Кто не снами тот против нас авиа. Кто не с нами, тот против нас библия

Сразу вспоминается революционная пропаганда времен Гражданской войны, когда новая власть требовала от граждан определиться - на чьей они стороне. «Кто не с нами, тот против нас». Но большевики, вовсе не сами придумали этот лозунг. Они воспользовались Евангельским текстом, несколько перефразировав слова Христа:

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Почему же Иисус сказал столь жесткие слова?

Однажды фарисеи обвинили Его в том, что Он изгоняет из людей бесов силою веельзевула, князя бесовского. На это Иисус ответил: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его».

Фарисеи слушали эти слова, и им нечего было возразить. В конце Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Это означало, что нельзя быть нейтральным по отношению ко Христу. Либо ты с Богом, либо с дьяволом, третьего не дано.

В подтверждение своих слов Иисус рассказал также притчу о нечистом духе, который был изгнан из человека и скитался по миру не находя покоя. По сюжету притчи нечистый дух наконец сказал: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел». И придя, обнаружил свой дом (то есть человеческую душу) убранным и удобным для жизни, но пустым, не занятым Богом. Тогда бес позвал с собою семь других духов, еще более злых чем он сам, и все вместе они вошли в человека, жизнь которого стала еще хуже чем прежде.

А ведь человек этот мог изменить все, но не использовал своего шанса.

В дикой природе четко действует закон распознавания свой-чужой даже в пределах одного вида животных. Например, самцы волков метят территорию своего проживания и охоты, чтобы никто из другой стаи не посмел претендовать на нее. Побеждает сильнейший, но свои два килограмма мяса в день взрослый волк должен получить. Проигравшая стая волков вынуждена искать для себя другое место обитания и охоты. Иначе не выжить.
А мы, люди, далеко ли ушли в своем поведении от диких зверей? И хотя мы живем не в джунглях и непролазных лесах, а в обществе себе подобных, но,зачастую, по-прежнему руководствуемся звериными инстинктами по отношению к другим людям, когда делим их на своих и чужих.
На заре возникновения человеческого общества работал инстинкт самосохранения, когда в стычках с чужаками кровное родство и принадлежность к одной семье, к одному клану, определяли деление всех и вся на своих и чужих.
Но в нашем просвещенном XXI веке, все эти деления являются анахронизмом, отголоском эпохи динозавров. Динозавры, как известно даже школьникам младших классов, вымерли, поскольку не смогли приспособиться к изменившимся природным и климатическим условиям.
Млекопитающие и птицы, новые прогрессивные биологические классы, вытеснили динозавров на задворки эволюции. В каждом обществе господствует определенная идеология, с которой большинство из нас вынуждено соглашаться. А иначе репрессивный аппарат общества быстро разделается с теми, кто думает и говорит иначе и отклоняется от мэйнстрима.
В свое время большевики, перефразируя библейское изречение, взяли на вооружение лозунг: "Кто не с нами, тот против нас." И еще один: "Если враг не сдается, то его уничтожают."
С тех пор утекло много воды, но мы до сих пор поражены болезнью большевизма. Везде нам мерещатся враги и ненавистники. Диссиденты, оппоненты, критиканы и просто горлопаны.Тяжко жить в таком окружении. А "наверху" лучше знают, о чем каждый из нас должен думать, к чему стремиться.
Мы по-прежнему с подозрением относимся не только к людям другой национальности и цвета кожи, не только к тем, кто исповедует другую религию или не исповедует никакой, но и к тем, кто даже в свое родном отечестве думает и говорит не так, как думаем и говорим мы сами.
В международных отношениях это проявляется в развязывании кровопролитных войн, как говорится, по поводу и без него.
Наверное, все читали книгу "Путешествия Гулливера" Свифта, в которой автор в едкой, сатирической форме высмеял войну, развязанную между "остроконечниками" и "тупоконечниками" из-за "принципиального" спора: с какого конца нужно разбивать вареные яйца.
Пришло время отказаться от изживших себя стереотипов и перестать делить людей на своих и чужих. Может быть, не они не с нами, а мы не с ними?
Уже всем набило оскомину читать и слышать про то, что мы живем в глобальном мире, где интересы и благополучие каждого переплетены с интересами и благополучием всех людей планеты.
Но, как известно, сознание людей меняется медленно, и потому нет другого выхода, как говорить об этом снова и снова.
Пришло время искать в других то, что нас объединяет, а не то, что разводит по разные стороны "баррикад".

