Любимая игра гаева. Раневская и Гаев — представители уходящей жизни

К жанру драматургии А. П. Чехов обратился уже в раннем творчестве. Но подлинный успех его как драматурга начался с пьесы «Чайка». Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Ею и был завершен творческий путь писателя. В «Вишневом саде» автор выразил свои убеждения, мысли, надежды. Чехов считает, что будущее России принадлежит таким людям, как Трофимов и Аня. В одном из писем Чехов писал: «Студенты и курсистки - это хороший и честный народ. Это надежда наша, это будущее России». Именно они, по мнению Чехова, и являются истинными хозяевами вишневого сада, который автор отождествлял с родиной. «Вся Россия - наш сад», - говорит Петя Трофимов.

Владельцами вишневого сада являются потомственные дворяне Раневская и Гаев, Поместье и сад - собственность их рода на протяжении многих лет, однако хозяйничать здесь они уже не могут. Они - олицетворение прошлого России, за ними будущего нет. Почему?
Гаев и Раневская - люди беспомощные, праздные, не способные на какие-либо активные действия. Они восхищаются красотой цветущего сада, он навевает нос-тальгические воспоминания у этих людей, но и только. Их имение разоряется, а эти люди не могут и не пытаются ничего сделать ради того, чтобы положение каким-то образом поправить. Цена такой «любви» невелика. Хотя Раневкая и говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно». Но возникает вопрос, что это за такая любовь, если она уехала из России пять лет назад и вернулась сейчас только потому, что потерпела фиаско в личной жизни. А в финале пьесы Раневская вновь покидает Родину.
Конечно, героиня производит впечатление человека с открытой душой, она сердечна, эмоциональна, впечатлительна. Но эти качества сочетаются с такими чертами ее характера как беззаботность, избалованность, легкомыслие, граничащие с черствостью и безразличием к окружающим. Мы видим, что на самом деле Раневская равнодушна по отношению к людям, даже порою жестока. Иначе как объяснить тот факт, что она отдает последний золотой прохожему, а прислуга в доме остается жить впроголодь. Она благодарит Фирса, справляется о его здоровье, и... оставляет старого, больного человека в заколоченном доме, просто-напросто позабыв о нем. Это, по меньшей мере, чудовищно!
Как и Раневская, Гаев обладает чувством прекрасного. Хочется отметить, что он больше, чем Раневская производит впечатление барина. Хотя этого персонажа можно назвать точно таким же бездейственным, беспечным и легкомысленным, как и его сестра. Словно маленький ребенок, Гаев не может отказаться от привычки сосать леденцы и даже в мелочах рассчитывает на Фирса. Его настроение очень быстро меняется, это непостоянный, ветреный человек. Гаев расстраивается до слез от того, что имения продаются, но едва он услышал стук шаров в бильярдной, то сразу повеселел, подобно ребенку.
Безусловно, Гаев и Раневская - это воплощение прошлой уходящей жизни. Их привычка жить «в долг, за чужой счет» говорит о праздности существования этих героев. Они точно не хозяева жизни, поскольку даже их материальное благополучие зависит от каких-либо случайностей: или это будет наследство, или ярославская бабушка пришлет им денег для того, чтобы рассчитаться с долгами, или денег одолжит Лопахин. На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.
Лопахин воплощает настоящее России. Родители Лопахина были крепостными, но после отмены крепостного права судьба этого человека изменилась. Он выбился в люди, разбогател, и теперь в состоянии купить имение тех, которые когда-то были его хозяевами. Лопахин чувствует свое превосходство над Раневской и Га-евым, да и те относятся к нему с уважением, поскольку осознают свою зависимость от этого человека. Ясно, что Лопахин и такие люди как он очень скоро вытеснят родовитых дворян.
Однако Лопахин производит впечатление человека, который является «хозяином жизни» только в данный, короткий промежуток времени. Он не хозяин вишневого сада, а лишь временный его владелец. Вишневый сад он собирается вырубить, а землю продать. Думается, что, приумножив свои капиталы от этого выгодного ему предприятия, он все же не займет в будущем господствующего места в жизни государства. В образе этого персонажа Чехову мастерски удалось изобразить причудливое и противоречивое соединение черт прошлого и настоящего. Лопахин, хотя и гордится нынешним положением, ни на секунду не забывает о своем низком происхождении, в нем слишком сильна обида на жизнь, которая, как ему кажется, была несправедлива к нему. Очень скоро читатель и зритель понимает, что Лопахин всего лишь промежуточная ступень между прошлым и будущим поколениями.
В пьесе Чех«Ьва мы видим и персонажей, противопоставленных разрушительной деятельности Лопахина и бездействию Раневской и Гаева. Это Аня и Петя Трофимов. Именно за такими людьми, по мнению автора, будущее России. Трофимов - горячий искатель правды, который искренне верит в торжество справедливой жизни в ближайшем будущем. Студент Петя Трофимов беден, терпит лишения, но как человек честный отказывается от жизни за чужой счет. Он говорит много о том, что необходимо переустройство общества, но реальных поступков пока не совершает. Но он прекрасный пропагандист. Это один из тех, за кем идет молодежь, кому верят. Аню увлекает призыв Трофимова изменить жизнь, и в конце пьесы мы слышим ее слова, призывающие «сажать новый сад». Автор не дает нам возможностиувидеть плоды деятельности представителей нового поколения. Он лишь оставляет нам надежду на то, что слова у Пети Трофимова и Ани не будут расходиться с делами.
Три поколения людей изобразил Чехов в своей пьесе «Вишневый сад», и каждый персонаж олицетворяет жизнь России: Раневкая и Гаев - прошлую, Лопахин - настоящую, Трофимов и Аня - будущую. Время показало, что Чехов был абсолютно прав - в скором будущем русский народ ожидала революция, и именно такие люди как Трофимов и вершили историю.

