История возникновения и развития коллажа. Что такое коллаж и как его делать

Если вам хочется преподнести близкому человеку приятный сюрприз или же просто разнообразить интерьер дома, то задумайтесь об изготовлении коллажа. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой коллаж, а также об его основных разновидностях. Также вы узнаете о процессе изготовления подобных работ своими руками в домашних условиях.

Коллаж и способы его создания

Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из нескольких или множества фотографий и картинок. Как правило, существует два основных способа создания таких работ. При выборе первого вам понадобиться большой лист, на котором далее будут размещены все элементы коллажа, клей, ножницы и материалы, из которых вы планируете делать коллаж: фотографии, журналы, газеты и т.д. В одной работе могут сочетаться самые разнообразные материалы - внешний вид коллажа может быть ограничен только вашей фантазией.


Пример оригинального коллажа

Всё, что вам потребуется для создания коллажа в случае выбора второго способа - это компьютер, материалы для работы и «ФотоКОЛЛАЖ». Отметим, что в роли исходников для коллажа могут выступить абсолютно любые изображения с вашего ПК или интернета.


Пример абстрактного коллажа

Виды коллажей

Самый большой плюс коллажей заключается в том, что они могут быть посвящены абсолютно любой теме. Если говорить о самых популярных видах, то сразу же стоит отметить семейные коллажи. Идеальным материалом для таких работ, конечно же, являются фотографии, на которых изображены все члены семьи.


Ничуть не уступают им по распространенности «романтические» коллажи, наглядно иллюстрирующие историю пары. Такой коллаж - это не только оригинальный способ поднять настроение своей второй половинке без веского на то повода, но и отличный подарок на очередную знаменательную дату - годовщину или свадьбу.


Нельзя не упомянуть и о коллажах, составляемых по «горячим следам» поездок. Такие работы - это и эстетическое удовольствие, и своеобразный отчет, способный эффективно соединить все фото на одном листе и стать креативным украшением для гостиной или спальни.


Коллаж про отдых

Неизменно популярными остаются и , которые помогут составить список целей и задач на год, а также станут отличной мотивацией для их достижения.


Итак, вы узнали о том, что такое коллаж, а это значит, что пришло время попробовать собственные силы в его изготовлении в программе «ФотоКОЛЛАЖ».

Как сделать коллаж самостоятельно?

Для начала вам необходимо установить софт на свой ПК. Произвести вы можете с одной из страниц нашего сайта. Сразу после запуска приложения создайте новый проект и можете приступать к работе.


Стартовое окно программы ФотоКОЛЛАЖ

В программу встроено большое количество заготовок, которые можно использовать при создании собственных композиций из фото.


Меню выбора шаблона оригинальных коллажей

Среди них присутствуют как простые шаблоны размещения изображений на листе, так и полноценные коллажи, для готовности которых нужно добавить фотографии в свободные слоты. Однако этого может оказаться недостаточно. Тогда вам на помощь придет встроенный в программу редактор, в котором с легкостью можно отредактировать любой загруженный шаблон.


Меню выбора шаблона классических коллажей

«ФотоКОЛЛАЖ» позволяет выбирать фон для работы, используя в качестве подложки цвет, градиент, текстуру или полноценное изображение.


Основное окно программы

Для каждой фотографии вы можете добавлять красивые рамки, которые подчеркнут общую задумку коллажа. Если изображение встало неровно, то и это не беда: просто скорректируйте его при помощи функцию кадрирования.


Окно кадририрования фотографий

Воспользовавшись функцией добавления текста, вы сможете дополнить композицию креативным комментарием или добавить подписи к любым снимкам. Если и этого покажется недостаточно, то украсьте коллаж клипартом из встроенного каталога и работа заиграет новыми красками.


Выбор стиля для текста

Печать и сохранение

Коллаж (фр. collage — «приклеивание») - особая техника изобразительного искусства, заключающаяся в выполнении графических либо живописных произведений путем накладывания на основу материалов разного цвета и фактуры. Подобный прием используется в основном для получения эффекта остроты и эмоциональной насыщенности. При выполнении коллажа может быть применено сразу несколько материалов. К примеру, тушь, пастель и акварель. Для акцентирования внимания зрителя часто используются такие элементы как пятно, линия и точка. Коллаж широко применяется не только в изобразительном искусстве, но и в кинематографе, скульптуре, поэзии и музыке. Не следует путать этот прием с аппликацией. По своей сути коллаж ближе не к ней, а к инкрустации.

История возникновения и развития коллажа

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.

Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.

Особенности техники

Для того, чтобы изделия, выполненные в технике коллажа, получались яркими и оригинальными, при их создании используются самые разные декоративные элементы. При этом художник старается выполнить коллаж так, чтобы зрителем он воспринимался как единое гармоничное произведение. Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила построения композиции.

Стили коллажа

На данный момент известно всего четыре основных стиля, используемых для выполнения таких изделий.

. Вегетативный . В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
Пейзажный . Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.

Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Стили и виды коллажа

Стиль – это совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающие собой единство какого - нибудь направления в творчестве.

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, - это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Однако при всем многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля: пейзажный,вегетативный, декоративный, формо-линейный.

В каждом стиле - свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.

