Краткая характеристика главных героев романа война и мир льва толстого. Герои «Войны и мира» – краткое описание персонажей Война и мир краткое содержание персонажи

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

А.Е. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени. Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа, по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде.

Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года – именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги.

«Три поры» — так назвал Лев Николаевич Толстой свое произведение. Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй – непосредственно описание восстания декабристов; в третьей – вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне, амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен.

Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов. Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал.

Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене.

Темы «Войны и мира»

  1. Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
  2. Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, – остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. стала темой одного из наших сочинений.
  3. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину.
  4. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». К первым относятся Пьер, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а ко вторым старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. «Живые» находятся постоянно в движении, причем не столько физическом, сколько внутреннем, диалектичном (их души приходят к гармонии через череду испытаний), а «мертвые» прячутся за масками и приходят к трагедии и внутреннему расколу. Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света (Пьер), у кого-то он неустанно горит (Наташа Ростова), колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти.
  5. Главные герои

  • Андрей Болконский – дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество, даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой. Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью, после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь – человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом – в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «».
  • Наташа Ростова – веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки. В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой, в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного (Андрея Болконского). Мы проанализировали ее характер в сочинении «». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень.
  • Пьер Безухов – полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. мы тоже уже рассматривали.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким.
  • Графиня Наталья Ростова – жена Графа, обладает восточным колоритом, умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем.
  • Ник олай Ростов – старший сын – добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской.
  • Соня Ростова – племянница графа – маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово.
  • Марья Болконская – скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Л.Н. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. подробно описаны в эссе.
  • Элен Курагина – бывшая жена Пьера — красивая женщина, светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа.
  • Анатоль Курагин – брат Элен – хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы, хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.
  • Федор Долохов – офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье.
  • Любимый герой Толстого

    В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов, свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость. Его героини готовы к самоотречению ради блага других.

    Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым.

    Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то. Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко». Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье.

    Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер. Несмотря на смешную нелепую внешность, Пьер умен, но единственный человек, который его принимает таким, какой он есть – Болконский. Князь смел и суров, его отвага и честь пригождаются на поле боя. Оба мужчины рискуют жизнью, чтобы спасти родину. Оба мечутся в поиске себя.

    Конечно, Л.Н. Толстой сводит своих любимых героев, только в случае Андрея и Наташи счастье недолговечно, Болконский погибает молодым, а Наташа с Пьером обретают семейное счастье. Марья и Николай тоже нашли гармонию в обществе друг друга.

    Жанр произведения

    «Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.

    Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.

    Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.

    Основные проблемы

  1. Проблема поиска настоящей жизни . Возьмем в пример Андрея Болконского. Он мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание – военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но он получает ранение и едет домой. Тут на глазах Андрея умирает жена, полностью пошатнув внутренний мир князя, тогда он осознает — е нет никакой радости в убийствах и страданиях народа. Не стоит этого карьера. Поиски себя продолжаются, ведь изначальный смысл жизни утрачен. Проблема в том, что сложно его обрести.
  2. Проблема счастья. Возьмем Пьера, которого отрывают от пустого общества Элен и война. В порочной женщине он вскоре разочаровывается, иллюзорное счастье обмануло его. Безухов, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти блаженство и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге, герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь пробираясь через тернии, он обрел свою звезду.
  3. Проблема народа и великого человека . В романе-эпопее явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом. Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы ему эту славу на «блюдечке» не преподнесли солдаты, в которых и заключается главная сила. Но многие правители ее не берегут, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. Народная война в событиях 1812 года показана на стороне русских. Кутузов бережет солдат, ради них жертвует Москвой. Они чувствуют это, мобилизуют крестьян и разворачивают партизанскую борьбу, которая доканывает врага и окончательно его изгоняет.
  4. Проблема истинного и ложного патриотизма. Конечно, патриотизм раскрывается через образы русских солдат, описание героизма народа в главных сражениях. Ложный же патриотизм в романе представлен в лице графа Растопчина. Он распространяет по Москве нелепые бумажки, а после спасается от гнева людей тем, что отправляет на верную гибель сына Верещагина. На эту тему у нас написана статья, называется «».

В чем смысл книги?