Гаев Леонид Андреевич – один из главных персонажей в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», брат помещицы Раневской . Он человек старой закалки, как и сестра - сентиментален. Очень переживает по поводу продажи родового имения и потери вишнёвого сада.

По натуре Гаев – идеалист и романтик. Он не особо приспособлен к «новой» жизни. Себя относит к людям 80-х годов 19 века. Он артистичен и искренен. Может признаться в любви даже шкафу, который для него является хранителем семьи почти на протяжении века. Он много говорит, порой не по существу. Поэтому спохватывается, что сказал неуместность, но потом всё повторяет сначала. Чтобы скрыть свои волнения по поводу имения, часто вставляет в речь словечки вроде «кого?» или «от шара направо в угол» (выражение, используемое в бильярде).

По поводу сохранения вишнёвого сада строит нереальные планы и всё мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство. А также, мечтает выгодно выдать замуж племянницу Аню . Но это только на словах, а на деле, он и пальцем не пошевелил, чтобы спасти имение.

После того, как Лопахин выкупает их дом с садом, он устраивается на работу в банк за шесть тысяч в год. В конце произведения Лопахин говорит, что это ненадолго, так как Гаев ужасно ленив.

Образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" очень важно правильно понять. Это необходимо для уяснения того, как Чехов относился к преставителям дворянства. В нашей статье подробно описан образ Гаева в пьесе "Вишневый сад".

Гаев - это брат главной героини произведения, Раневской, практически ее двойник. Образ его, однако, менее значителен, чем образ этой женщины. Именно поэтому интересующий нас герой представлен как "брат Раневской" в списке действующих лиц, хотя он старше своей сестры и обладает такими же правами на имение.

