Музеи ватикана привезли в третьяковскую галерею шедевры своей коллекции. Сокровища вечного города: в Третьяковке открылась выставка шедевров из Ватикана Где проходит выставка пинакотека ватикана

"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана"
42 произведения искусства из самого сердца Рима

Место: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус

Ради чего идти: чтобы увидеть десятую часть всего собрания Музеев Ватикана - 42 шедевра из 460. Все это - работы мастеров первой величины: Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Никогда ранее стены Пинакотеки одновременно не покидало такое количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции.

А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, на которой Третьяковская галерея покажет уникальные произведения русской живописи на евангельские сюжеты.

Что еще: электронные билеты на все сеансы до 1 января уже раскуплены. Новая партия появится на сайте Третьяковской галереи уже 1 декабря. Но это не значит, что на выставку невозможно попасть: в кассах самого музея каждые полчаса продаются по 30 дополнительных билетов.

Цена: 500 рублей.

За новостями и изменениями в графике работы выставки можно следить на сайте Третьяковской галереи.

/ Пятница, 25 ноября 2016 года /

темы: Культура

Выставка работ из собраний музеев Ватикана "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет в Третьяковской галерее с 25 ноября по 19 февраля, сообщает mos.ru.
Музеи Ватикана привезли в Москву шедевры XII-XVIII веков. . . . . .
В 2017 году Третьяковская галерея приедет в Ватикан с ответным визитом. В музеях Ватикана выставят картины русских мастеров на евангельские сюжеты.



В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке начала работу выставка шедевров пинакотеки Ватикана.

В Москве покажут 42 живописных произведения XII-XVIII веков работы таких мастеров, как Джованни Беллини, Фра Беато Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Паоло Веронезе, Никола Пуссен, передает “Интерфакс ” .

На выставку организован вход по получасовым сеансам. Между тем, как сообщили в пресс-службе музея, билеты на выставку до конца года уже раскуплены. В музее отметили, что новая партия билетов поступит в середине декабря.

Выставка уникальна тем, что музеи Ватикана ранее не предоставляли картины такого уровня и в таком количестве ни на одно мероприятие. Добавим, что картины Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени крайне редко покидают Ватикан.


Выставка шедевров пинакотеки Ватикана, никогда ранее не покидавших Италию в таком количестве, открылась в пятницу в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. . . . . .
Выставка отражает все этапы художественного развития живописи. Открывает ее икона XII века Христос Благословляющий , ранее не покидавшая пределов Ватикана, передает “Интерфакс ” . Следующая по хронологии - работа Mаргаритоне д"Ареццо "Святой Франциск Ассизский" XIII века, возможно, самое раннее изображение святого. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли.
Высокий Ренессанс представлен на выставке работами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Друг напротив другу помещены полотна-колоссы "Положение во гроб" Караваджо и "Мученичество святого Эразма" Никола Пуссена. Продолжают экспозицию работы караваджистов и художников болонской школы, а заключительный раздел составляет цикл Астрономические наблюдения Донато Крети.
На выставку организован вход по получасовым сеансам, билеты до конца года уже раскуплены, сообщили в пресс-службе галереи. Новая партия билетов поступит в середине декабря, а с января в целях борьбы со спекулянтами билеты на выставку будут именными. Ограничений по времени нахождения на выставке пока не будет. Как показывает практика, обычно зрителям хватает часа, чтобы посмотреть экспозицию. . . . . .


В Москве будет представлено 42 произведения; выставка пройдет с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года

Рафаэль. Вера, Милосердие

Фото: официальный сайт Третьяковской галереи/Музеи Ватикана

Москва. 25 октября. сайт - Музеи Ватикана представят для выставки "Roma Aeterna" в Третьяковской галерее более 40 произведений, сообщила гендиректор галереи Зельфира Трегулова.

"Это уникальная ситуация, что Музеи Ватикана предоставляют 42 произведения на выставку в Третьяковскую галерею в Москву, при том, что русские кураторы играли огромную роль в формировании ее состава", - сказала Трегулова на пресс-конференции во вторник.