Источник – интернет-газета Единый мир
www.kabmir.com

Кто не с нами, тот против нас
Фраза была популярна в первые годы советской власти и обычно ассоциируется с агрессивной революционной пропагандой.
Но ее первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Употребляется: как угроза, предостережение тем, кто занимает нейтральную позицию в политике.
Используется: как аллюзия, напоминание о теории и практике «классовой борьбы», социальной розни, которая насаждалась посредством агрессивной пропаганды в первые годы советской власти в России; а также как уподобление этой практике чьих-либо действий (шутл.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кто не с нами, тот против нас" в других словарях:

    Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия

    Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия

    Ср. Салтыков. Помпадуры. 9. Ср. Аще Бог по нас, то кто на ны? Петр Великий (в битве при Азове). Ср. С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог... Печерский. Архимандрит Феодосий (1611 г. в Ниж. Новгороде). Ср. Аще Бог с нами.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    В данной статье описывается хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011 2012) многочисленных политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и… … Википедия

    Jeder für sich und Gott gegen alle Жанр … Википедия

    Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики - Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики Доклад, читанный на сессии МАОН 12 июля 2011 года Прежде всего, оговорюсь: я не буду в докладе анализировать понятие модернизации, а также конкретные программы модернизации … Экономико-математический словарь

    Барак Обама - (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора

    Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров. См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

    Венгерская республика (венг. Мадьяр Кезтаршашаг), государство в восточно центральной части Европы, занимающее площадь в 93 030 кв. км. Граничит со Словакией на севере, Украиной на северо востоке, Румынией на юго востоке, Югославией и Хорватией на … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Журнал "Иностранная литература" № 11. 2017 , . Ноябрьский номер, что вполне понятно, целиком приурочен к столетию Октябрьской революции, и называется он «Россия во мгле», как и известная книга Герберта Уэллса. Все авторы нынешнего номера…

Побеждает сильнейший, но свои два килограмма мяса в день взрослый волк должен получить. Проигравшая стая волков вынуждена искать для себя другое место обитания и охоты. Иначе не выжить.

А мы, люди, далеко ли ушли в своем поведении от диких зверей? И хотя мы живем не в джунглях и непролазных лесах, а в обществе себе подобных, но,зачастую, по-прежнему руководствуемся звериными инстинктами по отношению к другим людям, когда делим их на своих и чужих.

На заре возникновения человеческого общества работал инстинкт самосохранения, когда в стычках с чужаками кровное родство и принадлежность к одной семье, к одному клану, определяли деление всех и вся на своих и чужих.

Но в нашем просвещенном XXI веке, все эти деления являются анахронизмом, отголоском эпохи динозавров. Динозавры, как известно даже школьникам младших классов, вымерли, поскольку не смогли приспособиться к изменившимся природным и климатическим условиям.

Млекопитающие и птицы, новые прогрессивные биологические классы, вытеснили динозавров на задворки эволюции.

В каждом обществе господствует определенная идеология, с которой большинство из нас вынуждено соглашаться. А иначе репрессивный аппарат общества быстро разделается с теми, кто думает и говорит иначе и отклоняется от мэйнстрима.

В свое время большевики, перефразируя библейское изречение, взяли на вооружение лозунг: "Кто не с нами, тот против нас." И еще один: "Если враг не сдается, то его уничтожают."

С тех пор утекло много воды, но мы до сих пор поражены болезнью большевизма. Везде нам мерещатся враги и ненавистники. Диссиденты, оппоненты, критиканы и просто горлопаны.Тяжко жить в таком окружении. А "наверху" лучше знают, о чем каждый из нас должен думать, к чему стремиться.

Мы по-прежнему с подозрением относимся не только к людям другой национальности и цвета кожи, не только к тем, кто исповедует другую религию или не исповедует никакой, но и к тем, кто даже в свое родном отечестве думает и говорит не так, как думаем и говорим мы сами.

В международных отношениях это проявляется в развязывании кровопролитных войн, как говорится, по поводу и без него.

Наверное, все читали книгу "Путешествия Гулливера" Свифта, в которой автор в едкой, сатирической форме высмеял войну, развязанную между "остроконечниками" и "тупоконечниками" из-за "принципиального" спора: с какого конца нужно разбивать вареные яйца.

Пришло время отказаться от изживших себя стереотипов и перестать делить людей на своих и чужих. Может быть, не они не с нами, а мы не с ними?

Но, как известно, сознание людей меняется медленно, и потому нет другого выхода, как говорить об этом снова и снова.

Пришло время искать в других то, что нас объединяет, а не то, что разводит по разные стороны "баррикад".