Об истинном смысле романа-эпопеи говорит сам писатель в строках о величии. Толстой считает, что величия нет там, где отсутствует простота души, добрые намерения и чувство справедливости.

Л.Н. Толстой выразил величие через народ. В изображениях картин-сражений обычный солдат проявляет небывалую храбрость, что вызывает гордость. Даже самые боязливые пробудили в себе чувство патриотизма, которое, как неведомая и неистовая сила, принесла победу русской армии. Писатель объявляет протест ложному величию. Когда на весы ставятся (здесь вы можете найти их сравнительную характеристику), последний остается взлетает вверх: его слава легковесна, так как имеет очень хлипкие основания. Образ Кутузова — «народный», никто еще из полководцев не был так приближен к простому люду. Наполеон же лишь пожинает плоды известности, недаром, когда Болконский раненный лежит на поле Аустерлица, автор его глазами показывает Бонапарта, как муху в этом огромном мире. Лев Николаевич задает новую тенденцию героического характера. Им становится «народный избранник».

Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Мысль Семейная

Л.Н. Толстой очень трепетно относился к теме семьи. Так, в своем романе «Война и мир» писатель показывает, что государство, как род — передает из поколения в поколение ценности и традиции, а хорошие человеческие качества так же являются ростками от корней, уходящих к праотцам.

Краткая характеристика семей в романе «Война и мир»:

  1. Безусловно, любимой семьей Л.Н. Толстого были Ростовы. Их род славился радушием и гостеприимством. Именно в этой семье отражаются авторские ценности настоящего домашнего уюта и счастья. Писатель считал предназначением женщины – материнство, сохранение комфорта в доме, преданность и способность к самопожертвованию. Такими и изображены все женщины семейства Ростовых. Всего в семье 6 человек: Наташа, Соня, Вера, Николай и родители.
  2. Другая семья – Болконские. Здесь царит сдержанность чувств, суровость отца Николая Андреевича, каноничность. Женщины тут больше похоже на «тени» мужей. Андрей Болконский унаследует лучшие качества, став достойным сыном своего отца, а Марья научится терпению и смирению.
  3. Семейство Курагиных – лучшее олицетворение пословицы «от осины не родятся апельсины». Элен, Анатоль, Ипполит циничны, ищут выгоду в людях, глупы и ни капли не искренны в том, что делают и говорят. «Шоу из масок» — их стиль жизни, и этим они полностью пошли в отца – Князя Василия. В семействе нет дружественных и теплых отношений, что и отражается на всех ее членах. Л.Н. Толстой особенно недолюбливает Элен, которая была невероятно красива снаружи, но совершенно пуста внутри.

Мысль народная

Она является центральной линией романа. Как мы помним из выше написанного, Л.Н. Толстой отказался от общепринятых исторических источников, положив в основу «Войны и мира» мемуары, записки, письма фрейлин и генералов. Писателя не интересовал ход войны в целом. Отдельно взятые личности, фрагменты – вот, что нужно было автору. Каждый человек имел свое место и значение в этой книге, как детали пазла, которые, собравшись правильно, откроют прекрасную картину – силу народного единства.

Отечественная война изменила что-то внутри каждого из персонажей романа, каждый сделал свой маленький вклад в победу. Князь Андрей верит в русскую армию и достойно сражается, Пьер хочет разрушить французские ряды из самого их сердца – убийством Наполеона, Наташа Ростова без промедлений отдает подводы покалеченным солдатам, Петя отважно бьется в партизанских отрядах.

Народная воля к победе явственно чувствуется в сценах Бородинского сражения, битвы за Смоленск, партизанской схватки с французами. Последняя особенно памятна для романа, потому что в партизанских движениях бились добровольцы, выходцы из обычного крестьянского сословия – отряды Денисова и Долохова олицетворяют движение всей нации, когда «и стар и млад» встал на защиту своей родины. Позднее их назовут «дубиной народной войны».

Война 1812 года в романе Толстого

О войне 1812 года, как о переломном моменте жизней всех героев романа «Войны и мира», была сказано неоднократно выше. О том, что выиграна она народом, тоже было сказано. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения истории. Л.Н. Толстой рисует 2 образа: Кутузов и Наполеон. Конечно, оба образа рисуются глазами выходца из народа. Известно, что характер Бонапарта был досконально описан в романе только после того, как писатель удостоверился в справедливой победе русской армии. Автор не понимал красоты войны, он был ее противником, и устами своих героев Андрея Болконского и Пьера Безухова он говорит о бессмысленности самой ее идеи.

