Картины художника и композитора м чюрлениса. Чюрлёнис

Предмет: музыка

Класс: 1 класс

Тема раздела: «Музыка и ты»

Тема урока: «Художник, поэт, композитор»

Номер урока в теме: урок №18

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 1 класс».

Дата проведения урока ______________

__________________________________

__________________________________

Цель урока: с помощью практической, слуховой, исполнительской деятельности подвести ребят к осознанию того, что все виды искусства связаны между собой и с жизнью. Показать особенности изображения нового дня в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Задачи урока:

Образовательная :

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

Дать понятие: художник,поэт,композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;

Развивающая :

Создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

Создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

Будут уметь рассказывать, какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.

Личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, опреде-ление основного настроения и характера музыкального произведения

Метапредметные :

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

РегулятивныеУУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Тип урока : усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся : коллективные, групповые (пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования : музыкальный центр, баян. ноутбук, проектор,

Ход урока

1. Организационный этап.

Дети входят в класс под музыку

Музыкальное приветствие.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Муза приглашает нас на новый урок. Она привела к нам на гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор)

Тема урока: «Поэт, художник, композитор».

3.Актуализация знаний.

Муза не просто пригласила поэта, художника, композитора, она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?»

Как вы думаете, что ответил каждый из них. Какие слова на воздушных шариках соответствуют изображениям поэта, художника, композитора? (слова- поэт, звуки- композитор, краски- художник)

1.Чем рисуют художники? (красками)

2.Чем рисуют композиторы? (звуками)

3.Чем рисуют поэты? (словами)

4. Первичное усвоение новых знаний.

А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».

Первым за работу взялся художник

Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками)

Давайте посмотрим, как он рисует свои картины

Беседа по картине «Утро» В. Васильева.

  • Что изображено на картине?
  • Какое время суток нарисовал художник?
  • Какими красками он изобразил этот пейзаж?
  • Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
  • Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми?
  • Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?

Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня». красками.

Потом за работу взялся поэт И. Никитин. Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своём отрывке из стихотворения «Утро".

Работа над стихотворением И. Никитина «Утро».

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

  • Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?
  • Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?
  • Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов?
  • Чтение стихотворение с пластическими движениями.

Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло». .

5.Первичная проверка понимания

Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро» и картины В. Васильева «Утро».

Что общего в изображении утра поэтом и художником? (ответы) Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при восприятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.

В чем отличия? Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы увидели картину.

А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»?

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями. – Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.

Слушание: Э.Григ «Утро»

Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы)

– Какие краски вы использовали, почему?

Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.

Какие инструменты исполняют это произведение? (оркестр)

Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня» ?

Разминка: А теперь встанем и протянем свои руки к солнышку, а теперь представим, что наши руки лучики, а мы солнце, покажите как всходит солнце.

6. Первичное закрепление.

Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт? (все)

Каждый по – своему увидел и изобразил картину «пробуждение нового дня» , используя свои средства выразительности. Давайте объединим все три вида искусства картину, стихотворение и музыку.

ПРОСМОТР: Видео «Самая счастливая» Автор текста (слов):Ибряев К.Композитор (музыка):Чичков Ю.

Понравилось?

Вокально- хоровая работа. Работа над песнями

1. Наследники победы

2. Мой дедушка герой

7.Информация о домашнем задании.

Вот какая история произошла у нас сегодня на уроке. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами рисуют свои образы «пробуждения нового дня», а художники рисуют свои. Всё творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия.

Д/З: Найдите стихотворения о утре.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Но лучше всех на уроке работали… …………………………………

До свидания, до встречи с музыкой! Выход под музыку


Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 - 28 марта (10 апреля) 1911) - литовский художник и композитор.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.

Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.

Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины.

Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как , Лансере, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.

Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

ТВОРЧЕСТВО

Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).

От объективной спокойной фиксации пейзажа — к драматизации природы — таков путь Чюрлениса.

Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.

Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики, народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».


«Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…»

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».



Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», - вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Единственное, что могло его вывести из себя, - это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины.

Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

C 1965 года проводится конкурс имени Чюрлёниса, в котором участвуют пианисты и органисты.

Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М.-К. Чюрлёниса в Вильнюсе, единственная в Литве школа искусств с полным 12-летним циклом обучения.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Гукера есть гора Чурляниса, названная в 1913 году в память о Чюрлёнисе; горе было дано то имя художника, под которым он был известен при жизни и несколько десятилетий после его смерти.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. - М.: МЦР, 1993
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.11.2017 19:21 Просмотров: 1062

«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе).
Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи. Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму , но при этом оно рядом с музыкой. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911)

В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения.
Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Вторым языком был русский.
Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). У мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.

М.К. Чюрлёнис «Потоп» (1904)
После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г. в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис.
В Вильне Чюрлёнис познакомился с начинающей писательницей – Софией Кимантайте – и женился на ней в 1909 г.

Чюрлёнис с женой
При содействии художника М. В. Добужинского в Петербурге в 1908 г. прошла выставка «Салон», в ней принял участие и Чюрлёнис, ставший затем участником объединения «Мир искусства». Но в Петербурге он столкнулся с непониманием. Его единомышленники пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи. Чюрлёнис же осознавал, что это не тот уровень, который ему был необходим. Кроме того, он был очень стеснён материально.

М.К. Чюрлёнис «Покой»
Серьёзно его психика пострадала после того, как была не принята и не понята его большая работа – занавес для общества «Рута» размером 4×6 м (1909).

Занавес для сцены «Руты»
Здоровье Чюрлёниса стало резко ухудшаться, и в 1911 г. он умер от простуды. Похоронен в Вильнюсе.

Творчество

А теперь поговорим о другом мире Чюрлёниса – творческом. И в нём всё гораздо сложнее. Чюрлёнис был разносторонне одарен. Композитор, художник и поэт, он мог пользоваться разными творческими языками – музыкальным, художественным, поэтическим...
В своих стихах он говорил об этом так:

О, как трудно вместить в себя мир!..
Сколько звуков в нем слышится,
сколько красок сверкает!

Его черновики до сих пор полностью не разобраны, а уже известных произведений для фортепиано насчитывают более 50.

Цикл «Сотворение мира» (13 картин) (1905)

Картина I

Картина II

Картина III

Картина IV

Картина IX

Картина XI

Чюрлёнису принадлежит более 300 живописных произведений, в их числе «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты».

Цикл «Знаки зодиака» (12 картин)

«Водолей» (1906)

«Телец» (1906)

«Дева» (1906)
Чюрлёнис создал новый вид искусства – «зримую музыку», где слиты музыкальные формы и их изобразительный аналог. Это серия живописных работ с музыкальными названиями: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря».

М.К. Чюрлёнис «Прелюдия и фуга. Ангел» (1908)
Прелюдия – самостоятельное музыкальное произведение. Ранее – предшествовала более длинному и сложному произведению, отсюда её название: от лат. praе – перед и лат. ludus - игра ).
Фуга – музыкальное произведение, в котором несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.

М.К. Чюрлёнис «Фуга» (1908)
Эта картина как раз иллюстрирует плавный переход мелодии от одного голоса к другому (ёлки и возвышенности чередуются).

М.К. Чюрлёнис «Финал» (1908)

М.К. Чюрлёнис «Соната звёзд. Аллегро» (1908)
Аллегро (итал. Allegro – весело, бодро, радостно). Музыкальный термин.

М.К. Чюрлёнис «Скерцо» (1908)
Ске́рцо (итал. scherzo букв. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом.
Но вот что важно знать. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал: «...почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства» . Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Ну, если только пояснять какие-то общие детали.

М.К. Чюрлёнис «Ангел» (1904)
Просто всматривайтесь в его картины. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн, и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев, и шорох кузнечиков в траве, и звук падающих на воду капель.
Фантазия художника безгранична, и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Пусть он не имеет значения и для нас. Но главное, что мы должны понимать в его творчестве – это глубокие размышления о мироздании, природе, человеке.
Л. Я. Солодовниченко, изучавший творчество этого гениального художника, писал: «Микалоюса Константинаса нельзя воспринимать как художника, поэта или музыканта. Он поистине «синтетическая» личность. Каждый образ, представленный этим мастером, так многозначен, что он предстает перед зрителем как целая галерея образов. Только принимая Чюрлёниса как всеобъемлющую фигуру, можно приблизиться к пониманию его гениальности. Его музыка – игра цвета и поэзии. Его стихи музыкальны и красочны. Его картины звучат как прекрасные песни. Он был гениален во всем абсолютно».