Пейзажный стиль . В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море) и природные явления (грозу, ветер, дождь). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Вегетативный стиль . Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон - небо с облаками - наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метелками, необычайно радующее, веселое соцветие укропа, похожее на легкий зонтик, - это, скорее всего, пейзаж. А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж. Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной.

Декоративный стиль . Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное - оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

Формо-линейный стиль . Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры - круг, ромб, квадрат, треугольник, а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета? Но сюжетом может быть все! - восклицал Э. Делакруа. - Сюжет - это ты сам, это впечатления и чувства, которые ты испытываешь, глядя на природу...» Оглянитесь вокруг - идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно? Это поможет выбрать стиль. Потом переходите к практической части.

От выбранной основы зависит вид коллажа. Вид – это внешность, видимый облик; состояние.

Флористические коллажи можно выполнять на холсте, любой ткани, бумаге, картоне, коже, металле, стекле. Выбранная основа, служит стартовой площадкой для создания фона, а также может, является фоном в неизменном виде или дополнительно оформленная: красками, объемной шпатлевкой, художественной пастой, мелкими декоративными элементами. Работу можно сделать и без фона, например, создают коллажи на каркасе.

Коллаж на холсте. Холст - это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она - самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст - это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник.

Фон на холсте можно создавать, расписывая его масляными красками, а можно нанести шпатлевку. Соответственно элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку Последний вариант наиболее подходит для таких материалов, как песок, гравий, гречка, зерна кофе, ракушки. Потом их можно покрыть слоем клея ПВА. Очень хорошо смотрятся коллажи, в которых используют только один вид декоративного материала. Например, если хаотично закрепить в шпатлевке цветки гортензии или бугенвиллеи. Для придания таким работам большей выразительности можно обработать их поверхности спреем, создающим эффект блеска.

Коллаж на ткани. Практически любая ткань - хлопчатобумажная, шелковая, льняная, бархатная - может служить не только основой, но и прекрасным фоном для флористического коллажа. Ткань натягивают на подрамник или при помощи флористического пистолета наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета. Главное - точно расположить флористический материал, как того требуют замысел и законы композиции. Следует учитывать и то, в каком помещении суждено находиться вашей работе. Так, едва ли в скромном загородном доме будут уместны вычурные работы, выполненные на шелке и бархате. А вот коллажи на основе из ситца, льняного полотна, холстины, пожалуй, придутся кстати.

Не менее важна правильность сочетания ткани и растительного материала. Для оформления льняной ткани, холстины или ситца выбирайте «скромные» растения, знакомые всем с детства, - укроп, физалис, цветки анютиных глазок, ромашек. Для тонкого шелка и таинственного бархата подойдут цветки более изысканные, например орхидеи, дельфиниумы, фрезии.

Коллаж на батике. Батик - это многоцветная хлопчатобумажная или шелковая ткань, рисунок на которой получают, нанося и закрепляя краски при помощи воска. По сути, коллаж на батике - это разновидность предыдущего приема изготовления коллажа. Поскольку батик очень эффектен сам по себе, флористический материал используют в минимальном количестве. Основа (она же фон), и элементы композиции дополняют красоту друг друга. Надо признать: создание коллажа на батике - тонкая работа.

Коллаж на бумаге. Основой для флористического коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага. Чтобы работа получилась эффектной, используют бумагу темных цветов (насыщенный бордовый, черный или глубокий синий). На таком фоне прекрасно смотрится тополиный пух или белая вата - из хлопковой коробочки. Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага. Речь идет не о ярких блестящих листах, в которые традиционно заворачивают подарки, - на них потеряется любая композиция из засушенных растений и других натуральных и искусственных материалов.

Иное дело - упаковочная бумага спокойных, неярких расцветок. Можно использовать и гофрированную бумагу, только создавать на ней композиции очень непросто! Но если постараться, то получится очень оригинальное произведение. Хороший материал для фона и цветная бумага для пастели. Но, пожалуй, идеальный выбор - флористическая бумага с натуральными включениями, в качестве которых используют листики и мелкие цветочки.

Коллаж без фона. Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки - элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине флористических материалов. Фон как таковой в подобных работах отсутствует. Однако в этом качестве может выступать цвет стены, на которой будет размещена работа из флористического материала. Однотонная стена - более удачный вариант, чем обои с рисунком: он может помешать предстать вашему произведению во всей красе.

Таким образом, стиль коллажа зависит от выбранного жанра исполнения, а вид коллажа зависит от техники выполнения и основы на котором будет выполнен коллаж.

Можно сделать вывод о том, что техника коллажа необходимый вид творчества, который имеет свои стили, виды, средства, выражения чувств, настроений, учит видеть красоту окружающей природы, воспитывает любовь к искусству и может выступать, как средство развития художественного творчества. Развивать творчество у детей нужно, как можно раньше через продуктивные виды деятельности.

ОБЛАСТНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ПОИСК»

Казённое образовательное учреждение «Пологрудовская средняя школа » Тарского муниципального района Омской области

Исследовательская работа по технологии

Хвощ Алина

Руководитель:

учитель технологии.