Она отметила, что выставка "Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года.

"Никогда Ватикан не предоставлял выставку в таком количестве ни в одну страну мира. Показ этой выставки в Третьяковской галерее действительно может служить точкой пересечения для самых ранних работ нашей галереи. Никогда ранее мы не принимали такую представительную выставку из такого места", - сказала Трегулова.

Она отметила, что специально для выставки был разработан аудиогид, который озвучил актер Вениамин Смехов.

По словам Трегуловой, 25 октября, за месяц до начала выставки, стартует продажа онлайн билетов на сайте галереи. Билеты будут стоить дороже на 100 рублей, чем обычно - 500 рублей, и их количество будет ограничено.

"Мы понимаем, что она вызовет огромный интерес у зрителей в России. И мы постарались опереться на опыт посещения двух наших последних выставок - Серова и Айвазовского. Поэтому организуем посещение по сеансам, раз в 30 минут. Мы не можем гнаться за гигантской посещаемостью, будем дозировано принимать посетителей. Мы должны не только обеспечить безопасность произведений, но и дать возможность людям вступить в духовный диалог с картинами", - сказала гендиректор галереи.

Она призвала заблаговременно приобрести билеты в кассах или на сайте Третьяковки, не прибегая к услугам перекупщиков. По ее словам, продажа билетов на данную выставку будет ограничена в одни руки до четырех или двух.

Трегулова отметила, что в 2017 году будет организована ответная выставка Третьяковской галереи в Ватикане; существенную ее часть составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции галереи.

"Мы несколько раз встречались с коллегами из Музея Ватикана, надеемся, что наша ответная выставка будет такой же щедрой. Мы готовы предоставить шедевры высочайшего класса из собрания Третьяковской галереи", - сказала гендиректор.

Она отметила, что впервые об этом проекте стали говорить три года назад после встречи президента РФ Владимира Путина и папы римского.

"Мы столкнулись весной со сложной ситуацией, когда возникла опасность, что выставка при своем невероятном списке и идее может не состояться из-за отсутствия финансирования. Это был драматический момент. Этот проект был фактически спасен благодаря Алишеру Усманову и его фонду", - подчеркнула Трегулова.

Те, кто не успел заранее купить билеты, стоят в очереди по 6 часов. То, что выставлено в Третьяковке, — безусловно шедевры. 42 картины из 460 произведений искусства собрания Пинакотеки Ватикана. Каждая была для своего времени прорывом и событием. «АиФ» выбрал пять наиболее знаковых.

Маргаритоне д’Ареццо. «Франциск Ассизский», XIII в.

Итальянец Маргаритоне своей специализацией сделал изо-бражение св. Франциска во всех видах. Не последним стимулом в избрании этой стези стала коммерческая конъюнктура. Франциска канонизировали в 1228 г., и как раз ко времени становления Маргаритоне как мастера спрос на изображения святого стал ураганным. К тому же Маргаритоне освоил самый модный на тот момент стиль — греческий, богатый золотом и орнаментом, который был полностью заимствован из православной Византии. Рим подобным пиршеством красок похвастать не мог. Свою роль сыграло и мастерство художника. Глядя на грустное, доброе, явно не от мира сего лицо Франциска работы Маргаритоне, охотно веришь житиям святого. Например, тому, что он действительно мог раздать всё своё имущество нищим, ухаживать за прокажёнными, называть себя «потешником Господа», питаться объедками и проповедовать голубям.

Джованни Беллини. «Оплакивание Христа», 1471-1474 гг.

Сейчас кажется, что эта картина — классика. Однако во времена Возрождения она была прорывом во всём — от материалов до действующих лиц. Именно Беллини первым из итальянцев осваивает диковинную технику, завезённую из Нидерландов, — начинает писать маслом. До этого «королём» красок была темпера — когда говорят: «Старые мастера растирали яичные желтки», имеют в виду как раз приготовление темперы. Возможности масляных красок гораздо шире. Вероятно, это подвигло Беллини на изменение сюжета. Обычно главным героем сцены оплакивания является Дева Мария. Здесь её нет вообще. Вместо Богоматери — св. Иосиф Аримафейский , поддерживающий Христа сзади, св. Никодим и Мария Магдалина .

