от своих принципов: врать и совершать подлость до конца.

Образ Швабрина в повести весьма выпукло обрисован, он не оставляет никаких белых пятен, возможностей «додумать, дописать» его биографию. Подробная характеристика Швабрина дается в момент прибытия Гринёва на службу. «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Он как будто бы рад новому товарищу. «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел».

Алексей Иванович – образованный молодой человек, знающий языки, вольнодумец, с небольшим послужным списком поручика, со своими собственными представлениями о добре и зле. Ему кажется, что он не совершает ничего особенного, но, добиваясь расположения Маши, переступает черту порядочности и здравомыслия. Какая, скажите, девушка пойдет замуж за человека, который грозится взять ее силой?

Швабрин сослан в отдаленный гарнизон за вспыльчивый нрав и участие в дуэлях. Очень скоро он увидит в Гринёве соперника за сердце Маши, решится на то, чтобы оклеветать ее. Но он не ожидает такого отпора. Конфликт нарастает, он закончится дуэлью и тяжелым ранением Петра.

Дальнейшее поведение потерпевшего фиаско на личном, любовном фронте не выходит из однажды заданных рамок. В самый тяжелый, кульминационный момент повествования Швабрин предает коменданта крепости, переметнувшись на сторону Пугачева. Таким образом, нарушает присягу. Изменник вознагражден: теперь он верховодит в Белогорской крепости.

Впоследствии Швабрин препятствует спасению Маши, еще позднее пишет донос в следственные органы о сотрудничестве сослуживца с бунтовщиками. Но беспорядочные и хаотические действия по выгораживанию себя и очернению вечного соперника цели не достигают: Гринёв любит и любим, он оправдан императрицей, а интригана и предателя ждет каторга.

В значительной степени образ Швабрина в повести Капитанская дочка написан яркими, во многом «язвительными» красками, что напрямую указывает на отношение автора к подобному типу людей. Недостойное офицера и мужчины поведение лишь сильнее оттеняет благородство и непогрешимость главного героя повести, вознагражденного за усердие, стойкость, бескорыстие.

Соглашаться на компромиссы там, где этого делать нельзя, идти на сделку с совестью, искать обходные пути, писать подметные письма, плести интриги, другими словами, губить собственную душу – это выбор самого Алексея. Так считает автор, и в своих суждениях он достаточно прямолинеен. Лишь однажды, в самом конце повести, мы услышим сочувственные нотки в речах Петра Гринёва. Он отдаст должное подследственному в кандалах, ведь на допросах тот ни разу не упомянул имени Маши Мироновой.

Тест по произведению

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман (повесть) из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями, «мятежников» и «покорителей», Пушкин поначалу колебался, кого поставить в центр повествования. То ли, как это было в «Дубровском», дворянина, перешедшего на сторону крестьян (тут прототипом мог стать дворянин-пугачевец Шванвич). То ли пугачевского пленника, сумевшего бежать. В конце концов Пушкин как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая — Ш. (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки фамилий Шванвича и Башарина).

Ш. смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Ш. (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Ш, не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Ш., несомненно, умнее Гринева; он был даже связан сВ. К. Тредияков-ским). Даже когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне, вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Ш. некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке суть месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

И далее «готовый» образ Ш. не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении.
Во время дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Ш. наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Ш. в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Ш. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что III. удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Ш. тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие главного героя мешает догадаться, что III. умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Ш. в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Ш. остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.