Социальное положение Гаева

На фото выше представлен Станиславский в роли Гаева. Леонид Андреевич Гаев - это помещик, который проел свое состояние "на леденцах". Он ведет достаточно праздный образ жизни. Тем не менее он удивляется тому, что сад необходимо продать за долги. Этому человеку уже 51 год, однако у него нет своей семьи. Гаев проживает в старом имении, разрушающемся прямо у него на глазах. Он находится под опекой Фирса, старого лакея. Характеристику Гаева следует дополнить и тем, что он постоянно пытается занять денег у кого-нибудь для того, чтобы хотя бы покрыть проценты по своим долгам и по долгам своей сестры. для него является погашение всех кредитов. Этот помещик надеется получить наследство от кого-нибудь, выдать Анну за обеспеченного человека, отправиться в Ярославль, где можно попробовать попытать счастья у графини-тетушки.

Карикатура на дворянство

Образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" - это карикатура на дворянство. Отрицательные качества помещицы Раневской еще более уродливо представлены в характере ее брата, что подчеркивает комизм всего происходящего. Описание Гаева, в отличие от Раневской, помещено главным образом в ремарках. Его характер раскрывается в основном через действия, а другие персонажи пьесы говорят о нем крайне мало.

Отношение окружающих к Гаеву

Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости. Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: "Где тебе! Сиди уж". Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он "ленив очень". Только Аня, племянница героя, верит в него.

Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе "Вишневый сад".

Леонида Андреевича

Гаев - это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера. Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово "кого". В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.

Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами

Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич - взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.

Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.

Дорог ли Гаеву вишневый сад?

Образ Леонида Гаева раскрывается и в его отношении к вишневому саду. Для нашего героя он значит очень много, как и для его сестры. Гаев не хочет принимать предложение Лопахина, как и Раневская. Он считает, что "пошло" было бы разбить на участки свое имение и сдавать их в аренду. Ведь это приблизит его семейство к дельцам, подобным Лопахину. Это было бы недопустимо для Леонида Андреевича, поскольку он считает себя подлинным аристократом и поглядывает свысока на купцов, подобных Ермолаю Алексеевичу. Когда Гаев возвращается с аукциона, где было продано его имение, он подавлен, на его глазах видны слезы. Однако когда он слышит удары кия о шары, его настроение сразу же улучшается. Данный факт говорит нам о том, что герою не свойственны глубокие переживания. Это важная черта, дополняющая образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" Чехова.

Значение образа Гаева

Интересующий нас персонаж замыкает цепь, которая состоит из образов дворян, изображенных Антоном Павловичем Чеховым. Автор представил нам "героев своего времени" - прекрасно образованных аристократов, которые не могут отстоять свои идеалы. Из-за этой слабости дворян такие люди, как Лопахин, имеют возможность занять господствующее положение в обществе. Антон Павлович специально максимально занизил образ Гаева в комедии "Вишневый сад", сделав его карикатурным. Это было необходимо для того, чтобы показать степень обмельчания дворян.

Удался ли автору "Вишневый сад"?

Произведение его представлен выше) вызвало большой Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии "Вишневый сад" знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности "Вишневого сада" с художественной точки зрения.

Свою знаменитую пьесу "Вишнёвый сад" А. П. Чехов написал в 1903 г. В этой пьесе центральное место занимают не столько личные переживания персонажей, сколько аллегорическое видение судьбы России. Одни персонажи олицетворяют прошлое (Раневская, Гаев, Фирс, Варя), другие - будущее (Лопахин, Трофимов, Аня). Герои пьесы Чехова "Вишнёвый сад" служат отражением общества того времени.

Главные действующие лица

Герои "Вишнёвого сада" Чехова - это лиричные персонажи, имеющие особенные черты. Например, Епиходов, которому постоянно не везло, или Трофимов - "вечный студент". Ниже будут представлены все герои пьесы "Вишнёвый сад":

  • Раневская Любовь Андреевна, хозяйка усадьбы.
  • Аня, её дочь, 17 лет. Неравнодушна к Трофимову.
  • Варя, её приёмная дочь, 24 года. Влюблена в Лопахина.
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, выходец из крестьян, ныне купец. Ему нравится Варя.
  • Трофимов Пётр Сергеевич, вечный студент. Симпатизирует Ане, но он выше любви.
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик, у которого постоянно нет денег, но он верит в возможность неожиданного обогащения.
  • Шарлотта Ивановна, горничная, любит показывать фокусы.
  • Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик, невезучий человек. Хочет жениться на Дуняше.
  • Дуняша, горничная, считает себя похожей на барыню. Влюблена в Яшу.
  • Фирс, старый лакей, постоянно заботится о Гаеве.
  • Яша, избалованный лакей Раневской.