Паоло Веронезе. «Видение св. Елены», 1575-1580 гг.

Дядей и учителем художника был Антонио Бадиле . А у того была дочь — Елена . На ней, своей двоюродной сестре, и женился художник. Есть версия, что и на картине именно она. Согласно канону, св. Елену, мать римского императора Константина , полагалось изображать в виде археолога, руководящего раскопками на месте казни, погребения и Воскресения Христа. К тому же весьма пожилой — на момент раскопок ей было около 60 лет. Здесь же — молодая красивая женщина, которой во сне является ангел с наставлениями — где и как искать Святой Крест. За подобные вольности Веронезе даже предстал перед судом инквизиции. Но ему удалось оправдаться: «Мы, живописцы, прибегаем к тем же приёмам, что поэты и умалишённые».

Микеланджело да Караваджо. «Положение во гроб», 1603-1604 гг.

В своё время это полотно произвело грандиозный скандал. И зрители, и заказчики — в частности, настоятель церкви Кьеза Нуово — увидели здесь грубый натурализм и бунт против «хорошего вкуса»: вздувшиеся жилы на ногах, грязь под ногтями — всё это казалось отвратительным. Кстати, настораживала ещё и композиция — картина выстроена так, что многим кажется: они стоят на дне гробницы и тело Иисуса спускают к ним. Во-первых, жутко, во-вторых, кощунственно. Церковники картину отвергли — в 1608 г. её вынесли из церкви в подвал, повесив вместо неё полотно молодого Рубенса . Шедевр пролежал в подвале 300 лет. Между прочим, в безденежные годы у этой церкви лежал и сам художник — в голодном обмороке.

Донато Крети. «Астрономические наблюдения. Сатурн», 1711 г.

Это одна из восьми работ серии, в которую кроме Сатурна входят ещё Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и комета. По большому счёту, это крупный пропагандистский проект, рассчитанный на римского папу Климента XI . Серия работ должна была побудить его к строительству обсерватории в Болонье. Показать, что ход планет — свидетельство величия Божьего и что люди, наблюдающие за ним, приобщаются благодати. Папа был впечатлён. Обсерваторию построили уже в 1714 г.

Аркадий Ипполитов

Куратор, искусствовед. Хранитель отдела гравюры Эрмитажа. Автор книг «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI» и «Только Венеция. Образы Италии XXI». Куратор выставочных проектов - в том числе Ильи и Эмилии Кабаковых, Роберта Мэпплторпа, Джованни Пиранези.

© Игорь Старков

- Про прошлогоднюю выставку «Палладио в России» , которую вы курировали, вы сказали, что в ней сосредоточены три века русской архитектуры. Что сосредоточено в проекте «Шедевры Пинакотеки Ватикана» , который в ноябре выставят в Третьяковке?

- В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. О том, что значит Рим для России, можно даже не говорить. Выставка - своего рода объяснение идеи «Москва - третий Рим», с которой мы живем пятое столетие. У нашего проекта подзаголовок «Roma Aeterna» - «Вечный Рим». Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что дошла до наших дней.

Музеи Ватикана похожи на старые королевские собрания Лувра и Эрмитажа, но в то же время сильно от них отличаются. Каждая великая коллекция демонстрирует историю человечества со множеством школ и стран. А Музеи Ватикана - это музей именно истории Рима и римского искусства. Это собрание можно было бы назвать музеем города, но какого города! Картинная галерея Ватикана сравнительно небольшая - в ней около 500 произведений - и была открыта только в 1932 году. При этом практически все картины происходят из церквей и собраний Рима и Папской области - получилась прямо-таки областная галерея. Однако если вспомнить, что эта область - государство главы католического мира, то это сразу меняет дело.