М.К. Чюрлёнис «Новость» (1904)

М.К. Чюрлёнис «Сказка» (1907)

Микалоюс Константинас Чюрленис

Не найти, пожалуй, в истории искусства такого чудодея, как Микалоюс Константинас Чюрленис.

Он был тихим, мечтательным человеком. С печальным взглядом больших, пронзительно синих глаз, словно впитавших в себя краски озер его родины - Литвы. Когда он садился за рояль, весь преображался. Откидывая со лба пряди непослушных волос, играл вдохновенно, с поразительной душевностью. Это был музыкальный волшебник.

Прожил Чюрленис недолго - неполных 36 лет. Его дни до краев были заполнены творчеством. Он работал, по собственному признанию, по двадцать пять (25!) часов в сутки. Времени, отмеренного природой, ему не хватало. И средств к жизни тоже. Приходилось бегать по урокам, которые были едва ли не единственным заработком музыканта. Его сочинения исполнялись редко, почти не издавались. А картины вызывали насмешки.

Слава пришла к Чюрленису спустя много лет после его смерти. Теперь Микалоюс Чюрленис по праву считается основателем литовской национальной музыки, ее классиком. Более трехсот пятидесяти сочинений оставил он. Самые известные - симфонические поэмы «Море», «В лесу», фортепианные прелюдии.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

М.К. Чюрлёнис “Дружба”

И главное - она живописна. Слушая ее, мы как будто наяву видим картины природы, нарисованные звуками. Так ярко передает музыка Чюрлениса зрительные впечатления.

Сочиняя музыку, Чюрленис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. И музыкант-профессионал, окончивший Варшавскую и Лейпцигскую консерватории, снова становится учеником. Он посещает живописную школу.

Литовский поэт Эдуардас Межелайтис как бы подслушал мысли Чюрлениса, решавшего круто изменить свою судьбу: «Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами. Он должен разгрузиться. Должен освободиться. Иначе сердце не выдержит… Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд… Да это же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних толь­ко звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо браться за краски, браться за живопись».

И Чюрленис становится живописцем.

Не обычным живописцем, а художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой - около трехсот живописных композиций. И каждая - это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

«Мне они казались музыкой, прикрепленной красками и лаками к холсту, - говорила художница Анна Остроумова-Лебедева. - Их сила и гармония покоряли».


М. К. Чюрленис “В свободном полете”

Ромен Роллан буквально был потрясен музыкальной магией картин литовского кудесника. Французский писатель назвал его первооткрывателем в живописи, нашедшим новый «духовный континент», как Колумб - новые земли.

Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. И композиция картины, расположение стволов деревьев с перечеркивающей их сверху веткой походят на очертания арфы. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Мелодия, рожденная соснами, уносится в суровую даль балтийских вод, подсвеченных желтоватой полоской заката.

Ударит ветер по стозвонной меди,

И скорбно прозвучит за нотой нота,

Как будто «Лес» Чюрлениса с листа

В лесу играет вдохновенный кто-то.

Э. Межелайтис

Конечно, отождествлять картины Чюрлениса с музыкой было бы наивно. Прежде всего, это произведения изобразительного искусства. Но художник брал принцип сочинения, например фуги или сонаты, и находил соответствия ему в живописной композиции, в колорите, ритмах своих картин. Они необычны, фантастичны. Однако это не бездумное нагромождение линий и красок. В самых «нереальных» композициях Чюрлениса просматриваются реальные приметы родных для него литовских пейзажей.

Еще Уистлер утверждал, что в природе содержатся краски и элементы всех картин, как в клавиатуре рояля - все музыкальные произведения. И дело художника, его призвание - суметь выбрать и умело сгруппировать эти элементы, как музыкант из хаоса звуков создает мелодию.


Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. И только в наш космический век мы с удивлением узнаем на его картинах реальные очертания Вселенной, какая предстала перед нами на фотографиях, полученных из космоса. А в начале столетия, вскоре после смерти художника, участники одной из полярных экспедиций обнаружили на Крайнем Севере пейзаж, будто скопированный литовским мастером, хотя он никогда не был в Арктике. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса.

Оказывается, его картины столь же реальны, как правдивы народные сказки или дерзкий полет мечты - как предвидение будущих открытий. Так возникли его живописные сонаты - солнца, звезд, весны, лета. Изобразительное искусство в его творениях вступило в союз с музыкой.