Образы героев пьесы

А. П. Чехов всегда очень точно и тонко подмечал в каждом персонаже его особенности, будь то внешность или характер. Поддерживает эту чеховскую особенность и пьеса "Вишнёвый сад" - образы героев тут лиричные и даже немного трогательные. Каждый имеет свои неповторимые черты. Характеристику героев "Вишнёвого сада" можно для удобства разделить по группам.

Старое поколение

Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.

Раневская и Гаев - это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова - это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.

Фирс - это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями "Вишнёвого сада" понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?

Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.

Молодое поколение

Здесь будут рассматриваться представители будущего России - это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь - это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.

Всё это удалось воплотить в Трофимове - "вечном студенте" и "облезлом барине", который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней - он "выше любви".

Аня - добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.

Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин - выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса "кулаков" - зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.

Именно в тот период мог появиться герой Лопахина - тогда вот это "поднявшееся" крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.

Почему характеристика героев "Вишнёвого сада" была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.

Внутренние конфликты в пьесе

В пьесе показаны не только личные переживания героев, но и противостояние между ними, что позволяет сделать образы героев "Вишнёвого сада" ярче и глубже. Рассмотрим их подробнее.

Раневская - Лопахин

Самый главный конфликт находится в паре Раневская - Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:

  • принадлежность к разным поколениям;
  • противоположность характеров.

Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно - ведь она выросла в этом доме, и "дачи - это так пошло". И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада - это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.

Лопахин - Трофимов

Конфликт в паре этих людей происходит из-за того, что они имеют противоположные взгляды. Трофимов считает Лопахина обычным мужиком, грубым, ограниченным, который ничем, кроме труда не интересуется. Тот же считает, что Пётр Сергеевич просто зря растрачивает свои умственные способности, не понимает, как можно жить, не имея денег, и не принимает идеологию того, что человек выше всего земного.

Трофимов - Варя

Противостояние строится, скорее всего, на личном неприятии. Варя презирает Петра за то, что тот ничем не занят, и опасается, что он с помощью своих умных речей влюбит в себя Аню. Поэтому Варя старается всячески им помешать. Трофимов же дразнит девушку "мадам Лопахина", зная, что все давно ждут этого события. Но он презирает её за то, что она приравняла его и Аню к себе и Лопахину, ведь они выше всех земных страстей.

Итак, выше было кратко написано о характерах героев "Вишнёвого сада" Чехова. Мы описали только самых значимых персонажей. Теперь можно перейти к самому интересному - образу главного героя пьесы.

Главный герой "Вишнёвого сада"

Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем "Вишнёвого сада" стал именно сам сад?

Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.

Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.

Что значил сад для героев

Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.

Раневская Гаев Аня Варя Лопахин Трофимов
Сад - символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстаться То же отношение, что и у сестры Сад для неё - это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущее Та же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочется Сад напоминает ему о его крестьянском происхождении. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущее Вишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада

Символизм вишнёвого сада в пьесе

Но как же тогда образ главного героя "Вишнёвого сада" связан с образом Родины? Через этот сад Антон Чехов показал прошлое: когда страна была богата, сословие дворян находилось в расцвете, об отмене крепостного права никто и не думал. В настоящем уже намечается упадок в обществе: оно разделяется, меняются ориентиры. Россия уже тогда стояла на пороге новой эпохи, дворянство мельчало, а крестьяне набирали силу. А будущее показано в мечтах Лопахина: страной будут править те, кто не боится трудиться, - только те люди смогут привести страну к процветанию.