Пологрудово -2011

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………стр. 2-3

ГЛАВА 1. Основные сведения о флористических коллажах стр.4-7

1.1. История коллажа……………………………….. стр 4-6

1.2. Основные флористические стили……………... стр.6-7

ГЛАВА 2. Подготовительные и практические приёмы выполнения коллажа………………………………………………………….стр.7-17

2.1. Актуальность нового направления народного

искусства……………………………………………………… стр.8-9

2.2. Основа для флористического коллажа………. стр.9-10

2.3. Материалы для флористического коллажа…… стр.10-12

2.4. Способы сушки растений для флористических композиций………………………………………………….. стр.12-15

2.5. Технология выполнения коллажа……………… стр.15-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………… стр.18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………стр.19

ВВЕДЕНИЕ

Коллаж - это особый метод создания художественных композиций.

Основной его принцип - составление своего рода мозаики из разнородных по форме и фактуре материалов. Кусочки ткани, обрывки газетных или книжных страниц, пуговицы, осколки стекла, деревянная стружа-в общем, все, что окажется под рукой, все, что выражает замысел автора, закрепляется на холсте, картоне - на любой общей основе с помощью клея, проволоки, ниток и образует целостную картину. Понятие "флористика" происходит от слова "флора". В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, юности. Флористический коллаж создается с помощью природных материалов - сухих растений, плодов, гравия, ракушек, перьев, коры и т. д. Обычно все эти элементы накладываются на оформленный красками фон. Такие композиции соединяют черты аранжировки, принципы живописи, коллажную технику. Они становятся выразительным элементом декора. Картины и фотографии как способ украсить жилище теряют популярность: они перестают удивлять, утрачивается чувство новизны. Трехмерное же изображение в коллажах необычно и потому вызывает живой интерес. Оно создает эффект присутствия, впечатление фрагмента природы, пейзажа, встроенного в интерьер. Коллаж сейчас в моде, это стильное украшение интерьера. Ценность его - в авторском видении, в уникальности и в том, что его возможности далеко не исчерпаны, многие открытия еще впереди. Можно изменять состав раствора, способы наложения материала, искать новую фактуру, сами материалы, цветовые решения. Мне хочется овладеть искусством художников-флористов и выполнить флористический коллаж.

Объектом исследования я выбираю растительные материалы, а предметом исследования способы работы с ним.

Выполняя работу я ставлю перед собой следующие цели и задачи.

Цель: Выполнить флористический коллаж.

1. Изучить основные флористические стили

2. Выявить способы подготовки материалов к работе и технологию выполнения коллажа.

3. Применить изученные материалы на практике.

4. Изучить общественное мнение.

Гипотеза - "Картинами без кисти и красок" называют такие произведения, так как традиционные краски - масляные, акварельные , гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного материала.

При выполнении работы я проводила анкетирование, беседу и исследование, результаты которого сравнила, анализировала, обобщила и делала вывод о значимости моей работы. Ценность моей работы заключается в том, что используя изученный мною материал любой взрослый человек или ученик может выполнить флористический коллаж и украсить интерьер своей комнаты уникальной картиной, отразившей авторскую личность, а не предметом массового производства.

Много картин, превосходных по своему живописному решению, богатству красок создано флористами: портреты, С. Есенина, П. Пикассо, выполненные из засушенных растений художником-флористом Н. Алексеевским, "Васильки" - художницей З. Мамонтовой, "Цикламены" - Е. Гавриловой, "Ромашки и колокольчики" - В. Демидовой.

В современном искусстве коллаж остается одной из излюбленных техник, часто он по-прежнему используется как средство эпатажа, выражения сарказма, иронии, иногда, черного юмора. В то же время коллажи все чаще находят прикладное применение в качестве элементов интерьера, в том числе и домашнего, приобретают все большую популярность, постепенно становясь новым направлением народного искусства.

Глава 1 Основные сведения о флористических коллажах

1.1 История коллажа

Коллаж - сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage - наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы - растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. А начиналось все...

Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием - наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок. Вскоре к нему присоединился единомышленник - великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки ... В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж - технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой - в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль» .В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», многие произведения исторической тематики.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Понятие "флористика" происходит от слова "флора". В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, юности. Флористикой называется раздел биологии, изучающий совокупность видов растений. Флористикой называют искусство комбинирования засушенных растений для создания панно и композиций. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д. Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету; форме и фактуре. Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий. Искусно составленный, он мог украсить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени, памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшали письмо или открытку. Однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом по определенным законам. Флористические коллажи изготавливаются вручную, в единственном экземпляре. Это придает им психологическую притягательность как всякой уникальной вещи, отразившей авторскую личность. Современный мир все больше тяготеет к индивидуальности, возвращается к тем временам, когда мир предметов не был результатом массового производства. Флористика является самым молодым видом аппликации .

1.2 Основные флористические стили

- Декоративный (пейзажный) стиль - самый распространенный. При выполнении декоративной работы задача флориста заключается не в выявлении особенностей каждого растения, а в подчинении их идее создания целого. При этом растения, даже теряя индивидуальность, приобретают красоту в единстве. Применяется как симметричный, так и асимметричный принцип построения композиции, различные способы распределения материала и применение разных флористических техник. Декоративный стиль предполагает использование большого количества материала и его разнообразие по цвету, форме и фактуре. Допускается смешение в одной композиции цветов разных сезонов, географических ареалов, форм значимости, видов и семейств. Материалом для декоративной аранжировки могут служить фрукты, овощи, ягоды, различные флористические аксессуары - ленты, бумага, бижутерия и т. д.