Отечественная война была национально-освободительной. Особое место она заняла на страницах 3 и 4 томов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Андрей Болконский.

Одним из главных героев в романе является Андрей Болконский. Князь красивой внешности, который мечтает о военной славе. Для Андрея самым главным в жизни является долг перед Родиной. Зрелый князь был влюблен в молодую графиню Наташу Ростову. Он перенес много душевных переживаний, также и предательство со стороны Наташи. Но когда прошло много времени, и судьба их снова свела с Наташей, но и в этот раз жизнь оказалась несправедливой. Жизнь героя заканчивается трагически, он умирает от пулевого ранения, полученного в бою.

Наташа Ростова.

Молодая героиня, которая окружена богатством, ее любят родители. Девушка очень живая, веселая, душевная. Она образованна. Была влюблена в Андрея Болконского. Но жизнь подготовила им немало испытаний. Ее судьба была обрушена войной. Влюбленным так и не суждено было быть вместе. Позже она вышла замуж за Пьера Безухова, родила детей и нашла успокоение в семейной жизни. Но это уже была не такая яркая и активная Наташа, как несколько лет назад.

Пьер Безухов.

Еще один немаловажный герой, который унаследовал ценное состояние от своего отца после его смерти. Герой добрый и наивный, он был крепкого телосложения. Ранее был женат на красивой женщине Элен, это привело к нехорошим последствиям. Позже он взял в жену юную Наталью Ростову. Личность Пьера со временем менялась и позже он стал уверенным мужчиной, который способен достичь своей цели и имеет собственные взгляды на жизнь.

Илья Андреевич Ростов.

Является графом, он добрый и отзывчивый человек. Он любит жить в роскошных условиях. Часто устраивал шикарные балы. Он очень любит свою супруга, а также детей.

Николай Ростов.

Является старшим сыном Ростовых. Он честный, добрый и отзывчивый. Был женат на Марии Болконской. И обрел с ней личное счастье и спокойствие.

Соня.

Хрупкая стройная девушка, она добрая и умная. Была влюблена в князя Николая Болконского, но узнав, что его сердце принадлежит другой женщине, решила не мешать его счастью.

Элен Курагина.

Героиня является первой супругой Пьера. Женщина не отличалась особым интеллектом, но благодаря своей яркой внешности и коммуникабельности, смогла открыть свой салон в Санкт-Петербурге.

Анатолий Курагин.

Является братом Элен. Внешне он также очарователен, как и его сестра. Предпочитал жить в свое удовольствие. Будучи женатым, хоте украсть Наташу и повенчаться с ней.

`

Популярные сочинения

Всех персонажей можно условно разделить на такие группы:

  • семья Болконских;
  • семья Ростовых;
  • семья Безуховых;
  • семья Друбецких;
  • семья Курагиных;
  • Исторические личности;
  • Герои 2 плана;
  • Другие герои.
Классификация удобна для анализа сразу целых семей и сравнения персонажей между друг другом. Подробное описание главных действующих лиц приведено ниже.

Характеристика Болконских

Род Болконских берет свое начало от князей, которые были в родстве с Рюриком. Они богаты и обеспечены. В семье царит авторитарная власть отца, из-за этого дома напряженная атмосфера. Болконские неукоснительно следуют семейным традициям и порядкам. Отношения внутри семьи натянутые, и дом был разделен на два “лагеря”:
  • Первый “лагерь” возглавлял князь Николай Болконский. Его мнения придерживались мадемуазель Бурьен и Михаил Иванович, архитектор князя.
  • Во вторую группу входили: дочь князя Марья, сын Андрея Болконского Николай и все няни и служанки.
Андрей Болконский не входил ни в одну группу, так как был часто в разъездах.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский - богатый наследник и сын князя Николая Болконского. Матери нет в живых, из родственников есть еще сестра Марья, которую он очень любит. Андрей - лучший друг , еще одного главного героя романа. Андрей невысокий, красивый парень. Он описывается как личность с постоянно скучающим взглядом, ходит медленно и неторопливо, в отличие от его жены Лизы, которая отличалась веселым и легким характером. Болконский походил больше на подростка, нежели на мужчину - автор часто упоминает, что у Андрея маленькие ручки, детская шея. Герой отличался пытливым умом, он начитан и образован, перенял некоторые черты своего отца - грубость и строгость по отношению к близким. Андрей Болконский является либеральным помещиком, любит своих крестьян и делает их жизнь проще. На момент написания романа Андрею Болконскому было 27 лет.