Продажа вишнёвого сада Раневской за долги и покупка его Лопахиным - это символичная передача страны от богатого сословия простым рабочим. Под долгами здесь подразумевается долг за то, как к ним долгое время относились хозяева, как они эксплуатировали простой народ. И то, что власть в стране переходит простому народу, является закономерным результатом того пути, по которому двигалась Россия. А дворянству оставалось делать то, что сделали Раневская и Гаев, - уехать за границу или пойти работать. А молодое поколение будет стараться осуществить мечты о светлом будущем.

Вывод

Проведя такой небольшой анализ произведения, можно понять, что пьеса "Вишнёвый сад" - это более глубокое творение, чем может показаться на первый взгляд. Антон Павлович смог мастерски передать настроение общества того времени, положение, в котором оно находилось. И сделал это писатель очень изящно и тонко, что позволяет этой пьесе на протяжении долгого времени оставаться любимой читателями.

«Вишневый сад» - широко известная пьеса Чехова, которая позволяет проследить за двумя основными линиями. На первом плане перед нами разворачивается судьба поместья, которое является родовым для Раневской и Гаева. Поскольку собрались большие долги, необходимость продажи имения почти неотвратима. Второй линией, которая не так заметна, является любовь. В пьесе все трагично, при этом автор старается показать, что даже такие ситуации не мешают высмеиванию. Показывается жизнь аристократии, персонажи показывают устои, стремления тех времен.

Гаев является братом Раневской, и имеет все ее недостатки, но на его персоне они выглядят еще неприятнее. Его образ не так важен для сюжета, он также имеет право на имение и является помещиком. В сюжете говорится, что он проел имение «на леденцах», он одинок в своих приличных годах и живет праздно, опекаемый лакеем.

Характеристика героя

(Константин Сергеевич Станиславский в роли Гаева Л.А., МХТ им. Чехова 1922-24гг. )

Гаев живет в долг, не понимает необходимость продажи имения, он не обращает внимания на упадок здания. Персонаж постоянно занимает деньги, и мечтает погасить долги и уехать.

Основными чертами персонажа являются:

  • слабоволие. Он растратил богатства и не смог управлять поместьем;
  • беззаботность. Несмотря ни на что, живет праздно;
  • невнимательный. Он живет в поместье, но не видит, что оно разрушается;
  • мечтатель. Надеется, что кто-то погасит проценты и долги, что Аню возьмет в жены богатый помещик, надеется получить деньги от тети в Ярославле;
  • образованный. Умеет красиво говорить и строить фразы, при этом его слова пусты;
  • сентиментален. Как и сестра Гаев любит вишневый сад, тоскует о нем.

Много понять о психологии персонажа трудно, поскольку он не числится среди основных героев, и просто отражает Раневскую, усугубляя все недостатки уходящей в былое знати.

Образ и роль героя

Гаев живет без забот, он играет в бильярд, ходит в клубы и собирает сплетни. Когда ему предлагали работу в банке на 6000 годовых, сестра в него не поверила, а Лопахин засомневались в усидчивости, только Аня поддержала дядю. Гаеву не доверяют, его не ценят, поскольку его характер отрицателен, а рассуждать он не может. Он не сделал ничего для имения, и когда Лопахин внес дельное предложение о разбитии участка для аренды, он не схватился за данный выход. Гаев даже слушать не захотел, ведь он выше ставит свои предрассудки. После продажи поместья Гаев был печален, но его быстро отвлек шум от игры в бильярд. Персонаж является мелким человеком, который не способен глубоко переживать.

Символичность Гаева для пьесы

(Иннокентий Смоктуновский в роли Гаева, художественный фильм "Вишнёвый сад", СССР 1976 )

Гаев и Раневская показывают аристократию того времени и символизируют прошлое России, которое уходит. Гаев показывает на себе поведение, которое присуще аристократии, в том числе невозможность бросить свои привычки, пересмотреть взгляды. Герой считает, что разбив имение, он опустится на уровень дельцов, а это недопустимо и пошло, такое же мнение и у Раневской. Он свысока смотрит на дельцов, не прислушивается к советам, такое поведение в его крови, и не может быть исправлено.