Ника самофракийская эпоха. Ника Самофракийская (La Victoire de Samothrace)

Ника Самофракийская (II в. до н. э.) - древнегреческая мраморная скульптура богини Ники , найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию .

Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре . Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Примечания

Ссылки

  • «Ника Самофракийская» в базе данных Лувра (фр.)

Категории:

  • Скульптуры по алфавиту
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры Древней Греции
  • Скульптуры II века до н. э.
  • Скульптуры из собраний Лувра

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Жобим, Антониу Карлуш
  • Международный аэропорт Матавери

Смотреть что такое "Ника Самофракийская" в других словарях:

    НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ - греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (о. Самофракия). Находится в Лувре … Большой Энциклопедический словарь

    НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ - НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ, греческая мраморная статуя летящей богини победы, работа неизвестного автора. Крылатая богиня Победы была установлена на высокой отвесной скале на маленьком острове Самофракий в память о победе над флотом сирийского царя.… … Энциклопедический словарь

    Ника Самофракийская - мраморная эллинистическая статуя в Лувре (ок. 190 до н. э.). По вид., трофей морской победы родосцев над сирийским царем Антиохом III (см. на переплете Справочника). Д.М. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука …

    Ника (богиня) - Ника Ника (Нике, греч. Νίκη) в древнегреческой мифологии богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс . По аркадскому преданию, дочь Палланта (сына Ликаона), воспитывал … Википедия

    Ника - I Ника (Нике), в Древней Греции персонификация победы; часто эпитет богини Афины, которой посвящён храм Ники на афинском Акрополе. Статуи Ники в виде спускающейся с небес вестницы богов воздвигались в честь победы на войне, в спортивных и… … Энциклопедический словарь

    Ника - Храм Ники. Акрополь. Афины. НИКА (Нике), в греческой мифологии крылатая богиня, персонификация победы, вестница Зевса и Афины. Также эпитет Афины как богини победы (крылатая Ника атрибут Афины, которая изображалась с фигуркой Ники на руках). … … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ника - 1. Нике, (греч. победа), греч. богиня, олицетворение победы. Согласно Гесиоду, дочь Палланта и Стикс. Изображалась, как правило, с крыльями и победным венком. Начиная с эллинизма часто чеканились монеты с ее изображением. К наиболее… … Словарь античности

    Ника (Нике) - (греч. Nike) в греческой мифологии персонификация победы, часто эпитет богини Афины, которой был посвящен на афинском акрополе храм Ники Бескрылой, построенный по проекту архитектора Калликрата в честь победного завершения Греко персидских… … Античный мир. Словарь-справочник.

    НИКА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    НИКА - В греческом пантеоне – богиня, олицетворяющая победу. По Гесиоду, Ника – дочь Палланта и Стикс. Ника изображалась с крыльями и венком, который она несет победителю. В античности существовал обычай – украшать фигурой Ники нос корабля. Этот обычай … Список древнегреческих имен

Книги

  • Всесильный случай. Великие моменты в греческой археологии , Савостина Е. А.. Книга посвящена истории археологических открытий в Греции, становлению науки об античности и в целом - древнегреческой культуре, чей духовный, эстетический, творческий опыт стал основой…

Греки оказались весьма находчивы в своей идее изобразить Победу в виде крылатой женщины. Сегодня этот образ известен всему миру.

Великолепная Ника Самофракийская , древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра . Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо . В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Крылатая Ника одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую , приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями.

Конкретика:

Ника Самофракийская

Место нахождения: Париж, Лувр

Время создания: около 190 года до н.э.

Место обнаружения: остров Самотраки (на севере Эгейского моря)

Материал: статуя – паросский мрамор, корабль – серый латросский мрамор

Высота статуи : 2,45 м.

Высота с кораблем : 3,28 м

Код: Ma 2369

© При копировании информации активная гиперссылка на обязательна!