- Вегетативный стиль считается самым сложным. Для того чтобы успешно создавать композиции в этом стиле флорист должен тонко чувствовать внутреннюю суть растений, приближая свои творения к естественным образам природы. Кроме цветов и листьев в вегетативных аранжировках часто используются камни, коряги, шишки, ветки, мох, плоды, ягоды и прочие природные материалы. Для этого стиля характерна свободная, идентичная природной, расстановка материала. Обязательным является сохранение естественных форм роста, размеров и образов растений. В одной аранжировке используются цветы только одного сезона и одного географического ареала.

Вегетативный стиль особенно хорош в весенних композициях для передачи состояния пробуждения Природы. Образ просыпающегося леса - пробивающаяся нежная травка, проталины, первые подснежники.

- Линейный стиль . Флорист, создавая аранжировку, делает акцент на линии, сводя к минимуму количество используемого материала. Отдается предпочтение растениям с необычно изогнутыми стеблями, которые могут являться линией. Если в декоративном стиле линия может быть дополнительным штрихом, то здесь она является идеей композиции. Линии могут быть прямые, извилистые, изогнутые и плавные. Для создания активного напряжения в аранжировке используется контраст разных по характеру движения линий. Для линейного стиля, как правило, характерна асимметричная расстановка материала. Направление линий в композиции может быть различным, однако одно из них обязательно должно преобладать. Линейный стиль сложнее для восприятия, однако он позволяет собрать прекрасную композицию из небольшого количества материала.

- Стиль форма предполагает создание в любых флористических техниках четких узнаваемых геометрических форм (венок , шар, пирамида, крест и так далее). Этот стиль максимально ясен и лаконичен. Он требует четкого понимания задачи и большой аккуратности исполнения. Форма может создаваться из листьев, веток и других частей растений. Диапазон используемых техник очень велик - от простого оклеивания оазиса до сложных плетений из одного вида материала.

Глава 2. Подготовительные и практические приёмы выполнения коллажа.

2.1. Актуальность нового направления народного искусства.

Прежде чем приступить к работе я провела исследование, насколько актуальна и современна тема, что знают окружающие о флористике, флористическом коллаже. Используют ли взрослые и дети флористические картины в быту. Есть ли необходимость в выполнении флористических картин. Для этого я составила анкету из четырёх вопросов и провела

Анкетирование среди детей и взрослых.

1. Вы знаете что это за искусство флористика?

2. Какие флористические стили вам знакомы?

3. Что такое флористический коллаж?

4. Используете ли вы для украшения интерьера коллаж?

Иванова Юлия

Морозова Мария

Кузьмина Евгения

Фурманова Диана

Налегацкая Надя

Магерко Настя

Лысакова Юлия

Сибина Даша

Дорофеева Ира

Пальгова Анжелика

Гракович Настя

Хомченко Настя

Клочкова Настя

Абдулганеева Екатерина

Винокурова Ангилина

Щебет Настя

Кузьмина Анна

Морозова Настя

Цапович Мария

Паршукова Екатерина

Серова Вероника

В результате исследования выяснилось, что 19 человек знают о существовании флористического искусства, а это 76% . а вот о стилях

этого вида творчества знает лишь 1 из опрашиваемых. Но представление о

флористическом коллаже имеют большинство - 52% участвующих в анкетировании. Для оформления интерьера флористические картины

используют лишь 4 человека. Результаты анкетирования подтвердили, что

это сравнительно молодое направление в искусстве, довольно необычный метод создания художественных композиций требующий подробного изучения.

Основа для флористического коллажа

Коллаж на холсте

Холст - это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она - самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст - это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник. Элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку .

Коллаж на ткани

Практически любая ткань - хлопчатобумажная, шелковая, льняная, бархатная и т. д. - может служить не только основой, но и прекрасным фоном для флористического коллажа. Ткань натягивают на подрамник или при помощи флористического пистолета наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета

Коллаж на бумаге

Основой для флористического коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага. Чтобы работа получилась эффектной, используют бумагу темных цветов (насыщенный бордовый, черный или глубокий синий). На таком фоне прекрасно смотрится тополиный пух или белая вата - из хлопковой коробочки. Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага спокойных, неярких расцветок. Можно использовать и гофрированную бумагу.

Коллаж без фона

Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки и т. п., - элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине флористических материалов. Фон как таковой в подобных работах отсутствует.

2. 3. Материалы для флористического коллажа

Каждый из материалов имеет свои уникальные характеристики, в соответствии с которыми применяется для той или иной цели.

Ветки деревьев и кустарников

Ветки деревьев и кустарников, особенно декоративных, красивоцветущих, могут быть прекрасным материалом для флористической аранжировки. Из одних только цветущих побегов таких кустарников, как сирень, жасмин, можно составить замечательную композицию или букет. Очень хороши в аранжировках побеги кустарников с крупными колючками или шипами, например ветки боярышника. Особенно ценятся извилистые, причудливо загнутые побеги.