«Нет рубежей между искусствами, - говорил Чюрленис. - Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки».

Законы, присущие музыке, отчетливо просматриваются в знаменитых «Сонатах» Микалоюса Чюрлениса, в его живописной «Фуге».

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже - на три) части. Первая - аллегро - самая напряженная, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрленис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

«Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлениса.

Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало его воображение своей мощью, праздничным изобилием красок. Жизнь волн сливалась для него с жизнью человека. Три картины составляют «Сонату моря» - Аллегро, Анданте и Финал.


М. К. Чюрленис Соната моря 1 ч.

Аллегро. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками янтаря, радужными ракушками, камешками. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Белая тень чайки ложится на воду. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Нет, это не битва - скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. И настроение поэтому радостное, приподнятое. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш.


М. К. Чюрленис Соната моря 2 ч.

В Анданте морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут наш взгляд в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Она настраивает на глубокие раздумья о смысле жизни, о неизбежной победе добра над силами зла.

И наконец, Финал. Стихия разыгралась вовсю. Море кипит, беснуется. Огромная волна с пенистыми пальцами, словно когтями чудища, готова поглотить, искромсать, уничтожить маленькие, как букашки, суденышки. Еще мгновение, и все исчезнет. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. МКС - это инициалы художника, его подпись под живописными работами - Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть… А может быть, и нет? Не сможет волна поглотить эти стойкие корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя… Его творения переживут века.

Окинем взглядом панораму его грандиозных построений, - говорит поэт Эдуардас Межелайтис. - Чюрленис - философ. Прежде всего, философ, изложивший свои оригинальные взгляды на Вселенную с помощью звуков, контуров, линий, красок, поэтических образов. Трудно определить, где тут кончается музыка и начинается живопись, где кончается живопись и начинается поэзия.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Варене в семье органиста Константинаса Чюрлениса и Аделе Марии Магдалены Радманайте–Чюрленене. Он был старшим среди девятирых детей семьи Чюрленисов.

1876 – 1877 г.

Семья проживала в Ратниче.

1878 г.

Cемья Чюрленисов переселилась в Друскининкай.

1885 г.

М.К. Чюрленис окончил народную школу в Друскининкай. Отец рано начал обучать сына игре на пианино и органе, на которых к тому времени Микалоюс довольно свободно музицировал. Близкий друг семьи доктор Юзеф Маркевич рекомендовал мальчика князю Миколу Огинскому, содержавшему оркестровую школу в своем имении в городе Плунге.

1889 – 1893 г.



М.К. Чюрленис жил в Плунге. В оркестровой школе князя М. Огинского учился игре на различных музыкальных инструментах, пел в хоре. В то время начал сочинять музыку, на досуге рисовал. С 1892 г. как флейтист оркестра находился не только на полном содержании, но и получал жалование. Концертировал с оркестром в Паланге, Риге, Ретаве.

1894 – 1899 г.

М.К. Чюрленис, материально поддерживаемый М. Огинским, учился в Варшавском музыкальном институте. Поступив в класс фортепиано, обучение он начал на низшем курсе проф. Т. Бжезицкого. В 1895 г. переведен на средний курс проф. А. Сыгетинского. Композиции учился у З. Носковского.

Лучший друг в институте – коллега Эугениуш Моравский. Константин часто наведывался в гости к другу, где познакомился с его сестрой Марией, полюбил ее.

К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. В институте, наряду с композицией Чюрленис посещал хоровой класс, изучал теорию, историю музыки, гармонию, естественные науки, астрономию, философию, нумизматику, минералогию. Его любимые авторы: А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Б. Прус, Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Толстой и др. В Варшаве Чюрленис создал каноны, фуги, прелюдии, циклы вариаций для фортепиано, струнного квартета. Институт закончил с дипломом по специальности композиции. Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis».

Лето 1899 г.

Лето провел в Друскининкай. Учил младших братьев и сестер музыке, рисовал.

Осень 1899 г. – весна 1901 г.

М.К. Чюрленис жил в Варшаве. Чтобы содержать себя и брата Повиласа, который тоже поступил в Музыкальный институт, давал частные уроки. Отказался от предложения руководить хором и оркестром Люблинского музыкального общества.

