Кто ввел термин "социология". Понятие социологии
Принципиально иную теорию развилКарл Маркс (1818-1883) - выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Положив в основание своей теории принцип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под "материальным фактором" развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собственности.
Материальные силы, господствующие в обществе, определяют "духовную" надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные общественные институты. Между тем динамическая картина общественного развития детерминируется не только научно-техническим, экономическим и социально-политическим прогрессом общества, но и специфическим "расположением" общественных классов, то есть больших групп людей, имеющих свое особое отношение к средствам производства, собственности и политическим институтам.
Общественное развитие, складывающееся как результирующая экономического прогресса и соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тоталитарный кризис, охватывающий все институты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представляет собой двигатель истории. При этом один из общественных классов ускоряет приход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
Маркс вводит понятие формаций
Общественно-экономическая формация , (или строй) - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума, для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.
Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.
По Марксу, человечество прошло несколько общественно-экономических формаций - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а последняя - коммунистическая - должна наступить в будущем и является окончательной.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.
Маркс рассматривал человеческую историю как историю борьбы между собой больших общественных групп
Революция пролетариата, по мнению Маркса, будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя. "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и асе производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть, в собственном смысле слова, - это организованное насилие одного класса для подавления другого Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращается в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще А тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является главной целью.
7. Субъективный метод и психологическое направление
в социологии России конца XIX в.
Субъективистская парадигма фокусирует исследования на том, что и как делают люди. Здесь общество рассматривается с точки зрения взаимодействия социальных групп, каждая из которых обладает особыми ценностями, установками, привычками и статусами.
Она опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее:
1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;
2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования;
3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.
Субъективная социология сформировалась в юнце 60-х - начале 70-х гг. XIX века и изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, их вэгпяды разделял С.Н. Южаков, не будучи народником.
Субъективная социология принципиально разграничивала естественнонаучные и социологические знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно субъективной социологии, личность, а не группа, класс, есть основная ""единица" общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные помыслы и цели личности определяют ее социальную деятельность. Изучение личности осуществляется социологом по принципу "сопереживания", "когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого". Кроме того, субъективная социология включала в себя этический аспект - оценку исследователем социальных фактов с точки зрения своего общественного идеала, нравственных позиций.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". "В социологии и истории, - писал Лавров, есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую... Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной негодности общества понять вопрос и дать на него ответ"
Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять участие в общественной жизни, у историков не было необходимости осмыслить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хотя в летописях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.
Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что "общественные формы являются как изменяющиеся в истории продукты общественного творчества личности ввиду их блага, и поэтому личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе".
Вследствие того что большинство руководствуется лишь расчетом пользы, интерес является самым общим общественным побуждением и в каждую историческую эпоху прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают в своих общественных идеалах с убеждениями наиболее развитого меньшинства. Именно опираясь на это теоретическое положение, Лавров обосновывает органическую связь социологии с социализмом. Социализм, согласно Лаврову, вполне отвечает изложенным выше требованиям: "Он представляет интересы рабочего большинства, настолько оно проникнуто сознанием классовой борьбы; он осуществляет для развитого меньшинства идеал справедливейшего общежития, допускающего наиболее сознательное развитие личности при наибольшей солидарности всех трудящихся, идеал, способный охватить все человечество, разрушая все разграничения государств, национальностей и рас; он есть для личностей, наиболее вдумавшихся в ход истории, и неизбежный результат современного процесса экономической жизни.
Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, - писал Михайловский, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общественные явления оценивать иначе как субъективно... высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу". Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир". Михайловский отверг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством тому является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.
Структурно-функциональный метод - это подход в описании и объяснении систем, при которому исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках единого целого; отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержке и изменении социальной системы.
В основе структурно-функционально го анализа лежит идея социального порядка, вкотором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Для структурно-функциональной теории характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов реальной действительности.
Каждый элемент этой структуры выполняет определенные функции, которые удовлетворяют нужды системы. Сущность метода состоит в разделении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и в определении присущих им специфических функций (ролей), направленных на удовлетворение соответствующих нужд системы управления персоналом с учетом целостности последней и ее взаимодействия с внешней средой.
В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на «общепринятые» образа поведения. Нормы объединены в институты, которые имеют структуру и владеют функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа составляется в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям.
Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов системы, единства институтов власти, соответствия их действия (функционирование) потребностям субъектов, выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к среде, которая меняется.
Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек» выступает в качестве философской категории, так как оно имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.
К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.
Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности, включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.
