Кто любит должен разделить участь того.

Сочинение на тему:

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»

Дмитриенко Ирины Владимировны.

Любовь… Сколько значений таит в себе это слово! Из поколения в поколение люди стремились, стремятся и будут стремиться постигнуть смысл данного чувства, понять, что такое любовь. Любовь… вспышка света и горсть звёздного сияния, наполняющая смыслом жизнь обыкновенного человека. Яркая, как раскалённое солнце. Нежная, как мерцающий лунный блик. Глубокая, как бездонный океан. Великая, как бескрайнее весеннее небо. Что такое настоящая любовь? Я считаю, что настоящей может называться только та любовь, которая не требует ничего взамен. Это касается всякой любви (а не только взаимоотношений между мужчиной и женщиной): любви детей к родителям (и наоборот), любви к друзьям и вообще любви к ближнему. Пожалуй, нет ни одного поэта, писателя, художника, философа, который бы своё творчество не посвятил теме любви. Для одних любовь – это симпатия, влечение, страсть, а для других – привязанность, преданность.

Так одним из лейтмотивов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» являются милосердие и преданность. Милосердие не просто «стучится» в сердце Маргариты. Она любит. Маргарита - всегда действовала, прислушиваясь к велениям собственного сердца, и все ее побуждения были искренними . Её душа, жизнь наполнены бескорыстной любовью к мастеру, поэтому после бала Маргарита просит Воланда не о себе, а о Фриде. Маргарита ради мастера готова на всё: заключить сделку с дьяволом, стать ведьмой и королевой бала, отправиться с любимым мужчиной в последний путь. Можно ли утверждать, что Маргарита пожертвовала собой, своей обеспеченной и устроенной жизнью ради любви к мастеру? Нет. Это не самопожертвование. Это любовь. Любовь дарующая, преданная, побудительная сила духовного восхождения. Именно в такой любви Маргарита обрела себя. Поэтому, не задумываясь ни на секунду, она разделила участь любимого мужчины, так как не могла жить и дышать без мастера. «С желтыми цветами я вышла, чтоб ты, наконец, нашёл меня», - говорит Маргарита мастеру.

Героиня «Сказок об Италии» Максима Горького тоже любит и готова преодолеть любые препятствия ради своей любви, потому что она Мать. «Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград…». В поисках сына Мать не заметила ни морей, ни рек, ни гор, ни лесов, ни диких зверей. «Ведь если ищешь любимое – дует попутный ветер», - говорит она.

Мать боролась за жизнь и любовь. И когда поняла, что борьба бесполезна, что сын – изменник, опьянённый подвигами своими, обезумевший в жажде ещё большей славы, что разрушит родной город, что по его вине погибнут невинные люди, Мать убивает сына. Вначале я подумала, что любовь к родине победила материнскую любовь к сыну. Но, размышляя, я поняла, что сила матери в любви, в её желании разделить участь того, кого любишь. Прежде всего, сына. Но и участь родины ей небезразлична. «Человек – я сделала для родины всё, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном!.. И тот же нож, ещё тёплый от крови его – её крови, - она твёрдой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит, в него легко попасть».

Любовь–это сила, которая спасает не только человека, но и всё человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с неисчерпанной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Любовь-это не просто красивые слова. Любовь - это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый. Наверное, потому, что любящий человек способен на многое: он может свернуть горы, построить великолепные здания, совершить подвиг. Он полностью отдает самого себя этому чувству. Любовь многогранна. Но каким бы многогранным не было это чувство, есть один, на мой взгляд, главный, объединяющий все эти значения смысл – тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Я полагаю, что эта фраза созвучна выражению Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы должны быть ответственными за свои чувства и, следовательно, всегда разделять участь любимых нами людей.

На тернистом, извилистом жизненном пути нам приходится делать выбор, и не один. Повлиять на принятие того или иного решения могут друзья или близкие, но зачастую все сложности мы вынуждены преодолеть сами, руководствуясь голосом разума или порывами чувств. Что правильно, а что нет? Этот вопрос очень важен, ибо последствия наших решений порой колоссально влияют на судьбы дорогих нам людей. Холодный рассудок, бывает, заставит бросить в беде любимых или позабыть об обязательствах ради собственной выгоды. Помочь разобраться в тонкостях человеческой души и, возможно, избежать ошибок, нам призвана литература. Так Михаил Афанасьевич Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита» писал: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