Лишайники

Лишайники – один из любимых материалов многих флористов. Слоевище лишайников бывает очень разнообразным по окраске, размерам, форме и строению. Лишайники могут иметь различные цвета: белый, розовый, ярко-желтый, оранжевый, желтовато-зеленый, коричневый, черный и некоторые другие.

Перья наиболее часто используются в пасхальной флористике. Их легкость и пушистая фактура смягчают аранжировку, внося в нее нотки нежности. Для композиций обычно берутся страусиные, павлиньи, лебяжьи, куриные перья.

Ракушки, будучи морским атрибутом, сами определяют тему композиции. В сочетании с тропическими растениями ракушки прекрасно передают экзотическое настроение жарких широт. Ракушки бывают разной формы и окраски. Они хорошо сочетаются со стеклом и металлом.

Семена растений тоже используются как флористический материал. Наиболее часто флористы используют семена подсолнечника, тыквы, трав, календулы, бобовых, акации, каштана. Сухие семена в сочетании с живым материалом составляют необычный интересный контраст, который нередко используется в аранжировках.

Еще один очень модный материал, применяемый в современной флористике – солома. Живые цветы, помещенные на основание из засушенных стеблей злаков, благодаря контрасту выглядят еще более трепетно и нежно. Солома уникальна своей универсальностью: ей можно придавать любую форму – вплоть до сложного плетения Ее натуральный цвет, естественная фактура, приятный запах позволяют нам острее ощущать близость с природой.

Сухие листья

Сухие листья – прекрасный материал для осенних композиций. Листья, сохраненные под прессом в расправленном виде, имеют ровную поверхность и очень хороши для коллажей. Очень оригинально выглядит сочетание сухих листьев и живого материала.

Трава обладает множеством свойств, делающим ее популярным материалом для аранжировки. Некоторые виды трав очень пластичны и позволяют создавать различные сложные плетения, делающие композицию оригинальной. Она часто является элементом вегетативной аранжировки.

Шишки наиболее часто используются в рождественской аранжировке. Многообразие форм и размеров, приятный хвойный аромат – все это делает их прекрасным материалом для праздничных композиций, гирлянд и венков. Естественный природный цвет шишек может заменяться на любой другой при помощи красящего аэрозоля и другие материалы….

Способы сушки растений для флористических композиций

Сушка растений – самый распространённый и простой способ обработки растений, которые предназначены для составления разнообразных флористических композиций. Для большинства собираемых растений, предназначенных для дальнейшей обработки, основным требованием является защита от влаги. Поэтому нужно производить сбор растительного материала в сухую солнечную погоду. Сушить растения можно несколькими способами я рассмотрела и изучила их.54

Естественная сушка растений.

Побеги некоторых видов растений с декоративными цветками или плодами (астильба, никандра, кермек, гелихризум, физалис, ноготки, лютик, роза) можно высушить в саду не срезая - прямо на корню. А потом срезать побеги и поместить в композицию.

Сушка растений на воздухе.

При этом способе многие растения сохраняют свой натуральный цвет.

Срезанные растения лучше сушить в пучках вниз головками, освобождая при этом цветы от ненужных листьев. Например, так отлично высушивается пижма, лимониум, солидаго (золотарник).Для лучшей сохранности и удобства дальнейшего использования в композиции плодов и материалов с колючими или хрупкими стеблями (перец, ворсянка, акроклинум и др.), их плоды и соцветия предварительно отделяют и закрепляют на проволоке.

https://pandia.ru/text/78/186/images/image002_27.jpg" width="384" height="240 src=">

Рис.2 Сушка растений на воздухе

Плоскостная сушка растений

Плоскостная сушка растений заключается в раскладывании расправленных листьев, цветков и побегов между листами бумаги. Затем эти листы перекладываются гигроскопичным материалом (газетной или фильтровальной бумагой, салфетками и др.) и прижимаются грузом. По мере впитывания влаги повлажневшую бумагу надо менять на сухую.

Высушенные таким образом растения используются для составления плоских коллажей.

https://pandia.ru/text/78/186/images/image004_12.jpg" width="228" height="204 src=">

Рис. 3 Плоскостная сушка растений

Объёмная сушка растений

Объёмная сушка растений производится в песке или в вате.

Для консервации в песке можно изготовить специальное приспособление, которое представляет собой небольшой ящик с выдвижным дном и вставленной над ним мелкоячеистой сеткой. Решетчатую вставку закрепляют на расстоянии 3 см от дна. Ящик заполняют хорошо промытым и прокалённым песком до решётки.

Растения с плоскими соцветиями-корзинками устанавливают в ящик с песком стеблями вверх (например, астры, лютики, анютины глазки, ромашки, незабудки, пр.). А растения с объёмными и махровыми соцветиями - стеблями вниз (бархатцы, георгины, пионы, розы, лилии и др.).

Продолжительность сушки растений в песке зависит от температуры воздуха и вида цветов; обычно колеблется в пределах 5-10 дней.

После высушивания растений у ящика вынимается дно, песок высыпается, а цветы остаются на сетке.

Сушка растений утюгом.