1900 г.

М.К. Чюрленис создал Полонез для духового оркестра. В музыкальном сборнике «Меломан» (№ VIII) впервые издано его произведение – Ноктюрн фа-диез минор.

Октябрь 1900 г. – апрель 1901 г.

М.К. Чюрленис создал симфоническую поему «В лесу» и посвятил ее своему другу Э. Моравскому. C этим произведением участвовал в конкурсе, обьявленном графом И. Замойским, где был отмечен жюри специальной похвалой.

1901 – 1902 г.

В Лейпцигской консерватории М.К. Чюрленис изучал композицию в классе проф. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона. В качестве вольного слушателя посещал университетские лекции эстетики, истории и психологии. В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г.Ф. Генделя, П. Чайковского, Р.Вагнера, Ф. Листа. В библиотеке издательсства Ц.Ф. Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Во время каникул рисовал.

М.К. Чюрленис получил удостоверение учителя Лейпцигской консерватории.

Осень 1902 г. – начало 1904 г.

Жил в Варшаве, учился в частной школе живописи Я. Каузика. Давая частные уроки, обеспечил то троих, то двоих братьев, которые здесь же продолжали обучение.

Осенью 1903 года написал цикл из 7 картин «Симфония похорон». Начал работать над симфонической поэмой «Море». Дабы мог беспрепятственно заниматься изобразительным искусстом, не принял предложения Э. Млынарского преподовать в Варшавском музыкальном институте.

Весна – лето 1904 г.

Чюрленис поступил в Варшавскую художественную школу, которой руководил художник литовского происхождения Казимерас Стабраускас. В школе рисование преподовали К. Тихий и К. Кшижановский, скульптуру – К. Дуниковский, живопись – Ф. Рущиц. Во время обучения создал обложки для книг «Изба за деревней», «Осенью», «Мысль», «Башни», написал картины «Колокол», «Остров», «Храм».

В это же время руководил школьным хором.

С проектами витражей, циклом из 6 картин «Буря» и проектами обложек книг (всего 19 работ) участвовал в выставке школы.

Летом того же года участвовал в школой организованном пленере в Аркадии, неподалеку от местечка Лович (в Польше).

Осень – зима 1904 г.

Создал циклы вариации для фортепиано «Sefaa Esec» и «Besacas».

Весна 1905 г.

В школе была организована выставка работ Чюрлениса. На ней представлен цикл из 10 картин «Фантазии». Другие работы (всего 64), написанные в 1904 – 1905 г., упомянул в письме брату Повиласу в апреле 1905 г. Среди них цикл из 5 картин «Потоп», триптих «Rex», «Шелест леса», «Весть» и другие.

Июнь 1905 г.

М.К. Чюрленис участвовал в первой ежегодной выставке Варшавской художественной школы – экспонировал цикл «Буря» и др.


Лето 1905 г.

Отпуск провел с семьей Волманов в Анапе у Черного моря. Путешествовал по Кавказу, писал картины, фотографировал.

Осень 1905 г.

С братом Стасисом жил в Варшаве. Как и прежде, учился в Художественной школе, зарабатывал на жизнь частными уроками.

Начал руководить хором Варшавского общества взаимопомощи литовцев.

Зима 1905 г.

Чюрленис посещал дом творчества художников в Рибинишкяй (Латвия), учредителем которого была меценат искусства Э. Кярбядене. Рождество провел в Друскининкай.

Начало 1906 г.

Жил в Друскининкай, гармонизировал литовские народные песни. В письме брату Повиласу писал, что “все свои былые и будущие работы решил посвятить Литве”. В тот момент возникла идея создать литовскую оперу.

Май 1906 г.

М.К. Чюрленис участвовал в выставке работ студентов Варшавской художественной школы в Петербурге, представил циклы «Сотворение мира», «Сутки», «Буря», диптих «Rex» (не сохранился) и др. В печати критики искусства особое внимание уделили незаурядной живописи Чюрлениса.

Июнь 1906 г.

В газете «Вильняус жиниос» (№ 123) напечатана первая статья о Чюрленисе.

Лето – осень 1906 г.

Участвовал в школой организованном пленере в Истебне (Прикарпатье, находившееся во власти Австро-Венгрии). В этом же году провел лето в Крынице с семьей Волманов. Написал литературное эссе «Письма Девдурачку».

