Когда и где родился Шекспир? Уильям Шекспир — годы жизни, интересные факты, краткая биография Уильям шекспир чем занимался.


Стратфорд. Отъезд в Лондон

Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 - годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок - дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня - сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.

На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса - хроника «Генрих VI». Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы» Роберта Грина, назвавшего его «потрясателем сцены» (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть «потрясатель копья») и вороной, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI»). Таким был первый сохранившийся отзыв.

Появление нового драматурга

В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии») «Тит Андроник», а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) «университетские умы». Начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены» .

Творческий взлет. «Глобус»

В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней - «Венецианский купец» - первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной».

Осенью 1599 открывается театр «Глобус». Над входом - крылатые слова: «Весь мир - театр» («Totus mundis agit histrionem»). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится», которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период «великих трагедий» (1601-1606). К ним принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603-1603), «Мера за мера» (1604).

Неожиданный отъезд в Стратфорд

28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами его величества короля». После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», 1607-08). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря» (1610-12).

Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.

При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

«Шекспировский вопрос»

Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова - о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд - права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать - «Смуглая леди» сонетов, а сам он - родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением - видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо - свое собственное.

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

© Мировая литература от античности до Ренессанса / [авт. текста Н. В. Хаткина]. - М. : Мир книги, 2008. - С.191

Примечание к биографии:

  • Фантастика в творчестве автора (раздел подготовлен VuDu)

    Шекспир в своём творчестве периодически обращался к сказочным, легендарным, сюжетам, делая их базой для целого произведения или вкраплением в него.

    «Сон в летнюю ночь» - известнейшая сказочная пьеса, одним из поводов написания которой называется празднование королевой Елизаветой I дня св. Иоанна Крестителя (празднование рождества Иоанна Крестителя связано со множеством поверий и легенд). Действия разворачиваются в преддверии свадьбы герцога Афинского Тезея и царицы амазонок Ипполиты. На страницах пьесы читатель увидит легендарного эльфа Пэка, известного шутника и проказника, встретится и с повелителем волшебной страны, царём фей и эльфов Обероном.

    Другую свою пьесу, «Зимнюю сказку», автор не только насыщает сказочными элементами, он и саму географическую и историческую реальности «преображает»: даёт Богемии (ныне Чехия) выход к морю, Гермиону, жену короля Сицилии, делает дочерью русского императора, Дельфийский оракул с материка (где и находятся Дельфы) «переселяется» на остров.

    Говоря о сказочных пьесах, конечно, стоит обратить внимание на комедию «Буря» (комедией пьеса является лишь номинально, фактически - трагикомедия), в которой рассказано о судьбах волшебника Просперо и его слуги, духе воздуха Ариэле.

    К сказочным произведениям часто относят и пьесу «Двенадцатая ночь», действие которой происходит в вымышленной (сказочной) стране Иллирия. В то же время стоит отметить, что в то время был распространён таковой «географический» приём: берётся название далёкой-далёкой страны (которой к моменту написания уже может и не быть) и используют её в сюжете без всяких привязок к реальным географии и истории.

  • Уильям Шекспир - один из величайших драматургов не только в Англии, но и во всем мире. Его имя давно стало нарицательным, а произведения являются обязательными для чтения в школах практически всех стран.

    Великий драматург Англии

    Город, где родился Шекспир, является сам по себе памятником его творчества. Эта персона, бесспорно, является самой великой из всех известных в истории. Шекспир - самый известный англоязычный поэт и драматург, а также актер неугомонной эпохи Возрождения.

    Ведь именно он оказал огромное влияние на изменение и развитие театрального искусства. Его произведения доступны для чтения практически на любом языке мира. В каждом современном театре в действующем репертуаре присутствует как минимум одна постановка по мотивам классических, исторических и романтических произведений Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет», «Отелло» и прочие. Спектакли по пьесам Шекспира ставятся чаще, чем по произведениям любого другого драматурга. На родине, в Англии, его считают национальным поэтом и достоянием культурного наследия страны.

    Колыбель великого писателя

    Английский городок Стратфорд-апон-Эйвон, где родился Уильям Шекспир, расположен в хорошо известном графстве Уорикшир. Отцом творческой личности был успешный торговец и знатный ремесленник Джон Шекспир, уважаемый в городке. Он даже однажды был избран в мэры.