Выставка начинается с «Христа Благословляющего» - это самая ранняя римская икона XII века, написанная под сильным влиянием Византии. Она хранит воспоминания о единстве православия и католицизма, показывает единый корень, из которого растет и итальянское искусство, и русское, объясняет, почему все это проходит в Третьяковской галерее.

«Св. Франциск», Маргаритоне дʼАреццо, 1270-1280

© Пинакотека Ватикана

- А какая картина будет в исторической перспективе последней? Караваджо?

Последняя гораздо интереснее, она относится к XVIII веку. Это серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» - восемь картин в одной раме, изображения известных на то время планет Солнечной системы. Картины были написаны для папы Климента XI, для того чтобы убедить его дать денег на астрономическую лабораторию в Болонье. Так у нас предстает вся история европейского духа: от Христа Пантократора, повелителя Вселенной, до Вселенной, наблюдаемой в подзорную трубу.

Самая главная работа - шедевр, повлиявший на историю всей мировой живописи, - это как раз Караваджо, его «Положение во гроб». Будет много и других значимых вещей. Например, «Святой Франциск» Mаргаритоне дʼАреццо XIII века, без которого не обходится ни один учебник истории. Работа интересна не только художественными достоинствами, но и историческим значением: это одно из первых изображений святого, изменившего все европейское мышление. Возможно, это его портрет.

Есть вещь необычайно эзотерическая и изящная - пределла Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррери», признанная одним из изощреннейших произведений Ренессанса. Есть ангелы, которых можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире, - три фрески Мелоццо да Форли. Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила.

- Интересно строятся межмузейные взаимоотношения - немного напоминает стратегию покера.

- В какой-то мере всегда так. Мы исходим из того, как будет лучше, а получается как всегда. В данном случае самые желанные вещи были получены, в том числе и два грандиозных «Оплакивания» - Кривелли и Беллини. Любой Беллини прекрасен, но наша работа просто необыкновенная.

- В январе на пресс-конференции госпожа Трегулова всячески , что этот проект стал возможен благодаря двум людям: Путину и папе Франциску. Следует ли понимать его как политический жест?

- О любой выставке можно рассуждать как о политическом жесте. Да, не секрет, что это результат переговоров конкретных лиц, но для меня главное здесь - художественная ценность. Москва получит на несколько месяцев то, о чем она и мечтать не могла.


«Чудеса святого Винченцо Феррери», 1473 (фрагмент), Эрколе де Роберти. Примечательна в том числе и своим точным изображением архитектуры - величественной, но не подавляющей

- Почему все это показывают в Третьяковской галерее, которая все-таки известна как музей русского искусства?

- Москва - третий Рим. Третьяковская галерея точно так же предоставляет национальное искусство, как Пинакотека - римское. Так что при всех различиях оба музея имеют между собой определенное сходство. На выставке мы сможем увидеть массу параллелей: Рим и Пинакотека очень много значили для русских художников, ватиканские картины Пуссена были более чем известны в России, многие копировались.

- Как вы планируете выставлять шедевры в непростом здании в Лаврушинском переулке?

- Нашим архитектором выступил Сергей Чобан, и он выстроил пространство, наделив его некоей семантикой. Первый зал с ранней живописью сделан восьмиугольным, что позволяет показать все, сконцентрировав внимание на отдельных вещах или целых группах. Главный зал, где разместятся самые важные работы - «Мученичество святого Эразма» Пуссена, «Положение во гроб» Караваджо и два маленьких Рафаэля, - спланирован подобно собору Святого Петра.

- Вы сотрудник Эрмитажа, но ватиканский проект выставляет московский музей. Михаил Пиотровский говорил, что Петербург - город пуританский, а Москва больше подходит для, цитирую, «жестких работ современного искусства и эротики». Что вы про это думаете?

- Все, что говорит мой директор, верно априори. Но я думаю, что вы немного неверно трактуете его слова. Он имел в виду, что Петербург невероятно стильный город, в Москве же можно чувствовать себя свободнее. Первая в России официальная выставка Кабакова прошла в России в 2004 году в Эрмитаже - об этом почему-то все забыли. Мэпплторпа выставили здесь же первым, было много других радикальных проектов. Но стильность имеет свое влияние, и поэтому другие города могут действовать еще немного радикальнее.