Характеристика Марьи Болконской

Сестра главного героя Андрея Болконского. Она молодая и, по мнению многих героев, некрасивая девушка, но с грустными и впечатляющими глазами. Марья довольно неуклюжая и обладала тяжелой походкой. Ее учил отец. Благодаря домашнему обучению, она научилась порядку и дисциплине. Она умеет играть на клавикорде, любит жизнь в деревне, в отличие от брата. Княжна Марья Болконская отличалась добрым и спокойным характером, верила в бога. При общении с людьми оценивала их за душевные качества, а не за статус и положение.

Николай Болконский - князь, глава семьи. Он отличался скверным характером и жестокими действиями по отношению к домочадцам. Князь Николай был старым человеком, с худым лицом и телом. Болконский всегда одевался по своему статусу - он был генералом-аншефом в отставке. Князя больше боялись, чем уважали. Он отличался своенравием и довольно властной позицией. Но при этом Николай Болконский отличается трудолюбием - он всегда чем-то занят: или написанием мемуаров, или обучению младшего поколения математике, или его любимым хобби - изготовкой табакерок.

Николай Андреевич был знаком с Екатериной II и князем Потемкиным, чем очень гордится. Князь тяжело переживает из-за вторжения французских войск на территорию России, и умирает от сердечного приступа.

Характеристика Лизы Болконской

Жена Андрея Болконского - веселая и жизнерадостная девушка. Не отличалась умом, но компенсировала все добротой и хорошим отношением. Она была невысокой девушкой, губки у нее были с усиками, всегда ходила с высокой прической. Елизавета Карловна родом из немецкой семьи Мейнен. В семье получила образование и светские манеры. Княжна Болконская любила посплетничать и поболтать, но при этом отличалась наблюдательностью. Сильно любила мужа, но была с ним несчастна. Умерла после рождения сына Николая.

Характеристика Николая Болконского

Родился в 1806 году. После смерти матери - Лизы Болконской, воспитывается теткой Марьей. Марья Болконская дает ему уроки русского и музыки. В 7 лет он видит гибель отца Андрея после ранения. В эпилоге романа Николай - 15-летний красивый юноша, с вьющимися волосами, очень похож на своего отца.

Характеристика семьи Ростовых

Благородная дворянская семья. Автор описывает семью Ростовых как идеальную семью - добродушную, с хорошими взаимоотношениями между родными.

Характеристика графа Ильи Ростова

Илья Андреевич Ростов - глава семейства, веселый и добродушный граф. Он богат и имеет несколько деревень в подчинении. Полное телосложение, седая голова с залысинами, всегда гладковыбритое лицо и голубые глаза - внешность Ильи Андреевича. Окружающие его считают глупым и смешным, но графа любили за его щедрость и доброту. Иногда эта щедрость превращалась в транжирство. Он любит свою жену и детей, балует их и все разрешает. Илья Андреевич не любит вступать в споры, ему лучше поесть и повеселиться. Из-за этого веселья он проигрывает все деньги и разоряет семью. После череды несчастий в семье Ростовых он заболевает и умирает.

Характеристика графини Натальи Ростовой

Жена Ильи Андреевича, 45 лет. Мать 12 детей, однако, повествование ведется только о четверых. Наталья Ростова обладала красивой восточной внешностью, часто была уставшая, но при этом вызывала уважение у родных. Вышла замуж за графа, когда ей было 16 лет. Как и муж, не отличается бережливостью, любит тратить деньги. Она старается быть строгой с детьми, но из-за своей доброты у нее не получается это. Графиня Наталья помогает другим (например, своей подруге Друбецкой). К концу произведения, после пережитых смертей, становится похожа на привидение.