    До наших дней дошли скудные сведения о детстве и юношестве писателя. Известно, что он обучался в лучшей «грамматической школе» тех времен, изучал несколько языков, в том числе латинский и древнегреческий. Также юноша углубленно осваивал историю, увлекался литературой и античной мифологией. Все эти познания отразились на дальнейшем творчестве драматурга.

    Слава взамен семейных пенат

    В том же городе, где родился Шекспир, проживала его будущая жена, Энн Хатауэй. Они сочетались браком, когда писателю было всего 18 лет. У них было две дочери и сын, который умер в раннем отрочестве. Спустя три года Шекспир оставил свое семейство и покинул Он отправился покорять столицу Туманного Альбиона - Лондон, и уже через несколько лет ему покорились лучшие театральные подмостки, а его неповторимые пьесы стали публиковать еще при жизни.

    Раннее творчество писателя было посвящено созданию комедийного жанра и хронологии исторических событий. Уже вполне прославленный драматург вернулся в родной город в 1613 году и спустя всего три года скончался. Ему было чуть больше пятидесяти лет.

    Двадцать лет творчества

    Биография великого Уильяма Шекспира вот уже на протяжении многих веков является темой для многочисленных дискуссий, предположений, гипотез, домыслов среди ведущих историков и летописцев, так как полна белых пятен. И скорее всего, что споры по поводу личности популярнейшего драматурга будут прекращены не скоро, а возможно, этого никогда и не случится, но тем не менее все гениальные создания и творения Ренессанса по сей день вдохновляют издателей, режиссеров-постановщиков и артистов всей планеты. Первые произведения драматурга относятся к 90-м годам шестнадцатого века, а последняя пьеса была написана в начале второго десятилетия последующего столетия. Таким образом, созидательный путь к великому сожалению потомков, оказался длиной всего лишь в два десятка лет. Но даже за столь короткий период в его драматургии сумела отразиться эволюция всей идеологии ренессансной эпохи.

    Памятные места на родине Шекспира

    Город, где родился Шекспир, до сих пор живет и дышит легендарным величием знаменитого драматурга. В памятных местах организованы музеи и воссоздана атмосфера тех времен. Места, где родился Шекспир, улица Хинли-Стрит и небольшой елизаветинский домик, принадлежавший его отцу, знамениты на всю округу и являются точкой, где собираются тысячи поклонников творчества. В доме сохранены все комнаты и интерьер тех далеких лет: мастерская отца драматурга, а также родительская спальня с колыбелью будущего великого автора гениальных пьес.

    Рядом с особняком, где родился Шекспир, находится Королевский театр, открытый в его честь в 1879 году. В древнем родовом особняке, принадлежавшем супруге драматурга Энн Хатауэй, также находится памятный музей.

    После возвращения из Лондона, где Шекспир добился успеха и признания, он остался в Старфорд-апон-Эйвон и поселился в доме, известном как Нью-Плейс. Тепло в нем поддерживали десять каминов, а за его окнами было разбито два фруктовых сада.

    Писатель прожил здесь до самой своей смерти, после чего дом унаследовала его старшая дочь Сюзанна. Позже потомки Сюзанны продали дом, а в 1759 году он был снесен. В конце девятнадцатого века общественный фонд «Дом Шекспира» выкупил этот участок. Теперь в городе, где родился Шекспир, страна Туманного Альбиона, да и весь мир могут посещать прекрасные сады и внутренний дворик, сохранившиеся до сих пор. Они доступны для посещения всем поклонникам творчества драматурга.

    Фестивали пьес

    Из года в год, вот уже на протяжении достаточно длительного периода времени в городе, где родился Уильям Шекспир, проходит литературный и театральный фестиваль пьес по великолепным произведениям драматурга. Проводится он ежегодно в один и тот же день - 23 апреля, в день ангела и кончины писателя. Город торжественно украшают, на улицах проводится театрализованное представление, в библиотеках и Шекспировском центре ведутся просветительские лекции.

    Любопытно, что Стратфорд-апон-Эйвон, город, где родился Вильям Шекспир, является побратимом отечественного Пушкина - города, названного в честь другого величайшего русского поэта.

    Тема почти всех комедий Шекспира - любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий - романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

    В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

    О времени борьбы Алой и Белой розы:

  • Генрих VI (три части)
  • О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

  • Генрих IV (две части)
  • Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

    В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

    II (трагический) период (1601-1607 гг.)

    Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

    В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

    В этот же период Шекспир пишет две комедии:

    III (романтический) период (1608-1612 гг.)

    Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

    Произведения последнего периода его творчества:

    Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

    Театр Шекспира «Глобус»

    Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 - с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

    Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.


    Славная история театра Шекспира «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительные материалы , оставшиеся от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (он так и назывался - «Театр»). У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы - Уильям Шекспир, к 1599 ставший одним из пайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

    Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, т.е. - за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета. Это объяснялось пуританским духом городских властей, враждебно относящихся к театру вообще. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение - в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир - театр»).

    Сцена примыкала к задней части здания; над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка, т.н. «галерея»; еще выше находился «домик» - строение с одним или двумя окнами. Таким образом, в театре было четыре места действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зал и окруженный публикой с трех сторон, на котором разыгрывалась основная часть действия; глубинная часть сцены под галереей, где разыгрывались интерьерные сцены; галерея, которая использовалась для изображения крепостной стены или балкона (здесь появлялся призрак отца Гамлета или шла известная сцена на балконе в Ромео и Джульетте); и «домик», в окнах которого тоже могли показываться актеры. Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания, - что помогало поддерживать интерес к происходящему на площадке. Это было чрезвычайно важно: не нужно забывать, что внимание зрительного зала не поддерживалось никакими вспомогательными средствами - спектакли шли при дневном свете, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос.

    Зрительный зал «Глобуса» вмещал, по разным источникам, от 1200 до 3000 зрителей. Точную вместимость зала установить невозможно - сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснилась в партере, стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: по внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных. Самые богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было; физиологические нужды при необходимости справлялись запросто, по ходу спектакля - прямо в зрительном зале. Поэтому отсутствие крыши можно было расценивать скорее как благо, нежели как недостаток - приток свежего воздуха не давал задохнуться преданным поклонникам театрального искусства.

    Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.

    Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспир перестал писать пьесы.


    Письмо о пожаре в «Глобусе»

    "А теперь я развлеку тебя рассказом о том, что случилось на этой неделе в Бэнксайде. Актеры Его Величества играли новую пьесу под названием «Все истинно» (Генрих VIII), представляющую основные моменты правления Генриха VIII. Постановка была оформлена с необычайной пышностью, и даже покрытие на сцене было удивительно красиво. Рыцари орденов Георгия и Подвязки, стражники в расшитых мундирах и прочее -всего хватало с лихвой, чтобы сделать величие узнаваемым, если не смехотворным. Итак, король Генрих устраивает маску в доме кардинала Вулси: он появляется на сцене, раздается несколько приветственных выстрелов. Одна из пуль, по-видимому, застряла в декорациях - и тут все произошло. Сначала был виден лишь небольшой дымок, на который зрители, увлеченные тем, что происходило на сцене, не обратили никакого внимания; но через какую-то долю секунды огонь перекинулся на крышу и стал стремительно распространяться, уничтожив менее чем за час всю постройку до основания. Да, то были гибельные мгновения для этого добротного строения, где и сгорели-то всего лишь дерево, солома да несколько тряпок. Правда, на одном из мужчин загорелись брюки, и он мог запросто поджариться, но он (благодарение небесам!) вовремя догадался потушить пламя с помощью эля из бутылки."

    Сэр Генри Уоттон


    Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.

    Идея современной реконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, а американскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру (Sam Wanamaker). Он приехал в Лондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленниками по крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкер основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного «Глобуса». Ориентиром для воссоздания театра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также - близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «до глобусовские» времена. Новое здание построено из древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. и расположено почти на том же месте, что и прежде - от старого «Глобуса» новый отстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается с современным техническим оснащением здания.

    Новый «Глобус» был открыт в 1997 под названием «Шекспировский театр "Глобус"». Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

    Язык и сценические средства Шекспира

    Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

    Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

    Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

    Уход Шекспира

    Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

    Влияние творчества Шекспира на мировую литературу

    Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет - узурпатор власти, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.

    Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

    В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют Г. Гегель, С. Т. Кольридж, Стендаль, В. Гюго.

    В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине XVIII века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине XIX века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского.

    Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

    Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

    Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, "ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты" - характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы "высшего сословия" общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное "умение вести сцены, в которых выражается движение чувств", необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

    Он говорил: "Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот". Толстой, "отрицавший" Шекспира, ставил его выше драматургов - своих современников, создававших бездейственные пьесы "настроений", "загадок", "символов".

    Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая "религиозного основания", Толстой отнес к ней и свои "театральные пьесы", заметив при этом, что они были написаны "случайно". Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы "Власть тьмы", находил, что она написана с шекспировский мощью.

    В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. И. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

    Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью.

    С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов

    А так же:

    Уильям Шекспир - выдающийся драматург, один из самых знаменитых в мире, поэт, - был уроженцем г. Стратфорд-на-Эйвоне. Здесь, в графстве Уорикшир, он появился на свет в 1564 г. Дата рождения его неизвестна. Принято считать, что это 23 апреля, зато день крещения, 26 апреля, установлен достоверно. Его отцом был зажиточный ремесленник, уважаемый в городе человек, а мать – представительницей старинного саксонского семейства.

    На протяжении 1569-1571 гг. Шекспир был учащимся младшей школы, позднее – средней школы в Стратфорде. Она отличалась приличным уровнем образования, однако доподлинно неизвестно, закончил ее Уильям или нет, – скорее всего, ему пришлось в связи с семейными финансовыми затруднениями оставить занятия и помогать отцу. 18-летним юношей Уильям женился на забеременевшей Энн Хатауэй, которая была на 8 лет старше его; заключив брак , молодые спаслись от бесчестия и наказания. В 1583 г. у Четы Шекспиров появилась дочь, еще через 2 года - пара разнополых близнецов. Шекспир покинул Стратфорд во 2-ой половине 80-ых гг. и переехал в Лондон.

    Период биографии Шекспира, затрагивающий последующие годы, принято называть темными, или утраченными, годами, т.к. о его жизни в это время сведения отсутствуют. Принято считать, что переезд в Лондон состоялся ориентировочно в 1587 г., но есть и другие версии. Как бы там ни было, в 1592 г. Шекспир уже являлся автором исторической хроники «Генрих VI».

    На протяжении 1592-1594 гг. театры английской столицы были закрыты в связи с эпидемией чумы. Чтобы заполнить образовавшуюся паузу, Шекспир пишет пьесы, в частности, «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», поэмы «Лукреция» и «Венера и Адонис». Также в период с 1594 по 1600 г. Шекспир пишет большое количество сонетов. Все это делает его известным литератором. Когда театры открылись, в 1594 г. Шекспир входит в новый состав - т.н. труппу слуги лорда-камергера, названную в честь ее покровителя. Шекспир являлся не только актером, но и пайщиком.

    На протяжении 1595-1596 гг. были написаны знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта», а также «Венецианский купец» - комедия, впоследствии впервые названная «серьезной». Если раньше авторами пьес для театра являлись «университетские умы», то к этому времени их роль оказалась утраченной: кто-то перестал писать, кто-то умер. На смену им пришел Шекспир, ознаменовав этим самым новую эпоху в развитии театрального искусства.

    В 1599 г. происходит еще одно значимое событие в биографии Шекспира – открытие театра «Глобус», в котором он был актером, главным драматургом и одним из владельцев. Через год после этого увидел свет знаменитый «Гамлет», открывающий период «великих трагедий», к которым относятся «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Комедии, написанные в это время, также имели гораздо более серьезное, а порой и пессимистичное содержание. В этот же период жизни Шекспир стал дворянином, приобрел в Стратфорде большой, второй по площади в городе, дом.

    После смерти в 1603 г. королевы Елизаветы и прихода к власти Якова I король сам становится покровителем труппы лорда камергера. 1606-ой стал точкой отсчета для последнего периода в литературной деятельности Шекспира, ознаменованного, в частности, созданием трагедий на основе сюжетов античности («Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), а также романтических трагикомедий «Буря», «Зимняя сказка» и др.

    Примерно в 1612 г. Шекспир, чья карьера развивалась весьма удачно, неожиданно для всех уехал из столицы и возвратился в Стратфорд, к семье. Исследователи предполагают, что причиной столь кардинального шага была тяжелая болезнь. В марте 1616 г. Шекспир составляет свое знаменитое завещание, впоследствии создавшее почву для т.н. шекспировского вопроса, рассматривающего проблему авторства его произведений и самой его личности. 3 мая 1616 г. один из величайших драматургов мира скончался; его похоронили на окраине родного города в церкви св. Троицы.

