История создания рассказа после бала презентация. Презентация по литературе на тему: "Л.Н.Толстой

Урок литературы. 8 класс

Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий; На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству; Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием, какое только может совершить человек»; Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.

Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Давайте Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят немного поговорим об этом человеке. Что вы о нем знаете? третьем году; У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков. Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом; Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса); Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал; Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя Ясная Поляна при жизни писателя Ясная Поляна в наши дни

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»? Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Какие события описаны в рассказе?

Работа в группах Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» ­ первая группа, «После бала» ­ вторая группа.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу? Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что­то такое, чего я не знал». О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ? Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели урока Подвести учащихся к пониманию замысла автора и определить роль авторского начала в повествовании, Раскрыть своеобразие композиции рассказа, Обратить внимание на роль языковых средств и приемов в рассказе, символов и деталей в создании портретных характеристик персонажей, в способе выражения авторской мысли, Сформулировать обращение Толстого к читателю рассказа, используя дневниковые записи писателя.

Cлайд 3

«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету» (Толстой «Война и мир») «…дела рождаются из мыслей» (Толстой) «Писать надо только тогда, когда каждый раз, что обмакиваешь перо, оставляешь в чернильнице кусок мяса» (А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого». Запись слов Толстого)

Cлайд 4

«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли… Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей.» («Путь жизни»)

Cлайд 5

Cлайд 6

История написания рассказа Рассказ написан 75-летним писателем в один день (1903 г.), при этом произведение было опубликовано посмертно, в 1911 году. Произведение написано по просьбе известного еврейского писателя Шолом-Алейхема для литературного сборника, средства которого будут направлены в пользу пострадавших от Кинешемского погрома евреев. Автор пишет о событии, которое произошло в 40-е годы 19 века, таким образом, дистанция между временем событий и повествования составляет 35 лет. В 1895 году Толстой пишет: «И вот прошло 75 лет… Очевидно, совершилась страшная перемена в среде так называемого высшего русского общества…которое считает необходимым подвергать отвратительному, грубому и глупому сечению»

Cлайд 7

Мазурка – легкомысленный беспечный танец. На балу царят праздное веселье, личное счастье. Главный герой влюблен: он любит Вареньку, ее отца, он любит весь мир.

Cлайд 8

Ощущение счастья предчувствие чего-то неотвратимого, страшного «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки» визгливая флейта и барабанная устрашающая дробь Свеча, с которой встретил крепостной лакей Петруша туман, в котором Иван Васильевич прошел более «ста шагов»

Cлайд 9

Писатель давал возможность потерявшему от счастья голову влюбленному подумать, останься он в комнате «при свече», но Иван Васильевич снова ушел от реального восприятия жизни, словно, туман «шагнул». Эти 100 шагов перевернут, переменят его жизнь: он очнется, «прозреет», т.е. начнет видеть очевидное –страшное истинное лицо жизни. Герой будет слышать не только голос своего влюбленного сердца, но и «расслышит» всхлип наказываемого солдата: «Братцы, помилосердствуйте». События первой части рассказа происходят в последний день масленицы – прощеное воскресенье, а избиение татарина – в первый день Великого поста, когда предписывалось особенно внимательно наблюдать за собой: не обидел ли кого ненароком.

Cлайд 10

Автор явственно противопоставляет два слова: «человек» и «военный». Почему писатель избегает называть человеком отца Вареньки? Толстой рассказывает о страшном наказании человека человеком, при котором палач лишается права называться человеком Антитеза отражает противоречие в социальной жизни России: народа(армии) и власти, угнетающей, подавляющей, расправляющейся с ним при помощи шпицрутенов. Идея рассказа состоит в том, что наказание не соответствует «преступлению». Толстой подчеркивает, что наказание может быть преступнее самого «преступления», и протестует против этого.

Cлайд 11

Почему писатель так подробно рассказывает, как дергалось тело от ударов, как падало то назад, то вперед, как шлепали ноги по талому снегу, как досталось от полковника тому, кто слабо ударил по человеку? Толстой был противником насилия, но демонстрировал все ужасы насилия, чтобы остановить зло в чьей-либо душе, пока еще можно остановить. «В мире есть зло», - своим рассказом напоминает Толстой. В мире есть наказания, которые равны преступлению. Но другого мира и другой жизни у человека нет.

Cлайд 12

Иван Васильевич досадует на самого себя спустя столько лет, потому что дрогнул, потому что закон разрешал такие бесчинства, потому что бороться с насилием в одиночку невозможно. Рассказ переполнен болью за несовершенство мира, в котором вынужден жить человек, часто смиряя и подавляя в себе честные проявления совести. Из современной жизни Владимир Савельевич Генгут, писатель 20 века, в 80-е годы ехал в автобусе в Медведково и увидел, как местная шпана задирает, бьет и издевается над пассажирами – высокий, тонкий, интеллигентный Генгут строго и твердо потребовал прекратить безобразия, и уж его-то подростки били с особенным удовольствием… Как изменился герой после этого случая?

Cлайд 13

Не исключено, что Варенька могла быть доброй и нежной при жестоком отце как своего рода компенсация, противовес. Но у Толстого все сложнее. Добро накапливается в недрах семьи. Иван Васильевич не захотел иметь ничего общего не с Варенькой даже, а со всей ее семьей. Значит, поступок одного бросает тень на всю семью.

