Картина марат в ванной. Смерть Марата

Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) - картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе - авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде - гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку - Корде убила его раньше. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо .

Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:

"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".

Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).

По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».

В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.

На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:

На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе - «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).

Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Жан Луи Давид. Смерть Марата

"Слава Франции", художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно "Смерть Марата" является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание "живописец революции", был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты "Друг народа" Жан Поль Марат. Это он во всеуслышание заявил: "Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана". И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз - уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, потому что вода несколько смягчала его боль. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: "Я из Кона. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Я жду Вашего совета".

Марат приказал впустить посетительницу. Так к нему вошла Шарлотта Корде.

А через несколько минут раздался крик: "Ко мне, дорогая!". Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Убежать ей не удалось, но Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож: в его беззащитное тело.

На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: "Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!".

"Я готов", - ответил художник.

Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...

Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем, из-под которого выбиваются пряди волос, и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание.

Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Страшное волнующее сходство полуоткрытого рта, искаженного гримасой, едва смягчено закрытыми глазами.

Картина поглощала теперь все время Давида, свободное от дел. Он действительно работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения, что начнет стираться жившая в его сознании картина последних дней жизни Марата. Но, напротив, воспоминания делались все острее, а временами становилось нестерпимо от почти физически ощущаемой боли.

Замечательная картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства - и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.

Но как изобразить страшную минуту смерти Марата? Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения сумеет он добиться своей цели. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция.

В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии. Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью.

Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой.

В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, - все это делает картину похожей на надгробный памятник. Короткая надпись: "Марату - Давид" - еще больше усиливает это впечатление.

Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя, и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: "Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину".

В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: "13 июля 1793 года: "Анна-Мария-Шарлотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность".

На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.

Итальянский искусствовед Л. Вентури отмечал, например: "В картине все заострено до крайности: "желтый цвет скамеечки, зеленый - одеяла, белый - простынь и бумаги, трупный оттенок кожи. Все здесь безжалостно точно, вплоть до глубокого черного фона, который действует на зрителя просто устрашающе...

Картина скорее передает не боль о потерянном друге, а смятение перед кровавым зрелищем. Оно бьет по нервам, но не задевает души".

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Поэтому знатоки искусства, тонкие ценители, да и скептики, которых было немало в Конвенте, просто не нашли что сказать. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то хватающее за душу. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души".

Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: "...они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Но после термидорианского переворота картины были убраны, и сейчас "Смерть Марата" находится в Брюссельском музее.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Жак-Луи́ Дави́д (30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.

The death of Jean-Paul Marat, 1793
by #David:fr:
Oil on canvas. 165 × 128 cm.
:round_pushpin: Royal Museums of Fine Arts of Belgium

Жак Луи Давид - Смерть Марата.

Год создания: 1793

La Mort de Marat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 165 × 128 см

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений.

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Широко известная картина «Смерть Марата» написана маслом на холсте в 1793 году. Жан Поль Марат, один из сподвижников Французской революции, жестокий и деспотичный, сторонник радикальных мер, был близким другом Давида. Именно в таком виде видел его художник в последний раз. Картина - своего рода дань памяти близкому товарищу.

Марат страдал кожным заболеванием, и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. Она ненавидела его за это. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Ее отправили на гильотину.

Поскольку революционер - якобинец, был близким другом художника, то и картина получилась весьма эмоциональной. На тумбе, придвинутой у ванной, написано «Давид-Марату», своеобразное посвящение другу. Лицо Марата искажено болью, на груди кровоточащая рана, около ванны на полу нож, который бросила убийца. Ванна задрапирована тканью, и создается впечатление, что это последнее пристанище неугомонной души.

На темном фоне стены фигура Марата выглядит драматично и жалко. Некогда вершитель чужих жизней и судеб, отправляющий инакомыслящих на плаху, сам не избежал смерти. И похоже, только смерти под силу примирить его с эти миром. Давид воспевал своего друга, великого революционера, а на самом деле, заставил мир говорить о себе как о великом художнике.

"Смерть Марата"
Жак Луи Давид

Жан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны. Во время одной из них, 13 июля 1793 г., когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, друг мой!), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.

Жак-Луи Давид (1748-1825) - представитель неоклассицизма во французской живописи. После периода барокко и еще более рафинированного и легкомысленного рококо новым словом стало возвращение к античной простоте в XVIII веке. Самым ярким представителем новой школы стал Давид.

Несколько слов о художественной манере живописца

Начав работать под влиянием Ф. Буше и отдав долг красивости рококо, молодой художник побывал в Риме и вернулся из него, полный новых впечатлений и идей. Он обратил свой взгляд на нравственность и героизм античной истории, на лаконизм изображения. В Риме он написал «Клятву Горациев» в 1784 году. Это произведение стало образцом для большинства художников, чувствующих веление времени. Его с восторгом приняли в Риме и Париже. Именно тогда сформировались черты техники, которой он будет пользоваться долгое время:

  • Выделяются фигуры и предметы на первом плане.
  • Задний план предназначен, чтобы оттенить их. Используются строгие темные или тусклые тона.
  • Композиция предельно лаконична.
  • Детали четкие, даны крупными мазками. Это отличает их от воздушности рококо.

Кровавая Великая французская революция

Экономические и политические причины привели к в 1789 году, суду над королем в 1792-1793 годах, после учреждения Национального Конвента. Но казнь короля не привела к достатку населения. Оно голодало. В самом Конвенте не было единства. Дворянка, жирондистка Шарлотта Корде была потрясена казнью короля и прибыла в Париж, считая, что Франция находится в руках людей, причиняющих всем зло. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату.

В конце концов Марат, болевший экземой и страдавший от невыносимого зуда, принял ее в ванной, где он в последние месяцы всегда работал. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Ее взяли на месте преступления. Она не отпиралась на суде. Ее казнили. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции.

Предварительная работа Давида

Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. Живописец сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. При свечах живописец быстро делал наброски.

Его сильно потрясла смерть Марата. Картина даже не была никем заказана. Художник рисовал для себя. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни. Так происходили похороны. "Смерть Марата", картина, история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Само полотно живописец создал в течение трех месяцев.

«Смерть Марата»: описание картины

«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» - это высказывание Давида.

Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Картина лаконична. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Композиция проста и смела. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Вторая рука лежит на доске. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.

Она в нем говорит, что очень несчастна. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Ассигнация лежит тут же рядом. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ - Давид». Это такая своеобразная эпитафия.

Колорит и детали

На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни.

Тени очень резкие, поэтому лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Под левой рукой лежат листы бумаги, показывающие, что Марат только начал, но не закончил свою работу. Журналистское перо в правой руке, которое держит Марат, показывает, что он до последнего вздоха служил революции. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.

Картина «Смерть Марата» (1793) находится в Брюсселе.