Характеристика Наташи Ростовой

Дочь графа Николая Ростова и Натальи Ростовой. Воспитывалась в ласке и любви, была немного избалованная, но при этом оставалась доброй и искренней девушкой. Л. Толстой так описывает маленькую Наташу: “с черными глазами, большим ртом, довольно некрасивая, но обаятельная и веселая девочка, с кудрявыми волосами, тонкими ножками и ручками”. К 16 годам Наташа изменилась, стала носить длинные платья, танцевать на балах. Еще больше похорошела уже в 20-летнем возрасте. Надевала красивые кружевные платья, заплетала волосы в косу, с умным взглядом и чутким отношением к окружающим.
Важно! Наташа хорошо разбирается в людях, но если это касается любовных отношений, она теряется (как влюбленность в Курагина).
После смерти Болконского выходит замуж за Пьера Безухова, становится неряшливой и больше не ухаживает за собой, рожает 3 детей и живет только ради них.

Характеристика Сони Ростовой

Троюродная сестра Наташи и Николая Ростова. Воспитывается в семье Ростовых с самого рождения. Красивая и милая девушка, умная и образованная. Всячески помогает своей подруге Наташе. Любит декламировать стихи перед публикой. Она тайно влюблена в Николая Ростова, эту любовь не принимает Наталья Ростова. В итоге - Соня остается не замужем.

Характеристика Пьера Безухова

Еще один главный герой романа. Крупный молодой человек, носит очки, силен, но неуклюж. Автор часто сравнивает Пьера с медведем. Он незаконнорожденный сын графа Безухова, но является его любимчиком. Пьер больше 10 лет жил и учился в Европе. В 20 лет приехал обратно в Россию. Безухов обладает красивой детской улыбкой, видит в людях только добрые качества, из-за этого его часто обманывали. Его жена Элен Курагина, так и поступила с ним, обманула его и насильно женила на себе. Он не может найти себе работу по душе, ничем толком не увлекается, часто бездельничает. Когда Пьер становится наследником состояния Безуховых, начинает заниматься хозяйством, но и там часто терпит неудачи. Только после пребывания в плену у французов начинает по-другому вести себя, становится более сдержанным и расчетливым. В конце романа женится на Наташе Ростовой, после этого его воспринимают не как неуклюжего болтуна, а как грамотного и уважаемого человека.

Характеристика семьи Курагиных

Еще одна светская семья в романе. В отличие от Болконских и Ростовых, не отличаются благородством и добротой к людям. Князь Василий хочет выгодно отдать всех своих детей, не скупится и на обман. В семье царит полная гармония между родителями и детьми, обе стороны хотят получить выгоду.

Характеристика Василия Курагина

Василий Сергеевич Курагин - князь 50 лет. Женат на некрасивой и толстой даме. Почти лысый, любит одеваться с иголочки, учтив. У него был красивый низкий голос, говорил всегда медленно. Самоуверенный, равнодушный, любит смеяться над другими людьми. Общается только ради собственной выгоды.

Характеристика Анатоля Курагина

Младший сын князя Василия. Красивый, статный с большими глазами и красивыми руками. Был всегда хорошо и аккуратно одет. Получил образование в Европе, по приезду становится офицером. Отличается веселым характером, любит выпивать и собирать компании. Из-за кутежей и пьянок постоянно находится в долгах. Ради денег готов был жениться на княжне Марье. Анатоль является подлым человеком, он обманывает Наташу Ростову, обещая на ней жениться. Курагин думает только о себе. После Бородинского сражения его ранят, и он меняется.

Характеристика Элен Курагиной

Елена Васильевна Курагина (после замужества с Пьером стала Безухова), старшая сестра Анатоля Курагина и дочь князя Василия. Утонченная внешность, красивые худые руки, тонкая шея, мраморного цвета кожа - ее отмеченные автором внешние характеристики. Элен была высокого роста и производила впечатление на всех мужчин. Ее наряды часто были слишком откровенными, хотя она была выпускницей Смольного института. Элен глупа, по мнению Безухова и Андрея Болконского, но другие считают ее прелестной и умной. Элен Курагина умеет добиваться своей цели любыми способами, даже если это будет обман и лицемерие. Ради денег она готова на все. Таким образом, все перечисленные герои являются только частью огромного мира “Войны и мира” Л. Н. Толстого. Следует понимать, что и второстепенные герои романа составляют более полную картину. Не следует забывать об описании исторических личностей, таких как Наполеон и Кутузов, которые также повлияли на ход мыслей главных героев. Предлагаем вам также посмотреть видео, в котором для лучшего понимания содержания есть четкая систематизация всех героев романа “Война и мир”.