И действительно, это священный долг, который обязан исполнять каждый, кто испытывает светлое чувство любви. Но долг – слово довольно суровое и строгое – способны исполнять и чтить далеко не все; человеку слабому это недоступно. Хороший тому пример – повесть Алексея Ивановича Куприна «Олеся», и её главный герой – начинающий писатель Иван Тимофеевич. Он влюбляется в тонко чувствующую молодую девушку по имени Олеся, - колдунью, дитя природы. Их чувства взаимны, но быть вместе молодым, увы, не суждено. Ваню тянет в город; он мечтает о венчании в церкви, которая является запретной для его избранницы. Герой даже не думает о том, чтобы остаться в лесу возле деревни и провести остаток лет с возлюбленной. Всё потому, что разум был сильнее чувств. Разделить участь той, которую любит, Иван Тимофеевич не смог. А Олеся, войдя в церковь, совершив столь жертвенный поступок – пример истинной любви, осталась оклеветанной злыми людьми на всю жизнь.

Но, безусловно, есть истории с более счастливым концом. Великодушная, милосердная любовь Маргариты – героини романа М.А. Булгакова, заставляет поверить в чудеса. «Так поражает молния! Так поражает финский нож!», - описывает Мастер чувство, захватившее влюбленных. Для любви Маргариты не существует препятствий: ни пропажа любимого, ни встреча с сатаной, ни кровавый бал, ни превращение в ведьму, в конце концов, не стали для нее преградой. Силой своей любви эта великая женщина вызволяет избранника из сумасшедшего дома и клянется излечить его, а если же не выйдет, решает, ни секунды не раздумывая: «Я погибаю вместе с тобой».

Разделить страдания Мастера Маргарите помогает истинная любовь.

Тот, кто любит, должен разделять участь возлюбленного. Преобладание разума в любви – малодушие. Настоящая любовь живет только силой чувств, поэтому порой отказаться от холодного голоса рассудка – единственный способ познать истинное счастье.

Через весь роман Булгакова "Мастер и Маргарита" проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты. Я считаю, что настоящей может называться только та любовь, которая не требует ничего взамен. Это касается всякой любви (а не только взаимоотношений между мужчиной и женщиной): любви детей к родителям (и наоборот), любви к друзьям и вообще любви к ближнему. Ведь именно такую бескорыстную любовь проповедовал Иисус Христос. Добрые дела, которые мы творим, движимые любовью, приносят пользу ближним, а иногда сделанное добро возвращается к нам сторицей. Но все же, творя добро, нельзя руководствоваться корыстными целями, потому как любовь не предполагает понятия "должен" или умозаключения "если я помогу ему, то в нужный момент он будет обязан помочь мне". Все добрые поступки совершаются лишь по зову сердца.

Так и Маргарита - всегда действовала, прислушиваясь к велениям собственного сердца, и все ее побуждения были искренними. Для нее в Мастере заключен весь мир, а в романе любимого - цель ее жизни. Маргарита полна решимости совершить что угодно ради Мастера, и на эту решимость ее вдохновляет любовь. Это она творит чудесные вещи: Маргарита готова отправиться с Мастером в последний путь, и в этом поступке наиболее ярко проявляется ее самопожертвование. Она готова разделить участь Мастера, она готова даже заключить сделку с дьяволом ради спасения любимого. Кроме того, даже став ведьмой, она не лишается добрых побуждений. Любовь Маргариты никогда не требовала отдачи, она была дарующей, а не берущей. В этом - суть настоящей любви. По-другому быть не может. И дай Бог испытать такое настоящее чувство тому, кто достоин этого. В жизни каждого человека бывают увлеченности. Сначала загорается искра, и тогда кажется, что вот оно свершилось - это именно то долгожданное высокое чувство. Иногда чувство влюбленности длится долго, иногда иллюзии разбиваются почти сразу. Но настоящая любовь, как бы высокопарно это не звучало, случается раз в 100 лет. Такую любовь описывает Булгаков. Такую любовь описывает Куприн в повести "Гранатовый браслет". Разница между изображенными в этих произведениях историями любви заключается только в том, что в романе "Мастер и Маргарита " это чувство взаимно.

Также я полагаю, что фраза "Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит" созвучна выражению Сент-Экзюпери "Мы в ответе за тех, кого приручили". Мы должны быть ответственными за свои чувства и, следовательно, всегда разделять участь любимых нами людей.

Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты. Я считаю, что настоящей может называться только та любовь, которая не требует ничего взамен. Это касается всякой любви (а не только взаимоотношений между мужчиной и женщиной): любви детей к родителям (и наоборот), любви к друзьям и вообще

Любви к ближнему. Ведь именно такую бескорыстную любовь проповедовал Иисус Христос. Добрые дела, которые мы творим, движимые любовью, приносят пользу ближним, а иногда сделанное добро возвращается к нам сторицей. Но все же, творя добро, нельзя руководствоваться корыстными целями, потому как любовь не предполагает понятия «должен» или умозаключения «если я помогу ему, то в нужный момент он будет обязан помочь мне». Все добрые поступки совершаются лишь по зову сердца.

Так и Маргарита - всегда действовала, прислушиваясь к велениям собственного сердца, и все ее побуждения были искренними. Для нее в Мастере

Заключен весь мир, а в романе любимого - цель ее жизни. Маргарита полна решимости совершить что угодно ради Мастера, и на эту решимость ее вдохновляет любовь. Это она творит чудесные вещи: Маргарита готова отправиться с Мастером в последний путь, и в этом поступке наиболее ярко проявляется ее самопожертвование. Она готова разделить участь Мастера, она готова даже заключить сделку с дьяволом ради спасения любимого. Кроме того, даже став ведьмой, она не лишается добрых побуждений. Любовь Маргариты никогда не требовала отдачи, она была дарующей, а не берущей. В этом - суть настоящей любви. По-другому быть не может. И дай Бог испытать такое настоящее чувство тому, кто достоин этого. В жизни каждого человека бывают увлеченности. Сначала загорается искра, и тогда кажется, что вот оно свершилось - это именно то долгожданное высокое чувство. Иногда чувство влюбленности длится долго, иногда иллюзии разбиваются почти сразу. Но настоящая любовь, как бы высокопарно это не звучало, случается раз в 100 лет. Такую любовь описывает Булгаков. Такую любовь описывает Куприн в повести «Гранатовый браслет». Разница между изображенными в этих произведениях историями любви заключается только в том, что в романе «Мастер и Маргарита » это чувство взаимно.

Также я полагаю, что фраза «Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит» созвучна выражению Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы должны быть ответственными за свои чувства и, следовательно, всегда разделять участь любимых нами людей.

Я не случайно выбрала эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только, как читателя, но и как человека, вступающего во взрослую жизнь. Ведь правда, что в любви нет места эгоизму? Когда человек любит, он уже не замечает, что ему может быть холодно, больно, трудно. Главное, чтобы у того, кого он любит, все было хорошо. Мне кажется, что это естественно – сделать счастливым человека, которого любишь. Если ему плохо, разделить его судьбу.

Для доказательства этой мысли хотелось бы обратиться к роману Федора Михайловича Достоевского

“Преступление и наказание”. О, эта Сонечка Мармеладова! Сколько вынесла она на своих хрупких плечах… Судьба не дает ей покоя и дарит, как очередное испытание ту самую всевоскрешающую любовь к Родиону Раскольникову. Казалось бы, что может привлечь в каторжнике, заблудшем человеке столь невинную душу? Соня ни минуты не думает о себе, не винит героя. У нее лишь одна цель – спасти его и уберечь от злых мыслей. Девушка разделяет участь Раскольникова, идет за ним, берет на себя тяжелый крест. Однако то, что для другого покажется мукой, Соня принимает как великое счастье. Не он ведет ее за собой на каторгу – она выводит его за собой на свет, дает надежду.

Вспомним роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Как и сам роман, любовь Мастера и Маргариты восхищает меня своей волшебной силой. Именно эта сила помогает героине не только пережить потерю возлюбленного, но и вернуть его. Однако, как и водится в жизни, для этого ей придется пройти через многое и на многое решиться. Мастер жил своей книгой, и Маргарита жила ей и переживала ее из раза в раз, страницу за страницей. Роман о Пилате стал символом их любви. Маргарита разделяет участь своего Мастера. Она готова променять особняк на каморку в подвале и переживает вместе с любимым каждый миг испытаний. Вы только вдумайтесь: все это время она счастлива оттого, что любит и может разделить с Мастером его поражение и, поверьте, она была бы счастлива еще больше, если бы могла взять на себя все его беды.

На мой взгляд, счастье каждого человека складывается из счастья того, кого он любит. Поэтому настоящая любовь, без сомнений, примет на себя любой груз, любую участь.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В последние годы жизни Маяковский работал над поэмой “Во весь голос”. Как он сам объяснял замысел, это произведение – способ...
  2. Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности “человека разума”,...
  3. Сочинение по литературе По повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Хемингуэй является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при...