Не следует отказываться от довольно быстрого способа сушки растений с помощью утюга.

Это очень эффективный способ сушки, например, для осенних листьев и цветов акации, виолы, матиоллы. На гладкую доску надо уложить 4-5 листов газетной или промокательной бумаги, расправить растения; прогладить умеренно горячим утюгом.

2.5 Технология выполнения коллажа

Собирать природный материал можно круглый год, с ранней весны до поздней осени, так как у каждого времени года есть свои прелести: одни виды интересны в бутонах , вторые - в полном цвету, третьи - в плодах. Семена ясеня, клена собирают даже зимой. Ранней весной можно засушивать цветы и листья ландыша, тюльпанов, купавки, лютика. В начале лета можно собрать тополиный пух, в середине - заготовить лесные, полевые, луговые цветы, чуть позже - листья осенних деревьев. Тем более осенью листьями будет покрыта вся земля. Местами сбора растений являются леса, болота, луга и сады.

Перед началом работы необходимо подготовить рабочее место. Оно должно быть просторным, чтобы все необходимое было под рукой. Рабочий стол, желательно устойчивый и большой, следует разместить перед окном, тогда в светлое время будет достаточно естественного освещения. Из инструментов и приспособлений необходимо приготовить следующее: ножницы большие и маленькие; Пинцет - для выправления отдельных элементов композиции, работы с хрупкими частями растений и мелким отделочным материалом ; кисти средней мягкости для подкрашивания отдельных элементов. Для работы Вам также понадобятся: калька и копировальная бумага;

Клей ПВА, клейстер (приготовленный из картофельного крахмала, он не оставляет пятен на изделии), казеиновый клей (для приклеивания толстых листьев); материал для изготовления основы.

При составлении цветов (астры, лилии, орхидеи) лепестки наклеивают вначале для прочности на круг из кальки диаметром 1-2 см, затем готовый цветок накладывают и приклеивают на фон в соответствии с задуманной композицией. После приклеивания цветка, листика, лепестка картину проглаживают горячим утюгом через несколько слоев бумаги непосредственно по растениям для усиления цвета. При создании картин из сухого материала необходимо учитывать законы гармонии – пропорцию, контраст, ритм и глубину композиции. Композиция из цветов не должна быть перегруженной, тяжелой от обилия цветов, беспорядочной. Легкость, свобода в размещении цветов, изящество контуров, чистота красок, естественность сочетаний, идея – вот то, чего следует добиваться.

Заключение

Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы - большое счастье. Всмотритесь внимательнее в природу - каждый цветок, травинка неповторимы и по-своему прекрасны. С весны до поздней буйствует зелень. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство форм. Эту красоту можно и нужно перенести в картину. Такая работа разовьет мышление и трудолюбие, художественный вкус и наблюдательность, любовь к родной земле и бережное к ней отношение. Да и собирать материал на свежем воздухе довольно-таки приятно.

Освоив технику создания коллажей, я смогла при помощи необычных «красок» - цветов, веточек, листьев и других материалов - писать чарующие пейзажи и передавать формой и цветом свои настроения, чувства, мечты... Считаю, что с поставленной целью справилась. Выполненная мною работа украсит интерьер кабинета технологии.

Сегодня этот вид творчества стремительно и многогранно развивается. Он становится популярным, подлинно народным русским стилем, близким нам с вами. Произведения флористов украшают наши дома, школы, музеи. Вселяют в наши сердца доброту и заботу. Остаются в нашей памяти на долгие, долгие годы. А научил нас этому искусству мастер с прекрасным именем Природа.

Библиография

1. Анисимова А. Домашняя флористика.- Издательство: ИД "Ниола

21-й век", 2004г.

2. Асманн П. Современная флористика.- Издательство: Культура и традиции, 2003г.

3. , – Флористика. Издательство: АСТ «Сталкер», 2006г

4. Руби Б. - Школа флористики. Издательство: М: Эксмо, 2007г.

5. Материалы из Интерьера http://www. *****/njuki

Коллаж - сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage - наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы - растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. А начиналось все...

На заре XX века в кругах приверженцев авангарда - кубизма, дадаизма, маньеризма, импрессионизма и т. п. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием - наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник - великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки... В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж - технический прием в изобразительном искусстве , когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Его первая самостоятельная работа, сделанная в новой технике, - «Натюрморт с плетеным стулом». Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие гениальному новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные при помощи металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок и т. п., большей частью шокировали публику. Тем не менее необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники.

Так, коллаж занимает заметное место в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он придумал разновидность коллажа - декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование главным образом двух действий - вырезания, или кроения, и составления картин из полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, создавал произведения, отличающиеся простыми формами и вместе с тем очень гармоничные, они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника - картина «Морские животные», созданная в память о южных морях. Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения, Матиссу удалось передать и таинственность глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба. В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой - в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».

В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», многие произведения исторической тематики.