Фреска «Ангел с виолой», Мелоццо да Форли, 1480. Была написана для базилики Санти-Апостоли в Риме. После серьезной перестройки церкви многие фрески да Форли были утрачены, но ангелов удалось спасти - и в начале XVIII века они отправились в Ватикан

© Пинакотека Ватикана

На мой взгляд, выставка из Ватикана - такой же факт жизни современной Москвы, как выставки современных художников. На искусство все время пытаются наложить какие-то исторические штампы, но, вообще-то, оно отрицает линейное развитие. Потому что каждое произведение искусства вырывается из своего контекста, которым, конечно, обусловлено, и, вырвавшись, начинает обретать множество других контекстов. Я делал много выставок, которые доказывают, что и одинаково современны. Мы должны знать и учитывать контекст - знать, что такое эпоха Возрождения, что это означает. Но в любом случае наш диалог с произведением искусства - это именно диалог.

Вы работает в Эрмитаже с 1978 года. В Советском Союзе у музея была назидательная функция; в 1990-х родилась концепция супермузея, который служит достопримечательностью, как Гуггенхайм в Бильбао; сейчас, в XXI веке, с айфонами и виртуальной реальностью продолжается технологический прорыв. Каково быть свидетелем таких перемен?

С каждым разом становится все интереснее и интереснее. Сокуров придумал метафору ковчега , и это в достаточной мере справедливо: в самих стенах Зимнего дворца есть некая незыблемость, которая дает то самое ощущение ковчега. А время в ковчеге одинаково, и не бывает так, чтобы одна эпоха казалась лучше, а другая - хуже.

Музеи нужны, и в том же XX веке параллельно модернизму развивалась идея консервации, которая оказалась намного более радикальной, чем в самые классические эпохи, которые с прошлым расправлялись безжалостно. Несмотря на все декларации, которые остались в основном в теории, модернизм развивает музеи. Сегодня классических музеев становится все больше, и чем дальше, тем они крепче. Музеи определенно будут сохранять свою структуру и ее защищать. Притом что все музеи стремятся как можно к большей открытости - к идеям, к публике, к возможностям, - есть и некий страх. Музей хочет быть популярным. А что такое популярность? Самые популярные вещи - это Диснейленд и «Макдоналдс», к которым современное искусство давно уже сделало шаг. Дальше вопрос за музеями.


«Астрономические наблюдения», Донато Крети, 1711. Картина действительно была написана, чтобы сподвигнуть папу Климента XI на строительство обсерватории

© Пинакотека Ватикана

- Это определенное искушение?

Конечно. С ним не то что нужно бороться, но необходимо осознавать его. Однако я думаю, что классический музей останется на своих позициях. Даже самое отчаянное современное искусство всегда мечтает попасть именно в музей, причем в музей классический.

- Хорошо, а как вы относитесь к мультимедийным выставкам?

Я не люблю, когда в одном пространстве технологии смешивают с подлинниками - когда висит картина и здесь же развернуты фотографии ее фрагмента в огромном увеличении. Публика теряет ощущение реальности и отвлекается как раз на фрагмент. На ватиканской выставке мы отказались от развернутых экспликаций, постаравшись уменьшить вмешательство сторонних предметов и давая возможность высказываться самим произведениям.

- Откуда, по-вашему, сегодня на всех выставках такое изобилие текстов?

Я давно заметил, что на выставках все любят читать, а в книжках - наоборот, смотреть картинки. Самая рафинированная публика реагирует именно так, и я часто это использую. Существуют выставки, которые подразумевают чтение, - на нашей выставке тексты будут играть сугубо служебную роль. Мы с Зельфирой Исмаиловной об этом договаривались сразу, и Чобан был с нами абсолютно согласен. Тексты мы распечатаем отдельно, будем снабжать аудиогидами.