Cлайд 14

Умение любить людей – секрет успеха его жизни Из современной жизни Под Ужгородом есть местечко Невицкое – и туда ежегодно приезжал неизвестный человек, который построил деревянный мостик через горный ручей, сделал костровые площадки, поставил художественно выполненные указатели и скворечники, сделал фундаменты для палаток… Надежда Григорьевна Баукова-Юшина, жена заместителя министра, член родительского комитета школы №578, после войны покупала в школьном буфете по 4 копейки пирожки с повидлом и раздавала их голодной безотцовщине. Имея два высших образования, воспитала сына, золотого медалиста и помогла сотням ребят, занимаясь с ними математикой, которая так трудно давалась детям после войны, помогая им закончить школу… Десять лет пенсионер в городе Казани во дворе дома заливал каток и тренировал местных мальчишек, хотя многие над ним смеялись и уверяли, что у него ничего не получится. Теперь его мальчишки сражаются за первенство среди дворовых команд…

Cлайд 15

Cлайд 16

Использованная литература Трунцева Т. Н. «После бала Л. Н. Толстого». Харченко В. К. «После бала»: скрытые смыслы. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю.

Открытый урок

Слайд 2

Данная презентация предназначена для проведения урока литературы с использованием технологий для учеников 8 класса. Презентация способствует повышению эффективности восприятия материала, предложенного учителем.

Цели презентации:

Слайд 3

Цели урока. Задачи урока. Гениальный писатель. Начало жизненного пути. Л.Н.Толстой – художник, мыслитель, человек. Работа над рассказом « После бала». История создания рассказа. Беседа. Задание. Используемая литература. Содержание.

Слайд 4

Цели урока:

Познакомить учащихся с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала». Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

Слайд 5

Задача урока:

Формировать у учащихся сознание о моральной ответственности человека за всё происходящее. Умение работать с текстом художественного произведения.

Слайд 6

Гениальный писатель.

Творчество Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чём заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. Свыше двухсот произведений написано Толстым. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил? ЭПИГРАФ: Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М.Горький. (История русской литературы).

Слайд 7

Начало жизненного пути.

Детство. Усадьба Ясная Поляна Тульской области. Рано потерял родителей. По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Кавказ и Севастополь (1851-1852) Толстой и «Современник» (1855 г) Духовный кризис, пережитый Толстым. (1879-1882 г) Смерть писателя 1910 г. Похоронен в Ясной Поляне.

Слайд 8

Ясная поляна Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его» Л.Н.Толстой

Слайд 10

Слайд 11

Работа над рассказом «После бала».

Глубокой болью за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей трогает читателя рассказ писателя «После бала». Что такое рассказ? Жанр эпоса. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объёмные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. История создания рассказа.

Слайд 12

История создания рассказа.

Случай, описанный в рассказе "После бала", взят Толстым из казанских наблюдений. Произошел он с братом Сергеем, влюбленным в дочь воинского начальника А.П.Корейша - Варвару. Но чувство угасло, как только утром, после бала, он увидел, как ее отец, лихо и весело танцевавший мазурку, командовал экзекуцией над солдатом, бежавшим из казармы. В.А.Корейш

Слайд 13

Беседа

Какое событие описано в рассказе? Прочитайте описание пейзажа на страницах учебника-хрестоматии. Помогает ли эта пейзажная зарисовка понять восторженное радостное состояние героя? Что по вашему в рассказе самое страшное? (описание наказания, описание поля, полковник, бьющий солдата).

Слайд 14

Вспомним содержание рассказа.

Что подарила Варенька герою на память? Как звали героя? Какой танец полковник танцевал с дочерью? Почему ранним утром герой оказался на поле? В каком университете учится герой? За что наказали солдата? Как закончилась любовная история героя?

Л.Н. Толстой Рассказ «После бала»


История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Из дневника Л.Н. Толстого

18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника - поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить.


Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.


Экзекуция - наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии

во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.


«Может ли сам по себе человек понять, что хорошо, что дурно, или всё дело в среде?»

Иван Васильевич - пожилой



НА БАЛУ

ПОСЛЕ БАЛА

действующие лица

цвета, краски

музыка, звуки

настроение


Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой.

Контраст и в системе образов.


Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе, чувствуя сердцем всю противоестественность установленных правил.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.



В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите".

  • Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"
  • Каким я представляю полковника?
  • Утро, изменившее жизнь.
  • Домашнее задание

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым


Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.


«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана


Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)


С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »


С каким императором проводится параллель

при описании полковника ?

с Николаем Первым


За что наказывали солдата ?

За побег


За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата ?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рассказ «После бала » История создания Лев Николаевич Толстой

Расширить знания о биографии писателя; Показать своеобразие историзма Толстого; Познакомиться с историей создания рассказа «После бала»; Определить социально-нравственные проблемы рассказа; Цели урока:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских. Мать писателя – М.И. Болконская Отец - Николай Ильич Толстой Биография Льва Николаевича Толстого

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя. Ясная Поляна при жизни писателя. Ясная Поляна в наши дни.

Лев Николаевич Толстой получал образование в Казанском Университете сначала на восточном, затем на юридическом факультете. Толстой поступает на военную службу на Кавказе, г де получает офицерский чин. Участвовал в Крымской войне. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), " Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856).

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. В этой школе ребята учились писать, читать, считать, были у них занятия п о обществознанию, русской истории р исованию, пению.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина».

К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Что такое рассказ? (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.) Сколько сюжетных линий в рассказе? (Как правило, одна сюжетная линия.)

История создания рассказа Рассказ написан в 1903 году. Лев Николаевич Толстой пишет о сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I , прозванного Николаем Палкиным. Вступлени е Николая I на престол с вязано с таким историческим событием как Восстание Декабристов.

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа « После бала»?

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»? Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Какие события описаны в рассказе?

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»? Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Домашнее задание: Ответить на вопросы 1-7 (стр. 40) Подготовить характеристику героев рассказа «После бала»