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com) Yann Caradec / flickr.com B.Hbers / flickr.com Roger W / flickr.com Thomas Ulrich / flickr.com Henri Sivonen / flickr.com Sharon Mollerus / flickr.com Alf Melin / flickr.com

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

Ника Самофракийская в Лувре (Yann Caradec / flickr.com)

Большинство людей, видевших статую, считают ее вид сверхъестественным и загадочным и связывают это с отсутствием таких важных элементов как голова и руки. Множество раз ученые рассматривали разные вариации реконструкции статуи и пришли к мысли, что идеальный образ Ника приобретет при повороте на три четверти влево.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com) Yann Caradec / flickr.com B.Hbers / flickr.com Roger W / flickr.com Thomas Ulrich / flickr.com Henri Sivonen / flickr.com Sharon Mollerus / flickr.com Alf Melin / flickr.com

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

Ника Самофракийская в Лувре (Yann Caradec / flickr.com)

Большинство людей, видевших статую, считают ее вид сверхъестественным и загадочным и связывают это с отсутствием таких важных элементов как голова и руки. Множество раз ученые рассматривали разные вариации реконструкции статуи и пришли к мысли, что идеальный образ Ника приобретет при повороте на три четверти влево.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

Ника Самофракийская – скульптура, которая была найдена на заре научной археологии Шарлем Шампуазо – ученым-любителем и консулом Франции. Археолог вывез скульптуру в Париж, где она в 1884 году была установлена в Лувре. Так один из величайших шедевров древнегреческого скульптурного искусства оказался вдалеке от Средиземноморья.

Вестница победы

С тех пор в музее острова Самофракия стоит лишь копия статуи, выполненная из гипса. Оригинал же был с величайшим мастерством изготовлен из белого мрамора. Техника и тщательность выполнения работы до сих пор настолько впечатляют зрителей, что именно статуя Ники стала «виновницей» появления мифа о существовании в Древней Греции особого состава, размягчающего на время мрамор.

Подтвердить или опровергнуть данный миф археология не может. Зато известно, что богиня Ника, в честь которой была изготовлена статуя, являлась «младшей» богиней победы. В отличие от богини Афины, считавшейся основной покровительницей военной удачи, к Нике обращались и с мольбами об успешности обычных, бытовых предприятий. Тревожить грозную Афину настолько мелкими просьбами жители Древней Эллады опасались – своенравная и непостоянная богиня могла и разгневаться на того, кто обращался к ней по пустякам.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Интересно, что богиня Ника всегда была на «вторых ролях» в скульптурных композициях, изображаемых древними мастерами. Она то сопровождает главных богов греческого пантеона, то парит над героем-победителем, то закалывает жертвенных животных, прося у Зевса и Афины помощи для героя. Очень распространенный сюжет барельефов – Ника, парящая над победителем, едущим в колеснице.

Тем не менее, греки воздавали Нике должные почести. Помимо скульптур и барельефов, богиню славили различные произведения литературы. В частности, ей посвящен XXXIII орфический гимн – образчик классического, первоначально – устного эллинистического творчества.

Что известно археологии

Статуя, украшающая свои присутствием Лувр, изучена достаточно тщательно. Не ограничившись исследованием письменных источников, ученые совсем недавно решились исследовать небольшой фрагмент постамента Ники Самофракийской. Современные методики помогли точнее определить возраст скульптуры и место ее изготовления.

Ника была создана около 200 года до нашей эры. Для изготовления был использован паросский мрамор – очень дорогой, воистину царский материал. Первоначально Ника была частью большой скульптурной группы, увековечивающей славную морскую победу, одержанную царем Родоса Деметрием Первым. По изначальной задумке гениального автора, статуя располагалась на пьедестале из мрамора серого цвета, изображавшем корабль победителей. Так создавалось впечатление, что Ника нисходит с небес и дарует победу флоту Родоса.

Какое конкретно морское сражение прославляла скульптурная группа, установить не удается. Древние тексты дают сразу несколько объяснений этому. Как полагают историки, наиболее вероятно, что Ника Самофракийская создана в честь победы в битве при Саламине, произошедшей за 50 лет до ее создания, или в сражении у острова Кос.

Символ эллинизма

К сожалению, значительная часть найденной скульптуры отсутствовала. Как и у многих античных статуй, у Ники не сохранилась голова и руки. Было утеряно одно крыло богини победы и множество мелких деталей. Часть из них до сих пор находят при раскопках Самофракии. А недостающее крыло воссоздали из гипсового материала уже во Франции.