«Оплакивание Христа», Джованни Беллини, 1478. В 1483 г. художник получил пост официального живописца Венецианской республики

© Peter Horree/Alamy/Diomedia

Для туристов поход в музей - легкое развлечение, наравне с шопингом или тем же Диснейлендом. Как с Эрмитажем? Он не страдает от туристов?

Он вполне себе справляется с ними. Музей не может существовать без публики, и он заинтересован, чтобы публики было как можно больше. С другой стороны, иногда случается и перегиб, если музей не может вместить всю свою публику, то нужно об этом задуматься. Эрмитаж расширяет свои границы, хотя публика еще не совсем поняла, что Генеральный штаб - часть Эрмитажа. Но со временем это произойдет.

- Что вы думаете про феномен музейных очередей в России сейчас? Ожила какая-то советская традиция?

Ничего непонятного в этом нет: я помню огромные очереди на грандиозные выставки в Пушкинском музее и Эрмитаже в советские годы.

Да, но то были привозные выставки, а та же «Девочка с персиками» Серова в экспозиции ГТГ присутствует постоянно.

Была грандиозная: столько его работ не было собрано еще нигде - и не будет, наверное, еще лет сто.

- А популярность выставки чем обусловлена?

Айвазовский - это, безусловно, конкретный вкус и феномен художественного рынка. Но Серов - это «наше интеллигентское все». Как бы его ни ругали, художник он замечательный, а разговоры про то, что он средний европейский модерн, - пустые и поверхностные. Он умер очень рано, притом обладал огромным талантом и безошибочным чутьем. Это один из немногих художников, который создал некую параллельность русскому логосу и литературе: в серовской живописи есть все достоинства чеховской прозы. Может, такая параллель еще есть у Федотова и Гоголя. Это явление абсолютно русское, понятное только тем, кто знает Россию. Кроме того, Серов в своей жизни никогда не совершил ни одного ошибочного поступка - его поведение во время революции 1905 года, его отношение к современной живописи, абсолютное предчувствие экспрессионизма и авангарда… Его рисунки с Петром Первым - великие и грандиозные произведения, которые с формальной точки зрения более современны и созвучны нашему времени, чем футуризм.

- А чему созвучно наше время? С одной стороны, сейчас все музеи выставляют классиков, с другой - идет реабилитация официального советского искусства с такими неоднозначными прецедентами, как в Манеже или большая художника ленинианы Александра Герасимова в Историческом музее. Это попытки исправить уже исправленную историю? Как вы к этому относитесь?

- Историю возможно и отменить, и исправить, что делалось, и не раз, и не только в нашей стране. А как я отношусь к происходящему? Что вы хотите, чтобы я ответил? Как к разнообразной и увлекательной картине современной художественной жизни.


«Положение во гроб», Караваджо, 1600–1604. Многие из его картин были отклонены заказчиками из-за намеренного отказа художника от возвышенности образа. Он изображает святых среди простых людей

© Пинакотека Ватикана

Возможно, для истории нужна какая-то отправная точка - ею бы мог стать музей современного искусства с постоянной коллекцией, но его до сих пор нет. Про , который обещали на Ходынке к 2018 году, уже некоторое время не слышно…

Музеев современного искусства предостаточно - разной степени паршивости и величия. Современное искусство выставлено в том числе и у нас, в проекте «Эрмитаж 20/21». В Москве его показывает и Крымский Вал, и ММСИ на Петровке и в Ермолаевском переулке. Идеального и прекрасного музея не будет: идеал просто не может быть связан с современностью. А если обсуждать это в более конкретном ключе, то стоит просто сесть, заняться работой и спроектировать хороший музей современного искусства.

Тогда вернемся к классике: если бы вы могли купить или, скажем, получить в подарок одну из картин с выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки», что бы вы выбрали?

Слава богу, передо мной такого вопроса стоять не будет, а то от жадности я вполне мог бы покончить с собой. Конечно, нужно брать Караваджо. Но нельзя же его убирать из Ватикана! Это совершенно невозможная дилемма, и до добра она бы меня не довела.

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.