При поддержке Б. Волманене Чюрленис путешествовал по Европе – посетил Прагу, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вену. Восхищался в музеях увиденными работами Ван Дейка, Рембрандта, Боклина. Сам в то время рисовал зскизы к циклу «Зодиак». Получил приглашение принять участие в Первой литовской художественной выставке.

Конец 1906 г. – начало 1907 г.

Чюрленис перестал посещать Художественную школую. Переслал свои картины в Вильнюс, на первую литовскую выставку художников и сам помогал ее организовать. На этой выставке экспонировал циклы «Сотворение мира», «Буря», триптих «Rex», восемь флуорофортов (всего 33 работы).

1907 г.

М.К. Чюрленис закончил инструментовку симфонической поэмы «Море» и начал новую симфоническую поэму «Сотворение мира».

С начала года до июня написал 50 картин.

Осенью переселился в Вильнюс, участвовал в учредительном собрании Литовского художественного общества, был избран в его управление. На генеральной репетиции пьесы Габриэлюса Ландсбергиса-Жямкальниса «Блинда» познакомился с писательницей Софией Кимантайте. В этом году написаны первые сонаты –«Солнца» и «Весны», триптихи «Райгардас», «Мой путь», «Путешествие королевича», «Лето», цикл из 8 картин «Зима», цикл «Зодияк», картина «Лес» и другие произведения живописи.

Зима – весна 1908 г.

Чюрленис жил в Вильнюсе, руководил хором «Вильняус канклес». На концертах выступал с хором и как пианист. При поддержке С. Кимантайте, П. Римшы и еще нескольких энтузиастов, устраивал Вторую литовскую художественную выставку в Вильнюсе и Каунасе, создал обложку для ее каталога и афишу. Сам на выставке экспонировал более 60-ти новых своих работ.

В это же время включился в издании «Вильтис» публикуемые дискуссии по созданию «Таутос румай» («Дворца народа»), агитировал собирать средства для его строительства, обещая отдать все свои произведения.

30 мая в Вильнюсе впервые была исполнена кантата М.К. Чюрлениса «De Profundis». Дирижировал автор.

Июнь 1908 г.

Находясь в Друскининкай, Чюрленис написал сонаты «Ужа» и «Летa», диптих «Прелюдия. Фуга».

Июль 1908 г.

С невестой Софией Кимантайте отдыхал в Паланге. Написал пятую сонату – сонату «Моря», диптих «Прелюдия и фуга», триптих «Фантазия». Вдвоем намеревались создать оперу «Юрате».

Август – сентябрь 1908 г.

Будущие супруги навещали дядю Софии, декана Винцаса Ярулайтиса в Плунге, ее родителей в Куляй и Каркленай, после вместе поехали в Друскининкай. Здесь Чюрленис написал шестую сонату – сонату «Звезд». В конце августа по совету вильнюсского художника Л. Антокольского ездил в Петербург, надеясь найти там постоянный источник заработка, участвовать на выставках. Однако первая поездка не была успешной.

Октябрь – декабрь 1908 г.

В середине октября Чюрленис, взяв с собой некоторые картины, второй раз отправился в Петербург, намереваясь там пожить. В Петербурге посетил Литовское общество, художника М. Добужинского, который представил его русским художникам и сразу был ими принят в Союз русских художников. Чюрленис вновь искал возможности давать частные уроки и в этом ему помогли в Петербурге жившие литовцы: Альфонсас Моравскис, Юозас Таллат – Кялпша, Юозас Зикарас, Стасис Битаутас.

В Литовском обществе раз в неделю устраивались вечера, встречи, на которых свои произведения играл и Чюрленис. В Петербурге ему пришла идея при Литовском художественном обществе учредить Музыкальную секцию, которая бы заботилась о литовских композиторах и музыкантах, организовывала конкурсы и концерты, основала библиотеку музыкальных произведении. Правление общества идею поддержало. М. К. Чюрленис не забыл и о хоре «Вильняус канклес», которому высылал гармонизированные народные песни.

В то время в Варшаве был издан сборник гармонизированных народных песен «Веверселис».

По Софией присланному либретто М.К. Чюрленис сочинял музыку к опере «Юрате», писал эскизы ее декораций и занавеса.

В конце декабря поехал к невесте.