    При жизни сочинения Уильяма Шекспира публиковались лишь в отдельном виде, иногда в виде сборников (сонеты). Первое полное собрание сочинений силами друзей было подготовлено и опубликовано в 1623 г. В так называемый шекспировский канон вошли 37 пьес; при жизни драматурга увидели свет лишь 18 из них. Его творчество ознаменовало собой окончание процесса создания английского языка и культуры, подвело черту под европейским Возрождением. До нашего дня его пьесы являются неотъемлемой частью, основой репертуара театров всего мира. В век новых технологий почти вся шекспировская драматургия была экранизирована.

    В этой эксклюзивной подробной статье, вы узнаете все дошедшие до нас факты о жизни каждого члена семьи Уильяма Шекспира, начиная с его прадеда и заканчивая его внуками и внучками. Также вашему вниманию представлено генеалогическое древо драматурга. Статья написана на основе достоверного источника информации. Надеемся, она окажется вам полезной.

    РОДСТВЕННИКИ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

    Шекспир, Ричард (дата жизни неизвестна) – дед Уильяма по отцовской линии. Был фермером, жившим в деревне Сниттерфилд и имевшем два надела земли. Деревня находилась в четырех милях от Стратфорда, города в котором родился Уильям. Ричард Шекспир арендовал землю у отца Мэри Арден, будущей невесты его сына Джона и матери знаменитого драматурга. Второго сына Ричарда звали Генри. Ричард оставил по завещанию сумму 38 фунтов 17 шиллингов и 0 пенсов, что для его положения и возраста считалось скромным достатком. Время от времени он платил штрафы за неявку в суд поместья и за то, что плохо смотрел за скотиной и держал в ярме свинью, но в маленьком сообществе Сниттерфилда он имел известный вес. Его друг по Стратфорду Томас Этвуд завещал ему несколько быков.

    Роберт Арден (дата жизни неизвестна) – дед Уильяма по материнской линии. Был богатым землевладельцем, ему принадлежали две фермы и более 150 акров земли. Роберт Арден был, по существу, самым состоятельным фермером и крупнейшим землевладельцем в Уилмкоте (место неподалеку от Стратфорда-на-Эйвоне). Сохранилась опись его владений. Среди них и фермерский дом в Сниттерфилде, где жил Ричард Шекспир с семьей, и дом в Уилмкоте. У Роберта было семеро дочерей, включая Мэри.

    Шекспир, Генри (дата рождения неизвестна) – дядя Уильяма , младший брат Джона Шекспира. Продолжил семейное дело и остался фермером в Сниттерфилде: он арендовал землю для фермы в Сниттерфилде и в соседнем приходе. О нем известно немногое. На Генри был наложен штраф за нападение на одного из близких родственников - мужа одной из сестер Мэри Арден, а в восемьдесят с небольшим он был отлучен от Церкви за неуплату десятины. Его также штрафовали за нарушение «Закона о шапках», иными словами, он отказывался носить шерстяную шапку по воскресеньям. Его штрафовали много раз за разные проступки и неоднократно сажали в тюрьму за долги и правонарушения. Несмотря на свою репутацию вечного несостоятельного должника, Генри умел копить деньги и беречь их. Свидетель, присутствовавший при его смерти, показал, что «в его сундуках было множество денег»; амбары также были полны зерна и сена «на большую сумму».

    Арден, Мэри (Arden, Mary, 1608) - мать Уильяма , младшая дочь Роберта Ардена. Вышла замуж за Джона Шекспира в 1557 г. Из всей родни ей одной был оставлен определенный надел земли по завещанию отца: «вся земля в Уилмкоте, зовущаюся Эсбис, и весь урожай с нее после сева и пахоты». Мэри была здоровой и сильной, родила много детей и дожила до шестидесяти восьми лет. Знала ли она грамоту, неизвестно, но ее подпись отличается четкостью и даже изяществом. Во всяком случае, держать в руках перо она умела. Мэри Арден умерла в последние дни лета 1608 г., когда Уильям Шекспир еще не закончил «Кориолана», и 9 сентября была похоронена в приходской церкви. Она пережила мужа и четверых детей.