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, - куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, - Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж - это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины. Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое. В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом. Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать. Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг. Эту впечатляющую технику используют и при оформлении книжной продукции. Быстрая компьютеризация страны дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в увлекательном занятии - создании компьютерных коллажей.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д. Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету; форме и фактуре. Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий, однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом по определенным законам. Насколько удачным получился фон, настолько удачным будет и коллаж в целом. А законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей и т. д. Все идет в ход. Жемчужины и пара медных монет могут оказаться теми акцентами, которые сделают работу завершенной. На красоту засушенных растений люди обратили внимание давно. Стенная роспись в одном из фиванских храмов, находящемся на территории современного Египта, считается самым древним гербарием, пусть и несколько своеобразным. Этот культурный памятник, датируемый 1450 годом до н. э донес до нас изображения 275 различных растений! Более двухсот лет путешественники и ученые-ботаники, изучая растительный покров земли, собирают гербарии, потому что одни словесные описания и рисунки не дают полного представления о растениях. Однако материал, предназначенный для сухого научного исследования, мало подходит или не годится вовсе для создания флористического коллажа - при высыхании цветки и листья нередко теряют естественную окраску. К тому же растения, высушенные, как для гербария, методом прессования, становятся хрупкими. Чтобы дизайнеры могли беспрепятственно творить круглый год и воплощать все свои замыслы, им на помощь пришла индустрия производства сухоцветов, обеспечивающая прочным, пластичным, эффектным растительным материалом. Растительный материал несложно заготовить и самим.

Основные стили коллажей

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, - это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Однако при всем многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля.

Четыре основных стиля коллажа:

В каждом стиле - свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.

Пейзажный стиль . В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Вегетативный стиль . Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают
на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон - небо с облаками - наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метелками, необычайно радующее, веселое соцветие укропа, похожее на легкий зонтик, - это, скорее всего, пейзаж. А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж. Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной.

Декоративный стиль . Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное - оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

Формо-линейный стиль . Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры - круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д.. а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета? Но сюжетом может быть все! - восклицал Э. Делакруа. - Сюжет - это ты сам, это впечатления и чувства, которые ты испытываешь, глядя на природу...» Оглянитесь вокруг - идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно? Это поможет выбрать стиль. Потом переходите к практической части.

Чтобы созданный вами флористический коллаж оправдал ваши ожидания, чтобы вы могли назвать его удачным, в работе необходимо придерживаться определенных правил, определенной последовательности действий. Потом, с приобретением опыта, вы будете им следовать автоматически.

Если при взгляде на дивный цветок или экзотической формы лист, причудливо изогнутую ветвь или переливающееся перо заморской птицы вас не посетило вдохновение, которое сразу подарило бы вам видение сюжета, создавайте коллаж пошагово. В общих чертах это выглядит так: сначала разрабатывают эскиз, потом делают фон (в нашей практике он по преимуществу живописный), затем наполняют его флористическим материалом. Но в любом случае прежде всего должен появиться замысел. Он - основа основ. Без глубокой волнующей мысли ничего не получится. Потом следует предварительная подготовка - и непосредственно процесс создания коллажа. Этапы всей работы выглядят так.

  • Подумайте о теме своей работы. Тема - это то, что хотел сказать художник. Решите, как вы выразите свое отношение к ней - так вы определите идею произведения, уточните свой замысел. Например, вы хотите создать коллаж на тему осени. Какая она для вас? Что в ней вы любите больше всего? Может быть, бабье лето, когда еще пригревает теплое солнышко и деревья стоят в многоцветье осенней листвы? А может быть, вам нравится время, когда осень подходит к концу и уже морозная зима на пороге, когда природа готовится погрузиться в грусть и покой?
  • Одну и ту же идею можно воплотить в различных стилях, поэтому подберите наиболее подходящий для себя. Допустим, вы хотите создать коллаж под названием «Порыв». В пейзажном стиле решение, возможно, будет таким: вы покажете дерево, склоненное под сильным порывом ветра, сорванные листья, уносимые этим порывом вдаль. Фон - темное небо, на котором сквозь тучи пробивается одинокий лучик солнца. Тот же коллаж в декоративном стиле требует создания иллюзии движения, стремительного и резкого. Переплетение удачно подобранных и верно расположенных мазков красок и флористического материала поможет донести замысел до зрителя.
  • Сделайте эскиз: это может быть и просто набросок в произвольном масштабе, и разработка в формате будущего коллажа. Эскиз наглядно покажет, где будут находиться все элементы композиции. Помните о перспективе и равновесии.
  • Определите, нужен ли вам живописный фон. если нет, то что его заменит. Для создания живописного фона, если вы отдали предпочтение ему, выберите краски, подготовьте соответствующую бумагу и т. д.
  • Сделайте несколько вариантов фона. Так вы сможете не только выбрать наиболее удачный, но и сэкономить краску. Оставшиеся заготовки могут пригодиться в другой раз.
  • Когда выполненный фон подсохнет, подберите флористический материал, исходя из того, что одни элементы фактурой, формой и цветом должны подчеркивать другие, дополнять и оттенять их.
  • Используйте разнообразный материал. С другой стороны, умейте вовремя остановиться, чтобы не замусорить работу.
  • Приступайте к наклеиванию декоративного материала. Пользуйтесь только хорошо разогретым пистолетом, иначе, прикладывая дополнительные усилия к кнопке инструмента, вы можете сломать его. Держите пистолет в правой руке, осторожно надавите на кнопку, чтобы не вылилось слишком много клея. Левой рукой слегка приподнимайте материал и постепенно, шаг за шагом, приклеивайте элементы коллажа. Совмещая различные материалы, накладывая их друг на друга (а не просто укладывая рядом), объединяя элементы в единое целое с фоном, его красками и фактурой, вы можете получить необыкновенный результат.