В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:
Способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;
Объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;
Способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам: наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;
Степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;
Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;
Убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.
Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.
Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.
В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.
Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:
Экстраверсия – интроверсия,
Абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),
Эндогенность – экзогенность (этика – логика).
Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.
Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.
Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».
Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.
Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homosociologicus:
Homofaber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;
Homoconsumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;
Homouniversalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;
Homosoveticus – человек, зависящий от государства.
Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:
Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:
Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;
Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;
Фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;
Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;
Гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.
Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:
Идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);
Базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.
Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.
Слово "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого слова "hoyos" (учение). Из этого следует, что социология - изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.
Кратко о развитии социологии
Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие "социология" в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.
Основатель социологии и его вклад в науку
Огюст Конт - человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его - 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология - это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.
Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.
Переосмысление содержания предмета
До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 - начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.
Вклад Эмиля Дюркгейма
Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.
Институционализация социологии в России
Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.
В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.
Макро- и микросоциология
Макросоциология - это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.
На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.
Марксистско-ленинский подход
В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал от мирового процесса развития знания об обществе.
Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.
Подходы других наук в социологии
Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:
1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;
2) использование полученных данных на практике.
Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.
Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.
Подходы на уровне макросоциологии
В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.
Функционализм
Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей - политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.
Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.
Теории конфликтов
Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название - теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его - движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.
Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник - власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.
Подходы на уровне микросоциологии
Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово "интеракция" переводится как "взаимодействие"). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания - ведь именно это определяет человеческое поведение.
Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология - наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир - сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.
Основания классификации, сосуществование теорий и школ
Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации - идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.
Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.
Экономическая социология
Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология - это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.
Институт социологии (РАН)
Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель - осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает "Вестник Института социологии" - научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.
Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление "социология".
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА 4
1.1. Понятие общества, его структура и функции 4
1.2. Общество как целостная социокультурная система 10
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ 16
2.1. Понятие общественной системы 16
2.2. Новые явления в мировом общественном развитии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение
В социологии понятие общество имеет более широкое, универсальное содержание и сущность. Если в обыденном определении общества отмечалось взаимодействие индивидов, складывающиеся между ними взаимосвязи и отношения, то в определении социологии общество - совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.
Современное общество - это система, состоящая из отдельных уровней социальных общностей.
При изучении любого феномена важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить многокрасочную картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (Уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможности для самореализации личности).
Целью работы является изучение обществас точки зрения социологии как социокультурной системы.
Задачами работы стали:
Изучить понятие общества и основные подходы в социологии к данному понятию;
Изучить структурную организацию общества;
Исследовать типологию общественных систем.
ГЛАВА 1. Сущность, структура и функции общества
1.1. Понятие общества, его структура и функции
Общество - совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями, либо взаимными симпатиями, либо видом деятельности. Это обыденное определение.
Общество - структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т. п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т. п.) устойчивой целостности.
Основным важным признаком общества есть территория, на которой консолидиризуются социальные связи. Планета представила возможность многим общностям людей найти свою экологическую ячейку для обеспечения удовлетворения жизненных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом.
Территория-основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей - второй признак, отличительная черта общества. Коллективное сознание, наличие общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма, Эмиль Дюркгейм считал основой устойчивости и единства общества. Именно благодаря фундаментальным ценностям, усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности, и сохраняется общество, считает социолог Роберт Мертон, а американский социолог Эдвард Шилз убежден, что общество существует только под воздействием "общей воли, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру".
В начале зарождения общества людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимовлечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. И Фердинанд Теннис называет общество, базирующееся на родстве и соседстве, на взаимном влечении друг к другу, общиной. Но системой межличностного взаимодействия не могла больше поддерживаться устойчивость связей между людьми по мере роста населения. Социальные структуры становятся основным стабилизирующим фактором общества.
Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения: социальные общности, социальные институты и т. п. Они-то и осуществляют жизненно важные для общества цели и задачи. Ведь в обществе постоянно или в течение длительного периода существуют и функционируют: институты собственности или государства, социальные общности, слои интеллигенции или профессиональная роль судьи и т. п., хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование социальных структур, сменяются неоднократно.
В процессе развития общества и складывались социальные структуры, выступая результатом закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Именно относительное постоянство и функциональная целесообразность социальных структур и способствует устойчивости общества. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт финансов и средств регулирует обмен товаров, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. В совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.
Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.
Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.
Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество - это все люди, проживающие на Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.
Широкое в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы - в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.
Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные взаимно влияют друг на друга.
Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.
Человек - дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь - это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.
Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.
Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.
Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество - единое целое.