    Хатауэй, Анна (Hathaway, Anne, 1555(1556)-1623) - жена Уильяма , обвенчалась с ним 27 ноября 1582 г. В браке родила троих детей - Сюзанну и близнецов Гамнета и Джудит. Анна родилась в семье землевладельцев из Шоттери - поселения, расположенного поблизости от Стратфорда-на-Эйвоне, но жила в Хьюленде, фермерском доме елизаветинской постройки. Дом этот был куплен ее братом, с конца XVIII в. он известен как коттедж Анны Хатауэй. Она была старшей дочерью в семье, и на ней лежала забота о младших детях. Анна была на восемь лет старше Уильяма - в год женитьбы ему исполнилось восемнадцать, ей - двадцать шесть. Этот союз был необычен: в шестнадцатом веке женились на женщинах младше себя. Мы не знаем, умела ли Анна Хатауэй читать и писать. Вряд ли что-то могло подтолкнуть ее к обучению, во всяком случае, 90 процентов женского населения Англии того времени были неграмотными. Анна была ко времени женитьбы на четвертом месяце беременности. В то время добрачное сожительство не было чем-то необычным, главное было провести обряд помолвки, а свадьбу можно было отложить «на потом». Их стратфордские соседи женились таким же образом. Отец оставил Анне Хатауэй 6 фунтов 13 шиллингов и 4 пенса - сумму, равную годовому заработку кузнеца или мясника, что было вполне достаточно для приданого. О взаимоотношениях Шекспира с женой практически ничего не известно. По-видимому, Анна жила в Стратфорде, пока Уильям работал в Лондоне, хотя он не оставлял своих дел в родном городе и, вероятно, время от времени приезжал домой. Уильям переехал в Лондон практически сразу после рождения близнецов, что толкнуло его на такой шаг оставить свою семью неизвестно. В своем завещании он почти ни словом не обмолвился о жене, но Анна Шекспир так и так имела право на треть его имущества, а потому не было особых причин упоминать ее в официальном документе, он озаботился одной деталью. Запоздалая мысль, добавленная во второй вариант завещания, звучит так: «Я оставляю моей жене вторую свою лучшую кровать и прочую мебель». Эта подробность послужила причиной многочисленных обсуждений, в центре которых оказался жгучий вопрос: почему Шекспир не оставил жене свою «лучшую» кровать. На самом деле «лучшая» кровать в доме обычно предназначалась гостям. «Вторая лучшая кровать» была та, которой пользовалась супружеская пара, и вернее всего рассматривать ее как свидетельство их союза. По формулировке одного историка культуры, брачная кровать олицетворяла «брак, супружескую верность, самовосприятие» и являлась «исключительно важным предметом в доме». Эта кровать, собственно говоря, могла быть фамильной ценностью с фермы семьи Хатауэй в Шоттери. Тот факт, что он добавил этот пункт в завещание после дополнительного раздумья, указывает на его благие намерения. Вряд ли он хотел в последнюю минуту унизить свою жену, хотя некоторые биографы драматурга склонны рассматривать это как насмешку. Довольно интересно, однако, что, упоминая о жене, он не чувствовал ни малейшей необходимости использовать традиционные для завещания фразы «преданная» или «горячо любимая»; он не нуждался в общепринятой сентиментальности или не любил ее. Он также не назначил жену своей душеприказчицей и вместо этого оставил все в руках дочери. Следовательно, можно предположить, что Анна Шекспир могла быть к тому времени в каком-то смысле недееспособной. Анна умерла 6 августа 1623 г. и похоронена в церкви Св. Троицы рядом с мужем. Надпись на надгробной плите гласит, что она умерла «в возрасте 67 лет». Это единственное сохранившееся указание на дату ее рождения.

    Умнее других женщин, но если бы только это!
    Достойна небес была мудрость доброй миссис Холл.
    Первое в ней - от Шекспира,
    Но второе - всецело от того, с кем она теперь
    пребывает в блаженстве.
    Так неужели, прохожий, тебе жаль слезинки
    Оплакать ту, что плакала вместе со всеми?
    Плакала и все-таки старалась ободрить,
    Сердечно утешая.
    Ее любовь живет, ее милосердие длится,
    А ты, прохожий, не прольешь и слезинки.

    ВНУКИ ШЕКСПИРА

    Обе дочери Шекспира имели детей. Одну внучку Элизабет подарила младшая дочь Уильяма Сюзанна Хол. Двоих внуков Ричарда и Томаса подарила старшая, Джудит Куини, к сожалению, ее первенец умер еще в младенчестве (имя неизвестно). Элизабет была замужем два раза, детей у нее не было, она умерла в возрасте 68 лет. Ричард умер в 21 год, Томас в 19 лет, причины их смерти неизвестны.

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ШЕКСПИРА

    Источники: книги «Шекспир. Биография» Питера Акройда и «Шекспировская энциклопедия», в редакции Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу (в переводе А. Шульгата).

    Копирование данного материала в любой форме запрещено. Ссылка на сайт приветствуется. По всем вопросам обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в