В Шатейкяй, в небольшом городке неподалеку от Плунге, Микалоюс Константинас Чюрленис вступил в брак с Софией Кимантайте. После бракосочетания молодожены уехали в Петербург.

Январь – март 1909 г.

Картины Чюрлениса экспонировались в Петербурге на выставке «Салон», на первой весенней выставке Вильнюсского художественного общества. На шестой выставке Союза русских художников выставлены три работы, среди которых и в Петербурге написанный «Rex». Несколько работ посланы на тринадцатую выставку содружества любителей искусства «Штука», проходившую в Кракове.

Его фортепианные произведения исполнялись в Петербурге в концерте «Вечера современной музыки» 28 января 1909 г. (по новому календарю – 10 февраля). В феврале произведения М.К. Чюрлениса звучали в концерте, организованном выставкой «Салон», вместе с музыкой А. Скрябина, Н. Метнера, И. Стравинского, С. Рахманиного.

В конце марта Чюрленисы возвратились в Литву.

Апрель – июнь 1909 г.

Чюрленисы жили в Друскининкай. Оттуда выезжали в Вильнюс, где участвовали в организации третьей литовской художественной выставки. Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога. Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др. Его работы были представлены и на выставке Варшавской художественной школы, посвященной ее пятилетию. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута». Как пианист выступал в концертах общества.

Июнь – октябрь 1909 г.

Вместе с Софией жили в Плунге. летом написал около 20 картин: «Жертвенник», «Ангелочкий (Рай)», «Литовские кладбища», сделал множество эскизов в альбомах, виньетки к народным песням. Вместе с супругой работал над созданием книги «В Литве» –писал критические статьи. Чюрленис создал ее обложку и несколько инициалов (последние не были использованы).

На общем собрании Литовского научного общества Чюрленис был избран в состав комитета по песням и сбору их нот.

Ноябрь – декабрь 1909 г.

Чюрленис взяв с собой картины, написанные несколько ранее, опять уехал в Петербург. Здесь ему было предложено руководить хором Петербургского литовского общества. Вместе с К. Бугой, А. Волдемаром, Ч. Саснаускасом, Ю. Таллат-Кялпшой работали над литовским словарем музыкальной терминологии «Терминология нашей музыки».

В конце декабря напряженная творческая работа и постоянный недостаток сломили здоровье Чюрлениса. Невропотолог и психиатр В. Бехтерев констатировал большое переутомление.

Январь 1910 г.

По совету профессора София с заболевшим супругом вернулась в Друскининкай.

На седьмой выставке Союза русских художников в Москве экспонировались работы Чюрлениса: «Арка Ноя», «Ангелочки (Рай)», «Баллада (Черное солнце)».

Конец февраля – март 1910 г.

Чюрленис был помещен в санатории «Червонный двор» в Пустельнике, недалеко от Варшавы. Его работы экспонировались на седьмой выставке Союза русских художников в Петербурге. Девять картин – на четвертой литовской художественной выставке в Вильнюсе.

Апрель – май 1910 г.

Двадцать восемь работ художника представлены на Литовской художественной выставке в Риге, несколько работ – на выставке Союза русских художников в Киеве.


30 мая 1910 г. (по новому календарю – 12 июня)

Родилась дочь Дануте.

Лето 1910 г.

Семь картин М.К. Чюрлениса экспонировались в Париже на выставке Союза русских художников. В Вильнюсе издана книга С. Чюрленене «В Литве».

Здоровье художника улучшилось, ему разрешили немного рисовать, играть на фортепиано.

Осень 1910 г.

С опозданием получил приглашение участвовать в выставке «Нового объединения художников» в Мюнхене. М.К. Чюрленис избран членом Петербургского общества «Мир искусствa».

Чюрленис выслал открытку жене, в которой, приветствуя ее, надеялся на скорую встречу.

Январь – март 1911 г.

Картины Чюрлениса экспонировались на выставках общества «Мир искусства» в Петербурге и Москве, четыре работы – в художественной выставке в Минске. На пятой литовской художественной выставке экспонировалось двадцать восемь работ художника.

Здоровье все улучшалось, но в конце марта во время прогулки Чюрленис простудился и заболел восполением легких.

М.К. Чюрленис умер в санатории «Червонный двор», в Пустельнике. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Расу.

Н и й о л е А д о м а в и ч е н е