А что касается коллажа, в основную часть которого вы поместили поразивший ваше воображение цветок или лист, то подобные композиции тоже строятся по определенным правилам. Неповторимость формы, фактуры, наконец, уникальную декоративность главного элемента должен подчеркнуть фон. Цветовое решение фона должно быть таким, чтобы он не играл, что называется, первую скрипку, а был достойной оправой главному флористическому элементу композиции. Однако фон может служить не только дополнением. Если его сделать контрастным, он станет более активным, но при этом опять же усилит впечатление, производимое материалом, находящимся в самом центре внимания. Правильный выбор фона - очень важный момент, однако прежде надо определиться, на какой основе будет выполнен коллаж.

Виды основ коллажей

Флористические коллажи можно выполнять на холсте, любой ткани, бумаге, картоне, коже, металле, стекле и т. д. И выбранная основа либо служит стартовой площадкой для создания фона, либо сама является фоном - в неизменном виде или дополнительно оформленная: красками, объемной шпатлевкой, художественной пастой, мелкими декоративными элементами и т. д. Работу можно сделать и вовсе без фона. Так, например, создают коллажи на каркасе.

Коллаж на холсте

Холст - это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она - самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст - это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник.
Фон на холсте можно создавать, расписывая его масляными красками, а можно нанести шпатлевку. Соответственно элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку Последний вариант наиболее подходит для таких материалов, как песок, гравий, гречка, зерна кофе, битое стекло, ракушки и т. д. Потом их можно покрыть слоем клея ПВА. Очень хорошо смотрятся коллажи, в которых используют только один вид декоративного материала. Например, если хаотично закрепить в шпатлевке цветки гортензии или бугенвиллеи. Для придания таким работам большей выразительности можно обработать их поверхности спреем, создающим эффект блеска.

Коллаж на ткани

Практически любая ткань - хлопчатобумажная, шелковая, льняная, бархатная и т. д. - может служить не только основой, но и прекрасным фоном для флористического коллажа. Ткань натягивают на подрамник или при помощи флористического пистолета наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета. Главное - точно расположить флористический материал, как того требуют замысел и законы композиции. Следует учитывать и то, в каком помещении суждено находиться вашей работе. Так, едва ли в скромном загородном доме будут уместны вычурные работы, выполненные на шелке и бархате. А вот коллажи на основе из ситца, льняного полотна, холстины, пожалуй, придутся кстати.

Не менее важна правильность сочетания ткани и растительного материала. Для оформления льняной ткани, холстины или ситца выбирайте «скромные» растения, знакомые всем с детства, - укроп, физалис, цветки анютиных глазок, ромашек. Для тонкого шелка и таинственного бархата подойдут цветки более изысканные, например орхидеи, дельфиниумы, фрезии.

Коллаж на батике

Батик - это многоцветная хлопчатобумажная или шелковая ткань, рисунок на которой получают, нанося и закрепляя краски при помощи воска. По сути, коллаж на батике - это разновидность предыдущего приема изготовления коллажа. Поскольку батик очень эффектен сам по себе, флористический материал используют в минимальном количестве. Основа (она же фон), и элементы композиции дополняют красоту друг друга. Надо признать: создание коллажа на батике - тонкая работа.

Коллаж на бумаге

Основой для флористического коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага. Чтобы работа получилась эффектной, используют бумагу темных цветов (насыщенный бордовый, черный или глубокий синий). На таком фоне прекрасно смотрится тополиный пух или белая вата - из хлопковой коробочки. Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага. Речь идет не о ярких блестящих листах, в которые традиционно заворачивают подарки, - на них потеряется любая композиция из засушенных растений и других натуральных и искусственных материалов.

Иное дело - упаковочная бумага спокойных, неярких расцветок. Можно использовать и гофрированную бумагу, только создавать на ней композиции очень непросто! Но если
постараться, то получится очень оригинальное произведение. Хороший материал для фона и цветная бумага для пастели. Но, пожалуй, идеальный выбор - флористическая бумага с натуральными включениями, в качестве которых используют листики и мелкие цветочки.

Коллаж без фона

Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки и т. п., - элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине флористических материалов. Фон как таковой в подобных работах отсутствует. Однако в этом качестве может выступать цвет стены, на которой будет размещена работа из флористического материала. Однотонная стена - более удачный вариант, чем обои с рисунком: он может помешать предстать вашему произведению во всей красе.

Заключение

Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, нежным изящным подснежником.
Умение видеть и чувствовать красоту родной природы - большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Освоив технику создания коллажей, вы сможете при помощи необычных «красок» - цветов, веточек, листьев и других материалов - писать чарующие пейзажи и передавать формой и цветом свои настроения, чувства, мечты...

Создание коллажей дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Яркие и интересные работы могут получаться и у начинающих коллажистов, потому что творчество дарит ни с чем не сравнимую радость